Научная статья на тему 'Деятельность научных обществ на Дальнем Востоке в 20-е годы XX в'

Деятельность научных обществ на Дальнем Востоке в 20-е годы XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА / ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕК / ИСТОРИЯ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ / SCIENTIFIC SOCIETY / THE HISTORY OF LIBRARIES / HISTORY OF BOOK CULTURE / THE WORK OF SCIENTIFIC SOCIETIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баубекова Светлана Альбертовна

В 20-е годы XX в. на российском Дальнем Востоке работали отделы известнейших Всероссийских научных учреждений и ассоциаций, а также университетские научные общества. Их деятельность была направлена на всестороннее изучение края, развитие промышленного производства, сельского хозяйства, укрепление обороноспособности Дальневосточного региона, урегулирование международных отношений СССР со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В статье показана роль и значение библиотек для науки, образования и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Activity of the Scientific Societies in the Far Eastern USSR in the 20-ies years XX-th Century

In the 20-ies years of the XX century in the Far East have worked the branches of the scientific associations of the Russia, and the scientific societies of the university. Their action was aimed at the comprehensive examination of the Primorye, the development of industrial production, agriculture, defense Far East region and settlement of international relations of the USSR with the countries of the Asia-Pacific Region. This article considers a role and importance of their libraries for educational, science and cultural.

Текст научной работы на тему «Деятельность научных обществ на Дальнем Востоке в 20-е годы XX в»

УДК 947.084.2(571.6)

С. А. Баубекова

деятельность научных обществ на дальнем востоке в 1920-е годы

В 20-е годы XX в. на российском Дальнем Востоке работали отделы известнейших Всероссийских научных учреждений и ассоциаций, а также университетские научные общества. Их деятельность была направлена на всестороннее изучение края, развитие промышленного производства, сельского хозяйства, укрепление обороноспособности Дальневосточного региона, урегулирование международных отношений СССР со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В статье показана роль и значение библиотек для науки, образования и культуры.

Ключевые слова: научные общества, история библиотек, история книжной культуры, деятельность научных обществ.

The Activity of the Scientific Societies in the Far Eastern in the 1920s. SVETLANA A. BAUBE-KOVA (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

There were various branches of Russian scientific associations and the scientific societies of the university that operated in the Far East in 1920s. Their activity was aimed at the detailed examination of Primorye, the development of industry, agriculture, strengthening of the defence capacity of the Far Eastern region and the promotion of international contacts between the USSR and the Pacific Rim countries. The article deals with the role of the scientific societies’ libraries in the achievement of these goals.

Key words: scientific society, the history of libraries, book standards, the activity of scientific societies.

Научные общества на Дальнем Востоке России формировались в конце Х1Х-начале XX в. Их деятельность в первые полтора-два десятилетия нашла отражение в научных публикациях Н.В. Котляр, О.А. Масло, М.А. Павловской и др. Задача данной статьи - раскрыть основные изменения, произошедшие в организации и направлении деятельности научных обществ, сформированных на базе высших учебных заведений после 1917 г.

Революция в России заставила переосмыслить накопленный опыт работы научных обществ, по-новому рассматривать их организационно-управленческую структуру. В 1921 г. при Наркомате по делам национальностей была создана Всероссийская научная ассоциация востоковедения (ВНАВ), включавшая в круг своих научных интересов политико-экономические, историко-археологические и другие вопросы. Одна из основных задач ВНАВ -создание региональных центров востоковедения в Советском Союзе с целью сплочения «ученых старой школы востоковедения с молодыми восто-коведами-марксистами» [5, с. 20-21].

В ноябре 1922 г. сформировался Дальневосточный отдел (ДВО) ВНАВ в столице Дальневосточной республики (ДВР) - городе Чита. Председателем организационного бюро был избран

ординарный профессор маньчжурской словесности

А.В. Гребенщиков; в правление вошли заведующий историко-этнологической секцией - экстраординарный профессор по русской истории В.И. Огородников, руководитель политико-экономической секции - секретарь военно-научного общества Л.М. Сизов; секретарь ДВО ВНАВ - редактор Известий Центросоюза Н.Н. Матвеев-Бодрый и др.

В это же время усилиями востоковедов-про-фессионалов (япониста Е.Г. Спальвина, специалиста по истории и культуре Японии, Китая, Кореи Н.В. Кюнера и др.) создаются предпосылки для организации Владивостокского подотдела ДВО ВНАВ [11, с. 140-142; 290-292; 364-366; 468-469]. В городе начали действовать курсы восточных языков для комсостава.

Анализируя изменения в работе Всероссийской научной ассоциации востоковедения, секретарь Министерства иностранных дел М.М. Абрамсон отмечал, что «русская дореволюционная наука интересовалась Востоком классическим, а наука революционная стремится к изучению живого Востока» (Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. 4342. Оп. 1. Д. 3. Л. 1). Неслучайно Дальневосточный революционный комитет, прогрессивно настроенные

БAУБEKOВA Светлана Лльбертовна, главный библиотекарь Научной библиотеки (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected] ; [email protected]

© Баубекова CA., 2012

сотрудники, преподаватели и студенты вузов поддержали Дальневосточный отдел ВНАВ. В этой связи важно отметить, что в дореволюционной России в деятельности научных обществ востоковедов видное место занимал Восточный институт во Владивостоке. С 1899 по 1917 г. он подготовил значительное число работников для консульской службы России, управления Приамурским краем, для русской торгово-промышленной деятельности и военного ведомства (Государственный архив Приморского края (ГАПК). Ф. 52. Оп. 10. Д. 1. Л. 12). Профессора Восточного института способствовали обобщению и распространению научных сведений о странах Азиатско-Тихоокеанского региона не только в публикациях, во время лекций в институте и докладов на научных конференциях, но и на мероприятиях Общества изучения Амурского края, Общества русских ориенталистов, Императорского общества востоковедения и др.

После революции, в тяжелейшие годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции лучшие традиции Восточного института, носителями которых являлись его преподаватели и выпускники, унаследовали появившиеся новые вузы Дальнего Востока - Государственный Дальневосточный университет (ГДУ), Владивостокский политехнический институт, Педагогический институт им. К.Д. Ушинского во Владивостоке. Они старались выполнять основные задачи по подготовке специалистов, научных работников и преподавателей. В своей деятельности они опирались на организованные при них научные общества имени профессора М.И. Туган-Барановского, имени Ф.М. Достоевского, студенческий философский кружок, архивную комиссию и т.д. [2, с. 358].

В 1922 г., с окончанием Гражданской войны и иностранной военной интервенции, Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР. Дальневосточный революционный комитет объединил вышеназванные вузы, а в сентябре 1923 г. добавил к ним Читинский институт народного образования. Таким образом, Государственный Дальневосточный университет принял под свое крыло учебновспомогательные учреждения, основанные вузами, в их числе кабинеты географии, японоведения, китаеведения, маньчжуро-монголоведения, английского языка и литературы, истории и географии Востока и т.д. Эти кабинеты имели свои библиотеки, музеи, архивные фонды и др. (ГАПК. Ф. 52. Оп. 10. Д. 1. Л. 33-73). Кроме того, библиотека Государственного Дальневосточного университета получила в свои фонды книги из Приморского Общества сельского хозяйства и других организаций.

Реорганизация высшей школы способствовала переводу Дальневосточного отдела Всероссий-

ской научной ассоциации востоковедения из Читы во Владивосток, что, несомненно, активизировало его деятельность. ДВО ВНАВ стал распространять свое влияние на другие города Дальнего Востока, решая задачу создания филиалов в Хабаровске, Благовещенске, Александровске-на-Сахалине, Петропавловске-Камчатском. Постепенно ДВО ВНАВ объединил вокруг себя лучшие научные силы Дальневосточного края СССР, занимающиеся изучением Китая, Кореи, Японии и иных азиатских стран.

На собраниях ДВО ВНАВ обсуждались не только перспективы деятельности общества в СССР и за рубежом, но и самые актуальные, назревшие научно-практические вопросы того времени, например классификация маньчжуро-тунгусских народностей в бассейне Амура; пути экономического развития Китая, Японии, Кореи; и др. Особый интерес со стороны ученых, государственных служащих, партийных деятелей и простых граждан был проявлен к темам: «Современная Япония», «Японская политика в Китае», «Экономика северной части Сахалина», «Экономическое положение Северной Маньчжурии», «Железнодорожное строительство в Северной Маньчжурии», «КВЖД в свете русско-китайских отношений» (РГИА ДВ. Ф. 4342. Оп. 1. Д. 2. Л. 2). Пристальное внимание к Китайско-Вос-точной железной дороге было закономерным. Эта дорога, построенная Россией, являлась «ключом ко всей экономике Маньчжурии, одной из тех командных высот, овладение которыми определяет экономическое, а стало быть, и политическое господство» [13, с. 30]. На международные отношения России с Китаем пытались усиленно влиять Япония, Америка, Франция и Германия. Договор между СССР и Китаем, подписанный в Мукдене 31 мая 1924 г., и дополнения к нему от 20 сентября того же года установили, что «в будущем судьба Китайско-Восточной железной дороги должна определятся только Китаем и СССР без допущения вмешательства третьей стороны» [8, с. 12]. В результате этого договора управляющим дорогой был назначен гражданин СССР А.Н. Иванов, а служащими могли быть граждане СССР и Китая. Таким образом, Советский Союз занял важнейшую позицию на транспортной магистрали Дальнего Востока.

В 1927 г. при Государственном Дальневосточном университете работали четыре общества: Общество востоковедения, Научно-педагогическое, Научно-техническое, Общество сельского хозяйства и лесоводства. При этом каждое научное общество вело свое направление. Например, решение проблем межкультурных коммуникаций взяло на себя Общество востоковедения. Его общественная деятельность охватывала несколько направлений,

ИСТОРИЯ

в том числе издание журнала «Восточная студия» с приложением «Учебная серия», работу бюро переводов, научных кружков и секций [7, с. 19]. Востоковеды знакомили дальневосточников с материальной и духовной культурой стран Азиатско-Тихоокеанского региона, с традициями, обычаями, нравами, языками народов Китая, Кореи, Японии. Выезжая за рубеж, они распространяли знания о Советском Союзе. Все это способствовало сближению СССР с народами Востока. По материалам выступлений востоковедов появились публикации в газетах и журналах СССР и зарубежных стран. Оживление в секционную работу вносили научные сотрудники, обладающие знанием японского, китайского, корейского языков.

Журнал «Восточная студия» освещал достижения в области востоковедения, а также учебную и научно-исследовательскую работу шести кабинетов восточного факультета ГДУ. Материалы кабинета декана выходили под редакцией известного исследователя истории и экономики Маньчжурии профессора А.В. Гребенщикова; труды кабинета китаеведения редактировал известнейший китаист, уважаемый в Советском Союзе и за рубежом профессор А.В. Рудаков; редактором кабинета истории культур Восточной Азии являлся специалист по истории и географии Дальнего Востока профессор Н.В. Кюнер; труды кабинета японоведения и редакции «Восточной студии» выходили под контролем отличного знатока японского языка профессора Е.Г. Спальвина [4] и др. Ресурсы Общества востоковедения были столь малы, что выпуски журнала «Восточная студия» печатались на пишущей машинке. Тем не менее это позволяло его читателям быть в курсе событий, происходивших на восточном факультете ГДУ и его учреждениях [9]. Необходимо отметить, что в 1920-е годы благодаря инициативе и организаторским способностям членов Общества востоковедения, создавших Академию иностранных языков, изучение европейских и восточных языков стало доступно для широких масс трудящихся Владивостока.

В то же время особенное значение для развития экономики СССР имело естественно-научное направление, которое поддерживало Научно-техническое общество. Оно занималось разработкой методов развития дальневосточной промышленности, способов увеличения транзитных возможностей Владивостокского торгового порта, средств улучшения жилищных условий и снабжения Владивостока водой. А научные проекты Общества сельского хозяйства и лесоводства отвечали на некоторые актуальные вопросы лесоведения и лесоустройства, способствовали развитию сельского хозяйства [10].

Проблемы современной школы, методы преподавания, вопросы повышения качества подготовки абитуриентов и студентов, объективности оценки их знаний решало Научно-педагогическое общество. В этом обществе работали семь секций, из них наиболее эффективными считались секция русского языка и литературы и математическая секция.

Организаторский талант эрудированного математика профессора Н.А. Агрономова [11, с. 23-24] позволил математической секции активно использовать такую форму работы, как конференции. Система заседаний была двухуровневой: пленарный уровень с участием всех желающих и секционный - с участием тех, кто интересовался более узкой проблематикой.

На пленарных заседаниях математических конференций периодически обсуждались проблемы математики и методы ее преподавания. Особым вниманием пользовались сообщения о научных командировках за рубеж, в Москву, Ленинград и другие города СССР. Отчеты преподавателей о выступлениях на союзных научных конференциях, Международных конгрессах проходили в обстановке творческой заинтересованности. Специальные заседания посвящались памяти видных ученых, например научной и общественной деятельности выдающегося математика академика В.А. Стеклова (1863-1926).

На секциях заслушивались доклады профессоров, преподавателей и студентов ГДУ. Из них наиболее интересны темы профессора Н.А. Агро-номова «Об одном приложении математики к шахматной игре», инженера А.С. Эйнаровича «Графическое решение уравнения четвертой степени», преподавателя Ф.И. Кузьмича «Разбор учебников тригонометрии Шапочникова, Глазенапа, Крогиу-са, Рыбкина, Державина и др.», геодезиста-астро-нома и математика профессора Д.Н. Невского «История развития понятия интеграла». Актуален для наших современников доклад преподавателя И.Б. Чарнецкого «Составление и проведение пробных тестов по математике в школах повышенного типа». Среди студенческих работ можно отметить сообщения Власова «Диалектика и математика», Юхоцкой «Демонстрация чертежа теоремы Паскаля», Лукьяновой «Тангенциальная система координат», Чмутина «Минимальные элементы в высшей геометрии» [10, с. 45].

По-другому выстраивалась работа секции русского языка и литературы. Для своих заседаний она избрала одну из центральных школ Владивостока. Заинтересованность учителей проявлялась в решении вопросов тестирования в связи с выработкой приемов объективной оценки успешности

учащихся и методов исправления письменных работ. Важнейшие доклады были сделаны специалистом в области изучения русского языка и литературы профессором ГДУ А.П. Георгиевским «Итоги работ всероссийской конференции рабфаков в области преподавания русского языка» [11, с. 127129], а также преподавателями А.А. Жирковой и А.Ф. Подлясской «Об исправлении письменных работ с точки зрения грамотности», Беляевой «Об исправлении письменных работ с точки зрения содержания и стиля», Ерошкиной «О типах письменных работ, подлежащих исправлению», Е.К. Пушкиной «Об исправлении письменных работ в младших группах школы», В.И. Лебедевым «К постановке литературных вечеров» [10, с. 46].

Большим идейно-воспитательным потенциалом в духе нового революционного времени обладали доклады участников секции обществоведения. Так,

A.Н. Шемякин выступил с сообщением о жизни и деятельности одного из ведущих марксистских историков, немецкого политика Франца Меринга, а преподаватель Стерьхов представил тему «Государство в понимании марксистов» [10, с. 46]. Их выступления сопровождались оживленными дискуссиями. При этом следует отметить, что педагогическую и научно-исследовательскую деятельность профессоров и студентов поддерживало издательство Государственного Дальневосточного университета в «Ученых записках».

Существенный вклад в развитие науки, образования и культуры Дальнего Востока 1920-х годов внесли студенческие научные кружки. Они делились на два типа: самостоятельные, существующие при соответствующих кафедрах учебных заведений, и подчиненные, организованные на положении подсекций при университетских научных обществах. Например, кафедральный научно-ботанический кружок ГДУ под руководством члена Русского Географического общества профессора

B.М. Савича, опираясь на студентов, провел значительную работу по изучению флоры Дальнего Востока. Следует отметить, что успешную научно-исследовательскую деятельность профессоров и студентов по-прежнему поддерживало Русское Географическое общество, при котором работали кружок юных краеведов-исследователей и фотокружок (Архив Общества изучения Амурского края (АОИАК). Ф. 1. Оп. 1. Д. 114. Л. 2; Д. 118). Культурно-просветительскую деятельность среди студенчества развивали хоровой, музыкальный, шахматный и физкультурный кружки. Деятельность общественно-политических кружков, воинствующего материализма и текущей политики соответствовала основным требованиям формирования нового советского мышления среди студенческой

молодежи на основе принципов марксистско-ленинской теории [10]. В этой связи показательны замечания советского китаеведа М.И. Сладковско-го, который учился в ГДУ в 1924-1928 гг. В своих воспоминаниях он пишет, что годы учебы в ГДУ были пронизаны пафосом китайской революции, которая формировала политические настроения на Восточном факультете. Однако глубокая мудрость марксистско-ленинского учения студентами воспринималась по-разному [12, с. 47].

В своей научно-исследовательской и социально-политической работе профессора и студенты, члены Русского Географического общества, Дальневосточного отдела Всероссийской научной ассоциации востоковедения, научных обществ Государственного Дальневосточного университета не могли обойтись без книжных и журнальных фондов фундаментальной библиотеки ГДУ. Эта библиотека была укомплектована и систематизирована по многим отраслям знания. С 1924 г. она начала получать обязательный экземпляр из центральной Государственной книжной палаты и, в порядке обмена, из различных советских и зарубежных научных учреждений и вузов. В библиотеку регулярно поступали 86 иностранных изданий по подписке. Налаженный книгообмен со 181 учреждением СССР и 72 научными обществами и учреждениями Центральной Европы, Америки, Индии, Австралии, Испании значительно пополнил фонды научной библиотеки университета иностранной литературой (ГАПК. Ф. 52. Оп. 10. Д. 1. Л. 38-73) [3]. В результате активного комплектования в течение 5 лет информационные ресурсы увеличились в 2 раза, и в 1929 г. фонд библиотеки Дальневосточного государственного университета включал в себя свыше 245 тысяч томов книг, а число корреспондентов обмена было свыше 300 [6, с. 15].

В отличие от библиотеки ГДУ, библиотека Дальневосточного отдела Всероссийской научной ассоциации востоковедения была гораздо скромнее. Формирование ее книжных фондов началось с момента утверждения устава ДВО ВНАВ 30 ноября 1922 г. Библиотеку по вопросам востоковедения на базе книжного фонда министерского отдела организовал Л. Коровин-Карпов, заведующий книжным отделением Дальневосточной государственной публичной библиотеки Читы. Он создал специальный Восточный отдел, в котором сосредоточил японскую, китайскую, тибетскую, корейскую, бурят-монгольскую литературу, документы и материалы о Востоке различных стран и народов (РГИА ДВ. Ф. 4342. Оп. 1. Д. 3. Л. 1). Иностранная библиотека, организованная при отделе, помогала устранить остроту проблемы организации изучения европейских языков. В ее фонде

ИСтОрИя

хранилось до 800 иностранных изданий (РГИА ДВ. Ф. 4342. Оп. 1. Д. 2. Л. 4). Технический секретарь ДВО ВНАВ активизировал связи по книгообмену, что повысило уровень информированности общества. Поставив своей задачей всестороннее изучение быта, народного хозяйства и экономического развития стран Дальнего Востока, он установил научные контакты с Обществом изучения Маньчжурского края в Харбине (в состав которого вошло Общество Русских Ориенталистов) [1], Всесоюзным обществом культурной связи в Москве и др. Правление Дальневосточного отдела Всероссийской научной ассоциации востоковедения наладило переписку по регулярному обмену изданиями с газетой «Дальневосточный Путь», журналом «Экономическая жизнь» и др. ДВО ВНАВ предлагал в свою очередь журнал «Новый Восток». Через Всесоюзное общество культурной связи с заграницей в Москве Приморскому отделению Всероссийской научной ассоциации востоковедения Хабаровска было передано предложение вступить в книгообмен с Эстонским Национальным музеем. Обмен книгами между библиотеками создавал систему мобильности библиотечных фондов. Так, библиотека ДВО ВНАВ передала 8 наименований книг военного содержания, 12 карт по Северной Маньчжурии с дислокацией 1912 г., 5 картин японских правительственных деятелей в распоряжение начальника библиотеки Разведывательного отдела штаба армии 5.

К сожалению, средства общества были незначительными. В смете расходов на содержание библиотеки ДВО ВНАВ в должном порядке была исчислена сумма на новые поступления из расчета 2 книги в месяц по цене 10 руб. и 20 книг по цене 4 руб. Комплектование библиотеки производилось на 2640 руб. в год, что не могло показать высоких результатов (РГИА ДВ. Ф. 4342. Оп. 1. Д. 3. Л. 2; 16; 28; 59-62; 126). Такое финансирование при соблюдении всех условий ежегодно могло пополнить фонд библиотеки приблизительно на 260 книг. Итак, библиотека пополнялась за счет средств общества, дарителей и налаженного книгообмена с другими научными учреждениями. Здесь наблюдается преемственность традиций сотрудничества военных организаций с научными обществами, которые были сформированы востоковедами.

По оценке советских исследователей Дальневосточный отдел Всесоюзной научной ассоциации востоковедения явился «серьезным фактором в развитии советского востоковедения. Ассоциация создала базу для углубленного изучения нового Востока в экономическом, социально-политическом и историко-этнологическом отношениях» [5, с. 29]. Его деятельность была направлена на ре-

шение основной комплексной тихоокеанской проблемы в условиях экономических и политических противоречий и выражалась в проведении научнопрактических конференций, экспедиций, подготовительных курсов для комсостава, в выпуске периодических изданий, формировании библиотек и др.

Работа научных обществ, организованных при Государственном Дальневосточном университете, велась в трех направлениях - краеведение, развитие экономического производства, укрепление обороноспособности Дальневосточного края и всего Советского Союза. При этом следует сказать, что отсутствие достаточного финансирования сдерживало научно-исследовательскую деятельность. Однако плановые работы университетских научных обществ поддерживали сотрудников Исследовательского института ГДУ в трех его отделах: промышленно-экономическом, естественно-научном, культурно-историческом [10, с. 43]. Отделы Русского Географического общества во Владивостоке, Хабаровске и Никольск-Уссурийском также содействовали сотрудникам этого института в организации и проведении Международных съездов, конгрессов, конференций и т.п. мероприятий (АОИАК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 118. Л. 1-2). Большое значение для развития науки и книжной культуры имели библиотеки научных обществ, которые обеспечивали научно-исследовательскую и учебно-воспитательную работу среди молодежи.

Таким образом, с помощью научных обществ 1920-х годов формировалась новая научная школа на Дальнем Востоке, что способствовало укреплению позиций СССР внутри страны и в системе международных отношений на границах со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Георгиевская Е.А. Становление и развитие Дальневосточного Центра Востоковедения (1899-1939 гг.): дис. ... канд. ист. наук / Российская академия наук; Дальневосточное отделение. Владивосток, 1994. 318 с.

2. Георгиевский А.П. Государственный Дальневосточный университет в прошлом и настоящем // Приморье: его природа и хозяйство: сб. статей / Научно-просветительная секция Приморского Губернского Выставочного Бюро. Владивосток: Госкнига, 1923. С. 349-360.

3. Георгиевский А.П. К пятилетию советского Дальневосточного Государственного Университета (1922-1927) // Отчет за 1926-1927 гг. / Дальневосточный государственный университет. Владивосток, 1928. С. 3-8.

4. Еланцева О.П. К 135-летию со дня рождения Е.Г. Спаль-

вина // Университетская книга. 2007. № 6. С. 5. См. также: URL: http://ini-fb.dvgu.ru/scripts/refget.php?ref=/78/78.34/

elantseva61.pdf (дата обращения: 24.12.2011).

5. Кузнецова Н.А., Кулагина Л.М. Из истории советского востоковедения 1917-1967. М.: Наука, 1970. 231 с.

6. Матвеев З.Н. Библиотека Дальневосточного государственного университета // Научные новости Дальнего Востока.

1929. № 6. - Фонд редкой книги Музея Приморского края им. В.К. Арсеньева (МПК-10680-65).

7. Матвеев З.Н. Современные вопросы востоковедения в СССР, в частности в ДВК // Бюл. Общества востоковедения. 1929. № 1. С. 16-25. - Фонд редкой книги Музея Приморского края им. В.К. Арсеньева (МПК-10680-112).

8. Михайлов М. Что происходит на Китайско-Восточной железной дороге. М.: ГИЗ, 1926.

9. От редакции. Задачи Восточной студии / под общ. ред. Е.Г. Спальвина // Восточная студия. 1924. № 1/2. С. 1-3. -Фонд редкой книги Музея Приморского края им. В.К. Арсеньева (МПК-10690-161).

10. Отчет за 1926-27 год / Дальневосточный государственный университет. Владивосток, 1928. 66 с.

11. Профессора Дальневосточного государственного университета. История и современность. 1899-2008 / С.М. Дуда-ренок, Э.В. Ермакова, Е.А. Поправко [и др.]. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. 584 с.

12. Сладковский М.И. Знакомство с Китаем и китайцами. М.: Мысль, 1984. 381 с.

13. Терентьев Н. Очаг войны на Дальнем Востоке. М., 1934. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.