— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2658-7335-2024-2-12 УДК 342.6
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЭРА МОСКВЫ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ СТОЛИЦЫ
Мхиссин С.М.
Московский городской педагогический университет, Институт экономики, управления и права
Аннотация. Данная статья освещает значимость деятельности мэра Москвы в контексте международных связей столицы в современном мире, где глобализация и взаимодействие международных акторов становятся все более значимыми. Москва, как столица Российской Федерации и один из крупнейших мегаполисов мира, занимает ведущее положение на международной арене. Деятельность мэра Москвы в области международных связей становится неотъемлемой частью формирования образа города, его привлекательности для инвестиций и туризма, а также для развития международного сотрудничества в различных сферах. В статье рассматривается деятельность мэра Москвы в области международных связей, нормативная база, определяющая его компетенцию и полномочия, а также приводятся практические примеры успешных инициатив и проектов, реализуемых под его руководством.
Ключевые слова: мэр города Москвы, мегаполис, центр международных связей, международная деятельность, город Москва, международные отношения, столица, полномочия Мэра города Москвы, деятельность сэра Москвы, столица.
ACTIVITIES OF THE MAYOR OF MOSCOW IN THE FIELD OF INTERNATIONAL RELATIONS OF THE CAPITAL
Sofia M. Mkhissin
Moscow City Pedagogical University, Institute of Economics, Management and Law Department of Law
Abstract. This article highlights the significance of the activities of the mayor of Moscow in the context of the capital's international relations in the modern world, where globalization and interaction of international actors are becoming increasingly significant and are acquiring a particularly important role. Moscow, as the capital of the Russian Federation and one of the largest metropolises in the world, occupies a leading position in the international arena. The activities of the Moscow mayor in the field of international relations are becoming an integral part of shaping the image of the city, its attractiveness for investment and tourism, as well as for the development of international cooperation in various fields. The article examines the activities of the Moscow mayor in the field of international relations, the regulatory framework defining his competence and powers, as well as providing practical examples of successful initiatives and projects implemented under his leadership.
Keywords: Mayor of Moscow, Megapolis, center for international relations, international activities, the city of Moscow, international relations, capital, powers of the Mayor of Moscow, activities of the Mayor of Moscow, Capital.
Введение.
В современном мире международные связи становятся важным аспектом развития городов-мегаполисов. Москва, будучи столицей Российской Федерации, занимает важное место в международных делах, активно осуществляя полномочия, которые предоставлены ей Конституцией РФ (пункт «о» части 1 статьи 72), Федеральным законом «О координации международной и внешнеэкономической связи субъектов РФ», а также другими законами и соглашениями, регулирующими взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и орга-
нов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении разграничения предметов ведения и полномочий [2, с. 48-51].
Мэр Москвы выполняет важную роль в развитии международных связей города, что способствует экономическому росту и привлекает иностранные инвестиции. Его усилия направлены на формирование привлекательной бизнес-среды как внутри страны, так и на международном уровне.
Сама деятельность мэра Москвы в области международных связей, имеет значительное
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
влияние на образ и развитие города. Важно отметить, что эта деятельность представляет собой не только экономическую и политическую стратегию, но и культурный обмен, который помогает расширить горизонты взаимопонимания и сотрудничества между различными странами и культурами. Обсуждение этих аспектов деятельности мэра Москвы позволяет лучше понять роль столицы в современном мире и ее вклад в формирование глобальной общественной среды.
Правовое положение мэра Москвы характеризует место мэра в структуре государственной власти России, что будет определять возлагаемые на него задачи и круг полномочий, предоставленных мэру для эффективного решения возложенных на него задач. Деятельность мэра Москвы в области международных связей имеет стратегическое значение для развития города и его позиционирования на мировой сцене.
Обсуждение.
Статус мэра Москвы регулируется множеством нормативных документов, начиная с Конституции Российской Федерации, а также включает в себя ряд Федеральных конституционных законов: № 1 ФКЗ от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации», № 3 ФКЗ от 5 февраля 2014 года «О Верховном Суде Российской Федерации», № 1 ФКЗ от 02 июля 2011 года «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», № 4 ФКЗ от 06 ноября 2020 года «О Правительстве Российской Федерации», и № 1 ФКЗ от 26 февраля 1997 года. Кроме того, к значимым законодательным актам относятся Федеральный закон № 414-ФЗ от 21 декабря 2021 года «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон № 131-ФЗ от 06 октября 2023 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На региональном уровне действуют Закон РФ № 4802-1 от 15 апреля 1993 года «О статусе столицы Российской Федерации», а также законы города Москвы, включая № 54 от 28 июня 1995 года «Устав города Москвы», № 38 от 06 июля 2005 года «Избирательный кодекс города Москвы», № 65 от 20 декабря 2006 года «О Правительстве Москвы», № 25 от 08 июля 2009 года «О правовых актах города Москвы», № 70 от 14 декабря 2001 года «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы», № 56 от 06 июля 2002 года «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Эти документы формируют юридическую базу для функционирования мэра как ключевой фигуры в управлении столицей.
Безусловно, правовая основа статуса высшего должностного лица Москвы чрезвычайно широка и не исчерпывается вышеперечисленными нормативными актами, однако именно они составляют правовой фундамент мэра города Москвы.
На основании возложенных на мэра Москвы обязанностей, он играет ключевую роль в управлении внешнеэкономическими и международными связями столицы, что подкрепляется положениями Устава города Москвы. В качестве высшего должностного лица города, мэр координирует образование и развитие международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей. Он контролирует деятельность муниципальных органов, обеспечивающих взаимодействие с зарубежными партнерами и другими субъектами РФ.
В рамках своих полномочий, мэр также участвует в переговорах и отвечает за заключение договоров и соглашений от имени Москвы в сфере международных и внешнеэкономических отношений в соответствии с местным законодательством, в частности с Законом города Москвы «О договорах и соглашениях города Москвы». Мэр имеет право делегировать свои полномочия по переговорам и подписанию документов вице-мэру или другим ответственным лицам исполнительной власти города. Все соглашения, касающиеся внешнеэкономических и международных связей, должны быть предварительно направлены в Министерство иностранных дел РФ для рассмотрения и одобрения за месяц до предполагаемой даты подписания.
К полномочиям мэра Москвы относится также создание городских внешнеэкономических структур и организация зарубежных представитель-ст в . О тк р ытие нового представительства Москвы за пределами России требует согласования с Министерством иностранных дел РФ. Регулирование деятельности таких представительств осуществляется на основе Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», Указа Президента РФ от 12 марта 1996 года № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», а также других соответствующих нормативно-правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с действующими полномочиями, м э р М осквы активно участвует в переговорах и процессе заключения соглашений с дипломатическими и другими представительствами зарубежных стран и международных организаций, находящихся на территории города. Согласно законодательству Российской Федерации и города Москвы, мэр может вести переговоры и заключать соглашения от имени Российской Федерации с учётом согласования действий с Министерством иностранных дел РФ. Также мэр имеет право делегировать соответствующие полномочия вице-мэру или другим членам Пра-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
вительства города, что позволяет гибко и эффективно управлять международными взаимодействиями на уровне столицы.
Мэр Москвы активно участвует в поддержании контактов с российскими дипломатическими и другими представительствами за рубежом, обсуждая вопросы, касающиеся интересов столицы. Эта деятельность позволяет эффективно координировать международные инициативы, направленные на укрепление позиций Москвы на глобальной арене.
Кроме того, мэр представляет город Москву в международных и межрегиональных отношениях, включая участие в государственных протокольных мероприятиях на федеральном уровне. Это позволяет не только продвигать интересы города, но и укреплять его статус как важного политического, экономического и культурного центра [5].
В дополнение, мэр Москвы активно участвует в деятельности федеральных институтов, где формируются и осуществляются решения, прямо затрагивающие внешнеполитическую и международную деятельность всей страны. Например, С. С. Собянин состоит в Совете безопасности Российской Федерации [4], это дает ему возможность активно участвовать в формировании стратегий не только на внутреннем, но и на международном уровне, защищая интересы Москвы и согласовывая их с общенациональными целями.
В критических ситуациях и при согласии высшего руководства страны, мэр может быть привлечен к разрешению ключевых национальных вопросов, что открывает путь к расширению его полномочий, включая тех, что касаются внешних отношений. На данный момент, Сергей Собянин выполняет обязанности первого заместителя председателя Координационного совета при Правительстве Российской Федерации, который занимается вопросами борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории России. Эта роль подчеркивает его активное участие в национальных усилиях по контролю и предотвращению распространения COVID-19, а также стремление обеспечить безопасность и здоровье жителей столицы и всей страны [1]. Такое активное включение мэра в федеральные инициативы выглядит не только естественным, но и крайне важным, учитывая его статус как руководителя столицы России. Подобное сотрудничество подчеркивает необходимость эффективного взаимодействия между городом Москва и федеральным правительством, что важно для обеспечения согласованных действий и достижения общенациональных целей.
Вышеуказанное подчеркивает значимую роль мэра Москвы в решении поставленных общенациональных задач.
В Уставе города Москвы закреплено, что город имеет свои особые интересы в области между© Мхиссин С.М.
народных и внешнеэкономических отношений [5, п. 6]. Это положение позволяет Москве активно участвовать в дискуссиях по международным вопросам и влиять на формирование внешней политики Российской Федерации. Отличие интересов столицы от потребностей других регионов подчеркивает её ключевую роль в решении международных задач и важность в контексте глобальных диалогов.
Важно отметить, что, несмотря на введенные против России санкции и ограничения, Москва активно развивает культурное сотрудничество с другими странами. Например, в 2023 году в столице было проведено более 30 международных выставок, фестивалей, конкурсов и концертов.
Результаты.
В качестве примеров успешных проектов и программ, реализуемых мэром Москвы в области международных связей, можно упомянуть запуск сервиса «Инвестиционный калькулятор». В расчете учитываются многие статьи расходов, основные из них: аренда недвижимости под предприятие, заработные платы сотрудников, закупка необходимого оборудования, уплата налогов и так далее. Соответственно, используя «Инвестиционный калькулятор» можно просчитать расходы на создание нового производственного предприятия или оптимизацию работы уже существующего.
С.С. Собянин заявил, что в прошлом году инвестиции в экономику Москвы достигли примерно 6,8 трлн рублей, что на 3,8 % больше по сравнению с 2022 годом в сопоставимых ценах. Мэр подчеркнул значимость создания благоприятных условий для бизнеса для стабильного экономического развития столицы. Он упомянул, что промышленные предприятия могут воспользоваться льготной арендой земли и льготными кредитами. Также, мэр отметил, что стимулирование создания новых рабочих мест через городские программы способствует привлечению инвестиций [3].
Несмотря на нестабильную внешнеполитическую ситуацию в мире, столица продолжает поддерживать московских экспортеров, выводящих продукцию на зарубежные рынки, помогая выстраивать устойчивые кооперационные и торговые отношения. Сейчас внимание приковано к перспективным рынкам стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
По различным данным в Москве в настоящее время активно функционирует от 5 до 8,5 тыс. предприятий с иностранным участием, в том числе малых и средних.
Также, Москва регулярно становится площадкой для проведения международных мероприятий, таких как форумы, конференции и саммиты. Например, Московский международный экономический форум и Московский международный
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
культурный фестиваль собирают представителей различных стран для обсуждения вопросов сотрудничества и обмена опытом, (как пример, Москва организовала в Самаре круглый стол по обмену опытом работы с соотечественниками за рубежом, московское правительство провело Международную конференцию по русскому языку в Таиланде, «Москва книжная» представит столицу России на международной книжной выставке в Казахстане, Культурно-гуманитарные и деловые мероприятия Правительства Москвы пройдут в Ташкенте; также, мэр Москвы активно развивает партнерские отношения с городами и другими мегаполисами по всему миру. Подписание соглашений и меморандумов о сотрудничестве способствует углублению взаимопонимания и обмену опытом в различных областях, таких как экономика, культура, образование и технологии. (например, Соглашение о партнерстве между Москвой и Пекином, направленное на развитие торгово-экономического и культурного сотрудничества; Меморандум о сотрудничестве между Москвой и Шэньчжэнем, направленное на развитие внешнеэкономических связей двустороннего взаимовыгодного сотрудничества и использование передового опыта в модернизации городской транспортной инфраструктуры, обмен опытом в сфере городского управления инновациями, градостроительства, торговлю, а также на сотрудничество в сфере науки, образования, культуры, туризма, экологии и охраны окружающей среды). Участие Москвы в таких программах способствует укреплению позиций города на мировой арене и расширению возможностей для развития. Эти практические примеры демон-
стрируют активную международную деятельность мэра Москвы и важность международного сотрудничества для развития столицы.
Заключение.
В заключение можно сделать выводы о том, что:
- во-первых, международная деятельность мэра Москвы играет ключевую роль в укреплении позиций города на мировой арене и способствует привлечению инвестиций, технологий и культурного обмена;
- во-вторых, результаты деятельности мэра г. Москвы имеют долгосрочное значение для развития столицы как важного мирового центра, а также имеет значительное влияние на образ и репутацию города.
Тем самым, успешность напрямую влияет на привлекательность Москвы для иностранных инвесторов, туристов и международных партнеров. Укрепление партнерских отношений с ведущими мировыми мегаполисами и активное участие в международных программах и инициативах определено как приоритетное направление для развития Москвы. Это требует от городских властей ведения постоянного мониторинга изменений в мировой политике и экономике, а также разработки эффективных стратегий для укрепления позиций столицы на международной арене.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации // Правительство России. URL : http://government.ru/department/554/events/ (дата обращения 01.04.2024).
2. Логвинова И.В. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: институциональный аспект / И.В. Логвинова // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 7. С. 48-51.
3. Собянин С.С. В экономику Москвы в 2023 году инвестировали около 6,8 трлн рублей - Собянин. 2024. Сайт mos.ru. URL : https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/10977050 (дата обращения 03.04.2024).
4. Состав Совета Безопасности // Президент России. URL : http://www.kremlin.ru/structure/security-council/ members (дата обращения 01.04.2024).
5. Устав города Москвы. Глава 12. Международные, внешнеэкономические и межрегиональные связи // Электронная Москва. URL : http://mosopen.ru/documents/main/ustav-moskvi/g12 (дата обращения 01.04.2024).
References:
1. Coordination Council under the Government of the Russian Federation to combat the spread of new corona-virus infection on the territory of the Russian Federation // Government of Russia. Electronic resource. URL : http://government.ru/department/554/events (date of application 04/01/2024).
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
2. Logvinova I.V. Coordination of international and foreign economic relations of the constituent entities of the Russian Federation: institutional aspect / I.V. Logvinova // Constitutional and municipal law. 2018. № 7. P. 4851.
3. Sobyanin S.S. About 6.8 trillion rubles were invested in the Moscow economy in 2023 - Sobyanin. 2024. Website mos.ru. URL : https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/10977050 (date of application 04/03/2024.)
4. Composition of the Security Council // President of Russia. URL : http://www.kremlin.ru/structure/security-council/members (date of application 04/01/2024).
5. Moscow City Charter. Chapter 12. International, foreign economic and interregional relations // Electronic Moscow. URL : http://mosopen.ru/documents/main/ustav-moskvi/g12 (date of application 04/01/2024).
Информация об авторе
Мхиссин София Маджидовна
аспирантка кафедры государственно-правовых дисциплин, Московский городской педагогический университет, Институт экономики, управления и права [email protected]
Sofia M. Mkhissin
Postgraduate Student of the Department of State and Legal Disciplines, Moscow City Pedagogical University, Institute of Economics, Management and Law Department of Law [email protected]