STUD NET
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE TO ENSURE THE RULE OF
LAW IN THE FIELD OF CHARITY
УДК 34
Першина Елена Валерьевна, Студент магистратуры Юридического института Югорского государственного университета, Россия, г. Ханты-Мансийск. [email protected]
Pershina Elena Valeryevna, master's degree Student of the Law Institute Ugra state University, Khanty-Mansiysk, Russia. [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье раскрыто каким образом осуществляется прокурорский надзор в сфере благотворительности, приводятся основания для прокурорского вмешательства (проверок), а также роль прокуратуры в государственном надзоре. Рассматривается какой объем полномочий представлен российским законодательством для прокуратуры в отношении некоммерческих организаций в целом и благотворительных некоммерческих организаций, в частности.
ANNOTATION
The article reveals how Prosecutor's supervision in the sphere of charity is carried out, provides the grounds for Prosecutor's intervention (checks), as well as the role of the Prosecutor's office in state supervision. The article considers the scope of powers provided by Russian legislation for the Prosecutor's office in relation to non-profit organizations in General and charitable non-profit organizations in particular.
Ключевые слова: благотворительность, прокурорский надзор, полномочия, некоммерческие организации, российское законодательство
Keywords: charity, Prosecutor's supervision, powers, non-profit organizations, Russian legislation
Органы прокуратуры наделяются достаточно широкими полномочиями для осуществления деятельности по обеспечению законности во всех сферах
жизни общества. Однако вопрос о пределах этих полномочий точно не разрешен в законодательстве и вызывает дискуссии среди теоретиков права. Правовые пробелы в законодательстве и отсутствие строго закрепленных правовых процедур по проведению проверок оставляют большое количество вопросов на разрешение прокурора. В последствии это может приводить к злоупотреблениям и иным незаконным действиям.
В настоящее время благотворительность является достаточно востребованным институтом. Это связано с большой разницей населения по доходам и появлением большого количества граждан, проживающих за чертой бедности. Также различные негативные ситуации, на разрешение которых у граждан не хватает денежных средств, заставляют их обращаться за благотворительной помощью. В настоящее время благотворительной деятельностью могут заниматься не только благотворительные организации, но и иные юридические лица.
Законодательство в этой сфере на федеральном уровне и уровне субъектов получило свое развитие в конце прошлого века. Организации, занимающиеся благотворительностью, получают налоговые льготы со стороны государства, а также возможность распоряжаться денежными средствами как полученными от государства, так и от полученные от спонсоров. Благотворительная деятельность ни раз становилась своеобразным прикрытием для экономических преступлений, сбора средства для финансирования терроризма, легализации денежных средств.
Для пресечения подобных преступлений и правонарушений прокуратура от имени государства осуществляет деятельность по обеспечению законности в данной сфере. Главной задачей Прокуратуры в Российской Федерацией является надзор за единообразным исполнением требований законодательства. Для этого прокуратуре предоставлены достаточно широкие полномочия.
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о благотворительной деятельности является самостоятельной, специфической деятельностью, которая заключается в осуществлении от имени государства надзора за единообразным исполнением законодательства, регулирующего отношения, связанные с добровольной деятельностью граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Таким образом, интересы отдельных органов, организаций,
учреждений, должностных или физических лиц приводятся в соответствие с интересами государства в целом.
Анализ практики надзорной деятельности прокуратуры показал, что самым распространенным основанием для прокурорского вмешательства являются нарушения общественными благотворительными организациями правил об ежегодном информировании о продолжении своей деятельности, предоставлении информации, в частности решений руководящих органов и должностных лиц, годовых и квартальных отчетов о деятельности в объеме сведений, которые были поданы в налоговые органы. Такие нарушения могут быть форме полного не информирования, так и форме ненадлежащего или несвоевременного информирования. Прокурорами нередко выявляются факты нарушений порядка управления (относительно состава и процедуры формирования руководящих органов, срока полномочий их членов, порядка и условий их созыва и функционирования), порядка приема членов общественной и религиозных организаций, закрепленных уставами данных организаций. Также, в ходе прокурорских проверок выявлялись нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, регистрационного учета граждан, пожарной безопасности.
Таким образом, в сфере благотворительности можно определить роль прокуратуры в государственном надзоре за обеспечением законности как уникального и системообразующего элемента, который обладает правом выполнения функций прокурорского надзора и координатора деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в том числе, в сфере благотворительности.
Сложным практическим и теоретическим вопросом является определение объема полномочий прокуратуры в отношении некоммерческих организаций в целом и благотворительных некоммерческих организаций, в частности [7].
В одном из дел, касающегося оспариванию проверок некоммерческими организациями доказывалось, что прокуратура оказывает необоснованно пристальное внимание [5]. В данном деле КС РФ напомнил, что прокуратура не подменяет другие государственные органы, и проверка, проводимая прокуратурой, носит вневедомственный и межотраслевой характер. Специальный контроль над некоммерческими организациями осуществляется Минюстом РФ [4].
Результаты проверки Минюстом РФ являются одним из оснований для проведения прокурорской проверки конкретной некоммерческой
организации. При проведении проверок прокуратура обязана обратиться Минюст для получения данных о проверяемой организации [5].
Проверки проводятся, по определенным сведениям, о нарушении законодательства. В тоже время, в случае установления фактов нарушения законодательства, проведение по прошествии разумного срока еще одной проверки - чтобы понять, устранены ли они является вполне разумным и закономерным действием. Организации не должны расценивать ее как еще одну проверку по одному и тому же предмету. Соответственно, и органы прокуратуры должны проверять только лишь факт устранения нарушений, а не проводить проверочные действия повторно.
Одним их препятствий в осуществление нормальной деятельности некоммерческой организацией является тот факт, что прокурор наделен достаточно широкими полномочиями при проведении проверок в каждой конкретной организации, а процедура проведения нормативно не закреплена [5]. Организации должны исполнять требования прокурора, выдвигаемые в ходе проведения проверки в установленный им (прокурором) срок. В случае не исполнения, организация может быть привлечена к административной ответственности
Законодательно не установлен срок исполнения таких требований. В каждой конкретной ситуации срок устанавливается прокурор с учетом обстоятельств дела. Такое положение дел может порождать ситуации, когда время для представления требуемых документов организации предоставлено прокурором мало, а обжаловать это они не смогут, поскольку отсутствуют нормативно закрепленные критерии определения и подсчета предоставляемых сроков. И в таких ситуациях, организации привлекаются к административной ответственности.
Общие сроки проведения проверки также не установлены законодательством, а подлежат установлению прокурором с учетом результатов произведенных мероприятий. Чаще всего в отношении НКО, в том числе, в отношении благотворительных организаций проводятся камеральные проверки, т.е. проверки документов. Однако и их продолжительность должна быть строго ограничена законодательно, поскольку определение ее в каждом конкретном случае по усмотрению прокурора препятствует полноценной реализации права граждан на объединение, указал Конституционный Суд РФ [5].
Таким образом, подобное отсутствие сроков в нормативно-правовых актах свидетельствует о нарушении требования формальной определенности
закона. В настоящее время разумность таких сроков доказывается прокурором в суде в случае, если действия прокурора обжалуется в судебном порядке. Автор данной статьи предполагает о необходимости закрепления предельных сроков проведения проверочных мероприятий и сроков, отводимых для предоставления материалов по требованию прокурора.
Таким образом, сфера благотворительности и деятельность общественных организаций, занимающихся благотворительностью, требует надзора со стороны прокуратуры, для предотвращения совершения преступлений. Однако законодательно должен быть установлен объем полномочий прокуроров и прописаны предельные сроки для осуществления тех или иных действий. Чем меньше вопросов будет отведено на разрешение прокурора при каждой проверке, тем большую эффективность будут приносить их действия по обеспечению законности.
Список литературы
1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-Ф3 (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс».
3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.06.2019) // СПС «Консультант Плюс».
4. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2012 года № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций» // СПС «Консультант Плюс».
5. Постановление КС РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П // СПС «Консультант Плюс».
6. Гусев И. Благие дела под контролем // Юридическая газета. 2011. № 12.
7. Жердева Н.И. Деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере благотворительности: вопросы теории и практики: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2006.
8. Ищук Т. В. Контроль за благотворительной деятельностью и правонарушения в области благотворительной деятельности в Российской Федерации [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). —
Краснодар: Новация, 2016. — С. 127-129. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9709/ (дата обращения: 24.06.2019).
List of references
1. Federal law "On the procuracy of the Russian Federation" of 17.01.1992 № 2202-1 (latest revision) // ATP "Consultant Plus".
2. Federal law "On charitable activity and volunteerism (volunteering)" from 11.08.1995 No. 135-FZ (the last version) // ATP "Consultant Plus".
3. "The code of the Russian Federation about administrative offences" dated 30.12.2001 № 195-FZ (as amended on 17.06.2019) (Rev. and add., Intro. effective from 18.06.2019) / / SPS "Consultant Plus".
4. The RF Government decree of 11 July 2012 № 705 "On approval of Provisions on Federal state supervision over the activities of non-commercial organizations" // ATP "Consultant Plus".
5. The decision of the constitutional court of the Russian Federation of February 17, 2015 No. 2-P // ATP "Consultant Plus".
6. Gusev I. Good deeds under control / / Yuridicheskaya Gazeta. 2011. # 12.
7. Zherdeva N. I. Activities of the Prosecutor's office to ensure the rule of law in the field of charity: questions of theory and practice: author. dis. ... Cand. the faculty of law. Sciences. M., 2006.
8. Ishchuk T. V. Control over charitable activities and offenses in the field of charitable activities in the Russian Federation [Text] // Law: modern trends: proceedings of the third international conference. scientific Conf. (Krasnodar, February 2016). - Krasnodar: Novation, 2016. - P. 127-129. - URL https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9709/ (accessed: 24.06.2019).