УДК 94(470.55) + 2-79(470.55) ББК Э378(2Р-4Че) + Е3(2Р-4Че)
А. А. Козель
власть и религиозные секты г. челябинска в середине 1980-х годов (по материалам газеты «вечерний челябинск»)
A. A. Kozel
authority and religious sects in chelyabinsk city in mid 1980s (based on paper «vecherniy chelyabinsk»)
Рассматриваются особенности взаимоотношений власти и религиозных сект в г. Челябинске. Особое внимание уделено деятельности комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах и способы деятельности сект в данный период.
Ключевые слова: религиозные секты, комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах, государственно-церковные отношения, «святые письма», «Совет Церквей», государственные органы.
Peculiarities of authority and religions sects relation in Chelyabinsk city are considered. Special attention is given to Religion cults legislation maintenance control assistance committee and sects’ activities nowadays.
Keywords: religious sects, Religion cults legislation maintenance control assistance committee, state-church relation, «holy letters», «Council of Churches», state agencies.
В исторической науке интерес к сектантству постоянно растет. несколько работ современных исследований свидетельствуют об актуальности выбранной тематики данной статьи1.
В середине 1980-х гг. несмотря на государственную политику в религиозной сфере, выраженную в жестком контроле религиозных объединений, активность сект возрастает. Законодательство, построенное на атеистической идеологии, не соответствовало действительной ситуации и не могло эффективно регулировать религиозную сферу. также имели место факты несоблюдения органами власти на всех уровнях ее организации, прописанных в законодательстве положений, которые были посвящены вопросам соблюдения свободы совести.
Продолжал действовать Совет по делам религий при Совете министров СССР и аналогичные Советы по республикам и областям. В своих жалобах, поступавших в Совет по делам религий в этот период, верующие и духовенство обращали внимание на недостатки системы и последствия «антирелигиозной» вероисповедной политики: отказы регистрировать религиозные объединения, отказы отстраивать и приобретать культовые здания, запреты на проведение богослужебной деятельности религиозных объединений. Примером может послужить письмо, поступившее в Президиум Верховного Совета СССР от группы челябинских сторонников «Совета церквей евангельских христиан-баптистов». Они утверждали, что верующих преследуют за их религиозные взгляды2. Именно это религиозное объединение находилось в оппозиции к власти. Особенно принципиальным для «Совета Церквей» был отказ регистрировать свое объединение, что рассматрива-
лось как противозаконная деятельность и нарушение законодательства о религиозных культах.
В целях предупреждения правонарушений, совершаемых в религиозной сфере, местные Советы народных депутатов образовали общественные комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах при исполкомах городских, районных Советах народных депутатов. Административными правами такие комиссии не обладали, но проверяли соблюдение законодательства местными органами, должностными лицами.
В челябинске существовало восемь таких комиссий: в горисполкоме и во всех райисполкомах. к членам комиссий предъявлялись высокие требования к уровню теоретической и методической подготовки. Поэтому для членов таких комиссий были организованы и регулярно проводились групповые и индивидуальные консультации, лекции и семинары. Горисполком совместно с областным домом научного атеизма организовал в 1986 году однодневный семинар членов городской и районных комиссий содействия, были разработаны методические пособия (например, «Рекомендации для проведения бесед с верующими по разъяснению сущности гарантированной свободы совести»)3.
В Советском районе г.челябинска комиссией по содействию была организована индивидуальная работа с верующими из «религиозных экстремистских группировок». В 1985—1986 гг. в слесарномеханическом цехе локомотивного депо станции челябинск работал лекторий «Правда о религии», а в городской больнице № 5 и челябинском электрометаллургическом комбинате работали школы по изучению основ научного атеизма. комиссии актив-
iss
Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки»
А. А. Козель
Власть и религиозные секты г. Челябинска в середине 1980-х годов (по материалам газеты «Вечерний Челябинск»)
но сотрудничали с отделами пропаганды и агитации горкома и райкомов КПСС и их общественными советами по атеистическому воспитанию4. Члены комиссий регулярно присутствовали на богослужениях, контролировали участие в них детей (это было запрещено), а также составляли отчеты о соблюдении законодательства о религиозных культах.
Власть была заинтересована в регистрации и легализации религиозных объединений для последующего контроля за их деятельностью и жизнью. Незарегистрированные объединения могли быть более свободными в вопросах крещения новых членов, образовательной и миссионерской деятельности. По сообщению заместителя председателя комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах при горисполкоме В. Обжорина в 1986 г. в Челябинске было зарегистрировано шесть религиозных обществ: православное общество, старообрядцы, католики, евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, мусульмане.5
Особой проблемой в середине 1980-х гг. становится контроль за религиозными сектами. Сектантство находит различные способы, чтобы противозаконно действовать в городе. Очень часто собрания и служения проводились в квартирах верующих, поэтому правоохранительные органы осуществляли мониторинг таких мероприятий. В августе 1984 года было выявлено место нелегальных собраний секты пятидесятников в поселке Шагол (г. Челябинск) в доме самовольной застройки. Деятельность «дома молитвы» была пресечена. Пресвитер секты
Н. И. Бердасов был привлечен к административной ответственности за организацию нелегальных собраний веруюшцх. Также с активистами была проведена беседа о недопустимости нарушения советского законодательства о религиозных культах6. Аналогичные случаи были выявлены с сектой «Совет Церквей евангельских христиан-баптистов» и др.7
Еще одним способом распространения различных сектантских вероучений стали «святые письма». В прессе встречается несколько конкретных случаев их распространения. В первом случае распространялись рукописные листовки без указаний принадлежности к какому-либо религиозному объединению. Еще одни листовки были напечатаны на пишущих машинках, а содержание листовок носило мистиче-
ский оккультный характер. Во втором случае письма были написаны от имени «отца Никодия», в которых шла речь о создании новой секты, в «программу которой входила взаимопомощь братьям и сестрам Христовым»8. Как правило, такие «письма» распространялись через почтовые ящики. такое распространение информации носило неконтролируемый характер, а методами борьбы с распространением писем были пропаганда, агитация и изобличение подобных материалов в прессе.
таким образом, в середине 1980-х гг. складываются довольно напряженные взаимоотношения между властью и религиозными сектами г. Челябинска. С одной стороны, государство пыталось сохранить полный контроль за деятельностью религиозных сект посредством советов по делам религий и комиссий содействия. С другой стороны, законодательство о религиозных культах не соответствовало сложившейся религиозной ситуации, что осложняло осуществление контроля и позволяло сектам развивать свою деятельность. Религиозные секты вырабатывают различные способы распространения своих вероучений: противозаконное распространение различных листовок, собрания у отдельных верующих и т. д. Именно в середине 1980-х гг. происходят изменения, послужившие толчком для либерализации религиозной сферы, выработки нового законодательства и активной деятельности религиозного сектантства в дальнейшем.
Примечания
1. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания : в 4 т. / отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М. : Логос, 2004; Трофимчук Н. А., Свищев М. П. Экспансия / кафедра религиоведения РАГС при Президенте РФ. — М., 2000; Андреев А. Н. Квакеры на Западе и в России. XVIII век // Новая и новейшая история. — 2012. — № 4. — С. 165—177 и др.
2. Обжорин В. Под прикрытием веры // Вечерний Челябинск. — 1986. — 29 янв.
3. Обжорин В. Правда и домыслы // Вечерний Челябинск. — 1986. — 16 авг.
4. Там же.
5. Обжорин В. Под прикрытием веры...
6. Обжорин В, Кто такие пятидесятники? // Вечерний Челябинск. — 1986. — 21 мая.
7. Обжорин В, Под прикрытием веры.
8. Обжорин В, За ширмой «святых писем» // Вечерний Челябинск. — 1986. — 21 июня.
Поступила в редакцию 10 января 2013 г.
КОЗЕЛЬ Анастасия Александровна, аспирант кафедры искусствоведения и культурологии, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия). Научные интересы: история религии, религиозные секты, государственноцерковные отношения. Email: [email protected]
KOZEL Anastasiya Aleksandrovna, she is a post-graduate student of the Department of art criticism and cultural science, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia). Research interests: history of religion, religious sects, state-church relations. Email: [email protected]
2013, т. 13, № 1
189