Научная статья на тему 'Деятельность Еврейского историко-этнографического общества по спасению памятников еврейской старины, народного искусства и предметов культа из района военных действий во время Первой мировой войны'

Деятельность Еврейского историко-этнографического общества по спасению памятников еврейской старины, народного искусства и предметов культа из района военных действий во время Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of the Jewish Historical and Ethnographic Society (JHES) in the period of World War One

The Jewish Historic-Ethnographical Society existed between the years1908–1929. It researched the history and ethnography of the Jews of Poland and Russia. This Society published «Evreyskaya starina» («Jewish Antiquity»), conducted public lectures, work towards establishing of the archives and the museum. In 1912– 1914 an ethnographic expedition was conducted under the direction of S.An-skiy (Shlomo Rapoport, 1863–1920). During the First World War the society played an important role in saving monuments of the Jewish antiquity from a frontline zone. S. An-skiy, the organizer of ethnographic expeditions, in the time of the First World War helped Jewish refuges as a employee of the local self-government (zemstvo) and the Jewish Committee to Aid War Victims (EKOPO). In helping refugees, he saw that in the front-line zone monuments of the Jewish culture are destroyed, synagogues are bankrupt, Sefer Torahs is destroyed, ritual silver is given away for melting. In the fall of 1915 he proposed that JHES try to save Sefer Torah, synagogue implements, and so on. The society sent their representatives in the front-line areas, accommodated them with an appeal letter to communities, with a proposal to give all the synagogue artifacts, Sefer Torah, pinkasim and other antiquity and art under the authority of Society. Even though not in all the communities the submission created trust, and not all the communities answered the letter, a large amount of Sefer Torahs, pinkasim, synagogue artifacts and pieces of art were gathered and taken out to a safe place: 531 Sefer Torahs, 75 Scrolls of the Book of Prophets, 251 synagogue artifacts, 25 pinkasim, and manuscripts were saved. Thus, the Society not only did research and enlightenment work, but played an important role in saving monuments of the Jewish culture.

Текст научной работы на тему «Деятельность Еврейского историко-этнографического общества по спасению памятников еврейской старины, народного искусства и предметов культа из района военных действий во время Первой мировой войны»

Евгения Певзнер

Деятельность Еврейского историко-этнографического общества по спасению памятников еврейской старины, народного искусства и предметов культа из района военных действий во время Первой мировой войны

Еврейское историко-этнографическое общество (ЕИЭО), занимавшееся изучением истории и этнографии евреев России и Польши1, существовало в 1908-1929 годах.

Во время Первой мировой войны Общество занималось спасением памятников еврейской старины из прифронтовой зоны. Еще в конце июля 1914 года военное командование приступило к принудительному выселению еврейских общин из пограничной полосы. Проблема беженцев приобрела катастрофический характер. В конце 1914 года С. Ан-ский как сотрудник Земского союза и Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО) отправился в прифронтовую зону, где занимался распределением продуктов и одежды для беженцев, отстаивал интересы местного еврейского населения и беженцев, пытался оказать любую помощь измученным людям. Работая в прифронтовых областях Галиции, он видел там страшные картины разрушений. В синагоге городка Блонье все было разграблено и уничтожено, свитки Торы разорваны, а в самой синагоге разместился лазарет для больных холерой. В местечках Тухове и Сохачеве синагоги были превращены в отхожие места. Во многих местечках синагоги были разрушены. В Дембице в разрушенной синагоге Ан-ский нашел сломанные скрижали Завета, на которых остались слова "йг1^аЬ"2и "ИпаР'3. В местечке Залещик

на улицах, во дворах и в разрушенных домах валялись разорванные листы еврейских книг. В городке Камениц было поломано синагогальное серебро. Но самое страшное Ан-ский увидел в черновицкой синагоге, где был устроен лазарет на 80 кроватей. В Арон-Кодеш4 была вделана огромная икона с Божьей матери с младенцем. Эта картина напомнила Ан- | скому разрушение Храма. В этом деянии было совершено о двойное кощунство: дикое насилие над обеими религиями и в чисто военная расправа над Б-гом5. 1

Осенью 1915 года, вернувшись из очередной поездки в с Галицию, С. Ан-ский посетил заседание ЕИЭО и поставил ° на нем вопрос, что предприняло Общество для сохранения ев предметов еврейской старины в черте оседлости, которые ре уничтожаются, сжигаются, расхищаются. Оказалось, что Об- ст щество обратилось в Академию наук с просьбой взять под во свое покровительство старинные синагоги, имеющие археологическую ценность. Но Академия наук ответила, что подобные предприятия не входят в крут ее деятельности. Тогда С. Ан-ский предложил поручить уполномоченным ЕКОПО организовать в каждом месте эвакуацию, по крайней мере, наиболее ценных предметов культа и при возможности взять их с собой и обещал составить записку с такой просьбой6.

Осенью 1915 года Ан-скому удалось благополучно доставить в Петроград ценнейшее собрание утвари из знаменитой синагоги в Луцке. Там находились: серебряная корона Торы XVIII века, два ценных серебряных подсвечника с фигурами конца XVI или начала XVII века, серебряный ковш, годес, указка для чтения Торы, противень, два паройхеса, скатерть старинная, вышитая золотом. Стоимость всех этих вещей была примерно 3000 рублей. Однако это было немногое, что Ан-ский смог сделать по собственной инициативе в регионе Юго-Западного фронта7.

Ввиду погромов и опустошений, произведенных в городах черты еврейской оседлости, близких к театру военных действий, Общество обратилось с воззванием к жителям полосы военных действий о присылке и передаче в архив Общества национальных ценностей. Кроме того, Общество обратилось к представителям петроградской синагоги с просьбой при-

ютить у себя свитки Торы из районов военных действий и попросило ЕКОПО об ассигновании средств для перевозки и доставки их в Петроград8.

Комитет Общества решил обратиться с воззванием во все | еврейские общины, находящиеся в районе военных действий, с убедительной просьбой немедленно прислать все имеющи-вер еся у них синагогальные и общественные драгоценности и щ реликвии, в том числе синагогальное серебро, золото, ткани, § документы, рукописи, пергаментные молитвенники и т.п., в ® Петроград, в Еврейское историко-этнографическое обще-^ ство на хранение. Общество ручалось за целостность и со-| хранность предметов и за то, что немедленно после войны й? они будут возвращены общинам, от которых получены. Так, § в Луцке старинное серебро и редкие паройхесы были заблаговременно переданы через С.А. Раппопорта в Петроград и хранились в несгораемой комнате при ЕИЭО9.

Для эвакуации национальных ценностей от ЕИЭО в район Минска были командированы уполномоченный Общества Б.Ц. Рубштейн с группой сотрудников и некоторые уполномоченные ЕКОПО — гг. Файнлейб, Гуфенберг, Евзеров, г-жа Айзенберг и др.10

С 22 декабря 1915 года до 6 февраля 1916 года им удалось посетить ряд еврейских местечек Минской и Виленской губерний. Они начали с эвакуации памятников старины и народного искусства, однако еврейские общины потребовали также эвакуировать и обеспечить сохранность святынь (свитков Торы), а впоследствии и синагогальных библиотек. Эвакуированные Обществом свитки Торы, мегилот, синагогальные библиотеки, частные библиотеки некоторых раввинов, ешиботские библиотеки, синагогальная утварь, памятники старины и народного искусства (паройхесы, тасы11, указки, годесы, короны Торы, бокалы, канделябры, люстры, чаши, пинкосы и т.д.) были доставлены в Минск и оставлены на хранение в специальных помещениях12.

Еврейские общины сначала сдержанно относились к деятельности Общества, но в дальнейшем стали охотно доверять ему свое общинное добро, а также взяли на себя часть расходов13.

Результаты проведенной работы были доложены Б.Ц. Руб-штейном на заседании Комитета Общества 7 февраля 1916 года и обобщены в составленной им таблице14, где перечислены 13 местечек Минской и Виленской губерний и отмечено, какие вещи были переданы Обществу на хранение, какие с общины отказались передать Обществу свое серебро и си- о нагогальную утварь, какое имущество было уничтожено или н расхищено15. §

В своем докладе Б.Ц. Рубштейн рассказал, что памятники оп еврейской истории и искусства разрушаются не только в по- ей лосе боевых действий, но и в тылу. Во многих местечках тыла ° синагоги были отведены под лазареты, питательные или ев этапные пункты для проходящих русских войск, а также для ре отправляемых в тыл пленных австро-германцев. Были случаи уничтожения священных еврейских книг и употребления во их на непристойные цели. Предметы, имевшие какую-нибудь продажную ценность, самым бесстыдным образом расхищались и продавались различным перекупщикам (в качестве вещественного доказательства Б.Ц. Рубштейн привез в Комитет Общества «годес», бокал и кувшинчик от ханукии, купленные у солдата). Впрочем, в последнем были повинны и сами евреи, которые не убрали синагогальную утварь из тех синагог, которые были отведены властями под лазареты, питательные и этапные пункты. В одной из раковских синагог, отведенных под лазарет, Б.Ц. Рубштейн нашел два забытых евреями старинных жирандоля. В местечке Городок (Виленской губернии) от всего общинного достояния остался лишь один общинный «яд». Были еще «тасим», но они были переданы на хранение шамешу. Однако после того как у него переночевала партия отправляющихся на фронт солдат, они исчезли. В Радашковичах (Виленской губернии) от всей синагогальной утвари остались лишь несколько «тасим», и то, надо полагать, благодаря их неказистому виду, который делал их малоценными в глазах любителей чужой собственности. В Заславле Б.Ц. Рубштейн обнаружил одноярусный медный жирандоль под кроватью у шамеша: «Таково отношение местных еврейских заправил и духовных пастырей! Правда, этому не следует удивляться, если вспомнить, что

такую преступную небрежность еврейские общинные и духовные представители проявили в некоторых местах к святая святых еврейского культа, к Сейфер Торес». В местечке Пескоя (Гродненской губернии) свитки Торы были оставле-| ны на произвол судьбы. Их нашли два еврейских солдата и

похоронили в синагоге этого местечка. ^ Далее Б.Ц. Рубштейн отметил, что идея эвакуации свитков

щ Торы встретила большое сочувствие у местечкового еврей-§ ства. Но жители еврейских местечек с недоверием отнеслись ® к делу эвакуации медной, особенно серебряной, синагогаль-^ ной утвари. Для организации эвакуации Рубштейну при-| шлось вступить в переговоры с раввинами и общественными * деятелями из Минска, завоевать их симпатии и получить от § них письменное разрешение, без которого трудно было бы склонить местечковое еврейство передать на хранение имеющуюся у него синагогальную утварь. Помимо вышеуказанных проблем, у Рубштейна появились проблемы с местной администрацией: полномочие, полученное им от Комитета ЕИЭО, не отвечало всем формальным требованиям, подписи не были нотариально заверены и он был лишен возможности показывать ее в полиции. Но он имел еще одно полномочие от Минского губернского комитета по оказанию помощи еврейским беженцам для обследования положения еврейских беженцев в районе его действий и перед администрацией он фигурировал исключительно как представитель упомянутого комитета. Нередко у него возникали проблемы с передвижением в прифронтовой зоне.

Если принять во внимание все эти трудности (недоверие еврейского общества, недоброжелательное отношение местной власти и пр.), то придется признать достигнутые Б.Ц. Рубштейном материальные успехи удовлетворительными. Он получил на хранение в Историко-этнографическое общество: свыше 40 «тасим» (щитков для свитков Торы — некоторые из этих тасим насчитывали 150-170 лет), три большие стоячие ханукальные лампы, несколько старинных жирандолей, «годесы», «яды», старинные книги и пр. Но самыми ценными предметами были привезенные им шесть «пинкосов» Воложинской, Рубежевичской и Кайдановской общин. Воло-

жинскому пинкосу 155 лет, рубежевичскому — 140 лет. Часть эвакуированных из прифронтовой зоны вещей была оставлена в Минске, где Б.Ц. Рубштейн организовал так называемую эвакуационную группу, которая отвечала за сохранность всех собранных ценностей, а в случае необходимости долж- с на была их эвакуировать. В состав этой группы вошли пред- | ставитель Петроградского ЕКОПО Н.Ю. Гергель, секретарь но Минского комитета И. Биргер, минские общественные дея- в тели Ю. Нейфах, д-р С.Д. Каминский, Б. Пинес. 1

Что касается денежных средств, то Общество смогло ас- с сигновать на эвакуацию очень незначительные средства и ° предложила Рубштейну привлечь к расходам по эвакуации ев местные общины. Исходя из этого предложения, Рубштейн е переговорил с некоторыми видными еврейскими обще- ! ственными деятелями Минска об устройстве на месте сбо- во ра на нужды эвакуации. Переговоры увенчались успехом, и Нейфах, Каминский и Биргер взяли на себя организацию этого сбора среди национально настроенной интеллигенции Минска16.

После доклада Б.Ц. Рубштейна Комитет ЕИЭО решил поручить ему организацию эвакуации свитков Торы из прифронтовой полосы и обратиться в ЕКОПО с просьбой об ассигновании для этого денег. Комитет решил, что свитки Торы должны быть первоначально доставлены в крупные ближайшие центры (Минск, Витебск, Бобруйск и пр.), откуда они большими партиями будут эвакуироваться в Петроград, остальные же предметы синагогального культа, «пинкосы», исторические документы и прочее должны доставляться непосредственно в Петроград17. 25 февраля 1916 года ЕКОПО ассигновал на нужды эвакуации 3000 рублей18.

Комитет ЕИЭО решил поручить организацию эвакуации исторических и религиозных ценностей из Киевского района С.А. Ан-скому, а из Витебского района — Б.Ц. Рубштейну19.

11 мая 1916 года Общество получило от Хозяйственного правления Петроградской хоральной синагоги на дело эвакуации 1000 рублей20.

Точных данных нет, но, видимо, в конце мая или начале июня 1916 года Б.Ц. Рубштейн поехал в прифронтовые рай-

оны и посетил следующие пункты: Раков, Ивенец, Воложин,

Городок, Радошковичи, Заславль, Самохваловичи, Волму,

Мир, Турец, Полоцк, Витебск, Двинск, Режицу, Друю, Малту,

Антонополь, Крайск и Кривичи21.

| В местечке Клецк Б.Ц. Рубштейн получил четыре Сэфер-

Торы22, четыре Мегилот23 и четыре ящика еврейских религи-

5е озных книг из синагогальной библиотеки. Все это было зав

® хвачено населением при выселении из местечка Синявка. Все | вещи Рубштейн доставил в Минск. В самом Клецке он полу® чил ящик с 18 свитками Торы. Из Несвижа он вывез следую-^ щие предметы синагогального культа и памятники старины: | а) старинный пергаментный рукописный молитвенник, б) два * годеса, один из них из кости; в) два «яда»; г) два деревянных § «крувим»24 и т.д.); два серебряных бокала; е) весьма интересные капойресы25 и паройхесы; ж) девять тасим; з) одну малую Кетер-Тора26; и) пять старинных менорот27.

Б.Ц. Рубштейн отправил в ЕИЭО две посылки. В одной из них находились старинный пергаментный рукописный молитвенник и старый серебряный «тас» от 1589 года, в другой: 1) 14 «тасим», один из которых от Мегилы, что встречается весьма редко; 2) три «ядим»; 3) два годеса, один из них из кости; 4) два деревянных крувим, снятых с кивота большой синагоги г. Несвижа; 5) двуглавый орел — герб князя Радзи-вилла; 6) миниатюрная Кетер-Тора; 7) два ценных старинных капойреса; 8) один старинный ценный паройхес с накладными серебряными буквами; 9) несколько малоценных парой-хесов, взятых по настоянию общины, и несколько других неважных предметов; 10) 22 пуда медной синагогальной утвари из Несвижа28.

Б.Ц. Рубштейну удалось: 1)эвакуировать из местечка Во-ложин оставшиеся там свитки Торы и синагогальные библиотеки; 2) отправить по адресу Московского ОПЕ ешибот-скую библиотеку из местечка Мир; 3) отправить в Петроград свитки Торы Якобштадской и Фридрихштатской еврейских общин, которые находятся в Витебске29.

Г-жа М.Т. Рубштейн отправила из Минска в Петроград предметы синагогальной утвари, принадлежавшие Брест-Литовскому бет-мидрашу: 1) четыре серебряных «яда»;

2) три серебряных «годеса»; 3) восемь серебряных «тасим»; 4) серебряный бокал. Кроме того, она получила через уполномоченную Петроградского ЕКОПО г-жу Л.А. Рабинович приобретенные ею для ЕИЭО следующие предметы: медный висячий жирандоль, подсвечник из дерева и рога, «яд», по- ос жертвованный ЕИЭО Лагойской хасидской синагогой. Упол- | номоченному ЕКОПО Н.Ю. Гергелю был передан для пере- н дачи ЕИЭО пинкас Несвижской общины. Еще г-жа Рубштейн в получила несколько разорванных свитков Торы из местечка "Ц Сосенки30. с

В местечке Креславке получил на хранение одноярусный ко медный жирандоль довольно интересной работы и два ма- е лых медных неполных жирандоля. При содействии уполно- е моченного ЕКОПО г. Верники ему удалось эвакуировать ! свитки Торы и священные книги из местечек Постан, Дани- во ловичей и Глубокого31.

В своих письмах из Минска от 30 июля 1916 года и из Кременчуга от 12 августа 1916 года Рубштейн писал, что успехи русской армии на Южном фронте изменили настроение еврейского населения. Местные жители уже не боятся выселения, и общины уже не соглашаются на эвакуацию религиозных ценностей31. Теперь он считает, что необходимо приступить к розыску предметов общинного достояния, вывезенных из местечек. Далее он пишет, что у него окрепло убеждение, что необходимо скорее приступить к розыску предметов общинного достояния, захваченных во время беженства отдельными беженцами или оставленных представителями общин по тем или иным причинам в одном из пунктов на пути их следования. Надеясь, что Комитет согласится с его предложением, он приводит результаты первого опыта: 1) в Кременчуге он узнал, что свитки Торы находятся в одной из синагог Двинска; 2) в Сосмакенах (Курляндской губернии) он узнал, что спасение свитков Торы было поручено г. В. Эдельштей-ну, который находится в Александровске; 3) свитки Торы из местечка Кринкешин (Виленской губернии) вывезены в Купянск; 4) выяснил местонахождение синагогального добра из местечек Сморгонь, Седлица и Рафаиловки. Со станции Потоки (близ Кременчуга) были отправлены Комитету

ЕИЭО две лампы — висячий медный жирандоль и стоячий подсвечник из рога33.

В письме Ю. Леринмана (сотрудника Рубштейна) из Кременчуга от 16 августа 1916 года сказано, что в местечке По-| своль (Ковенской губернии) имеются серебряные предметы йс синагогальной утвари (серебряная корона Торы, «тасим», а, «ядим» и «годесы»), а также пинкас, которому 130 лет; в ее местечке Седлище (Холмской губернии) имеется серебря-сок ная корона Торы, в местечке Краснополье (Сувалкской гу-ей бернии) находятся два общинных свитка Торы и пинкас, на опр ферме старого Поневежиса при Поневеже имеются три об-| щинных свитка Торы, в местечке Янышки (Ковенской губер-й? нии) имеется ящик с 13 свитками Торы, в местечке Жагоры § (Ковенской губернии) имеются свитки Торы и корона Торы, ^ в местечке Бейсагола (Ковенской губернии) находятся три Свитка Торы, в местечке Жваниц (Подольской губернии) находятся паройхес и скатерть, принадлежащая общине34.

21 августа 1916 года в Комитет ЕИЭО поступил отчет Ю. Леринмана о работе в Кременчуге (по поручению Руб-штейна). Результаты его работы оказались следующими: 1) в местечке Рогово Ковенской губернии найдены старинные драгоценные вещи и «пинкосы»; 2) в местечке Жеймель Ко-венской губернии найдены серебряный «ядим-блех»35, серебряный бокал и серебряная указка, принадлежащая молитвенному дому; 3) в местечке Малят Виленской губернии найдены 12 свитков Торы36.

В письме от 22 августа 1916 года Б.Ц. Рубштейн сообщил, что получил извещение от духовного Правления «старой» синагоги в Херсоне, что оно, согласно его просьбе, передало ему в дар 112 резных серебряных букв, старинный «годес» и разрешило ему сфотографировать маленький серебряный кивот и миниатюрный свиток Торы. Кроме того, в Херсоне он получил в дар или купил следующие вещи: 1) от «синагоги на Забалках» получил в дар старинный бокал оригинальной формы и маленький «годес», за который он уплатил 6 рублей; 2) от синагоги «Хабад» получил в дар старинный «паройхес», который вывешивался в дни, когда совершался обряд обрезания (на нем были вышиты соответствующее благословение

и молитва «Бхорес имой хабрис»; 3) откупил от Духовного правления «старой» синагоги большую серебряную корону Торы весом в 10 фунтов, три пары серебряных «эц-хаим» и два серебряных «тасим»37.

На соединенном заседании Комитета ЕИЭО и этнографи- с ческой секции было решено приостановить эвакуацию рели- о гиозных святынь, уполномочить Б.Ц. Рубштейна проводить н розыск пропавших без вести религиозных сокровищ, глав- в ным образом религиозной утвари и рукописей, приостано- П вить массовые отправки Сифрей-Тора из Минска в Петро- й град и обратиться с помощью органов печати с воззванием к ° населению о возврате случайно задержанных им предметов ев еврейского общинного достояния38. е

12 сентября Двинским ЕКОПО из Новоалександровска в Петроград были отправлены семь ящиков, в которых содер- во жались лампы, часы, меноры, старинный драгоценный висячий подсвечник в шкафу, Арон-Кодеш, девять свитков Торы, один из них с серебряной ручкой; девять свитков с Невиим; четыре свитка Мегилот, три шофара39, пять паройхесов и пять капорейсов, 4 ментем, 1 михсе, и другие религиозные принадлежности Новоалександровской ремесленной школе40.

В тот же день Ю. Леринман отправил из Кременчуга в Петроград паройхес и скатерть, вывезенные из местечка Жва-нец, а также серебряные бокал, указку и противень, вывезенные из местечка Жеймель Ковенской губернии41.

В письме в Комитет ЕИЭО от 13 сентября 1916 года Ю. Леринман сообщил о своей работе по розыску общинных ценностей. Так, он выяснил: 1) из местечка Сосмакен Курлянд-ской губернии отправлены в Ригу два ящика со свитками Торы и Невиим; 2) в местечке Посволь Ковенской губернии вся синагогальная утварь осталась на месте; 3) из местечка Крынкишки старинные парейхесы были отправлены в г. Луцк Волынской губернии; 4) в Киеве он узнал, что у беженца из Луцка сохранились общинные драгоценности: старинные серебряные чаши и некоторые другие предметы; 5) в Кременчуге у беженца из Брест-Литовска найдено 22 свитка Торы; 6) в Свядоще Ковенской губернии вся синагогальная утварь и библиотека спрятаны в погребе Большой синагоги; 7) вся

синагогальная утварь и 18 свитков Торы из местечка Релипо-ла спрятаны в погребе в Оникштах Ковенской губернии42.

На соединенном заседании Комитета ЕИЭО и этнографической секции было решено впредь до выяснения вопроса о вот средствах для дальнейших расходов приостановить работу уполномоченного Рубштейна до 1 октября43.

В письме из Херсона от 2 октября 1916 года Рубштейн пи-ее сал, что, согласно резолюции вышеупомянутого заседания, сок он принял меры к приостановке эвакуации предметов культа ей и памятников старины, доложил об этом своим уполномо-опр ченным и просил их немедленно представить отчет о дея-

ев тельности44. о

* Узнав о том, что Императорская академия наук снаряжа-

§ ет экспедицию для охраны исторических памятников в рай-^ оне военных действий, Комитет ЕИЭО отправил письмо на имя Непременного секретаря Императорской академии наук Сергея Федоровича Ольденбурга с просьбой о том, чтобы в инструкцию по охране памятников были включены специальные указания относительно памятников еврейской ста-рины45. Ответа на это письмо в архиве Общества не имеется.

В Петрограде эвакуированные вещи хранились частично при главной синагоге (513 свитков Торы и 75 свитков Неви-им), частично в архиве и музее Общества (251 предмет синагогальной утвари, 25 пинкосов, рукописей и пр. и 4 не распакованных ящика)46.

Таким образом, Общество не только занималось исследовательской и просветительской деятельностью, но и сыграло важную роль в спасении памятников еврейской культуры.

Ганелин Р.Ш., Кельнер В.Е. Проблемы историографии евреев в России. 2-я половина 19 века-1-я четверть 20 века. Ч. 1 // Евреи в России. Историографические очерки (2-я половина 19 века-20 век). Москва-Иерусалим, 1994. С. 206-207. Канцедикас А., Сергеева И. Альбом еврейской художественной старины Семена Ан-ского. М., Мосты культуры, 2001. С. 31-49, 147-169, 173-187. Лукин В. "...Академия, где будут изучать фольклор"

fco

(Ан-ский — идеолог еврейского музейного дела) // Еврейский музей, СПБ, 2004. С. 64, 67-93. Лукин В. К столетию образования петербургской научной школы еврейской истории // История евреев в России. Проблемы источниковедения и историографии: Сб. научных трудов. СПБ, 1993. С. 13-20. Канцедикас А., Сергеева И. Альбом еврейской художественной старины Семена Ан-ского. М.: Мосты культуры, 2001. С.31-49, 147-169, 173-187. Лукин В. От народничества к народу (С.А.Ан-ский-этнограф g восточно-европейского еврейства) // Евреи в России. История и культу- ч ра. Вып. 3. СПб., 1995. С.128-1441 I

2 «Убий» (ивр.). р

3 «Прелюбодействуй» (ивр.). о

4 Арон-Кодеш (ивр.) или Орен Койдеш (идиш) — «Священный шкаф», где й хранятся свитки Торы в синагоге. к

5 Лукин В. От народничества к народу (С.А. Ан-ский — этнограф восточ- е ноевропейского еврейства) // Евреи в России. История и культура. Вып.3. и СПб., 1995. С. 140-141; Сергеева И. С.А. Ан-ский. Документы к биогра- е фии (1914-1917 гг.) // http:www.judaica.kiev.ua. С. 1-2, 4-6, 8-9. An-sky |' S.A. Hurbn Galitsie // An-sky S.A. Gesamlene shriften. Warsaw, 1927. Vol. 4, | p. 68, 186; vol. 5, p. 65; vol. 6, p. 61, 72, 95, 134, 141. о

6 Ан-ский С. Дневник. 9 сентября — 10 октября 1915 года // РГАЛИ, ф. 2583, оп. 1, д. 3, л. 15 (рук.), д.6, л.7 (маш.). Сергеева И. С.А.Ан-ский. Документы к биографии (1914-1917 гг.) //http:www.judaica.kiev.ua. С. 5.

7 Об эвакуации памятников старины и народного искусства и предметов культа // Дело Помощи, 1916, № 3, с.17; Лукин В. От народничества к народу. (С.А. Ан-ский — этнограф восточноевропейского еврейства) // Евреи в России. История и культура. Вып. 3. СПб., 1995. С. 142; Сергеева И. С.А. Ан-ский. Документы к биографии (1914-1917 гг.) //http:www.judaica. kiev.ua. С.5.Ап- S.A. Hurbn Galitsie // An-sky S.A.Gesamlene shriften. Warsaw, 1927. Vol. 5. P. 102.

8 Протокол заседания Комитета ЕИЭО от 28 ноября 1915 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 60, л. 21-22 (маш.). Отчет ЕИЭО за 1915 год // Еврейская Старина, 1916, вып.1, с. 9-11; Протокол заседания Хозяйственного Правления Петроградской Хоральной Синагоги от 15 февраля 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 422, оп. 1, д. 143, л. 8 (маш.).

9 Письмо Комитета ЕИЭО представителям еврейских общин от 17 января 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 204 (маш.).

10 Там же, л. 146 (маш.). Об эвакуации памятников старины и народного искусства и предметов культа // Дело Помощи, 1916, № 3, с. 16. В Еврейском Историко-Этнографическом Обществе // Еврейская жизнь, 1916, № 23. С. 36.

11 Тас (ивр.). — щиток для свитка Торы.

12 Об эвакуации памятников старины и народного искусства и предметов культа // Дело Помощи, 1916, № 3. С.16.

13 Там же.

Список местностей, посещенных Б.Ц. Рубштейном по делу эвакуации еврейских исторических и художественных памятников и предметов ев-

в е

о

н

у

о сц

рейского культа от 23 декабря 1915 года по 6 февраля 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 40-41 (рук.). Там же.

Доклад о поездке в еврейские местечки с целью эвакуации предметов религиозного культа с 22 декабря 1915 года по 6 февраля 1916 года Б.Ц. Руб-штейна // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 34-36 (рук.). Охрана памятников еврейской старины // Еврейская неделя, 1916, № 14-15. С. 60-62. Протокол заседания Комитета ЕИЭО от 7 февраля 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 77, л. 2 (маш.). Протокол заседания Комиссии ЕИЭО по выработке сметы расходов по эвакуации предметов еврейского религиозного культа и еврейских художественных и исторических памятников от 13 февраля 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 60, л. 7-8 (маш.).

Письмо в Комитет ЕИЭО от ЕКОПО от 25 февраля 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 196 (рук.).

Протокол заседания Комитета ЕИЭО от 10 марта 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 60, л. 9 (маш.). В Еврейском Историко-Этнографическом Обществе // Еврейская неделя, 1916, № 13. С.25.

Письмо в Комитет ЕИЭО от Хозяйственного Правления Петроградской Хоральной Синагоги от 11 мая 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 158 (маш.).

Об эвакуации памятников старины и народного искусства и предметов культа // Дело Помощи, 1916, № 3. С.16. Свитки Торы (ивр.).

Мегилот (ивр.). — свитки. Так называются пять свитков, которые читаются в праздники: Мегилат Эстер — в Пурим, Шир-а-Ширим (Песнь Песней) — в Песах, Мегилат Рут — в Шавуот, Эйха (Плач Иеремии) — 9 Ава, Когелет (Экклезиаст) — в Суккот.

Крувим (ивр.) — херувимы, птицы, украшающие ковчег Завета. Капойрес (иврит) — балдахин, под которым скрыта верхняя часть парой-хеса.

Корона, надеваемая на свиток Торы (ивр.).

Письмо Б.Ц. Рубштейна в Этнографическую Секцию ЕИЭО от 13 июня

1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 117 (рук.).

Письмо Б.Ц. Рубштейна в Этнографическую Секцию ЕИЭО от 20 июня

1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 124 (рук.).

Письмо Б.Ц. Рубштейна в Этнографическую Секцию ЕИЭО от 28 июня

1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 128 (маш.).

Письмо уполномоченной М.Т. Рубштейн из Минска от 17 июля 1916 года

// ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 114-123 (рук.).

Письмо Б.Ц. Рубштейна в Этнографическую Секцию ЕИЭО от 30 июля 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 129, 131-132, 135 (маш.). Там же, л. 130 (маш.). Письмо Б.Ц. Рубштейна в Этнографическую Секцию ЕИЭО от 12 августа 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 135 (маш.).

Там же, л. 136-137 (маш.).

17

18

19

20

21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28

29

30

31

32

33

Отчет Ю. Леринмана о работе за два дня (14 и 15 августа 1916 года) в Кременчуге // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 155-а, л. 6 (рук.). Указки для чтения Торы.

Отчет о работе сотрудника г. Ю. Леринмана по поручению уполномоченного ЕИЭО в Петрограде Б.Ц. Рубштейна от 21 августа 1916 года // ЦГИА ^ СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 85-86 (маш.). с

Письмо Б.Ц. Рубштейна в Комитет ЕИЭО от 22 августа 1916 года // ЦГИА 3 СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 88 (рук.). Письмо Б.Ц. Рубштейна в Комитет н ЕИЭО (б/д) // Там же, л. 93-94 (рук.). о

Протокол Соединенного заседания Комитета ЕИЭО и Этнографической р Секции от 22 августа 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 60, л. 13 § (маш.). й

Шофар (ивр.) — бараний рог, в который трубят в праздник Рош ха-Шана о (Новый год). е

Письмо от Двинского ЕКОПО от 12 сентября 1916 года // ЦГИА СПБ, р ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 80 (рук.).

Письмо Ю. Леринмана Б. Рубштейну от 12 сентября 1916 года // ЦГИА С СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 75, л. 14 (рук.). о

Отчет о работе сотрудника г. Ю. Леринмана по поручению уполномоченного ЕИЭО в Петрограде Б.Ц. Рубштейна от 12 сентября 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 91-96 (маш.).

Протокол Соединенного заседания Комитета ЕИЭО и Этнографической Секции от 26 сентября 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 60, л. 14 (маш.).

Письмо Рубштейна в Комитет ЕИЭО от 2 октября 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 73 (рук.).

Протокол заседания Комитета ЕИЭО от 18 декабря 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 60, л. 17 (маш.). Письмо Комитета ЕИЭО Непременному Секретарю Императорской Академии Наук Сергею Федоровичу Ольденбургу от 21 декабря 1916 года // ЦГИА СПБ, ф. 2129, оп. 1, д. 73, л. 60 (маш.).

Известия ЕИЭО // Еврейская Старина: Сб. статей за 1917-1918 годы. С. 320.

34

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.