Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МЕСТО НОРМ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МЕСТО НОРМ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
общественная наблюдательная комиссия / регламент обще-ственной наблюдательной комиссии / общественный контроль / содействие ли-цам / находящимся в местах принудительного содержания / институт права / ин-ститут законодательства / public monitoring commission / regulations of the public monitoring commission / public control / assistance to persons in places of detention / institute of law / institute of legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Васильевна Андреева

В статье проанализированы мнения ученых, доказывающих актуальность разработки проекта единого регламента для общественных наблюдательных ко-миссий (ОНК). Сформулированы основные положения регламента ОНК, которые должны быть отражены в следующих структурных разделах: общие положения; начало работы; планирование работы; заседания; председатель, его заместите-ли и секретарь; обеспечение гласности в работе организации; работа с обраще-ниями; организация посещений мест принудительного содержания граждан; уча-стие членов в работе комиссий исправительных учреждений; документирование результатов работы; содержание, представление и использование результатов общественного контроля; взаимодействие с учреждениями и органами, другими ОНК при осуществлении общественного контроля; содействие лицам, находя-щимся в местах принудительного содержания; поддержка работы. Изложены конкретные предложения по реализации данных основных положений на основе личного многолетнего опыта деятельности в ОНК. Сделан вывод, что обще-ственный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания — это комплексные институты законодательства, включающие нормы разных отраслей законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юлия Васильевна Андреева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF PUBLIC MONITORING COMMISSIONS: LEGAL SUPPORT AND THE PLACE OF NORMS IN THE SYSTEM OF LEGISLATION

The article analyzes the opinions of scientists who prove the relevance of developing a draft unified regulation for public monitoring commissions; the main provisions of the PMC regulations are formulated, which should be reflected in the following structural sections: general provisions; Beginning of work; work planning; meetings; chairman, his deputies and secretary; ensuring transparency in the work of the organization; work with appeals; organization of visits to places of detention of citizens; participation of members in the work of commissions of correctional institutions; documenting the re-sults of work; content, presentation and use of the results of public control; interaction with institutions and bodies, other PMCs in the exercise of public control; assistance to persons in places of detention; work support. Concrete proposals for the implementation of these basic provisions are outlined, based on many years of personal experience in the PMC. It is concluded that public control and assistance to persons in places of de-tention are complex institutions of legislation, including the norms of different branches of legislation.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МЕСТО НОРМ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ;

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Criminal law, criminology, penal law

УДК 343.826

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/9-20

Ю. В. Андреева

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ

КОМИССИЙ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МЕСТО НОРМ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В статье проанализированы мнения ученых, доказывающих актуальность разработки проекта единого регламента для общественных наблюдательных комиссий (ОНК). Сформулированы основные положения регламента ОНК, которые должны быть отражены в следующих структурных разделах: общие положения; начало работы; планирование работы; заседания; председатель, его заместители и секретарь; обеспечение гласности в работе организации; работа с обращениями; организация посещений мест принудительного содержания граждан; участие членов в работе комиссий исправительных учреждений; документирование результатов работы; содержание, представление и использование результатов общественного контроля; взаимодействие с учреждениями и органами, другими ОНК при осуществлении общественного контроля; содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания; поддержка работы. Изложены конкретные предложения по реализации данных основных положений на основе личного многолетнего опыта деятельности в ОНК. Сделан вывод, что общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания — это комплексные институты законодательства, включающие нормы разных отраслей законодательства.

Ключевые слова: общественная наблюдательная комиссия; регламент общественной наблюдательной комиссии; общественный контроль; содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания; институт права; институт законодательства.

Для цитирования: Андреева, Ю. В. Деятельность общественных наблюдательных комиссий: правовое обеспечение и место норм в системе законодательства // Вестник Кузбасского института. 2023. № 2 (55). С. 9-20. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/9-20.

© Андреева Ю. В., 2023 © Andreeva Yu. V., 2023

Yu. V. Andreeva

ACTIVITIES OF PUBLIC MONITORING COMMISSIONS: LEGAL SUPPORT AND THE PLACE OF NORMS IN THE SYSTEM OF LEGISLATION

The article analyzes the opinions of scientists who prove the relevance of developing a draft unified regulation for public monitoring commissions; the main provisions of the PMC regulations are formulated, which should be reflected in the following structural sections: general provisions; Beginning of work; work planning; meetings; chairman, his deputies and secretary; ensuring transparency in the work of the organization; work with appeals; organization of visits to places of detention of citizens; participation of members in the work of commissions of correctional institutions; documenting the results of work; content, presentation and use of the results of public control; interaction with institutions and bodies, other PMCs in the exercise of public control; assistance to persons in places of detention; work support. Concrete proposals for the implementation of these basic provisions are outlined, based on many years of personal experience in the PMC. It is concluded that public control and assistance to persons in places of detention are complex institutions of legislation, including the norms of different branches of legislation.

Keywords: public monitoring commission; regulations of the public monitoring commission; public control; assistance to persons in places of detention; institute of law; institute of legislation.

For citation: Andreeva Yu. V. Activities of public monitoring commissions: legal support and the place of norms in the system of legislation. Vestnik Kuzbasskogo insti-tuta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 2 (55), p. 9-20. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/9-20.

С началом реализации Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее — ФЗ № 76) возник вопрос о разработке и утверждении проекта единого регламента для общественных наблюдательных комиссий (ОНК) с целью определения места норм, регламентирующих общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в системе права (законодательства).

В ч. 2 ст. 8 ФЗ № 76 указываются только общие положения, которые должны быть отражены в регламенте ОНК:

1) проведение заседаний ОНК, их периодичность и правомочность;

2) подготовка и рассмотрение вопросов на заседании ОНК;

3) принятие и оформление решений ОНК;

4) осуществление иных форм деятельности ОНК в соответствии с ФЗ № 76.

Учитывая вышеизложенное, ОНК формулируют текст регламента исходя

из опыта работы в регионе или личных убеждений.

По мнению В. И. Селиверстова, становление общественного контроля сопровождалось определенными трудностями, основными из которых были: отсутствие необходимых знаний (в том числе юридических) для осуществления контроля у членов ОНК; наличие конфликтов, в том числе и на межличностной почве, и др. [11, с. 398].

Н. С. Малолеткина и А. П. Скиба считают, что члены ОНК могут иметь разные жизненные позиции, образование, взгляды на те или иные ситуации, поэтому мнения разных членов ОНК могут отличаться друг от друга и не совпадать с коллективным решением самой комиссии [7, с. 67].

О. М. Субботина и Я. Ю. Реент указывают, что отсутствие какой-либо централизованной системы подготовки членов общественных наблюдательных комиссий и стандарта такой подготовки является причиной недостаточного уровня профессионализма членов комиссий и, как следствие, снижения эффективности общественного контроля [12, с. 16].

М. В. Мельникова замечает, что в связи с возникновением конфликтных ситуаций между членами ОНК и сотрудниками исправительных учреждения (далее — ИУ) в 2011 г. в ФЗ № 76 была внесена ст. 7.1 «Кодекс этики членов общественных наблюдательных комиссий». Данный Кодекс разработан и утвержден протоколом № 28-п от 12.07.2012 Общественной палатой Российской Федерации [8, с. 82-83].

А. В. Шеслер подчеркивает, что переход российского общества к рыночной модели жизнедеятельности существенно снизил антикриминогенный потенциал

основных институтов социализации личности, в том числе общественной сферы. Однако положительный эффект от этих мер возможен только тогда, когда их законодательное закрепление и практическое применение носят не случайный характер [13, с. 5].

Таким образом, в целях единого понимания целей и задач деятельности ОНК Общественной палате Российской Федерации необходимо разработать и утвердить протоколом проект единого регламента ОНК, который был бы основой для принятия регламентов ОНК в субъектах Российской Федерации.

Исходя из личного опыта в качестве члена, заместителя председателя и председателя ОНК Красноярского края, основные положения проекта единого регламента должны быть отражены в следующих структурных разделах:

1. Общие положения. В данном разделе должна быть сформулирована общая характеристика регламента, указана нормативно-правовая база осуществления данного вида контроля и принципы организации деятельности ОНК.

2. Начало работы. В обозначенном разделе необходимо перечислить вопросы, которые должны рассматриваться на первом заседании. К ним нужно отнести следующие:

1) утверждение регламента ОНК;

2) избрание председателя, заместителей председателя и секретаря;

3) определение адреса местонахождения ОНК и для корреспонденции, адреса электронной почты и сайта в сети Интернет (группы в социальной сети или в мессенджере);

4) установление порядка и выбор ответственного лица за уведомление соответствующих территориальных государственных органов, в непосредствен-

ном подчинении которых находятся места принудительного содержания граждан о принятых решениях на первом заседании;

5) о подготовке запроса для получения информации о местах принудительного содержания граждан в регионе с указанием наименования и адреса учреждения, Ф. И. О. руководителя и его рабочего телефона, факса, а также контактных данных руководителей территориальных государственных органов, включая адрес электронной почты для направления уведомлений о проведении общественного контроля и образца мандата члена ОНК.

3. Планирование работы. Здесь целесообразно регламентировать порядок формирования и утверждения плана работы ОНК, который должен включать в себя следующие мероприятия:

1) посещение подконтрольных учреждений;

2) организацию рабочих встреч для обсуждения итогов посещений;

3) проведение круглых столов по проблемным ситуациям, связанным с деятельностью мест принудительного содержания граждан;

4) рассмотрение поступивших от заинтересованных лиц и организаций обращений по вопросам соблюдения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;

5) иные мероприятия.

4. Заседания. В отмеченном разделе необходимо указать основания плановых и внеплановых заседаний, порядок оповещения членов ОНК об их проведении, порядок принятия решений, в том числе в режиме онлайн, периодичность и место проведения заседаний, последовательность ведения и оформления протоколов.

5. Председатель, его заместители и секретарь. В данном разделе нужно будет указать порядок и срок избрания председателя ОНК, его заместителей и секретаря, процедуру сложения ими полномочий, права и обязанности председателя и случаи делегирования его полномочий одному из заместителей, права и обязанности заместителей председателя и секретаря и др.

6. Обеспечение гласности в работе организации. В обозначенном разделе уместно определить следующее:

1) форму, периодичность информирования широкого круга лиц о деятельности ОНК, в том числе Общественную палату РФ;

2) режим проведения заседаний (открытые или закрытые);

3) необходимость приглашения на заседания представителей органов государственной власти, общественных объединений;

4) случаи или недопущение обнародования итоговых документов ОНК и передачи документов о деятельности ОНК разным заинтересованным лицам;

5) случаи дачи интервью СМИ и подачи заявлений от имени ОНК (с решением или без решения общего собрания или согласования с председателем ОНК).

7. Работа с обращениями. Здесь стоит акцентировать внимание на обязательности рассмотрения обращений по вопросам, связанным с осуществлением общественного контроля, и необязательности направления письменных ответов на обращения, поступившие в адрес ОНК, на основании ФЗ № 76 и Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», после анализа которых можно прийти к выво-

ду, что ОНК не является юридическим лицом, а председатель ОНК — должностным лицом.

Также необходимо определить следующий порядок работы с обращениями:

1) письменные обращения от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, которые были получены во время посещения учреждений, должны подлежать обязательной регистрации в данных учреждениях;

2) результаты рассмотрения членами ОНК обращений должны докладываться на очередном заседании ОНК;

3) ответы на обращения должны готовиться председателем или по его поручению одним из членов ОНК и после их регистрации за подписью председателя направляться в территориальные государственные органы и подчиненные им учреждения, а также заинтересованным лицам;

4) при планируемом посещении конкретного места принудительного содержания члены ОНК заблаговременно должны забирать обращения, поступившие по данному учреждению, у секретаря ОНК для работы с ними при осуществлении общественного контроля;

5) по итогам рассмотрения обращений на заседаниях ОНК может быть принято решение о посещении соответствующего учреждения.

В данном случае нужно конкретизировать порядок принятия решения об организации посещения в случаях, не терпящих отлагательств. Например, решение может быть принято членами комиссии в составе не менее 2 человек, но с уведомлением председателя и секретаря ОНК.

8. Организация посещений мест принудительного содержания граждан.

В настоящем разделе требуется регламентировать следующие вопросы:

1) Время посещения мест принудительного содержания граждан. Посещение, как правило, должно проводиться в период с 08:00 до 21:00.

2) Предъявление документов для пропуска в учреждение. Каждый член ОНК должен предъявить мандат члена ОНК и документ, удостоверяющий личность. Для других привлеченных лиц — документ, удостоверяющий личность.

3) Соблюдение требований нормативных правовых актов, обеспечивающих работу учреждения, подчинение законным требованиям администрации, соблюдение мер личной безопасности.

4) Формы работы членов ОНК при посещении учреждения. К ним можно отнести:

- беседу с представителями администрации учреждения (с получением необходимой информации и обсуждением порядка предстоящей работы);

- осмотр объектов инфраструктуры и помещений учреждения (камер в СИЗО, отрядов, где проживают осужденные, прогулочных двориков, библиотек, столовых, клубов, карцеров, штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещений камерного типа, единых помещений камерного типа, одиночных камер, медицинский пунктов (частей), помещений для обеспечения личной безопасности и иных объектов и помещений, имеющих непосредственное отношение к принудительному содержанию), за исключением объектов и сооружений, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных;

- беседы с лицами, содержащимися в местах принудительного содержания;

- прием обращений, связанных с работой учреждения и его сотрудников;

- обсуждение с сотрудниками вопросов, связанных с обеспечением законных прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, условий их содержания;

- изучение документации учреждения, содержащей информацию по вопросам общественного контроля;

- случаи направления руководству учреждения запросов для получения дополнительной информации и документальных материалов после посещения учреждения членами ОНК.

1. Порядок посещения учреждения членами ОНК. К нему можно отнести:

1) Сопровождение членов ОНК. Осмотр объектов инфраструктуры и сооружений должен проводиться в сопровождении ответственного сотрудника учреждения. Осмотр объектов инфраструктуры и сооружений, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, должны проводиться с согласия руководителя учреждения или лица, его замещающего;

2) Организацию рабочих встреч с заявителями и заинтересованными лицами в процессе общественного контроля. По согласованию с администрацией учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде реального лишения свободы, на территории учреждения членами ОНК может быть организован личный прием осужденных;

3) Завершение визита в учреждении. Визит должен завершаться рабочей встречей с руководством учреждения для обсуждения, разрешения или определения путей решения вопросов, возникших в процессе посещения.

9. Участие членов в работе комиссий исправительных учреждений. В данном разделе надо указать следующие вопросы:

1) Участие в работе комиссий ИУ по вопросам перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие. Участие может проводиться в разовом порядке (в том числе во время проведения посещений) или на постоянной основе;

2) Участие в работе комиссий по вопросам условно-досрочного освобождения, перевода в колонию-поселение, замены неотбытой части срока наказания другим видом наказания и др. Данное участие возможно по согласованию с соответствующим территориальным государственным органом либо администрацией ИУ. Участвующие в работе комиссии ИУ члены ОНК имеет право знакомиться с материалами дела осужденного, опрашивать осужденного, получать комментарии и пояснения от сотрудников учреждения.

10. Документирование результатов работы. В данном разделе стоит акцентировать внимание на следующих вопросах:

1) Порядок подготовки, подписания заключения и фиксации посещения членами ОНК учреждения в его служебных документах. По итогам посещения должно быть подготовлено и подписано всеми членами ОНК, входящими в рабочую группу, заключение в одном экземпляре. Посещение членами ОНК учреждения необходимо зафиксировать в его служебных документах;

2) Виды документов. К ним можно отнести следующие:

- по итогам обсуждения проблемных вопросов — обращение или доклад;

- по итогам работы комиссии за год — отчет председателя ОНК, проведение тематических заседаний для обсуждения отдельных проблемных вопросов.

Для подготовки тематического заседания следует организовать рабочую группу. Члены рабочей группы должны обеспечить участие в заседании заинтересованных лиц, включая специалистов и представителей территориальных государственных органов. Тематическое заседание ОНК может быть организовано в территориальном государственном органе, имеющем непосредственное отношение к рассматриваемым вопросам;

3) Хранение оригиналов заключений в архиве ОНК. Оригинал заключения должен сдаваться на хранение в архив ОНК. На заседании ОНК следует довести содержание ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», где указано, что организации и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности. Учитывая, что законодатель предоставил право выбора в создании архивов, то обращения лиц, находящихся в местах принудительного содержания, могут уничтожаться после их рассмотрения и не передаваться на хранение в архив.

11. Содержание, представление и использование результатов общественного контроля. Здесь важно раскрыть следующие вопросы:

1) Содержание документов. Заключения по итогам осуществления общественного контроля должны иметь аналитический характер, содержать постановку вопросов и перечень рекомендаций, касающихся соблюдения прав человека в местах принудительного содержания;

2) Порядок вручения или направления копии заключения. Копия заключения должна направляться через секретаря ОНК в адрес руководителя территориального государственного органа, в непосредственном подчинении которого находится учреждение, или регистрируется как обращение в канцелярии учреждения сразу после проверки. Далее оно отдается учреждению для копирования с обратным возвратом членам рабочей группы. Копия заключения может быть отправлена в вышестоящий орган места принудительного содержания, а также в органы прокуратуры и Следственного комитета России.

В заключение ОНК может попросить:

- дать аргументированный ответ по всем заявленным вопросам и рекомендациям;

- предоставить информацию о принятых и запланированных мерах по устранению выявленных недостатков и выполнению рекомендаций по совершенствованию работы учреждений и (или) отдельных сотрудников;

- провести рабочую встречу для обсуждения выработанных рекомендаций (с приглашением, в случае необходимости, представителей других заинтересованных учреждений, органов и лиц);

3) Организация периодических рабочих встреч с руководителями соответствующих территориальных управлений, органов прокуратуры, Уполномоченным по правам человека для обсуждения тех или иных вопросов общественного контроля;

4) Виды мер по результатам общественного контроля. Подготовленные членами рабочей группы заключения должны обсуждаться на ближайшем заседании ОНК. Полученные ответы, ре-

зультаты рассмотрения вопросов и рекомендаций должны отражаться в обращениях и докладах. О принятых мерах также должны информироваться граждане, обратившиеся в ОНК. Сведения о бездействии соответствующих учреждений и органов в разбирательстве выявленных фактов нарушений, а также об игнорировании ими рекомендаций ОНК, могут быть направлены в вышестоящие органы для принятия надлежащих мер. В случае необходимости ОНК может обратиться за поддержкой в иные региональные и федеральные органы государственной власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Взаимодействие с учреждениями и органами, другими ОНК при осуществлении общественного контроля.

В отмеченном разделе стоит указать:

1) Перечень учреждений и органов, к которым может обратиться ОНК. ОНК может обращаться в любые учреждения и органы, а также общественно-экспертные формирования (Общественную палату РФ и региональные общественные палаты; общественные советы, созданные при федеральных и региональных органах исполнительной власти, а также при исполнительных органах субъекта Российской Федерации);

2) Формы взаимодействия ОНК с учреждениями и органами. В процессе взаимодействия ОНК может:

- сообщить о ситуации в области соблюдении прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания;

- предложить принять или поддержать меры по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;

- предложить провести рабочую встречу по обсуждению поставленных проблемных вопросов;

3) Основания и порядок поддержания контактов с ОНК других регионов. ОНК должна поддерживать контакты с другими ОНК, осуществляя:

- передачу по территориальной компетентности обращений, связанных с целями и задачами общественного контроля;

- совместную работу по анализу проблемных вопросов, подготовке обращений и докладов в адрес федеральных учреждений и органов.

13. Содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

В данном случае нужно обратить внимание на:

1) Формирование перечня организаций, желающих оказывать содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Необходимо в первую очередь привлекать общественные объединения, члены которых являются членами ОНК;

2) Утверждение плана мероприятий по реализации форм содействия. Каждые 6 или 12 месяцев целесообразно утверждать план мероприятий, согласованный с конкретными администрациями мест принудительного содержания, где нужно указывать тематику и сроки проведения событий, Ф. И. О. лиц, участвующих в их реализации;

3) Обсуждение результатов содействия. Результаты содействия должны обсуждаться на заседаниях ОНК и общественных объединений, а также на рабочих встречах с заинтересованными учреждениями, органами и организациями.

14. Поддержка работы. В этом разделе нужно регламентировать следующие вопросы:

1) Материальная компенсация расходов. Члены ОНК могут получать материальную компенсацию командировочных расходов по результатам посещения мест принудительного содержания от выдвинувших их общественных объединений;

2) Организация поездок, обеспечение связью, предоставление помещения для организации деятельности. ОНК либо ее члены (в согласованном порядке) могут обращаться за помощью в организации поездок (в представлении транспорта, ГСМ), обеспечении связи, в предоставлении помещений для проведения своих заседаний в исполнительные органы субъекта Российской Федерации и общественные объединения;

3) Целевое финансирование деятельности ОНК в субъекте Российской Федерации. ОНК вправе обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации и региональную Общественную палату с заявкой на предоставление целевого финансирования деятельности ОНК.

После формулирования положений проекта единого регламента ОНК определим место норм, регламентирующих общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в системе права (законодательства).

Встает вопрос: образует ли совокупность общественных отношений, возникающих в процессе общественного контроля, и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, институт права?

Согласно общепринятой точке зрения, в основе деления на отрасли и институты права лежат два критерия:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования.

В процессе общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, образуется совокупность общественных отношений между государством в лице учреждений, органов и институтами общественности, а также лицами, находящимися в местах принудительного содержания.

Отдельно подчеркнем, что юридическое положение участников данных правоотношений, характер и распределение их взаимных прав и обязанностей; порядок, основания возникновения взаимных субъективных прав и обязанностей участников правоотношений; характер юридических последствий, наступающих за противоправное поведение, за невыполнение субъективных обязанностей, за нарушение субъективных прав, устанавливаются разными отраслями законодательства.

В теории права нередко выделяют существование комплексных правовых институтов. Так, С. С. Алексеев подробно обосновал тезис о наличии в системе права комплексных (смешанных) правовых институтов [2, с. 93-101], который совпадает с точками зрения и современных ученых-теоретиков [1, с. 336; 9, с. 234; 4, с. 185; 10, с. 407; 5, с. 328; 6, с. 254].

Признаками, отличающими так называемые комплексные институты законодательства, являются их составной характер, качественная разнородность объединенных в них норм, функциональный характер связей между правовыми нормами, определяемый неоднородностью отраслей права, частью которых они являются, субъективный подход к формированию данных правовых общностей, регулирование не вида, а комплекса разнородных общественных от-

ношений [3, с. 185-186, 193-195]. В Таким образом, общественный кон-

нашем случае такая разнородность име- троль и содействие лицам, находящимся ет место и не дает возможности форми- в местах принудительного содержания рования общественного контроля и со- — это комплексные институты законо-действия лицам, находящимся в местах дательства, включающие нормы разных принудительного содержания, как ин- отраслей законодательства. ститутов права.

Литература

1. Абдуллаев, М. И. Проблемы теории государства и права: учебник / М. И. Абдул-лаев, С. А. Комаров. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — 576 с.

2. Алексеев, С. С. Общие теоретические проблемы системы советского права / С. С. Алексеев. — Москва, 1961. — 187 с.

3. Алексеев, С. С. Структура советского права / С. С. Алексеев. — Москва, 1975. — 263 с.

4. Бошно, С. В. Теория государства и права: учебное пособие / С.В. Бошно. — Москва: Эксмо, 2007. — 400 с.

5. Комаров, С. А. Теория государства и права / С. А. Комаров, А. В. Малько. — Москва: Норма, 2004. — 448 с.

6. Кулапов, В. Л. Теория государства и права: учебник / В. Л. Кулапов, А. В. Малько. — Москва: Норма, 2008. — 383 с.

7. Малолеткина, Н. С., Скиба, А. П. Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы: предмет и виды субъектов / Н. С. Малолеткина, А. П. Скиба // Вестник Самарского юридического института. — 2020. — № 2 (38). — С. 66-70.

8. Мельникова, М. В. К вопросу о взаимодействии учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества / М. В. Мельникова // Вестник Самарского юридического института. — 2019. — № 1 (32). — С. 82-83.

9. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. — Москва: Юрист, 2005. — 384 с.

10. Оксамытный, В. В. Теория государства и права: учебник для студентов высших учебных заведений / В. В. Оксамытный. — Москва: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 с.

11. Селиверстов, В. И. Общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания: новеллы 2018 года / В. И. Селиверстов // Уголовно-исполнительное право. — 2018. — Т. 13 (1-4). — № 4. — С. 397-408.

12. Субботина, О. М., Реент, Я. Ю. Общественные наблюдательные комиссии как субъект профилактики преступлений в отношении осужденных / О. М. Субботина, Я. Ю. Реент // Человеческий капитал. — 2017. — № 4 (100). — С. 14-17.

13. Шеслер, А. В. Уголовно-правовая политика: учебное пособие / д-р юрид. наук, проф. А. В. Шеслер. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2018. — 78 с.

References

1. Abdullaev M. I., Komarov S. A. Problemy teorii gosudarstva i prava [Problems of the theory of state and law]. Textbook. — St. Petersburg, Peter, 2003. 576 p.

2. Alekseev S. S. Obshhie teoreticheskie problemy sistemy sovetskogo prava [General theoretical problems of the system of Soviet law]. Moscow, 1961. 187 p.

3. Alekseev S. S. Struktura sovetskogo prava [Structure of Soviet law]. Moscow, 1975. 263 p.

4. Boshno S. V. Teorija gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Textbook]. Moscow, Eksmo, 2007. 400 p.

5. Komarov S. A., Malko A. V. Teorija gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Moscow, Norma, 2004. 448 p.

6. Kulapov V. L., Malko A. V. Teorija gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Textbook. Moscow, Norma, 2008. 383 p.

7. Maloletkina N. S., Skiba A. P. Obshhestvennyj kontrol' za dejatel'nost'ju ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: predmet i vidy subyektov [Public control over the activities of the penal enforcement system: the subject and types of subjects]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta [Bulletin of the Samara Law Institute], 2020, no. 2 (38), p. 6670.

8. Melnikova M. V. K voprosu o vzaimodejstvii uchrezhdenij i organov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy s institutami grazhdanskogo obshhestva [On the issue of the interaction of institutions and bodies of the penal enforcement system with civil society institutions]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta [Bulletin of the Samara Law Institute], 2019, no. 1 (32), p. 82-83.

9. Morozova L. A. Teorija gosudarstva i prava [Theory of State and law]. Textbook. Moscow, Lawyer, 2005. 384 p.

10. Oxamytny V. V. Teorija gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Textbook for students of higher educational institutions. — Moscow, Impe-Publishing Publishing House, 2004. 563 p.

11. Seliverstov V. I. Obshhestvennyj kontrol' za obespecheniem prav cheloveka v mestah prinuditel'nogo soderzhanija: novelly 2018 goda [Public control over ensuring human rights in places of forced detention: novels of 2018]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [PenalLaw], 2018, vol. 13 (1-4), no. 4, p. 397-408.

12. Subbotina O. M., Reent Ya. Yu. Obshhestvennye nabljudatel'nye komissii kak sub#ekt profilaktiki prestuplenij v otnoshenii osuzhdennyh [Public monitoring commissions as a subject of crime prevention against convicts]. Chelovecheskij kapital [Human capital], 2017, no. 4 (100), p . 14-17.

13. Shesler A. V. Ugolovno-pravovaja politika [Criminal law policy]. Textbook. 2nd ed., rev. and add. Novokuznetsk, Kuzbass Institute of the FPS of Russia, 2018. 78 p.

Сведения об авторе

Юлия Васильевна Андреева: Красноярский государственый аграрный университет (г. Красноярск, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного права и криминологии, кандидат юридических наук, доцент, председатель Общественной наблюдательной комиссии Красноярского края 5-го созыва. E-mail: sibupnis@mail.ru

Information about the author

Yulia V. Andreyeva: Krasnoyarsk State Agrarian University (Krasnoyarsk, Russia), associate professor of Chair of Criminal law and Criminology, candidate of law, associate professor, chairman of the Public Monitoring Commission of Krasnoyarsk Region of the 5th convocation. E-mail: sibupnis@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.