ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
НАСЕЛЕНИЯ
1 2 Саблин Д.А. , Сотникова А.П.
1Саблин Дмитрий Александрович - кандидат педагогических
наук, доцент; Сотникова Анастасия Павловна - студент, направление: юриспруденция, кафедра теории государства и права и конституционного права, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения посредством реализации мер поддержки органами местного самоуправления. Автором дается общая характеристика деятельности органов власти в условиях пандемии. Рассматриваются меры, применяемые органами местного самоуправления, осуществляемые в настоящее время, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ключевые слова: пандемия COVID-19, инфекция, деятельность органов, меры государственной поддержки, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
DOI: 10.24411/2542-081Х-2021-10102
Опасные вспышки коронавирусных инфекций 2003, 2009 гг. не послужили предостережением для мирового сообщества. Актуальным вопросом является включение в общий реестр информации о заболеваниях иностранных граждан и лиц без гражданства, доступ к которой должен быть у медицинских учреждений, расположенных на территории муниципальных образований. Введение этих норм будет способствовать более
15
широкому охвату иностранных граждан, пребывающих в Российскую Федерацию с целью трудовой деятельностью медицинским освидетельствованием на отсутствие инфекционных заболеваний.
Необходимо понимать, что коронавирус по своим последствиям - явление многоаспектное. Пандемия затрагивает практически все без исключения сферы жизни современного общества. Государственное управление в различных же сферах общественной жизни осуществляется самыми разнообразными, специализированными органами. Соответственно, и их деятельность по противодействию преодолению неблагоприятных последствий разнопланова и разнофакторна, она разделена по направлениям общественной жизни и государственного управления и объективно нуждается в согласовании и координации [1, С 6].
В деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике заболеваемости коронавирусом, по борьбе с его последствиями в широком смысле слова существует множество аспектов и направлений, подлежащих координации (согласованию), однако, в целях настоящей работы, мы выделяем три основных направления согласованной деятельности органов государства, пользуясь одновременно двухкритериальным делением: по объектам государственного воздействия (адресатам государственной помощи и т. п.) и сферам такого рода воздействия.
Таким образом, по нашему мнению, подлежит согласованию деятельность органов государства и местного самоуправления в трех основных областях.
Во-первых, это помощь индивидам (их коллективам, обществу в целом) в связи с распространением заболевания, а также иные действия в этой связи.
Прежде всего, это помощь индивидам - конкретным физическим лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с пандемией. Эта помощь, первоначально, состоит в способствовании возвращению граждан Российской Федерации в Россию, их карантинная проверка и, в случае
необходимости, лечение, равно как и лечение тех находящихся на территории Российской Федерации физических лиц (граждан и не граждан), которые заразились коронавирусом уже на территории России. Здесь также целесообразна индивидуальная материальная, психологическая и тому подобная помощь таким лицам [3, С 210].
Очевидно, что такого рода деятельность должна быть согласована между заинтересованными министерствами и ведомствами.
В частности, координатором программы по учету соотечественников за границей и обеспечению их возврата в Российскую Федерацию должен быть, видимо, МИД РФ, который обязан действовать в тесной взаимосвязи с МЧС России, при необходимости - Минобороны России (например, в части ВКС и ВМС), пограничных войск ФСБ России, таможенной службы, такими организациями как «Турпо-мощь» и проч. Участниками координационного процесса должны стать и негосударственные органы власти, например, туроператоры. Уже на этапе возвращения соотечественникам должна быть оказана необходимая медицинская помощь, произведено их тестирование на предмет наличия заболевания, они должны получить необходимые предметы, например, маски или респираторы, для предотвращения возможной передачи инфекции (Минздрав России) и т. п.
На этом этапе в порядке координации действий необходимо создание единого банка данных о возвращающихся гражданах, информация в котором должна формироваться, в том числе, путем анкетирования самих граждан (как длительно и в каком государстве, в каких его частях они конкретно были, с каким примерно контингентом общались и проч.), в том числе, и граждан, госпитализированных с подозрением на коронавирус уже в России: где фактически проживали с момента обнаружения эпидемии коронавируса (приблизительно ноябрь-декабрь 2019 года), с кем общались, включая членов семьи, ходили ли и куда именно на работу, в учебные заведения и т. п.
В последующем обязанности по координации деятельности переносятся на региональные власти и органы местного самоуправления по месту жительства таких лиц (помещение в карантин, обеспечение лекарственными средствами, лечение), а именно, региональные и местные органы здравоохранения, финансов и т. п.
Помимо информационного «банка больных», необходим также информационный «банк государственных возможностей» в части установлении единого количества медицинских работников (с указанием персоналий, квалификации и способа связи) в государстве в каждом субъекте Федерации, органе местного самоуправления, конкретном учреждении здравоохранения, включая вышедших на пенсию, но еще работоспособных лиц, причем, не только через органы здравоохранения и местного самоуправления, но и, например, путем актуализации сведений о состоящих на воинском учете медиках в военных комиссариатах и иными подобными способами. В таком информационном банке должны быть сведения о наличии в медицинских учреждениях аппаратов искусственной вентиляции легких, их состоянии и заранее проработанных логистических возможностях временного предоставления аппарата из одной области в соседнюю область, с учетом наличия персонала, умеющего работать с такого рода аппаратурой. Вполне допустимы сведения о наличии и состоянии койко-мест в инфекционных отделениях медицинских учреждений, о резервных площадях и проч. Такой банк данных должен был быть сделан уже «вчера».
Кроме того, необходимы превентивные действия в системе охраны здоровья граждан, а именно, координация научных исследований в сфере борьбы с коронавирусом и вызванными им осложнениями, разработки вакцины от заболевания, ее производства (закупки), организации плановой вакцинации населения и проч.
Основными участниками координационного процесса, здесь, наверное, будут Министерство науки и высшего образования РФ, Минфин России. Минпромторг РФ и проч.
Здесь особая роль отводится государственным СМИ, особенно, в целях повышения эффективности воздействия, много позитивного могут сделать государственные телеканалы (для пожилых лиц, находящихся в особой зоне риска), государственные и связанные с ними порталы в сети Интернет (сайты, телеграм-каналы и проч.).
Очевидно, что предстоящая борьба с коронавирусом повлечет значительные прямые траты из бюджетов всех уровней.
Так, на муниципальном уровне во всех рассмотренных субъектах Российской Федерации органы местного самоуправления принимают участие и организовывают следующие мероприятия:
- дезинфекция общественных пространств, дворов, общественного транспорта, причем в отдельных случаях потребовалось использование средств резервных фондов местных администраций (например, Подольск, Смоленск, Якутск);
- информационно-агитационная и социально-гигиеническая работа с гражданами, подготовка различных информационных материалов, пропаганда соблюдения самоизоляции, наблюдения за здоровьем;
- контроль за нанесением разметки в точках розничной торговли;
- отсрочка платежей за аренду муниципального имущества;
- отсрочка платежей по местным налогам;
- мониторинг занятости в муниципальном образовании.
В ряде случаев, как правило, в крупных городах, работа представительных - органов муниципальных образований (например, г. Люберцы, г. Новороссийск, г. Тюмень,) и местных администраций ведется в дистанционном режиме с использованием технологий видеоконференцсвязи.
В отдельных регионах муниципальные образования ведут мониторинг цен на продукты первой необходимости в понимании списков, подготовленных Правительством Российской Федерации, то есть включающих средства индивидуальной зашиты и ряд продовольственных
продуктов (например, Брянск, Кострома, Тольятти, Южно-Сахалинск). В то же время применять меры ответственности будут региональные органы [2, С 456].
Другой проблемой, отмечаемой экспертами, является отсутствие у большинства муниципалитетов возможности гарантировать право детей на школьное образование путем предоставления им компьютерной техники. Лишь единицы регионов и муниципальных образований (например, Республики Якутия и Крым, Норильск, Покачи) приняли решение о выдаче во временное пользование компьютерной техники детям из малоимущих семей.
В СМИ получили широкое освещение примеры выдачи взамен горячего питания продуктовых наборов детям из малоимущих семей, не посещающих образовательные учреждения (например, Рязань, Омск). Однако отсутствие единого стандарта обеспечения питанием приводит к тому, что продуктовые наборы существенно разнятся. Это все может привести к потере качества питания.
На проведение работы органов местного самоуправления по борьбе с Covid-19 направлялись средства муниципальных резервных фондов (например, Подольск, Смоленск, Якутск), предусмотренные на финансирование непредвиденных расходов. В то же время такие расходы в основном осуществлялись в крупных городах и районах.
Проведенный мониторинг показал, что муниципальное сообщество является значимым и непосредственным исполнителем мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, что позволяет прогнозировать необходимость дальнейшей активной включенности муниципалитетов в восстановление темпов роста экономики, повышение уровня занятости и доходов населения. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о совершенствовании полномочий органов местного самоуправления в социальной и экономической сферах развития территорий с целью обеспечения позитивных долгосрочных структурных изменений в экономике всей страны. Полагаем целесообразным направить результаты
мониторинга в Правительство Российской Федерации для учета при подготовке общенационального плана восстановления экономики.
В условиях нынешней ситуации очень актуальны вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, способах и порядке его обеспечения. Надлежащее санитарно-эпидемиологическое благополучие населения должно обеспечиваться государством путем использования соответствующими органами и должностными лицами имеющихся правовых средств на федеральном так и на региональном уровне.
Список литературы
1. Горенков Д.В. Вспышка нового инфекционного заболевания ОДУГО-^: р-коронавирусы как угроза глобальному здравоохранению / Д.В. Горенков, Л.М. Хантимирова, В.А. Шевцов // Биопрепараты. Профилактика, диагностика, лечение, 2020. № 1. С. 6-20.
2. Морозов С.А. Каким будет ущерб от вспышки коронавируса для глобальной экономики? / С.А. Морозов // Научный электронный журнал «Меридиан», 2020. № 8. С. 456-458.
3. Шеметова Е.Г. Актуальные аспекты обеспечения безопасности человека при коронавирусе. Е.Г. Шеметова, Д.Д. Шахова, А.К. Иванова // Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник трудов конференции, 2020. С. 209-214.