Научная статья на тему 'Деятельность комиссий по контролю за выполнением законодательства о культах в Западной Сибири во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг'

Деятельность комиссий по контролю за выполнением законодательства о культах в Западной Сибири во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМИССИЯ СОДЕЙСТВИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТАХ / АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВО "ЗНАНИЕ" / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ / COMMISSION FOR THE CONTROL OF OBSERVANCE OF THE LEGISLATION ON RELIGIOUS CULTS / ATHEISTIC EDUCATION / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / SOCIETY "KNOWLEDGE" / COMMISSIONER / NON-RELIGIOUS CEREMONIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беликов С. В., Дворянчикова Н. С., Шершнева Е. А.

Целью статьи является изучение деятельности комиссий по контролю за выполнением законодательства о культах в Западной Сибири во второй половине 1960-х начале 1980-х гг. Рассматриваются формы и методы комиссий для ослабления и ограничения деятельности религиозных организаций. Кроме проведения научно-атеистической пропаганды в различных общественных организациях, комиссии должны были изучать характер религиозных праздников, идеологию, состав и направленность религиозных общин. На основании архивных материалов приводится подробное описание мероприятий, проводимых комиссиями содействия по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах совместно с уполномоченными Советов по делам религий, областными и районными Советами народных депутатов, обществами «Знание», инструкторами отдела пропаганды и агитации, учителями и медицинскими работниками. В Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях большое влияние на распространение научного атеизма имело общество «Знание», комиссии содействия по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах, краевой отдел здравоохранения, учебные учреждения. На основании архивных материалов в исследуемый период происходило определенное снижение роли атеистической пропаганды, которая к тому же во многом стала носить отвлеченный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Беликов С. В., Дворянчикова Н. С., Шершнева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of the commissions for control over execution of the legislation on cults in Western Siberia in the second half of the 1960s - early 1980s

The purpose of the article is to study the activities of commissions for monitoring the implementation of legislation on cults in Western Siberia in the second half of the 1960s early 1980s. The article discusses the forms and methods of commissions to weaken and limit the activities of religious organizations. In addition to carrying out scientific and atheistic propaganda in various public organizations, the commission had to study the nature of religious holidays, ideology, composition and orientation of religious communities. On the basis of archival materials, a detailed description of the activities carried out by the commissions of assistance in monitoring compliance with the legislation on religious cults together with the authorized councils for religious affairs, regional and district councils of people's deputies, "Knowledge" societies, instructors of the propaganda and agitation Department, teachers and medical workers is given. In the Altai region, Novosibirsk and Tomsk regions, a great influence on the spread of scientific atheism had the Society "Knowledge", the commission for monitoring compliance with legislation on religious cults, the regional Department of health, educational institutions. On the basis of archival materials in the study period there was a certain decrease in the role of atheistic propaganda, which also largely became abstract.

Текст научной работы на тему «Деятельность комиссий по контролю за выполнением законодательства о культах в Западной Сибири во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг»

2019 №2(19)

НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ

Издание основано в 2007 г.

Главный редактор:

П. К. Дашковский, доктор исторических наук (Россия, Барнаул)

Редакционная коллегия:

С. А. Васютин, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Н. Л. Жуковская, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. П. Забияко, доктор философских наук (Россия, Благовещенск) А. А. Тишкин, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Н. А. Томилов, доктор исторических наук (Россия, Омск) Т.Д. Скрынникова, доктор исторических наук (Россия, Санкт-Петербург) О. М. Хомушку, доктор философских наук (Россия, Кызыл) Л. И. Шерстова, доктор исторических наук (Россия, Томск) Е. А. Шершнева (отв. секретарь), кандидат исторических наук (Россия, Барнаул)

Редакционный совет журнала:

Л. Н. Ермоленко, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Ю. А. Лысенко, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Л. С. Марсадолов, доктор культурологии (Россия, Санкт-Петербург) Г. Е Пиков, доктор исторических наук, доктор культурологии (Россия, Новосибирск) А. К. Погасий, доктор философских наук (Россия, Казань) К. А. Руденко, доктор исторических наук (Россия, Казань) С. А. Яценко, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. С. Жанбасинова, доктор исторических наук (Казахстан, Усть-Каменогорск) Н. И. Осмонова, доктор философских наук (Кыргыстан, Бишкек) Н. Цэдэв, кандидат педагогических наук (Монголия, Улан-Батор) Ц. Степанов, доктор исторических наук (Болгария, София) 3. С. Самашев, доктор исторических наук (Казахстан, Астаны).

Журнал утвержден научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации ПИ№ ФС 77-69787 от 18.05.2017 г. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.

Журнал подготовлен при поддержке РНФ «Религия и власть: исторический опыт

государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в Х1Х-ХХ вв.» (проект № 19-18-00023).

© Оформление. Издательство

Алтайского госуниверситета, 2019

2019 №2(19)

NATIONS AND RELIGIONS OF THE EURASIA

The journal was founded in 2007

Executive editor:

P.K. Dashkovskiy (doctor of historical sciences)

The editorial Board:

S. A. Vasutin, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) N.L. Zhukovskay, doctor of historical sciences (Russia, Moskow) A. P. Zabiyako, doctor of philosophical sciences (Russia, Blagoveshchensk) A. A. Tishkin, doctor of historical sciences (Russia, Barnaul) N.A. Tomilov, doctor of historical sciences (Russia, Omsk) T.D. Skrynnikova, doctor of historical sciences (Russia, Saint-Petersburg) O. M. Homushku, doctor of philosophy (Russia, Kyzyl) L. I. Sherstova, doctor of historical sciences (Russia, Tomsk) E. A. Shershneva (resp. secretary), candidate of historical sciences (Russia, Barnaul)

The journal editorial Board:

L.N. Yarmolenkoy doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) U. A. Lusenko, doctor of historical sciences Russia, Barnaul) L. S. Marsadolov, doctor of Culturology (Russia, St. Petersburg) G. G. Pikov, doctor of historical sciences, doctor of cultural studies (Russia, Novosibirsk) A. K. Pogassiy, doctor of philosophical sciences (Russia, Kazan) K.A. Rudenko, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) S.A. Yatsenko, doctor of historical sciences (Russia, Moscow) A. S. Zhanbosynov, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk) N. I. Osmonova, candidate of philosophical sciences (Kyrgyzstan, Bishkek) N. Cedev, candidate of pedagogical sciences (Mongolia, Ulaanbaatar) Ts. Stepanov, doctor of historical sciences (Bolgariy, Sofiy) Z. S. Samashev, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Astana)

Approved for publication by the Joint Scientific and Technical Council of Altai State University. All rights reserved. No publication in whole or in part may be reproduced without the written permission of the authors or the publisher. Registered with the RF Committee on Printing. Registration certificate PI№ &C 77-69787. Registration date 18.05.2017.

The journal was prepared with the support of the RPF project "Religion and power: historical experience of state regulation of religious communities in Western Siberia and neighboring regions of Kazakhstan in theXIX-XX centuries" (project № 19-18-00023).

© Altai State University Publisher, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ

Акылбек С. Ш., Терновая Г. А. К вопросу о религиозной жизни

города Кулан в УШ-1Х вв. (по материалам исследований цитадели в 2017 г.)...............9

Пиков Г. Г. Роль киданьской элиты в истории государства Си Ляо

(Западное Ляо)...............................................................................................................................36

Сериков Ю. Б. К вопросу о проблемах датирования пещерной

и наскальной живописи..............................................................................................................46

Смагулов Е. А. О сакральном значении керамических атрибутов алтарей в жилищах Присырдарьи............................................................................................................61

Раздел II

ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Васечко В. Ю. Этноконфессионализм иерократа и универсализм «ученого профана»: к характеристике эпистемологического дискурса

в политарном обществе...............................................................................................................75

Яркое А. П. «А куда их деть?»: о нравственно-правовых коллизиях в умме Сибири...............................................................................................................................90

Раздел III

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Беликов С. В., Дворянчикова Н. С., Шершнева Е. А. Деятельность комиссий по контролю за выполнением законодательства о культах в Западной Сибири

во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг...................................................................100

Кащаева М. В., Пирогова О. В. Религиозные ориентации студенческой молодежи провинциального центра (на примере Барнаула):

от теории к практике..................................................................................................................112

Худяков Ю. С. Сведения о распространении мировых прозелитарных религий

и традиционных верований и погребальных обрядов среди енисейских

кыргызов и кыштымов в периоды раннего и развитого Средневековья......................127

Раздел IV ПЕРСОНАЛИИ

Дашковский П. К., Савельева Т. В. Карл Молдахметович Байпаков —

выдающийся ученый и организатор науки Казахстана....................................................144

Байпаков К.М.,

Раздел V

РЕЦЕНЗИИ НА КНИГИ

Сулейманов Р. Р. Рецензия на книгу В. Н. Рогатина «Гонения на православие на Украине в 2014-2016 гг.».....................................................................................................168

Раздел VI

ИНФОРМАЦИЯ О КОНФЕРЕНЦИЯХ

Дашковский П. К Итоги работы IV Конгресса российских исследователей религии..........................................................................................................................................173

ДЛЯ АВТОРОВ...........................................................................................................................181

CONTENT

Section I

ARCHAEOLOGY AND ETNO-CULTURAL HISTORY

Akylbek S. S., Ternovaya G.A. To the question of religious life of

town in VIII-IX c. (based on materials of research of citadel in 2017).........9

Pikov G. G. The role of the Chitan elite in the history of the state of the Hsi Liao

(Western Liao).................................................................................................................................36

Serikov Y. B. For the question of dating cave and rock painting................................................46

Smagulov E.A. Concerning the sacred meaning of ceramic artifacts from the clay

altars in the dwellings of the land along the Syr-Darya river....................................................61

Baipakov K. M., Kulan midieval

Section II

ETHNOLOGY AND NATIONAL POLICY

Vasechko V. Y. Hierocrats ethnoconfessionalism and "academic profanes"

universalism: characterization of epistemological discourse in politary society....................75

Yarkov A. P. "But where to put them?": the moral and legal conflicts

in the ummah of Siberia.................................................................................................................90

Section III

RELIGIOUS STUDIES AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS

Belikov S. V., Dvoryanchikova N. S., Shershneva E. A. The activity of the commissions for control over execution of the legislation on cults in Western Siberia in the second

half of the 1960s — early 1980s..................................................................................................100

Kashchayeva M. V., Pirogova O. V. Religious orientations of students youth of

provincial capital (the city of Barnaul as an example): from theory to practice...................112

Hudyakov Yu. S. Data about dissemination of the worlds proselytizing regions and traditional beliefs and funerary rites among the yenisei kyrgyz and kyshtym during periods of the early and high middle ages.................................................................................127

Section IV

INFORMATION ABOUT CONFERENCES PERSONALITIES

Dashkovskiy P. K., Saveljeva T. V. Baipakov Karl Moldahmetovich — an outstanding scientist and organizer of science of Kazakhstan......................................................................144

Section V BOOK REVIEWS

Suleymanov R. R. Review of the book by V. N. Rogatin "Persecution of Orthodoxy in Ukraine in 2014-2016"................................................................................................................168

Section VI

INFORMATION ABOUT CONFERENCES

Dashkovskiy P. K. The results of the work of the IV Congress of Russian Scholars of Religion......................................................................................................................................173

INFORMATION FOR THE AUTHORS................................................................................181

Раздел III

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

УДК 94 (47)

Б01: 10.14258/пгеиг(2019)2-07

С. В. Беликов, Н.С. Дворянчикова, Е.А. Шершнева

Алтайский госуларственный университет, Барнаул (Россия)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУЛЬТАХ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-х — НАЧАЛЕ 1980-х гг.*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью статьи является изучение деятельности комиссий по контролю за выполнением законодательства о культах в Западной Сибири во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг. Рассматриваются формы и методы комиссий для ослабления и ограничения деятельности религиозных организаций. Кроме проведения научно-атеистической пропаганды в различных общественных организациях, комиссии должны были изучать характер религиозных праздников, идеологию, состав и направленность религиозных общин. На основании архивных материалов приводится подробное описание мероприятий, проводимых комиссиями содействия по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах совместно с уполномоченными Советов по делам религий, областными и районными Советами народных депутатов, обществами «Знание», инструкторами отдела пропаганды и агитации, учителями и медицинскими работниками. В Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях большое влияние на распространение научного атеизма имело общество «Знание», комиссии содействия по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах, краевой отдел здравоохранения, учебные учреждения. На основании архивных материалов в исследуемый период происходило определенное снижение роли атеистической пропаганды, которая к тому же во многом стала носить отвлеченный характер.

* Работа выполнена при поддержке Фонда Президента РФ по проекту «Положение религиозных общин Западной Сибири в системе государственно-конфессиональных отношений во второй половине Х1Х-ХХ вв.» (№ МК-701.2018.6)

Ключевые слова: комиссия содействия по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах, атеистическое воспитание, общество «Знание», уполномоченный Совета по делам религий.

5.V. Belikov, N.S. Dvoryanchikova, Е.А. Shershneva

Altai State University, Barnaul (Russia)

THE ACTIVITY OF THE COMMISSIONS FOR CONTROL OVER EXECUTION OF THE LEGISLATION ON CULTS IN WESTERN SIBERIA IN THE SECOND HALF OF THE 1960s — EARLY 1980s.

The purpose of the article is to study the activities of commissions for monitoring the implementation of legislation on cults in Western Siberia in the second half of the 1960s — early 1980s. The article discusses the forms and methods of commissions to weaken and limit the activities of religious organizations. In addition to carrying out scientific and atheistic propaganda in various public organizations, the commission had to study the nature of religious holidays, ideology, composition and orientation of religious communities. On the basis of archival materials, a detailed description of the activities carried out by the commissions of assistance in monitoring compliance with the legislation on religious cults together with the authorized councils for religious affairs, regional and district councils of peoples deputies, "Knowledge" societies, instructors of the propaganda and agitation Department, teachers and medical workers is given. In the Altai region, Novosibirsk and Tomsk regions, a great influence on the spread of scientific atheism had the Society "Knowledge", the commission for monitoring compliance with legislation on religious cults, the regional Department of health, educational institutions. On the basis of archival materials in the study period there was a certain decrease in the role of atheistic propaganda, which also largely became abstract.

Keywords: Commission for the control of observance of the legislation on religious cults, atheistic education, Russian Orthodox Church, society "Knowledge", the commissioner, non-religious ceremonies.

Беликов Сергей Владимирович, лаборант лаборатории этнокультурных и религиоведческих исследований Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: [email protected].

Дворянчикова Наталья Сергеевна, преподаватель кафедры политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: [email protected].

Шершнева Елена Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: [email protected].

Данная публикация посвящена анализу антирелигиозной деятельности комиссий по контролю за выполнением законодательства о культах в Новосибирской, Томской областях и в Алтайском крае. Необходимо отметить, что атеистическая и антирелигиозная пропаганда достаточно хорошо освещена в современной исторической науке в трудах А.И. Чаусова [2010], Т.К. Никольской [2003], И. Д. Савинова [1998]. При этом недостаточно внимания уделено антирелигиозной пропаганде в Западной Сибири, хотя отдельные аспекты и были затронуты в трудах Е. Е. Жеребятьевой [2009]; П.К. Дашковского, Н.С. Дворянчиковой [2015;2017] иН.П.Зиберт [2017;2018].

В рамках атеистической кампании советским руководством были созданы общественные комиссии содействия по контролю за соблюдением законодательства о культах, которые систематически изучали религиозную и церковную жизнь в населенных пунктах, а также наблюдали за деятельностью священников и мирян. Подобные комиссии были созданы повсеместно. Так, например, комиссия была организована и в Мордовской АССР. Должность председателя комиссии занимал секретарь исполкома райсовета В. С. Мартынов. Работа комиссии строилась в соответствии с квартальными планами. При этом особое внимание уделялось соблюдению законодательства о культах. По итогам своей работе комиссия составляла отчет, в котором освещалась религиозная жизнь населения на вверенной ей территории [Занкина, 2014: 146-149]. При этом подчеркнем, что партийные организации при проведении антирелигиозной работы использовали различные ее формы — лекции, беседы, книжные выставки, конференции, радио и кинолектории и др. [Сосковец, 2005: 190].

В циркуляре № 189 Совета по делам Русской православной церкви председателям исполкомов о контроле за соблюдением законодательства о культах было сказано: «Одной из важнейших задач комиссии содействия должно быть изыскание средств и внесения конкретных предложений, направленных на ограничение и ослабление деятельности религиозных обществ и служителей культа... Выяснять лиц из числа молодежи, которых служители культа пытаются подготовить и привлечь к религиозной деятельности... Учитывать и изучать проводимые в населенных местах так называемые «престольные» и другие религиозные праздники, анализировать их отрицательное влияние на трудовые процессы, дисциплину, разрабатывать и вносить предложения, направленные на ликвидацию этих отрицательных явлений» [Библиотека Якова Кротова].

Одним из давлений на церковь было Постановление СМ СССР за № 263 «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» от 16.03.1961 и закрытая Инструкция по применению законодательства о культах в 1961 г., которая запрещала проведение какой бы то ни было благотворительной деятельности, в том числе оказание финансовой помощи дотационным приходам [Горбатов, 2008: 170-171]. Выполняя эти указы, уполномоченный по Новосибирской области в плане работы на 1965 г. за февраль распорядился проверить «выполнение Бердским горисполкомом постановление Совета Министров СССР № 263 «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах». Материалы об итогах проверки внести на рассмотрение Облисполкома», а за апрель «Проверить в соборе Ново-Луговинской церкви как выполняется требование советского законодательства о культах по ликвидации благотворительной деятельности церковников» [ГАНО. Д. 87: 1].

Кроме того, райисполкомы и исполкомы представляли планы работ своих комиссий по контролю за выполнением законодательства о культах. Так, в Венгеровском райисполкоме Новосибирской области на 1966 г. отражены следующие задачи, которые необходимо было выполнить комиссии:

1. «Изучать в населённых пунктах проведение религиозных праздников, идеологию церковников и верующих, состав религиозных обществ, направленность их.

2. Выявлять лиц, нелегально появляющихся в населённых пунктах и исполняющих религиозные обряды, вносить конкретные предложения, направленные на ослабление деятельности верующих.

3. Усилить антирелигиозную пропаганду, добиться, чтобы в каждом населённом пункте, в клубах и на производстве читались лекции, доклады, проводились диспуты. Во всех библиотеках оформить уголки по научно-атеистической пропаганде.

4. Улучшить работу с детьми, учащимися общеобразовательных школ, связь с родителями, знать, как живут семьи, отношение к воспитанию и учёбе детей, положительные и отрицательные стороны влияния на детей.

5. Поддерживать постоянную связь с депутатами местных Советов и депутатскими группами, рекомендовать исполкомам давать поручения о наблюдении в своём округе за соблюдением законов о культах, изучать жизнь семей и воспитание детей в семье.

6. Улучшить работу клубов, регулярно организовывать вечера отдыха трудящихся, глубже продумывать, интереснее организовывать проведение мероприятий в клубах в религиозные праздники. Чаще проводить вечера молодёжи.

7. Сопровождать лекциями фильмы, посвященные научно-атеистической пропаганде» [ГАНО. Д. 96: 2].

Необходимо отметить, что атеистическая пропаганда в Западной Сибири также велась посредством кинолекториев. Примечательно, что антирелигиозные кинопоказы в исследуемый период собирали большое количество зрителей. Так, из справки о показах атеистических фильмов в Славгороде Алтайского края за 1967-1968 гг., которые проводились в различных клубах, организациях и школах, мы можем отметить масштабность проводимых кинопоказов [ГААК. Д. 75: 60-62].

Справка о показах атеистических фильмов в Славгороде Алтайского края

за 1967-1968 гг.

Название фильма Дата Место демонстрации Кол-во зрителей, чел.

1967 г.

Конец света 20-21 мая Клуб радиозавода 220

Лже-пророки 4 февраля Авангард 1116

Лже-пророки 16,17,25 октября Педучилище 680

Бездна 22 мая Клуб з/зерно 152

Армагедон декабрь ГК КПСС 90

Тучи над Борском сентябрь Педучилище 35

Иванна апрель — » — 35

Продолжение таблицы

Название фильма Дата Место демонстрации Кол-во зрителей, чел.

Грешница февраль — » — 35

Конец света ноябрь ГК КПСС 82

Тучи над Борском февраль ГДК 165

Как человек создал бога октябрь — » — 210

Прозрение Фабрика«Индодежда» 300

Перед лицом суда — » — 300

Апостолы без масок — » — 300

Не бог, а человек — » — 300

Бездна — » — 300

Конец света — » — 300

Открытое письмо — » — 300

Лже-пророки — » — 300

Черная кошка — » — 300

В чаду экстаза — » — 300

1968 г.

Будет ли конец мира Химзавод, ТЭЦ, пивзавод, «Индодежда», фабрика №5, Хлебокомбинат, узел связи ж. д., мясокомбинат 1238

Это тревожит всех гдк 87

Правда о Ксении Блаженной Фабрика «Индодежда» 300

Последняя исповедь — » — 300

Это тревожит всех — » — 300

Армагедон — » — 300

Правда о баптистах — » — 300

Сектанство в СССР — » — 300

1967-1968

Чудотворная Школа №4 3900

Девушка в черном — » — 3900

Когда молчит тайга — » — 3900

Алешино сердце — » — 3900

Церковные будни 3900

Далекая и близкая — » — 3900

Бездна — » — 3900

Прозрение — » — 3900

Девочка Школа №7 всего 2400

Черная кошка — » — 2400

Эмма-пионерка 2400

Да поможет человек — » — 2400

Окончание таблицы

Название фильма Дата Место демонстрации Кол-во зрителей, чел.

Солнечная система Школа №13 2400

Полет на луну — » — всего 980

Загадки космоса — » — 980

Какая сегодня погода — » — 980

Черная кошка — » — 980

Искусственные волокна — » — 980

Тучи над Борском Школа № 1 250

Тучи над Борском — » — 215

Правда о Ксении Блаженной — » — 150

Тени исчезают в полдень 200

О небесных явлениях — » — 145

Звездный дождь — » — 85

Борьба с пережитками в сознании — » — 120

Стоит подчеркнуть, что в исследуемый период происходило внедрение новой советской обрядности. Так, 18 февраля 1964 г. ЦК КПСС издал постановление «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». Советская власть стремилась заменить религиозные обряды, связанные с рождением ребёнка, свадьбой и другими важными событиями в жизни человека, собственными, социалистическими праздниками. В годовом отчете за 1972 г. уполномоченный по Новосибирской области отмечал, что в противовес религиозным обрядам — крещения и бракосочетания — в области широко внедрялись торжественные бракосочетания и регистрация детей. Почти во всех районах области ЗАГСы переведены в лучшие помещения. Все районные ЗАГСы обеспечены магнитофонами с нужным набором магнитофонных лент. К участию в проведении торжественных безрелигиозных обрядов привлекались депутаты местных Советов, ветераны труда и Отечественной войны. Однако, как отмечал уполномоченный, религиозному обряду похорон, кроме траурных митингов, мало что противопоставлялось [ГАНО. Д. 165: 9, 10].

Уполномоченный также отмечал, что «по линии Новосибирского отделения общества «Знание» слабо велась пропаганда советских безрелигиозных обрядов и критика религиозной обрядности. В обществе на эту тему не было ни одной подготовленной лекции. Предложение по подготовке лекторов по этой теме было внесено уполномоченным по делам религий в методический совет общества «Знание» [ГАНО. Д. 165: 5].

В то же время уполномоченный по делам религий отмечал, что атеистическая пропаганда велась не во всех городах активно. Например, в Купине уполномоченный по делам религий критиковал работу рай (гор) исполкомов, которые «не всегда глубоко изучают методы религиозной деятельности церковников и сектантов... часто не подводят итоги проделанной работы, глубоко не анализируют результаты этой работы... Редко вопросы атеистического воспитания школьников выносятся на обсуждение родитель-

ских собраний. В школах не обращается внимание на фанатично настроенных бабушек, которые иногда оказывают еще значительное влияние на детей... Далеко не на всех предприятиях и учреждениях ведется индивидуальная работа с религиозно настроенными людьми и лицами, совершающими религиозные обряды» [ГАНО. Д. 165: 6-8].

В справке о работе по атеистическому воспитанию трудящихся в Благовещенском районе Алтайского края за первое полугодие 1971 г. освещались мероприятия, проводимые инструкторами отдела пропаганды и агитации, учителями и медицинскими работниками. Отмечалось, что «всего прочитано 1957 лекций: из них на научно-атеистическую тему лишь — 43, на медицинские темы, которые включают хотя бы косвенно антирелигиозный аспект — 55 лекций. При районном Правлении общества «Знание» была создана секция по атеизму, руководил которой заведующий кабинетом политпросвещения РК КПСС Л. П. Вокуленко, кроме того, была создана школа агитаторов-атеистов».

Необходимо отметить, что в исследуемый период основной упор в антирелигиозной пропаганде делался на распространение атеизма через систему школьного и высшего образования [Савинов, 1998: 93]. В Западной Сибири пропаганда по атеизму велась в основном учителями и медицинскими работниками. Так, Г. М. Межов и М. П. Недра, учителя Николаевской восьмилетней школы, выступали с лекциями на атеистические темы в пяти населенных пунктах совхоза «Долинский». В течение 1971 г. (за шесть месяцев) по районному радиовещанию было передано два выступления [ГААК. Д. 44:15].

Стоит отметить, что научно-атеистическое воспитание школьников осуществлялось прежде всего в процессе учебно-воспитательной и внеклассной работы. С учетом знаний и возраста у школьников формировалось диалектико-материалистическое мировоззрение. По истории реализовались требования программы о религии как орудии угнетения трудящихся, реакционной роли церкви, необходимости борьбы с религией, которая является ненаучным и потому вредным мировоззрением [ГААК. Д. 17: 126].

На уроках по литературе учащихся на материале художественных произведений, произведений искусства убеждали в том, что вера в бога морально уродует человека, делает его слабым и беззащитным, нередко жертвой, подпадающей под влияние мошенников, прикрывающихся именем бога. Руководствуясь идеями В. И. Ленина о значении воинствующего материализма, учителя использовали возможности этих предметов для формирования атеистических убеждений. Во всех планах общешкольных и классных руководителей по атеистическому воспитанию целый раздел уделялся атеистическому воспитанию. Лекции, беседы по атеизму проводились также с родителями. Практиковалось чтение и обсуждение художественных произведений, проведение лекций, устраивались конференции, диспуты.

В Первомайской школе Алтайского края функционировал клуб «Атеист», в котором состояло около 50 человек. Была создана лекторская группа из 10 учащихся старших классов. Члены лекторской группы готовили лекции и выступали с ними перед учениками. Возглавляла работу клуба учительница химии А. П. Жданова. Подобные атеистические кружки были созданы в Зональной, Сростинской школах Алтайского края. В Малоенисейской школе учителем биологии было прочитано четыре лекции для родителей по атеизму, был проведен вечер атеистов-учащихся «Наука порождает знания, религия — невежество» [ГААК. Д. 17: 127-128].

27 августа 1976 г. зампредседателя Бийского райисполкома Алтайского края Н.Я. Быков представил отчет о пропаганде научно-атеистических знаний в районе, в котором подробно отразил тематику кинолекториев и лекций, место проведения и ответственных за атеистическую работу. Согласно отчету в 1975 г. было прочитано 129 лекций по научному атеизму, а за пять месяцев 1976 г. 107 лекций. Кроме того, работали кинолектории в 20 крупных селах, в деятельности которых была отражена и атеистическая тема: «Происхождение религиозных праздников и обрядов». Указанные лекции читались перед фильмами «Эмиссары» и «С тех пор, как помнит история» [ГААК. Д. 17:126].

В обязанность членов комиссии содействия контроля также входило изучение формы и методов проповеднической деятельности. В отчете о состоянии религиозной обстановки в области и работе за 1980 г. уполномоченный по делам религий по Томской области охарактеризовал работу членов комиссии. В самом начале он отмечал их достойное поведение в церкви и молитвенных домах: «члены комиссии присутствуют на богослужении, соблюдая установленные традиции и обычаи в одежде и поведении: женщины в церкви — в платке или косынке, а не в шляпе, мужчины — без головного убора. В молитвенном доме мужчины садятся в правом ряду, но не на первые скамейки и т. д. Запись проповедей ведется не демонстративно, на виду, не в форме подробного конспекта или стенограммы, а основные мысли, интересные фразы, нумерацию библии, используемых проповедником» [ГАТО. Д. 303: 25]. Далее, уполномоченный по делам религий отмечал недобросовестную работу членов комиссии, которые во время посещения религиозных мероприятий не конспектировали основные их особенности, не не отмечали точный состав участников и т. д. В результате при отчетах в райисполкомах члены комиссии не могли дать четкой информации о прошедших мероприятиях, тем самым демонстрируя свою профессиональную некомпетентность [ГАТО. Д. 303:25].

В связи с этим для улучшения работы комиссий с их председателями проводились семинары, на которых давались рекомендации и информация для лучшей организации работы таких комиссий. Ставя в пример подготовку религиозных проповедников, уполномоченный по делам религий настаивал на повышении требовательности к председателям комиссий, к организации посещений и качеству записей содержания проповедей. Уполномоченный по делам религий Томской области также отмечал, что повысить ответственность членов комиссии можно лишь с помощью партийных организаций. Кроме того, подчеркивалось, что некоторые председатели комиссий, ссылаясь на перегрузку основной работой и участием в работе других комиссий, слабо руководили комиссией содействия. В качестве мер наказания, по мнению уполномоченного по делам религий, необходимо написать докладную записку заместителю председателя облисполкома, курирующему культовые вопросы, а также внести предложение в райисполком обсудить вопрос «о мерах по усилению контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах [ГАТО. Д. 303:26]. И, наконец, главную причину, почему райкомы партии и председатели райисполкомов сами по своей инициативе никогда не интересовались вопросами контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах и за проповеднической деятельностью духовенства, уполномоченный по делам религий по Томской области видел в том, что «с них вышестоящие органы за этот участок работы не спрашивали, ни обком КПСС, ни облисполком» [ГАТО. Д. 303:26].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В информации о работе комиссии по соблюдению законодательства о религиозных культах по выполнению решения облисполкома от 04.02.82 № 59 «О мерах по дальнейшему усилению работы по атеистическому воспитанию» Калининский районный Совет народных депутатов Новосибирска совместно с райкомом КПСС, обществом «Знание» проделал работу по совершенствованию атеистического воспитания населения. Так, «на заводе «Искра» проводилась работа по атеистическому воспитанию, где центром антирелигиозной работы на заводе являлся клуб «Заря», а в летнее время агитплощадки микрорайона. Здесь читались лекции на антирелигиозные темы силами лекторов общества «Знание», партактивом, показывались атеистические кинофильмы. Учреждения культуры района, кинофикации, библиотеки проводили научно-атеистическую пропаганду по утвержденным планам. Так, были показаны фильмы «Грешница», «Тучи над Борском», «Чудотворная», «Люблю тебя, жизнь», «Иванна». В библиотеках района были организованы тематические выставки и обзоры книг «Для работы с верующими» [ГАНО. Д. 294:1-1об.].

Стоит отметить, что важную роль в распространении материалистических знаний в Западной Сибири в исследуемый период играло Всесоюзное общество «Знание». В 1976 г. в первичных организациях этого общества в колхозах Алтайского края были прочитаны лекции на следующие темы: «Наука против религии», «Происхождение христианства», «Развитие науки в 10-й пятилетке», «Наука, природа, религия, война», «Происхождение жизни на земле», «Учит ли религия добру», «Атеистическое воспитание в семье», «Новые праздники и обряды на селе», «Религия — враг детства» и многие другие. Был проведен вечер на атеистическую тему для родителей и учащихся в Ново-Михайловской школе, а также читательские конференции по литературным произведениям атеистического плана в Буланихинской средней школе (по книге В. Ф. Тендрякова «Чудотворная») и в Шульгинской восьмилетней школе (по книге Антонины Корыт -ковской «Белка из Ольховки»). В феврале 1976 г. в совхозах «Лесной», «Бийский», «Сро-стинский», «Многотопольный» лектором из Ленинграда С. Г. Гутманом были прочитаны публичные лекции «Гипноз и религия», на которой присутствовало 1460 человек.

Важно подчеркнуть, что атеистическому воспитанию школьников в стране в целом и Западной Сибири в частности особое внимание уделялось вплоть до конца 1980-х гг. Так, в Новосибирске комиссией при исполкоме Железнодорожного районного Совета народных депутатов по соблюдению законодательства о религиозных культах в целях координации работы школ по атеистической пропаганде среди школьников при районном отделе народного образования в 1987 г. был создан атеистический совет, в состав которого входили учителя химии, физики, биологии, работники районного отдела народного образования. При непосредственном участии указанного Совета был проведен семинар с классными руководителями по вопросам атеистического воспитания. Было рекомендовано провести во всех школах педсоветы на тему «Атеистическое воспитание в школе». В школах №9, 10, 22, 137, 168 были созданы Советы по атеизму, работали кружки «Юный атеист». В школах №9, № 10, № 168 были оформлены атеистические уголки. Для выявления верующих учащихся во всех школах было проведено анкетирование [ГАНО. Д. 292: 4].

В заключение отметим, что, по мнению исследователей, в рассматриваемый период появился так называемый феномен «управляемой религиозности» [Сосковец, 2013:

181]. В целом, можно заключить, что на территории Западной Сибири (в Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях) важную роль в распространении научного атеизма вели комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах, общества «Знание», медицинские и учебные учреждения. Комиссии содействия занимались ограничением и ослаблением деятельности религиозных общин и служителей культа. Необходимо подчеркнуть, что комиссии также занимались поиском лиц из числа молодежи, которых служители культа пытались подготовить к религиозной деятельности. Работники данных обществ в Западной Сибири использовали такие методы распространения материалистических знаний, как чтение лекций на атеистические темы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, атеистические «кинолектории», внедрение в быт безрелигиозных обрядов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Библиотека Якова Кротова // Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Мероприятия по ограничению религиозной жизни после Хрущева и появление внутрицерковной оппозиции [Электронный ресурс]. URL: http://yakov.works/ acts/20/1960/shtric_ 14.htm (дата обращения: 04.02.2019).

Горбатов A.B. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-1960-е годы. Томск, 2008. 406 с.

Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. Р. 1692. On. 1.

Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р. 1418. On. 1.

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р. 1786. On. 1.

Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С. Правовое положение христианских общин в 1953-1964 гг. // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии : монография / под ред. П. К. Дашковского. Барнаул, 2015. Т. II: XX век. С. 75-83.

Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С. Деятельность уполномоченных по делам религий при Совете Министров СССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг. (на примере Алтайского края) // Народы и религии Евразии. 2017. №3-4 (12-13). С. 99-110.

Жеребятьева Е. Е. Правовое положение протестантских организаций и атеистическая работа в Алтайском крае (1945-1980-е гг.) // Известия Алтайского государственного университета. 2009. №4/1 (64/1). С. 79-83.

Занкина А. С. Влияние Комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах на татарскую умму Лямбирского района Мордовской АССР // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара, 2014. №3. С. 146-149.

Зиберт Н. П. Антирелигиозная деятельность комсомольских и пионерских организаций на Алтае в 1920-е гг. // Известия Алтайского государственного университета. 2017. №5 (97). С. 44-48.

Зиберт Н. П. Религиозные общины и их положение на юге Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики в конце 1917 — середине 1960-х гг.: автореф. дис.... канд. ист. наук. Барнаул, 2018. 27 с.

Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг.: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2003. 273 с.

Савинов И. Д. Лихолетье. Новгородская епархия и советская власть, 1917-1991 гг. Новгород, 1998. 112 с.

Сосковец Л. И. Антирелигиозные практики советского государства: цели, структура, этапы, средства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. №9 (35). С. 178-182.

Сосковец Л.И. Феномен советского антирелигиозного агитпропа// Вестник Томского государственного университета. №288. 2005. С. 189-199.

Чаусов А. И. Эволюция советской атеистической пропаганды в середине 50-х по начало 80-х гг. XX в.: дис.... канд. ист. наук. Великий Новгород, 2010. 237 с.

REFERENCES

Biblioteka Yakova Krotova Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' v sovetskoe vremya (1917— 1991). Meropriyatiya po ogranicheniyu religioznoj zhizni posle Xrushheva i poyavlenie vnutricerkovnoj oppozicii. [Yakov Krotov Library. Russian Orthodox Church in Soviet times (1917-1991). Measures to limit religious life after Khrushchev and the emergence of internal Church opposition]. Available at: http://yakov.works/acts/20/1960/shtric_14.htm (accessed February 4, 2019) (in Russian).

Gorbatov A.V. Gosudarstvo i religiozny" e organizacii Sibiri v 1940-e — 1960-e gody\ monografiya [State and religious organizations of Siberia in the 1940s — 1960s: monograph]. Tomsk, 2008. 406 s. (Russian).

Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraya (GAAK) [State archive of the Altai Krai]. Fund. R. 1692. Inventory 1 (in Russian).

Gosudarstvennyi arkhiv Novosibirskoi oblasti (GANO) [State archive of the Novosibirsk Region]. Fund. R. 1418. Inventory 1 (in Russian).

Gosudarstvennyi arkhiv Tomskoi oblasti (GATO) [State archive of the Tomsk]. Region Fund. R. 1786. Inventory 1 (in Russian).

Dashkovskiy P. K., Dvoryanchikova N. S. Pravovoe polozhenie khristianskikh obshhin v 1953-1964 gg. [Legal status of Christian communities in 1953-1964]. Religiozny'j landshaft Zapadnoi Sibiri i sopredeVny'x regionov Central*noj Azii: kollektivnaya monografiya pod red. P. K. Dashkovskogo. [The religious landscape of Western Siberia and adjacent regions of Central Asia] Barnaul, 2015. Т. II. S. 75-83 (in Russian).

Dashkovskiy P.K., Dvoryanchikova N.S. Deyatel'nosV upolnomochennyh po delam religij pri Sovete Ministrov SSSR v seredine 1960-h- nachale 1980-h gg. (naprimere Altajskogo kraya) [Activity of commissioners for religious Affairs at the Council of Ministers of the USSR in the mid-1960s — early 1980s, (on the example of the Altai territory)]. Narody i religii Evrazii [Nations and religions ofthe Eurasia]. Barnaul, 2017. Vyp. 3-4 (12-13). S. 99-110 (in Russian).

Zherebyat'eva E. E. Pravovoe polozhenie protestantskix organizacij i ateisticheskaya rabota v Altajskom krae (1945-1980-egg.) [The legal status of Protestant organizations and atheistic work in the Altai territory (1945- 1980-ies.) ]. Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta [News of the Altai state University]. Barnaul, 2009. Vyp. 4/1 (64/1). S. 79-83 (in Russian).

Zankina A. S. Vliyanie Komissii sodejstviya kontrolyu za soblyudeniem zakonodatel 'stva o religiozny'h kuVtah na tatarskuyu ummu Lyambirskogo rajona Mordovskoj ASSR [Influence of the Commission for assistance in monitoring compliance with the legislation on religious cults on the Tatar ummu of the lambir district of the Mordovian ASSR]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [Proceedings of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences]. Samara, 2014. №3. S. 146-149 (in Russian).

Zibert N. P. Antireligioznaya deyatel'nost' komsomol'skikh ipionerskikh organizatsij naAltae v 1920-egg. [Anti-religious activity of Komsomol and pioneer organizations in the Altai in the 1920s.]. Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta [News of the Altai state University]. 2017. №5 (97). S. 44-48 (in Russian).

Zibert N. P. Religioznye obshchiny i ikh polozhenie na iuge Zapadnoi Sibiri v kontekste gosudarstvenno-konfessional'noi politiki v kontse 1917 — seredine 1960-kh gg. [Religious communities and their position in the South of Western Siberia in the context of state and confessional policy in the late 1917 — mid-1960s]. Avtoreferat dis. na soiskanie uchenoi stepeni kand. ist. nauk. Barnaul, 2018. 27 s. (in Russian).

NikoP skaya T. K. Russkijprotestantizm i gosudarstvennaya vlasf v 1905-1991 gg. Diss. kand. ist. nauk [Russian Protestantism and state power from 1905-1991. Ph.D. Thesis in History]. Sankt-Peterburg, 2003. 273 s. (Russian)

Savinov I.D. LixoleVe. Novgorodskaya eparxiya i sovetskaya vlasV 1917-1991 g. [Hard times. Novgorod diocese and Soviet power 1917-1991]. V. Novgorod, 1998.112 s. (in Russian).

Soskovecz L.I. Antireligioznyxepraktiki sovetskogo gosudarstva: celi, struktura, e"tapy\ sredstva [Anti-religious practices of the Soviet state: goals, structure, stages, means]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. [Historical, philosophical, political and legal Sciences, cultural studies and art history. Theory and practice.]. Tambov. №9 (35). 2013. S. 178-182 (in Russian).

Soskovecz L. I. Fenomen sovetskogo antireligioznogo agitpropa [The phenomenon of Soviet anti-religious agitprop]. Vestnik tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk state University]. Tomsk, 2005. №288. S. 189-199 (in Russian).

Chausov A.I. E'volyuciya sovetskoj ateisticheskojpropagandy' v seredine 50-xpo nachalo 80-x gg. XX v. Diss. ... kand. ist. nauk [The evolution of Soviet atheistic propaganda in the mid-50s to early 80-ies of XX century. Ph. D. Thesis in History] Velikij Novgorod, 2010.237 s. (in Russian).

Цитирование статьи:

Беликов С. В., Дворянчикова Н.С., Шершнева Е. А. Деятельность комиссий по контролю за выполнением законодательства о культах в Западной Сибири во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг. // Народы и религии Евразии. 2019. №2 (19). С. 100-111. Citation:

Belikov S. V., Dvoryanchikova N. S., Shershneva E. A. The activity of the commissions for control over execution of the legislation on cults in Western Siberia in the second half of the 1960s — early 1980s. Nations and religions of Eurasia. 2019. №2 (19). P. 100-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.