Научная статья на тему 'Влияние Комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах на татарскую умму Лямбирского района Мордовской АССР'

Влияние Комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах на татарскую умму Лямбирского района Мордовской АССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИССИЯ СОДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТАХ / УММА / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА / АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУРБАН-БАЙРАМ / УРАЗА-БАЙРАМ / COMMISSION FOR ASSISTANCE TO THE CONTROL OVER OBSERVANCE OF LEGISLATION ON RELIGIOUS CULTS / ANTIRELIGIOUS PROPAGANDA / ATHEISTIC EDUCATION / EID AL-ADHA / EID AL-FITR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Занкина Анна Николаевна

В данной статье рассмотрено влияние Комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах на татарскую умму (мусульманскую общину) Лямбирского района Мордовской АССР. В том числе рассмотрены некоторые методы психологического давления, которыми в основном руководствовалась Комиссия начиная с 1960-х гг. для подавления и уничтожения религиозного культа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMISSION FOR ASSISTANCE TO THE CONTROL OVER OBSERVANCE OF LEGISLATION ON RELIGIOUS CULTS AND ITS INFLUENCE ON THE TATAR UMMAH IN THE LYAMBIRSKIY DISTRICT OF THE MORDOVIAN ASSR

The article is devoted to the activities of the Commission for assistance to the control over observance of legislation on religious cults and its influence on the Tatar ummah in the Lyambirskiy district of the Mordovian ASSR. The author considers some methods of psychological pressure which were used by the Commission since 1960s to suppress and destruct religious cult.

Текст научной работы на тему «Влияние Комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах на татарскую умму Лямбирского района Мордовской АССР»

УДК 94(470.345) "1917/1991" (045)

ВЛИЯНИЕ КОМИССИИ СОДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТАХ НА ТАТАРСКУЮ УММУ ЛЯМБИРСКОГО РАЙОНА МОРДОВСКОЙ АССР

© 2014 А.Н. Занкина

Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, г.Саранск

Поступила в редакцию 18.03.2014

В данной статье рассмотрено влияние Комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах на татарскую умму (мусульманскую общину) Лямбирского района Мордовской АССР. В том числе рассмотрены некоторые методы психологического давления, которыми в основном руководствовалась Комиссия начиная с 1960-х гг. для подавления и уничтожения религиозного культа.

Ключевые слова: Комиссия содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах, умма, антирелигиозная пропаганда, атеистическое воспитание, Курбан-байрам, Ураза-байрам.

В декабре 1965 г. Совет Министров СССР принимает постановление об упразднении Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов и создании на их основе нового органа управления -Совета по делам религий. Целью Совета стал переход от «наблюдения» к «контролю» над религиозной ситуацией в стране. В автономных республиках, краях и областях Совет имел своих уполномоченных, которые в служебной деятельности подчинялись Совету, а в части финансово-хозяйственной и организационной обеспечивались местными органами власти.

В 1966 г. Совет разработал Примерное положение о комиссиях1, и в течение нескольких лет такие комиссии были созданы практически повсеместно, в том числе и в Мордовской АССР. В состав комиссий входили представители партийных, профсоюзных, комсомольских, научных, просветительских и иных общественных организаций. Целью властей было привлечение к разнообразным государственным делам общественности, а особое внимание уделялось участию представителей различных слоев общества в деле контроля над деятельностью религиозных объединений. На них возлагалась обязанность оказания помощи местным органам власти и Уполномоченным Совета в республиках, краях и областях СССР в части соблюдения законов, касающихся религии и церкви. Были разработаны планы специальных мероприятий, чаще всего - по прекращению деятельности незарегистрированных объединений и так называемых «антигосударственных сект»2.

В 1978 г. Комиссия содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных

Занкина Анна Николаевна, аспирант. E-mail: Raksha2008@rambler.ru

культах в Лямбирском районе МАССР находилась при исполкоме Совета Народных депутатов и состояла из 14 человек. Должность председателя Комиссии занимал секретарь исполкома райсовета Мартынов В.С. Работа строилась в соответствии с квартальными планами, а особое внимание уделялось соблюдению законодательства о культах. О своей работе Комиссия составляла отчет, в котором освещалась религиозная жизнь вверенной ей местности.

Согласно отчетам Комиссии, отличающимся однообразием и лаконичностью, религиозная жизнь мусульман Мордовии в 1970-е гг. была очень ограниченна по сравнению с периодом 1940-х - середины 1950-х гг.3 Автор статьи допускает здесь наличие фактора замалчивания или, во всяком случае, преуменьшения масштабов и глубины религиозной жизни татар Мордовии, которую так и не удалось «изжить» советской власти и советской пропагандистской машине.

Так, например, в отчетах Комиссии отмечается, что наиболее крупные молитвенные собрания верующие татары проводят два раза в год, в период крупных мусульманских праздников -Курбан-байрам и Ураза-байрам. Организованных шествий ни в одном из населенных пунктов района не было. В каждом татарском селе количество присутствующих на молении составляет примерно 25-30 человек4. Из-за невозможности совершения религиозного обряда в мечети люди нелегально собирались в частном доме, под видом вечернего чаепития. Посещение кладбищ в дни праздников существенно сократилось5.

Несколько сильнее приверженность к совершению религиозных обрядов отмечалась у населения татарских сел, где сохранились люди, занимавшиеся религиозной деятельностью. Так-

же было отмечено, что в татарских селах по-прежнему следовали традиции обрезания. По мнению комиссии, это происходило в силу укоренившегося религиозного убеждения6.

Довольно незаметно проходили в татарских селах большие мусульманские праздники. В 1972 г. мусульманский пост ураза проходил с 9 октября по 7 ноября. Пост соблюдался во всех татарских населенных пунктах, но преимущественно людьми преклонного возраста, 60-70 лет, остальные же лица поста, как правило, не придерживались. Во время уразы и после ее завершения - в день праздника Ураза-байрам, заметного оживления религиозной деятельности от лица, исполняющего роль муллы, не наблюдалось. Не было крупных сборов верующих и массовых торжественных богослужений. Верующие совершали намаз в каждом татарском селе и делали это тихо, собираясь в частных домах небольшими группами. В случае если отсутствовало лицо, заменяющее муллу, молитвы читали

Таблица 1. Статистика лиц, соблюдающих уразу и

люди, знающие арабский язык. Комиссией не было зафиксировано случаев взимания сборов и пожертвований. Только в некоторых селах верующие вносили по 2-3 копейки на фитр-садака (праздничную милостыню)7.

В отчете Комиссии приводится следующая статистика лиц, соблюдающих уразу и участвующих в празднике Ураза-байрам в 1972 году (табл. 1).

Праздник жертвоприношения Курбан-байрам (в 1973 г. он приходился на 14-15 января) отмечался верующими татарами в двенадцати населенных пунктах Лямбирского района и прошел незаметно. Моления проходили в доме верующих, религиозных шествий, невыхода на работу и пропусков учебы не было. Ритуальный забой скота проводился только в селах Пензят-ка и Щербаково. Было зарезано 20 голов овец и коз. В отчете Комиссии приводится следующая статистика лиц, участвующих в празднике Курбан-байрам (табл. 2).

гаствующих в празднике Ураза-байрам в 1972 году

Название Число верующих, Верующие, Число людей, посетивших моление в день

населенного посетивших посетившие в Ураза-байрам

пункта, где моления один из дней

проводилась ураза и Ураза-байрам тараух-намаз

В одну из пятниц до начала поста В одну из пятниц после поста Всего Дрти и подростки От 18 до 30 лет Старше 30 лет

Аксеново 9 7 15 25 - - 25

Татарская Тавла 8 5 13 18 - - 18

Пензятка 28 23 29 35 - - 35

Щербаково 5 5 7 10 10

Лямбирь 19 19 5 19 - - 19

Черемишево 10 2 7 10 - - 10

Мельцапино 5 8 6 10 - - 10

Тат .Свербейка 30 30 25 30 - - 30

Кривозерье - - 10 - - 10

Хаджи Нет сведений

Суркино 2 8 12 15 I - - 1 15

Таблица составлена по: ЦГА РМ. Ф.Р-1594, Оп.1. Д.335. Л.7.

Таблица 2. Статистика лиц, участвующих в празднике Курбан-байрам

Населенные пункты Количество Гд е прово дилис ь Кто проводил

присутствующих моления моления

Лямбирь 17 Янгляева М.А Фазлов С.Х.

Салямов А. Д. Ерзин Т.Х.

Черемишево 12 Алмакаева С.Ф. Чураков С. Б.

Аксеново 37 Насырова Н .И. Юсупов И. Ф.

Тат.Тавла 35 Курмаева А.М. Ямбушев Д.А.

Мельцапино 12 Ямбаева Н.И. Асанов И. С.

Пензятка 35 Неизвестно Мухаев С.Ш.

Щербаково 20 Неизвестно Яников С.С.

Тат. Свербейка 15 Базеев С.А. Базеев С.А.

Таблица составлена по: ЦГА РМ. Ф.Р-1594. Оп.1. Д.335. Л.24.

При сравнении вышеприведенных данных с периодом 1940-х гг. нельзя не заметить, что число участников, посещающих праздничные коллективные моления, заметно снизилось.

Например, в селе Пензятка в 1946 г. во время Курбан-байрам на праздничном молении собралось 200 человек (70% всего мужского населения), в 1948 г. - 160 человек в возрастной группе от 18 и выше 40 лет. По данным за 1946 г., в селе проживало 1734 человека. В этом же селе на намаз в день Ураза-байрам в 1948 г. собрались 72 мусульманина в возрасте старше 30 лет8, а в 1949 г. количество участников составило 150 человек взрослых мужчин и 50 человек - молодежь до 30 лет9.

В селе Черемишево в 1945 г. на коллективных праздничных молениях собирались до 100 человек, а в 1947 г. участвовали уже около 300 верующих татар (общая численность населения села 1212 человек)10.

В селе Лямбирь в 1949 г. на праздничный намаз в день Курбан-байрам собирались до 180 человек.

Особая роль Комиссией содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах, отводилась антирелигиозной пропаганде. В своей работе комиссия поддерживала тесную связь с отделом пропаганды и агитации РК КПСС и райкомом ВЛКСМ. Все случаи совершения религиозных обрядов коммунистами и комсомольцами обсуждались в соответствующих инстанциях. Комиссия систематически информировала РК КПСС и РК ВЛКСМ о религиозной обстановке в районе.

Комиссией принимались меры по усилению антирелигиозного воспитания в школах Лямбир-ского района: создавались кружки атеистического воспитания «Юный атеист», а также различные научные кружки - химический, юннатов и т.д. Особая роль отводилась атеистическому воспитанию на уроках истории, биологии, химии, физики и во время внеклассной воспитательной работы. В школах проводились разного рода предметные недели, вечера, читательские конференции, устные журналы, викторины на атеистические темы с целью замены веры в Бога «верой в науку». Под особый контроль брались дети из религиозных семей и их родители. С ними регулярно проводилась индивидуальная работа. Проводились мероприятия по улучшению дела с внедрением новых гражданских обрядов и

праздников: бракосочетание, регистрация ребенка11, день совершеннолетия, день посвящения в хлеборобы, праздник урожая, чествование передовиков соревнования, праздник песни12.

Отдельный акцент Комиссией делался на лекциях, посвященных антирелигиозным темам. Например, в 1975 г. по Лямбирскому району было прочитано 138 таких лекций, в 1978 г. - 238 лекций, в 1979 г. - 247. В месяцы, когда проводились крупные мусульманские религиозные праздники (Курбан-байрам и Ураза-байрам), Комиссией кроме лекций проводилась разъяснительная работа с муллами и лицами, участвующими в молениях13, а также организовывались атеистические концерты. Например, в декабре 1972 - январе 1973 г. в Кривозерьевском сельском совете среди колхозников бригады 1 и 2 проводились лекции на тему «Химия на службе человека», «Происхождение Курбан-байрам и его вред». В школе были прочитаны лекции «Сущность ислама и его вред», «Курбан-байрам и его вред для человека». В ДК с.Кривозерье учащимися школы был проведен концерт для колхозников, состоящий из атеистических номеров14.

Таким образом, исламский культ в татарских селах был в значительной степени подавлен в результате агрессивной антирелигиозной деятельности, которую развернули Совет по делам религий и подвластная ему Комиссия, начиная с середины 1960-х гг. В своей работе они руководствовались целью планомерного уничтожения религии не силовыми методами, а способом активного психологического прессинга.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Законодательство о религиозных культах» (сборник материалов и документов). М.: «Юридическая литература», 1971. С.161-164.

2 Российское объединение исследователей религии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rusoir.ru/president/works/268/ (дата обращения 12.02.2014).

3 Занкина А.Н. Отправление мусульманского культа татарами Мордовии в военный и послевоенный периоды // Вестник НИИ Гуманитарных наук. 2012. №4. С.63-67.

4 Центральный государственный архив Республики Мордовия (далее - ЦГА РМ). Ф. Р-1594. Оп.1. Д.335. Л.2.

5 ЦГА РМ. Ф. Р-1594. Оп.1. Д.390. Л.3.

6 ЦГА РМ. Ф. Р-1594. Оп.1. Д.335. Л.14.

7 ЦГА РМ. Ф. Р-1594. Оп.1. Д.335. Л.5.

8 ЦГА РМ. Ф.228. Оп.3. Д.141. Л.46.

9 ЦГА РМ. Ф.228. Оп.3. Д.212. Л.11.

10 ЦГА РМ. Ф.228. Оп.3. Д.141. Л.69.

11 ЦГА РМ. Ф. Р-1594. Оп.1. Д.390. Л.5-6.

12 Поликарпова Н.В. Во что обходятся суеверия? // При- 13 ЦГА РМ. Ф.1594. Оп.1. Д.335. Л.5, 8. зыв. 1968. №94. С.2. 14 ЦГА РМ. Ф.1594. Оп.1. Д.335. Л.23.

THE COMMISSION FOR ASSISTANCE TO THE CONTROL OVER OBSERVANCE OF LEGISLATION ON LELIGIOUS CULTS AND ITS INFLUENCE ON THE TATAR UMMAH IN THE LYAMBIRSKIY DISTRICT OF THE MORDOVIAN ASSR

© 2014 A.N. Zankina

Research Institute for the Humanities at the Government of the Republic of Mordovia, Saransk

The article is devoted to the activities of the Commission for assistance to the control over observance of legislation on religious cults and its influence on the Tatar ummah in the Lyambirskiy district of the Mordovian ASSR. The author considers some methods of psychological pressure which were used by the Commission since 1960s to suppress and destruct religious cult.

Keywords: Commission for assistance to the control over observance of legislation on religious cults, antireligious propaganda, atheistic education, Eid al-Adha, Eid al-Fitr.

Anna Zankina, Post-Graduate Student. E-mail: Raksha2008@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.