Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1917-1921 ГГ.)'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1917-1921 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ / ГЛАМОРТЕХ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ / МЕХАНИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ / АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ОТДЕЛ / МИННЫЙ ОТДЕЛ / СУДОСТРОЕНИЕ / СУДОРЕМОНТ / СНАБЖЕНИЕ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / MAIN SHIPBUILDING DIRECTORATE / MAIN NAVAL TECHNICAL ADMINISTRATION / CIVIL WAR / SHIPBUILDING SECTION / MECHANICS SECTION / ARTILLERY SECTION / MINE SECTION / SHIPBUILDING / SHIP REPAIRS / SUPPLIES / MATERIAL-TECHNICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прасников Владислав Борисович, Добрякова Марта Александровна, Куликов Сергей Валерьевич

В статье рассматривается деятельность Главного управления кораблестроения в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции. В переломный для страны период Главное управление кораблестроения не только успешно решало задачи материально-технического обеспечения фронтов, Балтийского флота, речных и озёрных флотилий, но и сумело сохранить те немногие боевые единицы, которые в будущем составили боевое ядро Рабоче-крестьянского Красного флота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Прасников Владислав Борисович, Добрякова Марта Александровна, Куликов Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF THE MAIN SHIPBUILDING DIRECTORATE OF THE SOVIET REPUBLIC (1917-1921)

The paper looks at the work of the Main Shipbuilding Directorate during the Civil War and foreign military intervention. At a crucial time for the country the Main Shipbuilding Directorate not only successfully dealt with issues of material-technical support of the fronts, the Baltic Fleet, and river and lake flotillas, but also managed to preserve the few combat units, which would eventually form the nucleus of the Red Navy of Workers and Peasants.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1917-1921 ГГ.)»

B.Б. ПРАСНИКОВ, V.B. PRASNIKOV, М.А. ДОБРЯКОВА, М.А. DOBRYAKOVA,

C.В. КУЛИКОВ S.V. KULIKOV

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1917—1921 гг.)

THE WORK OF THE MAIN SHIPBUILDING DIRECTORATE OF THE SOVIET REPUBLIC (1917—1921)

Сведения об авторах. Прасников Владислав Борисович — старший научный сотрудник, руководитель группы истории отечественного кораблестроения и вооружения Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат исторических наук (Санкт-Петербург. E-mail: vunc-vmf-3fil@mil.ru);

Добрякова Марта Александровна — научный сотрудник группы истории отечественного кораблестроения и вооружения Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (Санкт-Петербург. E-mail: vunc-vmf-3fil@mil.ru).

Куликов Сергей Валерьевич — научный сотрудник группы истории отечественного кораблестроения и вооружения Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (Санкт-Петербург. E-mail: vunc-vmf-3fil@mil.ru).

Аннотация. В статье рассматривается деятельность Главного управления кораблестроения в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции. В переломный для страны период Главное управление кораблестроения не только успешно решало задачи материально-технического обеспечения фронтов, Балтийского флота, речных и озёрных флотилий, но и сумело сохранить те немногие боевые единицы, которые в будущем составили боевое ядро Рабоче-крестьянского Красного флота.

Ключевые слова: Главное управление кораблестроения; Гламортех; Гражданская война; кораблестроительный отдел; механический отдел; артиллерийский отдел; минный отдел; судостроение; судоремонт; снабжение; материально-техническое обеспечение.

Information about authors. Vladislav Prasnikov — Senior Researcher; Head of the Domestic Shipbuilding and Armaments History Group at the Navy Shipbuilding and Armaments Research Institute, the Navy MESC «Naval Academy», Cand. Sc. (Hist) (St Petersburg. E-mail: vunc-vmf-3fil@mil.ru).

Marta Dobryakova — Researcher at the Domestic Shipbuilding and Armaments History Group of the Navy Shipbuilding and Armaments Research Institute, the Navy MESC «Naval Academy» (St. Petersburg. E-mail: vunc-vmf-3fil@mil.ru).

Sergei Kulikov — Researcher at the Domestic Shipbuilding and Armaments History Group of the Navy Shipbuilding and Armaments Research Institute, the Navy MESC «Naval Academy» (St. Petersburg. E-mail: vunc-vmf-3fil@mil.ru).

Summary. The paper looks at the work of the Main Shipbuilding Directorate during the Civil War and foreign military intervention. At a crucial time for the country the Main Shipbuilding Directorate not only successfully dealt with issues of material-technical support of the fronts, the Baltic Fleet, and river and lake flotillas, but also managed to preserve the few combat units, which would eventually form the nucleus of the Red Navy of Workers and Peasants.

Keywords: Main Shipbuilding Directorate; Main Naval Technical Administration; Civil War; shipbuilding section; mechanics section; artillery section; mine section; shipbuilding; ship repairs; supplies; material-technical support.

РУССКО-ЯПОНСКАЯ война 1904—1905 гг. со всей очевидностью показала несовершенство существовавшей с 1885 года в Морском министерстве системы управления кораблестроением и вооружением. Проблема заключалась главным образом в том, что Морской технический комитет (МТК) отвечал за научно-техническую политику в области кораблестроения и вооружения, разрабатывал тактико-технические задания и осуществлял наблюдение за проектированием, а Главное управление кораблестроения и снабжения (ГУКиС) заключало договора и производило платежи. Как показала практика, разделение функций между МТК и ГУКиС во многом оказалось надуманным. Обе структуры в значительной мере дублировали и мешали друг другу, фактически отвечая за одно и то же — создание кораблей в соответствии с утверждёнными тактико-техническими заданиями и сроками постройки.

Под давлением флотской общественности и военно-промышленных кругов Российской империи Морское министерство было вынуждено пойти на объединение МТК и ГУКиС в единую

Народный комиссар по морским делам

П.Е. Дыбенко

МО

Проект приказа п о

Гламортеху.

Согласно приказания Врид. Поморкома для собирания сведений о стоимости имущества оставленного в Финляндии, Эстонии и Латвии - согласно телеграмме Нагенмора от 3 Декабря с.г. №6891 экстренно назначается Комиссия под председательством И,н*й1АМЯКИНА в составе: от

Кор» Инж.КАЗАНСКОГО инж.Мех.БЛИНОВА ВОЕН.Ида. ИСТОМИНА й Инж.Мех.ВАСИЛЬЕВА с предоставлением Комиссии права немедленно привлекать к ея работам всех необходимых для выяснений означенных вопросов лиц.

Комиссии принять меры к ведению дела в самом экстренном порядке.

НАГЛАМОРТЕХ: Комиссар

Проект приказа по Гламортеху об организации комиссии по сбору сведений о стоимости имущества, оставленного в Финляндии, Эстонии и Латвии

РГА ВМФ. Ф. р-0360. Оп. 1. Д. 542. Л. 43

структуру — Главное управление кораблестроения (ГУК). Это объединение было оформлено 11 октября 1911 года утверждением императором Николаем II «Временного положения об управлении Морским ведомством».

В ходе очередной реформы Морского ведомства все научные органы флота вошли в состав ГУК, который состоял из пяти отделов: Кораблестроительного, Механического, Артиллерийского, Минного и Общих дел.

В каждом из первых четырёх отделов были сосредоточены: техническая часть соответствующей специальности, расчёт потребных финансовых средств, разработка планов производства и общее управление уже выделенными финансовыми средствами. В пятом отделе — Общих дел — велось производство хозяйственных операций по указаниям специальных отделов, велись расчёты с контраген-

Перечень затонувших судов Балтийского флота, составленный оперативным управлением штаба Балтийского флота

РГА ВМФ. Ф. р-0360. Оп. 1. Д. 175. Л. 2

л с. с. ]?.

ШТАБ

ЛЦГ

Балтийского флота^

в ттоям*

У\ ,

На Н* 102 М 24-га Я*за?я 1921 г~

Гл. УЩ1. Норавлвтвму»-1 Вход. —

«ШТДФЛОТ»

л

...192

Ш

-Штаб фл*та саабщаат сжнсек аатажувввх »уд«:

1/*Народ»ввл§ц* ва #§ке Нав* у Васвльавск.Оз 2/в0лв<г" ум»да в К?®*втадт 3/"Память Аша" Иуоввтадская гавань 4/Эсм*«вц "Каввтавтвв" Кав»#ская губа 5/ "Гав91нл" ТОЖЕ

6/ "Свабада* Т а ж •

7/ Лак для вадледак Т • ж в

8/ "Налгав" у Охтансг.вга моста Чта-жа касается средств для врававивтва вад'ама аавачмввх оудав та такавн« вкаютея вауаятжа тмвха аагуан^цай,- _ Начадвввк О*а?ата»*?г0 Ув*авлаввя: Каквсоау

IX Ом?ат

1:

тами, дела административного и общего характера.

Строительство подводных лодок было выделено в отдельную часть Подводного плавания, организационно входившую в Кораблестроительный отдел. В 1916 году в связи с активизацией подводной войны и ростом значения подводных лодок как боевого средства часть Подводного плавания была преобразована в самостоятельный отдел Подводного плавания ГУК.

Также в период до Февральской революции в составе ГУК появились отдел Воздушного плавания и отдел Минзаграждения и тралов, выделенный из состава Минного отдела.

В качестве полигонной и лабораторной базы в ГУК входили:

— научно-техническая лаборатория (специализировалась на взрывчатых веществах);

— морской артиллерийский полигон;

— опытный бассейн с механической и химической лабораториями.

Таким образом, к 1917 году Главное управление кораблестроения сосредоточило в себе все вопросы научного, технического, организационного и хозяйственного руководства строительством, вооружением и снаряжением кораблей. Сложившаяся накануне Первой мировой войны структура управления строительством кораблей, центром которой был ГУК, успешно просуществовала до 1917 года. Она обеспечила решение практически всех научно-технических задач, возникавших в процессе выполнения текущих судостроительных программ. Также следует отметить, что благодаря усилиям ГУК российский флот продолжал регулярно пополняться новыми боевыми единицами даже в ходе войны.

В результате революционных потрясений 1917 года прежняя система управления флотом была демонтирована. Вместо старых органов управления флотом Совет народных комиссаров своим приказом № 1 от 7(20) ноября 1917 года учредил Верховную Морскую коллегию во главе с народным комиссаром по военно-морским делам П.Е. Дыбенко. Верховная Морская коллегия (с февраля 1918 г. — Коллегия народного комиссара по морским делам), вступив в управление бывшим Морским министерством согласно приказу № 1 от 14(27) ноября 1917 года, утвердила комиссаров и их помощников в каждом управлении, учреждении Морского министерства, без санкции которых не решались никакие вопросы. При Главном управлении кораблестроения в 1917—1919 гг. комиссарами были инженер-механики Гудман и Форсилов. Начальниками ГУК в этот же период были корабельные инженеры Волков и Барановский, последний — бывший генерал-майор корпуса корабельных инженеров Российского императорского флота1.

После революции Главное управление кораблестроения (в советском варианте — Глакор)

в своей структуре сохранило отделы: Кораблестроительный, Механический, Подводного плавания, Артиллерийский, Минный, Мин-заграждения и тралов, Радиотелеграфный, Строительно-крепостной, Общих дел, Финансовый.

Кроме того, в составе Главного управления кораблестроения действовала комиссия по наблюдению за порохами и взрывчатыми веществами, а в 1918 году при Управлении были образованы:

— техническая (ликвидационная) комиссия для просмотра действующих договоров с контрагентами и завершения их, которая закончила свою работу к концу 1919 года;

— комиссия по выяснению стоимости имущества морского ведомства, оставленного в Финляндии, Эстонии, Латвии2.

Одной из особенностей работы управления в 1918—1919 гг., существенно повлиявших на дезорганизацию его работы, были неоднократные переезды из Петрограда в Москву и обратно. Результат этих переездов был прогнозируем — потери как квалифицированного персонала, так и ценнейших архивных документов.

Например, в ходе первой эвакуации (не в Москву, а в Ярославль) осенью 1917 года часть имущества была вывезена на баржах по Мари-инской водной системе, другая часть весной 1918 года — архив Главного управления кораблестроения — по железной дороге. В результате в июне 1918 года во время подавления Ярославского восстания погибло большое количество чертежей кораблей эпохи парового и броненосного флота. Известные на сегодняшний день потери по отделам составили:

— Кораблестроительный — 10 больших ящиков;

— Артиллерийский — точное число не установлено;

— Подводного плавания — 8 больших и 1 малый ящики.

Кроме того, 29 октября 1918 года в результате пожара в помещении Морской строительной части в Главном адмиралтействе от огня и воды погиб ещё один массив кораблестроительных чертежей эпохи парового и броненосного судостроения, находившихся в смежном помещении, принадлежавшем Главному управлению кораблестроения3.

В ходе перевода управления в Москву в апреле 1918 года его личный состав был сокращён на 50 проц. Сам переезд в Москву, по воспоминаниям современников, был спешный, с небольшим числом сотрудников, имевших на руках только самое необходимое. При этом много ценного погибло в пути. Одновременно оставшимися сотрудниками управления велась большая практическая работа. До революции Главное управление кораблестроения ведало постройкой, ремонтом, вооружением и боевым снабжением кораблей. Одна-

Р.С.Ф.С.Р. ДОКЛАД МОРСКОМУ^ЕНЕРАЛЬНОМУ ШТАБУ.

А, л. \ СТР. Ш

Ч

Морской генеральный штаб испрашивает об утверждении нижеследующей программы пополнения материальной части боевого запаса по артиллерийской части Вольской Военной фло-ТИЛЙИ «в- кампанию Ш9 года.

вой флотилии на кампанию

1619 года.

» Калибр. 1 Полная установка. Тела [ орудий}. Зыстре- ! з?! Примечание.

1 ¡130 м/м. |120 м/м. - - 2700 - !1327 1/Иэ них 2 в пеовую очередь.

'и - ¡75 м/м. 2 7 Ч I ! -- 1 1650 2/ 50,4 может быть шрапнели.

¡47 м/м. 1^7 м/м. {противоаэроп. ¡2Х/2" про-¡тивоаэроплан. .'37 м/м. Мак- ¡лена. • •Пулеметов 1 88 - |19184 ! 3000 - ! 2000 - \ 6000. - | збоооо. 3/ Йадувтж гаевого^сдь-лан исхода из количества : 2500 выстрелов на пулемет, 1000 выстрелов на мел-кия пушки и по 500 выстрелов на калибр 75 м/м. и выше.

Подписали:

Начальник Л1таба

ЕВ.БЕРЕНС.

И.об. КоЙ*ссар таба ЛУКАШЕВИЧ. * Февраля 1919 г.

• •. С подлинным верно:

Л Морской Отдел Ревоен-^ов©та Республики.

Доклад о пополнении артиллерийского снабжения Волжской военной флотилии

РГА ВМФ. Ф. р-0360. Оп. 1. Д. 368. Л. 34

ко в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции основные усилия пришлось сосредоточить на обеспечении флотов, поддержании в исправном техническом состоянии кораблей и судов из состава Морских сил, а также многочисленных речных и озёрных флотилий.

Вся деятельность Главного управления кораблестроения на протяжении 1918 года была направлена на удовлетворение нужд флотов и флотилий и обеспечение их вооружением. Выяснялось и учитывалось оставленное на заводах и эвакуированное морское имущество, оборудовались складские помещения для этого имущества, велись его учёт и распределение.

Большую работу сотрудники управления вели по организации перевода боевых кораблей с Балтики на Волгу и Северную Двину4. Кроме того, управление в этот период принимало активное участие:

— в вооружении формировавшейся Волжской военной флотилии и создании её тыловой базы;

— в достройке эскадренных миноносцев «Свобода», «Лейтенант Ильин» и «Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай», а также тральщиков типа «Ударник» на Балтике;

Р.С.Ф.С.Р. г . М.К. ' ДОКЛАД ПО

Г Е Н Н О

готовность миноносцев "СТОРОЖЕВОЙ" и двух типа""ТУРНМЕНЕЦ"•

Копия1р копии. ..

д.**, лит. СТР.^f £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

во внимание возможную поР У требностъ з усилении состава ручных и озе ных Флотилий Ооевыми судами,единственным резервом коих является ЕАЛТФЛОТ,ГЕНМОР пс лагал Оа делесообразным приступить теперь О приведений а боевую *е к приведению в готовность некоторых мы дез Балтфлота из числа сдаваемых на долго временное хранение.

В силу изложенного испрашивается распо ря&ение Морского Отдела РЕВВОЕНСОВЕТА РЕС ПУБЛИКИ о приведении в боевую готовность мянца "СТОРОЖЕВОЙ" и двух минцев типа "ТУРКМЕНЕП" по выбору Реввоенсовета БалтФлота.

Подписали: За Начальника Штаба 8ЕЧЕСЛ0В Комиссар Штаба ТЕРМОРУКСШ

Резолюции: I. "Согласен" . СИЛЯНСКИ»,Б. АЛЬТЛАТЕР. 6Ш1-19Г.

2. "ГЕЙМОР.Копию этого доклада срочно при моей под-• писи поехать Зав. Тех.и Хоз. Ч. Мор. 3. JL3AXPAMEE-

писи

ВУ в ответ на его телеграмму.

в. альт*ate?".

Резол.Наглакора:"НАКОРГУК к сведению а дополнение ранее сделанных указаний и сообщить по Отделам".

С.Fa о а и о в о ч •ч.. 13 / 'II -19 г.

• чв" марта 1919г. К 101.

В М0РСКО* ОТДЕЛ РЕВВОЕНСОВЕТА.

РЕСПУВЛЙ!/г:

Доклад о приведении в боевую готовность кораблей, предназначенных для усиления речных и озёрных флотилий

РГА ВМФ. Ф. р-0360. Оп. 1. Д. 368. Л. 15

— в приёмке эскадренного миноносца «Ка-лиакрия» и достройке эскадренных миноносцев «ушаковской» серии на Чёрном море;

— в ремонте и подготовке к отправке на Волгу подводных лодок;

— в изготовлении сухопутных мин и авиабомб для воздушных сил Советской Республики;

— в текущем ремонте действующих боевых кораблей и судов и подготовке к долговременному хранению выведенных из состава действующего флота боевых единиц. И это далеко не полный перечень.

Важной стороной работы Главного управления кораблестроения был учёт имевшихся запасов вооружения и материально-технического снабжения. Так как в стране практически ничего не производилось, основным источником для вооружения мобилизованных су-

Отношение артиллерийского отдела ГУК в штаб 6-й Петроградской стрелковой дивизии о передаче боезапаса на 2-й Петроградский бронепоезд

РГА ВМФ. Ф. р-0360. Оп. 1. Д. 370. Л. 27

Начальнику ¡Птаба < -S "Петроградской Стрелковой диваапп.

Лртнллерийск.

^Jj -ян пару; !ijjЭ 2-му Петроградскому броневому поезда / qtefyA* отпущено с транспорта "Ока" 2.000 шт.

Z/<r

отпущено с трапегюрта 75аш. боевых патроноо.

Прошу Пас распорядиться о выдаче

• означенному транспорту квитанции в получении от него указанных патроно Подписали: чрезвычайный комшеар вранов.

Ja "Начальник Отдела _Дел о п рои cm о дп тел ь

дов речных и озёрных флотилий стали боевые корабли, в основном из состава Балтийского флота5.

В непростых условиях 1918 года сотрудники управления продолжали издательскую деятельность. В частности, Минным отделом были подготовлены к изданию «Сборник по истории развития минного оружия» и «Руководство к параванам Бернея».

Отвлечение и так немногочисленных сотрудников к работам на флотилиях, постоянные командировки в Петроград, в районе которого была сосредоточена вся работавшая на Морские силы промышленность и находилась главная военно-морская база Кронштадт, явно не способствовали налаживанию плановой системной работы. Работали сотрудники главного управления, сообразуясь с текущей обстановкой, в связи с чем военное командование Советской Республики приняло решение о реэвакуации Главного управления кораблестроения в Петроград, которая состоялась в феврале 1919 года.

Практически сразу после возвращения в Петроград управление в спешном порядке занялось приведением в работоспособное состояние крупнейших заводов для пополнения запасов боеприпасов и предметов материально-технического снабжения, расход которых был огромный, а запасы истощены. В кратчайшие сроки эту работу удалось наладить, и заводы после продолжительного бездействия заработали вновь.

Из важнейших работ основных отделов ГУК в 1919 году необходимо отметить:

1) по Кораблестроительному отделу6:

— продолжение строительства на Паратском заводе7 трёх сторожевых кораблей типа «Демосфен», завершение постройки и испытаний на заводе «Нижегородский теплоход» сторожевого корабля «Индигирка», перевооружение на Путиловском заводе теплоходов «Березина», «Яуза» и заградителя «Шексна»;

— подготовка к долговременному хранению линейных кораблей «Гангут» и «Полтава», крейсеров «Баян» и «Адмирал Макаров»;

— вооружение и отправка на Волгу пяти эскадренных миноносцев и пяти сторожевых кораблей;

— выполнение 65 проц. работ по заделке минной пробоины линейного корабля «Андрей Первозванный»8.

2) по Механическому отделу9:

— завершение оборудования Коломенского склада;

— работы по установке и сборке дизелей на вновь строившиеся и ремонтировавшиеся теплоходы «Индигирка», «Сейм», «Кивач», «Клязьма», «Исеть», «Селенга», «Яуза», «Березина»;

— снабжение Котласской базы Северодвинской флотилии, миноносцев «Прочный», «Прыткий» и «Резвый»;

— установка новых динамомашин и ремонт старых на судах Астрахано-Каспийской, Волжской и Донской флотилий;

— ремонт телефонной проводки, вентиляции и телеграфа на кораблях и судах Балтийского флота.

3) по Артиллерийскому отделу10:

— производство вооружения и снабжение кораблей и судов флота (флотилий), последующий ремонт их артиллерии;

— по требованиям флота и фронтов заготовка боеприпасов в Тверской и Кронштадтской лабораториях;

— оборудование и снабжение боеприпасами вновь созданного форта Краснофлотский (Красная Горка);

— оборудование артскладов в Семибратове, Канавине и Твери.

4) по Минному отделу11:

— в течение года производилось снабжение флота и флотилий минами заграждения, торпедами, тралами, бонами и подрывным имуществом, в т.ч. отпущено: а) морских мин — 1820 шт., речных мин — 3625 шт., подрывных патронов — 13 180 шт. и авиационных бомб — 500 шт.;

— минной частью Кронштадтского порта отремонтированы 162 торпеды, из которых 86 переданы на корабли Балтийского флота и 31 отправлена в Астрахань и Нижний Новгород;

— для защиты судов от мин на Волге в Казани были изготовлены боновые сети общей протяжённостью 11 вёрст;

— в Нижегородском порту оборудованы склады для снабжения речных флотилий и фронтов предметами минного вооружения и снабжения.

О снабжении бронепоездов Артиллерийским отделом ГУК следует упомянуть отдельно. По сохранившимся в Российском государственном архиве Военно-морского флота (РГА ВМФ) документам по состоянию на 13 февраля 1919 года на снабжении Артиллерийского отдела ГУК числилось 53 бронепоезда12. Цифра говорит сама за себя!

Следует также отметить, что на характер работы отделов Главного управления кораблестроения в этот период серьёзный отпечаток накладывали общая дезорганизация и неразбериха, царившая в тыловых органах сухопутных фронтов. Так, на очередной запрос штаба 6-й армии о предоставлении в распоряжение армии морских орудий и снарядов к ним начальник Артиллерийского отдела ГУК В.П. Римский-Корсаков отношением № 109 от 20 января 1919 года вынужден был сообщить уполномоченному Реввоенсовета Республики в Петрограде И.И. Вахрамееву о том, что «ввиду поступления целого ряда настоятельных требований со стороны 6-й армии на морские орудия с боевыми припасами в г. Вологду было отправлено в течение сентября—октября месяцев [1918 г.] целый ряд эшелонов.

ж

Народный Коисеариат по Морским Делан.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ.

Отделение в Петрограде

...........:.Ар.ЖЛЖер.,..:.... Отдел.

If

.Яадаря.......................m а.

»¿4.....

0 требующейся Артиллерии для усиления обороны фронта 7-ой Армии.

Уполномоченному Революционна™ Военнаго Совета Республики в Петрограде. И.И.ВАХРАМЕЕВУ.

Отношением за № 3101 Штаб Ревоенсовета сев-фронта просит орудия целаго ряда калибров для усиления-фронта 7-ой армии созданием боевых флотилий на реке Свири,Вытегре,Волхове п озерах Ладожском и Онежском.

Но Ваиему приказанию я разговаривал по прямому проводу с Начальником Штаба 7-ой армии/копию разговора при сем представляю/ причтём выяснилось,что, 7-ая армия ничего о создании флотилии не знает.

Полагаю,что снабжать Артиллерией какую-либо часть когда эта часть не знает какое употребление сделать из требуемаго_,крайне затруднительно,т.г;, говорить о создании плана снабжения очедидно неприходится.

Чрезвычайный Комиссар

Начальник Отдела

Старший Делопроизводитель

Доклад начальника артиллерийского отдела ГУК В.П. Римского-Корсакова уполномоченному Реввоенсовета Республики в Петрограде И. И. Вахрамееву по вопросу передачи артиллерии 7-й армии Северного фронта для создания речных и озёрных флотилий РГА ВМФ. Ф. р-0360. Оп. 1. Д. 368. Л. 5

По полученным мною сведениям (копию ведомости о сём представляю) большое количество этих орудий лежит на складах в г. Буе и г. Вологде.

В орудиях и припасах Морской Комиссариат испытывает острый недостаток, почему, полагаю, хранение их на складах следует признать по меньшей мере нерациональным»13.

К сожалению, отсутствие у высшего командования каких бы то ни было определённых взглядов на значение работы Главного управления кораблестроения, да и на флот в целом, привело во второй половине 1919 года к очередному переезду главного управления в Москву. Как следствие этого — очередные сокращения, уход лучших сотрудников, развал работы и необходимость налаживать её на новом месте буквально «с колёс».

Общее негативное положение усугублялось желанием отдельных ведомств и должностных лиц поправить своё положение за счёт ресурсов морского ведомства. В частности, как раз во второй половине 1919 года активно начался процесс «изъятия» ценных активов у флота и их перевода в ведение Совета военной промышленности, Главного управления водного транспорта и других ведомств.

Поскольку в этот период научные вопросы в деятельности Главного управления кораблестроения ушли на второй план ввиду несоответствия названия его деятельности, приказом по флоту и морскому ведомству от 24 октября 1919 года № 654 оно было пере-

¡

именовано в Главное морское техническое управление (Гламортех) с оставлением за ним организационной структуры и штатов ГУК14.

С началом 1920 года положение в промышленности не стало лучше. С переходом заводов в государственную собственность размещение заказов и работ стало процедурой очень сложной. Разросся бюрократический аппарат. Конкуренция заводов превратилась в «конкуренцию отказов». Каждый завод старался получить поменьше заказов, т.к. финансирование не зависело от выполненного объёма работ. Для оправдания отказов заводы выставляли заказчикам невыполнимые требования. Сроки выполнения принятых к исполнению заказов практически всегда затягивались. Для стимулирования заводов Гламортех добился введения премирования заводов, выполнявших заказы морского ведомства, продуктами. Однако это помогало мало.

В этих условиях боевые корабли, не прошедшие необходимого цикла ремонтов, не получавшие нормального снабжения, имевшие неопытный личный состав, быстро выходили из строя. Даже недавно построенные боевые корабли и вспомогательные суда быстро доходили до состояния, исключавшего их ремонт и дальнейшую эксплуатацию. Для таких кораблей путь был один — продажа на металлолом15.

Положение Гламортеха усугублялось и тем, что управление находилось в Москве, а основные предприятия-подрядчики — в Петрограде.

С завершением вооружённой борьбы на Каспии и Белом море началась частичная ликвидация соответствующих флотилий с пере-

Приказ командующего всеми Морскими силами Республики № 217 от 7 мая 1920 г. по организации водолазной партии в составе Гламортеха

РГА ВМФ. Ф. р-0360. Оп. 1. Д. 150. Л. 20 б

ПРИ A3 КОМАНДУЛДЕГО ЗСШИ МОРСКИМИ СИЛАМИ РЕСПУБЛИКИ И УЙщМвдКГО ¿ИЩИ :5ÁP0, JIОГС ЭМИССАРИАТА ПО МОРСШМ дшм.

Б Москве, aetytffaj! ня 1920 го а

: Положе-

При сем объявляются: I/ Временный штат Водолазной Партии и : je о водолазной Партии, 2/ временный штат склада водолазный аппара->в с починочной при. нем йЕстерской и Положение о складе водолавкых Маратов с починочной мастерской и а/ во изменение и дополнение вводного штата Г.'.аиного морского Технического Управления, объявленного

Шкаве по С поту и морскому ведомству от 17-го августа 1918 года за - времен'• .Й штат во ¡,,газ; oí: части пр.'-" '"opaбл©строительной отделе гамортеха и положение о Водолазной части яри Кораблестроительном отде-) Гламортеха,с введением так; ах в действие со дня утверждения а при-1зе,в отношении хе дшг..шостеЛ замещен да ранее со дня фактического на« |ачения на них,- „ „, „ _

ОСНОВАНИЕ: - Протокола за се а ни л .• асдометвенноЙ Штатной Подкоми->ии при Генморе от 16 январе и 1-го апреля 1920 года и отношения 1а-1Скомвоен от 28 января 1920 г. за г. 1409/37 и 5-го апреяя 1920 года Е 784.

А Y КОМОРй^ 'и УШ0Ш0М.,

дачей мобилизованных ранее судов Главному управлению водного транспорта. Всего из состава флотилий при непосредственном участии сотрудников Гламортеха в 1920 году Главному управлению водного транспорта было передано более 200 судов, из которых на Волжский бассейн пришлось не менее 170. Одновременно с передачей судов проводились ликвидационные мероприятия в отношении баз и портов. При этом мастерские, оборудование и материальные запасы также в большинстве случаев передавались Главному управлению водного транспорта.

На Балтике в это время значительное внимание уделялось организации траления. Это было необходимо как с точки зрения послевоенного развития экономики, так и в силу заключённых Советской Россией международных соглашений. Так, по договору с Эстонской Республикой РСФСР взяла на себя обязательство по расчистке подходов к портам в районе от Нарвы до Кронштадта. Всего для этих целей в 1920 году удалось подготовить 32 тральщика, однако это количество было ничтожно малым по сравнению с объёмами тральных работ.

Крайне остро в 1919—1920 гг. стоял вопрос обеспечения безопасности судоходства на р. Северная Двина, где англичанами были применены донные магнитные мины16. Для молодой советской военной науки это был серьёзный вызов. Для решения этой задачи была проведена целая серия опытов, в результате которых в октябре 1920 года был испытан и принят на вооружение первый советский электромагнитный трал17. Работы по очистке Северной Двины от магнитных мин были начаты весной 1921 года.

Продолжавшиеся военные действия на Западном и Южном фронтах заставили обратить особое внимание на усиление речных флотилий и создание морских сил на Азовском и Чёрном морях. Одновременно с вооружением мобилизованных гражданских судов и оборудованием береговых батарей в Николаеве была начата срочная достройка подводных лодок типа «АГ» и лёгкого крейсера. Однако до окончания Гражданской войны в строй удалось ввести только подводную лодку «АГ-23», остальные боевые единицы вступили в строй позже.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одновременно руководству Гламортеха пришлось заняться обеспечением безопасности мореплавания. В этих целях ещё в конце 1919 — начале 1920 года в составе Кораблестроительного отдела для «выполнения подводных работ оперативного характера в действующем флоте, флотилиях, базах и портах, а также для работ военного характера по обслуживанию всех нужд Республики» была создана водолазная часть. На местах в этот же период были организованы водолазные отряды и партии18.

В 1920—1921 гг. велась активная очистка рек, портов, рейдов и отдельных морских районов от затопленных судов, плавучих сооружений и мин заграждения. Особенно успешно эта работа шла в Волжско-Каспий-ском районе, где было поднято большое число затопленных судов и сооружений. На Чёрном море в 1920 году усилиями водолазной партии Гламортеха был поднят эскадренный миноносец «Занте»19. Забегая вперёд, скажем, что в следующем, 1921 году здесь же был поднят затопленный в районе Севастополя эскадренный миноносец «Заветный»20. На Балтике усилиями специалистов Гламортеха была составлена опись мест гибели судов. На севере была предпринята попытка снятия с мели гидрографического судна «Вайгач»21.

В связи с тяжёлым положением дел в 1920 году по инициативе Гламортеха был разработан проект программы восстановления флота на ближайшее пятилетие (1921—1926 гг.). Руководство Гламортеха таким образом попыталось упорядочить свою деятельность и сделать работу своих отделов плановой и прогнозируемой. Однако, хотя программа и была разработана, положение не улучшилось, и следующий, 1921 год Гламортех встретил с теми же трудностями, о которых уже упоминалось выше.

Особенно «подкосил» Гламортех очередной, четвёртый за последние четыре года переезд. В связи с перегруженностью Москвы различными учреждениями и ведомствами руководство страны приняло решение о «разгрузке» столицы. Гламортех попал в число организаций, которым предстоял переезд в Петроград. И уже в апреле 1921 года переезд состоялся, и опять он сопровождался потерей кадрового состава, а наладившаяся работа была вновь расстроена,причём основательно.

Даже краткий обзор деятельности Главного управления кораблестроения (впоследствии Гламортеха) в 1917—1920 гг. позволяет представить, в каких неимоверно трудных условиях приходилось работать сотрудникам управления, какие титанические усилия приходилось им прикладывать для сохранения тех немногих боевых единиц, которые в будущем составили боевое ядро Рабоче-крестьянского Красного флота Советской Республики.

В качестве эпилога остаётся только добавить, что 27 августа 1921 года приказом РВС СССР № 1844/315 управление было расформировано, а его функции были переданы Главному морскому техническо-хозяйствен-ному управлению. Однако практика показала, что решение о расформировании Гламортеха было неверным, и в 1926 году приказом РВС СССР от 22 июля № 390 в составе Управления военно-морских сил РККА вновь было создано самостоятельное Техническое управление, на основе которого в сентябре 1932 года были созданы Управление кораблестроения, Управление вооружения и Управление портов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. р-360 (Главное управление кораблестроения, Главное морское техническое управление, Техническое управление УВМС). Оп. 1. Д. 51. Л. 21-23 об.; Д. 108. Л. 17.

2 Там же. Д. 542. Л. 1, 43-44.

3 ЕмелинА.Ю. Ярославское восстание 1918 г. и судьбы архивных документов учреждений морского ведомства // 9-е Елагинские чтения. СПб., 2018. С. 119—134.

4 РГА ВМФ. Ф. р-360. Оп. 1. Д. 108. Л. 5, 5 об., 9, 9 об., 63.

5 Там же. Д. 368. Л. 4; см. также: ФедечкинА.Д. Артиллерия русских броненосных крейсеров в Рабоче-крестьянском Красном флоте (по материалам РГА ВМФ) // 9-е Елагинские чтения. С. 41—50.

6 РГА ВМФ. Ф. р-360. Оп. 1. Д. 51. Л. 21.

7 Паратский завод — ныне АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького».

8 Повреждения были получены в результате атаки английских торпедных катеров на корабли, стоявшие в Кронштадте, 18 августа 1919 г. Фактически ремонт завершён не был.

9 РГА ВМФ. Ф. р-360. Оп. 1. Д. 51. Л. 21, 21 об.

10 Там же. Л. 21 об.

11 Там же. Л. 21 об.—22.

12 Там же. Д. 370. Л. 145-146 об.

13 Там же. Д. 368. Л. 10.

14 Приказ управляющего Народного комиссариата по морским делам № 654 от 24 октября 1919 г.

15 В 1922 г. на металлолом в Германию были проданы крейсера «Россия», «Громобой», «Диана», «Баян», «Адмирал Макаров»; в 1922—1925 гг. сданы в Отдел фондового имущества (ОФИ) для разборки на металл линейные корабли «Андрей Первозванный», «Республика», «Гражданин», крейсера «Рюрик», «Богатырь», подводные лодки «Вепрь», «Минога», «Касатка», «Кета», «Макрель», «Окунь».

16 РГА ВМФ. Ф. р-360. Оп. 1. Д. 469. Л. 5.

17 Там же. Д. 471. Л. 303.

18 Там же. Д. 150. Л. 7, 7об., 12, 19-20, 32-33; Д. 151. Л. 16.

19 «Занте» (с 29 апреля 1926 г. — «Незаможник») — эскадренный миноносец, 17 марта 1918 г. в недостроенном виде захвачен в Николаеве германскими войсками. В январе 1920 г. уведён белогвардейцами в Одессу и в начале февраля затоплен ими при эвакуации в Крым. Поднят водолазной партией Гламортеха 7 сентября 1920 г., отбуксирован в Николаев для достройки и 7 ноября 1923 г. включён в состав Морских сил Чёрного моря. Участвовал в Великой Отечественной войне, 8 июля 1945 г. награждён орденом Красного Знамени. Выведен из боевого состава в 1949 г., исключён из списков в 1950 г.

20 «Заветный» —эскадренный миноносец, 1 мая 1918 г. захвачен в Севастополе германскими войсками. В конце апреля 1919 г. затоплен в Севастополе экипажем во избежание угона интервентами. 12 августа 1921 г. поднят водолазной партией Гламортеха и 15 октября 1921 г. зачислен в состав Морских сил Чёрного моря. 13 декабря 1923 г. сдан ОФИ для разборки на металлолом.

21 «Вайгач» — гидрографическое судно, в 1914—1915 гг. вместе с гидрографическим судном «Таймыр» первым из русских судов прошло Северным морским путём из Владивостока в Архангельск. В 1918 г. потерпело аварию в Енисейском заливе. В строй не вводилось, 30 июня 1924 г. сдано на слом. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.