Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ОТДЕЛА ЦК КПСС ПО МАТЕРИАЛАМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ОТДЕЛА ЦК КПСС ПО МАТЕРИАЛАМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
315
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ДЕЛО КПСС» / ПОМОЩЬ КОММУНИСТИЧЕСКИМ ПАРТИЯМ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОТДЕЛ КПСС / ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мочалов Дмитрий Петрович, Невзорова Инна Валерьевна

Актуальность и цели. Современная практика вмешательства во внутриполитические дела независимых государств повышает интерес к аналогичным процессам в недавнем прошлом. Их изучение и правильная оценка в свою очередь требуют обобщения исторического опыта, в том числе и отечественного. Данная статья посвящена исследованию оказания помощи международному коммунистическому движению со стороны КПСС в последние годы ее существования. Материалы и методы. Исследование было проведено на опубликованных материалах разбирательства в Конституционном суде РФ и материалах журналистских расследований в центральной прессе, сопровождавших освещение процесса о конституционности КПСС и конституционности распоряжений Президента РФ о запрете ее деятельности. Результаты. Исследованы механизмы оказания помощи дружественным партиям и движениям со стороны КПСС, ее конкретные формы, а также оценены масштабы подобных мер. Отмечается, что механизмы оказания поддержки международному коммунистическому движению были довольно разнообразны и ряд из них прямо опирался на помощь государственного аппарата. Выводы. На основании изучения материалов можно заключить, что международный отдел ЦК КПСС сохранял высокое качество работы вопреки общей дестабилизации политической системы, что в свою очередь, будучи соотнесено с теневой деятельностью остальных структур партии, могло бы способствовать переоценке ее состояния на момент запрета деятельности. Отмечена значимость исследования опыта ЦК КПСС в международной сфере для понимания современных механизмов финансирования политических партий международными фондами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мочалов Дмитрий Петрович, Невзорова Инна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE INTERNATIONAL DEPARTMENT OF THE CENTRAL COMMITTEE OF THE CPSU (BASED ON THE DATA OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Background. The current practice of interference in the internal political Affairs of independent States increases interest in similar events in the past. Their study and correct assessment, in turn, require generalization of historical experience, including domestic experience. This article is devoted to the study of assistance to the international Communist movement by the CPSU in the last years of its existence. Materials and methods. The study was based on published materials of the proceedings in the constitutional court of the Russian Federation and materials of investigative journalism in the Central press, which accompanied the coverage of the process on the constitutionality of the CPSU and the constitutionality of the orders of the President of the Russian Federation to ban its activities. Results. The mechanisms of providing assistance to friendly parties and movements by the CPSU, its specific forms, as well as the scale of such measures are evaluated. It is noted that the mechanisms for providing support to the international Communist movement were quite diverse, and a number of them directly relied on the help of the state apparatus. Conclusions. Based on the study of the materials, it can be concluded that the international Department of the CPSU Central Committee maintained a high quality of work despite the General destabilization of the political system, which, in turn, being correlated with the shadow activities of other party structures, could contribute to a reassessment of its state at the time of the ban. The importance of studying the experience of the Central Committee of the CPSU in the international sphere for understanding modern mechanisms of financing political parties by international funds is noted.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ОТДЕЛА ЦК КПСС ПО МАТЕРИАЛАМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ»

УДК 329.15(47+57)(091) doi:10.21685/2072-3024-2021-1-7

Деятельность Международного отдела ЦК КПСС по материалам Конституционного суда РФ

Д. П. Мочалов1, И. В. Невзорова2

1,2Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия 1dosoldschool@yandex.ru, 2i_nevzorova@mail.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Современная практика вмешательства во внутриполитические дела независимых государств повышает интерес к аналогичным процессам в недавнем прошлом. Их изучение и правильная оценка в свою очередь требуют обобщения исторического опыта, в том числе и отечественного. Данная статья посвящена исследованию оказания помощи международному коммунистическому движению со стороны КПСС в последние годы ее существования. Материалы и методы. Исследование было проведено на опубликованных материалах разбирательства в Конституционном суде РФ и материалах журналистских расследований в центральной прессе, сопровождавших освещение процесса о конституционности КПСС и конституционности распоряжений Президента РФ о запрете ее деятельности. Результаты. Исследованы механизмы оказания помощи дружественным партиям и движениям со стороны КПСС, ее конкретные формы, а также оценены масштабы подобных мер. Отмечается, что механизмы оказания поддержки международному коммунистическому движению были довольно разнообразны и ряд из них прямо опирался на помощь государственного аппарата. Выводы. На основании изучения материалов можно заключить, что международный отдел ЦК КПСС сохранял высокое качество работы вопреки общей дестабилизации политической системы, что в свою очередь, будучи соотнесено с теневой деятельностью остальных структур партии, могло бы способствовать переоценке ее состояния на момент запрета деятельности. Отмечена значимость исследования опыта ЦК КПСС в международной сфере для понимания современных механизмов финансирования политических партий международными фондами.

Ключевые слова: «Дело КПСС», помощь коммунистическим партиям, внешняя политика, международный отдел КПСС, финансирование политических партий

Для цитирования: Мочалов Д. П., Невзорова И. В. Деятельность Международного отдела ЦК КПСС по материалам Конституционного суда РФ // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 62-71. doi:10.21685/2072-3024-2021-1-7

Activities of the international Department of the Central Committee of the CPSU (based on the data of the Constitutional court of the Russian Federation)

D.P. Mochalov1, I.V. Nevzorova2

1,2Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia 1dosoldschool@yandex.ru, 2i_nevzorova@mail.ru

Abstract. Background. The current practice of interference in the internal political Affairs of independent States increases interest in similar events in the past. Their study and correct

© Мочалов Д. П., Невзорова И. В., 2021. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

assessment, in turn, require generalization of historical experience, including domestic experience. This article is devoted to the study of assistance to the international Communist movement by the CPSU in the last years of its existence. Materials and methods. The study was based on published materials of the proceedings in the constitutional court of the Russian Federation and materials of investigative journalism in the Central press, which accompanied the coverage of the process on the constitutionality of the CPSU and the constitutionality of the orders of the President of the Russian Federation to ban its activities. Results. The mechanisms of providing assistance to friendly parties and movements by the CPSU, its specific forms, as well as the scale of such measures are evaluated. It is noted that the mechanisms for providing support to the international Communist movement were quite diverse, and a number of them directly relied on the help of the state apparatus. Conclusions. Based on the study of the materials, it can be concluded that the international Department of the CPSU Central Committee maintained a high quality of work despite the General destabilization of the political system, which, in turn, being correlated with the shadow activities of other party structures, could contribute to a reassessment of its state at the time of the ban. The importance of studying the experience of the Central Committee of the CPSU in the international sphere for understanding modern mechanisms of financing political parties by international funds is noted.

Keywords: "Case of the CPSU", assistance to Communist parties, foreign policy, international Department of the CPSU, political party financing

For citation: Mochalov D.P., Nevzorova I.V. Activities of the international Department of the Central Committee of the CPSU (based on the data of the Constitutional court of the Russian Federation). Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumani-tarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2021;1:62-71. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3024-2021-1-7

Введение

Состоявшееся в 1992 г. разбирательство по «Делу КПСС» имело крупное историческое значение не только в силу решений, принятых непосредственно по рассматриваемым вопросам. Роль этого процесса, а также ряда разворачивавшихся параллельно с ним уголовных дел, была много шире: оказались преданы огласке документы, раскрывающие те аспекты деятельности КПСС, которые ранее были неизвестны рядовым членам партии и исследователям ее истории. Стороны, решающие свои сиюминутные задачи на процессе, вместе с тем делали большую работу для будущих историков.

Более того, сам факт судебного разбирательства создал ряд уникальных исторических источников в виде свидетельских показаний первых лиц партии и государства перед судом. Подобные источники, в каком-то смысле созданные по принуждению суда, вряд ли могли возникнуть в других обстоятельствах.

Материалы и методика

В данном исследовании были использованы стенограммы суда, содержащие материалы опроса свидетелей: заместителя заведующего Международным отделом ЦК КПСС А. И. Смирнова1, председателя Совета Министров

1 Заседание Конституционного суда Российской Федерации (КС РФ) 29 июля 1992 года // Материалы дела о проверке конституционности Указов Президента РФ, касающихся деятельности КПСС и КП РСФСР, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР : в 6 т. / Конституционный Суд Российской Федерации. М. : СПАРК, 1996. Т. 2. С. 104-155.

СССР Н. И. Рыжкова1, члена Политбюро ЦК КПСС Е. К. Лигачева2 и заведующего Международным отделом ЦК КПСС В. М. Фалина3. Все должности приведены на момент обстоятельств, рассматриваемых на процессе.

Вместе с тем, обращаясь к официальному изданию стенограмм процесса, которое выходило в издательстве «СПАРК», нужно иметь в виду, что как минимум один из адвокатов коммунистической стороны, Феликс Михайлович Рудинский, упрекал Конституционный суд в том, что изъятия, допущенные при издании, носят характер политической цензуры [1, с. 10].

Также стоит упомянуть и журналистские расследования, которые, несмотря на ангажированность и погоню за сенсацией, внесли свой вклад в освещение тем, которые раньше вообще не обсуждались. Тем более, что ряд уголовных дел, сопутствующих этому громкому политическому процессу, вскоре сошли на нет и пресса того времени осталась единственным источником, проливающим свет на ход расследования.

Целью данной статьи является изучение международных связей КПСС, связанных с оказанием помощи дружественным политическим организациям в борьбе за власть. Сам факт подобной помощи международному коммунистическому движению, в том числе и тем его представителям, которые находились на нелегальном положении, никогда не был тайной. Но нашей задачей является выяснение различий в видах этой помощи и механизмах ее осуществления.

Хронологически данное исследование целиком следует за материалами процесса, которые ограничивались деятельностью КПСС в последние несколько лет перед запретом.

Определенная актуальность у подобного рассмотрения существует в связи с тем, что до сих пор проблема исследовалась только в рамках советологии [2-5]. Даже переводы зарубежных книг по теме довольно редки [6].

Отечественные исследователи, имеющие языковое преимущество и более близкий доступ к источникам, практически не уделяют внимания теме. Несмотря на то что историю КПСС в целом продолжают переосмысливать, трудов, посвященных конкретной деятельности отделов ЦК, практически нет. Из наиболее существенных исследований можно отметить разве что работу Л. В. Силиной, которая раскрывает деятельность отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС [7].

В данном исследовании превалирует описательно-повествовательный метод как составная часть историко-генетического метода. Предпринята попытка системного рассмотрения, но только в рамках взаимодействия с внешней по отношению к объекту средой, без углубления до структурно-функционального уровня.

1 Заседание КС РФ 1 октября 1992 года // Материалы дела о проверке конституционности Указов Президента РФ, касающихся деятельности КПСС и КП РСФСР, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР : в 6 т. / Конституционный Суд Российской Федерации. М. : СПАРК, 1997. Т. 3. С. 542-620.

2 Заседание КС РФ 6 октября 1992 года // Там же. Т. 4. С. 60-121.

3 Заседание КС РФ 8 октября 1992 года // Там же. С. 180-233 ; Заседание КС РФ 9 октября 1992 года // Там же. С. 234-306.

Результаты

Ранее всего о международной финансовой деятельности уже запрещенной партии заговорил в прессе Сергей Аистов, возглавлявший следственную бригаду по уголовному делу «О финансах КПСС» № 18/6214-91. Оно было выделено в отдельное производство из «Дела ГКЧП» [8]. Материалы следствия показали довольно неожиданную для следователей вещь - несмотря на правящий статус, коммунистическая партия продолжала сохранять строгие меры конспирации при финансировании мирового коммунистического движения.

Во Внешэкономбанке СССР находился валютный спецсчет-депозит № 1, имеющий всего одного распорядителя - заведующего Международным отделом ЦК КПСС. Официально этот счет назывался «Международный фонд помощи левым рабочим организациям». Единственный специалист, имеющий право выдачи средств, числился обычным служащим и формально не имел никаких особых прав, не пользовался режимом секретности. О его статусе не знали даже в самом банке.

После выдачи средств доставку денег брала на себя внешняя разведка КГБ, что в контексте конституционного разбирательства интересовало авторов более всего, так как это - использование государственных структур в партийных целях - могло быть свидетельством сращивания партии и государства [9]. Заместитель заведующего отделом по специальному каналу связи выходил на одного из руководителей Первого главного управления (ПГУ) КГБ, затем один из сотрудников подразделения под расписку забирал деньги, и далее средства по каналам спецслужб отправлялись партии-адресату. Через какое-то время работники госбезопасности предоставляли в отдел расписку от агента-получателя, свидетельствовавшую, что все прошло успешно1. Представленная схема, к слову, была чрезвычайно надежна в плане контроля средств. По показаниям В. М. Фалина, за все время существования Международного фонда помощи левым рабочим организациям не было ни одного случая злоупотребления2.

Принимающая сторона от союзной КПСС организации также была соответствующим образом обучена либо на специальных курсах в Москве, либо на базе советских посольств. Стоит отметить, что аппарат КГБ, судя по обнародованной переписке с ЦК, тяготился осуществлением подобных функций и предлагал переложить эти обязанности на группу парттехники при ЦК КПСС, которая имела необходимые кадры и оборудование [9].

Привлечение КГБ для подобных операций было одной из весомых претензий со стороны президентской стороны на суде, хотя бывший заведующий международным отделом отмечал, что точно такая же практика имеется и в США . Более того, М. В. Фалин заверял, что большинство каналов передачи давно уже устарели и были раскрыты. Статус-кво, однако, соблюдался,

1 Заседание КС РФ 29 июля 1992 года // Материалы дела о проверке конституционности Указов Президента РФ, касающихся деятельности КПСС и КП РСФСР, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР : в 6 т. / Конституционный Суд Российской Федерации. М. : СПАРК, 1996. Т. 2. С. 138-139.

2 Заседание КС РФ 9 октября 1992 года // Там же. 1997. Т. 4. С. 252.

3 Заседание КС РФ 8 октября 1992 года // Там же. С. 225.

потому что советская сторона тоже знала о подобных операциях, которые проводились национальными спецслужбами разных стран в отношении своих соседей1.

Что касается группы партийной техники при ЦК КПСС, то она также была частью системы, направленной на помощь международному коммунистическому движению. «Парттехника» представляла собой секретную лабораторию при ЦК КПСС, не входившую в подчинение КГБ СССР. Она обслуживала только партийные нужды, специализируясь на изготовлении поддельных документов, изменении внешности, легендировании и подготовке нелегалов для дружественных коммунистических организаций2. Но следственной бригаде не удалось получить оттуда никаких сведений - в дни августовских событий 1991 г. сотрудники отдела, сохранившие верность предыдущей власти, оперативно уничтожили все секретные документы [8]. На суде были оглашены лишь самые общие и разрозненные данные .

Сколько же средств затрачивалось на подобные операции и какова их география? По материалам следственной группы Сергея Аристова, за период с 1981 по 1991 г. КПСС оказывала помощь 109 партиям и движениям из более чем 70 стран на всех континентах планеты на сумму более 200 млн долл. Следственная бригада в 1992 г. подчеркивала, что эта цифра не окончательная и истинные масштабы финансирования установить трудно [8]. По оценке В. М. Фалина, цифры были несоизмеримы с аналогичными расходами США. Американское правительство в разные годы выделяло на эти цели от сотен миллионов долларов до миллиарда, а Советский Союз подобных цифр себе позволить не мог4. Тем не менее вряд ли существуют источники, позволяющие оценить все подобные траты за период существования СССР. По свидетельству А. И. Смирнова, даже до массового уничтожения документов в 1991 г. Международный отдел ЦК КПСС отслеживал финансовые дела партии по своей линии только с конца 1940-х гг. За время своей работы в отделе, с 1986 г., Смирнов мог свидетельствовать о ежегодном бюджете в размере 20 млн долл.6

Каналы предоставления помощи разнились в зависимости от местной специфики. В США, например, было мало «фирм-друзей», готовых легализовать деньги компартий за небольшой процент. Это предопределяло то, что денежные суммы доставлялись непосредственно в руки получателям по каналам спецслужб и посольства. Иначе обстояло дело в Европе. Например, во Франции подобных фирм, имеющих неформальные договоренности по ту сторону железного занавеса, было уже достаточно.

Та или иная зарубежная фирма получала доступ на необъятный и неосвоенный рынок Советского Союза на выгодных для себя условиях. Тем не

1 Заседание КС РФ 9 октября 1992 года // Материалы дела о проверке конституционности Указов Президента РФ, касающихся деятельности КПСС и КП РСФСР, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР : в 6 т. / Конституционный Суд Российской Федерации. М. : СПАРК, 1997. Т. 4. С. 251-252.

2 Заседание КС РФ 29 июля 1992 года // Там же. 1996. Т. 2. С. 134.

3 Заседание КС РФ 9 октября 1992 года // Там же. 1997. Т. 4. С. 237.

4 Заседание КС РФ 8 октября 1992 года // Там же. С. 225.

5 Заседание КС РФ 29 июля 1992 года // Там же. 1996. Т. 2. С. 137.

6 Заседание КС РФ 29 июля 1992 года // Там же. С. 139.

менее торговля по большей части была фикцией, в реальности сделка сводилась к максимально безопасной передаче денег от КПСС к заграничной компартии, что позволяло не тревожить лишний раз внешнюю разведку [9]. Фиктивный характер официальных торговых отношений зачастую приводил к накоплению долгов этих фирм перед советской стороной, но они безвозмездно списывались [8]. А вот в Австрии подобный порядок получения финансирования политическими партиями и вовсе был в рамках закона и фирмы, принадлежащие коммунистической партии, проводили свои операции открыто .

Еще одним способом поддержки дружественных коммунистических партий за рубежом являлась деятельность журнала «Проблемы мира и социализма». По показаниям бывшего сотрудника, Виктора Гущина, в редакции журнала на постоянной основе числилось свыше пятидесяти представителей различных партий и движений, которые не принимали непосредственного участия в выпуске журнала, но исправно получали деньги, которые затем шли на политическую деятельность. Деньги направлялись партиям от редакции журнала и напрямую на поддержку левой прессы в капиталистических странах. Точный размер финансирования по этому каналу не озвучивался, но каждый выпуск журнала с подобным «отягощением» обходился в 215 тыс. долл. и 2,5 млн чехословацких крон (редакция базировалась в Праге). Также отмечалось, что за 32 года существования журнала ни одной контрольно-ревизионной проверки деятельности «Проблем мира и социализма» властями не проводилось [10].

Разнились не только каналы предоставления помощи, но и сам ее характер. Выделение денежных средств не было единственным способом поддержать политических союзников за рубежом. Еще одна специфическая форма поддержки зарубежных компартий - снабжение их бесплатной бумагой для издания агитационной и пропагандистской продукции2. В 1980-е гг. для поддержки дружественных изданий КПСС было санкционировано выделение в общей сложности 107 тыс. тонн газетной бумаги [8].

К еще одной форме поддержки можно отнести обеспечение материальной базой коммунистических организаций, запрещенных у себя на родине. В период «застоя» и даже в разгар перестройки КПСС и СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии) поддерживали турецкую компартию, чья штаб-квартира находилась в ГДР из-за запрета деятельности на территории родной страны. Члены партии проходили не только идеологическую, но и военную подготовку для ведения вооруженной борьбы на территории своей страны [11]. Подобными услугами пользовалась также компартия Судана3.

Активисты из прокоммунистических организаций ближнего зарубежья при условии, что они находились на родине вне закона, могли рассчитывать и на такой необычный вид помощи, как нелегальная транспортировка через границу силами советских пограничников [12].

1 Заседание КС РФ 9 октября 1992 года // Материалы дела о проверке конституционности Указов Президента РФ, касающихся деятельности КПСС и КП РСФСР, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР : в 6 т. / Конституционный Суд Российской Федерации. М. : СПАРК, 1997. Т. 4. С. 252.

2 Заседание КС РФ 29 июля 1992 года // Там же. 1996. Т. 2. С. 134.

3 Заседание КС РФ 9 октября 1992 года // Там же. 1997. Т. 4. С. 265.

Наиболее радикальным видом помощи братским партиям была так называемая «поставка специмущества» - снабжение компартии, ведущей вооруженную борьбу, оружием и военной техникой. Непосредственно в зале Конституционного суда в качестве адресата подобной помощи упоминалась Иракская коммунистическая партия , Африканский национальный конгресс, Народная организация Юго-Западной Африки, дружественные подпольные организации Ирана, Йемена и Анголы2. По мнению представителей президента в суде, разведывательное управление Генерального штаба в плане обеспечения этих операций находилось в тесном взаимодействии с Международным отделом ЦК КПСС .

Что касается крайних сроков оказания этой помощи, то официально провозглашенное «новое мышление» внесло мало нового в практику международного отдела. Сам В. М. Фалин в зарубежной прессе утверждал, что после 1989 г. международный отдел ЦК КПСС по его распоряжению прекратил любое финансирование зарубежных организаций. Он озвучивал и другую крайнюю дату оказания международной помощи - 1990 г. [13]. Отвечая на это, его бывший заместитель, Анатолий Иванович Смирнов, засвидетельствовал, что операции по поддержке левых партий шли вплоть до 1991 г. [14].

Представителей новой власти в 1992 г. вопросы деятельности Международного отдела ЦК волновали якобы с чисто прагматической точки зрения: осуществляла КПСС подобную деятельность на свои, партийные, деньги или же за государственный счет? В связи с этим оценочный компонент в этих поисках якобы отсутствовал. На деле подобные мотивы могут быть подвергнуты сомнению. Получив необходимую информацию, новые российские власти принялись наносить репутационные удары по мировому коммунистическому движению.

В газетах регулярно публиковались компрометирующие документы о зарубежных компартиях, полученные в результате захвата новой властью партархивов [11, 15]. Представители Российской Федерации также непосредственно выходили на контакты с зарубежными государствами, передавая им компрометирующую информацию относительно местных коммунистических партий [16].

В. М. Фалин, тем не менее, указывал на общепринятый характер подобной практики хотя бы с той точки зрения, что некоторые фракции в Верховном Совете получают подобную помощь и на момент рассмотрения дела в суде [17]. Указание на «нормальность» данного явления для государства и «ненормальность» для отдельной политической партии, по его мнению, также несостоятельно. Социал-демократы ФРГ длительное время имели нечто аналогичное Международному отделу ЦК КПСС, но направленное на расширение влияния в странах восточного блока - «Остбюро»4.

1 Заседание КС РФ 1 октября 1992 года // Материалы дела о проверке конституционности Указов Президента РФ, касающихся деятельности КПСС и КП РСФСР, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР : в 6 т. / Конституционный Суд Российской Федерации. М. : СПАРК, 1997. Т. 3. С. 584-585.

2 Заседание КС РФ 6 октября 1992 года // Там же. Т. 4. С. 60.

3 Заседание КС РФ 9 октября 1992 года // Там же. С. 235-236.

4 Заседание КС РФ 9 октября 1992 года // Там же. С. 237.

Обсуждение

Материалы судебного разбирательства оказываются вполне достаточными для вердикта по изначальным вопросам статьи: о характере и непосредственных механизмах оказания помощи зарубежным компартиям со стороны Международного отдела ЦК КПСС.

Документы и свидетельства, представленные на процессе, убеждают в чрезвычайной продуманности и слаженности механизма работы Международного отдела ЦК КПСС, по крайней мере с технической точки зрения. Можно наблюдать большое разнообразие в подходах к различным партиям и движениям, учет специфики в выборе форм и методов поддержки. Тот факт, что противники компартии, получившие в свое распоряжение весь государственный аппарат, были поражены масштабами проделанной работы и не смогли охватить эту деятельность целиком в короткие сроки, свидетельствует о высоком качестве работы: «Если убрать из бумаг должности и адреса - ЦК КПСС, ЦК СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии), - то, право, можно без труда принять найденное за переписку некоего подпольного синдиката с единомышленниками» [11]. Этой характеристике вполне можно придать положительную коннотацию, если учитывать тот факт, что на момент высказывания речь шла об организации, которую считали «политическим трупом».

К сожалению, факт скоротечности судебного процесса и его много-аспектности не позволяет сказать что-то конкретное и о масштабах помощи, кроме самых общих сравнений. Нет данных о динамике, гибкости переброса средств, ситуации по регионам. Ведь вполне возможно, что кажущиеся внешне гигантскими финансовые вливания были чрезвычайно распылены.

Что касается характера помощи, то здесь материалы «Дела КПСС» достаточно представительны, ибо хорошо характеризуют многообразие средств и подходов, но не указывают место того или иного средства поддержки в системе.

Выводы

По итогу нельзя не заметить, что подобные факты резко контрастируют с традиционными представлениями о КПСС в последние годы существования. Как правило, «тихая политическая смерть» руководящей силы советского общества связывается с политической немощью этой структуры и ее неспособностью удержать власть в новых условиях. Дальнейшее изучение работы отдельных структур КПСС со стороны их теневой деятельности может привести к переоценке как внутрипартийной борьбы в те годы, так и степени готовности компартии к борьбе за власть в новых условиях. А это уже позволит иначе взглянуть на обстоятельства ее запрета. Конкретно же исследование деятельности Международного отдела ЦК КПСС может служить материалом для сравнительных исследований, связанных с выявлением механизмов финансирования политических партий в нашу эпоху, так как и ныне различные международные фонды и структуры вроде «Социнтерна» декларируют намерение помощи тем или иным политическим силам в различных частях света.

Список литературы

1. Рудинский Ф. М. «"Дело КПСС" в Конституционном суде»: Записки участника процесса. М. : Былина, 1999. 502 с.

2. Adams J. S. Incremental Activism in Soviet Third World Policy: The Role of the International Department of the CPSU Central Committee // Slavic Review. 1989. Vol. 48, № 4. P. 614-630. doi:10.2307/2499786

3. Kitrinos R. W. International Department of the CPSU // Problems of Communism. 1984. Vol. 33, № 5. P. 47-75.

4. Kramer M. The Role of the CPSU International Department in Soviet Foreign Relations and National Security Policy // Soviet Studies. 1990. Vol. 42, № 3. P. 429-446. doi:10.1080/09668139008411880

5. Shapiro L. B. The International Department of the CPSU: Key to Soviet Policy // International Journal. 1976. Vol. 32, № 1. P. 41-55.

6. Золото из Москвы: финансирование компартий стран Северной Европы, 19171990 гг. / отв. ред. Мортен Тинг. М. : Весь мир, 2017. 377 с.

7. Силина Л. В. Внешнеполитическая пропаганда в СССР в 1945-1985 гг. (по материалам отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б)-КПСС). М. : РОССПЭН, 2011. 207 с.

8. Жданкин А. Поиск денег КПСС: много вернуть не удастся // Российская газета. 1992. № 118 (454). С. 2.

9. Руднев В. Деньги КПСС: два миллиона долларов «товарищу Федору для товарища Пальма» // Известия. 1992. № 161 (23 735). С. 7.

10. Гущин В. Подкормка для друзей // Российская газета. 1992. № 170 (506). С. 2.

11. Максимова Э., Остальский А. Партийные деньги для Турции // Известия. 1992. № 175 (23 749). С. 7.

12. Крутихин М. Еще раз о «бескорыстной помощи братским партиям» // Московские новости. 1992. № 44 (639). С. 12.

13. На суд я пойду только вместе с Горбачевым // Известия. 1992. № 209 (23 783). С. 5.

14. Гурков А. Валентин Фалин может стать Хонеккером наоборот // Московские новости. 1992. № 32 (627). С. 13.

15. Смирнов А. «КПСС просто воровала... И вы к этому не беспричастны» // Московские новости. 1992. № 39 (634). С. 16.

16. Здитовецкий А. Генеральный прокурор России ищет «Золото партии» в Португалии // Независимая газета. 1992. № 166 (337). С. 2.

17. Шпаков Ю. Фалин прерывает молчание // Московские новости. 1992. № 37 (632). С. 16-17.

References

1. Rudinskiy F.M. « "Delo KPSS" v Konstitutsionnom sude»: Zapiski uchastnika protses-sa = «"Case of the KPSS" in the Constitutional Court»: Notes of a participant in the process. Moscow: Bylina, 1999:502. (In Russ.)

2. Adams J.S. Incremental Activism in Soviet Third World Policy: The Role of the International Department of the CPSU Central Committee. Slavic Review. 1989;48(4): 614-630. doi:10.2307/2499786

3. Kitrinos R.W. International Department of the CPSU. Problems of Communism. 1984; 33(5):47-75.

4. Kramer M. The Role of the CPSU International Department in Soviet Foreign Relations and National Security Policy. Soviet Studies. 1990;42(3):429-446. doi:10.1080/096681 39008411880

5. Shapiro L.B. The International Department of the CPSU: Key to Soviet Policy. International Journal. 1976;32(1):41-55.

6. Ting Morten ed. Zoloto iz Moskvy: finansirovanie kompartiy stran Severnoy Evropy, 1917-1990 gg. = Gold from Moscow: financing the communist party of the North European countries, 1917-1990. Moscow: Ves' mir, 2017:377. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Silina L.V. Vneshnepoliticheskaya propaganda v SSSR v 1945-1985 gg. (po mate-rialam otdela propagandy i agitatsii TsK VKP(b)-KPSS) = Foreign policy propaganda in the USSR in 1945-1985. (based on data from the propaganda and agitation department of the Central Committee of the CPSU (b). Moscow: ROSSPEN, 2011:207. (In Russ.)

8. Zhdankin A. Search for KPSS money: it won't be possible to return a lot. Rossiyskaya gazeta = Russian newspaper. 1992;118(454):2. (In Russ.)

9. Rudnev V. Money of the Communist Party of the Soviet Union: two million dollars "to Comrade Fedor for Comrade Palma". Izvestiya = Izvestiya newspaper. 1992; 161(23 735):7. (In Russ.)

10. Gushchin V. Feeding for friends. Rossiyskaya gazeta = Russian newspaper. 1992; 170(506):2. (In Russ.)

11. Maksimova E., Ostal'skiy A. Party money for Turkey. Izvestiya = Izvestiya newspaper. 1992;175(23 749):7. (In Russ.)

12. Krutikhin M. Once again about "disinterested assistance to fraternal parties". Moskov-skie novosti = Moscow news. 1992;44(639):12. (In Russ.)

13. I will go to court only with Gorbachev. Izvestiya = Izvestiya newspaper. 1992; 209(23 783):5. (In Russ.)

14. Gurkov A. Valentin Falin can become a Honecker vice versa. Moskovskie novosti = Moscow news. 1992;32(627):13. (In Russ.)

15. Smirnov A. "The Communist Party of the Soviet Union just stole... And you are not implicated in this". Moskovskie novosti = Moscow news. 1992;39(634):16. (In Russ.)

16. Zditovetskiy A. The Prosecutor General of Russia is looking for "Party Gold" in Portugal. Nezavisimaya gazeta = Independent newspaper. 1992;166(337):2. (In Russ.)

17. Shpakov Yu. Falin breaks the silence. Moskovskie novosti = Moscow news. 1992; 37(632):16-17. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Дмитрий Петрович Мочалов магистрант, специалист отдела научных программ, грантов и хоздоговорной деятельности, Оренбургский государственный педагогический университет (Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 19)

Dmitrii P. Mochalov

Master degree student, specialist

of the department of scientific programs,

grants and contractual activities, Orenburg

State Pedagogical University

(19 Sovetskaya street, Orenburg,

Russia)

E-mail: dosoldschool@yandex.ru

Инна Валерьевна Невзорова

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России, Оренбургский государственный педагогический университет (Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 19)

Inna V. Nevzorova

Candidate of historical sciences, associate professor, associate professor of the

sub-department of the history of Russia, Orenburg State Pedagogical University (19 Sovetskaya street, Orenburg, Russia)

E-mail: i_nevzorova@mail.ru

Поступила в редакцию / Received 11.09.2020

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 28.09.2020 Принята к публикации / Accepted 16.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.