Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
4
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальная транспортная система / безопасность дорожного движения / Госавтоинспекция / научно-технологическое развитие / intelligent transport system / road safety / State Traffic Safety Inspectorate / scientific and technological development

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минниханов Р. Н.

Статья посвящена деятельности государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения», направленной на обеспечение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан. Приводится описание средств, входящих в интеллектуальную транспортную систему, рассматривается её взаимодействие с органами Госавтоинспекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Минниханов Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE STATE BUDGETARY ORGANIZATION «ROAD TRAFFIC SAFETY» TO ENSURE ROAD SAFETY IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The article is devoted to the activities of State budgetary organization «Road traffic safety» to ensure road safety in the Republic of Tatarstan. The description of the means of the intelligent transport system and their interaction with the State Traffic Safety Inspectorate is given.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»

Научная статья УДК 34

Безопасность дорожного движения

© Минниханов Р.Н., 2024

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Рифкат Нургалиевич Минниханов

ГБУ «Безопасность дорожного движения» rifkat16@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена деятельности государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения», направленной на обеспечение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан. Приводится описание средств, входящих в интеллектуальную транспортную систему, рассматривается её взаимодействие с органами Госавтоинспекции.

Ключевые слова: интеллектуальная транспортная система, безопасность дорожного движения, Госавтоинспекция, научно-технологическое развитие

Для цитирования: Минниханов Р.Н. Деятельность государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения» по обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Татарстан // Безопасность дорожного движения. 2024. № 3. С. 14-17.

Original article

ACTIVITIES OF THE STATE BUDGETARY ORGANIZATION «ROAD TRAFFIC SAFETY» TO ENSURE ROAD SAFETY IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Rifkat N. Minnikhanov

State budgetary organization «Road traffic safety» rifkat16@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the activities of State budgetary organization «Road traffic safety» to ensure road safety in the Republic of Tatarstan. The description of the means of the intelligent transport system and their interaction with the State Traffic Safety Inspectorate is given.

Keywords: intelligent transport system, road safety, State Traffic Safety Inspectorate, scientific and technological development For citation: Minnikhanov R.N. Activities of the State budgetary organization «Road traffic safety» to ensure road safety in the Republic of Tatarstan // Road Safety. 2024. № 3. P. 14-17.

ОЖ

обеспечение безопасности дорожного дви-"жения - одна из основных задач Госавтоинспекции. Но её решение невозможно без тесного взаимодействия с другими организациями, также осуществляющими данную функцию.

Созданное в Республике Татарстан государственное бюджетное учреждение «Безопасность дорожного движения» (далее - ГБУ «Безопасность дорожного движения») уже более 20 лет системно обеспечивает снижение уровня аварийности и транспортного травматизма на автомобильных дорогах республики.

В настоящее время основу подхода к обеспечению безопасности на дорогах составляет комплексная интеллектуальная транспортная система (далее - ИТС).

Первой составляющей ИТС, которая показала реальную эффективность, стала система автоматической фотовидеофиксации правил дорожного движения, запущенная в 2008 году.

Её широкое внедрение, а также принятие федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [1] привело к уменьшению как дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), так и числа погибших (рис. 1).

Статистика аварийности в РТ

Статистика погибших в ДТП по РТ с 2006 - 2023 гг.

Запущена система фотофиксации 754 769 ^^ '¿Ч сЭА 696 69S J^9

До 2009 гола погибшим в ДТП считались умершие в течение 7 дней, с начала 2009 гооэ -ЗО дней. Это дает

V. «1 ut «з зов _ ---- 279

рост примерно на ЮЧ

Пра/>чтсль£тпа РФ от 19 ноября 2008 г. N 859 ■О внесении

ИЛМ&МвМИЙ а Правила учета дородно-ТрОН слост* Ьг»

происшествий"

жп к» их» юх п» ао*> яп ко юя км кк кт юп жя гт то гол гон гогз

Рисунок 1 - Статистика аварийности в Республике Татарстан с 2006 по 2023 год

Road

Как итог, с момента внедрения системы фото-видеофиксации количество погибших в ДТП в Республике Татарстан сократилось более чем в два раза (с 713 в 2008 году до 279 человек в 2023 году).

Непродолжительный рост числа погибших с 2009 по 2011 год был связан с изменением учетной политики [2]. До 2009 года погибшими в ДТП считались умершие в течение 7 дней, с начала 2009 года -в течение 30 дней. Это дает рост примерно на 10%.

В 2022 году провели интеграцию имеющихся комплексов фотофиксации в федеральное программное обеспечение СПО «Паутина». Поскольку не все комплексы фотовидеофиксации поддерживают протокол передачи данных федеральной системы, после запуска СПО «Паутина» в республике количество функционирующих комплексов фотовидеофиксации снизилось (с 1173 до 1019).

Однако, как уже неоднократно отмечалось, проблема распознавания номерных знаков остается актуальной. Несмотря на улучшение алгоритмов распознавания, применению методов искусственного интеллекта идентификации транспортных средств мешают как объективные причины (погода, время суток, качество изображения), так и недобросовестные водители, которые намеренно прикрывают или искажают государственный регистрационный знак (далее - ГРЗ). С 2014 года мы активно занимаемся технологией радиочастотной идентификации (далее - RFID) [3, 4, 5, 6]. Применение RFID совместно с комплексами фотофиксации позволяет решать задачу распознавания ГРЗ максимально эффективно.

В 2022 году проведены испытания аппаратно-программного комплекса «Мера», совмещающего радиочастотную идентификацию и комплекс фотофиксации. При отсутствии возможности визуально определить ГРЗ комплекс фотофиксации с RFID всегда идентифицировал проезжающее транспортное средство.

Такой комплекс может оказаться полезным и в хорошую погоду: система обеспечивает считывание и привязку распознанного ГРЗ автомобиля к номерам RFID-меток его основных узлов и агрегатов. Хотя далеко не все автопроизводители устанавливают RFID-метки на компоненты автомобиля, такая информация даже в небольших объемах может быть полезной, особенно в сложной в террористическом плане обстановке.

На безопасность дорожного движения в городской черте влияет и светофорное регулирование. Улучшение качества регулирования, уменьшение количества «пробок» и заторов ведет к упорядочиванию транспортного потока, уменьшает утомляемость водителей, снижает их усталость и агрессивность, что косвенно влияет и на аварийность.

В настоящее время в состав адаптивной системы управления дорожным движением (далее - АСУДД) входит 258 адаптивных светофорных объектов, из них в г. Казани - 229, в г. Набережные Челны - 29.

В центре управления АСУДД установлен отечественный программно-технический комплекс «Город», который позволяет собирать, обрабатывать и визуализировать данные с автоматизированных систем управления, совместим с новыми транспортными контроллерами и другими периферийными устройствами (например, информационное табло), повышает уровень информационной безопасности.

При этом внедренные в центральную систему программные модули приоритетного проезда выделенных групп транспортных средств, например, ма-

Safety

шин специальных и коммунальных служб, являются полностью отечественной разработкой.

Следующее направление работы ГБУ «БДД» -обеспечение сохранности автомобильных дорог, что также ведет к повышению безопасности дорожного движения.

В связи с этим необходимо проводить работы по дальнейшему совершенствованию автоматизированной системы весогабаритного контроля. Но на данный момент проблема больше не в технической части, а в организационном плане.

Сложившаяся практика обеспечения сохранности автомобильных дорог при осуществлении весога-баритного контроля в настоящее время утратила свою актуальность. С 2018 года МВД России отказалось от осуществления данного контроля, обосновав это тем, что это не свойственная министерству функция.

В результате изменения законодательства с 2023 года эти обязанности переданы Ространснад-зору, который на данный момент не имеет достаточной штатной численности и полномочий.

С 2020 года в Татарстане в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» [7] продолжено развитие всех основных подсистем ИТС и проводится разработка единой интеграционной платформы (далее - ЕПУТС) как универсального инструмента управления и мониторинга комплексом ИТС в республике.

Основными модулями ЕПУТС являются: модуль выдачи транспортных разрешений; модуль администрирования транспортных правонарушений;

модуль диспетчерского управления ИТС для ЧС и ВС;

модуль контроля эффективности ИТС; модуль управления дорожными работами; модуль централизованного информирования участников движения;

модуль управления движением общественного транспорта;

модуль внутренних и внешних сервисов; модуль конфигурации парковочного пространства; модуль транспортного прогнозирования и моделирования;

модуль «Цифровой двойник»; подсистема видеонаблюдения. В ЕПУТС уже интегрирована подсистема видеонаблюдения, предназначенная для обеспечения оперативного мониторинга на автомобильных дорогах городских агломераций.

Сегодня ЕПУТС также интегрирована с платформой ситуационного центра Республики Татарстан. Оператор ЕПУТС может получать аналитическую информацию из платформы ситуационного центра и использовать расчетно-аналитические модели.

В частности, имеются следующие модели ситуационного центра по транспортной аналитике:

1. Модель пропускной способности перекрестка. Результатом ее работы является набор значений проезжающих транспортных средств в каждом направлении за единицу времени на моделируемом перекрестке.

2. Модель определения вероятности подачи заявления на выдачу разрешения на перевозку крупногабаритного/тяжеловесного груза конкретным заявителем, определяющая вероятность подачи заявления на выдачу разрешения на перевозку крупногабаритного/тяжеловесного груза конкретным заявителем (строится на основе исторических данных).

Безопасность до]

3. Модель прогноза количества и средней продолжительности парковочных сессий.

4. Модель прогноза нарушений, связанных с транспортировкой грузов с превышением разрешенной массы.

5. Модель определения условий наиболее вероятного выхода оборудования из строя. Данная модель особенно актуальна для оценки вероятности выхода из строя аппаратных элементов дорожной инфраструктуры для своевременного обслуживания технических элементов.

6. Модель прогноза динамики экопоказателей. Результатом работы этой модели является временной ряд (исторические и прогнозные значения для каждого сценария) размера экологического вреда, наносимого транспортными средствами экосистеме региона, в условных единицах.

7. Модель оценки температуры атмосферного воздуха в произвольной точке. Данная модель основана на построении временных рядов метеоданных с метеостанций региона. Ее показатели могут использоваться для прогнозирования дорожных ситуаций в зависимости от тех или иных климатических условий, что позволяет заранее планировать необходимые меры для предотвращения ДТП.

Понятно, что грамотное планирование, которое подкрепляется использованием аналитических платформ, создает изначально благоприятные условия для снижения аварийности.

Также в 2023 году для Казанской городской агломерации была разработана транспортная модель, функционирующая на цифровой платформе для управления транспортной системой ЫТМ (разработка ГК СИМЕТРА).

С помощью данного инструмента в настоящее время ГБУ «Безопасность дорожного движения» решает задачи исследования загруженности общественного транспорта для отдельных районов г. Казани, однако не может в одиночку решать все вопросы развития транспорта и транспортной безопасности.

ГБУ «Безопасность дорожного движения» работает в тесном взаимодействии с предприятиями (КамАЗ, ОЭЗ «Алабуга» и т.д.) и научными организациями (ВУЗами, Университетом Иннополис, Академией наук Республики Татарстан), в том числе и в рамках Программы научно-технологического развития Республики Татарстан.

Это в большей степени касается перспективных направлений, в которых в Республике Татарстан в настоящий момент накоплен большой положительный опыт, в том числе испытаний и внедрений высокоавтоматизированных транспортных средств (далее - ВАТС) - следующего этапа развития ИТС.

Ещё в 2016 году был представлен первый автомобиль «КамАЗ» с полностью автономным роботизированным управлением, умевший выполнять простые маневры на специально оборудованной площадке. В настоящее время беспилотные грузовые автомобили «КамАЗ» выполняют коммерческие грузоперевозки в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» на трассе М-11 «Нева». По итогам 2023 года ДТП с их участием отсутствовали.

Экспериментальная и интеллектуальная инфраструктура для беспилотного наземного транспорта также выстроена в г. Иннополис. Именно на дорогах Иннополиса в 2018 году появились первые беспилотные такси компании Яндекс и беспилотники Университета Иннополис.

>жного движения -

В конце прошлого года ФАУ «РОСДОРНИИ» и «Казань-Телематика» завершили основные работы по созданию интеллектуальной инфраструктуры пилотной зоны по проведению экспериментов и испытаний ВАТС на основе использования сервисов ИТС.

Проектами в области ВАТС занимаются также ведущие университеты Татарстана, в частности федеральный центр компетенций НТИ по робототехнике и беспилотным технологиям Университета Инно-полис.

В Центре созданы решения для наземного, летающего и подводного беспилотного транспорта в интересах транспортной отрасли:

модули распознавания и планирования для перевозок по бездорожью с учетом обхода препятствий и непроходимых участков;

беспилотная дорожно-строительная и специальная техника, технологии дистанционного управления и мониторинга;

методы компьютерного зрения для беспилот-ников.

Также Центр разрабатывает летающие беспи-лотники для мониторинга, контроля дорожного движения, доставки и навигации.

Таким образом, видно, что повышение безопасности дорожного движения - это задача, которая может быть решена только в тесной связке единой экосистемы научно-технологического развития.

Экосистема объединяет ключевых участников, вузы, институты развития, промышленные предприятия, как сейчас можно говорить «квалифицированных заказчиков», федеральные и субъектовые учреждения поддержки высокотехнологического предпринимательства для «бесшовной» работы в едином поле, по общим стандартам и правилам с согласованной долгосрочной научной и образовательной повесткой.

Это позволяет оперативно, в соответствии с быстро меняющимися рыночными и внешними условиями обеспечить подбор и поддержку перспективных идей, профессиональных команд для «сборки» и реализации прорывных проектов. И ГБУ «Безопасность дорожного движения» - одно из звеньев формируемой системы.

Список источников

1. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864. «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 20132020 годах» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.06.2024).

2. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 859 «О внесении изменений в Правила учета дорожно-транспортных происшествий» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.06.2024).

3. Вишневский В.М., Минниханов Р.Н. Автоматизированная система контроля нарушений правил дорожного движения с использованием КРГО-технологийи новейших беспроводных средств // Проблемы информатики. 2012. № 1(13). С. 52-65.

4. Минниханов Р.Н., Вишневский В.М., Даутов Р.А. Использование технологии радиочастотной идентификации (ЯРГО) в системах безопасности дорожного движения // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее: материалы III Международной научно-практической конференции в рамках форума «Безопасность и связь» (Казань, 27-28 февраля 2014 г.). Часть 1. Казань: Научный центр безопасности жизнедеятельности, 2014. С. 684-689.

Road

5. Вишневский В.М., Минниханов Р.Н., Барский И.В. и др. Гибридная система идентификации транспортных средств // Вестник НЦБЖД. 2022. № 4(54). С. 33-41.

6. Вишневский В.М., Минниханов Р.Н., Барский И.В. и др. Патент № 2806291 C1 Российская Федерация, МПК G08G 1/017, G08G 1/04, G08G 1/042. Способ фиксации нарушений Правил дорожного движения: № 2023105605: за-явл. 10.03.2023: опубл. 30.10.2023 / заявитель Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук.

7. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.06.2024).

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation dated 03.10.2013 № 864 «On the federal target program «Improving road safety in 2013-2020» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.06.2024).

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated 19.11.2008 № 859 «On amendments to the Rules for recording road traffic accidents» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.06.2024).

Safety

3. Vishnevsky V.M., Minnikhanov R.N. Automated system for monitoring traffic violations using RFID technology and the latest wireless means // Problems of Informatics. 2012. № 1(13). P. 52-65.

4. Minnikhanov R.N., Vishnevsky V.M., Dautov R.A. The use of radio frequency identification (RFID) technology in road safety systems // Modern problems of life safety: present and future: materials of the III International scientific and practical conference within the framework of the «Security and communications» forum (Kazan, 27-28.02.2014). Part 1. Kazan: Scientific Center for Life Safety, 2014. P. 684-689.

5. Vishnevsky V.M., Minnikhanov R.N., Barsky I.V. et al. Hybrid vehicle identification system // Bulletin of the National Center for Railways. 2022. № 4(54). P. 33-41.

6. Vishnevsky V.M., Minnikhanov R.N., Barsky I.V. et al. Patent №. Method for recording violations of the Traffic Rules: № 2023105605: application. 10.03.2023: publ. 30.10.2023 / applicant Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Management Problems named after. V.A. Trapeznikov Russian Academy of Sciences.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Decree of the President of the Russian Federation dated 21.07.2020 № 474 «On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.06.2024).

Информация об авторе

Р.Н. Минниханов - доктор технических наук, профессор, президент Академии наук Республики Татарстан, директор ГБУ «Безопасность дорожного движения»

Контакты: ул. Оренбургский тракт, д. 5, Казань, Россия, 420059 Information about the author

R.N. Minnikhanov - Doctor of Sciences in Technology, Professor, President of the Tatarstan Academy of Sciences, Director of State budgetary organization «Road traffic safety»

Contacts: ul. Orenburgskij trakt, d. 5, Kazan, Russia, 420059

Статья поступила в редакцию 21.06.2024; одобрена после рецензирования 28.06.2024; принята к публикации 05.07.2024. The article was submitted 21.06.2024; approved after reviewing 28.06.2024; accepted for publication 05.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.