Научная статья на тему 'Участие членов иркутской еврейской общины в работе Еврейского историко-этнографического общества (1909-1914 гг. )'

Участие членов иркутской еврейской общины в работе Еврейского историко-этнографического общества (1909-1914 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
181
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнография
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКОЕ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЖУРНАЛ «ЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНА» / ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ / ЕВРЕИ СИБИРИ / ИРКУТСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА / ЭТНОГРАФИЯ / КУПЦЫЕВРЕИ / ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННИКИ ЗАБАЙКАЛЬЯ / JEWISH HISTORICAL AND ETHNOGRAPHIC SOCIETY / JEWISH ANTIQUITY MAGAZINE / PRE-REVOLUTIONARY JEWISH SOCIETIES IN RUSSIA / JEWS OF SIBERIA / IRKUTSK JEWISH COMMUNITY / ETHNOGRAPHY / JEWISH MERCHANTS / GOLD MINERS OF TRANSBAIKALIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Берман Елена Александровна

В статье рассматривается малоизученная тема участия членов иркутской еврейской общины в работе Еврейского историко-этнографического общества научной организации, учрежденной в 1908 г. в Санкт-Петербурге. Поскольку общество не имело филиалов и предполагало прямое иногороднее членство, к 1914 г. в его состав входили представители из ста городов Европы и Российской империи, в том числе и из Иркутска. В Иркутске все желающие вступали в общество напрямую, поэтому документооборот, связанный с членством в организации, не велся, работа общества в местной прессе не освещалась. В связи с этим никаких письменных свидетельств о работе членов иркутской общины в этой организации в Государственном архиве Иркутской области и библиотеках Иркутска найти не удалось. Основными материалами для исследования послужили сборники «Еврейская старина» за 1909-1915 гг., отчеты Еврейского историко-этнографического общества за 1909-1914 гг., книга В. С. Войтинского и А. Я. Горнштейна «Евреи в Иркутске» 1915 г., а также материалы Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (фонд «Еврейское историко-этнографическое общество»). В статье систематизированы списки иркутских членов общества и определен их количественный состав по годам (1909-1914 гг.), рассмотрены причины высокой активности представителей иркутской еврейской общины в этой и других общероссийских еврейских научных, культурно-просветительских и благотворительных организациях, исследован социальный статус участников, особое внимание уделено заслугам основных активистов, приведены конкретные примеры их работы в деле сохранения еврейской истории и национальной культуры в Иркутске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF THE IRKUTSK JEWISH COMMUNITY MEMBERS IN THE WORK OF THE JEWISH HISTORICAL AND ETHNOGRAPHIC SOCIETY (1909-1914)

The article examines the poorly studied topic of the participation of the Irkutsk Jewish community members in the work of the Jewish Historical and Ethnographic Society. This academic organization was established in 1908 in St. Petersburg. As the society did not have branches and assumed direct nonresident membership, by 1914 it consisted of representatives from 100 cities of Europe and Russian Empire, including members from Irkutsk. In Irkutsk, everyone interested joined the society directly, so there were no documents associated with their membership in the organization and the work of the society was not covered in the local press. In this regard, it appeared to be not possible to find any written evidence of the work of the members of the Irkutsk Jewish community in this organization either in the State Archive of the Irkutsk Region or in the libraries of Irkutsk. The study draws mainly upon the materials found in the journals Jewish Antiquity from 1909-1915, reports of the Jewish Historical and Ethnographic Society from 1909-1914 and the book by V. S. Voitinsky and A. Ya. Gornstein Jews in Irkutsk (1915), as well as in the Central State Historical Archive of St. Petersburg from the Jewish Historical and Ethnographic Society Foundation. The article systematizes the lists of members of the Irkutsk society and identifies their quantitative composition by year from 1909 to 1914. It considers the reasons for the high activity of the representatives of the Irkutsk Jewish community in this and other Russian Jewish academic, cultural and charity organizations. In addition, the article explores the social status of the members of the society. It focuses particularly on the merits of some of the main activists and specific examples of their work in preserving Jewish history and culture in Irkutsk.

Текст научной работы на тему «Участие членов иркутской еврейской общины в работе Еврейского историко-этнографического общества (1909-1914 гг. )»

DOI 10.31250/2618-8600-2020-2(8)403-116 УДК 94(=411.16)(571.53)

Иркутский национальный исследовательский Е. А. Берман технический университет

Иркутск, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3374-161X E-mail: [email protected]

I Участие членов иркутской еврейской общины в работе Еврейского историко-этнографического общества (1909-1914 гг.)

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается малоизученная тема участия членов иркутской еврейской общины в работе Еврейского историко-этнографического общества — научной организации, учрежденной в 1908 г. в Санкт-Петербурге. Поскольку общество не имело филиалов и предполагало прямое иногороднее членство, к 1914 г. в его состав входили представители из ста городов Европы и Российской империи, в том числе и из Иркутска. В Иркутске все желающие вступали в общество напрямую, поэтому документооборот, связанный с членством в организации, не велся, работа общества в местной прессе не освещалась. В связи с этим никаких письменных свидетельств о работе членов иркутской общины в этой организации в Государственном архиве Иркутской области и библиотеках Иркутска найти не удалось. Основными материалами для исследования послужили сборники «Еврейская старина» за 1909-1915 гг., отчеты Еврейского историко-этнографи-ческого общества за 1909-1914 гг., книга В. С. Войтинского и А. Я. Горнштейна «Евреи в Иркутске» 1915 г., а также материалы Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (фонд «Еврейское историко-этнографическое общество»). В статье систематизированы списки иркутских членов общества и определен их количественный состав по годам (1909-1914 гг.), рассмотрены причины высокой активности представителей иркутской еврейской общины в этой и других общероссийских еврейских научных, культурно-просветительских и благотворительных организациях, исследован социальный статус участников, особое внимание уделено заслугам основных активистов, приведены конкретные примеры их работы в деле сохранения еврейской истории и национальной культуры в Иркутске.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Еврейское историко-этнографическое общество, журнал «Еврейская старина», дореволюционные еврейские общества в России, евреи Сибири, иркутская еврейская община, этнография, купцы-евреи, золотопромышленники Забайкалья

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Берман Е. А. Участие членов иркутской еврейской общины в работе Еврейского историко-этнографического общества (1909-1914 гг.). Этнография. 2020. 2 (8): 103116. doi 10.31250/2618-8600-2020-2(8)403-116

Irkutsk National Research Technical University E. Berman Irkutsk, Russian Federation

ORCID: 0000-0002-3374-161X E-mail: [email protected]

I Participation of the Irkutsk Jewish community members in the work of the Jewish historical and ethnographic society (1909-1914)

ABSTRACT. The article examines the poorly studied topic of the participation of the Irkutsk Jewish community members in the work of the Jewish Historical and Ethnographic Society. This academic organization was established in 1908 in St. Petersburg. As the society did not have branches and assumed direct nonresident membership, by 1914 it consisted of representatives from 100 cities of Europe and Russian Empire, including members from Irkutsk. In Irkutsk, everyone interested joined the society directly, so there were no documents associated with their membership in the organization and the work of the society was not covered in the local press. In this regard, it appeared to be not possible to find any written evidence of the work of the members of the Irkutsk Jewish community in this organization either in the State Archive of the Irkutsk Region or in the libraries of Irkutsk. The study draws mainly upon the materials found in the journals Jewish Antiquity from 1909-1915, reports of the Jewish Historical and Ethnographic Society from 1909-1914 and the book by V. S. Voitinsky and A. Ya. Gornstein Jews in Irkutsk (1915), as well as in the Central State Historical Archive of St. Petersburg from the Jewish Historical and Ethnographic Society Foundation. The article systematizes the lists of members of the Irkutsk society and identifies their quantitative composition by year from 1909 to 1914. It considers the reasons for the high activity of the representatives of the Irkutsk Jewish community in this and other Russian Jewish academic, cultural and charity organizations. In addition, the article explores the social status of the members of the society. It focuses particularly on the merits of some of the main activists and specific examples of their work in preserving Jewish history and culture in Irkutsk.

KEYWORDS:

Jewish historical and ethnographic society, Jewish Antiquity magazine, pre-revolutionary Jewish societies in Russia, Jews of Siberia, Irkutsk Jewish community, ethnography, Jewish merchants, gold miners of Transbaikalia

FOR CITATION:

Berman E. Participation of the Irkutsk Jewish community members in the work of the Jewish historical and ethnographic society (1909-1914). Etnografia. 2020. 2 (8): 103-116. (In Russ.). doi 10.31250/2618-8600-2020-2(8)-103-116

ИРКУТСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА И ЕЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ РАЗЛИЧНЫХ ЕВРЕЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Еврейская община сформировалась в Иркутске к середине XIX в. из людей, которым по тем или иным причинам было разрешено проживать за чертой постоянной еврейской оседлости. В основном такими оказывались бывшие политические и уголовные ссыльные, а также закончившие срок своей службы кантонисты и николаевские солдаты. В 1882 г. на пожертвования членов общины в городе была построена двухэтажная каменная синагога, содержались Иркутское еврейское общественное бесплатное училище (с 1897 г.) с отделениями для мальчиков и девочек, женские ремесленные классы, погребальное братство, благотворительное Общество пособия бедным евреям. В это же время в городе существовало Общество псалмопевцев «Хевро-Тилим» (с 1881 г.), Общество любителей древнееврейского языка «Тарбут» и ортодоксальная организация «Агудас-Махазикей-Гадос».

К началу XX в. иркутская община стала одной из самых крупных, богатых и образованных еврейских общин за чертой постоянной еврейской оседлости и самой крупной общиной в Сибири: евреи составляли 7 % от общего населения города и были второй по численности этнокон-фессиональной группой после православных. Дети бывших каторжан, ссыльнопоселенцев и николаевских солдат получали хорошее светское образование, но в этнокультурной пестроте Сибири, вдали от своих религиозных и культурных центров, постепенно отдалялись от родного языка, религии и национальной культуры.

Проходившая в 1897 г всеобщая перепись населения Российской империи «отметила в губернии 7 478 человек иудейского вероисповедания», однако «только 7 111 человек, считавших своим родным языком — еврейский» (Войтинский, Горнштейн 1915: 67). Позднее в книге «Евреи в Иркутске» эта ситуация получила следующий комментарий: «Это несовпадение цифр далеко превосходит разницу между соответствующими числами, наблюдаемую в российских губерниях. Интересно отметить, что почти 3/4 этих обрусевших евреев приходится на Иркутск. Здесь не знающие еврейского языка составляли 8,5 % еврейского населения, тогда как в деревнях и селах на них приходилось лишь 3 %. За последние годы положение несколько изменилось: <.. .> среди евреев усилилось стремление к национальной сплоченности, пробудился интерес к национальной культуре, к родной истории, родному языку» (Там же 1915: 68).

Именно в это время в городе начали открываться отделения многих общероссийских еврейских организаций, главной задачей которых стало содействие в изучении национальной истории, культуры, а также развитие литературы на древнееврейском (иврите) и разговорном еврейском (идише) языках. Если в конце XIX в. образовавшиеся в Иркутске

еврейские общества носили в большей степени религиозный характер, то в начале XX в. они приобрели преимущественно светскую направленность. Так, в начале 1911 г. было открыто Иркутское отделение Еврейского литературного общества, которое, несмотря на короткий период своего существования, насчитывало около 150 членов, а его деятельность имела заметный резонанс в городе. В январе 1914 г. в Иркутске открылось отделение Общества для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ) — самой крупной к началу XX в. культурной организации российского еврейства. Иркутское отделение также было многочисленно, в его состав входило около 200 членов. В 1915 г. образовалось отделение Общества охранения здоровья еврейского населения, которое в числе прочего оказывало разностороннюю помощь беженцам из прифронтовых зон Первой мировой войны, в 1916 г. — Иркутское еврейское общество помощи жертвам войны. В 1917 г было открыто отделение Еврейского литературно-художественного общества им. Л. Переца (ЕЛХО), насчитывавшее около 180 членов (Иркутский еврейский юбилейный календарь.. .1918: 2).

Такая национально-культурная активность иркутской еврейской общины во многом стала возможна благодаря работе энтузиастов — иркутских купцов и общинной интеллигенции, которых в начале XX в. сплотили вокруг себя казенный раввин Иркутска, этнограф и фольклорист Соломон Хаимович Бейлин и председатель хозяйственного правления синагоги, золотопромышленник и меценат Яков Давыдович Фризер (Берман 2019).

ИРКУТСКИЕ ЕВРЕИ — ЧЛЕНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО (ПЕТРОГРАДСКОГО)ЕВРЕЙСКОГО ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

В 1908 г. из Историко-этнографической комиссии при ОПЕ образовалось Еврейское историко-этнографическое общество (ЕИЭО) с комитетом в Санкт-Петербурге. В его задачи входили сбор, изучение и исследование материалов по истории и этнографии евреев в России и Польше, подготовка публикаций, издание журнала и отдельных научных трудов, чтение рефератов, лекций и т. д. Инициатива создания ЕИЭО принадлежала одному из главных историков еврейского народа С. М. Дубнову. В ноябре 1908 г на первом учредительном собрании председателем комитета был избран М. М. Винавер, товарищами председателя — С. М. Дубнов и М. И. Кулишер, секретарем — Ю. Гессен, членами комитета — Л. Сев, М. Тривус-Шми, М. Сыркин, Л. Штернберг, С. Гольдштейн, М. Вишницер (Дубнов 1998: 298-299).

В первый год своего существования общество насчитывало свыше 350 членов из 23 городов России, Германии, Англии, Франции, Австро-Венгрии (Галиции) (Еврейская энциклопедия 1910, т. 7: 449-450), а к 1915 г. — уже около 800 членов из более чем ста городов Российской империи и Европы. После Октябрьской революции ЕИЭО осталось без

средств, а многие его сотрудники эмигрировали. В апреле 1918 г. деятельность общества была прекращена на основании постановления Комиссариата по еврейским делам, в 1923 г. она была возобновлена, а в декабре 1929 г. общество было окончательно ликвидировано постановлением Административного отдела Ленинградского облисполкома как ведущее «идеологически чуждую советской общественности и еврейской трудящейся массе деятельность» (Лукин 1993: 23).

С первого года существования ЕИЭО его членами стали представители иркутской еврейской общины. В 1909 г. одними из первых иркутян в общество вступили казенный раввин Иркутска С. Х. Бейлин и председатель хозяйственного правления синагоги Я. Д. Фризер. Из отчетов ЕИЭО видно, что всего из Иркутска членами общества в 1909-1911 гг. — 5 человек, в 1912 г. стали 8, в 1913 г. — 30, а в 1914 г. — 43 человека. Таким образом, к 1914 г. иркутские представители в ЕИЭО оказались третьими по численности после представителей Петрограда (363 человека) и Киева (78 человек). Общее количество членов ЕИЭО в 1914 г. насчитывало 774 человека из г. Санкт-Петербурга и ста других городов. Для сравнения: из Екатеринослава в обществе был 41 человек, из Одессы и Москвы — по 29 человек, из Вильно — 9 человек, из Витебска — 6 человек и т. п. (Отчет Еврейского. 1914).

Многие иркутские евреи вступали в члены ЕИЭО, последовав примеру руководителей общины С. Х. Бейлина и Я. Д. Фризера. Это становится очевидным из отчета ЕИЭО за 1913 г.: «В течение отчетного года Комитет принимал меры к увеличению числа постоянных членов Общества. <...> Из помещаемого списка членов Общества за 1913 г. видно, какой большой интерес имеют цели Общества в многочисленных городах разных концов России. Постоянное внимание к нуждам Общества и весьма активное содействие привлечению новых членов и подписчиков на журнал оказали: в Екатеринославе — С. Л. Браславский, И. Корин и Б. И. Топоровский; в Иркутске — С. Х. Бейлин; в Киеве — И. В. Галант и Я. И. Израэльсон; в Минске — Г. Я. Сыркин и в Харькове — Х. Г. Коробков. Комитет выражает означенным сотрудникам свою глубокую признательность» (Там же: 2-3).

СПИСКИ ИРКУТСКИХ ЧЛЕНОВ ЕВРЕЙСКОГО ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (1909-1914 гг.), ИХ СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА НАИБОЛЕЕ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ

Некоторые сведения о составе ЕИЭО можно получить из Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга1,

1 ЦГИА СПб. Ф. 2129. Оп. 1-3.

однако главным источником являются отчеты ЕИЭО, опубликованные приложением к журналу «Еврейская старина». Ниже приводятся списки иркутян — членов ЕИЭО за шесть лет (1909-1914 гг.).

1. Список членов общества от Иркутска на 31 декабря 1909 г.: С. Х. Бейлин, В. М. Гасман, И. М. Горбунов, Б. И. Лобзовский, Я. Д. Фризер (на 1909-1911 гг. числится в списках как член от Санкт-Петербурга) (Отчет Еврейского. 1910: 25-26).

2. Список членов общества от Иркутска на 31 декабря 1910 г.: С. Х. Бейлин, В. М. Гасман, И. М. Горбунов, Б. И. Лобзовский, Я. Д. Фризер (Отчет Еврейского. 1911: 27, 30-31).

3. Список членов общества от Иркутска на 31 декабря 1911 г.: С. Х. Бейлин, В. М. Гасман, Б. И. Лобзовский, М. А. Резников, Я. Д. Фризер (Отчет Еврейского. 1912: 18, 21-23).

4. Список членов общества от Иркутска на 31 декабря 1912 г.: С. Х. Бейлин, В. М. Гасман, М. А. Кроль, Б. И. Лобзовский, М. А. Резников, Синагогальная библиотека, Я. Д. Фризер, Г. И. Хохуткин (Отчет Еврейского. 1913: 25-26).

5. Список членов общества от Иркутска на 31 декабря 1913 г.: М. И. Авданович, С. Х. Бейлин, Е. А. Брамзон, О. И. Белицкий, В. М. Гасман, М. И. Дубников, И. И. Ицкович, Г. М. Калугский,

A. Б. Качко, М. З. Козьмин, Я. Э. Крипкевич, М. А. Кроль, М. Я. Лейбович, Б. И. Лобзовский, Л. В. Лонцих, К. Д. Мейсельман, А. С. Патушинский, З. И. Помус, И. Р. Розенкранц, И. Я. Розенцвейг, М. А. Резников, Синагогальная библиотека, Я. Д. Фризер, А. Л. Фурман, Г. И. Хохуткин, Л. Ш. Цыбин, Г. М. Шахновский, Ф. О. Шилингер, Л. И. Ширман, Ф. Л. Юдалевич (Отчет Еврейского. 1914: 30-31).

6. Список членов общества от Иркутска на 31 декабря 1914 г.: М. И. Авданович, С. Х. Бейлин, Е. А. Брамзон, О. И. Белицкий,

B. Я. Вайнштейн, В. М. Гасман, М. И. Дубников, И. И. Ицкович, Г. М. Калугский, П. М. Калугский, А. Б. Качко, М. З. Козьмин, Я. Э. Крипкевич, М. А. Кроль, А. А. Левенберг, А. С. Левенсон, М. Я. Лейбович, Б. И. Лобзовский, Л. В. Лонцих, К. Д. Мейсельман, М. Г. Мордухович, И. Л. Нейман, М. Г. Писаревский, З. И. Помус, А. С. Патушинский, Е. С. Патушинская, С. С. Прейсман, Е. И. Риф, А. М. Розенберг, С. И. Розенкранц, И. Я. Розенцвейг, А. А. Рубанович, М. А. Резников, Синагогальная библиотека, Я. Д. Фризер, А. Л. Фурман, М. М. Цукасов, Л. Ш. Цыбин, Г. М. Шахновский, О. О. Шилингер, Л. И. Ширман, Л. С. Шишлянский, Ф. Л. Юдалевич (Отчет Еврейского. 1915: 29).

Из вышеприведенных данных следует, что за шесть лет (19091914 гг.) поименный список членов общества от Иркутска составил в общей сложности 46 человек. К сожалению, какая-либо информация о 22 персонах из данного списка к моменту написания статьи автору

неизвестна, однако сведения о 24 участниках списка известны и дают возможность в общих чертах понять, каков был социальный состав представителей общества. Большую часть известных членов составляют купцы 1-й и 2-й гильдий (17 человек): Я. Д. Фризер, М. Я. Лейбович, М. Г. Писаревский, М. И. Авданович, В. Я. Вайнштейн, В. М. Гасман, М. И. Дубников, Я. Э. Кринкевич, Л. В. Лонцих, А. А. Левенберг, А. С. Левенсон, Б. И. Лобзовский, К. Д. Мейсельман, А. С. Патушинский, З. И. Помус, М. М. Цукасов, И. Л. Нейман.

Столь значительная доля купцов в списке неслучайна: «К 1 августа 1913 г. в городе было всего 148 купцов 1-й и 2-й гильдии. Среди них евреев было 84 человека, не евреев — только 64. В частности, купцов 1-й гильдии было 22, среди них евреев — 17, не евреев — только 5. Купцов 1-й гильдии было 126, среди них евреев — 67, не евреев — 59. Таким образом, евреи составляли абсолютное большинство во 2-й гильдии купечества и квалифицированное большинство в 3/4 — в 1-й гильдии» (Войтинский, Горнштейн 1915: 103).

Другую значительную группу иркутского еврейства в первое десятилетие XX в. составляла интеллигенция. Она пополнялась как получавшими высшее образование местными уроженцами, так и новой волной образованных политических ссыльных: «В 1914 г. в Иркутске было не меньше 40 евреев — представителей либеральных профессий. В том числе: 14 человек, занятых адвокатурой, и больше 25 человек, занятых врачебной деятельностью» (Там же 1915: 80).

К этой группе членов ЕИЭО можно отнести упомянутого выше казенного раввина С. Х. Бейлина, отбывающего ссылку эсера М. А. Кроля, врача-дерматовенеролога Ф. Л. Юдалевича, сектанта-субботника М. З. Козьмина, старшину Совета старшин 1-го Иркутского общественного собрания А. Л. Фурмана, попечительницу приюта арестантских детей в г. Иркутске и директрису Иркутского дамского тюремного отделения Е. С. Патушинскую (Адрес-календарь... 1916: 140). Еще одним членом ЕИЭО — уже коллективным — числилась иркутская Синагогальная библиотека.

Для создания детального представления о социальном статусе членов ЕИЭО от иркутской общины более подробно остановимся на некоторых ее представителях.

Соломон Хаимович Бейлин (1857-1942) — казенный раввин Иркутска в 1901-1920 гг., общественный деятель, фольклорист и этнограф, стоявший у истоков еврейской фольклористики в России. Свои материалы по еврейской этнографии и фольклору С. Х. Бейлин публиковал в виде как отдельных печатных изданий, так и статей в журналах на немецком и русском языках. Его публикации есть, например, в журнале Общества еврейского фольклора «Mitteilungenzurjüdischen Volkskunde» (Гамбург — Вена); в журналах «Книжки Восхода», «Будущности»,

«Пережитое» (Санкт-Петербург); «Сибирский архив» (Иркутск); в газетах «Будущность», «Недельная хроника Восхода» (Санкт-Петербург); «Иркутские губернские ведомости», «Епархиальные ведомости» (Иркутск) (Берман, Кержнер 2019). В 1909 г. он стал постоянным сотрудником выходившего раз в три месяца журнала «Еврейская старина». О его работе и публикациях в этом журнале будет рассказано ниже.

Яков Давыдович Фризер (1863-1933) — купец 1-й гильдии, председатель хозяйственного правления синагоги, самый крупный золотопромышленник Забайкалья, банкир, коллекционер, меценат и благотворитель. Участвовал в работе Сибирского отдела Русского географического общества, Русско-английской торговой палаты и совещательной конторы золото- и платинопромышленности в Санкт-Петербурге. Член ЕИЭО с 1909 г. Неоднократно выступал на совещаниях по приглашению генерал-губернатора Восточной Сибири, финансировал разведку и снаряжение поисковых партий, написал несколько книг о хозяйственной жизни приисков. Вносил большие суммы для выдачи беспроцентных ссуд нуждающимся и на просвещение. Пожертвовал 10 тыс. руб. на строительство университета в Иркутске. За строительство на приисках православного храма для рабочих епископ Забайкальский представил его к званию потомственного почетного гражданина (Кальмина 2003).

Моисей (Миней) Яковлевич Лейбович (?-1940) — купец 2-й гильдии, сын Я. О. Лейбовича, одного из двух братьев Лейбовичей — богатейших людей Сибири, купцов 1-й гильдии, владельцев золотых приисков и меценатов г. Иркутска и Забайкальского края. На средства братьев было открыто приходское училище в Балаганске, еврейское училище и богадельня в Иркутске. Сам М. Я. Лейбович унаследовал часть состояния отца. Был библиофилом, коллекционером и меценатом (Иркутск: Историко-краеведческий. 2011: 299). После революции ему удалось избежать национализации библиотеки и коллекции живописи. В 1930-е гг. часть своих книг, посвященных искусству, театру, живописи, истории (около 500 экземпляров из 5 000), он передал в городскую библиотеку, а Иркутскому областному художественному музею подарил 40 живописных работ и рисунков русских и европейских художников, в том числе В. Борисова-Мусатова, М. Добужинского, Л. Пастернака, И. Репина, К. Сомова.

Зиновий Иосифович Помус (1849 - после 1922) — купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Иркутска. Торговал мануфактурой, галантереей, скобяными и бакалейными изделиями. Занимался благотворительной деятельностью. Член Хозяйственного правления иркутской синагоги, член учетно-ссудного комитета Иркутского отделения Государственного банка и Общества взаимного кредита, член правления Иркутского благотворительного общества для оказания пособия бедным евреям. В 1914-1916 гг. — член попечительского совета, попечитель

Иркутского городского коммерческого училища (Краткая энциклопедия... 1997, т. 3, кн. 3: 35). Жена З. И. Помуса, Юлия Леонтьевна Помус, была заведующей женским отделением Иркутского еврейского бесплатного училища, председателем Общества пособия бедным евреям, членом комитета Иркутского отделения ОПЕ и ЕЛХО.

Моисей Григорьевич Писаревский (1855-1916) — купец 2-й гильдии, врач-провизор, закончивший в 1881 г. Императорский Харьковский университет. Владелец торговой усадьбы-аптеки в центре Иркутска, где торговля сочеталась с производством. Занимался (на конкурсной основе) поставками медикаментов для сельских приемных покоев, окружных врачей, Александровской центральной тюрьмы. Вносил крупные суммы на благотворительность, был членом хозяйственного правления синагоги (Геллер, Горячкина 2017).

Моисей Ааронович Кроль (1862-1942) — исследователь Сибири, этнограф, юрист. Активный участник политических движений: народоволец, затем эсер, после 1918 г. — эмигрантский деятель. Известен многочисленными публикациями о Восточной Сибири, бурятах, политике Российской империи на Востоке. Живя с 1888 г. (с небольшими перерывами) в ссылке сначала в Иркутской губернии, а затем в самом Иркутске, являлся членом ЕИЭО, входил в правление Иркутского отделения ОПЕ, был председателем иркутского Общества изучения Сибири и улучшения ее быта (Кроль 2008).

Первоначально М. А. Кроль был сослан на десять лет за участие в южной организации «Народной воли». Из Иркутска его отправили за Байкал, в Селенгинск. Здесь Кроль занялся изучением быта и жизни бурят. Получив право передвижения сперва по уезду, затем по всей области, он объездил кочевья и собрал материалы по обычному праву, семейному и хозяйственному быту бурят. После пятилетней работы по этнографии Сибири Кроль получил возможность переехать в Иркутск. Здесь он печатался в газете «Восточное обозрение». М. А. Кроль продолжал работать над изучением Сибири и по возвращении в Петербург, где сотрудничал с газетой «Сибирь» (под этим названием в Петербурге в то время выходила газета, посвященная сибирским нуждам). В 1895 г. он принял участие в экспедиции, организованной Комиссией для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Им было составлено десять томов трудов (изданных комиссией), посвященных вопросу о формах землепользования в Забайкалье (Войтинский, Горнштейн 1915).

Еще одним совершенно самостоятельным членом ЕИЭО стала иркутская Синагогальная библиотека. Инициатором ее организации явился старожил-общинник Иуда Леонтьевич Нейман (1890-е гг.). «Когда собрали на это дело первую небольшую сумму денег, перед организаторами библиотеки встал вопрос: какие же книги выписать? Для тогдашних

организаторов библиотеки это был трудный вопрос. Но зато они легко определили задачу, которой эта библиотека должна была служить. Эту задачу они наметили следующим образом: библиотека подбором книг на русском и еврейском языках (древнееврейская литература) должна служить, особенно молодому поколению, для ознакомления с историей, бытом, духом и современным состоянием еврейского народа. А удачный подбор книг должен будить соответствующий интерес в тех слоях иркутских евреев, которые все более удаляются от еврейства вообще и своей общины в частности. Большинство книг было пожертвовано. <.> В настоящее время в библиотеке более 4 000 названий» (Войтинский, Горнштейн 1915: 342-343).

ПУБЛИКАЦИИ ИРКУТСКИХ ЧЛЕНОВ ЕВРЕЙСКОГО ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ «ЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНА»

С первых дней работы ЕИЭО главным делом его комитета стало издание журнала «Еврейская старина». В общей сложности в 19091930 гг. было выпущено 13 томов издания. Под редакцией С. М. Дубнова вышло десять томов: в 1909-1916 гг. — тома 1-9 (по четыре выпуска в год), в 1918 г. — том 10 (сборник статей за 1917-1918 гг.); под редакцией Л. Я. Штернберга — том 11 (1924 г.) и том 12 (1928 г.) (Хаеш 2003); под редакцией С. Л. Цинберга — том 13 (1930 г.) (Литература о евреях.. .1995: 23).

С 1909 г. постоянным сотрудником «Еврейской старины» стал казенный раввин Соломон Хаимович Бейлин. В 1909-1914 гг. он публиковал в этом журнале свои статьи: «Хедерные загадки и задачи литовских евреев»2, «Анекдоты о еврейском бесправии»3, «О некоторых поговорках»4, «Воспоминания о последних годах рекрутчины»5, «Из рассказов о кантонистах»6, «Рассказы бывших кантонистов»7, а также материалы, заметки и сообщения из различных исторических журналов — всего 17 публикаций.

В объявлении о подписке, размещенном в приложении к журналу «Еврейская старина» за 1914 г., имя С. Х. Бейлина стояло в ряду таких известных историков еврейского народа, как С. А. Ан-ский, А. Я. Гаркави и другие: «Продолжается подписка на 1915 г. на трехмесячник "Еврейская

2 Бейлин С. Х. Хедерные загадки и задачи литовских евреев // Еврейская старина. 1909. Т. I. С. 189-204.

3 Бейлин С. Х. Анекдоты о еврейском бесправии // Еврейская старина. 1909. Т. II. С. 269-281.

4 Бейлин С. Х. О некоторых поговорках // Еврейская старина. 1911. Т. IV. С. 130-133.

5 Бейлин С. Х. Воспоминания о последних годах рекрутчины // Еврейская старина. 1914. Т. VII. С. 459-464.

6 Бейлин С. Х. Из рассказов о кантонистах // Еврейская старина. 1909. Т. II. С. 115-120.

7 Бейлин С. Х. Рассказы бывших кантонистов // Еврейская старина. 1915. Т. VIII. С. 224-225.

Старина", издаваемый Еврейским Историко-Этнографическим Обществом под редакцией С. М. Дубнова. Цель издания: научная разработка еврейской истории и этнографии преимущественно в Польше и России. В трехмесячник помещаются исследования по первоисточникам или неизданным материалам в подлинниках и переводах, обработанные очерки и монографии, мемуары, переписка, отзывы о новых книгах (по всем отраслям еврейского знания), известия о деятельности Еврейского Историко-Этнографического Общества и пр. Сотрудники: С. А. Ан-ский, проф. М. Балабан (Львов), Г. М. Барац, С. Х. Бейлин, Бен-Ами, д-р С. А. Вайсенберг, С. С. Вермель, М. М. Винавер, М. Л. Вишницер, И. В. Галант, А. Я. Гаркави и др.» (Еврейская старина 1914: 11).

В «Еврейской старине» из иркутян публиковался не только С. Х. Бейлин. В этом журнале был напечатан ряд статей двух других иркутских членов ЕИЭО: сектанта-субботника Моисея Захарьевича Козьмина (в ЕИЭО с 1913 г.), переселившегося в г. Иркутск из с. Зима Балаганского уезда Иркутской губернии, и старожила Иркутска, старейшины и активиста общины, купца 2-й гильдии Иуды Леонтьевича Неймана (в ЕИЭО с 1914 г.). Их работы, как и статьи С. Х. Бейлина, являются в настоящее время ценнейшим этнографическим и историческим материалом.

Будучи выходцем из среды субботников — православных крестьян из центральной России, перешедших в иудаизм и сосланных за это в Сибирь, — М. З. Козьмин подробно описал их жизнь и быт в статьях «Прошлое и настоящее сибирских сектантов-субботников»8, «Из быта субботников. Воспоминания сибирского субботника»9,«Из быта субботников. Рассказано со слов моего отца»10. В «Еврейской старине» были опубликованы две работы И. Л. Неймана: «О субботниках на Амуре»11и «Как прикрепляли сибирских евреев к местам приписки (1885-1893). По личным воспоминаниям»12.

В 1915 г. С. Х. Бейлин и Я. Д. Фризер, вдохновившись идеями ЕИЭО, инициировали издание фундаментального труда «Евреи в Иркутске», знакомящего читателя с историей еврейской общины Иркутска. Его авторами стали В. С. Войтинский и А. Я. Горнштейн. В предисловии к этой книге ее издатели написали: «При открытии Еврейского Историко-Этнографического Общества М. М. Винавер напомнил слова историка

8 КозьминМ. З. Прошлое и настоящее сибирских сектантов-субботников // Еврейская старина. 1913. Т. VI. С. 3-22; С. 162-183.

9 Козьмин М. З. Из быта субботников. Воспоминания сибирского субботника // Еврейская старина. 1914. Т. VII. С. 443-458.

10 Козьмин М. З. Из быта субботников. Рассказано со слов моего отца // Еврейская старина. 1915. Т. VIII. С. 386-395.

11 Нейман И. Л. О субботниках на Амуре // Еврейская старина. 1915. Т. VIII. С. 183-240.

12 Нейман И. Л. Как прикрепляли сибирских евреев к местам приписки (1885-1893). По личным воспоминаниям // Еврейская старина. 1915. Т. VIII. С. 381-385.

еврейского народа С. М. Дубнова: "Покажем, что мы, русские евреи, не только ветвь 'наиболее исторического' народа, но что мы сами имеем богатое прошлое и умеем ценить его. Мы сумеем воспользоваться и его уроками. Народ — старец, убеленный сединами, умудренный многовековым опытом, имеющий поистине беспримерное прошедшее, — неужели такой народ может отворачиваться от 'такой истории'". Ответом на этот призыв может считаться и предлагаемая книга, содержащая материалы по истории евреев в Иркутске. Еврейская община в Иркутске еще очень молода по сравнению с общинами многих российских городов. Но в жизни ее были моменты, представляющие значительный интерес» (Войтинский, Горнштейн 1915: V-VII). Поскольку ЕИЭО и ОПЕ были дружественными, идейно связанными между собой организациям и, в 1916 г. в «Еврейской старине» на книгу «Евреи в Иркутске» вышла рецензия С. М. Дубнова (1916: 130).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь различных дореволюционных еврейских обществ и их отделений в Иркутске изучена мало, а ведущие исследователи истории иркутской еврейской общины (Л. В. Кальмина, В. Ю. Рабинович, С. Л. Курас и др.) в своих работах сосредоточены на других аспектах социальной, политической и экономической жизни общины. В ходе подготовки данной статьи мы проанализировали малоизвестные публикации иркутских членов еврейской общины о работе Еврейского историко-этнографиче-ского общества и надеемся, что представленная статья в некоторой степени компенсировала недостаток архивных исследований (в значительной степени такие исследования и невозможны ввиду отсутствия архивной документации по изучаемому вопросу).

Роль общины в деле сохранения еврейской истории и национальной культуры в Иркутске, как и в целом ее роль в деятельности Еврейского историко-этнографического общества и других культурных, просветительских и благотворительных еврейских организаций, была очень велика благодаря активному участию членов иркутской еврейской общины в данных организациях, а также их публикационной активности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Адрес-календарь Иркутской губернии на 1916 г. Иркутск: Губернская типография, 1916.

Берман Е. А., Кержнер А. Г. Историческое и культурное наследие казенного раввина Иркутска Соломона Бейлина // Известия Лаборатории древних технологий. 2019. Т. 15. № 4. С. 131-140.

Берман Е. А. Сказки забытого раввина. Этнокультурное наследие Соломона Бейлина:

еврейский фольклор, авторская публицистика, рассказы, воспоминания: сборник научно-популярных произведений. Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2019.

Войтинский В. С., Горнштейн А. Я. Евреи в Иркутске. Иркутск: Типо-литография П. И. Макушина и В. М. Посохина, 1915.

Геллер Л. Н., Горячкина Е.Г. Грани истории: становление, формирование и развитие аптечной службы и фармацевтического образования Иркутской области. Иркутск: ИГМУ, Оттиск, 2017.

Дубнов С. М. Рец. на кн.: Войтинский В. С., Горнштейн А. Я. Евреи в Иркутске, 1915 г. // Еврейская старина. 1916. Т. IX. Вып. 1. С. 130-132.

Дубнов С. М. Книга жизни. Воспоминания и размышления: материалы для истории моего времени. СПб.: Петербургское востоковедение, 1998.

Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем / Под общ. ред. д-ра Л. И. Каценельсона и барона Д. Г. Гинцбурга: в 16 т. Т. 7: Еврейское историко-этнографическое общество. СПб.: Общество для научных еврейских знаний; Брокгауз-Ефрон, 1910.

Иркутский еврейский юбилейный календарь на 5679 г. (1918-1919). Иркутск: Тип. М. П. Окунева, 1918.

Иркутск: Историко-краеведческий словарь / Худож. С. Григорьев, Н. Кондратьева. Иркутск: Сибирская книга, 2011.

Кальмина Л. В. Сибирский золотопромышленник и меценат Яков Фризер // Вопросы истории. 2003. № 3. С. 142-145.

Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири / Под ред. А. С. Зуева, В. П. Зиновьева: в 4 т. Т. 3. Кн. 3. Новосибирск: РИПЭЛ, 1997.

Лукин В. К столетию образования петербургской научной школы еврейской истории // История евреев в России. Проблемы источниковедения и историографии: сб. науч. тр. СПб., 1993.

КрольМ. А. Страницы моей жизни. М.; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2008.

Литература о евреях на русском языке. 1890-1947. Библиографический указатель / Сост. В. Е. Кельвер, Д. А. Эльяшевич. СПб.: Академический проект, 1995.

Отчет Еврейского историко-этнографического общества за 1909 г. СПб., 1910.

Отчет Еврейского историко-этнографического общества за 1910 г. СПб., 1911.

Отчет Еврейского историко-этнографического общества за 1911 г. СПб., 1912.

Отчет Еврейского историко-этнографического общества за 1912 г. СПб., 1913.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отчет Еврейского историко-этнографического общества за 1913 г. СПб., 1914.

Отчет Еврейского историко-этнографического общества за 1914 г. СПб., 1915.

Хаеш А. «С большой жаждой прочли...»: из писем 1909-1912 годов в «Еврейскую старину» // Еврейская старина. 2003. № 7. С. 46-57.

REFERENCES

Berman E. A. Skazki zabytogo ravvina. Etnokul 'turnoe nasledie Solomona Bejlina: evrejskij fol'klor, avtorskaya publicistika, rasskazy, vospominaniya: sbornik nauchno-populyarnyh proiz-vedenij [Tales of a forgotten rabbi. Ethnocultural heritage of Solomon Beilin: Jewish folklore,

author journalism, short stories, memoirs: collection of popular science works]. Irkutsk: Izd-vo IRNITU Publ., 2019. (In Russian).

Berman E. A., Kerzhner A. G. [The historical and cultural heritage of the official rabbi of Irkutsk, Solomon Beilin]. Izvestiya Laboratorii drevnih tekhnologij [News of the Laboratory of Ancient Technologies], 2019, vol. 15, no. 4, pp. 131-140. (In Russian).

Dubnov S. M. Kniga zhizni. Vospominaniya i razmyshleniya: materialy dlya istorii moego vremeni [The book of life. Memoirs and Thoughts: Materials for the History of My Time]. St. Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie Publ., 1998. (In Russian).

Geller L. N., Goryachkina E. G. Grani istorii: stanovlenie, formirovanie i razvitie aptechnoj sluzhby i farmacevticheskogo obrazovaniya Irkutskoj oblasti [Facets of history: the formation, formation and development of the pharmacy service and pharmaceutical education of the Irkutsk region]. Irkutsk: IGMU, Ottisk Publ., 2017. (In Russian).

Haesh A. ["With great thirst they read ...": from letters from 1909-1912 to "Jewish Antiquity"]. Evrejskaya starina [Jewish antiquity], 2003, no. 7, pp. 46-57. (In Russian).

Kal'mina L. V. [Siberian gold miner and philanthropist Jacob Frizer]. Voprosy istorii [History issues], 2003, no. 3, pp. 142-145. (In Russian).

Krol' M. A. Stranicy moejzhizni [Pages of my life]. Moscow; Jerusalem: Mosty kul'tury; Gesharim Publ., 2008. (In Russian).

Lukin V. [On the Centenary of the Formation of the Petersburg Scientific School of Jewish History]. Istoriya evreev v Rossii. Problemy istochnikovedeniya i istoriografii: cb. nauch. tr. [History of Jews in Russia. Problems of source studies and historiography: collection of scientific papers]. St. Petersburg, 1993. (In Russian).

Submitted: 19.02.2020 Accepted: 22.04.2020 Article is published: 01.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.