DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-189-194 NIION: 2018-0076-1/23-30 MOSURED: 77/27-023-2023-1-30
ПРИМОВА Эльмира Неджефовна,
Кандидат исторических наук, старший советник юстиции, ведущий научный сотрудник Университета прокуратуры Российской Федерации, e-mail: primova@inbox.ru
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
Аннотация. В статье показаны основные направления деятельности органов прокуратуры по борьбе с коррупцией на государственной и муниципальной службе, в том числе, по выявлению конфликтов интересов. На основе современной юридической методологии раскрыта природа конфликта интересов, который не является в полной мере юридическим конфликтом, но обладает определенным правовым содержанием. В статье раскрываются главные компоненты этого содержания, которое, в свою очередь, формируется государственной волей, направленной на конструирование правонарушений коррупционной направленности. Выявлены особенности самой конструкции «конфликт интересов» с позиций отечественного законодательства, Показано значение профилактической деятельности для предотвращения и урегулирования ситуации конфликта интересов. Сделаны теоретические и практические выводы, направленные на повышение эффективности борьбы с коррупцией и укрепление законности. Подчеркивается, что одним из главных способов профилактики коррупции на государственной и муниципальной службе является своевременное выявление и эффективное урегулирование конфликта интересов, в том числе, органами прокуратуры в процессе выполнения ими надзорных функций.
Ключевые слова/ конфликт интересов, коррупция, прокуратура, государственная и муниципальная служба, правонарушение, юридический конфликт.
PRIMOVA Elmira Nedzhefovna,
Candidate of Historical Sciences, Senior Adviser of Justice, Leading Researcher at the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation
THE ACTIVITY OF PROSECUTION BODIES IN IDENTIFYING CONFLICTS OF INTEREST ON STATE AND MUNICIPAL SERVICE
Annotation. The article shows the main activities of the prosecutor's office to combat corruption in the state and municipal service, including the identification of conflicts of interest. On the basis of modern legal methodology, the nature of the conflict of interests is revealed, which is not fully a legal conflict, but has a certain legal content. The article reveals the main components of this content, which, in turn, is formed by the state will aimed at constructing corruption-related offenses. The features of the "conflict of interest" construction itself from the standpoint of domestic legislation are revealed, the importance of preventive activities for the prevention and settlement of a conflict of interest situation is shown. Theoretical and practical conclusions aimed at improving the effectiveness of the fight against corruption and strengthening the rule of law are made. It is emphasized that one of the main ways to prevent corruption in the state and municipal service is the timely identification and effective settlement of conflicts of interest, including by the prosecutor's office in the course of their supervisory functions.
Key words: conflict of interest, corruption, Prosecutor's office, state and municipal service, offense, legal conflict.
В современных условиях борьба с коррупцией на государственной и муниципальной службе входит в число приоритетных задач государства в сфере борьбы с
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
преступностью. Преодоление коррупции справедливо рассматривается как необходимое условие успешного проведения административных и иных реформ [1, с. 1489]. Важную роль в этом играют
органы прокуратуры, которые в силу своей главной функции - контроля за соблюдением законности - принимают меры по выявлению конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе как основы для возникновения коррупционных преступлений.
Исследование той деятельности, которую осуществляют органы прокуратуры по борьбе с коррупцией, должно опираться на современную научную методологию. Среди используемых методов, в первую очередь, отметим конструктивизм, который некоторыми современными теоретиками права рассматривается в качестве общеметодологического ориентира [2, с. 92]. В соответствии с принципами конструктивизма, изначально заданных критериев преступности не существует, поведение рассматривается как преступное после наделения его соответствующим смыслом [3, р. 34]. Социальная реальность, связанная с понятием преступного поведения, конструируется с помощью такого инструмента, как криминализация. Используя криминализацию для выделения коррупционных преступлений, государство учитывает степень их общественной опасности.
Тот факт, что в современных условиях российское государство придает вопросам борьбы с коррупцией большое значение и ужесточает ответственность за преступления коррупционной направленности, говорит об осознании представителями властных структур общественной опасности данного явления, которое негативно влияет на социально-экономическое развитие и динамику преступности, в целом.
Конструктивизм в методологическом плане может быть дополнен антропоцентризмом как направлением современной социологической теории права [4, с. 6]. Антропоцентризм придает особое значение субъекту права, играющему ключевую роль в процессе социального конструирования. Первичный произвол законодателя, выражающийся в принятии новых норм, получает определенный ментальный образ и затем трансформируется в массовое и повседневное поведение людей по реализации этих норм. В итоге именно наделенный правоприменительными полномочиями субъект права может рассматриваться как главное звено в процессе конструирования правовой реальности, наполняемого конкретных значением через деятельность конкретных людей [5, с. 43]. Отсюда следует, что деятельность органов прокуратуры по борьбе с коррупцией и выявлению конфликта интересов на государственной и муниципальной службе определяется конкретными повседневными действиями работников прокуратуры, которые наделены соответствующими полномочиями по реализации законодательства о борьбе с коррупцией. Таким образом,
эффективность борьбы с коррупцией в рассматриваемом случае определяется, с одной стороны, качеством действующего антикоррупционного законодательства, с другой стороны, правосознанием работников прокуратуры, их способностью решать конкретные задачи, предусмотренные служебными полномочиями.
С позиций современной постклассической юриспруденции, коррупцию нельзя рассматривать только как определенную количественную совокупность преступлений коррупционной направленности, совершенных за определенный промежуток времени и зарегистрированных государственными органами. При этом не всегда учитываются сложные причинно-следственные связи, порождающие коррупцию, не принимается во внимание несводимость общей суммы совершенных и зарегистрированных преступлений коррупционной направленности к общей ситуации состояния коррупции и эффективности борьбы с ней.
Безусловно, при юридическом анализе коррупции применимы традиционные критерии: противоправность, общественная опасность, виновность, наказуемость. Вместе с тем, следует учитывать и иные факторы, в первую очередь, отношение к коррупции и ее проявлениям со стороны общества, а также отдельных социальных групп. Отметим, что официальная оценка коррупции, выраженная в соответствующих нормах права, может в ряде случаев не совпадать с оценкой общественности.
Коррупция с позиций постклассической теории права представляет собой сложный конструкт, для которого характерны следующие признаки: социальный характер, знаково-дискурсивная форма, историческая и социокультурная обусловленность [6, с. 26].
Факторы, которые обусловливают коррупцию, вытекают из существующего на данный момент состояния общества, они неотделимы от официальной и неофициальной оценки коррупционных проявлений.
Многогранность коррупции проявляется в том, что в определенных случаях и ситуациях она играет позитивную роль, облегчая представителям бизнеса преодоление административных барьеров. Выстроенные и работающие коррупционные схемы нередко помогают развитию крупного бизнеса, создавая для этого необходимые условия. Поэтому, в отличие от преступлений против личности, коррупционные преступления не всегда рассматриваются членами социума как абсолютное зло. Бытовая коррупция в некоторых регионах традиционно рассматривается как необъемлемый атрибут повседневной жизни и социальной коммуникации. Это относится и к конфликту интересов на государственной и муниципальной службе.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
Важное значение преодоления конфликта интересов объясняется, прежде всего, тем, что для успешной борьбы с коррупцией необходимо не только ужесточать ответственность за коррупционные проявления, но и последовательно ликвидировать условия для их возникновения.
Противодействие конфликту интересов на государственной и муниципальной службе, осуществляемое органами прокуратуры, должно опираться на четкое доктринальное понимание сущности данного явления, его осмысление с теоретических позиций.
Является дискуссионным вопрос о том, можно ли конфликт интересов считать полноценным юридическим конфликтом.
Характеризуя особенности юридического конфликта, авторы посвященной ему коллективной монографии выделяют четыре его признака: существование легально установленного порядка; нормативная характеристика; наличие механизмов диагностики и предотвращения конфликтов; наличие процедуры разрешения спора и конфликтной ситуации [7, с. 7].
Представляется возможным предположить, что конфликт интересов - это противоречие в управленческой деятельности, которое не достигло еще уровня юридического конфликта и представляет собой одну из его первичных стадий в виде предконфликтной ситуации. При этом несомненно, что конфликт интересов имеет выраженное правовое содержание, которое проявляется в наличии ряда признаков юридического конфликта, таких, как наличие легально установленного порядка; нормативная характеристика; наличие механизма предотвращения.
Юридическое значение конфликта интересов в контексте борьбы с коррупцией проявляется в следующих его характеристиках:
- понятие конфликта интересов и его содержание закреплено законодателем в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-Ф3 (действует в ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции»;
- закон «О противодействии коррупции» устанавливает прямую обязанность государственных и муниципальных служащих, а также некоторых других категорий служащих и работников принимать меры по предотвращению конфликта интересов;
- закон «О противодействии коррупции» определяет порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
- непринятие предусмотренных законодательством мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов влечет за собой юридическую ответственность.
Юридический конфликт - это столкновение интересов, предусмотренное нормами права и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
имеющее правовой механизм разрешения. В его основе лежит столкновение противоположных интересов. Законодательство предусматривает для определенных категорий лиц обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Невыполнение этой обязанности, проявляющееся в бездействии, и будет выступать юридическим фактом, который влечет за собой возникновение новых правоотношений.
Подобно любому юридическому конфликту, конфликт интересов может и должен рассматриваться не как статичное явление, а как явление развивающееся. В динамике конфликта интересов можно выделить две стадии: доюридическую и юридическую.
На первой стадии конфликт интересов только формируется, он еще не привел к нарушению действующего законодательства в результате противоправных действий его субъекта. На этой стадии возможно предотвращение развития конфликта интересов добровольными действиями субъекта либо неюридическое его разрешение. В данной ситуации решающее значение имеют неправовые, моральные регуляторы, которые детерминируют правомерное поведение субъектов соответствующих отношений. Именно на этой стадии имеют большое практическое значение те кодексы профессиональной этики, которые принимаются представителями профессиональных сообществ [8, с. 67].
На второй стадии конфликт интересов становится полноценным юридическим конфликтом, который может быть разрешен только правовыми средствами. Формой данного конфликта является правонарушение (п. 6 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции»).
Исследователи также выделяют предкон-фликтную ситуацию, в условиях которой «без какого-либо специального вмешательства конфликт обязательной возникнет» [9, с. 57].
Анализ конструкции «конфликт интересов» показывает, что ее возникновение уже свидетельствует о наличии правонарушения. Исходя из норм отечественного законодательства о противодействии коррупции, наличие конфликта интересов - уже свершившийся факт, который влечет за собой негативные правовые последствия.
Учитывая, что понятие коррупционного правонарушения в законодательстве не сформулировано, можно считать, что ситуация конфликта интересов уже является таким правонарушением. Фактически об этом уже писали исследователи, которые считают, что «по законодательству конфликт интересов всегда имеет иррациональную вредоносную коррупционную природу» [10, с. 30].
Подобная конструкция понятия «конфликт интересов» не соответствует зарубежной практике, где ситуация возможности возникновения такого конфликта является правомерной и выступает поводом для государственного или муниципального служащего сделать соответствующее заявление в уполномоченные органы. В то же время, учет зарубежного опыта не просто желателен, но даже необходим, так как само появление в отечественном законодательстве понятия «конфликт интересов» обусловлено международными обязательствами Российской Федерации, в частности, ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. Кроме того, законодательство большинства экономически развитых зарубежных государств запрещает государственным служащим участвовать в процессе принятия решений, затрагивающих их собственные экономические интересы [11, с. 100].
Встречающиеся в практике ситуации, связанные с конфликтом интересов, достаточно многообразны и не всегда укладываются в стандартные схемы [12, с. 50]. Предусмотреть и закрепить в законодательстве все ситуации, порождающие конфликт интересов, не представляется возможным [13, с. 62]. В связи с этим, особое значение приобретает деятельность органов прокуратуры, направленная на выявление и предотвращение подобных ситуаций.
Роль прокуратуры в проверке соблюдения норм законодательства, связанных с предотвращением конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, определяется, во-первых, общей ролью этого органа в вопросах надзора за соблюдением законности, во-вторых, имеющимися у органов прокуратуры конкретными полномочиями по борьбе с коррупцией. Наделение прокуратуры такими полномочиями соответствует тезису о том, что «самым надежным сдерживающим фактором коррупции является эффективная аполитичная система контроля» [14, с. 104].
Конкретные мероприятия по участию органов прокуратуры в борьбе с коррупцией определяются соответствующими нормативными актами. Например, Приказом Генерального прокурора Российской Федерации 08.08.2018 № 485 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» был утвержден «Комплексный план мероприятий по противодействию коррупции на 2018 - 2021 годы». В Комплексном плане предусматривалось принятие мер по повышению эффективности реализации требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в организациях, созданных
для выполнения задач, поставленных перед Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Еще один пример - Приказ Генеральной прокуратуры России от 11.11.2014 № 611, которым было предусмотрено создание аттестационных комиссий органов и организаций прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению прокурорских работников и урегулированию конфликта интересов, а также комиссий органов прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
В практической деятельности органов прокуратуры, как свидетельствуют данные ежегодных докладов о состоянии законности и правопорядка, особое внимание уделяется выявлению фактов неисполнения должностными лицами государственных и муниципальных органов обязанности по урегулированию конфликта интересов и возможного его возникновения. Органы прокуратуры исходят в своей деятельности из того, что конфликт интересов влечет за собой коррупционные преступления; в свою очередь, коррупция выступает мощным детерминирующим фактором для других видов преступности, в первую очередь, тех, которые направлены против государственной собственности и совершаются в сфере распоряжения государственным и муниципальным имуществом.
Важное значение для снижения общего уровня преступлений коррупционного характера имеет профилактическая работа, направленная на предотвращение конфликта интересов. В частности, органами прокуратуры проводятся просветительские, образовательные, разъяснительные мероприятия, направленные на формирование устойчивых антикоррупционных моделей поведения государственных и муниципальных служащих. Важность проведения подобного рода мероприятий определяется тем, что решающее значение для предотвращения конфликта интересов имеет правомерная деятельность государственных служащих. Эта деятельность детерминирована сложным комплексом причин и побудительных мотивов, которые в основе своей имеют как моральные, так и правовые нормы. В конечном счете речь идет о той системе ценностей, которая характерна для каждого конкретного государственного служащего и которая сформирована в процессе воспитания, в том числе, и правового.
Работа по правовому просвещению государственных и муниципальных служащих, работников государственных и муниципальных учреждений приносит свои позитивные результаты. Органы прокуратуры продолжают выявлять факты
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
неисполнения должностными лицами государственных и муниципальных органов обязанности по урегулированию конфликта интересов или предотвращению его возможного возникновения. Информация о подобных фактах органы прокуратуры получают в результате проверок в рамках деятельности по противодействию коррупции. Соответствующая деятельность способствует укреплению законности и правопорядка в современном российском обществе [15, с. 24].
Непринятие должностными лицами мер по урегулированию конфликта интересов влечет за собой их увольнение в связи с утратой доверия. Значительное количество таких увольнений происходит по инициативе прокуроров. Например, в 2018 г. в Чувашской Республике по инициативе органов прокуратуры был освобожден от должности глава сельского поселения, который являлся учредителем и директором сельскохозяйственной организации, зарегистрированной в том же поселении [16, с. 145].
По данным официальной ведомственной статистики за первое полугодие 2019 г. выявлено свыше 140 тысяч коррупционных правонарушений. По требованию прокуроров в течение полугодия 33 тысячи должностных лиц было привлечено к дисциплинарной ответственности, более 4 тысяч - к ответственности административной. По материалам прокурорских проверок следственными органами было возбуждено почти 2 тысячи уголовных дел. В результате прокурорского вмешательства в первом полугодии 2019 г. 469 должностных лиц уволено в связи с утратой доверия (за весь 2018 год - 1303 лица)1.
В работе, которую органы прокуратуры проводят в рассматриваемом направлении, имеются и возможности для повышения ее качества. В частности, не всегда обеспечивается включение сведений о применении к работникам взысканий в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Вместе с тем тщательное ведение такого реестра может способствовать профилактике последующих правонарушений коррупционной направленности.
В целом, следует отметить, что, несмотря на определенные успехи, достигнутые в борьбе с коррупцией, в том числе, благодаря повседневной деятельности органов прокуратуры, полностью искоренить коррупционные проявления в обозримом будущем не представляется возможным. Коррупция выступает следствием имеющихся в обществе случаев деформации правосознания, которые не всегда поддаются успешной корректи-
1 https://tass.ru/obschestvo/67226187utm_
source=yxnews&utm_medium=desktop
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
ровке. Очевидно, что в системе государственного и муниципального управления невозможно полностью устранить саму возникновения ситуации конфликта интересов. В связи с этим, одним из главных способов профилактики коррупции на государственной и муниципальной службе является своевременное выявление и эффективное урегулирование конфликта интересов. Подобные действия должны основываться на строгом и неуклонном соблюдении режима законности, что в конечном итоге послужит не только сокращению коррупционных правонарушений, но и укреплению правопорядка, в целом.
Список литературы:
[1] Smorgunova V.Y., Dorskaia А.А., Pashentsev D.A., Pavlenko E.M., Ignatieva M.V. Legal reform as an administrative decision: the risks and performance criteria // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. V. 7. № 6. P. 1488-1493.
[2] Пашенцев Д. А. Конструктивизм в современной юридической науке // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2022. № 1. С. 16-22.
[3] Black D. Crime as Social Control / D. Black // American Sociological Review. - Vol. 48. № 1 (Feb., 1983). - P. 34-45.
[4] Пашенцев Д.А. Российская законотворческая традиция перед вызовом цифровизации / Д.А. Пашенцев // Журнал российского права. 2019. № 2. С. 5-13.
[5] Честнов И.Л. Правовая система в постклассической парадигме / И.Л. Честнов // Правовая система общества: проблемы теории и практики. Труды международной научно-практической конференции. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2011. С. 39-44.
[6] Честнов И.Л. Правонарушаемость в постклассической интерпретации // / И.Л. Честнов «Черные дыры» в российском законодательстве. 2019. № 1. С. 26-28.
[7] Юридический конфликт: монография / О.А. Акопян, С.Б. Бальхаева, А.А. Головина [и др.]; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Инфра-М, ИЗиСП, 2017.
[8] Ильяков А.Д. Правовое регулирование конфликта интересов на государственной службе посредством этических норм / А.Д. Ильяков // Современное право. 2016. № 10. С. 65 - 69.
[9] Трунцевский Ю.В. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов в органах внутренних дел / Ю.В. Трунцевский // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 1. С. 55-60.
[10] Сурманидзе И.Н., Ермолин А.В. Правовые и психологические аспекты конфликта интересов на государственной и муниципальной
службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 1. С. 37 - 42.
[11] Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: Научно-практическое пособие / Т.С. Глазы-рин, Т.Л. Козлов, KM. Колосова и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. M.: Изд-во ИЗиСП при Правительстве РФ; ИНФРА-M, 2016.
[12] Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы: пер. с англ. О.А. Алякринского. - M.: Логос, 2003.
[13] Цирин АМ, Севальнев В.В., Черепанова Е.В. Конфликт интересов: право и этика // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 3. С. 49-63.
[14] Ильина О.В. Особенности реализации надзорных функций прокуратуры в сфере противодействия коррупции / О.В. Ильина // Российская юстиция. 2019. № 2. С. 61 - 63.
[15] Северухин В.А. О понимании законности и правопорядка // Вестник M^Y Серия «Юридические науки». 2020. № 3. С. 23-32.
[16] Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры в 2018 году. Информационно-аналитическая записка. M.: НИИ Университета прокуратуры РФ, 2019.
Spisok literatury:
[1] Smorgunova V.Y., Dorskaia A.A., Pashent-sev D.A., Pavlenko E.M., Ignatieva M.V. Legal reform as an administrative decision: the risks and performance criteria // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. V. 7. № 6. P. 1488-1493.
[2] Pashencev D. A. Konstruktivizm v sovre-mennoj yuridicheskoj nauke // Vestnik MGPU. Seriya «YUridicheskie nauki». 2022. № 1. S. 16-22.
[3] Black D. Crime as Social Control / D. Black // American Sociological Review. - Vol. 48. № 1 (Feb., 1983). - P. 34-45.
[4] Pashencev D.A. Rossijskaya zakonot-vorcheskaya tradiciya pered vyzovom cifrovizacii / D.A. Pashencev // ZHurnal rossijskogo prava. 2019. № 2. S. 5-13.
[5] CHestnov I.L. Pravovaya sistema v post-klassicheskoj paradigme / I.L. CHestnov // Pravovaya
sistema obshchestva: problemy teorii i praktiki. Trudy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. SPb.: Izdat. dom SPbGU, 2011. S. 39-44.
[6] CHestnov I.L. Pravonarushaemost' v post-klassicheskoj interpretacii // / I.L. CHestnov «CHernye dyry» v rossijskom zakonodatel'stve. 2019. № 1. S. 26-28.
[7] YUridicheskij konflikt: monografiya / O.A. Akopyan, S.B. Bal'haeva, A.A. Golovina [i dr.]; otv. red. YU.A. Tihomirov. M.: Infra-M, IZiSP, 2017.
[8] Il'yakov A.D. Pravovoe regulirovanie konf-likta interesov na gosudarstvennoj sluzhbe posredst-vom eticheskih norm / A.D. Il'yakov // Sovremennoe pravo. 2016. № 10. S. 65 - 69.
[9] Truncevskij YU.V. Predotvrashchenie i ureg-ulirovanie konflikta interesov v organah vnutrennih del / YU.V. Truncevskij // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2019. № 1. S. 55-60.
[10] Surmanidze I.N., Ermolin A.V. Pravovye i psihologicheskie aspekty konflikta interesov na gosudarstvennoj i municipal'noj sluzhbe // Gosudarstven-naya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2019. № 1. S. 37 - 42.
[11] Konflikt interesov na gosudarstvennoj i municipal'noj sluzhbe, v deyatel'nosti organizacij: prichiny, predotvrashchenie, uregulirovanie: Nauch-no-prakticheskoe posobie / T.S. Glazyrin, T.L. Kozlov, N.M. Kolosova i dr.; otv. red. A.F. Nozdrachev. M.: Izd-vo IZiSP pri Pravitel'stve RF; INFRA-M, 2016.
[12] Rouz-Akkerman S. Korrupciya i gosu-darstvo. Prichiny, sledstviya, reformy: per. s angl. O.A. Alyakrinskogo. - M.: Logos, 2003.
[13] Cirin A.M., Seval'nev V.V., CHerepanova E.V. Konflikt interesov: pravo i etika // ZHurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pra-vovedeniya. 2018. № 3. S. 49-63.
[14] Il'ina O.V. Osobennosti realizacii nadzornyh funkcij prokuratury v sfere protivodejstviya korrupcii / O.V. Il'ina // Rossijskaya yusticiya. 2019. № 2. S. 61 - 63.
[15] Severuhin V.A. O ponimanii zakonnosti i pravoporyadka // Vestnik MGPU. Seriya «YUridich-eskie nauki». 2020. № 3. S. 23-32.
[16] Sostoyanie zakonnosti i pravoporyadka v Rossijskoj Federacii i rabota organov prokuratury v 2018 godu. Informacionno-analiticheskaya zapiska. M.: NII Universiteta prokuratury RF, 2019.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023