Научная статья на тему 'Деятельность общественной наблюдательной комиссии по осуществлению контроля в местах принудительного содержания'

Деятельность общественной наблюдательной комиссии по осуществлению контроля в местах принудительного содержания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
849
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / ПРАВА / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / МЕСТА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ / ПОЛИЦИЯ / ЗАДЕРЖАННЫЙ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Канкулов Анзор Хусенович

В данной статье рассмотрены цели, принципы, формы общественного контроля в учреждениях принудительного содержания полиции. Приведены и рассмотрены последние изменения, внесенные в федеральный закон «Об общественном контроле». Указываются проблемы по осуществлению моментов общественного контроля. Представлены на этой основе предложения по улучшению работы общественного контроля и улучшению правового положения лиц, содержащихся в местах принудительного содержания полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Канкулов Анзор Хусенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC MONITORING COMMISSION ACTIVITIES FOR SUPERVISION IN PLACES OF DETENTION

This article discusses the goals, principles, forms of public control in police institutions of detention. The article presents and considers the latest changes made in the Federal law «On public control». Problems of public control moments implementation are pointed out. On this basis, proposals to improve the work of public control and improve the legal status of persons detained in places of detention are presented.

Текст научной работы на тему «Деятельность общественной наблюдательной комиссии по осуществлению контроля в местах принудительного содержания»

7.24. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Канкулов Анзор Хусенович. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специально-технической подготовки. E-mail: kankulovanzor@mail.ru Аннотация: В данной статье рассмотрены цели, принципы, формы общественного контроля в учреждениях принудительного содержания полиции. Приведены и рассмотрены последние изменения, внесенные в федеральный закон «Об общественном контроле». Указываются проблемы по осуществлению моментов общественного контроля. Представлены на этой основе предложения по улучшению работы общественного контроля и улучшению правового положения лиц, содержащихся в местах принудительного содержания полиции.

Ключевые слова: общественный контроль, общественная наблюдательная комиссия, права, законные интересы, места принудительного содержания, полиция, задержанный, административный арест.

PUBLIC MONITORING COMMISSION ACTIVITIES FOR SUPERVISION IN PLACES OF DETENTION Kankulov Anzor Khusenovich. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. Department: special technical training chair. E-mail: kankulovanzor@mail.ru

Annotation: This article discusses the goals, principles, forms of public control in police institutions of detention. The article presents and considers the latest changes made in the Federal law «On public control». Problems of public control moments implementation are pointed out. On this basis, proposals to improve the work of public control and improve the legal status of persons detained in places of detention are presented.

Keywords: public oversight, public monitoring committee, rights, legal interests, places of detention, police, detainee, administrative detention.

В ходе обеспечения прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся в местах принудительного содержания полиции, высокое значение имеет контроль и надзор, форма и содержание которых устанавливаются межотраслевыми и отраслевыми законами Российской Федерации.

Одним из субъектов, исполняющим контроль за обеспечением прав человека в учреждениях принудительного содержания, является общественный контроль. Он является составной частью демократии и позволяет привлекать большое количество людей к решению государственных вопросов. Общественный контроль осуществляется на принципах гласности, законности, приоритета прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, и осужденных. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах общественного контроля в Российской

Федерации»[4] устанавливает формы общественного контроля и субъекты, его осуществляющие. В данном законе первоочередной целью (п. 1 ст. 5) и принципом (п. 1 ст. 6) общественного контроля указано обеспечение реализации и охраны прав и свобод гражданина.

Невозможно представить осуществление контроля без участия общественной наблюдательной комиссии (ОНК) за обеспечением прав и свобод гражданина в местах принудительного содержания, так как она является одним из ключевых субъектов общественного контроля. Целевым назначением и главным предназначением данной комиссии является содействие в реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания [7].

Роль в решении поставленных задач, а также порядок деятельности и их полномочия указаны в Федеральном законе от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»[3].

Закон детализирует полномочия данных комиссий, а конкретно - они имеют право осуществлять общественный контроль за реализацией прав лиц, находящихся в учреждениях принудительного содержания.

Они выполняют три ключевые задачи:

- выполнения общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

- подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля;

- содействие сотрудничеству общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, администраций, мест принудительного содержания полиции.

Также важными формами общественного контроля являются:

- встречи с лицами, отбывающими наказание, по вопросам оказания первой медицинской помощи и условиям содержания;

- совместное ведение приема с представителями надзорного органа, должностных лиц учреждения и в составе наблюдательной комиссии;

- визиты, осуществляемые ОНК в места содержания;

- содействие прокурорской, ведомственной, административной комиссии в осуществлении проверок в учреждении;

- запросы в надзорные инстанции, органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам, их касающимся;

- осуществление защиты прав и законных интересов лиц, содержащихся в местах принудительного содержания по доверенности;

- уведомление населения, возможно даже через ресурсы массовой информации, о результатах проверок и имеющихся нарушениях прав человека.

Наиболее важным предназначением ОНК является улучшение условий содержания лиц в местах принудительного содержания, права и действия которых регулируется в Законе РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 19.07.2018) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свобо-ды»[5].

оНк могут запрашивать у руководства отдела полиции документы и сведения для проведения контроля и вынесения заключений и предложений.

6'2018

Пробелы в российском законодательстве

Данные заключения по итогам осуществления контроля они направляют руководителю отдела полиции, которые в свою очередь обязаны дать ответ на такие заключения о принятых мерах [6].

Федеральный закон поэтапно, формирует общественный контроль в учреждениях мест содержания, однако никак не умаляет прав общественных советов, общественных объединений, органов и комиссий на выполнение общественного контроля.

Сотрудники ОНК в учреждениях принудительного содержания полиции обращают внимание на проблемы, связанные с:

- условиями содержания в центрах временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмис-сии;

- отсутствием фельдшеров в некоторых ИВС;

- отсутствием помещений для задержанных и помещений для работы с доставленными гражданами в ряде дежурных частей отделов полиции;

- непредоставлением горячего питания и постельных принадлежностей лицам, содержащимся в дежурных частях отделов полиции свыше трех часов и в ночное время;

- отсутствием пандусов и кнопок вызова дежурных сотрудников на входе в некоторых отделах полиции.

Взаимодействие членов общественной наблюдательной комиссии с субъектами и объектами общественного контроля показывает, что их работа:

- настраивает персонал и руководителей мест принудительного содержания на соблюдение законов, чистоту и порядок, устранение нарушений, вскрытых членами ОНК, которые не требуют больших финансовых затрат, во избежание дополнительных замечаний и представлений от членов общественной наблюдательной комиссии;

- отгораживает в какой-то степени работников данных учреждений от противозаконных действий, за совершение которых могут пострадать сами;

- позволяет получить общественную оценку администрацией данных учреждении.

Отчасти на основании вышеперечисленных проблем в Федеральный закон от 10.06.2008 (ред. от 19.07.2018) № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» неоднократно вносились изменения, но последние изменения в федеральный закон существенно усилили полномочия членов общественной наблюдательной комиссии [2].

На основании данного закона общественная наблюдательная комиссия вправе:

- посещать места принудительного содержания при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка в количестве более двух членов ОНК без особых разрешений и применять прошедшие государственную аттестацию и имеющие свидетельство о поверке измерительные приборы для контроля за микроклиматом в жилых и производственных помещениях;

- осуществлять кино-, фото- и видеосъемку в целях регистрации (протоколирования) нарушения прав лиц и т.д.

Следует отметить, что в плане улучшения закона об общественных наблюдательных комиссиях достаточно поэтапно на нормативно-правовом уровне отработан его механизм. Общественно-наблюдательной комиссией в субъектах Российской Федерации проделана огромная работа. Большинство писем, направленных с

замечаниями и предложениями в органы внутренних дел, получили положительную реакцию после их обсуждения на региональном заседании с участием прокурора, уполномоченного по правам человека, начальника отдела полиции, представителя администрации и

т д. [1]

На основании изложенного следует указать, что:

- новеллы, внесенные в Федеральные законы «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» повысили эффективность деятельности общественной наблюдательной комиссии и усилили формы контроля по защите прав, свобод и законных интересов лиц в местах принудительного содержания;

- на современном этапе сохраняется потребность финансовой поддержки общественных наблюдательных комиссий из бюджета субъектов Российской Федерации.

Список литературы:

1. Барсученко С.А. Контроль за соблюдением прав и законных интересов осужденных к лишению свободы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук. М., 2004. - 264 с.

2. О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: федеральный закон от 19.07.2018 № 203-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 30. Ст. 4538.

3. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

4. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2014. №30 (Часть I). Ст. 4213.

5. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 19.07.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

6. Реент Я.Ю. Организация и правовое регулирование контроля за обеспечением прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2014. - 226 с.

7. Скиба А.П., Мисиенко В.П. Институт общественного контроля за деятельностью мест принудительного содержания: монография / Под науч. ред. А.Я. Гришко, Ю.А. Кашубы. Ростов н/Д: РИНХ, 2012. - 196 с.

Рецензия

на статью «Деятельность общественной наблюдательной комиссии по осуществлению контроля в местах принудительного содержания», подготовленную преподавателем кафедры специально-технической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал)

Краснодарского университета МВД России майором полиции Канкуловым Анзором Хусеновичем

Статья Канкулова А.Х. «Деятельность общественной наблюдательной комиссии по осуществлению контроля в местах принудительного содержания» является результатом комплексного исследования вопросов деятельности общественной наблюдательной комиссии (ОНК) в местах принудительного содержания.

В рецензируемой работе проведен комплексный анализ соответствующих нормативных правовых материалов.

Следует согласиться с автором, что деятельность общественной наблюдательной комиссии (ОНК) является одним из важных политических и миротворческих миссии по защите прав, свобод и законных интересов в местах принудительного содержания органов внутренних дел.

Статья прошла проверку с оригинальность

Представляется, что выводы и предложения, сделанные А.Х. Канкуловым имеют практическую значимость, отличаются научной новизной. Статья написана грамотным юридическим языком в научном стиле, доступна для восприятия.

На основании изложенного, статья «Деятельность общественной наблюдательной комиссии по осуществлению контроля в местах принудительного содержания» Канкулова А.Х. отвечает предъявленным требованиям к такого рода работам и может быть рекомендована к опубликованию.

Начальник кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции М.М. Ардавов

системой «Антиплагиат»; текста - 75,47%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.