Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИОННЫМ И ИНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИОННЫМ И ИНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Федеральное казначейство / методики антикоррупционной деятельности / Federal Treasury / methods of anti-corruption activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Л.Х. Муромцева

В статье представлены методики антикоррупционной деятельности, используемые Федеральным казначейством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE FEDERAL TREASURY TO COUNTER CORRUPTION AND OTHER OFFENSES

The article presents the methods of anti-corruption activities used by the Federal Treasury.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИОННЫМ И ИНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ»

УДК 338.22

doi:10.52210/2224669X_2022_4_145

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИОННЫМ И ИНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ

Л.Х. Муромцева

Аннотация. В статье представлены методики антикоррупционной деятельности, используемые Федеральным казначейством.

Ключевые слова: Федеральное казначейство, методики антикоррупционной деятельности.

ACTIVITIES OF THE FEDERAL TREASURY TO COUNTER CORRUPTION AND OTHER OFFENSES

L.H. Muromtseva

Abstract. The article presents the methods of anti-corruption activities used by the Federal Treasury.

Keywords: Federal Treasury, methods of anti-corruption activities.

В настоящее время, когда Россия подвергается сильнейшему давлению со стороны ряда стран, финансовая система государства, являющаяся основой его жизнедеятельности, требует проведения дополнительных мероприятий, направленных на ее поддержку. В этой связи выработка новых инструментов, направленных на противодействие коррупции, является приоритетным направлением действующей реальности в целях защиты всей финансовой системы страны.

Актуальность разработки и апробации новых методик антикоррупционной деятельности, а также создание таких механизмов, которые не только минимизируют коррупцию, но и выступят в качестве правовых или операционных барьеров, препятствующих самой возможности возникновения условий для совершения коррупционных правонарушений, оцениваются Федеральным казначейством как первостепенная задача.

Деятельность Федерального казначейства по противодействию коррупционным и иным правонарушениям послужили основанием для включения в Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 гг., утвержденный Указом Президента РФ от 16 ав-

густа 2021 г. № 478, пункта 38, предусматривающего проведение Федеральным казначейством Всероссийского антикоррупционного форума финансово-экономических органов в мае 2023 г.

Целью проведения форума является воспитание невосприятия коррупционных проявлений, гражданской ответственности и создание уникальной дискуссионной площадки между финансово-экономическими органами для обмена опытом и формирования информационной антикоррупционной среды, являющейся необходимым условием для противодействия коррупции.

В рамках форума проводятся конференции, семинары и «круглые столы» с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также представителей высших учебных заведений и общественных организаций. На указанных площадках форума изучается и обобщается передовая практика в области противодействия коррупции, исследуется возможность и целесообразность применения на практике иностранных практик.

В настоящее время коррупция является международной проблемой, угрожающей национальной безопасности государств и мировой экономике в целом.

Одним из видов проявления коррупция является, в том числе манипулирование финансовыми результатами и показателями отчетности компаний, что может приводить к причинению существенного ущерба не только заинтересованным сторонам, но и влиять на устойчивость финансовой системы страны или даже иметь мировое значение. Примером может служить банкротство американского инвестиционного банка Lehman Brothers Holdings в сентябре 2008 г., которое нередко рассматривается как отправная точка мирового финансового кризиса конца 2000-х гг.

С каждым годом проблеме противодействия коррупции уделяется все большее внимание ввиду многообразия форм проявления коррупции и серьезности социальных последствий её распространения. Построение системы эффективных антикоррупционных мер является сегодня одной из важнейших задач, стоящих как перед отдельными странами, так и на уровне международного сообщества в целом.

В Российской Федерации вопросам противодействия коррупционной деятельности уделяется серьезное внимание. Принят и успешно применяется Федеральный закон от 25 декабря 2008 г.

№ 273-Ф3 «О противодействии коррупции». Реализуется Национальный план противодействия коррупции. 25 апреля 2022 г. Президентом РФ В.В. Путиным подписан Указ о государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон», направленный на обеспечение использования информационно-коммуникационных технологий для ввода и анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также для проведения проверочных и иных мероприятий в области противодействия коррупции. Данная система объединяет в единую сеть участников антикоррупционной деятельности и позволяет автоматизировать большинство выполняемых ими функций.

Актуальным инструментом в сфере борьбы с коррупцией является внедрение в качестве механизма защиты от коррупционных преступлений и правонарушений системы антикоррупционного комплаенса, как процесса управления, позволяющего определять применимые нормы, оценивать рискоемкие направления деятельности, устанавливать процедуры и отдельные операции, направленные на обеспечение соответствия установленным требованиям и, при необходимости, принимать корректирующие меры в целях надлежащего исполнения соответствующих полномочий в установленной сфере деятельности.

Оценка коррупционных рисков уже закладывает фундамент для понимания возможных неправомерных действий и принятия соответствующих мер, направленных на их выявление и недопущение впредь.

Вне всяких сомнений, сотрудники Федерального казначейства, как и других органов власти, обладают такими ценностями, как надежность, порядочность, добросовестность, профессионализм. Однако нельзя полностью исключать вероятность возникновения коррупционных рисков с целью незаконного извлечения личной материальной выгоды при осуществлении соответствующих полномочий.

Особую опасность коррупционных деяний приобретает тот факт, что злоумышленник, руководствуясь своими корыстными интересами, устанавливает возможность влияния на исполнение должностных обязанностей соответствующих сотрудников и формирует их поведение в зависимости от собственных интересов. В свою очередь, это приводит к рискам мошеннических действий

и может непосредственно влиять на устойчивость финансовой системы страны. При этом виновным лицом является не только лицо, допустившее нарушение, но и лицо, не принявшее всех мер в целях исключения возможности возникновения данного факта. Именно поэтому своевременное выявление и предупреждение реализации коррупционных рисков является приоритетным направлением деятельности Федерального казначейства.

Одним из элементов антикоррупционного комплаенса в Федеральном казначействе является проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов с учетом мониторинга соответствующей правоприменительной практики в целях выявления коррупционных факторов и их устранения, а также проведение оценки коррупционных рисков, возникающих при осуществлении Федеральным казначейством установленных полномочий. Проводимая антикоррупционная экспертиза предполагает экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта и выявление коррупциогенных факторов, в том числе устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

Следующим элементом системы антикоррупционного компла-енса можно обозначить взаимодействие Федерального казначейства с институтами гражданского общества и гражданами, в том числе - общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов и обеспечение доступности информации о деятельности Федерального казначейства. На ведомственном портале Федерального казначейства размещаются актуальные презентационные материалы, позволяющие в доступной форме получить конкретные ответы на проблемные вопросы, на постоянной основе проводятся занятия по антикоррупционному просвещению сотрудников, лекции, семинары, разъяснение антикоррупционного законодательства вновь принятым сотрудникам.

Федеральное казначейство принимает активное участие в подготовке предложений по анализу практики применения цифровых технологий при оказании государственных и муниципальных услуг, осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления, минимиза-

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

ции и устранения коррупционных рисков, связанных с применением таких технологий, и, что не менее важно, в подготовке предложений по совершенствованию правового регулирования в этой сфере, а также по формированию обзора типовых способов совершения коррупционных правонарушений, связанных с использованием цифровых технологий при осуществлении указанных видов деятельности.

Внедренные Федеральным казначейством механизмы, направленные на предупреждение коррупционных правонарушений, при исполнении судебных актов, санкционировании расходов, подписании платежных документов предполагают максимальную автоматизацию технических процессов, стандартизацию шаблонов документов и минимизацию человеческого фактора.

Информационные системы Федерального казначейства включают инструменты, исключающие любую возможность преднамеренного редактирования реквизитов контрагентов, соответствующих платежей, искажения сформированных документов, а также подписания, и утверждения документа одним лицом при обработке распоряжений о совершении казначейского платежа.

Применение цифровых технологий и внедрение бизнес-процессов при казначейском сопровождении и бюджетном мониторинге направлены в первую очередь на предупреждение рисков возникновения коррупционных нарушений.

Меняются подходы проведения контрольных мероприятий, которые в большей степени теперь ориентированы на контрольные процедуры, проводимые в дистанционном формате, что также минимизирует возникновение коррупционных проявлений.

Выработанные подходы, в том числе по методологическому обеспечению, позволяют исключить коррупционные нарушения при осуществлении Федеральным казначейством установленных полномочий. Совершенствование технологических процессов и элементов системы антикоррупционного комплаенса позволят обеспечить комплексную разработку инновационных методик антикоррупционной деятельности, направленных в первую очередь на сохранность денежных средств бюджетной системы страны.

Л.Х. Муромцева

начальник Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства E-mail: muromtseva_lh@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.