УДК-94(47)+37(091)
ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЫ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО ХХ ВЕКА)
© 2011 Е. А. Косетченкова
доцент, канд. ист. наук e-mail: kosetchenko@,mail. ru
Российский государственный торгово-экономический университет
(Курский филиал)
В конце XIX века широкого размаха достигла деятельность различных общественных организаций, занимавшихся вопросами женского образования, в том числе профессионального. Эти добровольные объединения стремились привлечь общественные силы и средства к решению проблем, связанных с возможностью получения женщинами профессионального образования, снабжению женских учебных заведений книгами и пособиями и т.д. Своей деятельностью представители передовой русской общественности смогли обратить внимание государства на проблемы женского профессионального образования в России.
Ключевые слова: женское профессиональное образование, передовая русская общественность, женские организации
Природа профессиональной деятельности женщин в условиях личностно ориентированного образования требует переосмысления структуры и содержания психолого-педагогического мышления, анализа теоретических концепций и исторического опыта подготовки рабочих и специалистов-профессионалов. Поэтому изучение истории женского профессионального образования в контексте с новыми социально-педагогическими и профессионально-техническими задачами приобретает в современных условиях общественную значимость и актуальность.
Вклад женщин в развитие социальной, культурной и экономической жизни общества настолько велик, что без его всестороннего изучения и анализа сложно представить историю России. Однако только образованные женщины могли направить свои силы на благо общественного процветания. Тем не менее не только царское правительство, но и либеральные деятели в области народного образования, вопреки тенденции развивающегося капитализма, все шире включавшей женщину в производство, не видели необходимости давать женщине глубокую общеобразовательную и профессиональную подготовку. Поэтому трудно переоценить ту роль, которую сыграли представители передовой русской общественности в деле становления и развития женского профессионального образования в России. Именно общественная инициатива позволила подтолкнуть государственные органы власти к началу реформирования в этой области женского образования.
Под влиянием передовых педагогических и философских идей отечественных и зарубежных мыслителей, а также лучшего мирового опыта в общественном сознании людей последней четверти XIX - начала ХХ века шло активное становление нового образовательно-воспитательного идеала. Реформы, охватившие многие сферы социальной и экономической жизни, направили Россию на путь современного прогресса. Однако отступление государства от прогрессивных реформ привело к общественному противодействию, в том числе и в сфере женского профессионального образования.
Общественность была представлена как отдельными общественными деятелями (если они действовали индивидуально), так и общественными институтами. При этом к общественным институтам относились общественные организации, общественные профессиональные учебные заведения, библиотеки, музеи, больницы, приюты и т.д. Необходимо отметить, что до революции в обиходе «общественный» обычно значило «не бюрократический», и в эту категорию, наряду с общественными институтами, входили органы государственного самоуправления, являвшегося частью государственного аппарата.
Задачей общественности в области образования являлось создание нового культурного, патриотического отношения, вносящего гуманистическое начало в обоснование необходимости подготовки квалифицированных отечественных кадров. Недооценка российским самодержавием насущных общественных нужд и потребностей, нежелание идти на компромисс с обществом в этом вопросе служили постоянным источником общественного напряжения, подрыва столь необходимого для процветания страны коллективного согласия, что в конечном итоге привело не только к разрушению старых социальных связей, но и самой общественной системы через революционное насилие.
Представители общественности стремились поднять российскую промышленность и сельское хозяйство до европейского уровня, укрепить, как говорили тогда, «народное здравие», воспитать у молодежи гражданственность и чувство долга, а главное - перестроить, сделать более гуманными и гармоничными человеческие отношения [Степанский 1979: 69].
Неразвитость женского профессионального образования к началу «великих реформ» объяснялась незначительным участием женщин в крупном промышленном производстве. Однако социально-экономические изменения в России, интенсивно набирающие обороты, со всей остротой поставили перед обществом проблему подготовки высококвалифицированных кадров как среди мужчин, так и среди женщин. Решение этой проблемы стало возможным через развитие женского профессионального образования.
Тем не менее не только царское правительство, но и либеральные деятели в области народного образования, вопреки тенденции развивающегося капитализма, все шире включавшей женщину в производство, не видели необходимости давать женщине глубокую, общеобразовательную и профессиональную подготовку. «Назначение жизни женщины - это семья, - говорилось в докладе по вопросу о содержании профессионального образования женщин на I съезде по техническому и профессиональному образованию, - всякого рода познания, и общеобразовательные, и ремесленные, нужны ей в семье и для семьи» [Съезд русских деятелей по технич. и проф. обр... 1890: 16].
Во второй половине XIX века появляется целая плеяда общественных деятелей, ученых и специалистов-практиков, целиком посвятивших себя решению организационных, теоретических и методических проблем женского профессионального образования.
К числу выдающихся ученых, многое сделавшего для развития женского профессионального образования, следует отнести Петра Францевича Лесгафта (18371909). Педагог, ученый-анатом и врач, он обратился к вопросам физического образования. Главная цель его теории физического образования - «сознательная физическая работа» в самом широком смысле этого слова [Кузьмин 1989: 320]. Так, в 1896 году в Петербурге П. Ф. Лесгафтом были открыты курсы воспитательниц и руководительниц физического образования [Львов 1955: 146]. К работе на курсах были привлечены видные ученые. Среди них будущие академики В. Л. Комаров,
А. А. Рихтер, Н. М. Книпович, Е. В. Тарле, Н. А. Морозов, проф. М. М. Ковалевский и ряд других. Курсы П. Ф. Лесгафта готовили кадры не только для столичных городов, но и для российской провинции.
Особая роль в развитии теории и практики профессионального образования, в том числе женского, принадлежит Н. А. Вышнеградскому, создавшему один из важнейших документов в истории профессионально-технического образования -«Проект общего нормального плана промышленного образования в России». Вопрос о создании промышленного образования как самостоятельной подсистемы общей системы образования, отражающей экономические потребности России и создающей условия для развития промышленности и торговли, повышения конкурентоспособности российской промышленности, являлся для
Н. А. Вышнеградского особо приоритетным [Вышнеградский 1884: 23]. Педагогу принадлежит идея организации открытых и бессословных общеобразовательных учебных заведений для женщин. В 1858 г. по его проекту в Петербурге было создано первое бессословное 7-классное женское училище (Мариинское) и несколько бессословных гимназий Министерства народного просвещения (по Положению 1870 года они имели 7 основных классов и 8-й - педагогический).
К числу наиболее активных деятелей общественно-педагогического движения в области профессионального образования принадлежит А. Г. Неболсин. С 1874 г. его деятельность тесно связана с Постоянной комиссией по техническому образованию при РТО [РГИА Ф. 1001: Л. 3-8]. По его инициативе были проведены три всероссийских съезда русских деятелей технического и профессионального образования, которые сыграли важную роль в развитии теории и практики женского профессионального и общего образования, внешкольного образования, охраны здоровья детей и др. Под его руководством при РТО в Петербурге было создано 50 различных технических школ, профессионально-подготовительных курсов для детей рабочих, 15 училищ для
взрослых рабочих с общеобразовательными и специальными классами. В Москве при покровительстве РТО было открыто женское прядильно-ткацкое училище. Опубликованный в 1883 г. «Историко-статистический очерк общего и специального образования в России» [Неболсин 1887: 24] дал богатый фактический материал для изучения и анализа развития учебных заведений в России.
С каждым годом неуклонно росло количество общественных организаций (Московское общество распространения практических знаний между образованными женщинами (1872), Российское общество защиты женщин (1890), Русское женское взаимно благотворительное общество (1898), Общество попечения о молодых девицах (1899), Петербургское профессиональное общество по подготовке девушек к самостоятельному труду в сфере предпринимательства (1899) и др.), диапазон их деятельности постоянно расширялся, появлялись их новые направления. Если к началу 90-х гг. XIX века, по данным одного из первых исследователей этой проблемы Я. Абрамова, впервые сделавшего обзор частной инициативы в деле просвещения, было всего около 20 просветительных обществ, то к 1920 г., судя по списку, составленному В. Чарнолуским, их насчитывалось уже более двухсот [Чарнолуский 1910: 127].
Характер деятельности общественных организаций во многом зависел от местных условий и потребностей, его содержание непосредственно определялось составом и численностью членов общества, средствами, которыми оно располагало. Общественные организации открывали профессиональные женские учебные заведения: школы, курсы, профессиональные и ремесленные училища, а также оказывали помощь нуждающимся в трудоустройстве женщинам. Московским обществом распространения практических знаний между образованными женщинами, например, были открыты
школы и курсы кройки и шитья, рукоделий с мастерскими при них, кулинарная школа со столовой, школы черчения и рисования, коммерческого счетоводства, курсы стенографии и машинописи. Всего в учебных заведениях, открытых обществами с 1889 по 1912 гг., прошли обучение более 9 тысяч женщин [ГАРФ Ф.1152: 4].
Задачи женского профессионального образования формулировались педагогической общественностью следующим образом: предоставить возможность получения профессионального образования наибольшему числу женщин в связи с экономическими потребностями общества, а также широко распространять реальнопрактическое образование среди женщин в связи с возросшими требованиями к духовно-нравственной роли женщины в семье. Неоднородное по своей социальной структуре общественно-педагогическое движение по распространению женского профессионального образования постепенно приобретало определенные организационные формы. Развернули работу вновь созданные и уже действующие просветительные, благотворительные, попечительские общества и организации, товарищества педагогов, передовой промышленной интеллигенции.
Конкретными направлениями деятельности общественно-педагогического движения в области женского профессионального образования были: открытие и создание учебных учреждений различных типов; поиск источников их финансирования; устройство вспомогательных учреждений - музеев, выставок ученических работ, организация популярных чтений, лекций, бесед; проведение съездов и совещаний [Батышев и др. 1981: 157].
Кроме этого, были различные статистические обследования осы с целью изучения состояния женского профессионального образования в России. Уделялось внимание организации учебно-методической и воспитательной работы в профессиональной школе: это касалось разработки документов для новых типов училищ, составлению учебных планов, программ, совершенствованию форм и методов обучения. Общественная активность выражалась и в издательской деятельности: выпуск учебников, методических пособий, практических руководств [Каблукова 1907: 45]. Все это способствовало развитию сети женских профессиональных учебных заведений.
К 1905 г. в целом по стране насчитывалось 247 просветительных общества, сыгравших важную роль в распространении профессионального образования и совершенствовании его организационных форм [Отечественная энциклопедия 1996: 372]. Многие общества имели женские клубы, кружки, где женщины обучались грамоте, знакомились с литературой, ставили спектакли. Социальные инициативы общественного движения по развитию профессионального образования в России поддерживались выдающимися женщинами-благотворительницами - Надеждой Борисовной Трубецкой, Софьей Степановной Щербатовой, Александрой Николаевной Стрекаловой [Боханов 1989: 47].
Российская лига равноправия женщин была одной из крупнейших общественных организаций. В результате многочисленных обращений женской общественности Российской лиги, вторая Государственная дума приняла решение допустить женщин к работе в канцелярии Думы по письмоводству, счетоводству, стенографии, библиотеке [Отчет Моск. отд. Лиги равноправия жен. 1913: 11]. В 1915 году по ходатайству Российской лиги перед директорами почт и телеграфа женщинам было разрешено работать почтальонами [Отчет россий. Лиги равноправия жен. 1917: 39].
Процесс становления женского профессионального образования в России во второй половине XIX - начале ХХ века явился важной составной частью общественно-
политической жизни страны, одним из показателей направления и динамики ее развития.
Общественность и частные лица добились учреждения достаточно широкой сети образовательных и профессиональных учебных заведений. Анализ источников показывает, что социальные инициативы общественности и частных лиц были направлены на обеспечение стремления женской молодежи и взрослых женщин-работниц к самообразованию.
Общественность и частные лица внесли значительный вклад в становление женского профессионального образования, включая в себя научные, технические, педагогические, промышленно-предпринимательские силы.
Таким образом, в России, благодаря социальным инициативам общественности и частных лиц, было сформировано альтернативное направление развития женского профессионального образования.
Библиографический список
Боханов А. И. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989. С. 47.
Вышнеградский Н. А. Проект Общего нормального плана промышленного образования в России. СПб., 1884. 85 с.
ГАРФ. Ф. 1152. Оп. 12. Д. 118. Л. 4. О назначении Общества распространения между образованными женщинами практических знаний.
Историко-статистический очерк общего и специального образования в России / под ред. А. Г. Неболсина. СПБ., 1887. 220 с.
Каблукова М. Ф. Женское профессиональное образование после съезда. М., 1907. 110 с.
Львов К. И. Борьба П. Ф. Лесгафта за женское образование // Сов. педагогика. 1955. № 5. 185 с.
Отечественная история: энциклопедия: в 5 т. М., 1996. 750 с.
Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / ред. коллегия: С. Я. Батышев, А. Н. Веселов, Н. Н. Кузьмин. М., 1981. 220 с.
Отчет Московского отдела Лиги равноправия женщин за 1911-1912 гг. М., 1913.
С. 11.
Отчет Российской лиги равноправия женщин за 1914-1915 г. СПб., 1917. С. 39.
Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / сост. И. Н. Кузьмин. М., 1989. Т. 2. 450 с.
РГИА. Ф. 1001. Оп. 4. Д. 205. Л. 3-8.
Степанский А. Д. История общественных организаций дореволюционной России. М., 1979. 189 с.
Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. 1889-1890. Труды IV отделения. СПб., 1890. С. 16.
Чарнолуский В. Частная инициатива в деле народного образования. СПб., 1910.
185 с.