Научная статья на тему 'Деятельность классного руководителя в современных условиях: проблемы и пути преодоления'

Деятельность классного руководителя в современных условиях: проблемы и пути преодоления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4211
587
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО / ПЕДАГОГИ / УЧАЩИЕСЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / EDUCATION / CLASSROOM MANAGEMENT / TEACHERS / STUDENTS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS / A SYSTEMATIC APPROACH TO EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остякова Галина Владимировна, Ковязина Инна Валентиновна

Статья посвящена актуальным вопросам организации воспитательной работы классного руководителя в современных условиях. Одной из главных задач, стоящих сегодня перед школой, является максимальное развитие личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Эта задача не может быть решена без эффективной организации работы классного руководителя. Мы проанализировали основные проблемы в деятельности классных руководителей и предложили пути их решения. Статья предназначена для преподавателей образовательных учреждений, студентов педагогических вузов.The article is devoted to topical issues of organizing educational work of the class teacher in modern conditions. One of the main tasks posed before the school today is maximum development of the personality of each child, his individual abilities and capabilities must be taken into account. This task cannot be solved without the effective organization of work of the class teacher. The main problems in the activity of class teachers are analyzed and ways of solving them are proposed. The article is intended for teachers of educational institutions, students of pedagogical universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность классного руководителя в современных условиях: проблемы и пути преодоления»

Деятельность классного руководителя в современных условиях: проблемы и пути преодоления

Остякова Галина Владимировна,

к.пед.н., доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тюменский государственный университет

E-mail: g.v.ostyakova@utmn.ru

Ковязина Инна Валентиновна,

к.психол.н., доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тюменский государственный университет

E-mail: i.v.kovyazina@ utmn.ru

Статья посвящена актуальным вопросам организации воспитательной работы классного руководителя в современных условиях. Одной из главных задач, стоящих сегодня перед школой, является максимальное развитие личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Эта задача не может быть решена без эффективной организации работы классного руководителя. Мы проанализировали основные проблемы в деятельности классных руководителей и предложили пути их решения. Статья предназначена для преподавателей образовательных учреждений, студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: воспитание, классное руководство, педагоги, учащиеся, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, системный подход к образованию.

о с

CJ

см л

Перед школой государством сегодня поставлена задача - максимальное развитие личности каждого ребенка, создание условий для его успешной адаптации в социуме. Изменения, происходящие в социальной и экономической жизни общества, требуют воспитания творческой, толерантной, умственно и физически развитой личности, готовой активно участвовать в преобразованиях, инновациях, направленных на улучшение качества жизни граждан нашей страны.

Переход на новые стандарты образования, введение ФГОС, принятие Федерального закона об образовании в РФ существенно изменил подходы к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса в современной школе. Одной из главных задач в концепции модернизации отечественной системы образования является воспитание детей и молодежи, создание условий для успешной адаптации в социуме.

Большая роль в подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе, реализации своего творческого, умственного и физического потенциала, принадлежит школе. Проблема воспитательной работы в условиях общеобразовательной школы приобретает особую актуальность, так как является одной из важных составляющих государственной политики воспитания подрастающего поколения, нации.

Как отмечает О.Ю. Васильева, «наше образование есть воспитание и обучение человека с юных лет, формирование нравственного стержня личности, для которой небезразличны понятия «справедливость», «доброта», «любовь», «уважение к старшим», «забота о старших».

Роль координатора взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса в школе выполняет классный руководитель. Вопросам повышения эффективности работы классного руководителя в современной школе сегодня уделяется большое внимание как на уровне научных исследований (Белкин А.С., Битянова М.Р., Шакурова М.В., Демакова И.Д., Шустова И.Ю. и др.), так и непосредственно в деятельности образовательных учреждений. Но, как показывает практика, проблема остается актуальной.

Среди наиболее общих проблем в организации воспитательной работы в общеобразовательной школе ученые выделяют запредельную степень формализма на всех уровнях образовательной системы, использование устаревших и неэффективных форм и методов организации внеурочной работы с детьми.

Важно не учить ребенка, как надо делать, а создать такую среду (ауру, атмосферу), которая

соответствует общепринятым в обществе представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Давно известно, что чисто вытертый после обеда стол заменит десяток бесед с ребенком о чистоте и порядке.

Казалось бы, в научно-методической литературе, которая доступна сегодня всем и каждому, подробно описаны инновационные формы, методы, приемы воспитательной работы, но, по-прежнему, родители недовольны школой, школа обвиняет родителей в проблемах с детьми. «Перетягивание одеяла» никак не способствует успешному развитию личности учащихся.

Опираясь на имеющийся у автора опыт работы в школе (в том числе, классным руководителем), наблюдение за деятельностью педагогов и выполнением ими функций классного руководителя в течение двух лет, а также на основании анализа бесед с администрацией образовательных учреждений, педагогами, учащимися и родителями попытаемся обозначить проблемы, препятствующие эффективной организации работы классного руководителя в образовательном учреждении.

К числу наиболее острой относится проблема чрезмерной загруженности классного руководителя. Бумажные и электронные отчеты занимают большое количество времени, которое можно было бы уделить непосредственному, живому общению с детьми.

Классный руководитель одновременно и учитель-предметник. Поскольку система образования сегодня, в первую очередь, по-прежнему ориентирована на показатели уровня сформированно-сти знаниевого компонента в развитии личности учащегося, и только потом, его нравственное поведение и адаптацию в социуме, учитель большее внимание уделяет организации учебной работы, нежели воспитательной. Причем, и у большинства родителей к школе те же требования: вы должны научить ребенка, дать ему знания, чтобы он смог поступить в вуз, остальное не важно.

По результатам ЕГЭ и количеству поступивших в престижные вузы выпускников оценивается деятельность педагогов и самого образовательного учреждения. Это создает определенную направленность деятельности педагога, классного руководителя, администрации школы в целом. К этому добавляется жесткая регламентация, структурирование и ранжирование образовательных учреждений по некоему единому образцу, исключающему возможность творчества, индивидуального подхода в работе школы.

Кроме учебной нагрузки, классный руководитель участвует в разных общешкольных мероприятиях, совещаниях, к которым тоже нужно готовиться. К плановым мероприятиям добавляются задания «сверху», срок исполнения которых, как правило, «вчера». О комплексной программе психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, в которой были бы четко сформулированы задачи и содержание работы всех участни-

ков воспитательно-образовательного процесса, речи нет. Вместе с тем, и психолог школы, и классный руководитель, и, конечно, по-своему, каждый родитель выполняют большую работу, изучая, сопровождая, вовлекая и воспитывая. Но ожидаемый результат - нравственно воспитанная, творческая личность - отсутствует.

Следующая проблема городских школ заключается в том, что большинство учащихся после окончания уроков спешат домой, так как занимаются в учреждениях дополнительного образования (кружки, секции, клубы), и собрать весь класс для проведения какой-либо внеурочной работы очень сложно. В данном вопросе в более выгодном положении находятся классные руководители, работающие в сельской местности, где практически только школа является культурно-досуговым центром. Учащиеся, сходив после окончания уроков домой, вновь возвращаются в школу, где для них организованы секции, кружки. Причем, в большинстве случаев, руководят работой этих секций те же школьные учителя. Такое неформальное общения с учащимися во внеурочное время открывает большие воспитательные возможности, способствует укреплению авторитета учителя. Классному руководителю, играющему с учениками в баскетбол или ведущему танцевальный кружок, значительно проще затем найти общий язык с детьми и во время учебной деятельности.

Руководители образовательных учреждений выделили не менее важную проблему, препятствующую эффективной работе классного руководителя - профессиональную некомпетентность, заключающуюся в неготовности организовать свою деятельность, в неумении классного руководителя взаимодействовать с участниками воспитательно-образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами-предметниками, и, как следствие, возникновении конфликтных ситуаций и неумении их разрешать. Данную проблему, наверное, следовало бы поставить на первое место, потому что «личность воспитывается личностью, характер развивается характером».

Неоправданное снижение престижа педагогического образования («если никуда не пройду, пойду в пединститут») ведет к тому, что в педагогические вузы иногда идут учиться люди, для которых профессия педагога никогда не была мечтой. Отсюда и отсутствие профессиональной мотивации, и желание просто получить высшее образование («а там кем-нибудь устроюсь»), что дает нам в результате «никакого» педагога. В школу приходит молодой педагог, который даже свою мысль правильно сформулировать не может, на уроке не отрывает глаз от конспекта. О каком контакте с детьми и родителями может идти речь. Вот и получается, что классный руководитель через мобильную связь взывает о «помощи»: «Иванов опять не готов к уроку, вызовите родителей!», «Петров сорвал урок, срочно вызывайте родителей!». Взаимодействие с горе-учителями, преподающими разные учебные дисциплины - тоже проблема,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

с которой приходится сталкиваться классному руководителю.

Следующая проблема связана с неумением классного руководителя установить благоприятные взаимоотношения с детьми. Учащиеся, особенно в подростковом возрасте, очень чутко чувствуют отношение к ним педагога. Они не терпят и не прощают несправедливость, неискренность, заискивание, грубость. К сожалению, бывает так, что педагоги несдержаны, на детях пытаются «сорвать зло», самоутвердиться через унижение более слабого, используя свою социальную роль. Следует добавить еще к сказанному нежелание педагога следовать инновациям, низкую мотивацию к самоизменению, адаптации к новым условиям жизни, изменившимся интересам детей, навязывание устаревших форм и методов работы.

Недостаток психологической грамотности педагогов, напряженность в межличностных отношениях и несоответствие их требованиям психологической безопасности, все это уменьшает возможность воспитательно-образовательной среды быть безопасной. Факторами рисков и опасностей в школьной среде будут и такие характеристики как перегрузка, негативное отношение детей к школе, особенности неправильной организации обучения и воспитания.

Негативное влияние на формирование субкультуры детей и подростков оказывает, по мнению классных руководителей, киноиндустрия, средства массовой информации, общедоступность информационного поля в социальных сетях. Здесь запретами не поможешь: школьник найдет возможность не дома, так у друга посмотреть то, что ему хочется. Важно формировать у учащихся правильное отношение к поступающей информации, неприятие и осуждение насилия, агрессии, жестокости, асоциальных проявлений в поведении. Это очень тонкая работа, требующая от классного руководителя и родителей тактичности, уважительного отношения к личности ребенка.

Практически все классные руководители «жалуются» на трудности в работе с родителями. Загруженность родителей, необходимость зарабатывать деньги на условиях работодателя (иногда по 12 часов в день) из-за страха потерять работу, лишают их возможности уделять должное время детям, воспитательная функция перекладывается на школу. Но и здесь живое общение чаще заменяется электронными сообщениями. Родители не хотят идти в школу. Вызванный в школу родитель вынужден отпрашиваться с работы, объясняя, что в школе проблемы. Вряд ли это доставляет ему удовольствие. И беседа с педагогом, которая начинается словами: «Не знаю, что делать с вашим сыном», тоже мало воодушевляет и настраивает родителя на взаимодействие со школой. А ведь это 5 ты, учитель, должен дать приглашенному в шко-§ лу родителю совет, как быть дальше, предложить конкретные шаги совместной работы с ребенком: ° ты этому учился и имеешь высшее педагогическое Ц образование! А что с подростком проблемы, роди-

тели и так знают. Но взаимодействия при таком подходе не получится.

Приглашая родителей в школу, классному руководителю необходимо проанализировать, готов ли он к встрече с ними. Может ли предложить программу сопровождения ребенка, определив в ней роль свою, учителей-предметников, школьного психолога, социального работника, педагогов дополнительного образования, родителей, описав приемы, способы организации конструктивного взаимодействия с ребенком, определив промежуточные результаты совместной работы.

Классный руководитель должен выполнять роль координатора во всем многообразии социальных взаимодействий учащегося. Говоря сегодня о проблемах организации деятельности классного руководителя, невольно вспоминаешь далекие школьные годы и своих педагогов, драгоценные минуты общения, когда учитель помог решить проблему ненавязчиво, тактично и правильно. В процессе обучения педагог должен быть звеном в единой цепочке с обучающимися, а это значит должен радоваться вместе с ребенком его успехам и огорчаться неудачам. Уже во взрослом состоянии стал понятен глубокий смысл ситуации, когда наша учительница русского языка после урока начинала проверять наши тетради. Мы все толпились вокруг стола, и с замиранием сердца следили за движением ее руки с ручкой с красной пастой. Если не было ошибок, она с удовольствием ставила крупную «пятерку», искала глазами хозяина тетради и говорила: «Молодец, умница!». Эта похвала стоила многого. Но вот в чьей-то работе ошибка. Такого огорчения я больше никогда не видела от педагогов в подобной ситуации: «Как же так, мы же это повторяли, ну что же ты, Оленька!». И «троечка» в тетради была маленькая, мы сочувствовали учительнице, а на следующем уроке очень внимательно слушали материал, чтобы потом не допускать ошибок и не расстраивать её. Такая манера общения с учениками, любовь к детям, самоотдача остается в подсознании на всю жизнь, и, как мне кажется, становится образцом построения человеческих отношений в будущем. Умный, добрый отзывчивый, понимающий педагог - это образец правильного поведения взрослого человека в социуме. Здесь хочется напомнить замечательные слова Гёте: «учатся у тех, кого любят».

Современные образовательные условия диктуют и нахождение общего языка педагогу с разными личностями, в том числе с теми, кто имеет особенности развития. В данном случае на первое место выступает психологическая готовность к педагогической деятельности. Так, одним из компонентов данной готовности выступает эмоциональный компонент, который «отражает возможности принятия или непринятия детей с особенностями развития и включает в себя аспекты эмоционального отношения к детям, имеющим особые образовательные потребности. Что невозможно без таких качеств личности педагога как толерантность, эм-патийность, тактичность и других» (с. 120-121). Со-

временный классный руководитель - это еще и педагог, обладающий тьюторскими компетенциями, он сопровождает детей, учитывая их цели, установки, устремления, жизненные планы, совместно с психологом помогает построить траекторию дальнейшего развития и самосовершенствования.

Классный руководитель только тогда добьется успехов в работе, когда априори будет относиться к детям с любовью, независимо от их учебных успехов или неуспехов: любят не за то, что, а несмотря на то, что. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) хочется, чтобы в нем увидели хорошее, заметили то, чего не видят другие. Это не просто. Плохое мы замечаем сразу, а хорошее воспринимаем как нечто само собой разумеющееся.

Еще одна проблема связана со спецификой организации работы педагогического коллектива в целом, отсутствием системы стимулирования (морального и материального) работы классного руководителя. Требований к классному руководителю предъявляется огромное количество, он отвечает за личность ребенка, за психологический климат в классе, а вот что касается поддержки и похвалы самого педагога, их, к сожалению, достаточно не всегда.

Таким образом, деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом реализации индивидуального подхода к учащимся. Для достижения главной цели воспитания - создания каждому ребенку условий для максимального развития всех его способностей, подготовки к успешной адаптации в обществе, на наш взгляд, необходимо:

• способствовать повышению в обществе привлекательности и значимости педагогической профессии, что позволит сократить в школах число профессионально непригодных учителей;

• вывести на новый качественный уровень воспитательную работу школы, сделав престижной роль классного руководителя, используя материальное и моральное стимулирование;

• освободить школы от излишней «бумажной волокиты», чтобы у педагога, классного руководителя оставалось больше времени для «живого» общения с детьми;

• исключить формализм в планировании воспитательной работы: воспитание - это целенаправленный процесс, где должны быть продуманы все условия его успешной организации;

• обеспечить на всех уровнях образовательного процесса индивидуальный подход к личности каждого обучающегося;

• работать в системе по повышению педагогической грамотности родителей;

• уделять больше внимания формированию у студентов педагогических вузов навыков социального взаимодействия с разными участниками образовательного процесса.

Можно ещё много перечислять путей, условий, приемов и способов, но все они не будут иметь по-

ложительного результата, если не будет человека, педагога, искренне любящего детей и желающего учиться и развиваться вместе с ними.

Литература

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.

2. Вершинин В. Модель взаимодействия семьи и школы // Управление школой. 2010. № 4. С. 43-47.

3. Взаимодействие школы и семьи: педагогический всеобуч / авт.-сост. С.А. Цабыбин. Волгоград: Учитель, 2005. 91 с.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова; рец.: В.Т. Волов, В.Л. Савиных. М.: Юрайт, 2014. 314 с.

5. Иванова И.В. Саморазвитие личности: психолого-педагогический аспект: Монография. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского. 2013. 265 с.

6. Ковязина И.В., Жданова Т.Н. Психологическая готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной среде// Современное педагогическое образование, 2019. № 6. С. 118-121. -URL: https://drive.google.eom/file/d/1t6XVRzLpq mZogcfCqBDbuh-3P7McBHA/view

7. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной работы компоненты ФГОС/ Т.В. Плахова. Волгоград: Учитель, 2014. 157 с.

8. Ольга Васильева о воспитании и роли учителя в этом процессе // Министерство просвещения Российской Федерации. - URL: https://edu. gov.ru/press/1467/olga-vasileva-o-vospitanii-i-roli-uchitelya-v-etom-processe/

9. Шепитько Н.И. Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 882-884. - URL: https://moluch.ru/archive/102/23030/ (дата обращения: 26.04.2020).

10. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. СПб.: Питер, 2005. 350 с.

ACTIVITY OF THE CLASS TEACHER IN MODERN CONDITIONS: PROBLEMS AND WAYS OF OVERCOMING

Ostyakova G.V., Kovyazina I.V.

Tyumen state university

The article is devoted to topical issues of organizing educational work of the class teacher in modern conditions. One of the main tasks posed before the school today is maximum development of the personality of each child, his individual abilities and capabilities must be taken into account. This task cannot be solved without the effective organization of work of the class teacher. The main problems in the activity of class teachers are analyzed and ways of solving them are proposed. The article is intended for teachers of educational institutions, students of pedagogical universities.

Keywords: education, classroom management, teachers, students, psychological and pedagogical support of students, a systematic approach to education.

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

References

1. Asmolov A.G. System-activity approach to the development of new generation standards // Pedagogy. 2009. No4. S. 18-22.

2. Vershinin V. Model of family and school interaction // School management. 2010. No4. S. 43-47.

3. The interaction of schools and families: pedagogical universal education / ed. S.A. Zabybin. Volgograd: Teacher, 2005.91 p.

4. Zagvyazinsky V.I. Theory of training and education: a textbook for university students enrolled in the humanities and specialties / V.I. Zagvyazinsky, I.N. Emelyanova; Rec.: V.T. Volov, V.L. Savinykh. M .: Yurayt, 2014.314 s.

5. Ivanova IV. Self-development of personality: psychological and pedagogical aspect: Monograph. Kaluga: KSU named after K.E. Tsiolkovsky. 2013.265 s.

6. Kovyazina I.V., Zhdanova T.N. Psychological readiness of future teachers to work in an inclusive environment // Modern Ped-

agogical Education, 2019. No. 6. S.118—121. - URL: https:// drive.google.com/file/d/1t6XVRzLpqmZogcfCqBDbuh-3P7M-cBHA/view

7. Handbook class teacher. The implementation of the educational work of the components of the Federal State Educational Standard / T.V. Plakhova. Volgograd: Teacher, 2014.157 s.

8. Olga Vasilyeva on the upbringing and role of the teacher in this process // Ministry of Education of the Russian Federation. -URL: https://edu.gov.ru/press/1467/olga-vasileva-o-vospita-nii-i-roli-uchitelya-v-etom-processe/

9. Shepitko N.I. The use of modern technology in the educational work of the class teacher in the conditions of the Federal State Educational Standard // Young scientist. 2015. No.22 (102). S. 882-884. - URL: https://moluch.ru/archive/102/23030/ (accessed: 04/26/2020).

10. Schurkova N.E. Applied pedagogy of education. St. Petersburg: Peter, 2005.350 s.

o ci u

CM

in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.