Научная статья на тему 'Контроль в борьбе с коррупцией в Федеральном казначействе'

Контроль в борьбе с коррупцией в Федеральном казначействе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
809
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЗАКОН / КОНТРОЛЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CIVIL SERVANT / CORRUPTION RISKS / PUBLIC SERVICE / COMBATING CORRUPTION / LAW / CONTROL / OFFENSE / FEDERAL TREASURY / CORRUPTION RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сальников А.А.

Противодействие коррупции серьезная проблема в государственном управлении, которая в современных условиях приобретает все большую значимость. В представленной статье рассматриваются вопросы, посвященные проблеме противодействия коррупции в Управлении Федерального казначейства по Нижегородской области. Проведен анализ предпосылок и факторов, влияющих на появление коррупции. Предложены направления и мероприятия по усилению контроля за противодействием коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сальников А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL IN COMBATING CORRUPTION IN THE FEDERAL TREASURY

Countering corruption is a serious problem in public administration, which is becoming increasingly important in modern conditions. In this article, we consider some issues related to counter-corruption measures in the Federal Treasury Department of the Nizhni Novgorod region. An analysis is presented of the preconditions and factors contributing to corruption. Some measures to strengthen the control over the fight against corruption are proposed.

Текст научной работы на тему «Контроль в борьбе с коррупцией в Федеральном казначействе»

176

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 2, с. 176-178

УДК 342.924

КОНТРОЛЬ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ

© 2017 г. А.А. Сальников

Нижегородская академия Министерства внутренних дел России, Н. Новгород

cardiff@mail.ru

Поступила а редакцию 31.01.2017

Противодействие коррупции - серьезная проблема в государственном управлении, которая в современных условиях приобретает все большую значимость. В представленной статье рассматриваются вопросы, посвященные проблеме противодействия коррупции в Управлении Федерального казначейства по Нижегородской области. Проведен анализ предпосылок и факторов, влияющих на появление коррупции. Предложены направления и мероприятия по усилению контроля за противодействием коррупции.

Ключеаые слоаа: государственный служащий, коррупционные риски, государственная служба, противодействие коррупции, закон, контроль, правонарушение, Федеральное казначейство, коррупционные отношения.

Коррупция является одной из серьезных проблем в Российской Федерации. Мотивация личного обогащения в условиях экономического кризиса стала быстро проникать в государственную власть, органы местного самоуправления, поражать многие звенья государственной системы [1]. Согласно опросу ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), проведенному в ноябре 2016 года, наиболее коррумпированной сферой признаются местные органы власти (об этом говорят 36% респондентов) и ГИБДД (32%). Подверженными взяточничеству считают также полицию в целом (26%), судебную систему (21%). Несколько реже упоминаются сферы медицины (17%), крупного бизнеса (14%) и образования (13%). Минимизация коррупционных рисков в деятельности органов Федерального казначейства является одной из задач, обозначенных в Стратегической карте Казначейства России [2]. Целью работы является проведение анализа деятельности подразделений внутреннего контроля и аудита территориальных органов Федерального казначейства в борьбе с коррупцией и разработка направлений по его совершенствованию.

В целях ограничения распространения коррупции выработано множество форм и методов борьбы с ней. К ним относятся создание специализированных подразделений, предназначенных для выявления и расследования нарушений законности как в сфере оказания государственных услуг, так и в сфере государственной службы; подотчетность государственных органов власти выборным представителям, специализированным контролирующим организациям и массовому электорату; обеспечение гласности и открытости на уровне правительства и других органов власти. На практике эти подходы к

борьбе с коррупцией, как правило, используются одновременно.

На сегодняшний день известны различные формы контроля за деятельностью органов власти. Первое - это создание независимых контролирующих органов. В России функционируют Счетная палата Российской Федерации и территориальные контрольно-счетные органы. Второе - это система контролирующих подразделений в рамках самих органов власти, включая подведомственные им территориальные учреждения. К ним можно отнести подразделения внутреннего контроля и аудита министерств и ведомств, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Третье - активизация гражданской инициативы и привлечение к работе общественных организаций [3].

В государственных органах власти, в том числе территориальных органах казначейства, осуществление мер по противодействию коррупции возложено на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и кадровые подразделения. Кроме того, Федеральным казначейством перед отделами внутреннего контроля и аудита территориальных органов казначейства поставлена задача осуществления ведомственного контроля, связанного с возможностью возникновения казначейских рисков при осуществлении возложенных на них функций, в том числе и коррупционных рисков. Имеющаяся нормативная база противодействия коррупции позволяет определить роль и место отделов внутреннего контроля и аудита территориальных органов Федерального казначейства в этом процессе,

Контроль в борьбе с коррупцией в Федеральном казначействе

177

Таблица

Результаты оценки работы, проводимой подразделением по противодействию коррупции Управления Федерального казначейства по Нижегородской области в 2015 году, количество респондентов

Высокий уровень 704 (49.6%)

Средний уровень 41 (2.9%)

Низкий уровень 674 (47.5%)

как одного из субъектов антикоррупционной деятельности [4].

Для организации их эффективной работы предварительно должна оцениваться следующая информация:

- о потенциальных субъектах коррупционных отношений, в первую очередь представителях бизнеса, имеющих заинтересованность в получении содействия от сотрудников казначейства в решении своих задач, и о государственных служащих, исполнение обязанностей которых по должности подвержено риску коррупции;

- об условиях, предпосылках, факторах, наличие которых увеличивает вероятность коррупционных правонарушений в органе Федерального казначейства, формах и методах, которые используются при установлении коррупционных отношений их субъектами. К примеру, предпосылками коррупционных правонарушений могут быть: ощущение определенной нестабильности: боязнь сокращения штатной численности в связи с реорганизацией; опасение сотрудников, временно замещающих государственные должности, увольнения в любое время;

- низкое денежное содержание государственных гражданских служащих, не соответствующее квалификации и ответственности за выполняемую работу; ощущение несправедливости при продвижении по службе и распределении премий, наград и иных видов поощрений за свою деятельность; нерешенные жилищные проблемы; некомпетентность и грубость начальства; неудовлетворительные условия труда, отстраненность руководства органа Федерального казначейства от создания условий для отдыха, занятий спортом, самодеятельностью и т.д.;

- о наличии необходимых нормативных документов, программ, совместных планов, методик, механизмов распределения полномочий между субъектами антикоррупционной деятельности, с которыми органы казначейства должны сотрудничать при организации работы противодействия коррупции.

Ежегодно на сайте, в открытом доступе, проводится оценка деятельности противодействия коррупции Федерального казначейства. В оценке работы участвуют как физические, так и юридические лица региона (табл.).

Данные таблицы говорят о том, что по сравнению с 2014 годом на 19.22% увеличилось количество респондентов, оценивших уровень

противодействия коррупции как «высокий»; при этом уменьшилось количество респондентов, оценивших уровень противодействия коррупции как «средний» и «низкий», на 10.13% и 9.17% соответственно.

В 2015 году в рамках повышения квалификации федеральными государственными гражданскими служащими, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, получили дополнительное профессиональное образование 8 человек; проведена антикоррупционная экспертиза 10 проектов нормативных правовых актов, по результатам которой вынесено 10 положительных заключений.

В Федеральном казначействе и его территориальных органах функционирует единая система электронного документооборота ЬапБое8, обеспечивающая ведение учета и контроль исполнения документов. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд Федерального казначейства проводится мониторинг соответствующих документов на предмет выявления коррупционных рисков. Федеральным казначейством рассмотрены (в том числе повторно) проекты извещений и пакеты документации о торгах, 41 проект государственных контрактов, договоров и соглашений.

По мере необходимости проводятся совещания с представителями территориальных органов Федерального казначейства по поводу выполнения задач, поставленных перед Федеральным казначейством по противодействию коррупции. В связи с присоединением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) к Федеральному казначейству указанный перечень задач является далеко не исчерпывающим [5].

В целях повышения эффективности контроля противодействия коррупции отделы внутреннего контроля и аудита могут и должны принимать участие в решении следующих задач:

- проведение оценочного мониторинга деятельности структурных подразделений Управления с привлечением администрации города и районов;

- участие в подготовке перечня должностей государственной гражданской службы, исполнение обязанностей по которым в наибольшей степени подвержено риску коррупции;

- организация своевременного и эффективного контроля проверки достоверности и пол-

178

А.А. Сальников

ноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в органе Федерального казначейства;

- профилактические мероприятия в виде участия специалистов подразделения внутреннего контроля и аудита в работе различных конкурсных комиссий, например по закупкам товаров, работ и услуг для государственных нужд, по приему на работу и др.

На наш взгляд, профилактика коррупции должна иметь центральное место в борьбе с ней, так как формирование правильного и рационального мышления является необходимым условием для предотвращения совершения коррупционных действий в Федеральном казначействе. Хоть и невозможно тотальное устранение коррупции, но всё же уменьшение количества коррупционных действий реально при целенаправленной профилактике коррупции.

Список литературы

1. Мишин Г.К. Элитно-властная коррупция как приоритетное направление ограничения политической коррупции // Государство и право. 2003. № 4. С. 112.

2. Стратегическая карта Казначейства России на 2014-2018 годы.

3. Иванова И.В., Красноселова Т.А., Ушмарин Е.А. Совершенствование внутреннего контроля и аудита территориальных органов Федерального казначейства в борьбе с коррупцией // Экономика и социум. 2016. № 6 (25).

4. Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности, утвержденные Приказом Федерального казначейства от 29 июня 2011 г. № 253.

5. Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденное Приказом Федерального казначейства от 25 января 2011 г. № 19.

CONTROL IN COMBATING CORRUPTION IN THE FEDERAL TREASURY

A.A. Salnikov

Countering corruption is a serious problem in public administration, which is becoming increasingly important in modern conditions. In this article, we consider some issues related to counter-corruption measures in the Federal Treasury Department of the Nizhni Novgorod region. An analysis is presented of the preconditions and factors contributing to corruption. Some measures to strengthen the control over the fight against corruption are proposed.

Keywords: civil servant, corruption risks, public service, combating corruption, law, control, offense, Federal Treasury, corruption relations.

References

1. Mishin G.K. Ehlitno-vlastnaya korrupciya kak prioritetnoe napravlenie ogranicheniya politicheskoj korrupcii // Gosudarstvo i pravo. 2003. № 4. S. 112.

2. Strategicheskaya karta Kaznachejstva Rossii na 2014-2018 gody.

3. Ivanova I.V., Krasnoselova T.A., Ushmarin E.A. Sovershenstvovanie vnutrennego kontrolya i audita terri-torial'nyh organov Federal'nogo kaznachejstva v bor'be s

korrupciej // Ehkonomika i socium. 2016. № 6 (25).

4. Standarty vnutrennego kontrolya i vnutrennego audita Federal'nogo kaznachejstva, primenyaemye kontrol'no-auditorskimi podrazdeleniyami pri osushchestvlenii kontrol'noj deyatel'nosti, utverzhdennye Prikazom Federal'nogo kaznachejstva ot 29 iyunya 2011 g. № 253.

5. Polozhenie o vnutrennem kontrole i vnutrennem audite v Federal'nom kaznachejstve, utverzhdennoe Prikazom Federal'nogo kaznachejstva ot 25 yanvarya 2011 g. № 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.