Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ЗАКОН / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / КОНТРОЛЬ / КАЗНАЧЕЙСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова И.В., Красноселова Т.А., Ушмарин Е.А.

Данная статья посвящена проблеме противодействия коррупции в Управлении Федерального казначейства по Чувашской республике. Проведен анализ предпосылок и факторов, влияющих на появление коррупции. Предложены направления и мероприятия по усилению контроля за противодействием коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE INTERNAL CONTROL AND AUDIT OF TERRITORIAL BODIES OF FEDERAL TREASURY IN THE FIGHT AGAINST CORRUPTION

This article is devoted to the problem of combating corruption in the Federal Treasury Department for the Chuvash Republic. The analysis of preconditions and factors affecting the appearance of corruption. The directions and measures to strengthen control of corruption.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ»

развития. Имеет место выплата детского пособия, направленного на стимулирование рождаемости и другие меры.

Использованные источники:

1. Своячны Ф. Демографические изменения в Германии и новая территориальная структура старения //Балтийский регион.-2010.-№4 .-С.41-52

2. Эдмонстон В. Динамика популяций в Германии. Международный журнал в области народонаселения.2006.-7с

Иванова И.В.

Красноселова Т.А.

Ушмарин Е.А.

ФГБОУВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Российская Федерация, г. Чебоксары СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ Данная статья посвящена проблеме противодействия коррупции в Управлении Федерального казначейства по Чувашской республике. Проведен анализ предпосылок и факторов, влияющих на появление коррупции. Предложены направления и мероприятия по усилению контроля за противодействием коррупции.

Ключевые слова: коррупция, закон, противодействие, контроль, казначейство

I.V. Ivanova ,Т.А.Кrasnoselova,, Е.А.Ushmarin The Russian Federation, Cheboksary Chuvash State University named after I.N. Ulyanov IMPROVEMENT OF THE INTERNAL CONTROL AND AUDIT OF TERRITORIAL BODIES OF FEDERAL TREASURY IN THE FIGHT

AGAINST CORRUPTION This article is devoted to the problem of combating corruption in the Federal Treasury Department for the Chuvash Republic. The analysis of preconditions and factors affecting the appearance of corruption. The directions and measures to strengthen control of corruption.

Key words: corruption, law, resistance, control, treasury Борьба с коррупцией на современном этапе развития общества - один из приоритетов деятельности всех институтов власти, так как коррупция становится серьезным препятствием в строительстве правового государства, создаёт предпосылки к возникновению рисков при выполнении государственными органами управления возложенных на них функций [1]. Минимизация коррупционных рисков в деятельности органов Федерального казначейства является одной из задач, обозначенной в Стратегической карте

Казначейства России [6].

Целью работы является проведение анализа

деятельности подразделений внутреннего контроля и аудита территориальных органов Федерального казначейства в борьбе с коррупцией и разработка направлений по его совершенствованию.

В целях ограничения распространения коррупции выработано множество форм и методов борьбы с ней. К ним относятся создание специализированных подразделений, предназначенных для выявления и расследования нарушений законности, как в сфере оказания государственных услуг, так и сфере государственной службы; подотчетность государственных органов власти выборным представителям, специализированным контролирующим организациям и массовому электорату; обеспечение гласности и открытости на уровне правительства и других органов власти. На практике эти подходы к борьбе с коррупцией, как правило, используются одновременно.

Сегодня известны различные формы контроля за деятельностью органов власти. Во-первых, это создание независимых контролирующих органов. В России функционируют Счетная палата Российской Федерации и территориальные контрольно-счетные органы. Во-вторых, это система контролирующих подразделений в рамках самих органов власти, включая подведомственные им территориальные учреждения. К ним можно отнести подразделения внутреннего контроля и аудита министерств и ведомств, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. В-третьих, активизация гражданской инициативы и привлечение к работе общественных организаций.

В государственных органах власти, в том числе территориальных органах казначейства, осуществление мер по противодействию коррупции возложено на Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и кадровые подразделения. Кроме того, федеральным казначейством перед отделами внутреннего контроля и аудита территориальных органов казначейства поставлена задача осуществления ведомственного контроля связанного с возможностью возникновения казначейских рисков при осуществлении возложенных на них функций, в том числе и коррупционных рисков. Имеющаяся нормативная база противодействия коррупции позволяет определить роль и место отделов внутреннего контроля и аудита территориальных органов Федерального казначейства в этом процессе, как одного из субъектов антикоррупционной деятельности [5].

Для организации их эффективной работы предварительно должна оцениваться следующая информация:

- о потенциальных субъектах коррупционных отношений, в первую очередь представителях бизнеса, имеющих заинтересованность в получении

содействия от сотрудников казначейства в решении своих задач и о государственных служащих, исполнение обязанностей которых по должности подвержено риску коррупции;

- об условиях, предпосылках, факторах, наличие которых увеличивает вероятность коррупционных правонарушений в органе Федерального казначейства, формах и методах, которые используются при установлении коррупционных отношений их субъектами. К примеру, предпосылками коррупционных правонарушений могут быть: ощущение определенной нестабильности: боязнь сокращения штатной численности в связи с реорганизацией; опасение сотрудников, временно замещающих государственные должности, увольнения в любое время;

- низкое денежное содержание государственных гражданских служащих, не соответствующее квалификации и ответственности за выполняемую работу; ощущение несправедливости при продвижении по службе и распределении премий, наград и иных видов поощрений за свою деятельность; нерешенные жилищные проблемы; некомпетентность и грубость начальства; неудовлетворительные условия труда, отстраненность руководства органа Федерального казначейства от создания условий для отдыха, занятий спортом, самодеятельностью и т.д.

- о наличии необходимых нормативных документов, программ, совместных планов, методик, механизмов распределения полномочий между субъектами антикоррупционной деятельности, с которыми органы казначейства должны сотрудничать при организации работы противодействия коррупции;

Ежегодно на сайте, в открытом доступе, проводится оценка деятельности противодействия коррупции Федерального казначейства. В оценке работы участвуют как физические и юридические лица региона.

Таблица 1.

Оценка уровня противодействия коррупции физическими и юридическими лицами в Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике. за 2014-2015 г.г. [3]_

годы 2014 г. 2015 г.

уровень Количество физических и юридических лиц Удельный вес % Количество физических и юридических лиц Удельный вес %

высокий 18 66,67 140 83

средний 6 22,22 23 14

низкий 3 11,11 5 3

Данные таблицы 1 говорят о том, что на 16,33 % увеличилось количество респондентов, оценивших уровень противодействия коррупции как «высокий»; при этом уменьшилось количество респондентов, оценивших уровень противодействия коррупции, как «средний» и «низкий» на 8,22% и 8,11% соответственно.

В 2015 году в рамках повышения квалификации федеральными государственными гражданскими служащими, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, получили дополнительное профессиональное образование 8 человек; проведена антикоррупционная экспертиза 7 проектов нормативных правовых актов, по результатам которой вынесено 7 положительных заключений [3].

В Федеральном казначействе и его территориальных органах функционирует единая система электронного документооборота LanDocs, обеспечивающая ведение учета и контроль исполнения документов. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд Федерального казначейства проводится мониторинг соответствующих документов на предмет выявления коррупционных рисков. Федеральным

казначейством рассмотрено (в том числе повторно) 15 проектов извещений и пакетов документации о торгах, 51 проект государственных контрактов, договоров и соглашений [2].

По мере необходимости проводятся совещания с представителями территориальных органов Федерального казначейства по поводу выполнения задач, поставленных перед Федеральным казначейством по противодействию коррупции. [4]

В целях повышения эффективности контроля противодействия коррупции отделы внутреннего контроля и аудита могут и должны принимать участие в решении следующих задач:

- профилактические мероприятия в виде участия специалистов подразделения внутреннего контроля и аудита в работе различных конкурсных комиссий, например, по закупкам товаров, работ и услуг для государственных нужд, по приему на работу и др.;

- организация своевременного и эффективного контроля проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в органе Федерального казначейства;

- участие в подготовке перечня должностей государственной гражданской службы, исполнение обязанностей по которым в наибольшей степени подвержено риску коррупции;

- формирование в коллективе атмосферы неприятия, нетерпимости по отношению к коррупционным действиям. Решение этой задачи предполагает участие сотрудников отделов внутреннего контроля и аудита в проведении мероприятий, направленных на повышение общей культуры государственной службы, немедленной и острой реакции на проявление любого правонарушения, нарушения внутреннего служебного распорядка, искоренения принципа «не выносить сор из избы», инициации гласного обсуждения положения дел в коллективе по данным проблемам:

- участие в создании кадрового резерва и организации последующей работы с ним.

- проведение отделами внутреннего контроля и аудита оценочного мониторинга деятельности структурных подразделений Управления с привлечением администрации города и районов.

Таким образом, на отделы внутреннего контроля и аудита органов Федерального казначейства может быть возложено решение ряда разноплановых задач по минимизации коррупционных рисков в деятельности органов Федерального казначейства, которые должны найти своё отражение в Положениях об отделах внутреннего контроля и аудита, планах проведения контрольных мероприятий и программах проверок, которые отделы осуществляют.

В связи с присоединением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) к Федеральному казначейству указанный перечень задач является далеко не исчерпывающим.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52 (часть 1), ст. 6228);

2. Некоторые аспекты деятельности органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, Кочаненко Е.П."Законодательство и экономика", 2011, N 6.

3. Отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных ведомственным планом противодействия коррупции за 2015 год.

4. Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденное приказом Федерального казначейства от 25 января 2011 г. № 19.

5. Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности, утвержденные приказом Федерального казначейства от 29 июня 2011 г. № 253.

6. Стратегическая карта Казначейства России на 2014-2018 годы.

Bibliography:

1. Federal Law of 25 December 2008. № 273-FZ "On Combating Corruption" (Collection of legislation of the Russian Federation, 2008, № 52 (part 1), Article 6228.);

2. Some aspects of the bodies authorized to exercise control in respect of orders, Kochanenko EP "Law and Economics" 2011, N 6.

3. Report on the implementation of the activities envisaged for the year 2015 departmental anti-corruption plan.

4. Regulations on Internal Control and Internal Audit in the Federal Treasury, approved by order of the Federal Treasury on January 25, 2011 № 19.

5. The standards of internal control and internal audit of the Federal Treasury, applied control and audit departments in the implementation of control activities, approved by order of the Federal Treasury on June 29, 2011 № 253.

6. Strategic map Russian Treasury 2014-2018.

Иванова Н.И. студент гр. БЭс-151 Нагиева А.Д. студент гр. БЭс-152, 1 курс Шутько Л.Г., научный руководитель, доцент «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева»

Россия, г. Кемерово ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ПУТИ ИХ

РЕШЕНИЯ

Аннотация: В ходе написания данной статьи будут проанализировы проблемы бедности населения слвременной России и описаны возможные пути решения этих проблем.

Ключевые слова: бедность, проблемы бедности, социальная политика

РФ.

Бедность - это характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода.

В современном российском обществе проблема бедности приобрела широкое распространение. Повышение уровня бедности российского населения связано в текущем периоде с ростом величины минимального прожиточного минимума. Прожиточному минимуму посвящен отдельный Федеральный закон Ш34-Ф3 от 24 октября 1997 года, который так и называется: «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону, под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум официально обозначает границу бедности и на его основе, как правило, устанавливается минимальный размер оплаты труда и минимальный размер трудовой пенсии.

За последние пять лет величина прожиточного минимума на душу населения в расчете на всю территорию Российской Федерации в целом увеличилась на 4013 руб.. В 2010 году величина прожиточного минимума составляла 5688 руб., в 2011 году - 6369 руб., в 2012 году - 6510 руб., в 2013 году - 7306 руб., в 2014 году - 8050 руб., в 2015 году - 9701 руб.[1].

Если же рассмотреть изменение величины прожиточного минимума в отношении отдельных категорий населения, то можно получить следующие результаты[1]:

1. Величина прожиточного минимума в расчете на трудоспособное население за последние пять лет возросла на 4334 руб. В 2010 году величина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.