УДК 94:374.7 (470.345)
О.П. ГОРБУНОВ
СОСТОЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОРДОВИИ В 1950-е - 1960-е ГОДЫ
Ключевые слова: оттепель, культурно-просветительные учреждения, радио, кино, телевидение.
Проанализировано состояние культурно-просветительных учреждений в период «оттепели».
Хронологические рамки определяются двумя событиями: смертью И.В. Сталина (5 марта 1953 г.)
и освобождением Н.С. Хрущева от должности Генерального секретаря ЦК КПСС (13 октября 1964 г.).
О.Р. GORBUNOV
CONDITION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS MORDOVIAS IN 1950-1960
Keywords: thaw, cultural and educational establishments, radio, cinema, television.
The present article analyzes a condition of cultural and educational establishments during the period of
«Khruschev's thaw». Chronological frameworks are defined by two events: I. V. Stalin's death (5 March 1953)
and N.S. Khruschev's clearing of a post of the Secretary general of the Central Committee of the CPSU
(13 October 1964).
Российская культура на современном этапе исторического процесса переживает сложный и противоречивый период переоценки ценностей, поиска новых путей культурного развития общества. Без подъема культуры невозможны изменения в материально-технической базе, а в конечном счете -гармоничное развитие производства и общества в целом. В связи с этим особо значимым является изучение имеющегося опыта развития культуры, ее взаимодействия с властью. В советский период культура была важным участком идеологической работы коммунистической партии и правительства, так как через культурно-просветительные учреждения руководство страной пропагандировало свой политический курс и контролировало общественное мнение.
Используемая в работе литература по истории культурного строительства достаточно обширна. Большой вклад в изучение данного вопроса внесли К.П. Аб-росенко, Т.Ф. Грабарь, М.П. Ким. Однако состояние собственно культурно-просветительных учреждений страны, в том числе Мордовии, было изучено сравнительно слабо. Среди ученых, занимающихся состоянием культурно-просветительных учреждений Мордовии в 1950-е-1960-е гг., можно выделить В.Л. Жи-таева, A.J1. Киселева, И.А. Кубанцеву и др. В основе работы использовались подбор и анализ фактов и историко-хронологический метод их интерпретации.
Для практического руководства и государственного контроля за деятельностью культурно-просветительных учреждений в 1945 г. были созданы комитеты по делам культурно-просветительных учреждений при совнаркомах союзных республик, управления в автономных республиках и отделы культурно-просветительной работы в исполкомах местных советов. В 1953 г. эти функции передали новому со-юзно-республиканскому органу - министерству культуры. На это министерство возлагались задачи общего руководства всеми учреждениями культуры и искусства.
В 1950-е гг. происходят существенные качественные изменения в сети культурно-просветительных учреждений Мордовии. Если в 1951 г. здесь функционировали 492 избы-читальни, что составляло примерно 45% всех культурно-просветительных учреждений [2. С. 28], то к середине 1950-х гг. они фактически полностью были заменены сельскими клубами. Их реорганизация была завершена в республике значительно раньше, чем в России в целом [2. С. 29].
К 1952 г. в Мордовии действовали 32 районных дома культуры, 6 городских, 190 сельских и колхозных клубов, 412 сельских изб-читален, 129 библиотек, в том числе в городах и райцентрах - 43, в селах - 86. Книжный фонд государственных библиотек составлял 730 тыс. экземпляров [11. С. 287].
В исследуемый период при клубных учреждениях действовало 1318 коллективов художественной самодеятельности, включавших 16 012 участников, из них драматических - 546 (6627 участников), хоровых - 424 (4938), музыкальных - 37 (499), танцевальных - 56 (407), изобразительного искусства - 9 (126), агитбригад - 246 (3415) [7. С.135].
Важной датой для культурно-просветительных учреждений явилось 30 августа 1953 г., когда было реформировано Министерство культуры Мордовской АССР [11. С. 78].
Несмотря на рост общеобразовательного и культурного уровня населения, усложнение задач культурного строительства, материально-техническая база культуры Мордовии значительно отставала от растущих запросов населения [3. С. 105].
Клубы и дома культуры были базовыми учреждениями по работе с самодеятельным творчеством людей как коллективно, так и индивидуально. Существенным толчком в развитии некоторых направлений культуры послужил VI Всемирный московский фестиваль молодежи и студентов 1957 г;
1) самодеятельного творчества и концертного исполнительства как составной частью праздничных мероприятий;
2) массовости и профессионализма организации праздников на открытом пространстве площадей, стадионов и парков.
В эти годы в Мордовии начали действовать новые учреждения культуры, которые принадлежали крупным предприятиям. Их работа позволила привлечь к самодеятельности трудящихся, рабочих и инженеров. Огромная работа проводилась клубами на промышленных предприятиях города по организации и проведению конкурсов песни, танца, народно-прикладных промыслов и т.д. Первая ступень конкурсов проходила прямо в цехах на производстве, затем итоги подводились в целом по предприятию [10]. Лучшие исполнители и коллективы выдвигались на районные смотры, победители которых участвовали в заключительных концертах, проходивших в республиканском Доме культуры, при содействии видных деятелей культуры Мордовии.
К концу десятилетия материально-техническая база культурно-просветительных учреждений значительно улучшилась, что привело к развитию всех направлений культурно-просветительной деятельности. Так, только за последние три года шестой пятилетки было введено в эксплуатацию 100 клубов и библиотек, были построены 3 кинотеатра, велось строительство еще 6 по типовым проектам [4. С. 28].
В период «оттепели» республиканской библиотекой имени А.С. Пушкина наращиваются темпы по обслуживанию различных категорий читателей: научных работников, специалистов народного хозяйства, работников советского и партийного актива, инженерно-технических работников, врачей, работников искусства, рабочих, студентов и учащейся молодёжи. Ежегодно совместно с филиалом Горьковской ЦНТБ проводятся декады технической и экономической книги. В 1950-е годы библиотека организует массовые мероприятия на новых предприятиях города, которые в то время ещё не имели своих библиотек. В этот период было создано несколько сельских библиотек, например только в Старо-Шайговском районе республики их было создано 17 [9. С.120].
В это же время достаточно активно проводится работа не только по ста-ционированию киноустановок, установлению вторых постов, но и по строительству киноаппаратных. В 1958 г. республика располагала 4 городскими и 27 сельскими кинотеатрами, насчитывалось 145 колхозных, 14 профсоюзных, 22 ведомственных, 49 учебно-школьных и прочих стационарных установок, а также 133 звуковые передвижки. Только государственной сетью в этом году
было обслужено 9,6 млн зрителей [7. С. 139]. В 1960 г. из 517 киноустановок 394 были стационарными, 123 - передвижными [8. С.129]. Появились кинотеатры для просмотра широкоэкранных фильмов. Чаще всего показывали фильмы патриотического содержания, такие как «Александр Невский», «Два бойца», житейские «Свинарка и пастух», «Трактористы» и др. [10].
В 1960 г. на 10 тыс. человек приходилась 51 киноустановка, на одну кино-установку - более 2 тыс. чел. Кроме того, в Мордовии возникло резко выраженное несоответствие количества киноустановок в разных районах из-за различий в уровне электрификации. Только около 40% колхозов к началу 1960 г. было электрифицировано, в результате чего многие киноустановки питались энергией от собственных электростанций.
Советская кинофикация являлась активным средством коммунистической агитации, пропаганды и воспитания. Еще в 1947 г. согласно решению пленума ЦК ВКП(б) управлением кинофикации при СМ МАССР было рекомендовано, чтобы каждая звуковая кинопередвижка давала не менее 20 сеансов в месяц, немая - не менее 18 сеансов. Перед сеансом обязаны были выступать лекторы по различным политическим вопросам [12. Л. 400]. Поэтому центральные и республиканские власти ставили задачу осуществления сплошной кинофикации колхозов и совхозов республики. Выделялись средства на строительство новых клубов и оборудование их киноустановками, соответствующими техническим правилам, предусмотренным для демонстрации фильмов, иными словами, создание отдельных киноаппаратных и обустройство помещений для передвижных электростанций [5. С. 64].
Обеспечение предусмотренных правилами условий работы пунктов кинопоказа в сельской местности являлось в эти годы важным направлением улучшения работы по кинообслуживанию жителей сел республики. Насколько значительны были проблемы в этой сфере, свидетельствуют следующие данные: в 67 населенных пунктах Мордовии отсутствовали киноаппаратные, не хватало 130 помещений для передвижных электростанций. В 1959 г. только в Саранске, Рузаевке и рабочем поселке Ковылкино киноустановки были подключены к электрической сети, остальные - к собственным электростанциям.
Таким образом, главными причинами слабого кинообслуживания населения были: недостаточно развитая государственная киносеть и неудовлетворительное состояние материальной базы пунктов показа кино в городах и райцентрах республики. Данная ситуация, по-видимому, была обусловлена медленным расширением сети кинотеатров за счет ссуды Госбанка СССР, а также иных источников финансирования. В 1959-1960 гг. в Мордовии был построен лишь один кинотеатр, тогда как, например, в Ростовской области - 76, Самарской (Куйбышевской) - 51, Кировской - 33 и т.д.
Поэтому для республики было очень важно, чтобы 1960-е гг. стали временем интенсивного развития материальной базы киносети, чтобы к началу 1970-х гг. приблизиться по уровню к средним федеральным показателям.
Послевоенный период наглядно свидетельствует о том, что особенно актуальной на селе оставалась проблема расширения радиосети. В Постановлении бюро Мордовского обкома ВКП(б) и Совета Министров республики «О состоянии и мерах расширения радиофикации колхозов республики», принятом в феврале 1949 г., отмечалось крайне неудовлетворительное состояние радиофикации сел в Мордовской АССР.
Следует отметить, что радиофикация в республике проводилась по двум направлениям: строились новые и расширялись уже существующие радиоузлы; создавалась широкая сеть проволочной радиосвязи, устанавливались ламповые и детекторные радиоприемники. Так, в 1949-1950 гг. радиоузлы со-
оружены в Николаевке Саранского района, Сабаеве Кочкуровского района, Ачадове Зубово-Полянского района, кроме того, была усилена мощность 5 районных радиостанций. Число радиоузлов стало на 12 больше, мощность возросла более чем в 5 раз, в 4 раза увеличилась протяженность линий. В итоге к двадцатилетию Мордовской автономии число трансляционных радио-точек и радиоприемников выросло более чем в два раза. Тем не менее радиосеть охватывала менее 10% населения республики.
К середине 1950-х гг. в Мордовии насчитывалось 92 радиоузла и 86 446 трансляционных радиоточек, свыше 9 тыс. радиоприемников. Итоги пятой пятилетки были успешными в развитии средств связи, только число радиотрансляционных точек и радиоприемников увеличилось в 2,7 раза [6. С. 270]. К 1958 г. были радиофицированы практически все города и районные центры, а также 82% сел и деревень республики. К концу 1950-х гг. полностью радиофицируются колхозы Зубово-Полянского, Инсарского, Ковылкинского, Кочкуровского, Краснослободского, Мельцанского, Темниковского районов.
В начале 1960-х гг. количество трансляционных радиоточек в республике составило более 155 тыс., а радиоприемников - около 19 тыс., таким образом, за 20 лет число радиотрансляционных точек увеличилось в 9 раз, радиоприемников - в 20 раз. На один колхоз приходилось 265 радиоточек, на сельсовет -409 (соответственно, 324 и 50 радиоприемников), т.е. одна радиоточка приходилась на 7 чел., один радиоприемник - на 53 человека. В результате, к началу 1960-х гг. были созданы вполне реальные условия для завершения сплошной радиофикации.
В этот период в СССР интенсивно развивалось телевидение, ему отводилась важнейшая роль политического и эстетического воспитания населения. 23 февраля 1956 г. на телеэкранах в Саранске, Рузаевке и Ромоданове появилось первое изображение. К началу 1960-х гг. в Мордовии функционировал только один любительский телецентр, созданный в 1956 г., в зоне его обслуживания находилось около 200 телевизионных приемников. Началось строительство нового телецентра, создавались условия для широкого распространения телевидения в республике. Спустя 5 лет, в октябре 1961 г. начал действовать новый телецентр, его сигналы принимала уже вся республика [1. С. 555]. Первой телеведущей Мордовии была М. Щетинина, которую в каждом доме воспринимали как родную.
Успех культурного строительства, культурно-просветительской работы в республике в немалой степени определялся уровнем профессиональной и общей подготовки кадров культуры. До 1957 г. кадры для республики готовил Мордовский педагогический институт им. А.И. Полежаева и несколько средних специальных учебных заведений, выпускавших в основном специалистов для народного образования и сельского хозяйства.
В период «оттепели» культурно-просветительские учреждения Мордовии испытывали острый недостаток в квалифицированных служащих. Большинство из них возглавлялись людьми, далекими от проблем культуры, многие из которых не имели среднего образования, а некоторые избачи и заведующие клубами - даже начального. Единственное учебное заведение, готовящее кадры для клубов и библиотек - Ардатовская культпросветшкола, было неспособно решить эту проблему в связи с недостаточной материальной базой, плохим кадровым обеспечением и низким уровнем профессиональной подготовки будущих культпросветработников.
К концу 1950-х гг. в селах Мордовии насчитывалось более 700 клубных и 400 библиотечных работников. К началу 1959 г. 61,5% клубных и 70,4% биб-
лиотечных работников имели общее среднее образование и более 13% не имели его вообще. В 1960 г. на одного клубного работника с высшим образованием приходилось 50 тыс. человек, на одного библиотечного с соответствующим образованием - 32 тыс. Это объяснялось лишь тем, что, во-первых, в 1950-е гг. недостаточно внимания со стороны как партийных, так и хозяйственных органов обращалось на подготовку специалистов для культпросвет учреждений, во-вторых, министерством культуры проводилась недостаточная организаторская работа.
Колхозы, совхозы не имели своих стипендиатов в культпросветшколе, райкомы партии, советы на местах не принимали необходимых мер для поднятия престижа профессии культпросветработника. В послевоенный период по уровню подготовки кадров в республике, особенно в сельской местности, Мордовия была в числе отстающих регионов страны. По итогам Всесоюзной переписи населения 1959 г. среди автономных республик по уровню образования населения Мордовия находилась на 13-м месте, опережая лишь Дагестан, Калмыкию и Туву (Чувашия, Марийская АССР, Татария стояли намного выше по данному показателю). К концу 1950-х гг. в республике работало лишь около 11 тыс. специалистов с высшим образованием и 18 тыс. со средним специальным, примерно 13 тыс. из них - работники сферы просвещения и культуры.
Таким образом, несмотря на общее улучшение материальной базы, необходимой для повышения культурного уровня населения республики, роста численности кадров средней и высшей квалификации для учреждений культуры существенно не произошло. К концу 1950-х гг. не были решены многие вопросы культурного строительства, однако из-за низкого кадрового обеспечения учреждения культуры Мордовии не удовлетворяли возросшие культурные запросы населения республики и нужды культурного строительства в целом.
Тем не менее можно сказать, что период «оттепели» дал импульсы для дальнейшего развития и совершенствования культурной сферы края.
Литература и источники
1. Всё о Мордовии. Энциклопедический справочник/сост.: Е.М. Голубчик, В.Д. Еремкин, В.С. Ионова, А.С. Луз-гин. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1998. 720 с.
2. Житаев В.Л. Культурно-просветительская деятельность в Мордовии (II половина XIX- 80-е гг. XX в.). Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 2006.152 с.
3. Заседания Верховного совета Мордовской АССР. Созыв 4. Сессия 2. Стенограмма отчет. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1961.147 с.
4. Заседания Верховного совета Мордовской АССР. Созыв 5. Сессия 5. Стенограмма отчет. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1961.179 с.
5. Исследования по истории Мордовской АССР. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1972. 242 с.
6. История Мордовской АССР: в 2 т. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. Т. 2. 432 с.
7. Киселев А.Л. Социалистическая культура Мордовии. Саранск: Морд. кн. изд-во. 1959. 320 с.
8. Мордовской АССР 50 лет юбилейный стат: сборник. Саранск: Изд-во ЦСУ РСФСР, 1979.135 с.
9. Мордовия. Этапы большего пути (1917-1977) / Отдел пропаганды и агитации Мордовского обкома КПСС (и др. сост. С.П. Кабаева и И.И. Сластухина). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1978.139 с.
10. Полевые материалы автора (ПМА) - Кащицина Вера Васильевна, 1941 г.р., г. Саранск.
11. Советская Мордовия: Очерки, посвященные 20-летию республики, Саранск: Морд. кн. изд-во, 1950. 340 с.
12. ЦГА РМ. Ф-р-228. 0-1. Д-№1173. 487 л.
ГОРБУНОВ ОЛЕГ ПЕТРОВИЧ - аспирант кафедры новейшей истории народов России, Мордовский государственный университет, Россия, Саранск (oleg-gorbunov2009@yandex.ru).
GORBUNOV OLEG PETROVICH - post-graduate student of chair of Contemporary history of the people of Russia, Mordovian State University, Russia, Saransk.