Научная статья на тему 'Деятельность образовательных светских учреждений религиозной направленности в Тольятти в 1989–2013 гг.'

Деятельность образовательных светских учреждений религиозной направленности в Тольятти в 1989–2013 гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовное просвещение / церковно-приходские школы / воскресные школы / Самарская епархия / духовные училища / духовно-нравственное воспитание / spiritual education / parochial schools / Sunday schools / Samara diocese / religious schools / spiritual and moral education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вадим Николаевич Якунин

Актуальность и цели. В послереволюционные годы были утеряны традиции духовно-нравственного образования и воспитания Ставрополя-Тольятти, накопленные за первые два века его истории. Но они не исчезли безвозвратно. Современные историки немало сделали для их реконструкции. Традиции религиозного просвещения уже были в дореволюционном Ставрополе-на-Волге, и именно во многом благодаря этому стало возможным его возрождение в Тольятти в конце 80-х гг. ХХ в. Анализируется состояние православного религиозного просвещения в Тольятти в 1989–2013 гг. в образовательных светских учреждениях религиозной направленности. Цель исследования – на основе комплексного анализа положения и деятельности образовательных светских учреждений религиозной направленности в Тольятти в 1989–2013 гг. исследовать их становление и развитие, выяснить причины успеха одних и закрытия либо реорганизации других. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлеченных из фондов текущего архива Самарского епархиального управления, муниципального казенного учреждения «Тольяттинский архив», личного архива автора. Методология исследования включает метод анализа документов и статистический метод, значимость которого очевидна для анализа данных, связанных с финансированием деятельности образовательных светских учреждений религиозной направленности в 1989–2013 гг. В работе с материалами периодической печати был применен метод синхронного сопоставления с документальным материалом. Результаты. Исследовано состояние религиозного просвещения в Тольятти в 1989–2013 гг. в образовательных светских учреждениях религиозной направленности. Выводы. Русская православная церковь в Тольятти с 1989 г. вышла за пределы церковных стен и активно осуществляла свою внебогослужебную, в том числе просветительскую, деятельность в светских учебных заведениях. В 1989–2013 гг. духовно-нравственное просвещение в образовательных светских учреждениях религиозной направленности в Тольятти являлось неразрывной частью образования и воспитания подрастающего поколения и составляло с ним единое целое. Развитие в Тольятти православного религиозного просвещения в образовательных светских учреждениях религиозной направленности способствовало укреплению позиций Русской православной церкви. Без материальной поддержки со стороны государственных и муниципальных структур эта деятельность была бы неосуществима. Изучение духовно-нравственного просвещения в образовательных светских учреждениях религиозной направленности позволяет уяснить роль Русской православной церкви в этом процессе и отказаться от стереотипов в оценках роли и места духовенства и Русской православной церкви в общественной жизни, определить новые направления в дальнейшем изучении научной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of educational secular institutions of religious orientation in Togliatti in 1989–2013

Background. In the post-revolutionary years, the traditions of spiritual and moral education and upbringing of Stavropol-Togliatti, accumulated over the first two centuries of its history, were lost. But they did not disappear forever. Modern historians have done a lot to reconstruct them. Traditions of religious education already existed in pre-revolutionary Stavropol-on-Volga, and it was largely thanks to this that its revival in Tolyatti in the late 80s of 20th century became possible. The article analyzes the state of Orthodox religious education in Tolyatti in 1989–2013 in educational secular institutions of a religious orientation. The purpose of the study is based on a comprehensive analysis of the situation and activities of educational secular institutions of a religious orientation in Tolyatti in 1989–2013 explore their formation and development, find out the reasons for the success of some and the closure or reorganization of others. Materials and methods. The implementation of research tasks was achieved through the use of documents extracted from the funds of the current archive of the Samara Diocesan Administration, the municipal government institution “Togliatti Archive”, and the personal archive of the author. The research methodology includes a method of document analysis and a statistical method, the significance of which is obvious for the analysis of data related to the financing of the activities of educational secular institutions of a religious orientation in 1989–2013. When working with periodical press materials, the method of synchronous comparison with documentary material was used. Results. The state of religious education in Tolyatti in 1989–2013 was studied in educational secular institutions of a religious orientation. Conclusions. Since 1989, the Russian Orthodox Church in Togliatti has gone beyond the church walls and actively carried out its extra-liturgical activities, including educational activities, in secular educational institutions. The local Orthodox Church tried to integrate into the state system, including in the field of education, and to receive all possible preferences in the field of spiritual education, and, as the largest denomination in Russia, to further expand its influence. In 1989– 2013 Spiritual and moral education in educational secular institutions of a religious orientation in Togliatti was an inseparable part of the education and upbringing of the younger generation and formed a single whole with it. The development of Orthodox religious education in Togliatti in educational secular institutions with a religious orientation contributed to strengthening the position of the Russian Orthodox Church. Without material support from state and municipal structures, this activity would not be feasible. The study of spiritual and moral education in educational secular institutions of a religious orientation makes it possible to understand the role of the Russian Orthodox Church in this process, to abandon stereotypes in assessing the role and place of the clergy and the Russian Orthodox Church in public life, and to identify new directions in the further study of the scientific problem.

Текст научной работы на тему «Деятельность образовательных светских учреждений религиозной направленности в Тольятти в 1989–2013 гг.»

УДК 281.9(470.43)

doi: 10.21685/2072-3024-2024-1-6

Деятельность образовательных светских учреждений религиозной направленности в Тольятти в 1989-2013 гг.

В. Н. Якунин

Московский художественно-промышленный институт, Москва, Россия

vadyak@mail.ru

Аннотация. Актуальность и цели. В послереволюционные годы были утеряны традиции духовно-нравственного образования и воспитания Ставрополя-Тольятти, накопленные за первые два века его истории. Но они не исчезли безвозвратно. Современные историки немало сделали для их реконструкции. Традиции религиозного просвещения уже были в дореволюционном Ставрополе-на-Волге, и именно во многом благодаря этому стало возможным его возрождение в Тольятти в конце 80-х гг. ХХ в. Анализируется состояние православного религиозного просвещения в Тольятти в 1989-2013 гг. в образовательных светских учреждениях религиозной направленности. Цель исследования - на основе комплексного анализа положения и деятельности образовательных светских учреждений религиозной направленности в Тольятти в 1989-2013 гг. исследовать их становление и развитие, выяснить причины успеха одних и закрытия либо реорганизации других. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлеченных из фондов текущего архива Самарского епархиального управления, муниципального казенного учреждения «Тольяттинский архив», личного архива автора. Методология исследования включает метод анализа документов и статистический метод, значимость которого очевидна для анализа данных, связанных с финансированием деятельности образовательных светских учреждений религиозной направленности в 1989-2013 гг. В работе с материалами периодической печати был применен метод синхронного сопоставления с документальным материалом. Результаты. Исследовано состояние религиозного просвещения в Тольятти в 1989-2013 гг. в образовательных светских учреждениях религиозной направленности. Выводы. Русская православная церковь в Тольятти с 1989 г. вышла за пределы церковных стен и активно осуществляла свою внебогослужебную, в том числе просветительскую, деятельность в светских учебных заведениях. В 1989-2013 гг. духовно-нравственное просвещение в образовательных светских учреждениях религиозной направленности в Тольятти являлось неразрывной частью образования и воспитания подрастающего поколения и составляло с ним единое целое. Развитие в Тольятти православного религиозного просвещения в образовательных светских учреждениях религиозной направленности способствовало укреплению позиций Русской православной церкви. Без материальной поддержки со стороны государственных и муниципальных структур эта деятельность была бы неосуществима. Изучение духовно-нравственного просвещения в образовательных светских учреждениях религиозной направленности позволяет уяснить роль Русской православной церкви в этом процессе и отказаться от стереотипов в оценках роли и места духовенства и Русской православной церкви в общественной жизни, определить новые направления в дальнейшем изучении научной проблемы.

Ключевые слова: духовное просвещение, церковно-приходские школы, воскресные школы, Самарская епархия, духовные училища, духовно-нравственное воспитание

© Якунин В. Н., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Для цитирования: Якунин В. Н. Деятельность образовательных светских учреждений религиозной направленности в Тольятти в 1989-2013 гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2024. № 1. С. 55-69. doi: 10.21685/2072-3024-2024-1-6

Activity of educational secular institutions of religious orientation in Togliatti in 1989-2013

V.N. Yakunin

Moscow Institute of Art and Industry, Moscow, Russia vadyak@mail.ru

Abstract. Background. In the post-revolutionary years, the traditions of spiritual and moral education and upbringing of Stavropol-Togliatti, accumulated over the first two centuries of its history, were lost. But they did not disappear forever. Modern historians have done a lot to reconstruct them. Traditions of religious education already existed in pre-revolutionary Stavropol-on-Volga, and it was largely thanks to this that its revival in Tolyatti in the late 80s of 20th century became possible. The article analyzes the state of Orthodox religious education in Tolyatti in 1989-2013 in educational secular institutions of a religious orientation. The purpose of the study is based on a comprehensive analysis of the situation and activities of educational secular institutions of a religious orientation in Tolyatti in 1989-2013 explore their formation and development, find out the reasons for the success of some and the closure or reorganization of others. Materials and methods. The implementation of research tasks was achieved through the use of documents extracted from the funds of the current archive of the Samara Diocesan Administration, the municipal government institution "Togliatti Archive", and the personal archive of the author. The research methodology includes a method of document analysis and a statistical method, the significance of which is obvious for the analysis of data related to the financing of the activities of educational secular institutions of a religious orientation in 1989-2013. When working with periodical press materials, the method of synchronous comparison with documentary material was used. Results. The state of religious education in Tolyatti in 1989-2013 was studied in educational secular institutions of a religious orientation. Conclusions. Since 1989, the Russian Orthodox Church in Togliatti has gone beyond the church walls and actively carried out its extra-liturgical activities, including educational activities, in secular educational institutions. The local Orthodox Church tried to integrate into the state system, including in the field of education, and to receive all possible preferences in the field of spiritual education, and, as the largest denomination in Russia, to further expand its influence. In 19892013 Spiritual and moral education in educational secular institutions of a religious orientation in Togliatti was an inseparable part of the education and upbringing of the younger generation and formed a single whole with it. The development of Orthodox religious education in Togliatti in educational secular institutions with a religious orientation contributed to strengthening the position of the Russian Orthodox Church. Without material support from state and municipal structures, this activity would not be feasible. The study of spiritual and moral education in educational secular institutions of a religious orientation makes it possible to understand the role of the Russian Orthodox Church in this process, to abandon stereotypes in assessing the role and place of the clergy and the Russian Orthodox Church in public life, and to identify new directions in the further study of the scientific problem.

Keywords: spiritual education, parochial schools, Sunday schools, Samara diocese, religious schools, spiritual and moral education

For citation: Yakunin V.N. Activity of educational secular institutions of religious orientation in Togliatti in 1989-2013. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2024;(1):55-69. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3024-2024-1-6

Вскоре после начала перестройки в СССР последовало изменение государственно-церковных отношений, что привело к массовому открытию храмов. В связи с этим возникла необходимость в элементарном религиозном просвещении новых прихожан. С начала 90-х гг. ХХ в. при вновь созданных храмах Тольятти, как и по всей России, начинают открываться воскресные школы, в которых дети изучали Священное Писание, Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение, историю и основы православной культуры, изографию [1, л. 5; 2, л. 4; 3, л. 7; 4, л. 6; 5, л. 9; 6, л. 5; 7, л. 3].

Вместе с тем с 90-х гг. ХХ в. Русская православная церковь (РПЦ) начала предпринимать попытки расширить свое влияние вне церковных стен, в том числе распространить его и на светское образование. В начале 1990-х гг. был образован первый в Тольятти православный лицей имени Сергия Радонежского на базе школы № 47. В состав его попечителей вошли известные и уважаемые в Тольятти люди: священник Богородично-Казанского храма Вячеслав Караулов, социолог Сергей Дьячков, режиссер тольяттинского народного литературного театра им. А. С. Пушкина Любовь Бессонова, завуч школы № 80 Наталья Кутырева. Но нахождение в общеобразовательной школе православного лицея не во всем соответствовало российскому законодательству, а именно принципу отделения школы от церкви, и лицей был закрыт. Обсуждалась возможность открытия негосударственного образовательного учреждения - православной гимназии на базе школы № 22 в Портпоселке, затем в отдельно стоящем здании школы № 4 [8]. При поддержке благочинного Ставропольского округа Самарской епархии, настоятеля Богородично-Казан-ской церкви Тольятти протоиерея Николая Манихина в 1991 г. была создана частная школа Нонны Ямаковой, в 1996 г. преобразованная в негосударственное образовательное учреждение (НОУ) «Начальная православная школа», ей выделили площадь (260 м2) в детском саду «Золотое зернышко». Детей в школе было немного - всего 30 учеников начальных классов и 20 в подготовительных классах, их обучали 12 педагогов. 20 августа 1999 г. школу преобразовали в православно ориентированную школу русской духовной традиции и культуры «Ясница». В этой школе православный священник преподавал Закон Божий, по праздникам дети с педагогами посещали церковь. Но в начале 2000-х гг. школа прекратила свое существование, так как оказалась нерентабельной и не могла оплачивать труд педагогов. В 1999 г. был открыт НОУ «Центр русская школа». И у русской школы, и у школы «Ясница» не было собственного помещения.

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин) обязал священнослужителей епархии посещать ближайшие к приходу школы. На собрании Ставропольского благочиния 16 декабря 1999 г. благочинный протоиерей Николай Манихин особо подчеркнул, что священникам необходимо устанавливать личные контакты, знакомиться с директорами и учителями школ [9]. О том, как сфера образования была важна руководству Самарской епархии, свидетельствует встреча архиепископа Самарского и Сызранского

Сергия с представителями православных образовательных учреждений Тольятти 22 марта 2000 г. На этой встрече архиепископ Сергий призвал православных педагогов, действовавших вне рамок православной классической гимназии (по сути речь шла о НОУ «Центр русская школа» и школе русской духовной традиции и культуры «Ясница») объединиться, кафедре православной педагогики обеспечить объединенную школу кадровым потенциалом, а мэрии Тольятти выделить под школу помещение. Как вариант, рассматривалось такое объединение на базе общеобразовательной школы № 22 [10]. Но воплотиться в жизнь идее объединения не удалось, прежде всего из-за амбиций руководителей самих школ.

Еще одной формой усиления влияния РПЦ на население было создание православных братств, обществ, фондов, в том числе с просветительской направленностью. В Тольятти в 90-е гг. ХХ в. священник Богородично-Казанского храма Вячеслав Караулов реализовал идею объединить верующих педагогов вокруг начальной православной школы, дать им необходимые знания об истории и вероучении православной церкви, чтобы они несли их потом в свои коллективы. Так возникло объединение учителей и воспитателей «Православные христиане», куда вошли также и верующие родители, которые активно занялись просветительской деятельностью. Немного позже это объединение стало основой просветительского братства преподобного Сергия Радонежского [11]. Но некоторое время спустя после образования братство перестало вести активную деятельность и протоиерей Николай Манихин в конце декабря 1999 г. поставил вопрос о его закрытии [12]. В то время общество, городские власти, руководители учебных заведений еще были не готовы воспринять такую деятельность, тем более у организаторов не было связей во властных структурах.

Чтобы успешно заниматься просветительской деятельностью в масштабах города, нужна была поддержка власти и спонсоров, а для руководителя еще и задатки менеджера. В начале 1995 г. идею открытия православной классической гимназии в Тольятти озвучил студент Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Дмитрий Лескин. Личное обаяние, связи родителей и востребованная жизнью идея открыли Дмитрию Лес-кину двери руководителей города, которые также нуждались в успешном проекте, который можно было показать гостям Тольятти как визитную карточку. Так, в 1995 г. в Тольятти открылась НОУ «Православная классическая гимназия» - первое дожившее до настоящего времени в Самарской области учебное заведение подобного типа. Директор и инициатор создания Православной классической гимназии - Дмитрий Лескин [7, л. 6] - получил поддержку Н. Д. Уткина, главы администрации Тольятти, и Комитета по образованию Тольятти (руководитель - А. В. Кутминская, куратор НОУ -специалист Н. П. Кутырева), предоставивших для нужд гимназии безвозмездно часть детского сада, а затем и весь детский сад. Надо отметить, что Дмитрий Лескин сразу проявил себя и как талантливый организатор, и как менеджер, а последнее в православной среде Тольятти было еще ново и непривычно. В то время идея создания подобного учебного заведения в Тольятти витала в воздухе. Наркомания, нашествие различных нетрадиционных религиозных организаций, духовная опустошенность в обществе создали своего рода социальный заказ на это. Родители, стараясь уберечь своих детей от

негативного влияния окружающего мира, видели в гимназии своеобразный «островок спасения». Тем более работающая группа продленного дня обеспечивала пребывание ребенка в гимназии целый день, пока родители были на работе [13, 14]. Новым было и то, что на следующий год после открытия гимназии при ней заработал детский православный летний лагерь за городом, организовать его удалось при поддержке АО «АВТОВАЗ» и Автозаводского фонда социального страхования [8]. Несмотря на то что обучение являлось платным, родители не жалели средств на это.

На базе Православной классической гимназии ежегодно начиная с 1995 г. управление образования администрации и гуманитарного центра интеллектуального развития (директор Л. Т. Иеснякова) стали организовывать и проводить городские образовательные конференции, круглые столы по вопросам основ православной истории и культуры, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения [15, л. 7]: Покровские, Рождественские, Пасхальные чтения. Их участниками являлись учащиеся образовательных учреждений, педагоги, представители православной церкви, высшей школы, общественных организаций, средств массовой информации. В чтениях и конференциях принимали участие от 400 до 600 человек.

При гимназии открыли лекторий для учителей-гуманитариев, ставших основой организованных в 2000 г. двухгодичных катехизаторских курсов, окончание которых давало право преподавания в общеобразовательных учреждениях Самарской области предметов «История религии», «Основы духовной культуры» [15, л. 8].

Православная классическая гимназия выпускала научные труды и учебные пособия, литературу духовного и религиозного содержания [8].

Гимназия стала организовывать общегородские мероприятия, посвященные празднованию церковных дат: Пасхи, Рождества, Дней славянской письменности и культуры и др. [13, 16]. В январе 1997 г. силами гимназии был устроен первый общегородской Рождественский концерт на сцене Дворца культуры и техники ВАЗа (собрал более 900 человек), ставший впоследствии традиционным. В его проведении гимназия взаимодействовала со многими творческими коллективами города, прежде всего с музыкальной академической гимназией, лицеем искусств.

Педагоги гимназии начиная с 1996 г. стали постоянными участниками ежегодных международных образовательных Рождественских чтений, проходящих в Москве [16]. К 1998 г. гимназия вела широкую просветительскую деятельность в рамках города, издавала православную страничку при газете «Миллион Вечерний», ставшую основой учрежденной позже городской церковной газеты «Церковный вестник Ставропольского благочиния» [17].

В 1998 г. при Православной классической гимназии было учреждено архиерейское подворье, его настоятель и директор гимназии священник Дмитрий Лескин с тех пор напрямую подчинялся архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию (минуя подчинение благочинному своего округа), он же стал редактором газеты «Церковный вестник Ставропольского благочиния», первый выпуск которой состоялся в январе 1999 г. Освещая вопросы церковной жизни, газета, тем не менее, старалась избегать острых тем.

В 1998 г. на базе Православной классической гимназии гимназии был образован духовно-просветительский центр «Китеж», где проводился лекторий

для педагогов, осуществлялись паломнические поездки, проводились научно-практические конференции, работала библиотека, велась работа по воцерков-лению родителей учащихся [18, 19].

В 1999 г. при Православной классической гимназии был создан просветительский паломнический центр «Святая Русь», позже - музей традиционной русской культуры «Русская изба» и телестудия «Ставрос». Тележурналисты не ограничивались освещением жизни Православной церкви и ее традиций. Выходили и телепрограммы, анализирующие проблемы современной жизни с позиций христианства [13].

Решением Правительства Самарской области № 356 от 4 августа 2010 г. в Тольятти на базе Православной классической гимназии было создано бюджетное государственное учреждение среднего профессионального образования «Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин». Он реализовывал профессиональные образовательные программы социально-гуманитарного, педагогического образования, образования в области культуры и искусства и других отраслях. Колледж был призван продолжать традиции, сформированные в Православной классической гимназии, ориентированные на воспитание нравственной личности, способной адаптироваться к современным социокультурным условиям.

В колледже было открыто несколько специальностей: «Преподавание в начальных классах», «Социальная работа», «Право и организация социального обеспечения», «Социально-культурная деятельность (организация куль-турно-досуговой деятельности)», «Туризм».

Колледж представлялся как основное звено модели непрерывного образования: от среднего общего образования к среднему профессиональному, а далее к высшему профессиональному образованию в рамках Поволжского православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского.

Решение об образовании православного института было принято в 2007 г. Открытие вуза состоялось в 2013 г. Православный институт получил роль не только образовательного заведения, но и православного просветительского, социально-культурного центра для Тольятти.

В основе идеи формирования Поволжского православного института был положен опыт, который накопила Православная классическая гимназия. В ее активе было несколько выпусков, ряд совместных мероприятий с министерством образования и науки Самарской области - это курсы повышения квалификации учителей по основам православной культуры; двухгодичные богословские просветительские курсы для людей, имеющих высшее образование.

Генеральным заказчиком строительства Поволжского православного института выступило Правительство Самарской области. После выделения земли Правительство Самарской области заключило государственный контракт на выполнение проектных работ.

Институт поставил своей задачей обеспечивать высшее профессиональное образование по направлениям и специальностям «Теология», «Социальная работа», «Политология», «Филология», «История», «Иностранные языки», «Журналистика», «Педагогика», «Культурология», «Искусствоведение» и др., готовить преподавателей школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов.

В один год с Православной классической гимназией, 19 июля 1995 г., на базе филологического факультета Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета была создана первая в послереволюционной России кафедра православной педагогики, переименованная позже в кафедру православной словесности. Городской комитет по образованию принял новаторское для того времени решение, подписав соглашение о создании кафедры православной педагогики с Российской академией образования «в целях защиты духовного и нравственного здоровья детей г. Тольятти...» (Постановление главы администрации г. Тольятти № 1264 от 30.08.1995) [20; 21, л. 188-192].

Кафедра православной педагогики ставила своей целью поиск и разработку новой образовательной модели, в которой религия и наука составляли бы единое целое, по крайней мере находились бы в равновесии, в «диалоге». Кафедра, исходя из соглашения с Российской академией образования, должна была финансироваться администрацией Тольятти, на деле город выделил деньги кафедре только один раз - летом 1996 г. сразу за весь прошедший учебный год. Целый год преподаватели работали без зарплаты и получили ее с многомесячной задержкой. Когда мэр Тольятти Н. Д. Уткин проиграл на выборах 1996 г., стало понятно, что город финансировать кафедру не будет. Тогда коллектив кафедры поддержал директор Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета И. П. Плеханов, он стал платить зарплату преподавателям кафедры из внебюджетного фонда То-льяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета.

Кафедра православной педагогики просуществовала до 2004 г., когда была преобразована в секцию при кафедре литературы Тольяттинского госуниверситета. За это время с участием кафедры было проведено несколько знаковых для города научно-практических конференций, посвященных духовно-нравственным традициям российской педагогики [20]. Заведующим кафедрой стал кандидат филологических наук, доцент А. А. Ильин, который выступил одним из разработчиков регионального содержания образования. Вместе с ним на кафедру пришли доценты, кандидаты филологических наук Н. В. Анашкина и С. В. Сызранов. Концепция кафедры была разработана Центром развития образования Российской академии образования, а сама кафедра стала ассоциативным членом Центра развития образования Российской академии образования [22].

Слабым местом кафедры оказалось ее финансирование, она не могла обеспечить себя такими ресурсами, как православная классическая гимназия, не могла в условиях вуза выйти на самофинансирование, это была обслуживающая кафедра. Несмотря на то что в своих ежегодных отчетах в Московскую Патриархию Самарская епархия отчитывалась о деятельности кафедры православной педагогики и даже утверждала, что она действует «под руководством» [23, л. 9] отдела катехизации и образования Самарской епархии, материально кафедре епархия никак не помогала. На базе кафедры проводились такие знаковые для города конференции, как «2000-летие Рождества Христова и обновление содержания гуманитарного образования» (2000), «Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий» (2002) [24]. Несмотря на многочисленные конференции, чтения,

форумы - все это было продолжением монологической эпохи, в которой возможны лишь два мнения: официозное и неправильное. Поэтому дело было не только в финансировании, но и в полном отсутствии творческого диалога с государственными и муниципальными структурами в разработке нового образовательного стандарта. Легче и выгоднее оказалось реконструировать прошлое, тем более мифологизированное. В общем, это был образовательный кризис, похоронивший кафедру православной педагогики как научную форму работы.

В соответствии с изменениями в Бюджетный кодекс РФ, вступившими в силу с 01.01.2008, было принято решение Правительства Самарской области предусмотреть средства на предоставление субсидии негосударственным образовательным учреждениям, созданным религиозными организациями, в целях возмещения им затрат, связанных с предоставлением образовательных услуг по основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; дополнительным общеобразовательным программам соответствующего уровня.

Поволжский православный институт получил только в 2008 г. из средств областного бюджета 75 000 000 руб. на строительство. При этом единственным учредителем Поволжского православного института была Православная классическая гимназия. В свою очередь, учредителями гимназии выступали протоиерей Дмитрий Юрьевич Лескин и его супруга Юлия Геннадьевна Лес-кина. Православной классической гимназии Тольятти предоставлялись субсидии за счет средств областного бюджета в 2005 г. на сумму 1 999 000 руб., в 2007 г. на сумму 2 608 000 руб., в 2008 г. в размере 2 690 000 руб. и в 2009 г. на сумму 2 886 000 руб. [25-29]. На развитие кафедры православной педагогики в 1995 г. было выделено 105 359 руб., но эти деньги были получены только в середине 1996 г. [21]. НОУ «Центр русская школа» и школа «Ясни-ца» не получали муниципального финансирования вообще.

В соглашениях о сотрудничестве, подписанных мэрией Тольятти и Ставропольским благочинием Самарской епархии в 2001 г., а позже с Самарской епархией в 2006 и 2010 г., образовательной, воспитательной и просветительской деятельности была уделена первостепенная роль. В соглашении 2001 г. было признано, что взаимным интересам сторон «соответствует сотрудничество, направленное на поддержание православных учреждений г. Тольятти, негосударственных и инновационных образовательных учреждений, воскресных школ, школ с этнокультурным (национальным) компонентом; содействие созданию новых видов учреждений, поддержание развития кафедры православной педагогики Тольяттинского государственного университета». При этом на деле систематическая финансовая помощь на постоянной основе оказывалась только Православной классической гимназии. При наличии соглашения о создании кафедры православной педагогики и обязательств по ее финансированию мэрия Тольятти выделила средства на ее содержание только один раз в 1996 г. Из-за присоединения Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета к Тольят-тинскому политехническому институту и создания на их базе Тольяттинского государственного университета кафедра православной педагогики в 2004 г. была закрыта [30-32]. В соглашении 2006 г. признавалось, что совместным интересам мэрии Тольятти и Самарской епархии РПЦ «соответствует

сотрудничество, направленное на: поддержку Православной классической гимназии... содействие введению дисциплин религиоведческого профиля при формировании учебного плана в рамках школьного компонента в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Тольятти; открытие образовательных учреждений новых видов, ориентированных на развитие и продолжение традиций православной педагогики: Центра предпрофильной подготовки гуманитарной направленности для учащихся старших классов, предусматривающего возможность углубленно изучать православную культуру, религию и другие мировоззренчески ориентированные курсы; участие в создании высшего учебного заведения "Православный богословский институт" с выделением земельного участка в Автозаводском районе городского округа Тольятти; содействие в обеспечении образовательных учреждений кадровыми ресурсами для преподавания программ религиоведческой направленности (в том числе курса "Основы православной культуры") через курсы подготовки и переподготовки педагогических кадров при Самарском институте повышения квалификации работников образования и Катехизаторские курсы при Архиерейском подворье Управляющего Самарской епархией Тольятти; совместную разработку и обеспечение реализации региональных (локальных) программ духовно-нравственного патриотического, гражданского воспитания и просвещения подрастающих поколений в традициях православной культуры и отечественной педагогики; поддержку развития общественных объединений православных родителей, творческих объединений воскресных приходских школ, филиалов общественного движения "Самара православная" в Тольятти». В соглашении 2006 г. просматриваются противоречия: с одной стороны, декларируется открытие образовательных учреждений новых видов, ориентированных на развитие и продолжение традиций православной педагогики, с другой стороны, в том же 2006 г. кафедра православной педагогики (словесности) была закрыта как раз из-за прекращения финансирования со стороны мэрии Тольятти. Светская муниципальная власть брала на себя обязательства по поддержке филиалов общественного движения «Самара православная» в Тольятти и участие в создании высшего учебного заведения «Православный богословский институт», что свидетельствовало о тенденции сращивания местных органов власти и Русской православной церкви. Правда, уже в 2010 г. в новом договоре о сотрудничестве некоторые бросающиеся в глаза противоречия и несоответствия попытались сгладить. Так, мэрия Тольятти брала на себя обязательства взаимодействия в работах по строительству Поволжского православного института, а не прямого участия, как было прописано в соглашении 2006 г. Из нового договора убрали пункт, содержащий обязательства мэрии по поддержке филиалов общественного движения «Самара православная» в Тольятти.

Помимо православных в Тольятти в начале и середине 90-х гг. ХХ в. возникли религиозные организации других вероисповеданий, больше всего -протестантских. Эти религиозные организации подчас арендовали помещения школ Тольятти, в связи с этим родители и общественность начали выступать против такого соседства. В августе 1998 г. мэр Тольятти С. Ф. Жилкин был вынужден принять постановление «Об аренде», согласно которому сдача в аренду любому физическому лицу помещений учреждений образования производилась только по согласованию с городским комитетом имущества [33].

Но тогда новые религиозные организации перешли в училища и колледжи, подчинявшиеся Самаре, системно проблема вплоть до 2000 г. не была решена.

Начиная с 2000 г. с приходом нового политического руководства в России положение начинает меняться. В июле 2000 г. Министерство образования РФ направило в органы управления образованием субъектов РФ письмо с аналитической информацией правоохранительных органов РФ с требованием в категоричной форме воспрепятствовать проникновению «нетрадиционных религиозных объединений в образовательные учреждения РФ». В письме указывалось, что «по мнению экспертов, деятельность зарубежных сект в сфере образования ведет к размыву национального сознания, снижению уровню сопротивляемости негативному воздействию со стороны деструктивных религиозных организаций, возможным психическим отклонениям у молодых российских граждан, попавших под их влияние... представители иностранных сектантских общин. используя религиозное прикрытие, образовательные и культурные инициативы, формируют разветвленные управляемые структуры, с помощью которых собирают социально-политическую, экономическую, военную и другую информацию о происходящем в России, разжигают сепаратистские настроения. Миссионерские организации целенаправленно работают над решением задач по созданию в России условий и отработке механизма практической реализации идеи замены "социально-психологического кода" населения страны, что автоматически приведет к "стиранию" в памяти людей всей более чем тысячелетней истории российской государственности, пересмотру таких понятий, как самоидентификация нации, Родина, патриотизм, культурное наследие» [34]. В свою очередь, главное управление образования администрации Самарской области переправило это письмо в муниципальные органы управления образованием с просьбой довести информацию до сведения руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений и требованием «проводить необходимые мероприятия, препятствующие проникновению нетрадиционных религиозных объединений в образовательные учреждения Самарской области» [35]. Примечательно, что в этом письме используются такие наименования религиозных организаций, как «нетрадиционные, деструктивные религиозные объединения и организации», «секты», «сектантские общины», хотя в законе «О свободе совести и религиозных объединениях» ничего подобного не было.

Важное значение для понимания протекционистской позиции государства в отношении Русской православной церкви имело письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 в адрес органов управления образованием РФ, в котором доводилось до сведения примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». Оставалось неясным противоречие, почему именно православная культура должна быть отдельным предметом, хотя в конституции провозглашался светский характер государства и равенство всех религий. В декабре того же 2002 г. тольяттинское духовенство направило в адрес министра образования РФ В. М. Филиппова письмо, в котором выразило убеждение, что предмет «Православная культура» сможет обогатить школьную программу, прививая учащимся российских школ духовно-нравственные ценности и чувство патриотизма [8].

Заключение

Образовательные светские учреждения религиозной направленности могли успешно функционировать только при поддержке государственных и муниципальных структур. Пример тому - деятельность Православной классической гимназии, для успешной деятельности которой муниципалитет безвозмездно предоставил помещение, а Правительство Самарской области выделяло ежегодные субсидии. Поволжский православный институт имени святителя Алексия, митрополита Московского, также не мог возникнуть без поддержки Правительства Самарской области - именно оно выступило заказчиком строительства. Те образовательные структуры, которым не удалось получить поддержку муниципальных властей либо которым эти власти такую поддержку переставали оказывать, прекращали свое существование, что видно на примере кафедры православной педагогики Тольяттинского госуниверситета, НОУ «Центр русская школа» и школы «Ясница». Создание первой в России кафедры православной педагогики не прошло бесследно. В Самарской православной духовной семинарии была создана кафедра православной педагогики, которая функционирует и поныне.

Русская православная церковь в Тольятти с 1989 г. вышла за пределы церковных стен и активно осуществляла свою внебогослужебную, в том числе просветительскую деятельность, в светских учебных заведениях. В 19892013 гг. духовно-нравственное просвещение в образовательных светских учреждениях религиозной направленности в Тольятти являлось неразрывной частью образования и воспитания подрастающего поколения и составляло с ним единое целое. Развитие в Тольятти православного религиозного просвещения в образовательных светских учреждениях религиозной направленности способствовало укреплению позиций Русской православной церкви. Без материальной поддержки со стороны государственных и муниципальных структур эта деятельность была бы неосуществима.

Список литературы

1. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Куйбышевского и Сызранского Иоанна в Московскую Патриархию за 1989 г.

2. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Евсевия в Московскую Патриархию за 1990 г.

3. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Евсевия в Московскую Патриархию за 1991 г.

4. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Евсевия в Московскую Патриархию за 1992 г.

5. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет епископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 1993 г.

6. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет епископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 1994 г.

7. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет епископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 1995 г.

8. Архив В. Н. Якунина. Аналитическая справка по ситуации в религиозных организациях Тольятти за 2003 г. Подготовлен сотрудником мэрии Тольятти Н. П. Ку-тыревой.

9. Архив В. Н. Якунина. Протокол № 4 собрания Ставропольского благочиния от 16 декабря 1999 г.

10. Архив В. Н. Якунина. Протокол встречи архиепископа Самарского и Сызранского Сергия с представителями православных образовательных учреждений Тольятти 22 марта 2000 г.

11. Гусельников Сергей. Рождение братства // Благовест. 1994. № 21.

12. Архив В. Н. Якунина. Протокол № 7 собрания Ставропольского благочиния от 22 декабря 1999 г.

13. Лескин Дмитрий. Православная гимназия ждет учеников // Презент. 1996. 23 августа.

14. Мальцев Дмитрий. День рождения православной классической гимназии // Тольятти сегодня. 1995. 30 мая.

15. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2000 г.

16. Карпова Лариса. Православная гимназия ждет учеников // Презент. 1996. 13 апреля.

17. Светлов Павел. Скоро - 2000 лет со дня Рождества Христова // Миллион Плюс. 1998. № 37 (163).

18. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 1998 г.

19. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 1999 г.

20. Макаренко Валентина. Без прошлого нет будущего // Тольятти сегодня. 1996. 24 мая.

21. Муниципальное казенное учреждение «Тольяттинский архив». Ф. Р-410. Оп. 1. Д. 214.

22. Ильин А. А. Проблемы регионального содержания образования // Епифания. 1999. Июнь-июль.

23. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет епископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 1997 год.

24. Архив В. Н. Якунина. Программа конференций «2000-летие Рождества Христова и обновление содержания гуманитарного образования», «Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий".

25. Архив В. Н. Якунина. Внутренняя документация и переписка сотрудников аппарата Правительства Самарской области за 2005-2012 гг.

26. Архив В. Н. Якунина. Проект бюджета Самарской области за 2005 г.

27. Архив В. Н. Якунина. Проект бюджета Самарской области за 2007 г.

28. Архив В. Н. Якунина. Проект бюджета Самарской области за 2008 г.

29. Архив В. Н. Якунина. Проект бюджета Самарской области за 2009 г.

30. Архив В. Н. Якунина. Проект соглашения о сотрудничестве между мэрией Тольятти и Ставропольским благочинием Самарской епархии 2001 г.

31. Архив В. Н. Якунина. Проект соглашения о сотрудничестве между мэрией Тольятти и Ставропольским благочинием Самарской епархии 2006 г.

32. Архив В. Н. Якунина. Проект соглашения о сотрудничестве между мэрией Тольятти и Ставропольским благочинием Самарской епархии 2010 г.

33. Архив В. Н. Якунина. Постановление мэра г. Тольятти от 07.08.1998.

34. Архив В. Н. Якунина. Письмо заместителя министра образования РФ Е. Е. Чепур-ных № 549/28-16 от 06.07.2000 г. с приложением на 4 с. «Информация о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений».

35. Архив В. Н. Якунина. Письмо заместителя и.о. начальника главного управления образования администрации Самарской области В. А. Прудниковой № 1818 от 21.08.2000 г.

References

1. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Kuyby-shevskogo i Syzranskogo Ioanna v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 1989 g. = Current archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop John of Kuibyshev and Syzran to the Moscow Patriarchate for 1989. (In Russ.)

2. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syzranskogo Evseviya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 1990 g. = Current archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Eusebius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 1990. (In Russ.)

3. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syzranskogo Evseviya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 1991 g. = Current archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Eusebius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 1991. (In Russ.)

4. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syzranskogo Evseviya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 1992 g. = Current archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Eusebius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 1992. (In Russ.)

5. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet episkopa Samarskogo i Syzranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 1993 g. = Current archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Bishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 1993. (In Russ.)

6. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet episkopa Samar-skogo i Syzranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 1994 g. = Current archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Bishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 1994. (In Russ.)

7. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet episkopa Samarskogo i Syzranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 1995 g. = Current archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Bishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 1995. (In Russ.)

8. Arkhiv V.N. Yakunina. Analiticheskaya spravka po situatsii v religioznykh organizatsiyakh Tol'yatti za 2003 g. Podgotovlen sotrudnikom merii Tol'yatti N.P. Kutyrevoy = Archive of V.N. Yakunin. Analytical report on the situation in religious organizations in Togliatti for 2003. Prepared by an employee of the Togliatti City Hall N.P. Kutyreva. (In Russ.)

9. Arkhiv V.N. Yakunina. Protokol № 4 sobraniya Stavropol'skogo blagochiniya ot 16 dek-abrya 1999 g. = Archive of V.N. Yakunin. Protocol No. 4 of the meeting of the Stavropol deanery from December 16, 1999. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Arkhiv V.N. Yakunina. Protokol vstrechi arkhiepiskopa Samarskogo i Syzranskogo Sergiya s predstavitelyami pravoslavnykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy Tol'yatti 22 marta 2000 g. = Archive of V.N. Yakunin. Protocol of the meeting of Archbishop Sergius of Samara and Syzran with representatives of Orthodox educational institutions of Tolyatti on March 22, 2000. (In Russ.)

11. Gusel'nikov Sergey. Birth of a brotherhood. Blagovest = Blagovest. 1994;(21). (In Russ.)

12. Arkhiv V. N. Yakunina. Protokol № 7 sobraniya Stavropol'skogo blagochiniya ot 22 dek-abrya 1999 g. = Archive of V.N. Yakunin. Protocol No. 7 of the meeting of the Stavropol deanery from December 22, 1999. (In Russ.)

13. Leskin Dmitriy. Orthodox gymnasium is waiting for students. Prezent = Present. 1996; 23 August. (In Russ.)

14. Mal'tsev Dmitriy. Anniversary of the Orthodox classical gymnasium. Tol'yatti segodnya = Togliatti today. 1995; 30 May. (In Russ.)

15. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syzranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2000 g. = Current archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Bishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2000. (In Russ.)

16. Karpova Larisa. The Orthodox gymnasium is waiting for students. Prezent = Prezent. 1996; 13 April. (In Russ.)

17. Svetlov Pavel. Soon - 2000 years since the birth of Christ. Million Plyus = A Million Plus. 1998;(37). (In Russ.)

18. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Sa-marskogo i Syzranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 1998 g. = Current archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Bishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 1998. (In Russ.)

19. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Sa-marskogo i Syzranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 1999 g. = Current archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Bishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 1999. (In Russ.)

20. Makarenko Valentina. There is no future without past. Tolyatti segodnya = Togliatti today. 1996; 24 May. (In Russ.)

21. Munitsipal'noe kazennoe uchrezhdenie «Tol'yattinskiy arkhiv». F. R-410. Op. 1. D. 214 = Municipal government institution "Togliatti Archive". Fund R-410. Item 1. File 214. (In Russ.)

22. Il'in A.A. Issues of regional content of education. Epifaniya = Epiphany. 1999. June-July. (In Russ.)

23. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet episkopa Samarskogo i Syzranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 1997 god = Current archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Bishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 1997. (In Russ.)

24. Arkhiv V.N. Yakunina. Programma konferentsiy «2000-letie Rozhdestva Khristova i ob-novlenie soderzhaniya gumanitarnogo obrazovaniya», «Dukhovnye i nravstvennye smysly otechestvennogo obrazovaniya na rubezhe stoletiy" = Archive of V.N. Yakunin. Conference program "The 2000th anniversary of the Nativity of Christ and updating the content of humanities education ", "Spiritual and moral meanings of domestic education at the turn of the century". (In Russ.)

25. Arkhiv V.N. Yakunina. Vnutrennyaya dokumentatsiya i perepiska sotrudnikov apparata Pravitel'stva Samarskoy oblasti za 2005-2012 gg. = Archive of V.N. Yakunin. Internal documentation and correspondence of employees of the Government of the Samara Region for 2005-2012. (In Russ.)

26. Arkhiv V.N. Yakunina. Proekt byudzheta Samarskoy oblasti za 2005 g. = Archive of V.N. Yakunin. Draft budget of Samara region for 2005. (In Russ.)

27. Arkhiv V.N. Yakunina. Proekt byudzheta Samarskoy oblasti za 2007 g. = Archive of V.N. Yakunin. Draft budget of Samara region for 2007. (In Russ.)

28. Arkhiv V.N. Yakunina. Proekt byudzheta Samarskoy oblasti za 2008 g. = Archive of V.N. Yakunin. Draft budget of Samara region for 2008. (In Russ.)

29. Arkhiv V.N. Yakunina. Proekt byudzheta Samarskoy oblasti za 2009 g. = Archive of V.N. Yakunin. Draft budget of Samara region for 2009. (In Russ.)

30. Arkhiv V.N. Yakunina. Proekt soglasheniya o sotrudnichestve mezhdu meriey Tolyatti i Stavropol'skim blagochiniem Samarskoy eparkhii 2001 g. = Archive of V.N. Yakunin. Draft agreement on cooperation between the mayor's office of Togliatti and the Stavropol deanery of the Samara diocese 2001. (In Russ.)

31. Arkhiv V.N. Yakunina. Proekt soglasheniya o sotrudnichestve mezhdu meriey Tolyatti i Stavropol'skim blagochiniem Samarskoy eparkhii 2006 g. = Archive of V.N. Yakunin. Draft agreement on cooperation between the mayor's office of Togliatti and the Stavropol deanery of the Samara diocese 2006. (In Russ.)

32. Arkhiv V.N. Yakunina. Proekt soglasheniya o sotrudnichestve mezhdu meriey Tol'yatti i Stavropol'skim blagochiniem Samarskoy eparkhii 2010 g. = Archive of V.N. Yakunin. Draft agreement on cooperation between the mayor's office of Togliatti and the Stavropol deanery of the Samara diocese 2010. (In Russ.)

33. Arkhiv V.N. Yakunina. Postanovlenie mera g. Tol'yatti ot 07.08.1998 = Archive of V.N. Yakunin. Resolution of the mayor of Togliatti from August 7, 1998. (In Russ.)

34. Arkhiv V.N. Yakunina. Pis'mo zamestitelya ministra obrazovaniya RF E.E. Chepurnykh № 549/28-16 ot 06.07.2000 g. s prilozheniem na 4 s. «Informatsiya o deyatel'nosti na terri-torii Rossiipredstaviteley netraditsionnykh religioznykh ob"edineniy» = Archive of V.N. Ya-kunin. Letter from the Deputy Minister of Education of the Russian Federation E.E. Chepurnykh No. 549/28-16from July 6, 2000 with a 4 paged attachment. "Information on the activities of representatives of non-traditional religious associations in Russia". (In Russ.)

35. Arkhiv V.N. Yakunina. Pis'mo zamestitelya i.o. nachal'nika glavnogo upravleniya obrazovaniya administratsii Samarskoy oblasti VA. Prudnikovoy № 1818 ot 21.08.2000 g. = Archive of V.N. Yakunin. Letter from the acting deputy Head of the Main Department of Education of the Administration of Samara region V.A. Prudnikova No. 1818 from August 21, 2000. (In Russ.)

E-mail: vadyak@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 02.10.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 23.11.2023 Принята к публикации / Accepted 15.01.2024

Информация об авторах / Information about the authors

Вадим Николаевич Якунин

доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Московский художественно-промышленный институт (Россия, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, 9/23, стр. 3)

Vadim N. Yakunin Doctor of historical sciences, professor of the sub-department of humanities and socio-economic disciplines, Moscow Institute of Art and Industry (building 3, 9/23 2nd Baumanskaya street, Moscow, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.