Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОРДОВСКОЙ АССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 - 1945 ГГ.)'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОРДОВСКОЙ АССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 - 1945 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКИ / ДОМА КУЛЬТУРЫ / КИНОФИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / РАДИОВЕЩАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Порфирьева Анна Аркадьевна, Скворцова Лариса Геннадьевна

В статье проанализирована работа культурно-просветительных учреждений Мордовской АССР в условиях военного времени. На примере домов культуры, библиотек, учреждений радиовещания, кинофикации показано состояние материально-технической базы, рассмотрена организация массово-политической, агитационной, культурной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MORDOVIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)

The article analyzes the work of cultural and educational institutions of the Mordovia ASSR under the wartime conditions. Considering the community centers, libraries, radio broadcasting and cinematography, the facilities and resources of cultural institutions are described. The organization of political events, propaganda, and cultural work is studied.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОРДОВСКОЙ АССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 - 1945 ГГ.)»

ПОРФИРЬЕВА А. А., СКВОРЦОВА Л. Г. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ МОРДОВСКОЙ АССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 - 1945 гг.)

Аннотация. В статье проанализирована работа культурно-просветительных учреждений Мордовской АССР в условиях военного времени. На примере домов культуры, библиотек, учреждений радиовещания, кинофикации показано состояние материально-технической базы, рассмотрена организация массово-политической, агитационной, культурной работы.

Ключевые слова: культурно-просветительные учреждения, материально-техническая база, дома культуры, библиотеки, художественная самодеятельность, радиовещание, кинофикация.

PORFIREVA A. A., SKVORTSOVA L. G.

THE WORK OF CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MORDOVIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)

Abstract. The article analyzes the work of cultural and educational institutions of the Mordovia ASSR under the wartime conditions. Considering the community centers, libraries, radio broadcasting and cinematography, the facilities and resources of cultural institutions are described. The organization of political events, propaganda, and cultural work is studied.

Keywords: cultural and educational institutions, facilities and resources, community centers, libraries, amateur performances, radio broadcasting, cinematography.

Начало Великой Отечественной войны стало тяжелым испытанием для нашей огромной страны. Война изменила привычный уклад людей и размеренное течение дел. Все отрасли народного хозяйства перестраивались на удовлетворение нужд фронта, поддержание боевого духа солдат и офицеров Красной Армии. Одновременно с этим необходимо было проводить активную агитационную, разъяснительную и патриотическую работу с гражданским населением. Основная роль в решении данной задачи отводилась культурно-просветительным учреждениям, музеям, клубам, библиотекам и т.д.

Цель данного исследования заключается в изучении деятельности культурно-просветительных учреждений в годы войны, определении их роли в воспитании чувства патриотизма, гражданственности, любви к своей Родине, сохранении исторической памяти, культурного наследия, как в рамках всей страны, так и на примере отдельного региона. Актуальность данной темы подтверждается сегодня и тем, что 2022 год объявлен Президентом

1

Российской Федерации В. В. Путиным Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Сегодня мы видим, насколько сложна и неустойчива политическая ситуация в мире, как открыто проявляются пророссийские и русофобские настроения, как переписывается на глазах у молодого поколения история и предаются искажению исторические факты. В связи с этим, изучение данного вопроса не вызывает сомнения и подчеркивает важную роль учреждений культуры в организации оборонной работы и военно-патриотического воспитания советских граждан и молодежи в годы войны.

Война для советских людей началась рано утром 22 июня 1941 года и в кратчайшие сроки подчинила всю жизнь многомиллионного государства борьбе с жестоким врагом. 29 июля 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным, советским организациям со специальным директивным письмом, в котором была намечена развернутая программа мобилизации сил страны на борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Между тем, культурно-просветительным учреждениям предписывалась деятельность по агитационной работе. В сентябре 1941 года Наркомпрос РСФСР издал приказ «О работе политико-просветительных учреждений в военное время», положивший начало перестройке культурно-просветительной деятельности [4, с. 9]. Предполагалось, что подобные учреждения должны были пропагандировать патриотизм, говорить о значимости героических традиций русского и других народов страны.

В Мордовской АССР на начало войны культурно-просветительская работа проводилась в 90 профсоюзных и районных домах культуры, 112 библиотеках, 165 сельских клубах, 488 избах-читальнях. В ноябре 1941 года в Мордовской АССР состоялся X Пленум Мордовского обкома ВКП(б), на котором обсуждались вопросы усиления организаторской и политической работы среди населения республики в связи с нападением фашистской Германии на СССР. В принятом на Пленуме решении указывалось на необходимость кардинального изменения работы домов культуры, изб-читален, превратив их в агитационные пункты с организацией при них систематического чтения лекций, докладов, консультаций по вопросам войны [2, с. 31].

В начале войны по указанию ЦК ВКП(б) агитпункты организовывались на крупных железнодорожных станциях, что способствовало достаточно плодотворной массово-политической работе, как среди проходящих военных частей, так и среди гражданского населения. Работники культуры шли на призывные пункты, в пункты всеобуча, агитпункты, военные части, госпитали. Здесь они проводили беседы, читали газеты, книги, выпускали стенгазеты, боевые листки, плакаты и т.д.

К началу войны материально-техническая база культурно-просветительных учреждений страны была в большей степени разработана и расширена. Однако она не могла удовлетворить и обеспечить возросшие духовные потребности граждан. Более тысячи населенных пунктов не имели культурных организаций, а многие клубные и библиотечные учреждения работали неудовлетворительно. Множество культурно-просветительных помещений использовались не по назначению: на хозяйственные нужды, под зернохранилища, колхозы. Так, например, в республике за первые месяцы войны перестали функционировать 28 изб-читален и сельских клубов, а к концу ноября 1941 - 1942 годов из-за дефицита топлива, отсутствия необходимых кадров и средств для их функционирования не работали культурные учреждения в Атяшевском, Большеигнатовском, Рыбкинском, Ичалковском, Ромодановском и других районах республики. 44 из них прекратили собственную деятельность в связи с мобилизацией персонала [3, с. 77; 9, с. 359].

Далеко не лучшим образом дело обстояло с кинофикацией населенных пунктов. В 1940 году в Мордовии работало 113 киноустановок: 48 стационарных, 65 передвижных. 98 киноустановок находились в сельской местности. В системе управления кинофикации Мордовии действовало 26 стационарных звуковых киноустановок, 14 звуковых и 28 кинопередвижек для немого кино и одна узкопленочная стационарная киноустановка [7, с. 46]. В период 1940 - 1941 годы реальной задачей работников культурно-просветительской деятельности было должное обеспечение каждого района передвижными установками (не менее двух для обслуживания сельских населенных пунктов), необходимо было кинофицировать районные центры стационарной киноаппаратурой, заменить немые кинопередвижки звуковыми. В связи с началом Великой Отечественной войны большую часть киноустановок отправили на фронт. Кинофикация в республике была фактически приостановлена, а число киноустановок к концу войны сократилось до 45. Однако, несмотря на чрезвычайно трудные условия военного времени, лучшие фильмы советского кино проникали и в глубинные районы. Большой популярностью пользовались фильмы «Александр Пархоменко», «В шесть часов вечера после войны», «Как закалялась сталь», «Малахов курган», «Зоя», «Александр Матросов» и др. [3, с. 82].

Важнейшее место в подъеме патриотического настроения занимало радиовещание. Уменьшение количества издаваемых газет, сокращение их тиражей в первый период Великой Отечественной войны, сделало радио важнейшим средством массовой информации. Несмотря на достаточно сложное материальное положение, правительство находило средства, чтобы радиофикация страны не только не приостанавливалась, но по возможности расширяла сферу своего влияния на широкие массы населения. Перестроило свою работу и мордовское радиовещание [8, с. 76]. Смысл принятых мер заключался в том, чтобы, используя

3

возможности радио, сделать его самым оперативным, массовым и действенным средством информации, пропаганды и агитации. Радио было необходимо для передачи в сельские Советы и колхозы газетных статей, сводок Совинформбюро. Передачи республиканского радио велись на русском, мокшанском и эрзянском языках. В них освещались вопросы работы промышленности, транспорта, сельского хозяйства, регулярно рассказывалось о ходе оборонной работы и создании оборонного фонда страны, сборе теплых вещей для фронтовиков и т.д. Из радиопередач горожане и сельчане узнавали о мужестве, массовом героизме людей на фронте и в тылу.

Характерная черта деятельности культурно-просветительных учреждений в военное время - повышение их роли в политической агитации. Несмотря на тяжелое военное положение, партийное руководство страны достаточно серьезно и основательно прорабатывало вопросы организации массово-политической и агитационной работы. К концу января 1942 года в Мордовии имелось более 700 агитационных коллективов, насчитывающих свыше 6 тысяч агитаторов. К лету 1942 года были открыты 3 районных дома культуры. На местах принимались меры к активизации деятельности культурных учреждений [3, с. 78]. Это способствовало расширению деятельности культурно-просветительных учреждений, при которых состояли агитационные коллективы. В 1943 году на базе культурно-просветительных учреждений республики, в целях укрепления агитколлективов и расширения агитационной работы среди населения, были созданы группы докладчиков с тремя секциями - русский, мокша-мордовский, эрзя-мордовский [3, с. 79].

В 1942 году, руководствуясь указаниями ЦК партии о перестройке текущей работы в соответствии с условиями военного времени, Управление по делам искусства при СНК Мордовской АССР активизировало культурно-просветительскую деятельность среди населения республики, частей РККА и госпиталей. Клубы, библиотеки, музеи, театры и деятели культуры брали культурное шефство над госпиталями. Только в период с января по сентябрь 1942 г. в девяти госпиталях республики для раненых были прочитаны 474 лекции и доклада, проведены более 10 000 групповых бесед, показаны 1 282 кинокартины, дан 341 концерт. Большая работа проводилась библиотечными работниками среди раненых солдат в госпиталях: подбиралась соответствующая для них литература, проводились читки газет, приносились книги по заявкам. Особым интересом у раненых солдат пользовалась литература на военно-патриотическую тему.

23 апреля 1943 года СНК СССР принял постановление о выделении книг в Госфонд литературы [1, с. 610]. Эта литература предназначалась для отправки в освобожденные районы страны. Активно участвовали в сборе книг все библиотеки республики. На 9 июня 1943 года в Мордовии было собрано более 150 тысяч экземпляров книг. Наиболее активными

4

участниками сбора книг были: массовые библиотеки - 5409 книг, научные библиотеки - 360, население республики - 3 694 книг [3, с. 83]. За период действия Госфонда с помощью Мордовской республиканской библиотеки было скомплектовано и отправлено в освобожденные от фашистов 14 районных, две городские и десять школьных библиотек. Таким образом, книги из Мордовии были высланы в Ставропольский край, Тульскую, Орловскую, Великолукскую, Ворошиловградскую, Гомельскую и Грозненские области [2, с. 610].

Значительно активизировалась деятельность культурно-просветительных учреждений в Мордовии со второй половины 1943 года. К концу 1943 года в республике действовало 605 изб-читален и клубов. По решению ЦК ВЛКСМ, Управления по делам искусств при СНК РСФСР и Наркомпроса РСФСР с 25 октября 1943 года по 1 февраля 1944 года в республике был проведен смотр художественной самодеятельности в сельских местностях и районных центрах. По окончании районных смотров, лучшие коллективы выступили в городе Саранске на республиканском конкурсе [5, с. 10].

Клубные учреждения, действующие во время войны в республике, наряду с осуществлением широкой пропагандистской и агитационной работы, выступали в роли непосредственных организаторов массовой и художественной самодеятельности. Причем, художественная самодеятельность перемещалась из стен домов культуры, клубов, изб-читален, в цеха заводов и фабрик, в военные госпитали и т.д. В период уборки урожая 1942 года работниками культурно-просветительных учреждений было дано 249 концертов в 209 колхозах, на которых присутствовало 49 тысяч зрителей. Во время весенне-полевой компании 1944 года агитбригадами и кружками художественной самодеятельности было дано свыше 1 020 концертов, прочитано для тружеников сельского хозяйства около 5,5 тысяч лекций и докладов, проведено почти 22 тысячи громких читок и т.д. [3, с. 79].

В марте 1945 года решением СНК Мордовской АССР в городе Саранске открывается республиканский Дом народного творчества, сыгравший важную роль в оказании практической и методической помощи в организации художественного творчества, изучении опыта работы в этом направлении [1, с. 618].

Новый подъем культурно-просветительной работы в республике, как и в стране в целом, происходит в 1944 - 1945 годы. Это было связано с наступательными операциями Красной Армии и победоносным завершением Великой Отечественной войны. В указанный период принимались меры по созданию условий для укрепления материальной базы культурно-просветительной работы, возвращения учреждениям культуры помещений, занимаемых под военные нужды. Активно проводилась работа по восстановлению сети клубов, библиотек, изб-читален. Постепенно с 1944 по 1945 годы улучшалось состояние и

5

финансирование учреждений культуры. Со второй половины 1944 года работникам клубов, изб-читален стали выдавать заработную плату без задержек, с 1945 года возобновились закупки нового инвентаря и оборудования.

Однако, несмотря на все предпринимаемые меры в республике за годы войны, многие учреждения культуры перестали функционировать, а довоенный уровень данных учреждений был восстановлен только к 1953 году. Так, например, к началу 1945 года в сельской местности республики осталось работоспособными 95 сельских библиотек с книжным фондом 267 тысяч экземпляров. В среднем на одну библиотеку на селе приходилось около 3 тысяч, а на каждого жителя - около трех книг [3, с. 81].

В суровые годы Великой Отечественной войны культурно-просветительные учреждения были прочной опорой руководящих партийных органов республики в проведении разносторонней идеологической, военно-патриотической и хозяйственной работы, организаторами самой разнообразной агитационной, познавательно-просветительской деятельности среди населения Мордовии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1998. - 720 с.

2. Говорит и показывает Саранск. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1980. - 142 с.

3. Житаев В. Л., Осьмухина О. Ю. Культурно-просветительская деятельность в Мордовии (конец XIX - 80-е гг. XX вв.): учеб. пособие. - Саранск, 2003. - 50 с.

4. Житаев В. Л. Культурно-просветительская деятельность в мордовском крае: история и современность. - Саранск, 2015. - 109 с.

5. Житаев В. Л., Седина И. В. Культурное строительство на селе Мордовии: 19451995 гг. - Саранск: Рузаевский печатник, 2006. - 140 с.

6. Ильин Г. В. Культурно-просветительная работа в СССР накануне Великой Отечественной войны. - М.: МГИК, 1985. - 51 с.

7. Исследования по истории Мордовской АССР. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1972. - 242 с.

8. Мордовской АССР 50 лет. Юбилейный статистический сборник. - Саранск: Издательство ЦСУ РСФСР, 1979. - 135 с.

9. Скворцова Л. Г., Шичкина М. А. Деятельность библиотек в Мордовской АССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Материалы XXI научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального

6

исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. -Часть 3. Гуманитарные науки. - Саранск, 2017. - С. 358-362.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.