Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ТОЛЬЯТТИ (1989-1998 ГГ.)'

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ТОЛЬЯТТИ (1989-1998 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКВИ / ДУХОВЕНСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / КАТОЛИКИ / ПРОТЕСТАНТЫ / МУСУЛЬМАНЕ / ИУДЕИ / БУДДИСТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якунин Вадим Николаевич

В статье исследуется деятельность неправославных религиозных организаций в 1989-1998 гг. в г. Тольятти. Хронологические рамки работы охватывают период 1989-1998 гг., так как с 1989 г. религиозная ситуация в Тольятти претерпела значительные изменения, начался процесс легализации и регистрации других религиозных организаций, прежде всего мусульман и христиан веры евангельской (пятидесятников), что позволило позже, в 90-х гг. ХХ в., легализовать свое положение тем религиозным организациям, которые осуществляли свою деятельность подпольно или полуподпольно. И в то же время в результате этой легализации, в Тольятти появились религиозные организации, которые некоторые религиоведы относили к разряду деструктивных и деятельность которых впоследствии была запрещена на территории Российской Федерации (свидетели Иеговы). Утверждается, что легальная деятельность большинства из религиозных организаций в Тольятти стала возможной только после принятия в 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN TOGLIATTI (1989-1998)

Introduction . The article examines the activities of non-Orthodox religious organizations of 1989- 1998 in the city of Togliatti before and after the adoption in 1990 of the USSR Law “On Freedom of Conscience and Religious Organizations” and the RSFSR Law “On Freedom of Religion.” The regulation of religious activity bythe state, according to these laws, was not provided for, the authorities ceased to interfere in the affairs of religious organizations, which received full independence in resolving internal church issues, and citizens could freely register religious societies. Religious organizations, new to Togliatti, inevitably took advantage of this. Methods and materials. The work used materials from the state, municipal, diocesan archives, and the author’s personal archive: reports of officials, both secular and ecclesiastical, on the religious situation in the Samara region and the city of Togliatti, memoirs of the leaders of religious organizations, periodicals. Analysis . If in 1989 there were 2 registered religious organizations in Togliatti and 2 more carried out their activities illegally, then in 1997 there were already 34 of them. They very actively positioned themselves; some were registered under the guise of public organizations. Almost all religious organizations used youth houses, palaces of culture, cinemas, and libraries, assembly halls of colleges and schools for prayer meetings and Sunday schools. Results . Religious organizations attracted residents of Togliatti with a system of mutual assistance in their structures. Representatives of some traditional and new religious organizations formed in Togliatti in the 90s of the 20th century were engaged in charitable activities. Mostly, they were attended by those who saw the church not only as a doctrinal institution, but also as a social one. Despite the relatively small number, theyshowed activity, which alarmed the representatives of both the ROC and Islam.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ТОЛЬЯТТИ (1989-1998 ГГ.)»

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2023.2.13

UDC 281.9(470.43) LBC 63.3(2)64-22

Submitted: 02.12.2021 Accepted: 13.05.2022

RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN TOGLIATTI (1989-1998)

Vadim N. Yakunin

Moscow Institute of Art and Industry, Moscow, Russian Federation

Abstract. Introduction. The article examines the activities of non-Orthodox religious organizations of 19891998 in the city of Togliatti before and after the adoption in 1990 of the USSR Law "On Freedom of Conscience and Religious Organizations" and the RSFSR Law "On Freedom of Religion." The regulation of religious activity by the state, according to these laws, was not provided for, the authorities ceased to interfere in the affairs of religious organizations, which received full independence in resolving internal church issues, and citizens could freely register religious societies. Religious organizations, new to Togliatti, inevitably took advantage of this. Methods and materials. The work used materials from the state, municipal, diocesan archives, and the author's personal archive: reports of officials, both secular and ecclesiastical, on the religious situation in the Samara region and the city of Togliatti, memoirs of the leaders of religious organizations, periodicals. Analysis. If in 1989 there were 2 registered religious organizations in Togliatti and 2 more carried out their activities illegally, then in 1997 there were already 34 of them. They very actively positioned themselves; some were registered under the guise of public organizations. Almost all religious organizations used youth houses, palaces of culture, cinemas, and libraries, assembly halls of colleges and schools for prayer meetings and Sunday schools. Results. Religious organizations attracted residents of Togliatti with a system of mutual assistance in their structures. Representatives of some traditional and new religious organizations formed in Togliatti in the 90s of the 20th century were engaged in charitable activities. Mostly, they were attended by those who saw the church not only as a doctrinal institution, but also as a social one. Despite the relatively small number, they showed activity, which alarmed the representatives of both the ROC and Islam.

Key words: churches, clergy, charity, Catholics, Protestants, Muslims, Jews, Buddhists.

Citation. Yakunin V.N. Religious Organizations in Togliatti (1989-1998). Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2023, vol. 28, no. 2, pp. 147-158. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2023.2.13

Аннотация. В статье исследуется деятельность неправославных религиозных организаций в 1989-1998 гг. в г. Тольятти. Хронологические рамки работы охватывают период 1989-1998 гг., так как с 1989 г. религиозная ситуация в Тольятти претерпела значительные изменения, начался процесс легализации и регистрации других религиозных организаций, прежде всего мусульман и христиан веры евангельской (пятидесятников), что § позволило позже, в 90-х гг. ХХ в., легализовать свое положение тем религиозным организациям, которые

СЧ тт

, осуществляли свою деятельность подпольно или полуподпольно. И в то же время в результате этой легализации, в Тольятти появились религиозные организации, которые некоторые религиоведы относили к разряду д деструктивных и деятельность которых впоследствии была запрещена на территории Российской Федерации

t (свидетели Иеговы). Утверждается, что легальная деятельность большинства из религиозных организаций в Тольятти стала возможной только после принятия в 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных © организациях» и Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий».

УДК 281.9(470.43) ББК 63.3(2)64-22

Дата поступления статьи: 02.12.2021 Дата принятия статьи: 13.05.2022

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ТОЛЬЯТТИ (1989-1998 гг.)

Вадим Николаевич Якунин

Московский художественно-промышленный институт, г. Москва, Российская Федерация

Ключевые слова: церкви, духовенство, благотворительность, католики, протестанты, мусульмане, иудеи, буддисты.

Цитирование. Якунин В. Н. Религиозные организации в Тольятти (1989-1998 гг.) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. -2023. - Т. 28, №№ 2. - С. 147-158. - DOI: https://doi.org/10.15688/ггоки4.2023.2.13

Введение. Исследование охватывает 1989-1998 гг., так как за этот период можно проанализировать, как изменялась религиозная ситуация на местах до и после принятия в 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий», вплоть до принятия нового Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» 26 сентября 1997 года. Регулирования религиозной деятельности со стороны государства, согласно этим законам, не предусматривалось, власть перестала вмешиваться в дела религиозных организаций, которые получили полную самостоятельность в решении внутрицер-ковных вопросов, а граждане могли свободно регистрировать религиозные общества. Этим неизбежно воспользовались новые для г. Тольятти религиозные организации.

Как традиционные (православные, католики, баптисты, пятидесятники, мусульмане и др.), так и новые религиозные организации (неопятидесятники, новоапостольская церковь, кришнаиты, сахаджа-йога, мормоны) были заинтересованы в расширении своего влияния на верующих путем строительства культовых зданий, издания и распространении религиозной литературы, доступа в школы, участия в массовых акциях (крестные ходы, фестивали и т. д.), создания благотворительных фондов и просветительских обществ.

Контроль за соблюдением законодательства о религиозных культах до 1990 г. был возложен на местные Советы народных депутатов, его осуществляли также административные и другие компетентные органы, в том числе МВД и КГБ. Вся работа велась под руководством местных партийных органов. Но в вопросах контроля, координации действий ведущая роль до 1990 г. принадлежала уполномоченным Совета по делам религий.

Среди направлений деятельности аппарата уполномоченного Совета по делам религий являлось упорядочение сети религиозных объединений и пресечение деятельности

нежелательных (как правило, незарегистрированных) религиозных организаций. В целях оказания помощи исполкомам Совета народных депутатов и аппарату уполномоченного Совета по делам религий в области были созданы и работали на общественных началах 47 комиссий содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах. Возглавляли их в основном секретари горрайисполкомов. В Тольятти в 1980-1991 гг. такую комиссию возглавлял секретарь горисполкома М.А. Попов. В составе комиссий были представители трудовых коллективов, административных органов, органов народного образования, здравоохранения, финансовых отделов и другие. Они «разоблачали неправомерные действия религиозных фанатиков и зкстремистов». Просуществовали комиссии до 1991 г. [14, л. 1-4]. С 1992 г. вопросы взаимодействия с религиозными организациями в Тольятти были возложены на организационный отдел администрации (1992-1994 гг.), затем на мэрию г. Тольятти.

После принятия в 1990 г. законов СССР и РСФСР в отношении религиозных организаций функции контроля за ними со стороны государства были упразднены, стала возможна лишь работа по координации действий, направлений, консультаций, разъяснений положений законодательства о культах.

До 1989 г. в Тольятти имелись 2 зарегистрированные и 2 незарегистрированные религиозные общины: православная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и церковь евангельских христиан баптистов (далее -ЕХБ) «Благая весть». Христиане веры евангельской (пятидесятники) и мусульмане осуществляли в городе свою религиозную деятельность нелегально, без регистрации, собирались на частных домах и квартирах, оттого их собрания до перестройки считались незаконными. Благодаря внедрению агентурной сети, были известны точные места и время встреч как пятидесятников, так и мусульман, собиралась информация об их деятельности,

и было известно точное количество адептов. М.А. Попов вспоминал, что благодаря информаторам, было заранее известно, где состоится собрание пятидесятников. Информаторы вербовались сотрудниками силовых ведомств, как правило, КГБ. Получив информацию, сотрудники КГБ информировали своих коллег из МВД, а те уже пресекали собрание, на пришедших на собрание верующих накладывались штрафы [8, л. 1]. Если руководители пятидесятников подвергались административным взысканиям, а их собрания нередко разгонялись с помощью силовых органов, то с мусульманами так не поступали, чтобы не разжигать в этой среде национальные противоречия в многонациональном городе, каким был Тольятти. В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. духовную жизнь мусульман Тольятти возглавлял имам Габдулла Гайнутдинов. Моления проходили в частных домах и квартирах.

Методы и материалы. Реализация исследования была достигнута на основе использования материалов муниципального казенного учреждения (далее - МКУ) «Тольят-тинский архив», Центрального государственного архива Самарской области, данных периодической печати, материалов закрытого для общественности текущего архива Самарского епархиального управления, материалов личного архива автора. Решая вопрос о достоверности и репрезентативности вводимых в оборот источников, была изучена история происхождения и судьба этих источников, используя содержательный и корреляционный анализ, а также проанализировали их на предмет выявления закономерностей в происходивших изменениях в религиозной жизни и тенденций в ее формировании.

Новейшая историография проблемы неправославных религиозных организаций в регионах России в 1989-1998 гг. представлена несколькими статьями. Самарская область в этих исследованиях не представлена [13, с. 140-153; 39, с. 341-349].

Анализ. Протестантские организации с 1989 по 1998 гг. наиболее эффективно воспользовались новым религиозным законодательством. Если к концу 80-х гг. ХХ в. в г. Тольятти был официально зарегистрирован приход баптистской церкви «Благая весть», а христиане веры евангельской (пятидесятники) осу-

ществляли свои собрания нелегально, без регистрации, то с 1989 г. религиозный ландшафт города начал кардинально меняться. После посещения Тольятти как зарубежными, так и отечественными миссионерами и проповедниками возникают общины протестантских организаций, в конце рассматриваемого периода ставших наиболее многочисленными по количеству общин.

Православная общественность и духовенство стремились донести до органов власти свою тревогу за бесконтрольное, по их мнению, распространение новыми религиозными организациями своих идей, для этого составлялись соответствующие петиции. Так, например, прихожане Казанско-Богородично-го храма собрали 374 подписи под обращением «остановить наплыв лукавой духовности... установить контроль над деятельностью сектантов» [26]. Надо понимать, что к сектантам православные прихожане в те годы относили и адептов «Великого белого братства», и традиционных баптистов. В мировоззрении православного прихожанина той поры такого понятия, как религиозная толерантность, еще не сформировалось. Священнослужители епархии, в том числе и управляющий Самарской епархией, особенно в свете материалов Архиерейского собора 1994 г., считали, что с «новыми инославными религиями» необходимо бороться [27, л. 5].

И православные, и мусульмане были едины в необходимости упорядочить деятельность новых религиозных организаций. Но и те и другие видели решение этого вопроса только лишь административными методами: назначение чиновника в мэрии города по религиозным вопросам, создание органов государственного регулирования религиозной сферой [20; 33]. Между тем такое регулирование уже было в предшествующем периоде времени, а на новые приемы завоевать симпатии населения через социальную, благотворительную деятельность были способны не все.

Неоднократно епископ Самарский и Сыз-ранский Сергий ставил вопрос перед городскими властями о недопустимости предоставления новым религиозным организациям помещений для собраний, уравнивания их с традиционными религиозными организациями [30], в то же время как признавал епис-

коп Самарский и Сызранский Сергий, к миссионерской деятельности «православные священники не всегда... готовы, так как уровень их духовного образования оставляет желать лучшего» [9].

Вместе с тем противоположным взглядом на религиозную ситуацию тех лет стала заведомо нереализуемая идея объединения традиционных для России религий, так называемый проект «Духовное согласие - 2000», которая была продуктом религиозного незнания людей, но получила в Тольятти мощную поддержку со стороны депутатов городской думы, чиновников мэрии, представителей общественных организаций. Главным лоббистом этой идеи стал депутат городской думы Александр Брусникин. В дальнейшем планировалось создание «Храма всех религий», что вызвало резкое неприятие Русской православной церковью (далее - РПЦ). Епархиальный совет РПЦ сделал специальное заявление, в котором сообщал, что духовенство и верующие Самарской епархии в подобных проектах и мероприятиях участвовать не могут. Сторонники «теории заговора» и даже православные священнослужители полагали, что идея строительства «Храма всех религий» в Тольятти предваряет собой намерение властей действительно объединить все традиционные религии, что не соответствовало действительности.

Обратимся к статистике. Документы свидетельствуют, что в Куйбышевской области к 1989 г. было 76 религиозных объединений, из них 64 зарегистрированных: 23 РПЦ, 19 - мусульман, 8 - евангельских христиан-баптистов, 5 - старообрядцев, 4 - лютеран, 2 - адвентистов седьмого дня (далее - АСД), по 1 - духовных христиан-молокан, христиан веры евангельской, свидетелей Иеговы *. Незарегистрированными были 4 объединения пятидесятников, 2 - хлыстов, по 1 - адвентистов реформистов, иеговистов, сторонников совета церквей ЕХБ и др. [14, л. 15, 21; 15, л. 20]. В 1990 г. в области действовало уже 106 религиозных объединений, из них 90 зарегистрированных: 48 РПЦ, 26 - мусульман, 8 -евангельских христиан-баптистов, 5 - старообрядцев, 4 - лютеран, 2 - адвентистов седь-

мого дня, по 1 - духовных христиан-молокан, христиан веры евангельской, свидетелей Иеговы, иудеев [16, л. 3]. В 1998 г. в области было зарегистрировано 277 религиозных объединений: РПЦ насчитывала 139 приходов, мусульманские религиозные организации - 50. После мусульман самая крупная религиозная ориентация населения - это протестантизм. Церковь евангельских христиан-баптистов насчитывала в области 17 объединений, (включая сторонников Совета церквей), 15 организаций христиан веры евангельской. За ними по численности и влиянию среди населения следуют 7 приходов лютеранской церкви, 5 объединений римско-католической церкви, 3 общества адвентистов седьмого дня, 1 духовных христиан-молокан, 1 свидетелей Иеговы и ряд иных [17, л. 1; 32, л. 1-5].

Таким образом, по Самарской области рост религиозных организаций за 1989-1997 гг. вырос в 3,6 раза. В 1989 г. в Тольятти действовали 4 религиозные организации (2 официально и 2 нелегально), то в 1998 г. их было уже 34 [32], то есть рост за 9 лет увеличился в 8,5 раз.

В середине 90-х гг. ХХ в. в Тольятти происходит количественный рост и возрастает активность протестантского религиозного учения евангельских христиан-баптистов. Приход баптистской церкви «Благая весть» был зарегистрирован в Тольятти в 1979 году. Ее пресвитером с 1979 г. являлся А.Д. Терехин [28]. Располагался приход в подаренном в том же 1979 г. жертвователем жилом доме, на месте которого баптисты построили в 1983 г. церковное здание [19; 34, л. 359; 35, л. 388]. Численность баптистов церкви «Благая весть» к 1998 г. превышала 300 постоянных членов, то есть тех, кто регулярно присутствовал на службах [2, л. 1]. В первой половине 90-х гг. ХХ в. возникли еще 2 баптистских церкви: в 1993 г. «Возрождение», в 1995 г. - «Пробуждение», возглавили которые В.Н. Мануйлов и В. П. Гандзий. Собрания проводились в арендованных помещениях. Общая численность постоянных членов всех 3 баптистских церквей в Тольятти превышала к 1998 г. 500 человек.

* Организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

Баптисты Тольятти не ограничивались молитвенными собраниями, а стремились выйти за пределы церковных стен. В 1993 г. в Тольятти возникло организованное С.И. Андреевым (мэр г. Тольятти в 2012-2017 гг.) христианское просветительское общество евангельских христиан-баптистов «Живое слово». Его члены организовывали детские религиозные лагеря, открыли заочную воскресную школу, привлекали к благотворительным акциям молодежь. Для городского сообщества участие в добровольческом движении было достаточно новым направлением, и лидер движения использовал СМИ города для презентации своего проекта, который, по большому счету и сделал ему имя [23]. Вместе с этим поднимался авторитет и церкви ЕХБ как религиозной организации.

Особенность деятельности протестантских организаций в Тольятти состоит в том, что основными драйверами их общественной и религиозной активности были не «коренные» тольяттинцы, а приезжие люди. Так, С.И. Андреев до переезда в Тольятти работал и обучался на пастора в христианской миссии «Новая жизнь» в Санкт-Петербурге.

Проповедник христиан-адвентистов седьмого дня И.Г. Олейник приехал в Тольятти в 1993 г. из Магнитогорска, чтобы возглавить возникшую общину христиан-адвентистов седьмого дня. До этого в городе была немногочисленная группа последователей адвентизма из 15 человек. В августе 1993 г. Тольятти посетила евангельская миссия, состоявшая в основном из зарубежных проповедников. 7 августа 1993 г. миссионеры крестили 300 человек. Адвентистская община в Тольятти была официально зарегистрирована в марте 1995 г., АСД арендовали помещения во всех районах города. В Автозаводском районе их возглавлял пресвитер В.Д. Куцен-ко, в Комсомольском районе - А.Г. Лисовский [4, л. 1].

Пятидесятники (христиане веры евангельской) в Тольятти до 1989 г. насчитывали 30 последователей, практиковали систему домашних церквей (собирались на частных домах или квартирах), позже их численность стала возрастать. Община пятидесятников в Тольятти до 1993 г. была не зарегистрирована. Возглавлял тольяттинских пятидесятников

пастор В.В. Паклин, начавший свое служение в 1980 году. В 1993 г. пятидесятники во главе с В.В. Паклиным зарегистрировали свою общину как общественную организацию - миссию «Христианин» и готовили документы для регистрации в качестве религиозной организации в отделе юстиции Самарской области [3, л. 1; 24].

Вместе с «традиционными» пятидесятни-ческими организациями в середине 90-х гг. ХХ в. в Тольятти возникли неопятидесятничес-кие группы с новыми лидерами. Такими были свободная христианская церковь «Открытое небо» [31; 38] и христианская ассоциация «Глобальная стратегия». В общине «Открытого неба» насчитывалось 200 членов, ими руководил пастор Вадим Никонов. В Тольятти вместе с организацией «Открытое небо» тем же пастором Вадимом Никоновым была образована музыкальная поп-группа с одноименным названием, которая способствовала распространению «музыкального евангелизма» - исполнению песен на христианские темы. Такое «неформальное» христианство неопятидесятников привлекало к себе молодежь.

Если церковь «Открытое небо» была организована российскими пятидесятниками и зарегистрирована в 1996 г., то христианская ассоциация «Глобальная стратегия» была создана при миссионерской деятельности граждан США, что вызывало обеспокоенность у компетентных органов. Первоначально возглавлял организацию пастор Майкл Хэннэн, в конце 90-х гг. ХХ в. руководство организацией перешло к пастору А.С. Анисимову. Организация насчитывала 200 человек. При организации существовали 8 месячные курсы. Для пятидесятников характерно дробление своих церквей, в середине 90-х гг. ХХ в. от «Открытого неба» отделилась церковь полного Евангелия «Осанна» со своим руководителем -пастором Г.С. Проскуриной. Всего в пятиде-сятнических общинах Тольятти к началу 1998 г. насчитывалось 1000 человек, которые собирались в арендованных помещениях и на квартирах [38].

Полностью внешние факторы, а именно переселение русских людей из Закавказья, способствовали созданию общины духовных христиан-молокан в Тольятти в начале 90-х гг. ХХ века. Она была зарегистрирована в 1993 г.,

верующие собирались на частных домах и квартирах, чаще всего - дома у своего пресвитера, А.Ф. Хныкина. Всего в Тольятти проживало на тот момент времени около 70 молоканских семей, передававших свою веру из поколения в поколение [5, л. 1].

Возникновение общины новоапостольской церкви в г. Тольятти в 1989 г. было связано с приездом из Германии миссионеров Уль-риха Краузе и Александра Шотта, в ходе которой они совершили богослужения на квартирах своих приверженцев, первоначально этнических немцев. Позже община трансформировалась из моно- в многонациональную, это было связано также с деятельностью заграничных миссионеров, их стремлением привлечь больше людей. Для проведения служб стали арендовать помещения. Если в 1991 г. в общине церкви насчитывалось 100 человек, то в 1997 г. уже 600. В 1993 г. община новоапостольской церкви была зарегистрирована, в 1994 г. она обратилась за разрешением строить церковь, в 1996 г. был разработан и утвержден проект ее строительства. Строительство церкви началось 8 мая 1997 г. и в декабре того же года закончено и освящено [7, л. 1]. Это был уникальный пример строительства религиозного здания в столь короткие сроки без помощи государства. Осуществлялось оно на средства, пожертвованные единоверцами из общин Берлина и Бранденбурга. В помещении церкви, кроме большого зала на 200 мест, были комната для молодежных собраний и комната матери и ребенка. Это было новшеством, привлекающем молодежь. А установка в церкви органа стала культурным событием для города. Настоятелем Новоапостольской церкви г. Тольятти стал приходской евангелист С.И. Долгов, в прошлом сотрудник администрации Автозаводского района Тольятти. Свою религиозную деятельность он совмещал с работой заседателя Автозаводского районного суда [11]. Можно предположить, что быстрому выделению земли и затем строительству здания новоапостольской церкви община обязана связям С.И. Долгова.

Евангелическо-лютеранская община появилась в Тольятти в конце 80-х гг. ХХ в., первоначально ее костяк также состоял из лиц немецкой национальности. Среди пришедших в общину были люди, прошедшие трудармию,

прожившие много лет в бараках и оттуда принесшие традицию собираться для чтения Библии или проповедей. Верующие собирались на квартирах, с 1994 г. из Ульяновска в Тольятти стал приезжать пастор Фридрих Дем-ке. На тот момент община стала проводить богослужения в помещениях немецкого центра «Видергебурт» [29, л. 1].

Польский национально-культурный центр Тольятти стал отправной точкой создания Римско-католического прихода Божией Матери Фатимской, который был зарегистрирован в марте 1997 года. Руководитель этого центра, Ф.С. Паяновский, стал старостой прихода. Создание прихода было связано с тем, что наблюдался рост национального самосознания поляков, связанный в том числе с религиозной идентичностью, чем и объяснялось их обращение к Римско-католической вере. Среди прихожан были немцы, выходцы из Прибалтики, Западных областей Украины и Белоруссии [6, л. 1]. Мэрией г. Тольятти в 1998 г. был выделен под строительство католического костела участок земли, где в том же году разместили временную сборную церковь, изготовленную в Германии. Католики планировали возвести постоянный храм.

Национальное татаро-башкирское общественное движение «Туган-тел» стало в 1989 г. инициатором строительства в Тольятти мечети. Эта идея появилась еще в 60-х гг. ХХ века. Татарская община Тольятти увеличилась в 60-70-е гг. ХХ в. в связи с масштабным промышленным строительством. В 1989 г., когда отмечалось 1100-летие принятия ислама в Поволжье было предложено зарегистрировать религиозное городское мусульманское общество и выйти с ходатайством о выделении земли под соборную мечеть. Председателем координационного центра по строительству мечети стала Р.С. Каримова, сопредседатель «Туган-тел» [40]. Э.Н. Каримов стал председателем мусульманского религиозного объединения и прорабом строительства. В 1993 г. земля под соборную мечеть на улице Ларина была выделена, а в 1994 г. началось ее строительство, завершившееся в начале 1997 года. Строительство велось как на пожертвования верующих, так и на деньги руководителей то-льяттинских фирм из татарской диаспоры. Первым имамом соборной мечети стал Ра-

виль Тажетдинов (Абдул Карим Тажет-дин) [36].

Мечеть была рассчитана на 350 человек. Показательна тенденция роста числа прихожан. Если в 1997 г. на пятничный намаз собиралось по 12-15 человек, то уже через год - 70-100, в будни в мечеть приходило до 70 человек. На большие праздники у мечети собиралось до 3000 человек. При мечети открыли курсы по изучению основ ислама и арабской графики.

Ситуация сосуществования религиозных и общественных светских структур в одном лице нередко приводила к конфликтам. Так, председатель мусульманского религиозного объединения «Соборная мечеть» и прораб ее строительства Э.Н. Каримов являлся председателем религиозного мусульманского общества «Эль-нур», зарегистрированного как общественная организация, а деньги на строительство мечети и ее благоустройство запрашивались от спонсоров и на ту, и на другую организации, что вызывало конфликт интересов [36].

Кроме соборной мечети, в Тольятти возникли другие мусульманские центры: религиозное общество «Вахдад» во главе с А.А. Ту-гушевым, и объединение содействию возрождения культуры и веры ислама «Мирас» во главе с Ф.М. Зиангировым [41], религиозный центр «Байт Аллах», зарегистрированный как общественная организация, и духовное управление мусульман г. Тольятти. Последние два возникли в 1994 г., под руководством имама А.Г. Галиаскарова. Центр «Байт-Аллах» должен был собирать пожертвования и строить мечеть «Джуми Джума». Несмотря на выделение в 1997 г. земли под строительство этой мечети, она так и не была построена, хотя президентом-генеральным директором ОАО «АВТОВАЗ» А.В. Николаевым были подписаны документы о выделении 2300 машин, деньги с реализации которых должны были пойти на ее строительство. А.Г. Галиаскаров утверждал, что в условиях абсолютной непрозрачности финансов мусульманских религиозных организаций они становились объектом интереса криминальных структур, а некоторым из них предлагалось покровительство на определенных условиях, в частности, со стороны шамилевской и сулеймановской организационной преступной группы [22].

В Тольятти в начале 90-х гг. ХХ в. возникла иудейская община, возглавлял которую Леонид Вениаминович Затуловский.

После визита в Тольятти в июне 1992 г. датского проповедника ламы Оле Нидала в городе был открыт филиал необуддийского центра Карма Кагью [10].

На протяжении 90-х гг. ХХ в. благодаря активной прозелитистской деятельности увеличивалось количество свидетелей Иеговы. Если в 1990 г. в Тольятти их было 20, то в 1991 г. - 100, а в 1998 г. - 1 000 человек [42]. Община иеговистов в Тольятти была не зарегистрирована, руководили ими Эдуард Трошин и Владимир Затопляев. Собирались иеговисты в школах города. В 1997 и 1998 гг. на стадионе «Торпедо» проходили конгрессы Свидетелей Иеговы в которых принимали участие от 3 000 до 5 000 человек [37].

В начале 90-х гг. в ХХ в. в Тольятти появились сторонники неоиндуистского учения сахаджа-йоги. После неоднократных посещений Тольятти основателя учения Нирмалой Шриваставой (Шри Матаджей Нирмалой Деви) и ее встречи в начале 1996 г. с мэром г. Тольятти Сергеем Жилкиным количество ее сторонников увеличилось до нескольких тысяч человек [1]. В течение 1993 г. в 48-й школе дети двух первых классов обучались методике сахаджа-йоги [25]. В Тольятти сахаджа-йога в начале 90-х гг. ХХ в. зарегистрировалась как региональное общественное движение, а не как религиозное объединение. Возглавил его А.С. Солодянкин.

Гуманитарный центр «Дианетика» был зарегистрирован также как общественная организация, которую возглавляла Ф.Ф. Фаты-хова [12].

В Тольятти религиозное общество сознания Кришны появилось в Тольятти в 1991 г. и было представлено 15 сторонниками. Общество было зарегистрировано в апреле 1995 г., его возглавил А.Б. Поспелов, к тому времени численность кришнаитов не превышала 100 человек, которые занимались распространением литературы и продвижением своего учения и организовывали бесплатные обеды для малоимущих [21]. Собирались кришнаиты либо на квартирах, либо летом на лесных полянках. Активизировались после приезда в Тольятти в июне 1994 г. председателя гума-

нитарной миссии «Харе Кришна» по СНГ Мурари Кришны.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) в Тольятти не были зарегистрированы, но их последователи в середине 90-х гг. ХХ в. насчитывали 200 человек, которыми руководили американские граждане, работающие «вахтовым методом». Свою деятельность они осуществляли в школе №20. У мормонов в Поволжье была создана миссия с центром в Самаре, а в Тольятти они организовали филиал [20]. Органы безопасности подозревали мормонов в разведывательной деятельности.

В Тольятти имелись небольшие незарегистрированные религиозные группы последователей Саи-Бабы, Порфирия Иванова, Виссариона (Церковь последнего завета **), свидетели фиолетового пламени [18].

Результаты. В результате принятых в 1990 г. Закона СССР «О свободе вероисповеданий» и Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» в начале 1990-х гг. регулирования религиозной деятельности со стороны государства не предусматривалось, власть перестала вмешиваться в дела религиозных организаций, которые получили полную самостоятельность в решении внутрицерковных вопросов, а граждане могли свободно регистрировать религиозные общества. Этим неизбежно воспользовались новые для г. Тольятти религиозные организации, которые стали регистрироваться и действовать без регистрации. Это позволило легализовать свое положение тем религиозным организациям, которые осуществляли свою деятельность подпольно или полуподпольно. Вместе с тем в результате этой легализации в Тольятти появились религиозные организации, которые некоторые религиоведы относили к разряду деструктивных и деятельность которых впоследствии была запрещена на территории Российской Федерации (свидетели Иеговы). Если в 1989 г. в Тольятти действовали 2 зарегистрированные религиозные организации и еще 2 осуществляли свою деятельность нелегально, то в 1998 г. их было уже 34 [32], то есть рост за 9 лет увеличился в 8,5 раз. По всей Самарской области рост религиозных организаций за тот же

период времени увеличился в 3,6 раза. Порой неискушенному человеку было сложно разобраться в перипетиях религиозных обществ. Одни очень активно позиционировали себя на постсоветском пространстве и были признаны деструктивными во многих странах, это свидетели Иеговы, Великое белое братство, культ Саи-Бабы, секта Виссариона. Многие религиозные организации были зарегистрированы под видом общественных (сахаджа-йога, кришнаиты, саентологи).

Среди причин непримиримой позиции православной общественности и духовенства по отношению к другим религиозным организациям в 90-е гг. ХХ в. отметим слабую на тот момент подготовку священников к миссионерской деятельности, прежде всего из-за уровня духовного образования. Учившимся до 1991 г. в духовных учебных заведениях не преподавали такой предмет, как миссионерская деятельность, так как сама такая деятельность в СССР не приветствовалась, и не предполагалась. Принявшие сан священников в 90-е гг. ХХ в. в большинстве своем учились в духовных учебных заведениях заочно, что также не способствовало познанию всех аспектов миссионерской деятельности. Отсюда такое явное желание православных священников и верующих упорядочить деятельность новых религиозных организаций, как реальной угрозы своей монополии, административными методами, что уже было в СССР. Но в отличие от советского периода, предлагалось «ограничить» деятельность не всех, а только новых религиозных организаций, которые активно завоевывали симпатии населения через социальную, благотворительную, миссионерскую, проповедническую деятельность.

Религиозные организации, особенно протестантские, привлекали жителей Тольятти системой взаимовыручки и взаимопомощи в своих структурах. Представители некоторых традиционных и новых религиозных организаций, образованных в Тольятти в 90-е гг. ХХ в., занимались благотворительной деятельностью. В них шли в основном те, кто видел в церкви не только вероучительный, но и справедливый социальный институт. Протестанты открывали различные курсы, кружки по

* * Организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

изучению библии. Несмотря на сравнительно небольшую численность, проявляли активность, которая настораживала представителей как РПЦ, так и ислама.

Новые религиозные организации использовали под молитвенные собрания и воскресные школы дома молодежи, дворцы культуры, кинотеатры, библиотеки, актовые залы училищ и школ. Причины, по которым люди становились адептами новых религиозных организаций, были разными, но среди них можно назвать и негативные аспекты освещения в прессе некорректного поведения отдельных православных священнослужителей, и активную миссионерскую деятельность.

Одна из особенностей деятельности новых религиозных организаций в Тольятти в 90-е гг. ХХ в. состояла в том, что основными драйверами их общественной и религиозной активности зачастую были не «коренные» толь-яттинцы, а приезжие проповедники. Именно они либо организационно оформляли небольшие группы верующих (И.Г. Олейник, Фридрих Дем-ке), либо создавали благотворительные организации (С.И. Андреев) или новые религиозные организации, которых до этого времени не было в Тольятти (Майкл Хэннэн, Ульрих Крау-зе и Александр Шотт).

Характерно появление религиозных обществ из национально-культурных центров. Так, из татаро-башкирского национально-культурного центра возникла мусульманская община, из польского национально-культурного центра -католическая община, из еврейского национально-культурного центра - иудейская община. Первоначально руководители этих центров являлись и руководителями религиозных общин. Объяснить этот факт можно возрождением национального и религиозного самосознания тех народов, которые исповедуют ту или иную религию: татары и башкиры - ислам, поляки -католицизм, евреи - иудаизм, немцы - католицизм и протестантизм.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Воронцова Е. Я рождаюсь на земле снова и снова // Площадь свободы. 2000. 19 янв. С. 3.

2. Воспоминания А. Д. Терёхина. Записано 15.11.1998 г. // Архив В. Н. Якунина. Л. 1.

3. Воспоминания В. В. Паклина. Записано 08.11.1998 г. // Архив В. Н. Якунина. Л. 1.

4. Воспоминания И. Г. Олейника. Записано 10.11.1998 г. // Архив В. Н. Якунина. Л. 1.

5. Воспоминания А. Ф. Хныкина. Записано 23.11.1998 г. // Архив В. Н. Якунина. Л. 1.

6. Воспоминания Ф. С. Паяновского. Записано 27.11.1998 г. // Архив В. Н. Якунина. Л. 1.

7. Воспоминания С. И. Долгова. Записано 17.11.1998 г. // Архив В. Н. Якунина. Л. 1.

8. Воспоминания М. А. Попова. Записано 05.11.2010 г. // Архив В. Н. Якунина. Л. 1.

9. Встреча епархиального духовенства // Благовест. 1995. №> 1. С. 2.

10. Громыко В. Ум есть пространство. В Тольятти открыт филиал буддийского центра Карма-Кагью // Площадь свободы. 1992. 1 июля. С. 2.

11. Гуенко Л. Новая церковь с приветом из Цюриха // Презент. 1998. 2 марта. С. 1-2.

12. Гуревич С. У каждого своя формула счастья // Площадь свободы. 1998. 16 окт. С. 3.

13. Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С. Государственное регулирование деятельности религиозных общин в Западной Сибири в контексте конфессиональной политики России в 1992-2000 гг. // Народы и религии Евразии. 2021. Т. 26, №> 4. С. 140-153. DOI: 10.14258/пгеш"(2021)4-12

14. Докладная записка за 1987 г уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Куйбышевской области Я.И. Борисанова // Центральный государственный архив Самарской области (далее - ЦГАСО). Ф. 3219. Оп. 1. Д. 66. Л. 15.

15. Докладная записка за 1988 г. уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Куйбышевской области Я.И. Борисанова // ЦГАСО. Ф. 3219. Оп. 1. Д. 72. Л. 20.

16. Докладная записка за 1990 г. уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Куйбышевской области В.С. Власова // ЦГАСО. Ф. 3219. Оп. 1. Д. 87. Л. 3.

17. Информация о состоянии религиозной обстановки в Самарской области на 1 января 1997 года консультанта губернатора Самарской области В.С. Власова // Архив В. Н. Якунина.

18. Информация о состоянии религиозной обстановки в Самарской области на 1 января 1995 года консультанта главы администрации Самарской области В.С. Власова // Архив В. Н. Якунина.

19. Каратеева Н. Баптисты судятся с мэрией за молитвенный дом // Понедельник. Деловая газета Тольятти. 2012. 4 июля.

20. Караулов В., священник. Секты наступают // Любимый город. 1996. №№ 2. С. 3.

21. Костин В. Какую же «посевную» проводят у нас кришнаиты? // Тольятти сегодня. 1995. 29 марта. С. 3.

22. Криминальная история Тольятти. Кто в Тольятти ваххабит? URL: http://tltgorod.ru/crime/ article-43694/4/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Мельник С. В начале было добро // Презент. 1998. 25 марта. С. 1.

24. Мощенко М. Сети веры // Миллион плюс. 2000. № 80 (210). Август. С. 3.

25. Нирмала. 1993. № 2-5. С. 62.

26. Обращение прихожан Казанско-Богородич-ного храма. 23.06.1996 // Архив В. Н. Якунина.

27. Отчет правящего архиерея Самарской епархии в Московскую Патриархию за 1994 год // Текущий архив Самарского епархиального управления. Л. 5.

28. Павлухина Г. И слово Божье отзовется // Тольятти сегодня. 1992. 15 сент. С. 3.

29. Письмо пробста Самарского пробства Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России О. В. Темирбулатовой В. Н. Якунину 30.11.2021 // Архив В. Н. Якунина.

30. Письмо управляющего Самарской епархией епископа Сергия мэру г. Тольятти Н. Д. Уткину 21.02.1997 г. // Архив В. Н. Якунина.

31. Площадь свободы. 1997. 25 января. С. 1.

32. Религиозные объединения граждан, зарегистрированные в Самарском областном отделе юстиции на 01.01.1998 г. // Архив В. Н. Якунина.

33. Религиозный совет городу необходим. Беседа с имамом-мухтасибом А. Г. Галиаскаровым // Тольятти сегодня. 1997. 5 апр. С. 3.

34. Решение Тольяттинского горисполкома от

12.06.1980 г. № 211/12 // Муниципальное казенное учреждение «Тольяттинский архив». Фонд Р-94. Оп. 1. Д. 777. Л. 359.

35. Решение Тольяттинского горисполкома от

24.04.1981 г. № 186/7 // Муниципальное казенное учреждение «Тольяттинский архив». Фонд Р-94. Оп. 1. Д. 812. Л. 388.

36. Русов Сергей. Скандал вокруг строительства мечети // Площадь свободы. 1997. 15 окт. С. 3.

37. Сафонова Е. Дом Иеговы на стадионе «Торпедо» // Площадь свободы. 1997. 9 авг. С. 2.

38. Скоренева Е. Моего мужа увела секта // Тольяттинское обозрение. 1999. 26 июля. С. 3.

39. Чумаченко Т. А. Конфессиональная политика региональной власти в контексте вероисповедных реформ 1990-х гг. в России (на примере Челябинской области) // Реформы конца XX - начала XXI в. на постсоветском пространстве: региональный аспект. Владивосток: Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, 2020. С. 341-349.

40. Шмыгов А. Плечом к плечу // Презент. 1996. 29 нояб. С. 2.

41. Шмыгов А. Противостояние. Что не поделили мусульманские лидеры // Презент центр. 1998. 4 декабря. С. 3.

42. Эпов Н. Беседа с иеговистской // Площадь свободы. 1991. 26 нояб. С. 3.

REFERENCES

1. Vorontsova E.Ya rozhdayus na zemle snova i snova [I Am Born on the Earth Again and Again]. Ploshchad svobody, 2000, Jan. 19, pp. 3.

2. Vospominaniya A.D. Terekhina. Zapisano 15.11.1998 g. [Memories of A.D. Terekhin. Recorded on 15.11.1998]. Arkhiv V.N. Yakunina [Archive of VN. Yakunin], l. 1.

3. Vospominaniya V.V. Paklina. Zapisano 08.11.1998 g. [Memories of V.V Paklin. Recorded on 08.11.1998]. Arkhiv V.N. Yakunina [Archive of VN. Yakunin], l. 1.

4. Vospominaniya I.G. Oleynika. Zapisano 10.11.1998 g. [Memories of I.G. Oleynik. Recorded on 10.11.1998]. Arkhiv V.N. Yakunina [Archive of VN. Yakunin], l. 1.

5. Vospominaniya A.F. Khnykina. Zapisano 23.11.1998 g. [Memories of A.F. Khnykin. Recorded on 23.11.1998]. Arkhiv V.N. Yakunina [Archive of VN. Yakunin], l. 1.

6. Vospominaniya F.S. Payanovskogo. Zapisano 27.11.1998 g. [Memories of F.S. Payanovsky. Recorded on 27.11.1998]. Arkhiv V.N. Yakunina [Archive of VN. Yakunin], l. 1.

7. Vospominaniya S.I. Dolgova. Zapisano 17.11.1998 g. [Memories of S.I. Dolgov. Recorded on 17.11.1998.]. Arkhiv V.N. Yakunina [Archive of VN. Yakunin], l. 1.

8. Vospominaniya M.A. Popova. Zapisano 05.11.2010 g. [Memories of M.A. Popov. Recorded on 05.11.2010]. Arkhiv V.N. Yakunina [Archive of VN. Yakunin], l. 1.

9. V strecha eparhialnogo duhovenstva [Meeting of the diocesan clergy]. Blagovest, 1995. no. 1, p. 2.

10. Gromyko Viktor. Um est prostranstvo. V Tolyatti otkryt filial buddijskogo centra Karma-Kagyu [Gromyko Victor. The Mind Is Space. A Branch of the Karma-Kagyu Buddhist Center Was Opened in Togliatti]. Ploshchad svobody, 1992, Jul. 1, p. 2.

11. Guenko L. Novaya cerkov s privetom iz Tsyuriha [New Church with Greetings from Zurich]. Prezent, 1998, Mar. 2, pp. 1-2.

12. Gurevich S.U kazhdogo svoya formula schastya [Each Has Its Own Formula of Happiness]. Ploshchad svobody, 1998, Oct. 16, p. 3.

13. Dashkovsky P.K., Dvoryanchikova N.S. Gosudarstvennoe regulirovanie deyatelnosti religioznykh obshchin v Zapadnoy Sibiri v kontekste konfessionalnoy politiki Rossii v 1992-2000 gg. [State Regulation of the Activities of Religious Communities

in Western Siberia in the Context of the Confessional Policy of Russia in 1992-2000]. Narody ireligii Yevrazii [Nations and Religions of the Eurasia], 2021, vol. 26, no. 4, pp. 140-153. DOI: 10.14258/nreur(2021)4-12.

14. Dokladnaya zapiska za 1987 g. upolnomochennogo Soveta po delam religiy pri Sovete Ministrov SSSR po Kuybyshevskoy oblasti Ya.I. Borisanova [Memorandum for 1987 by Borisanov Ya.I., Authorized by the Council for Religious Affairs Under the Council of Ministers of the USSR for the Kuibyshev Region]. Tsentralnyy gosudarstvennyy arkhiv Samarskoy oblasti (TsGASO) [Central State Archives of the Samara Region], f. 3219, inv. 1, d. 66, l. 15.

15. Dokladnaya zapiska za 1988 g. upolnomochennogo Soveta po delam religiy pri Sovete Ministrov SSSR po Kuybyshevskoy oblasti Ya.I. Borisanova [Memorandum for 1988 by Borisanov Ya.I., Authorized by the Council for Religious Affairs Under the Council of Ministers of the USSR for the Kuibyshev Region]. TsGASO [Central State Archives ofthe Samara Region], f. 3219, inv. 1, d. 72, l. 20.

16. Dokladnaya zapiska za 1990 g. upolnomochennogo Soveta po delam religiy pri Sovete Ministrov SSSR po Kuybyshevskoy oblasti V.S. Vlasova [Memorandum for 1990 by Vlasov V.S., Authorized by the Council for Religious Affairs Under the Council of Ministers of the USSR for the Kuibyshev Region]. TsGASO [Central State Archives ofthe Samara Region], f. 3219, inv. 1, d. 87, l. 3.

17. Informatsiya o sostoyanii religioznoy obstanovki v Samarskoy oblasti na 1 yanvarya 1997 goda konsultanta gubernatora Samarskoy oblasti V.S. Vlasova [Information by the Consultant of the Govenor of the Samara Region Administration V.S. Vlasov on the State of the Religious Situation in the Samara Region as of January 1, 1997]. Arkhiv V.N. Yakunina [Archive of VN. Yakunin].

18. Informatsiya o sostoyanii religioznoy obstanovki v Samarskoy oblasti na 1 yanvarya 1995 goda konsultanta glavy administratsii Samarskoy oblasti VS.Vlasova [Information by the Consultant to the Head of the Samara Region Administration V.S. Vlasov on the State of the Religious Situation in the Samara Region as of January 1, 1995]. Arkhiv V.N. Yakunina [Archive of VN. Yakunin].

19. Karateyeva N. Baptisty sudyatsya s meriyey za molitvennyy dom [Baptists Sue City Hall for Meeting House]. Ponedelnik. Delovayagazeta Tolyatti, 2012, 4 Jul.

20. Karaulov V., svyashchennik. Sekty nastupayut [Sects Are Coming]. Lyubimyj gorod, 1996, no. 2, p. 3.

21. Kostin V. Kakuyu zhe «posevnuyu» provodyat u nas krishnaity? [What Kind of "Sowing" Do the Hare Krishnas Carry Out?]. Tolyatti segodnya, 1995, Mar. 29, p. 3.

22. Kriminalnaya istoriya Tolyatti. Kto v Tolyatti vakhkhabit? [Criminal History of Togliatti. Who Is a Wahhabite in Togliatti?]. URL: http:// tltgorod.ru/crime/article-43694/4/

23. Melnik S.V nachale bylo dobro [In the Beginning It Was Good]. Present, 1998, Mar. 25, p. 1.

24. Moshchenko M. Seti very [Nets of Faith]. Millionplyus, 2000, no. 80 (210), Aug., p. 3.

25. Nirmala, 1993, no. 2-5, p. 62.

26. Obrashchenie prihozhan Kazansko-Bogorodichnogo hrama. 23.06.1996 [Appeal of the Parishioners of the Kazan-Mother of God Church, 23.06.1996]. Arkhiv V.N. Yakunina [Archive of VN. Yakunin].

27. Otchyot pravyashchego arhiereya Samarskoy eparhii v Moskovskuyu Patriarhiyu za 1994 god [Report of the Ruling Bishop of the Samara Diocese to the Moscow Patriarchate for 1994]. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhialnogo upravleniya [Current Archive of the Samara Diocesan Administration], l. 5.

28. Pavluhina G. I slovo Bozhye otzovyotsya [And the Word of God Will Respond]. Tolyatti segodnya, 1992, Sept. 15, pp. 3.

29. Pismo probsta Samarskogo probstva Yevangelichesko-lyuteranskoy tserkvi Yevropeyskoy chasti Rossii O.V. Temirbulatovoy V.N. Yakuninu 30.11.2021 [Letter from O.V Temirbulatova, the Probst of the Samara Probstvo of the Evangelical Lutheran Church of the European part of Russia, to VN. Yakunin, 30.11.2021]. Arkhiv V.N. Yakunina [Archive of VN. Yakunin].

30. Pismo upravlyayushchego Samarskoy eparkhiyey episkopa Sergiya meru g. Toliatti N.D. Utkinu 21.02.1997 g. [Letter from Bishop Sergius, Governor of the Samara Diocese, to the Mayor of Togliatti, N.D. Utkin, February 21, 1997]. Arkhiv V.N. Yakunina [Archive of V.N. Yakunin].

31. Ploshchad svobody, 1997, Jan. 25, p. 1.

32. Religioznye obyedineniya grazhdan, zaregistrirovannye v Samarskom oblastnom otdele yusticii na 01.01.1998 g. [Religious Associations of Citizens Registered in the Samara Regional Department of Justice, January 1, 1998]. Arkhiv V.N. Yakunina [Archive of V.N. Yakunin].

33. Religioznyj sovet gorodu neobhodim. Beseda s imamom-muhtasibom A. G. Galiaskarovym [The City Needs Religious Council. Conversation with Imam-Muhtasib Galiaskarov A.G.]. Tolyatti segodnya, 1997, Apr. 5, p. 3.

34. Resheniye Tolyattinskogo gorispolkoma ot 12.06.1980 g. .№ 211/12 [Decision of the Togliatti City Executive Committee of 12.06.1980, No. 211/12]. Munitsipalnoe kazennoe uchrezhdenie «Tolyattinskiy arkhiv» [Municipal Government Institution "Togliatti Archive"], f. R-94, inv. 1, d. 777, l. 359.

35. Resheniye Tolyattinskogo gorispolkoma ot 24.04.1981 g. № 186/7 [Decision of the Togliatti City Executive Committee of 24.04.1981, No. 186/7]. Munitsipalnoe kazennoe uchrezhdenie «Tolyattinskiy arkhiv» [Municipal Government Institution "Togliatti Archive"], f. R-94, inv. 1, d. 812, l. 388.

36. Rusov S. Skandal vokrug stroitelstva mecheti [Scandal around the Construction of a Mosque]. Ploshchad svobody, 1997, Oct. 15, p. 3.

37. Safonova E. Dom Iegovy na stadione «Torpedo» [Jehovah's House at the Torpedo Stadium]. Ploshchad svobody, 1997, Aug. 9, p. 2.

38. Skoreneva E. Moego muzha uvela sekta [My Husband Was Taken Away by a Sect]. Tolyattinskoe obozrenie, 1999, Jul. 26, p. 3.

39. Chumachenko T.A. Konfessionalnaja politika regionalnoj vlasti v kontekste veroispovednyh reform 1990-h gg. v Rossii (na primere Cheljabinskoj

oblasti) [Confessional Policy of Regional Authorities in the Context of Religious Reforms in the 1990s in Russia (On the Example of the Chelyabinsk Region)]. Reformy kontsaXX- nachalaXXI v. na postsovetskom prostranstve: regionalnyy aspekt [Reforms of the Late 20th - Early 21st Century in the Post-Soviet Space: A Regional Aspect]. Vladivostok, In-t istorii, arkheologii i etnografii narodov Dalnego Vostoka, 2020, pp. 341-349.

40. Shmygov A. Plechom k plechu [Shoulder to Shoulder]. Prezent, 1996, Nov. 29, p. 2.

41. Shmygov A. Protivostoyanie. Chto ne podelili musulmanskie lidery [Confrontation. What the Muslim Leaders Did Not Share]. Prezent centr, 1998, Dec. 4, p. 3.

42. Epov N. Beseda s iegovistskoj [Conversation with Jehovah's Witness]. Ploshchad svobody, 1991, Nov. 26, p. 3.

Information About the Author

Vadim N. Yakunin, Doctor of Sciences (History), Professor, Department of Humanities and SocioEconomic Disciplines, Moscow Institute of Art and Industry, 2-ya Baumanskaya St, 9/23s3, 105005 Moscow, Russian Federation, vadyak@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0464-2938

Информация об авторе

Вадим Николаевич Якунин, доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Московский художественно-промышленный институт, 2-я Бауманская улица, 9/23, стр. 3, 105005 г. Москва, Российская Федерация, vadyak@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0464-2938

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.