Научная статья на тему 'Деятельность государственных и общественных организаций по развитию профессионального образования в России во второй половине xix – начале XX века'

Деятельность государственных и общественных организаций по развитию профессионального образования в России во второй половине xix – начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
508
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терещенко Д. А.

В современных условиях чрезвычайно актуально изучение практических шагов государства и общественных организаций в пореформенный период по развитию профессионального образования в России, так как процессы, протекавшие тогда и развивающиеся теперь, во многом схожи. В свете демографических процессов, вызванных реформой 1861 года, перед государством особенно остро выделилась проблема недостатка профессиональных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Терещенко Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность государственных и общественных организаций по развитию профессионального образования в России во второй половине xix – начале XX века»

УДК 371.631.94

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

© 2014 Д. А. Терещенко

канд. ист. наук, доцент каф. социально-гуманитарных дисциплин Курского филиала Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, докторант каф. истории России КГУ e-mail: d. a. tereschenko@yandex. ru

Курский государственный университет

В современных условиях чрезвычайно актуально изучение практических шагов государства и общественных организаций в пореформенный период по развитию профессионального образования в России, так как процессы, протекавшие тогда и развивающиеся теперь, во многом схожи. В свете демографических процессов, вызванных реформой 1861 года, перед государством особенно остро выделилась проблема недостатка профессиональных кадров.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, профессиональные кадры, профессиональные учебные заведения.

На развитие России второй половины XIX - начала XX в. огромное влияние оказала реформа 1861 г. и последовавшие за ней радикальные изменения во многих областях жизни Российского общества [1]. В 1864 г. был утвержден закон о земских учреждениях.

В первой половине XIX в. начали создаваться профессиональные учебные заведения, их число постепенно росло, происходила дифференциация, расширялась сеть.

Однако подъем трудового обучения и профессиональной подготовки произошел лишь во второй половине XIX в. после отмены крепостного права и вступления России на путь капиталистического развития. Расширение машинного производства и усиление специализации в промышленности потребовало подготовки квалифицированных рабочих. За 25 лет, с 1865 г. по 1890 г., количество рабочих на крупнейших фабриках, заводах и железнодорожном транспорте увеличилось более чем в два раза и достигло почти 3 млн человек. Для подготовки такого количества рабочих необходимо было создать значительную сеть профессиональных учебных заведений. Большая часть из них создавалась в городских центрах Российской империи и содержалась на средства государства, общественных организаций и частных лиц.

Наиболее передовые деятели российского просвещения глубоко осознавали необходимость создания профессиональных школ, особенно после реформы 1861 г. Так, К.Д. Ушинский в 1868 г. в статье «Необходимость ремесленных школ в столице» отмечал, что «...хорошая подготовка подмастерьев и мастеров избавит Россию от необходимости приглашать иностранных специалистов» [2]. Интенсивно набирающие обороты социально-экономические изменения в России требовали специально подготовленных квалифицированных кадров и преподавателей. Таким образом, назревшая потребность Российского общества в 60-х гг. XIX в. поставила перед страной необходимость распространения профессионального образования.

В ответ на назревшую потребность времени в Российском государстве возникли многочисленные общества, ставившие своей задачей распространение технического

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

образования. Так, в 1866 г. было организованно Императорское Русское техническое общество. Впоследствии, в 1868 г., при этом обществе была создана Постоянная комиссия по техническому образованию. В результате энергичной деятельности комиссии по организации профессионально-технических училищ и курсов в 1869 г. было открыто первое техническое училище для рабочих. Императорское Русское техническое общество добилось того, чтобы Государственный совет России 10 мая 1882 г. принял решение, по которому Обществу разрешалось «устраивать училища при заводах и фабриках, а также в местностях, населенных фабричными рабочими и ремесленниками, с целью распространения в их среде необходимого для них образования» [3].

В 70-е гг. XIX в. уже остро стала ощущаться необходимость общего плана развития профессионального образования в России. Разработка его началась с 1878 г. Проект плана промышленного образования применительно к потребностям развития промышленности с приложением проектов и учебных планов различных технических школ, представляющий собой весьма интересный педагогический документ того времени, составил И.А. Вышнеградский. Автор проекта делал вывод: «Ловкость и навык в употреблении приемов производства и умение их надлежащим образом применять - не суть единственное решение, которое желательно видеть осуществленным в рабочем; его общее развитие и его нравственный уровень имеют важное значение для успеха промышленного дела, равно как и сознательное отношение к исполняемой им работе...» [4].

Основной идеей в проекте Вышеградского было создание единой системы технического образования для профессиональной подготовки специалистов всех категорий.

Определенная роль в разработке концепции профессионально-технического образования принадлежала также В.К. Делла-Вос, ректору Московского университета и председателю Политехнического общества; Е.Н. Андрееву, ученому-химику, первому председателю Постоянной комиссии по техническому образованию Русского технического общества; В.И. Гриневскому - ученому механику, И.А. Стебуту -ученому агроному, и др. Научное обоснование экономической выгодности профессионального обучения сделали известные экономисты И.И. Янжул и А.И. Чупров.

В 1888 г. был принят закон «Основные положения о промышленных училищах», который положил начало системе среднего и низшего промышленного образования в России. На протяжении 80-90-х гг. XIX века принимались различные документы (в 1889 г. утверждены штаты промышленных училищах, в 1893 г. - «Положение о школах ремесленных учеников», в 1897 г. - «Положение о низших ремесленных школах»), уставы, которые регулировали ход учебно-воспитательного процесса профессиональной школы России [5].

И все же схема связи между различными ступенями образования была довольно запутанной и отчасти искусственно иерархической.

Реформы 60-70-х гг. XIX в. способствовали росту производительных сил страны, гражданскому самосознанию населения, распространению просвещения. Прогрессивные изменения вызвали потребность в большом числе профессионалов: чиновников, учителей, экономистов, юристов, инженеров, специалистов промышленности и сельского хозяйства и т. п. Это заставило правительство пристальнее и последовательнее относиться к проблеме профессионального образования. Данная политика уже в первое пореформенное десятилетие дала определенные результаты.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.

№ 4 (32)

Терещенко Д. А. Деятельность государственных и общественных организаций по развитию профессионального образования в России во второй половине XIX — начале ХХ века

Так, в 1870 г. в стране насчитывалось уже 118 гимназий, а численность учащихся в них выросла на 37% по отношению к 1860 г. Начальная школа всех видов в 1870 году обучала 600 тыс. человек, то есть одного человека из 127 жителей [6]. Это было значительно больше, чем в дореформенный период, но, тем не менее, население страны в большинстве своем оставалось неграмотным.

При этом отметим, что по количеству школ на квадратную версту в губерниях Европейской России, Курская губерния занимала четвертое место. Для сравнения укажем, что Харьковская губерния, в учебный округ которой входила Курская, занимала семнадцатое место по количеству школ на квадратную версту, Воронежская -двадцать второе. Однако среди земледельческих губерний черноземной полосы России ситуация, связанная с количеством школ на определенное число селений, была несколько иная. В Курской губернии одна школа приходилась на 6,1 селений. По этому показателю она занимала пятое место. Воронежская находилась на первом месте - одна школа на четыре селения [7].

Интерес к данной проблеме проявляло не только Министерство народного просвещения. Так, в материалах, собранных ко Второму съезду деятелей по техническому и профессиональному образованию (1894-1895) говорилось, что «современная постановка начального образования в России далеко не отвечает самым минимальным требованиям... Есть местности, где одна школа приходится на 20 тыс. жителей и число учащихся равно только 0,26% от всего населения... по всей России одна начальная школа приходится на 3497 жителей, в школах же обучаются только 2,11% от всего населения» [8].

Ввиду недостатка учебных заведений передовая общественность России всячески пыталась обратить внимание правительства на насущную проблему. Уже на этом же съезде деятелей по техническому образованию идея общего образования рассматривалась как важнейшая предпосылка для развития промышленности и сельского хозяйства. «Недостаток общего специального образования в России, печальный сам по себе, служит главнейшим препятствием к распространению в рабочем классе специального технического образования» - отмечалось на съезде [9].

Одной из причин экономического кризиса 90-х гг. XIX в. передовая общественность считала массовую безграмотность населения. Этот вопрос неоднократно поднимался на собраниях и заседаниях различных обществ, органов местного самоуправления, в периодической, научной печати, в правительстве.

Так, на Третьем съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию отмечалось, что «в деле распространения образования среди рабочих всех категорий сильнейшим тормозом служила их малограмотность» [10].

Такое положение дел не могло удовлетворить насущные проблемы хозяйственной и общественной жизни страны. С 1893 г. губернские органы управления стали уделять более серьезное внимание проблемам народного образования. Целенаправленнее стало заниматься этим вопросом и правительство. Вся эта работа привела к положительным результатам. Если с 1879 по 1883 г. ежегодно открывалось по России 950-1000 школ, то с 1884 происходит резкое увеличение темпов роста числа школ. Эта цифра достигает 1810-1900 школ в год. В дальнейшем темпы роста еще более возросли, и в 1896 г. было открыто 2962 школы, в 1911 г. - 3163. Если в 1894 г. в России насчитывалось 70,0% неграмотных, то к 1911 г. это число сократилось до 61,7% [11].

Из сказанного выше следует, что к концу XIX - началу XX в. в России наблюдается подъем грамотности населения, основным источником которого являлась начальная школа. В результате целенаправленной деятельности местных органов

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

самоуправления, передовой общественности и правительства был принят и обнародован ряд законодательных актов, способствовавших развитию народного образования. Начальное образование становится базой для развития специального. Таким образом, улучшение грамотности всего населения явилось объективным фактором для развития профессионального образования.

Большой вклад в обоснование необходимости создания и развития профессионального образования внесла российская интеллигенция. Начиная с 70-х гг. XIX в., страницы газет и журналов были заполнены проблемными статьями о необходимости распространения профессиональных знаний среди населения страны. Вопросам профессионального образования посвящались всероссийские съезды по техническому и профессиональному образованию населения. Все авторы и участники дискуссии сходились в том, что в новых экономических условиях передавать знания традиционными методами не эффективно. Внедрение передовых технологий и новой техники требует создания системы профессионального образования населения.

Большое значение в процессе становления и развития профессиональнотехнического образования имела деятельность Русского технического общества. Оно в своей работе уделяло внимание не только совершенствованию производства, но и специальному профессионально-техническому образованию. Это общество объединило прогрессивно мыслящих деятелей из различных сфер хозяйственной и культурной жизни, видевших в образовании перспективу развития государства. Отметим среди них Е.Н. Андреева - основателя школ Русского технического общества (22 апреля 1866 г. - утверждение его устава Императором), А.Г. Небольсина - председателя Постоянной комиссии по техническому образованию, и др.

Евгений Николаевич Андреев - химик и педагог, служивший в Министерстве финансов. Ранее он был командирован за границу для осмотра технических учебных заведений. Впоследствии многое из увиденного реализовал в России. Служба в технологическом институте привела к тому, что Андреев стал непосредственно заниматься вопросами профессионального образования.

«Отцом» профессионально-технического образования в России считается Александр Григорьевич Небольсин.

По его инициативе проводились многочисленные выставки: электрическая, печатного дела, профессионального и технического образования и др., благодаря которым тысячи людей в России и за границей получили возможность приобщиться к проблемам профессионального образования. За эту подвижническую деятельность инициатор был неоднократно награжден, а президент Франции в начале ХХ в. вручил ему орден Почетного легиона.

В 1892 г. он организовал впервые в России уникальный «Подвижной музей учебно-наглядных пособий» и стал его первым и бессменным директором. Музей имел свой транспорт и ежедневно обслуживал до 70 учебных заведений, доставляя пособия по всем предметам, изучаемым в начальной, средней и профессиональной школе [12].

Успешному развитию профессионально-технического образования

содействовали съезды по техническому и профессиональному образованию, созываемые по инициативе Русского технического общества. В них принимали участие представители самых разных слоев населения, причем число участников съезда постоянно увеличивалось. Так, на первом съезде присутствовало 1076 делегатов, а на втором съезде их было 2727 человек [13]. Это свидетельствовало о возрастании интереса к профессиональному образованию населения. Первый съезд проходил с 27 декабря 1889 г. по 5 января 1890 г. Для рассмотрения вопросов ручного труда

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Терещенко Д. А. Деятельность государственных и общественных организаций по развитию профессионального образования в России во второй половине XIX — начале ХХ века

на съезде было организовано пятое отделение, в работе которого принимало участие 146 членов съезда.

Пятое отделение съезда под председательством К.Ю. Цируля провело 7 заседаний, на которых обсуждались и были приняты решения по следующим вопросам: 1) составлено ходатайство перед правительством об обязательном введении обучения ручному труду во всех учительских учебных заведениях; 2) составлено ходатайство о допуске к введению занятий по ручному труду учительниц; 3) предложено учредить при постоянной комиссии по техническому образованию секции ручного труда; 4) предложено организовать самостоятельные мастерские для занятий ручным трудом.

Однако правительство неполностью удовлетворило эти ходатайства, и лишь через 4-5 лет после их получения. Ни одно из них не было удовлетворено в полной мере. На первое ходатайство последовал циркуляр Министра народного просвещения от 6 марта 1894 г. за № 470 о желательности, но не обязательности введения ручного труда там, где есть для этого необходимые условия. На второе ходатайство разрешалось с 1894-1895 гг. устраивать для учительниц отдельные специальные курсы. На третье ходатайство было разрешено организовывать секцию ручного труда. Эта секция просуществовала до 1899 г. и за это время провела 18 заседаний, заслушала 18 докладов. Четвертое ходатайство об организации отдельных мастерских для проведения занятий по ручному труду получило положительное разрешение лишь через 13 лет - 2 мая 1903 г. (цирк. № 2498).

Если вопросам профессионального обучения царское правительство не уделяло должного внимания, то относительно воспитания учащихся был издан четкий циркуляр, в котором предписывалось уделять особое внимание воспитанию у учащихся религиозности, безропотного подчинения, уважения к закону, указывалось также на развитие выносливости.

Второй съезд состоялся через 6 лет после первого (28 декабря 1895 - 6 января 1896). На этом съезде в работе секции ручного труда в общеобразовательной школе принимало участие 279 человек. Здесь уже четко оформились взгляды на ручной труд в школе как на общеобразовательный предмет. Были приняты важные решения по следующим вопросам: 1) считать обучение ручному труду обязательным для трех последних классов городских училищ; 2) проводить элементарные занятия по ручному труду в начальной школе; 3) оплачивать учителей труда наравне с учителями других предметов; 4) в обучение ручному труду в школе должно входить изучение не одного, а нескольких видов мастерства, соединенных в одну общую систему; 5) пройденный в такой системе труд должен служить подготовкой для поступления в технические и профессиональные училища; 6) утилитарное значение некоторых видов мастерства не умаляет значения ручного труда как общеобразовательного предмета, если преподавание его ведется методически грамотно.

Затем были рассмотрены вопросы разработки программ ручного труда для школьных учреждений, о связи ручного труда с техническим черчением и рисованием и др. Большую работу на втором съезде, как и на первом, проводил К. Ю. Цируль. Он выступил с докладом о результатах своей заграничной поездки с целью изучения постановки дела преподавании ручного труда за границей.

Второй съезд обратился к правительству со следующими тремя ходатайствами: 1) разрешить допустить на курсы ручного труда учительниц наравне с учителями (повторение ходатайства с первого съезда); 2) выдавать учащимся особые

свидетельства об успешном прохождении курса ручного труда; 3) учредить общество ручного труда и издавать при нем специальный журнал [14].

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Третий съезд, проходивший в период с 27 декабря 1903 по 4 января 1904 г., не смог до конца закончить свою работу. Царское правительство закрыло его за «революционные настроения». В докладах, заслушанных на третьем съезде, большинство вопросов были схожими с вопросами, обсуждаемыми на первом и втором съездах. Весьма интересен вопрос об открытии школ и курсов для рабочих повсеместно при фабриках, заводах и общеобразовательных учебных заведениях.

Подобные курсы профессиональных знаний «получили широкое распространение в Англии». У нас они были приняты в 1895 г. Деятельность этих курсов была маловнушительной. Большинство рабочих оказались настолько малограмотными, что не смогли усвоить даже элементарных предметов. Этот опыт отвергли 18 марта 1901 г. По инициативе Министерства финансов был издан закон об устройстве ремесленных и технических учебных мастерских и курсов, которые «имели целью сообщать рабочим и ремесленникам технические познания и практические умения в том мастерстве или производстве, в котором они заняты, а также начальные сведения из отраслей знаний, непосредственно необходимых для понимания процесса изучаемого производства».

Состоявшие в ведении Министерства финансов по учебному отделу учебные мастерские и курсы учреждались при промышленных заведениях и содержались за счет фабрик, заводов, промышленных товариществ и акционерных обществ, а также на иные частные или общественные средства.

Министерство финансов дважды предпринимало попытки урегулирования вопроса об образовании малолетних рабочих. Первого июля 1882 г. и 12 июля 1884 г. были изданы два закона относительно работающих на фабриках и заводах малолетних в возрасте от 12 до 15 лет. На основании этих законов, владельцы заводов, фабрик и мануфактур обязаны были предоставлять возможность посещения одноклассных народных или равных им училищ не менее трех часов ежедневно, или 18 часов в неделю (ст. 5 закона 1882 г.), тем рабочим, которые не имели свидетельств об окончании указанных учебных заведений. Равным образом они обязаны были предоставить возможность посещения школы и тем малолетним рабочим, которые имеют упомянутые свидетельства, если для обучения их была учреждена или приспособлена школа с высшим по сравнению с одноклассным народным училищем курсом (ст. 9 закона 1884 г.)

Необходимо заметить, что в сутки дети работали 8 часов, а с перерывами на отдых и еду - около 9, плюс 3 часа в день - учеба, итого - 12 часов в день. Оказалось, что полноценного действия от этого закона ожидать не стоит. Только 42% малолетних рабочих пользовались «благами» этого закона.

Это разъяснение сводит законы 1882 и 1884 гг. к нулю.

Подводя итоги, делегаты съезда сделали следующие выводы: 1) для образования рабочих в России делается очень мало; 2) попытка Министерства народного просвещения насадить вечерние курсы - неудачна; 3) закон 18 марта 1902 г. «Об учебных мастерских и курсах» почти совершенно игнорировал духовные интересы рабочих; 4) попытка правительства распространить образование в рабочем классе благодаря законам 1882 и 1884 гг. - неудачна; 5) в сфере образования ремесленных учеников и взрослых учеников ничего серьезного не предпринималось; 6) в деле распространения образования среди рабочих всех категорий сильнейшим тормозом служила их малограмотность. Таким образом, съезд показал, что с огромным большинством рабочих нужно начинать не с технических, а с общеобразовательных предметов [15].

Кроме того, деятельность обществ, съездов и совещаний имела большое значение: в ходе их работы рассматривалось состояние профессионального образования в целом, определялись перспективы его развития, происходило объединение единомышленников,

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Терещенко Д. А. Деятельность государственных и общественных организаций по развитию профессионального образования в России во второй половине XIX — начале ХХ века

способных организовать работу на местах. В сферу решения этих задач вовлекались не только ученые и практики, но и государственные деятели.

Огромный вклад в дело профессионального образования населения внесло Министерство финансов, возглавляемое С.Ю. Витте. Именно в стенах данного министерства и под непосредственным руководством С.Ю. Витте был создан проект Положения о сельских ремесленных учебных мастерских, которые впоследствии стали ключевым звеном в деле подготовки сельскохозяйственных ремесленников в различных школах, организуемых в том числе и в городских центрах.

Определенный вклад в распространение профессиональных знаний внесли различные общества, активно возникавшие в России в пореформенный период под руководством органов местного земского и городского самоуправления. Как правило, главной задачей их становилась пропаганда передового опыта через организацию публичных чтений, распространение специальной литературы, посредничества в снабжении населения машинами, инвентарём и т. п. Эти общества активно выступали и в роли учредителей профессиональных учебных заведений. В городских центрах открывались комиссионерские и справочные конторы, через которые можно было нанять профессионально подготовленных специалистов. К примеру, в 1884 г. в городе Курске была открыта комиссионерская контора Струшинского. Через эту контору происходил набор хорошо подготовленных служащих [16].

Министром народного просвещения в 1915-1916 гг. был П.Н. Игнатьев (18701945), который был известен умеренными политическими взглядами. Став министром в январе 1915 г., Игнатьев приступил к подготовке материалов для реформы школы. Началась разработка закона и положения о профессиональном образовании в стране. В августе 1915 г. под его председательством было созвано особое межведомственное совещание для согласования действий по следующим вопросам:

- способы распространения профессиональных знаний;

- соотношение между системами общего и профессионального образования;

- типы учебных заведений, классов и курсов.

По его инициативе были созданы трехлетние технические училища, дававшие, прежде всего, прочную практическую подготовку. Большое место отводилось работам на современных предприятиях. К сожалению, из-за закулисных интриг, в том числе и со стороны распутинской клики, талантливый организатор и патриот вынужден был оставить кресло министра.

Однако работу над проектом профессиональной школы продолжали чиновники Министерства торговли и промышленности. Они полагали, что нужно обсудить ряд вопросов, в том числе: какие рабочие нужны нам, какие отрасли промышленности нуждаются в хорошо подготовленных работниках в первую очередь и как должна быть осуществлена эта подготовка? В их проекте была предусмотрена своя система подготовки специалистов: курсы и школы для подготовки рабочих, старших рабочих, мастеров; технические курсы, технические училища.

Проект предусматривал создание в стране единой системы профессиональных учебных заведений. Эта система должна была включать два основных типа училищ:

- технические училища на базе высших начальных училищ, готовящие техников;

- ремесленные училища на базе двухклассных сельских училищ, готовящие мастеров и квалифицированных рабочих.

Третий проект реформ был разработан в феврале 1916 г. Государственной думой. В июле 1917 г. он был представлен Временному правительству, но дальнейшего хода не получил из-за известных событий в России [17].

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Во всех проектах реформ профессионального образования предлагалось резко увеличить число технических учебных заведений, упорядочить их систему и слить низшие и средние технические училища в один тип учебного заведения.

Таким образом, в условиях ускоряющегося развития буржуазных отношений в стране, на фоне резкого духовного подъема в пореформенный период в России сложился определенный интеллектуально-организационный фактор, способствовавший достаточно резкому шагу вперед в деле становления образования в целом и профессионального в частности. Все слои российского общества, от государственных деятелей и знаменитых ученых до владельцев производств из горожан и селян, стали понимать значение специального образования для повышения эффективности производства.

Государственные, общественные и научные деятели, многие известные лица составили тот интеллектуальный потенциал профессионального образования, который сумел убедить все общество в необходимости такой подготовки. В условиях рыночной экономики изменившийся менталитет человека способствовал формированию совершенно иного взгляда как на общее образование, так и на специальное. Основная масса собственников при поддержке государства и по инициативе местного самоуправления составили организационно-финансовый потенциал для развития профессионального образования. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

1. Терещенко А.А. Деятельность органов местного самоуправления по развитию профессионального образования в российской провинции во второй половине XIX - начале XX века // Федеральный научно-практический журнал «Вестник Орловского государственного университета». Серия: «Новые гуманитарные исследования». 2013. №6(35). С. 68.

2. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 3. М.-Л., 1948. С. 597.

3. Сб. материалов по техническому и профессиональному образованию. Вып. 1. СПб., 1895. С. 158.

4. Там же. С. 8.

5. Основные положения о промышленных училищах. СПб., 1909; ПСЗРИ. Собр. II. Т. 53. Отд. 1. 1878. С. 379;. Собр. III. Т. 8. 1888. СПб., 1890;. Т. 16. 1896. - СПб., 1899; Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 1877-1881. Т. 7. СПб., 1883; Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел. Т. 7; СЗРИ. Основные положения о промышленных училищах 1888 года; Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при правительствующем Сенате. 1894. СПб., 1900.

6. Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа в пореформенной России: факторы развития. Курск, 1997. - С. 63.

7. Рашин А.Г. Гамотность и народное образование в России в XIX и начале XX в. // Исторические записки АН СССР. 1951. № 37. С. 28-80.

8. Константинов Н.А., Струглинский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. 2-е изд. испр. и доп. М., 1953. С. 210.

9. Там же. С. 209.

10. Третий съезд русских деятелей по техническому и профессиональному

образованию. М., 1904. С. 15.

11. Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произведённая 11 января 1911 г. Вып. 16. Ч. 1. Пг., 1916. С. 27-110.

12. Цимринг С.Я., Кузнецов Ю.Г.. Страницы истории профессионального и технического образования в России. СПб., 1996. С. 82-83.

13. Галкин И.А. Становление и развитие ремесленного сельскохозяйственного образования в России в конце XIX - начале ХХ века: дис. ... канд. ист. наук. С. 43.

14. Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному

образованию. М., 1896. С. 1-133.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.

№ 4 (32)

Терещенко Д. А. Деятельность государственных и общественных организаций по развитию профессионального образования в России во второй половине XIX — начале ХХ века

15. Третий съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. М., 1904. С. 1-28.

16. РГИА. Ф. 1287. Оп. 7. Д. 1789. Л. 1-3.

17. Цимринг С.Я., Кузнецов Ю.Г. Указ. соч. С. 133-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.