Е. В. Курицына
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИЛИЦИИ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В 1953-1964 годы (на примере Пензенской области)
Работа представлена кафедрой истории и права Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Н. Б. Баранова
Статья посвящена изучению преступности несовершеннолетних в Пензенской области в период хрущевской «оттепели». Наряду с этим рассматриваются и некоторые аспекты деятельности пензенской милиции по борьбе с данным видом социальных девиаций в 1953-1964 гг.
Ключевые слова: преступность, несовершеннолетние, милиция, деятельность, борьба, «оттепель».
E. Kuritsyna
ACTIVITY OF MILITIA IN THE STRUGGLE AGAINST JUVENILE DELINQUENCY IN 1953-1964 (by the example of the Penza region)
The article is devoted to the study of juvenile delinquency in the Penza region during the period of Khrushchev's Thaw. Furthermore, the author considers some aspects of the activity of Penza's militia in the struggle against this kind of social deviations in 1953-1964.
Key words: criminality, minors, militia, activity, struggle, "Thaw".
Наблюдаемый в нашей стране рост преступности несовершеннолетних является одной из главных проблем современности. Преодоление негативных тенденций повседневной жизни в настоящее время и выработка наиболее оперативных и эффективных методов борьбы с ними невозможны без обращения к примерам исторического прошлого. В данном контексте изучение деятельности органов милиции по борьбе с преступностью несовершеннолетних в 1953-1964 гг. представляет особый интерес.
Принятый Президиумом Верховного Совета СССР 27 марта 1953 г. указ «Об амнистии» оказал значительное влияние на состояние преступности несовершеннолетних в стране в целом и в Пензенской области в частности. В письме начальника Управления Министерства внутренних дел Пензенской области секретарю областного комитета ВЛКСМ от 30 ноября 1954 г. отмечалось, что «положение с соблюдением молодежью общественного порядка и правил социалистического общежи-
тия... остается неблагополучным...» [7, л. 77]. О росте преступности несовершеннолетних в Пензенской области свидетельствует увеличение численности осужденных: в 1954 г. за совершение преступлений к уголовной ответственности было привлечено 203 человека [9, л. 40], в 1955 г. - 256 [10, л. 17], а в 1958-1959 гг. - свыше 600 [1, л. 52]. Следует отметить, что наряду с амнистией большое влияние на рост социальных девиаций негативного содержания среди детей и подростков в 50-е гг. ХХ в. оказало упразднение в 1953 г. специальных подразделений по борьбе с преступностью несовершеннолетних в аппаратах уголовного розыска и подразделений по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью и по руководству работой детских комнат милиции в аппаратах наружной службы органов внутренних дел, обусловившее снижение эффективности деятельности милиции по борьбе с преступностью среди молодежи.
Принятие в 1958 г. нового уголовного законодательства, отсутствие практики его
Деятельность милиции по борьбе с преступностью несовершеннолетних в 1953-1964 годы...
применения, формальное исполнение законов правоохранительными органами и другие факторы привели к росту регистрируемых уголовно наказуемых деяний среди несовершеннолетних в начале 1960-х гг. Так, за 9 месяцев 1961 г. в Пензенской области детьми и подростками было совершено 207 преступлений, в 1962 г. - 479, а в 1963 г. - 668 (20,2% от всех раскрытых по линии уголовного розыска преступлений) [11, л. 95; 6, л. 7 об].
Наиболее высокий уровень преступности несовершеннолетних в исследуемый период наблюдался в областном центре [1, л. 53]. Например, за январь - апрель 1964 г. было зарегистрировано 128 преступлений, из них 61 в г. Пензе, т. е. около половины всех учтенных уголовно наказуемых деяний [6, л. 16 об].
Относительно вопроса о структуре преступности несовершеннолетних следует отметить, что наибольшее количество преступлений, зарегистрированных по линии уголовного розыска, составляли кражи. Их удельный вес превышал 40%. Например, за январь - апрель 1963 г. было зарегистрировано 156 преступлений, в том числе 70 краж [6, л. 15 об], что составило 45% от общего числа уголовно наказуемых деяний.
Основным мотивом совершения детьми и подростками имущественных преступлений, в том числе и краж, было тяжелое материальное положение, одной из основных причин которого являлся высокий уровень безработицы среди них. Так, на заседании Пленума Пензенского областного комитета КПСС 17 декабря 1959 г. секретарь обкома КПСС В. В. Морозов отмечал: «В городах и населенных пунктах нашей области имеется большое количество нетрудоустроенной молодежи. Многие выпускники средних и семилетних школ, а также юноши и девушки, не имеющие возможности продолжать свое образование, не могут найти себе работу Руководители промышленных предприятий, совхозов отказывают молодежи в трудоустройстве, боятся повозиться с ней, научить профессии» [1, л. 55-56]. Следует отметить, что большое влияние на криминализацию детей и подростков оказывало материальное положение их семей. Так, большинство малолетних преступников были либо
сиротами, либо из неблагополучных семей [1, л. 53].
Наряду с кражами в структуре преступности несовершеннолетних большой удельный вес занимало хулиганство. Например, из 156 преступлений, совершенных детьми и подростками за период с января по апрель 1963 г., было зарегистрировано 31 хулиганское проявление [6, л. 15 об], т. е. около 20%. Однако можно предположить, что в действительности распространение хулиганства среди несовершеннолетних было значительно шире. В связи с провозглашением партией курса на искоренение преступности, в том числе среди детей и подростков, статистические данные часто корректировались и поэтому не в полной мере отражали ее реальный уровень.
В условиях роста преступности несовершеннолетних как одного из определяющих факторов, способствовавших осложнению криминогенной обстановки в обществе, перед органами милиции Пензенской области была поставлена задача мобилизовать все свои силы на борьбу с преступностью среди молодежи.
Следует отметить, что в связи с организационно-структурными изменениями в органах внутренних дел основной объем работы по борьбе с преступностью несовершеннолетних в 1953-1959 гг. выполняли сотрудники детских комнат милиции [2, л. 61]. Они обязаны были заниматься выявлением и изъятием беспризорных детей и подростков с улиц с последующим направлением их в приемники-распределители. Так, за 1960 г. и 5 месяцев 1961 г. в пензенский детский приемник Управления охраны общественного порядка было доставлено 365 детей, из них сотрудниками милиции - 275 человек [3, л. 16]. Наряду с этим в обязанности органов внутренних дел входило привлечение к ответственности лиц, не выполнявших возложенные на них функции по воспитанию молодого поколения. Например, за 9 месяцев 1962 г. в Пензенской области к административной ответственности были привлечены 374 родителя, из которых 286 человек получили предупреждение и 88 подверглись штрафным санкциям [4, л. 75 об].
В целях предупреждения и профилактики преступлений среди несовершеннолетних со-
ИСТОРИЯ
трудники пензенской милиции не раз выступали зачинателями различных общественных мероприятий. Так, в целях сокращения в г. Пензе хулиганских проявлений с поножовщиной и других уголовно наказуемых деяний среди молодежи в письме заместителя начальника по политчасти Управления милиции УМВД Пензенской области секретарю городского комитета ВЛКСМ г. Пензы от 19 марта 1956 г. предлагалось провести широкомасштабную кампанию по добровольной сдаче огнестрельного и холодного оружия и недопущения фактов его изготовления [10, л. 14]. Начало данной кампании было положено работниками Каменского районного отделения милиции, которыми среди молодежи был проведен ряд бесед по этой проблеме. В качестве стимулирующего фактора стало освобождение всех добровольно сдавших оружие от ответственности. В результате в течение только первой половины февраля 1956 г. в районный отдел милиции было сдано 4 пистолета, 4 кинжала и 18 финских ножей [10, л. 22].
В исследуемый период в системе мер по борьбе с преступностью несовершеннолетних большое внимание уделялось проблеме укрепления взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, участие которой расценивалось как некая панацея против роста уголовно наказуемых деяний среди молодежи. В связи с этим был принят ряд документов, обязывавших милицию шире привлекать население к борьбе с преступностью. Министерством внутренних дел СССР 10 мая 1954 г. была издана директива «О работе среди населения», в соответствии с которой каждый сотрудник органов внутренних дел в целях повышения правовой культуры советских граждан должен был проводить беседы, посвященные разъяснению законодательства, проблеме соблюдения общественного порядка и т. д. [12, с. 118]. В Пензе, Кузнецке, Сердобске, Каменке, Городище, Нижнем Ломове и других районных центрах работниками органов милиции и членами районных комитетов комсомола неоднократно организовывались молодежно-комсомольские вечера, на которых они выступали с докладами о соблюдении правопорядка и правил социалистического
общежития молодым поколением [8, л. 53], проводили с детьми, подростками и их родителями беседы на данные темы. Так, за 9 месяцев 1962 г. в ремесленных училищах, школах и на родительских собраниях сотрудниками органов внутренних дел было прочитано в профилактических целях 8 лекций и бесед. Кроме этого, в отдел уголовного розыска было вызвано более 50 человек, с которыми проводились индивидуальные беседы [4, л. 76].
Следующим шагом стало принятие 25 июня 1954 г. ЦК ВЛКСМ постановления «О борьбе комсомольских организаций с проявлениями хулиганства среди молодежи», в котором содержались требование об улучшении комсомольскими организациями воспитательной работы среди молодежи и рекомендации по повышению эффективности борьбы с хулиганством путем направления в бригады содействия милиции (БСМ) комсомольцев и создания комсомольских постов наблюдения за общественным порядком. В соответствии с данным постановлением в БСМ предполагалось направить 300 тысяч членов комсомольских организаций, в том числе по Пензенской области 1500 человек. В июле 1954 г. областной комитет ВЛКСМ обязал районные комитеты комсомола выделить в бригады содействия милиции в г. Пензе 600-700 человек, в г. Кузнецке - 200-250, в Нижнем Ломове, Каменке, Сердобске, Городище - по 100-150, в Беднодемьяновске и с. Мокшане - по 80-100, а в остальных районах области - исходя из возможностей райкомов ВЛКСМ, но не менее 30 человек в каждом районе. Однако на практике в БСМ было направлено в г. Пензе всего 55 человек, в г. Кузнецке - 87, в Мокшане - 77, в Городище - 39, в Нижнем Ломове - 50, а в Сердобске - 25 [8, л. 56]. В местах отдыха молодежи планировалось создать комсомольские посты наблюдения за общественным порядком, в работе которых сотрудники милиции должны были принимать непосредственное участие: в парке имени В. Г. Белинского предполагалось организовать 4 поста, в парке имени Дзержинского - 2, в парке Велозавода - 4, в поселке Ахуны - 2, на каждом стадионе - по 1 посту по 5 человек в каждом, в районе Сель-
Деятельность милиции по борьбе с преступностью несовершеннолетних в 1953-1964 годы..
хозвыставки - сельхозтехникума - 4 поста по 4 человека [9, л. 34].
В связи с ростом преступности несовершеннолетних 5 июля 1961 г. МВД РСФСР издало приказ, в соответствии с которым борьба с преступностью несовершеннолетних и детской безнадзорностью вновь была возложена на аппараты уголовного розыска с подчинением им детских комнат милиции [15, с. 166]. Следующим шагом стало создание в 1961 г. комиссий по делам несовершеннолетних при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся [14, с. 208], а в 1962 г. - детских комнат милиции на общественных началах [13, с. 34]. По состоянию на апрель 1964 г. в Пензенской области насчитывалось 200 детских комнат на общественных началах [6, л. 17 об]. В соответствии с приказом начальника Управления охраны общественного порядка № 26 от 15 января 1964 г. за трудными подростками было установлено персональное шефство работников милиции и актива из общественности [5, л. 16]. В 1963-1964 гг. в аппаратах уголовного розыска, дорожных отделов и управлений милиции городов были образованы специальные отделения (группы) по борьбе с правонарушениями несовершен-
нолетних, а в низовых органах милиции выделены специальные оперативные работники по делам несовершеннолетних [14, с. 208].
Все сказанное позволяет сделать вывод, что криминогенная обстановка в Пензенской области в период хрущевской «оттепели» характеризовалась тенденцией к увеличению преступности несовершеннолетних, обусловленной предпосылками социально-экономического, общественно-политического и организационно-управленческого характера. В свете имевшихся проблем перед органами милиции была поставлена трудная задача по преодолению интенсивного роста уголовно наказуемых деяний среди детей и подростков. Однако поспешные и часто необдуманные реорганизации в правоохранительной сфере, явное недооценивание значения борьбы с преступностью несовершеннолетних, активное претворение в жизнь идеи о привлечении общественности к охране правопорядка как альтернативы органам внутренних дел привели к снижению эффективности деятельности милиции по борьбе с преступностью среди детей и подростков и породили бессистемность и отсутствие комплексности в решение данной проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. П. - 148. Оп. 1. Д. 3705.
2. ГАПО. Ф. П. - 1152. Оп. 1. Д. 368.
3. ГАПО. Ф. П. - 1152. Оп. 1. Д. 394.
4. ГАПО. Ф. П. - 1152. Оп. 1. Д. 438.
5. ГАПО. Ф. П. - 1152. Оп. 1. Д. 492.
6. ГАПО. Ф. П. - 1152. Оп. 1. Д. 496.
7. ГАПО. Ф. П. - 5527. Оп. 1. Д. 58.
8. ГАПО. Ф. П. - 5527. Оп. 1. Д. 64.
9. ГАПО. Ф.П. - 5527. Оп. 1. Д. 68.
10. ГАПО. Ф. П. - 5527. Оп. 1. Д. 88.
11. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 556. Оп. 23. Д. 159.
12. Афанасьев А. В., Галкин Ю. В. Российская милиция. Краткая хроника (октябрь 1917-2000 гг.). Саратов: Саратов. юрид. ин-т, 2001. 288 с.
13. Индриков З. Я., Литвинов Л. Ф. Деятельность органов внутренних дел по искоренению беспризорности и безнадзорности, предупреждению и пресечению преступности несовершеннолетних. М.: Академия МВД СССР, 1979. 36 с.
14. Мулукаев Р. С., Карташов Н. Н. Милиция России (1917-1993 гг.): историко-правовой очерк. Орел: Ока, 1995. 236 с.
15. Тропинин Д. Н. Создание подразделений по делам несовершеннолетних: исторический аспект // История органов внутренних дел России: сб. науч. тр. / отв. ред. В. М. Первушин. М.: ВНИИ МВД России, 2002. Вып. 5. С. 163-167.