Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ГОРОДА МОСКВЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ГОРОДА МОСКВЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
643
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОСКВА / СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Суданц Марат Борисович

Актуальность статьи заключается в том, что международная деятельность городов нашей страны в условиях обостряющегося геополитического противоборства, имеющего глобальное и региональное измерения, приобретает все более важное значение для формирования и реализации внешней политики Российской Федерации. Город становится реальным актором современных международных отношений, зачастую будучи способным отстаивать собственные интересы посредством оказания влияния на внешнюю политику государства для удовлетворения локальных потребностей. Своей международной деятельностью город создает имидж государства на мировой политической арене, показывает его репутацию и состоятельность. В ходе исследования было выявлено, что российские города при выстраивании своих международных связей действуют в рамках установлений федерального законодательства. Своей деятельностью они подтверждают способность присутствовать на международной арене. Такая их деятельность обусловлена сосредоточением властных структур, ресурсов, финансов, мотивацией и возможностями губернаторов и мэров. В основном города осуществляют парадипломатические и мягкосиловые подходы к ведению своих международных связей, и в этой связи развивают отношения с зарубежными партнерами в сфере культуры, образования и др. Таким образом, в результате можно заявить, что Москва является «глобальным городом» и мегаполисом, в котором сосредоточены ключевые политические и иные структуры, как национальные, так и международные. Будучи столицей страны, Москва имеет достаточное влияние на мировое сообщество, ведет активную международную деятельность, имеет возможности влиять на внешнеполитический курс Российской Федерации. Следовательно, Москва занимает значимое место в системе международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL RELATIONS OF MOSCOW CITY IN MODERN CONDITIONS

The relevance of the article lies in the fact that the international activity of the cities of our country in the context of the escalating geopolitical confrontation, which has global and regional dimensions, is becoming increasingly important for the formation and implementation of the foreign policy of the Russian Federation. The city is becoming a real actor in modern international relations, often being able to defend its own interests by influencing the foreign policy of the state to meet local needs. Through its international activities, the city creates the image of the state in the world political arena, shows its reputation and solvency. In the course of the study, it was revealed that Russian cities, when building their international relations, act within the framework of federal legislation. By their activities, they confirm their ability to be present in the international arena. Their activity is conditioned by the concentration of power structures, resources, finances, motivation and capabilities of governors and mayors. Basically, cities implement paradiplomatic and soft-power approaches to conducting their international relations, and in this regard, they develop relations with foreign partners in the field of culture, education, etc. Thus, as a result, it can be stated that Moscow is a “global city” and a megacity in which key political and other structures, both national and international, are concentrated. Being the capital of the country, Moscow has su cient influence on the world community, conducts active international activities, and has the ability to influence the foreign policy course of the Russian Federation. Consequently, Moscow occupies a significant place in the system of international relations.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ГОРОДА МОСКВЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 110-117 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2023, vol. 23, iss. 1, pp. 110-117

https://soziopolit.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-1-110-117, EDN: HXHWGN

Научная статья УДК 327

Международные связи города Москвы в современных условиях

М. Б. Суданц

Московский государственный лингвистический университет, Россия, 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1

Суданц Марат Борисович, соискатель кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук, marat5085238@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3151-9676

Аннотация. Актуальность статьи заключается в том, что международная деятельность городов нашей страны в условиях обостряющегося геополитического противоборства, имеющего глобальное и региональное измерения, приобретает все более важное значение для формирования и реализации внешней политики Российской Федерации. Город становится реальным актором современных международных отношений, зачастую будучи способным отстаивать собственные интересы посредством оказания влияния на внешнюю политику государства для удовлетворения локальных потребностей. Своей международной деятельностью город создает имидж государства на мировой политической арене, показывает его репутацию и состоятельность. В ходе исследования было выявлено, что российские города при выстраивании своих международных связей действуют в рамках установлений федерального законодательства. Своей деятельностью они подтверждают способность присутствовать на международной арене. Такая их деятельность обусловлена сосредоточением властных структур, ресурсов, финансов, мотивацией и возможностями губернаторов и мэров. В основном города осуществляют парадипломатические и мягкосиловые подходы к ведению своих международных связей, и в этой связи развивают отношения с зарубежными партнерами в сфере культуры, образования и др. Таким образом, в результате можно заявить, что Москва является «глобальным городом» и мегаполисом, в котором сосредоточены ключевые политические и иные структуры, как национальные, так и международные. Будучи столицей страны, Москва имеет достаточное влияние на мировое сообщество, ведет активную международную деятельность, имеет возможности влиять на внешнеполитический курс Российской Федерации. Следовательно, Москва занимает значимое место в системе международных отношений.

Ключевые слова: международные связи, международная деятельность, Москва, современный мировой порядок, международные отношения

Для цитирования: Суданц М. Б. Международные связи города Москвы в современных условиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 110-117. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-1-110-117, EDN: HXHWGN

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

International relations of Moscow city in modern conditions M. B. Susantz

Moscow State Linguistic University, 38, build. 1 Ostozhenka St., Moscow 119034, Russia Marat B. Sudantz, marat5085238@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3151-9676

Abstract. The relevance of the article lies in the fact that the international activity of the cities of our country in the context of the escalating geopolitical confrontation, which has global and regional dimensions, is becoming increasingly important for the formation and implementation of the foreign policy of the Russian Federation. The city is becoming a real actor in modern international relations, often being able to defend its own interests by influencing the foreign policy of the state to meet local needs. Through its international activities, the city creates the image of the state in the world political arena, shows its reputation and solvency. In the course of the study, it was revealed that Russian cities, when building their international relations, act within the framework of federal legislation. By their activities, they confirm their ability to be present in the international arena. Their activity is conditioned by the concentration of power structures, resources, finances, motivation and capabilities of governors and mayors. Basically, cities implement paradiplomatic and soft-power approaches to conducting their international relations, and in this regard, they develop relations with foreign partners in the field of culture, education, etc. Thus, as a result, it can be stated that Moscow is a "global city" and a megacity in which key political and other structures, both national and international, are concentrated. Being the capital of the country, Moscow has sufficient influence on the world community, conducts active international activities, and has the ability to influence the foreign policy course of the Russian Federation. Consequently, Moscow occupies a significant place in the system of international relations. Keywords: international relations, international activity, Moscow, modern world order, international relations

For citation: Sudantz M. B. International relations of Moscow city in modern conditions. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2023, vol. 23, iss. 1, рр. 110-117 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-1-110-117, EDN: HXHWGN

This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

В соответствии со своим официальным статусом столица играет немаловажную роль в выстраивании международных коммуникаций государства. Именно в этом городе располагаются посольства и представительства зарубежных стран. Часто столица является местом расположения штаб-квартир и офисов международных организаций, транснациональных корпораций, международных финансовых структур. Близкое расположение представительств позволяет упростить коммуникацию как между самими иностранными офисами, так и между иностранными представительствами и государственными организациями-резидентами отдельно взятой страны. Такое положение справедливо и в отношении города Москвы. Именно в Москве как столице страны располагаются Администрация Президента, Федеральное Собрание и Правительство, в том числе и Министерство иностранных дел Российской Федерации, чем облегчаются обмены между дипломатическими представительствами и консульствами. В городе находятся и другие важные учреждения, функционирование которых связано со сферой международных отношений и внешней политики.

Международный статус столицы России

В целом столица государства является институтом, который обеспечивает поддержание и развитие международных связей городов и задает тренды, нормы, образцы и правила функционирования международной деятельности городских поселений в рамках всего государства в целом. Как известно, столицы ряда стран мира являются крупными городами.

При этом каждый город в отдельно взятой стране регулирует свою международную деятельность в соответствии с локальными нормативно-правовыми актами, которые, кроме ряда эксклюзивных случаев, обладают общими чертами и достаточно унифицированы. Также следует подчеркнуть, что столица государства является «центром накопления и потребления национального богатства, имеет особую идентичность, подчиняя территорию страны и ее население общему наследию, тяготеет к контролю финансовых потоков для материальной поддержки государственного аппарата и сохранения социальной иерархии, центр столицы - олицетворение политической власти, контролирующей всю территорию страны» [1, с. 122-123], что позволяет говорить об институциональной роли столицы. Интерес представляет и типология, разработанная и обоснованная отечественным политологом И. Ю. Окуневым, которую можно применить к российской столице. Исследователь совершенно

справедливо причисляет Москву к многофункциональным городам, т. е. к тем, которые объединяют функции «глобального города» и столицы государства [1, с. 124], что будет проанализировано ниже.

В этой связи целесообразно обратиться к нормативным правовым актам, в соответствии с которыми регулируются международные связи Москвы. В первую очередь, следует обратить внимание на то, что согласно Конституции РФ (ст. 72) в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находится ряд вопросов, прямо или опосредованно связанных с международной сферой. Особо следует указать на координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации [2].

Основополагающим документом, регламентирующим деятельность политических и общественных институтов российской столицы, является Устав города Москвы. Следует отметить, что существование такого правового акта для города федерального значения предусмотрено Конституцией РФ [2, ст. 5].

В гл. 12 Устава города характеризуются международные, внешнеэкономические и межрегиональные связи Москвы. Такое правовое закрепление позволяет сделать вывод, что деятельность города в международной сфере регламентируется на основе локальных актов субъекта Федерации и не противоречит конституционным устоям суверенитета и территориальной целостности страны. В этой связи в Уставе столицы закреплено положение о том, что «город Москва имеет право на установление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом, участвует в пределах своей компетенции в выполнении международных договоров Российской Федерации» [3]. Полномочия Московской городской думы также касаются принятия внешнеполитических решений в области международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, конкретно в области международных отношений:

1) заключение соглашений о сотрудничестве с законодательными (представительными) органами государственной власти иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами власти их муниципальных образований, межпарламентскими объединениями;

2) утверждение договоров и соглашений г. Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством г. Москвы;

3) непосредственное осуществление международных и межрегиональных связей с органами представительной власти городов и регионов иностранных государств, субъектов Российской Федерации, международными межпарламентскими и иными зарубежными организациями;

4) участие в работе международных организаций, деятельность которых направлена на решение проблем городского и муниципального управления, межмуниципального сотрудничества;

5) осуществление контроля в отношении утвержденных Мосгордумой в установленных законом г. Москвы случаях и порядке договоров и соглашений [3].

Будучи органом представительной и законодательной власти, Московская городская дума активно сотрудничает с городскими законодательными и представительными органами государственной власти иностранных государств, в связи с чем подписано 23 документа о сотрудничестве (соглашения, протоколы, Меморандум о сотрудничестве в области устойчивого развития) [4]. При этом справедливо утверждать, что в современных сложных условиях, когда западные страны проводят курс на изоляцию России, не все документы являются реально работающими. К тому же ряд стран, с которыми Москвой заключены подобные соглашения, в 2022 г. были официально объявлены в России недружественными. Тем не менее, с учетом складывающихся реалий, в составе Московской городской думы работает комиссия по межпарламентским связям, образованная в сентябре 2019 г. [5].

Для организации деятельности в области международных внешних и экономических связей в рамках институтов исполнительной власти действует Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы. Департамент согласно определенной ему сфере деятельности является функциональным органом исполнительной власти города, нацеленным на разработку и реализацию политики в сфере привлечения иностранных инвестиций в г. Москву, осуществления международных и внешнеэкономических связей, поддержания международного кредитного рейтинга г. Москвы и отдельных долговых обязательств столицы, государственных внешних заимствований, международной конгрессно-выставочной деятельности города, развития Москвы как международного финансового центра, поддержки соотечественников за рубежом [6].

Развитие международных связей столицы обусловило их институционализацию, а также создание профильных городских структур. Так, в 2002 г. было создано Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский центр международного сотрудничества» (МЦМС), предназначенное для проведения экспертизы внешнеэкономических программ, оказания содействия в привлечении зарубежных фирм и организаций к реализации экономических и инвестиционных проектов, участия в подготовке и проведении международных конференций и семинаров и реализации программы социальной и гуманитарной направленности. В 2004 г. создано государственное учреждение города Москвы «Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника» [6].

В рамках деятельности Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы поддерживаются регулярные контакты с более чем 150 зарубежными городами и регионами в 97 странах мира, в результате чего подписано свыше 100 двусторонних документов, регламентирующих это сотрудничество. В подавляющем большинстве соглашения отличаются комплексным характером и предполагают масштабные связи московских структур, предприятий и организаций с зарубежными партнерами в сфере промышленности, строительства, транспорта, телекоммуникации, инвестиционной политики и науки, торговли, образования, культуры, здравоохранения и спорта [6]. Следует особо отметить, что среди зарубежных партнеров Москвы представлены не только города и регионы, но и целые страны как дальнего, так и ближнего зарубежья.

Полномочия мэра Москвы в международной сфере

Как показывает анализ содержания Устава города Москвы, ключевой фигурой в процессе формирования и развития международных и внешнеэкономических связей столицы России является мэр. Он, согласно возложенным на него полномочиям:

1) осуществляет общее руководство формированием международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей города Москвы;

2) заключает договоры и соглашения от имени г. Москвы в соответствии с законом г. Москвы;

3) заключает соглашения в области международных и внешнеэкономических связей;

4) учреждает городские внешнеэкономические структуры и представительства за рубежом (например, представительства (Дома Москвы) в Киргизии, Литве, Армении, Беларуси, Латвии, Болгарии, Абхазии);

5) в рамках своей компетенции и в соответствии с международной практикой участвует в переговорах и заключении соглашений с дипломатическими и иными представительствами зарубежных стран и международных организаций, расположенными на территории г. Москвы;

6) осуществляет контакты с российскими дипломатическими и иными представительствами за рубежом по вопросам, имеющим отношение к интересам столицы;

7) представляет г. Москву в международных и межрегиональных отношениях, в том числе на государственных протокольных мероприятиях, проводимых на федеральном уровне [3].

Следует также отметить, что мэр Москвы является участником институтов федерального уровня, в рамках которых происходит разработка и реализация решений, напрямую касающихся внешнеполитической и международной сферы всего государства. Так, С. С. Собянин является членом Совета безопасности Российской Федерации [7], благодаря чему получает возможность участвовать в выработке решений, связанных не только с внутренней политикой страны, но и с ее внешнеполитическим курсом, отстаивая в случае необходимости интересы Москвы и обеспечивая их согласование с национальными интересами.

Как показывает политическая практика, мэр Москвы по решению руководства государства может в случае необходимости привлекаться и к решению общенациональных задач, важных для всей страны, в том числе тех, которые связаны с международными отношениями, и получает вследствие этого дополнительные полномочия. Так, в настоящее время С. С. Собянин включен в состав Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории России, причем в качестве первого заместителя председателя Координационного совета [8]. Такое вовлечение мэра в общегосударственные институты представляется вполне естественным и логичным, если учесть статус российской столицы. Подобным образом подчеркивается также необходимость и обоснованность тесной связи и взаимодействия органов власти федерального уровня и столицы страны, субъекта Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ от 21 октября 2022 г. № 763 образован Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Совет образован в целях организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов, связанных с обеспечением в ходе проведения специальной военной операции потребностей российских вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов. Мэр Москвы С. С. Собянин - единственный из руководителей субъектов Российской Федерации, который оказался включенным в состав указанного совета. Причем на него возложена координация реализации мер, связанных с обеспечением безопасности в регионах страны.

Приведенные примеры подтверждают особый статус и ответственность мэра Москвы в решении общегосударственных вопросов, связанных с конкретными задачами, пусть даже локализованными по времени. Как известно, важнейшей задачей политической элиты является обеспечение национальной безопасности [9]. Тем не менее, в своих обязанностях и полномочиях мэр сосредоточен прежде всего на решении проблем Москвы.

Интересы Москвы в международной сфере и их реализация

Среди закрепленных в Уставе города Москвы полномочий ее мэра в сфере международных и внешнеэкономических отношений особое значение в связи с проводимым исследованием имеет указание на наличие у города своих особых интересов [3, п. 6]. Именно наличие таких интересов, отличных от интересов других субъектов Российской Федерации, и их актуализация обусловливают потребность и активность г. Москвы в решении ряда международных проблем, ее участие в формировании и реализации внешней политики России.

Интересы Москвы, обусловливающие содержание и направленность ее международной деятельности, достаточно разнообразны и связаны с необходимостью поддержания контактов с международным сообществом и развития сотрудничества по решению городских проблем. Эти интересы проявляются в социально-экономической, культурной и иных сферах. Проведенный анализ позволяет утверждать, что в настоящее время актуализировались следующие сферы интересов Москвы.

1. Создание условий для развития науки и образования. В силу сложившихся объективных обстоятельств именно в Москве находятся ведущие центры российский науки и образовательные организации, в том числе подведомственные городу. Названные организации взаимодействуют с иностранными государствами в области науки и высшего образования, организуют ста-

жировки для студентов и преподавателей. Проводимые исследования часто предполагают и взаимодействие с партнерами за рубежом.

2. Решение проблем, связанных с миграцией. Официально численность зарегистрированных мигрантов из стран ближнего зарубежья, находящихся в Москве, составляет 75 тыс. чел., в реальности же их насчитывается гораздо больше. В связи с пандемией и СВО миграция составляет отрицательное сальдо ежегодно в 822 чел. Доля недокументированной трудовой миграции составляет почти 55%. Город ощущает и такое негативное последствие, как преступность среди мигрантов. По имеющимся данным, на их долю приходится почти 15% всех преступлений, совершенных в Москве [10]. Обоснованную озабоченность городских властей и общественности вызывает и то, что мигранты обладают высокой степенью маргинализации. Сложившаяся ситуация влечет для города репутационные и имиджевые издержки. Мигранты способствуют криминализации рынков, сферы услуг и т.д.

3. Обеспечение информационной безопасности населения Москвы. Жители города являются приоритетным объектом для деструктивного воздействия, оказываемого в том числе из-за рубежа, а также со стороны лиц, которые официально признаны в России иностранными агентами. На актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности страны, ее административных единиц и государственных институтов российские исследователи указывали давно [11]. Ввиду довольно высокой образованности граждан деструктивное воздействие на москвичей осуществляется в ряде случаев в достаточно изощренном виде. Например, используются данные Левады-центра (признан иностранным агентом в России) для распространения статистики, выгодной иностранным государствам. Манипулятив-ное воздействие на жителей города усилилось в связи с проведением специальной военной операции.

4. Защита городской инфраструктуры. Особо важной проблемой является экология. В настоящее время, например, российская столица адаптируется к возможным климатическим изменениям. В частности, в Москве осуществляется масштабная модернизация энергетического комплекса, реконструируется система ливневой канализации, предпринимаются другие меры. В результате модернизации энергетического комплекса в период с 2013 по 2020 г. в столице построено и подключено к системам тепло-энергоснабжения свыше 75 млн кв. м недвижимости. Осуществляется и адаптация городского транспорта для повышения уровня его экологич-ности [12]. При осуществлении такой деятельно-

сти российская столица обращается к зарубежному опыту решения аналогичных проблем.

В бюджете Москвы на международную деятельность выделяются значительные средства. Сюда входят мероприятия в сфере международного и регионального сотрудничества, издание печатных средств массовой информации и популяризации книгоиздания, обеспечение функционирования Департамента международных связей, выделение гранта открытому акционерному обществу «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» на организацию и проведение Московской международной книжной выставки-ярмарки и др. При размере городского бюджета в 2 798 726 496,9 тыс. руб. на международную деятельность выделено 8 060 506,4 тыс. руб. [13], что составляет 29% от общего объема бюджета.

По сложившейся практике именно в Москве проводятся разнообразные представительные форумы. Например, целью Международного форума «Российская энергетическая неделя», учрежденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 2026-р от 27 сентября 2016 г., является демонстрация перспектив российского топливно-энергетического комплекса и реализация потенциала международного сотрудничества в сфере энергетики. Форум выступает площадкой для обсуждения основных вызовов, с которыми сталкивается энергетический сектор экономики, и актуальных проблем развития, таких как газовая, нефтяная, угольная отрасли, нефтехимия, электроэнергетика, атомная энергетика, гидроэнергетика, энергетика на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), энергосбережение и повышение энергоэффективности. Мероприятие традиционно проходит на самом высоком уровне с участием руководителей крупнейших компаний энергетической отрасли.

В рамках Российской энергетической недели, проведенной в октябре 2022 г., состоялось обсуждение вопросов развития электроэнергетики, нефтегазовой, химической, газовой и угольной промышленности, а также тем, связанных с им-портозамещением, цифровой трансформацией, энергетическим переходом и ситуацией вокруг климатических вопросов. В деловую программу вошло 37 мероприятий по различным направлениям повестки. Организаторами Форума стали Фонд «Росконгресс», Министерство энергетики Российской Федерации при поддержке Правительства Москвы [14]. Проведенный форум, помимо прочего, убедительно продемонстрировал всему миру безуспешность попыток международной изоляции России.

Следует отметить, что в июне 1997 г. в Москве впервые состоялся один из самых предста-

вительных и престижных международных форумов, V Конференция мэров «Крупнейшие города мира на пороге ХХ1 века: ситуации, тенденции, решения». В сентябре 2004 г. в Москве прошла III Международная конференция мэров городов мира. На мероприятии выступил Президент Российской Федерации В. В. Путин, который дал высокую оценку усилиям мэров городов мира по утверждению в международной практике идей дипломатии городов [6].

В настоящее время заслуживает внимания и Московский урбанистический форум (Moscow Urban Forum) - международный форум и выставка по городскому хозяйствованию, который регулярно проводится с 2011 г. Только в 2020 г. форум был перенесен на следующий год из-за пандемии коронавирусной инфекции. Миссия выставки - представить общественности масштаб перемен в городе, привлечь внимание к крупным городским проектам, направленным на создание комфортных условий для жизни москвичей. Посетители смогли узнать, как меняются дороги, метро и транспорт, дома и офисы, детские площадки и спортивные кластеры, научные центры, больницы и музеи и как в итоге все изменения городской среды способствуют изменению жизни москвичей [15].

Следует отметить, что при Московском урбанистическом форуме создан Аналитический центр. Команда АЦ МУФ имеет богатый опыт консультирования по вопросам пространственного развития, решения исследовательских задач, участия в разработке реальных продуктов на различных стадиях. В состав группы включены консультанты, специализирующиеся на изучении экономики города, пространственной аналитике, разработке концепций и их верификации на экспертных мероприятиях, сопровождении инвестиционных проектов, а также разработке программ пространственных интервенций [16].

Хорошо зарекомендовала себя с течением времени такая форма международной деятельности Москвы, связанной с решением городских проблем, как участие в международных объединениях. Например, столица России с учетом своего исторического опыта традиционно участвует в международной антивоенной деятельности. Москва является членом Всемирного союза «Го -рода за мир», известного международного объединения городов, выступающего в защиту мира. Координируя свои действия с городами других стран, Москва использует различные средства и формы антивоенной борьбы [17, с. 196].

В случае необходимости Москва ставит перед федеральными властями вопросы, которые требуют внешнеполитического реагирования со стороны государства.

Можно привести следующий пример публичной апелляции мэра Москвы к руководству государства для продвижения своих интересов в международной деятельности. Москва как мегаполис крайне заинтересована в бесперебойном водоснабжении многомиллионного населения [18, с. 459]. Ранее, в 2002 г., мэр Москвы Ю. М. Лужков направил аналитическую записку конфиденциального характера президенту В. В. Путину с обоснованием проекта использования водных ресурсов России (посредством переброса части стока Оби в Центральную Азию). Правда, о реакции руководства государства на обращение мэра информация отсутствует. Через несколько лет после своего обращения Ю. М. Лужков издал книгу, в которой была обнародована и его аналитическая записка, адресованная президенту [19].

Указанные выше интересы города, будучи осознанными потребностями, которые необходимо удовлетворить, обусловливают наличие собственной позиции Москвы по некоторым вопросам международной повестки дня и внешней политики России, детерминируя в результате: а) содержание и направленность развития международных связей города, б) взаимодействие с органами государственной власти на федеральном уровне.

Москва как глобальный город

Город Москва представляет собой автономного - с определенными оговорками - актора международной деятельности. На такую ее деятельность накладывает отпечаток и то обстоятельство, что Москва одновременно является и «глобальным городом». Определение рамок ее международной деятельности в правовом отношении закреплено Конституцией Российской Федерации [2, ст. 11], предполагающей разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти страны и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следует отметить и то, что в образовательных организациях, расположенных в столице, обучается значительное количество иностранных студентов. В этой связи заслуживает внимания, например, Закон города Москвы от 15 декабря 2021 г. № 36 «О молодежной политике в городе Москве». Действие данного Закона распространяется и на тех молодых людей, которые приезжают по международному образовательному обмену в образовательные организации, расположенные на территории г. Москвы.

В ст. 5 указанного Закона зафиксировано «содействие международным и межрегиональным связям в сфере молодежной политики».

В ст. 12 определены сферы деятельности органов исполнительной власти г. Москвы, направленные на обеспечение профессионального развития, социально-трудовой адаптации и экономической самостоятельности молодых граждан. В той или иной степени они распространяются и на иностранных граждан, которым предоставляется возможность льготных условий для обучения и проживания в Москве [20].

Согласно Закону, для учащихся и студентов устанавливается льготная стоимость услуг, оказываемых организациями культуры, физкультур-но-спортивными организациями, финансируемыми за счет средств бюджета города, в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами г. Москвы. Кроме того, Правительством Москвы могут быть предусмотрены иные меры поддержки молодых граждан в сфере науки и образования, в том числе финансовой поддержки в форме грантов и единовременных выплат отдельным категориям молодых граждан.

Таким образом, Москва оказывает значительную поддержку молодым иностранным гражданам, прибывающим на обучение в Россию. При этом можно говорить и о растущей траектории экспорта российского образования в целом. Такую деятельность и меры по поддержке обучающихся можно назвать имиджевыми для города, что позволяет наращивать известность Москвы за рубежом как образовательного центра с обширной научной базой. Кроме того, проводимые мероприятия связаны с изучением русского языка, поскольку обучение в Российской Федерации проводится на государственном (русском) языке. Это позволяет иностранцам глубоко изучить культуру и менталитет россиян, чтобы, возможно, вернуться впоследствии в Россию для работы в представительствах иностранных государств, речь о которых шла выше.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что г. Москва проводит масштабную международную деятельность. Для этого у города есть необходимые ресурсы: административная поддержка, нормативно-правовая база, финансирование. Зачастую международные связи Москвы затрагивают такие сферы, как финансовая и образовательная. Это достигается путем диалога с различными организациями, расположенными на территории столицы. Немаловажно отметить, что, являясь столицей, Москва сосредоточивает в себе все властные структуры Российской Федерации, что также сближает ее с характеристикой «глобального города».

Исходя из типологизации, разработанной российскими исследователями для определения условий и признаков акторности города, можно сделать заключение, что Москва:

- обладает самоидентификацией как внутри, так и за пределами государства;

- имеет свои интересы и способна их реализовать;

- оказывает влияние на международные отношения и внешнюю политику своей страны;

- обладает известной автономностью в принятии решений;

- признается участниками мирового политического процесса.

Изложенное выше дает основание утверждать, что Москва соответствует определению «глобального города», поскольку у российской столицы имеются признаки политического центра, охватывающие правительство страны, международные политические институты; профессиональные организации, профсоюзы, федерации работодателей и штаб-квартиры крупных компаний; торговые центры, охватывающие импорт и экспорт через крупные порты, основные автомобильные и железнодорожные маршруты, а также объекты важных международных аэропортов; ведущие банковские и финансовые центры, включающие центральные банки, штаб-квартиры торговых банков, крупные страховые офисы и специализированные финансовые службы; центры профессионального обслуживания, охватывающие крупные учреждения здравоохранения, юридические профессии рядом с национальными судами, ведущие университеты, специализированные исследовательские центры наук и искусств, национальные библиотеки и музеи, издательства книг, газет и журналов, а также центры радио- и телевизионных сетей; центры роскошного потребления, охватывающие дорогие товары и услуги, большие универмаги и специализированные магазины; развлекательные центры, включающие оперные театры, театры, концертные залы, рестораны, кинотеатры и ночные клубы [21, p. 7-8].

Кроме того, в Москве также находятся представительства ведущих иностранных информационных агентств, таких как Thompson Reuters, Bloomberg и др. Их наличие позволяет заключить, что иностранные государства заинтересованы в информировании своих граждан о событиях, происходящих на территории Российской Федерации вообще и ее столицы в частности. Причем указанные агентства находятся в кооперации с информационными агентствами российской стороны.

В завершение изложенного стоит отметить, что Москва обладает значительным потенциалом в международной деятельности как столица Российской Федерации и как международный, мировой город. Москва является репутационным городом за пределами России, так как он являет-

ся самым известным за рубежом городским поселением нашей страны. Немаловажно и то, что в столице находится множество представительств институтов международных организаций, что делает город еще более глобальным. Москва продвигает свои интересы как в пределах Российской Федерации, так и за ее пределами, выдвигая на международную арену интересы всей страны. Столичное положение и умелое лоббирование своих интересов помогает этому продвижению. Таким образом, в настоящие трудные в международном смысле времена Москва становится проводником России в международный мир, помогая иностранным государствам лучше узнать нашу страну, а Российской Федерации лучше укрепить свой международный имидж.

Список литературы

1. Окунев И. Ю. Столица государства как политический институт: типы и функции : дис. ... д-ра полит. наук. М., 2019. 378 с.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398 ; 2020. № 11, ст. 1416.

3. Устав города Москвы. Глава 12. Международные, внешнеэкономические и межрегиональные связи // Электронная Москва. URL: http://mosopen.ru/ documents/main/ustav-moskvi/g12 (дата обращения: 22.04.2022).

4. Межпарламентские связи // Московская городская дума. URL: https://duma.mos.ru/ru/3015/page/ mejparlamentskie-svyazi (дата обращения: 12.10.2022).

5. Комиссия по межпарламентскому сотрудничеству // Московская городская дума. URL: https://duma.mos.ru/ ru/2738/comission/komissiya-po-mejparlamentskomu-sotrudnichestvu (дата обращения: 12.10.2022).

6. Официальный сайт мэра Москвы. URL: https://www. mos.ru/dvms/function/o-departamente/polozhenie-o-departamente/ (дата обращения: 19.11.2022).

7. Состав Совета Безопасности // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/structure/security-council/ members (дата обращения: 12.10.2022).

8. Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации // Правительство России. URL: http://government.ru/department/554/events/ (дата обращения: 12.10.2022).

9. Харичкин И. К. Политическая элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России. М. : Московский военный ин-т, 1999. 256 с.

10. Миграция в Москве // Если быть точным. URL: https://tochno.st/problems/migrants/regions/moskva (дата обращения: 21.10.2022).

11. Белозёров В. К. Об обеспечении информационной безопасности государства и его силовых структур // Безопасность Евразии. 2004. № 1 (15). С. 464-468.

12. Зюзяев А. Засухи, ураганы, подтопления: Москва избежит ущерба на 200 миллиардов рублей // Комсомольская правда. URL: https://www.kp.ru/pute-voditel/spetsproekty/klimat-moskvy/?utm_source=kp_ widget&utm_medium=content&utm_campaign=read_ also&utm_term=2 (дата обращения: 21.10.2022).

13. О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов : закон г. Москвы от 27.11.2019 № 33. URL: https://docs.cntd.ru/document/564004807 (дата обращения: 20.10.2022).

14. О Российской энергетической неделе (РЭН) // Московская энергетическая неделя. URL: https:// rusenergyweek.com/about/about-rew/ (дата обращения: 20.10.2022).

15. Московский урбанистический форум. URL: https:// mosurbanforum.ru/ (дата обращения: 20.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Об аналитическом центре Московского урбанистического форума // Московский урбанистический форум. URL: https://mosurbanforum.ru/analytical-center/about-center/ (дата обращения: 20.10.2022).

17. Капто А. С. Энциклопедия мира : в 2 т. 4-е изд., пере-раб. и доп Т. 1. А-М. М. : Академия, 2013. 672 с.

18. Белозёров В. К. Проект Юрия Лужкова и перспективы водной политики России // Безопасность Евразии. 2009. № 3. С. 456-459.

19. Лужков Ю. М. Вода и мир. М. : Московские учебники и картолитография, 2008. 176 с.

20. О молодежной политике в городе Москве : закон г. Москвы от 15.12.2021 № 36. URL: https://www.mos. ru/authority/documents/doc/47861220/ (дата обращения: 19.11.2022).

21. Hall P. The World Cities. London : Weidenfeld and Nicolson, 1966. 256 p.

Поступила в редакцию 20.11.2022; одобрена после рецензирования 25.11.2022; принята к публикации 28.11.2022 The article was submitted 20.11.2022; approved after reviewing 25.11.2022; accepted for publication 28.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.