ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 94(470.4):297 ''19-20''
А. В. Сызранов
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОТОРЫХ НЕТРАДИЦИОННЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПОВОЛЖЬЯ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI вв.
В статье рассматривается деятельность некоторых нетрадиционных мусульманских организаций на территории Поволжья в конце XX -начале XXI в., в частности, нурсистов, файзрах-манистов, мофлюхуновцев и таблигитов.
Ключевые слова: ислам, мусульманские организации, Поволжье, радикализм, нурсисты, файзрахманисты, мофлюхуновцы, таблигиты.
A. V. Syzranov
THE ACTIVITIES OF SOME NONCONVENTIONAL MUSLIM ORGANIZATIONS IN THE VOLGA REGION IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURIES
The article examines the activities of some nonconventional muslim organizations in the territory of the Volga region at the end of the XX -the beginning of the XXI century. The activities of nursists, fayzrakhmanists, moflyukhunovts and tabligits are analysed.
В конце XX - начале XXI в. на территории Поволжья были распространены различные нетрадиционные направления ислама. В частности, была отмечена деятельность са-лафитов, эмиссаров религиозного движения «Таблиг», партии «Хизб ут-Тахрир». Через многочисленные турецко-татарские лицеи свою пропаганду среди мусульман региона вели т.н. «нурсисты» - последователи турецкого исламского богослова Саида Нурси Бадиуззамана (1878-1960), члены общества «Нурджулар». Последователи этих групп были сосредоточены преимущественно в крупных городах [2, с. 207].
Сторонники возникшего в Турции религиозного течения «Нурджулар» («Люди света») начали активную работу по привлечению прозелитов в поволжском регионе еще в 1990-1991 гг. В Турции это движение одно время стало одним из самых крупных религиозных направлений. Сочинение С. Нурси «Ри-сала-и нур» является для «нурсистов» главной книгой. По мнению сторонников Нурси, в этой книге дана современная трактовка идей Корана, причем они верят в боговдохновен-ный характер этих комментариев и отличают их от других обычных коранических толкований («тафсиров»). Одной из особенностей
Key words: islam, muslim organizations, the Volga region, radicalism, nursists, fayzrakhmanists, moflyukhunovts, tabligits.
движения является его активная общественная деятельность помимо сугубо религиозных форм, в частности, учреждении образовательных заведений - лицеев, школ и колледжей не только в Турции, но и за ее пределами. Так, в Татарстане одно время действовало несколько татарско-турецких лицеев, с солидной материальной базой. В конце 1990-х гг. собственность совокупной учебной базы секты оценивалась в 1,5 млрд долларов. Оснащенность учебной базы секты обеспечивалась во многом разветвленной сетью специально созданных коммерческих предприятий. Другой особенностью «нурсистов» является их внимание к СМИ. Движение выпускало несколько журналов, издающихся на турецком и английском языках, ежедневную газету «Заман», имело телеканал «Саманюлы» и две радиостанции [8, с. 22].
В 1990-е гг. «нурсисты» стали вести скрытую деятельность в РФ, покупая недвижимость, к примеру, квартиры, в которых собирались прозелиты. В Казани было известно их медресе на частной квартире. В качестве религиозной организации «нурсисты» никогда не регистрировались. Проводилась масштабная издательская деятельность, как на русском, так и на татарском языке. Число
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
брошюр, состоящих из переводов разных фрагментов «Рисала-и нур», насчитывала десятки наименований. Эта литература свободно продавалась в мечетях.
В 2003 г. правоохранительные органы заинтересовались деятельностью секты «Нурджулар», обратив внимание на ведущуюся в ее лицеях пропаганду панисламизма. Генеральной прокуратурой было начато широкомасштабное расследование деятельности татарско-турецких школ, связанных с учением Саида Нурси. 10 апреля 2008 г. Верховный суд РФ признал международную организацию «Нурджулар» экстремистской.
Среди исламских «сект» (при всей условности этого термина применительно к исламу) местного, регионального происхождения можно выделить группы «файзрах-манистов» и «мофлюхуновцев», созданные Файзрахманом Саттаровым и Нуруллой Мо-флюхуновым. Общей чертой этих сект является искажение Сунны и апокалиптические идеи, а также оппозиция к официальному исламскому духовенству [4, с. 448; 5, с. 219].
«Файзрахманисты» - последователи Файзрахмана Саттарова (1929 г.р.). Ф. Сат-таров учился в бухарском медресе «Мири Араб», которое окончил в 1962 г.; потом продолжил свое обучение в Исламском институте в Ташкенте. По окончании обучения работал имамом в Казани, в 1960-е гг. был ответственным секретарём в Духовном управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) в Уфе. Служил также имамом в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Октябрьском. В 1980-е гг. Саттаров начал целенаправленно создавать и проповедовать собственное религиозное учение. В 1992 г. он переехал в Набережные Челны, где организовал свое медресе, собрав около 80-ти последователей. Также ячейки «секты» появились в Казани, Уфе, Ле-ниногорске, Альметьевске и в некоторых селах. В группах состояли выходцы из деревень с невысоким уровнем образования, одинокие, пенсионеры, а также некоторые его родственники [6; 8, с. 45].
Община «файзрахманистов» в Казани получила государственную регистрацию в администрации города под названием «Куръ-аниун ва хадисиун», в качестве юридического лица; была изготовлена печать и получен участок земли под строительство мечети в Московском районе Казани. Впрочем, этой
возможностью файзрахманисты не воспользовались. Один из его последователей в 1996 г. приобрел участок в пос. Торфяной под Казанью под медресе и обустроил его, создав всю жилищно-хозяйственную инфраструктуру. Постепенно все члены «секты» перебрались на территорию этого места.
Богословские воззрения Ф. Саттарова носили достаточно эклектичный характер. Им были позаимствованы и переработаны идеи из других течений ислама. Один из главных мотивов - это отрицание всех мазхабов, особенно ханафитского. Структура группы построена по аналогии с суфийским орденом. Известны также высказывания Саттарова о принадлежности к некоей «силсиле» (суфийской цепи духовных преемников), он считал себя 34-м звеном от пророка Мухаммада, однако, эта информация публично не оглашалась. В середине 2000-х гг. стали нарастать апокалиптические мотивы в высказываниях Ф. Саттаро-ва. Он признавал хадисы, но при этом имел собственную иерархию достоверных сборников. Помимо этого, он самолично проверял достоверность хадисов якобы посредством сна, получая информацию «свыше», от Аллаха. Давалась Саттаровым и собственная трактовка коранических аятов и хадисов. Взгляды Саттарова эволюционировали, менялись, если вначале он утверждал необходимость только Корана и Сунны, то впоследствии сам стал под своим авторством размножать многочисленные брошюры самиздатовского характера [8, с. 46-47].
В 1990-е гг. Ф. Саттаров попытался изложить свое учение в опубликованной им книге «Иман тамырлары» («Корни веры»), изданной на татарском языке. В книге он указывал, что в ислам подобен дереву, у которого 73 «корня», но только один является из них истинным - это учение самого Саттарова. Именно последователи данного учения попадут в рай; остальные же подвергнуться наказанию Аллаха.
В некоторых вопросах у Ф. Саттарова наблюдались некоторые отступления от исламской «ортодоксии». Например, известно, что его окружение занималось валютными махинациями и процентными сделками, что категорически запрещено «классическим» исламом. Считая себя «истинными мусульманами», «файзрахманисты» отвергали любое деление ислама на мазхабы (мусульманские
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
религиозно-правовые школы). Особую неприязнь у последователей Саттарова вызывал ханафитский мазхаб - традиционный для поволжских тюрков.
Интересно, что Ф. Саттаров менял свое имя по мере получения «откровений от Аллаха». Так, сначала он именовался «На-срулла» («помощник Аллаха»), а позже стал именоваться «Расулалла» («посланник Аллаха»). Общение с Аллахом у него происходило, якобы, во сне [6].
Основатель группы «мофлюхунов-цев» - Нурулла Мофлюхунов. С 1961 по 1988 гг. работал настоятелем Чистопольской городской мечети. В начале 1990-х гг. вышла в свет его транслитерация классического дореволюционного комментированного перевода Корана на татарский язык. Данный труд содержал примечания Мофлюхунова к Корану, показывающие его особое понимание ислама. Затем эта транслитерация (уже, правда, без примечаний Мофлюхунова) была издана огромными тиражами разного рода издательствами под названием «Коръан тафсире». Сам Н. Мофлю-хунов не настаивал на особом организационном оформлении своего движения. Усилия Мофлюхунова были направлены, прежде всего, на борьбу с «официальным» духовенством.
Касаясь чисто теологических особенностей его взглядов, следует отметить отрицание общепринятой роли хадисов. Мофлю-хунов не верил в аутентичность хадисов и поэтому отвергал следование им, призывая опираться исключительно на аяты Корана. Им отрицались представления о загробной жизни, обряд имянаречения и др. Другой особенностью его взглядов является полное отвержение народных обычаев (араб. «адат», «урф»). В связи с этим главной критике подвергались татарские коранические меджлисы, распространенные у татар, посещение развалин средневековых городищ Булгара и Биляра. Н. Мофлюхунов признавал необходимость и авторитет ханафитского мазхаба, но в то же время не признавал «кийас» (араб. «аналогия»; суждение по аналогии, один из методов и источников мусульманского права) в качестве источника шариата [8, с. 48].
Организованная группа последователей Мофлюхунова существовала в Чистополе, которая оформилась в отдельную небольшую общину. После переезда Н. Мофлюхунова в Казань, там также сформировалась отдель-
ная группа его сторонников, базой которой являлся частный дом лидера, где проводились пятничные богослужения и занятия. В середине 2000-х гг. группа, благодаря активности сына Н. Мофлюхунова Мухаммеда, вела широкую издательскую деятельность, пропагандируя взгляды группы. Была издана книга Н. Мофлюхунова «Вагазь-насыйхат китабы», где были изложены все идеи «секты».
На территории Поволжья с 1990-х годов осуществляют свою деятельность члены «Джамаат Таблиг» - так называемые «та-блиги», «таблиговцы», «таблигиты» или «даг-ватчики». «Джамаат Таблиг» («Общество призыва») - международная мусульманская религиозная организация, возникшая в первой трети XX в. в Индии (сегодня организационный центр таблигов находится в Пакистане). Основатель - Маулана Мухаммад Ильяс Кан-дехлеви (1885-1944). Организация отличается активной миссионерской деятельностью. После распада СССР движение стало быстро распространяться в бывших советских среднеазиатских республиках - Киргизии, Узбекистане, Таджикистане и др., а затем и в России.
Учение таблиговцев подразумевает необходимость активной миссионерской работы (в мечетях, поселениях). Методика пропаганды у таблиговцев достаточно проста и эффективна. Определенная простота, доступность, набожность и практика общаться на одном со слушателями языке помогают быстро расположить к себе аудиторию.
Интересно, что некоторые салафит-ские идеологи, обычно весьма нетерпимые к любым несалафитским течениям ислама, спокойно относятся к таблиговцам. К примеру, известный саудовский проповедник Абд ал-Азиз ибн Баз (1910-1999), верховный муфтий Саудовской Аравии в 1993-1999 гг., хоть и воспринимал таблиговцев как невежественных отступников от «чистого ислама», тем не менее, признавал их заслуги, «благие дела» и «старания в деяниях» и рекомендовал сала-фитам совместно участвовать в миссионерской деятельности с ними [3].
Хотя таблиговцы декларируют свою аполитичность, целью организации является установление господства исламской религии во всем мире. Известно, что из среды таблиговцев часто вербовались исполнители террористических актов в Западной Европе. Организация «Джамаат Таблиг» иногда ис-
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
пользуется в качестве прикрытия для подготовки террористических акций. В Пакистане, Афганистане, Индии, Узбекистане таблиговцы оказывают помощь международным исламистским террористическим группировкам. На средства этого движения обучаются экстремисты из других радикальных течений ислама.
В мае 2011 года в Астрахани были задержаны шестеро участников (братья Ю. и А. Авдонины, С. Алишев, И. Курмамбаев, Т. Шинти-миров, Р. Захидов) запрещенной организации «Джамаат Таблиг» [1]. Однако, вскоре они были отпущены под подписку о невыезде. В апреле 2012 г. над ними начался суд. Спустя месяц Кировский районный суд Астрахани вынес приговор. Юрий Авдонин за организацию деятельности религиозного объединения, признанного судом экстремистским осужден к 1,5 годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Его брат Александр был объявлен в международный розыск (есть сведения, что впоследствии, в 2014-2015 гг. братья Авдонины оказались в рядах «Исламского
государства» (ИГИЛ), действующего на Ближнем Востоке). Остальные члены организации были признаны виновными в участии в деятельности такого объединения, им назначено наказание в виде штрафа [7].
С середины 2000-х годов российские власти стали ограничивать религиозную деятельность таблиговцев, прежде всего из-за их связей с экстремистами. В 2009 г. «Джамаат Таблиг» был запрещен решением Верховного суда России.
Вопрос о радикализме таблигов открыт до сих пор. Многие эксперты не соглашаются с тем, что это течение экстремистское, а в некоторых странах оно действует официально. Тем не менее, для таблиговцев характерна крайняя категоричность, призывы к неповиновению светским законам, ориентация на создание всемирного исламского халифата. Организация «Джамаат Таблиг», декларируя аполитичность, на самом деле является одним из прикрытий для распространения радикальных форм ислама.
Литература
1. В Астрахани задержаны шесть членов запрещенной организации «Джамаат Таблиг» [Электронный ресурс] URL: NEWS.ru.com www.newsru.com/russia/16may2011/astra.html (Дата обращение: 24.07.20015).
2. Мухаметшин Р. М. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX в. Казань: Тат. кн. изд-во, 2005.
3. Открытие завесы опасностей некоторых призывов // «Аль-Хайят» [Электронный ресурс] URL: http://al-hayat.ucoz.ru/forum/45-1335-1 (Дата обращение: 24.07.20015).
4. Силантьев Р. А. Ислам в современной России. Энциклопедия. М.: Алгоритм, 2008.
5. Силантьев Р. А. Новейшая история исламского сообщества России. М.: Информационно-издательская продюсерская компания «ИХТИОС», 2006.
6. Сулейманов Р. Р. Файзрахманисты: секта исламского происхождения в Татарстане в начале XXI в. // Этнорелигиозные исследования в Поволжье [Электронный ресурс] URL: http://www. kazan-center.ru/osnovnye-razdely/13/190/ (Дата обращение: 24.07.20015).
7. Угрюмов Н. Простые русские экстремисты // Комсомолец Каспия. 2012. 1 июня. № 44 (6793).
8. Якупов В. М. Неофициальный ислам в Татарстане: движения, течения, секты. Казань: Издательство «Иман», 2003.