Научная статья на тему 'К вопросу изучения сибирского купечества: круг социальных контактов золотопромышленника Якова Фризера'

К вопросу изучения сибирского купечества: круг социальных контактов золотопромышленника Якова Фризера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я. Д. ФРИЗЕР / СИБИРЬ / КУПЕЧЕСТВО / ЕВРЕИ / ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимирски И., Кротова М. В.

Исследование посвящено анализу круга общения и социальных контактов сибирского купца Якова Фризера. цель работы представить на примере связей еврейского золотопромышленника особенности повседневной жизни и деятельности сибирского купечества на рубеже XIX и XX веков, взаимоотношения различных этноконфессиональных и социальных групп, взаимодействие региональных предпринимателей и столичных чиновников; а также показать широкие возможности для самореализации еврейского предпринимателя в российской империи. основой для подготовки статьи послужили личный архив Я. Д. Фризера, его статьи и книги, материалы сибирской прессы, а также документы из российского государственного исторического архива и государственного архива российской Федерации. Авторы приходят к выводу, что особенностью сибирского общества была многослойность, пересечение разных социальных, этнических, конфессиональных миров, национальная и религиозная терпимость, деятельный социальный активизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу изучения сибирского купечества: круг социальных контактов золотопромышленника Якова Фризера»

история

УДК 94(571)+929

DOI: 10.25206/2542-0488-2020-5-2-9-15

и. владимирски1 м. В. КротоВА2

1 Академический колледж Ахва, Израиль

2Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

к вопросу изучения сибирского купечества: круг социальных контактов золотопромышленника якова фризера

Исследование посвящено анализу круга общения и социальных контактов сибирского купца Якова Фризера. цель работы — представить на примере связей еврейского золотопромышленника особенности повседневной жизни и деятельности сибирского купечества на рубеже XIX и XX веков, взаимоотношения различных этноконфессиональных и социальных групп, взаимодействие региональных предпринимателей и столичных чиновников; а также показать широкие возможности для самореализации еврейского предпринимателя в российской империи. основой для подготовки статьи послужили личный архив Я. Д. Фризера, его статьи и книги, материалы сибирской прессы, а также документы из российского государственного исторического архива и государственного архива российской Федерации. Авторы приходят к выводу, что особенностью сибирского общества была многослойность, пересечение разных социальных, этнических, конфессиональных миров, национальная и религиозная терпимость, деятельный социальный активизм. Ключевые слова: Я. Д. Фризер, Сибирь, купечество, евреи, золотопромышленность, социальные контакты, российская империя.

Постановка проблемы

В постсоветской историографии наблюдается несомненный всплеск интереса к истории сибирского купечества. В крупных сибирских городах (Новосибирск, Омск, Томск, Барнаул, Иркутск, Чита, Улан-Удэ) сложились региональные центры по изучению предпринимательства, регулярно проводятся конференции, издаются сборники, показывающие, как обширен круг вопросов, подходов и источников по изучаемой теме. За три десятилетия учеными накоплен значительный материал, в том числе биографический. В настоящей статье предлагается использовать комбинированный подход к исследованию сибирского купечества: через изучение индивидуального круга общения и социальных контактов еврейского золотопромышленника Я. Д. Фризера, используя документы личного характера в сочетании с документальными источниками.

На наш взгляд, такой подход позволяет уточнить не только особенности личности Якова Фризера, но и воссоздать особенности бытования еврейских предпринимателей в Сибири на рубеже XIX и XX веков.

Яков Давидович Фризер (1869—1932) — купец, золотопромышленник, общественный деятель, был заметной фигурой в торгово-промышленном мире Восточной Сибири конца XIX —начала ХХ века. Он родился в еврейской семье ссыльнопоселенца в маленьком городке Баргузине. Получив домашнее образование, он вступил в семейное дело и вскоре стал одним из самых богатых золотопромышленников в крае [1; 2, с. 66 — 67]. Это был человек, «сделавший себя», самоучка, достигший высокого социального положения, положивший начало активному освоению Баргузинской тайги. В одном из выпусков сборника «Русский торгово-промышленный

мир» за 1914 г. фото и биографические сведения о Фризере даны вместе с такими известными деятелями, как бывший министр финансов граф В. Н. Коковцов, директор Русско-Азиатского банка А. И. Путилов, министр финансов П. Л. Барк, председатель совета Русско-Азиатского банка А. В. Коншин и др. [3, с. 21—22]. Будучи деятельной и творческой натурой, он занимался общественной и благотворительной работой, вопросами краеведения, этнографией и статистикой, был знаком с многими выдающимися людьми своего времени — Е. Брешко-Брешковской, Н. Ядринцевым, П. Кропоткиным и др. [4], так что круг его общения был чрезвычайно широк. Важно то, что Фризер оставил после себя не только книги, статьи, но и личный архив1, по которому можно проследить социальную динамику и взаимоотношения между различными социальными группами и классами Восточной Сибири конца Х1Х — начала XX вв. Среди других источников для подготовки статьи были использованы переписка Я. Д. Фризера с коллегами, воспоминания, некрологи. По отдельным фрагментам записей его дневников, переписке и архивным документам можно судить об активной деятельности и мобильности Фризера. Его перемещения по Российской империи и заграницей, обширные контакты, взаимоотношения с разными людьми — горными исправниками, ссыльнопоселенцами, проводниками-бурятами, рабочими, золотопромышленниками, чиновниками, учеными — делают Фризера репрезентативной фигурой, связывающей разные социальные, политические, экономические круги Восточной Сибири.

Сибирские евреи

В дореволюционной Сибири была представлена многообразная человеческая палитра: каторжники и ссыльнопоселенцы, национальные и религиозные меньшинства, серьезные и добросовестные ученые и проходимцы-авантюристы, искатели легкой наживы и приключений, проштрафившиеся чиновники и истинные патриоты — уроженцы Сибири. Этот живописный человеческий материал отражен на страницах дневника Фризера и в его работах, передавая динамику взаимоотношений и взаимооценок в различных жизненных ситуациях. Этот мир, отличный от мира «метрополии», жил по сформированным им законам, устанавливая свои правила игры, которые каждая из сторон формально обязывалась соблюдать. Контакты Фризера включали в себя представителей разных социальных, национальных и конфессиональных групп, причем география их была обширна — помимо родного Баргузина и Иркутска, в котором он прожил почти двадцать лет, Бодайбо, где находилась его резиденция, и Витимской тайги, где располагались его прииски, это почти все города Сибири и Дальнего Востока, Москва и Петербург, Париж и Лондон.

Фризер имел широкие связи среди еврейской общины Баргузина и Иркутска, в первую очередь, это были родственники по матери и жене — Но-вомейские и Рифы. Впоследствии среди его служащих и деловых партнеров было немало евреев. В сибирской еврейской общине было много видных почтенных граждан — купцов, торговцев, ремесленников, подрядчиков, золотопромышленников, она была тесно переплетена деловыми и родственными связями, однако евреи не были обособленной замкнутой группой в сибирском обществе, поддерживали разнообразные связи со всеми слоями населения. Исследователь Ю. М. Гончаров указывал,

что, несмотря на негативное отношение к евреям со стороны местной администрации, они «достаточно успешно интегрировались в сибирское общество, адаптировались к новым условиям, став одним из компонентов сибирского социума, сохранив при этом свою национально-конфессиональную идентичность и сумев не перейти грань между аккультурацией и ассимиляцией» [5, с. 71].

Деловыми партнерами Фризера были по преимуществу представители еврейской общины Баргузина и Иркутска: золотопромышленник, бар-гузинский купец И. П. Бутлицкий, управляющий Королонскими приисками С. А. Гольцберг, иркутский коммерсант И. Г. Писаревский, капитан парохода и заведующий Алексеевской пристанью Фризера на Лене М. Я. Ман, присяжный поверенный И. П. Хренников и др. Среди служащих Фризера встречались и такие оригинальные фигуры, как А. И. Погребецкий, который какое-то время работал на Королонских приисках Фризера, отвечая за их снабжение [6, л. 96]. Впоследствии Погребецко-го ждала удивительная судьба, которую исследовал Д. И. Петин [7].

Позже в дневниках Фризер сообщал, что в каждом городе Восточной Сибири были «знакомые из торгово-промышленного класса» [8]. Судя по переписке, так оно и было. Среди его близких знакомых были читинские купцы — Ф. И. Лан-гоцкий, М. И. Ицкович; Г. Л. Брудно, А. А. Топаз, П. Криводушкин, А. Скокор, А. Г. Цехарий из Благовещенска; А. В. Шмулевский из Нерчинска; П. Я. Румарчук из Николаевска-на-Амуре; И. М. Лазовский, М. И. Рейхбаум из Баргузина; Чаповский, А. Ф. Федоров, К. Н. Ворошилов из Зеи; И. Р. Ко-роть из Красноярска; Г. М. Вильнер из Минусинска; Коковин, Басов, Расторгуев из Вилюйска и проч. [9, л. 62 — 78]. Со многими представителями еврейской общины Фризер продолжил контакты уже в эмиграции в Харбине.

По инициативе Фризера в Иркутске было открыто отделение Общества распространения просвещения между евреями, в котором он председательствовал много лет, создан кружок для написания истории еврейской общины Иркутска, в который вошли И. Л. Нейман, Б. А. Эльяшевич, М. И. Трау-бер, С. Х. Бейлин и др. Сам Я. Д. Фризер подготовил сведения о правовом положении евреев в Сибири и об их участии в хозяйственной жизни Иркутска и области. Эти материалы вошли в книгу В. С. Вой-тинского и А. Я. Горнштейна «Евреи в Иркутске», причем все расходы по изданию этой книги принял на себя сам Фризер, и до сих пор это издание не потеряло своей ценности. В этой книге есть важное замечание: «Повсюду не хватает людей. И в этой обстановке лишний человек, лишний капитал не увеличивает тесноты, не обостряет условий конкуренции, но, напротив того, увеличивает размах хозяйственной жизни. ...И когда такой новый человек появляется в крае, у него не спрашивают, откуда пришел он и в какого Б-га он верует. Хозяйственные условия учат сибиряков широкой религиозной и национальной терпимости» [10, с. 126].

Человеческая палитра Сибири

Судя по детским воспоминаниям из дневника, еще отец Фризера активно поддерживал дружеские связи с местными чиновниками, полицейскими урядниками, врачами, купцами, рабочими, бурятами и др. Яков Фризер с самого раннего возраста общался не только со сверстниками, но и служащими приисков, старыми «таежными волками», горными

исправниками, торговцами, проводниками — инородцами [8]. Большую роль в круге общения Фризера играли политические ссыльные, которые были носителями образования и культуры в Сибири. В своем дневнике Фризер упоминает знаменитую «бабушку русской революции» Екатерину Максимовну Брешко-Брешковскую, с которой познакомился еще ребенком в 1879 г., когда она прибыла в ссылку в Баргузин и поразила его своим видом: это была «крупная фигура женщины в мужском костюме и сапогах с голенищами» — «странное сочетание женщины и мужчины» [8]. Она продолжала играть определенную роль в его жизни, о чем он позже вспоминал в своей статье 1929 г., посвященной ее 85-летию, для парижской газеты «Последние новости»: они встречались как старые друзья, и, по воспоминаниям Я. Д. Фризера, Брешко-Бреш-ковская была с ним на «ты» и всегда целовала при встрече [11, л. 2]. Когда в 1902 г. Фризером было обнаружено золото на р. Турукча, где в 1882 г. была поймана при неудачной попытке побега из ссылки Екатерина Максимовна, прииск был назван в ее честь Брешковским. В статье 1929 г. Фризер вспоминал одну из встреч с ней летом 1910 г. в Кирен-ске, где Брешко-Брешковская находилась в ссылке: «Она была так же жизнерадостна, полна энергии, как всегда. Маленькая комнатка была буквально завалена американскими иллюстрированными и другими журналами и газетами. Все это посылалось из Нью-Йорка известным в то время крупным банкиром Яковом Шифом2. ...При моем посещении она была занята починкой белья для своих товарищей по ссылке, живших на свободе в городе» [11, л. 4 — 5]. Последний раз он видел Е. М. Брешко-Брешковскую в Иркутске зимой 1916 г.: «Она как всегда за кого-то хлопотала, о ком-то заботилась, . просила устроить на службу или оказать какую-то другую помощь нескольким ссыльным, находившимся в то время в заброшенных деревушках по р. Лене» [11, л. 7].

Политические ссыльные были первыми учителями Фризера, с их подачи он написал свою первую статью в 1889 г. в газету «Восточное обозрение» [8]. Под влиянием переписки с ссыльным по «не-чаевскому делу» А. К. Кузнецовым, Фризер увлекся этнографией, отправился в экспедицию по Забайкалью и собрал коллекцию для Нерчинского музея: образцы горных пород, лесные насаждения, предметы быта бурят и орочон, археологические находки и проч. Фризер вспоминал позже: «Алексей Кириллович о каждом поступившем к нему предмете моментально отвечал с кучею благодарностей и комплиментов и как-то умело и дипломатично обращал наше внимание на ценное и давал направление нашей будущей работе. . Пробудился у всех какой-то новый интерес, и к нам потекли всевозможные предложения и указания на курганы, клады, каменные бабы, следы жилищ и работы баргутов (аборигенов края давно вымершего монгольского племени)». Будучи в Нерчинске в 1890 г., Фризер лично познакомился с А. К. Кузнецовым, оценив его «терпение и любовь к науке»: «Первое, более или менее сознательное ознакомление с маленьким Нерчинским музеем положило начало вдумчивому отношению впоследствии при осмотрах мировых музеев в столицах Европы» [12, с. 20].

Позже Фризер часто предоставлял работу на приисках ссыльным, считая, что политические воззрения не играют большой роли, главное — опыт, знание и порядочность. Он считал, что «нуж-

на такая постановка службы и работы на приисках, которая привлекла бы к приисковому делу не одни только отбросы всяких других профессий, не одних только неудачников на других поприщах, не одну только грубую мускульную рабочую силу, но и людей, которые всегда и везде могут найти применение своего труда и знания. Для привлечения таких работников вглубь отдаленной тайги, в суровую обстановку и трудные условия таежной жизни недостаточно одной только сравнительно повышенной платы: требуется многое другое» [13, с. 124].

Самой яркой фигурой среди служащих политических ссыльных был Александр Платонович Мало-земов (1877—1944), который работал на приисках Фризера. Он был горным инженером, увлекся социалистическими идеями, вступил в РСДРП, во время первой русской революции участвовал в революционном движении, был арестован в 1906 г. и приговорен к каторжным работам. После каторги в Горном Зерентуе Малоземов был отправлен на поселение в Баргузин, где и познакомился с Фризером, который взял его на работу, сделав фактическим управляющим приисками, а его жена стала приисковым казначеем. После освобождения в 1914 г. Малозе-мов устроился на работу в известную кампанию «Лензото» и через три года стал главным управляющим всеми приисками кампании. На этих приисках он пытался модернизировать хозяйство, создать оазис «классового мира», организуя быт рабочих, устраивая концерты, лекции, самодеятельные театральные постановки.

После революции Малоземов стал директором-распорядителем возрожденной акционерной компании «Lena Goldfields», которая получила в концессию Ленско-Витимские прииски и Ленское пароходство и вынуждена была свернуть все дела в 1930 г. [14].

Вообще, работа на приисках заставляла общаться с самыми разнообразными слоями сибирского общества: рабочими из разных уголков Сибири, подчас из бывших уголовников, инородцами — орочонами (эвенками) и бурятами, которых он использовал в качестве проводников по Баргузинской тайге, быт которых он знал не понаслышке. Фризер даже использовал для охраны приисков особый отряд из кавказских горцев, которые смогли противостоять хищникам — старателям. В своем дневнике он заметил, что за 20 — 30 лет его работы в Восточной Сибири через его предприятия прошло несколько тысяч рабочих и служащих [8].

Позже, в Харбине в некрологе было замечено: «Я. Д. Фризер слыл в Сибири большим либералом и у него на приисках и в керосиновом деле служили почти исключительно ссыльно-по-литические, среди которых немало теперешних представителей России — обитателей Кремля» [15]. Трудно сказать, кого имел в виду автор некролога — в Иркутске отбывали ссылку многие известные революционеры — И. Г. Церетели, Л. И. Гольдман, Ф. И. Дан, А. И. Вайнштейн, А. Р. Гоц, А. Н. Милашевский, В. Г. Архангельский, А. Н. Кругликов, А. А. Краковецкий, М. И. Трилис-сер и др. Можно предположить, что Фризер был знаком с Л. Д. Троцким, который прочитал доклад в доме М. А. Цукасовой, двоюродной сестры Фризера, близкой к социал-демократам. В ее квартире постоянно жили ссыльные, выдаваемые ею за «двоюродных братьев из Баргузина», хранились паспорта и одежда для беглых, и даже оружие [16]. Точно можно сказать, что Фризер был хорошо знаком

со ссыльным социал-демократом В. С. Войтинским, которому он предложил написать книгу «Евреи в Иркутске».

В сообщении начальника Иркутского охранного отделения 27 ноября 1904 г. сообщалось, что Фризер, по данным агентуры, поддерживает сношения с лицами весьма сомнительной политической благонадежности, на адрес его конторы направлялась из-за границы нелегальная литература» [17, л. 1]. В 1929 г., будучи в эмиграции в Харбине, Фризер вспоминал о том, что в марте 1917 г. «чины иркутской охраны разбежались и бросили первыми на произвол помещение со всеми документами». Среди других дел было и досье на Фризера, в котором было отмечено, что наблюдение за его деятельностью должно быть направлено «по социал-революционной линии», кроме того, в деле находились сведения о субсидировании Фризером партии эсеров [11, л. 6].

Фризер Я. Д., не получив систематического образования, испытывал огромное уважение к ученым и образованным людям, и в своих дневниках выделял их отдельно. Это был, в первую очередь, известный общественный деятель, ученый и публицист Н. М. Ядринцев, с которым он познакомился на пароходе в 1889 г. при переезде через о. Байкал. После этой встречи Фризер часто встречался с Ядринцевым в Иркутском музее, именно он помог «ориентироваться в этнографических и археологических коллекциях» [8].

Фризер упоминает об одной из встреч с Ядрин-цевым, когда тот показал ему старинную карту Марко Поло, отпечатанную в Венеции, на которой место, занимаемое ныне Баргузинским округом, было названо «страной баргутов» [13, с. 17]. Фризеру удавалось поддерживать тесные контакты со специалистами, горными инженерами Левицким, К. Ф. Егоровым, А. К. Мейстером, В. А. Обручевым. Будучи с 1904 по 1917 гг. членом Постоянной совещательной конторы золото- и пла-тинопромышленников в Санкт-Петербурге, Фризер вращался в кругу известных предпринимателей и инженеров, среди которых было немало ярких людей — А. Г. Гинцбург, П. И. Преображенский, А. М. Оссендовский и др., но особенно он выделял Л.Ф. Граумана. Леопольд Фердинандович Грауман (1857—1922) был талантливым горным инженером, одним из лучших специалистов в области геологоразведки и золотодобычи. О нем известно немного. Граумана можно назвать символическим лицом, человеком, который стал непререкаемым авторитетом в делах золотопромышленности, на которого Фризер ориентировался и в работе, и в жизни, понимая масштаб его личности [8].

С Грауманом Фризер познакомился еще в 1897 г., когда тот занимал должность главноуправляющего приисками Ленского золотопромышленного товарищества. Яков Давидович обратился к Грауману с просьбой помочь с оформлением документации, и тот ответил, прислав Фризеру проекты договоров, бланков, номенклатуры счетов. Фризер позже отметил: «Отношение Граумана приходится ценить особенно высоко потому, что оно является, к сожалению, со стороны других очень редко, тем более что в 1897 г. я был малоизвестным золотопромышленником» [18, с. 3]. Знакомство продолжилось в Санкт-Петербурге, все последующие годы Фризер состоял в активной переписке с Грауманом, который, в свою очередь, ценил практический опыт Фризера, советовался с ним по важ-

ным вопросам тарифов, налогов, железнодорожного строительства.

Заключение

Биографию сибирского купца Якова Фризера можно рассматривать как пример разнообразия жизненных проявлений. Анализ его круга общения демонстрирует пересечение разных миров, широкий круг возможностей для самореализации и адаптации евреев в Российской империи, расширяет представления об отношениях между служащими и хозяевами, ссыльными и старожилами, столичной властью и местными предпринимателями. Изучение карты социальных контактов Я. Д. Фризера позволяет сделать вывод о многослойности сибирского общества и об особом значении горизонтальных связей в Сибири.

Этнические, конфессиональные, идеологические, социальные различия не играли здесь большой роли, сложные природные условия ставили на первое место умение договариваться и сосуществовать с различными слоями. Обращение к таким микросюжетам помогает не только реконструировать историю еврея и предпринимателя в Российской империи, но и понять специфику сибирского купечества.

Благодарности

Работа проводилась по международному гранту Центра «Сэфер» на исследования по истории и культуре российского еврейства в различные исторические периоды. Грант предоставлен в рамках благотворительной программы «Академическая иудаика на постсоветском пространстве», реализуемой при поддержке фонда «Генезис» (Genesis Philanthropy Group).

Примечания

1 Личный архив Якова Фризера был сохранен его вдовой и сыном, в 1948 г. был вывезен из Харбина в Израиль. В настоящее время хранительницей архива является внучка Якова Фризера, проф. Тамар Александр-Фризер.

2 Джейкоб Шифф (Jacob Henry Schiff) — известный американский банкир, который, как считалось, поддерживал русских революционеров.

Библиографический список

1. Кальмина Л. В. Сибирский золотопромышленник и меценат Яков Фризер // Вопросы истории. 2003. № 3. С. 142 — 144.

2. Акишин М. О., Башкатова З. В., Бойко В. П. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. В 4 т. / под ред. В. П. Зиновьева, Д. Я. Резуна. Новосибирск: РИПЭЛ плюс, 1998. Т. 4. Кн. 2. С-Я. 160 с. ISBN 5-8406-0260-4.

3. Русский торгово-промышленный мир. Вып. III. М., 1914. 64 с.

4. Владимирски И., Кротова М. В. Книги и встречи: формирование духовного мира еврейского купца в Сибири на рубеже XIX и XX вв. // Уральский исторический вестник. 2019. № 1 (62). С. 79-86. DOI: 10.30759/1728-9718-2019-1(62)-79-86.

5. Гончаров Ю. М. Особенности формирования еврейской общины Сибири XIX-начала XX века // Известия Алтайского государственного университета. История. Политология. 2012. № 4-1 (76). С. 68-72.

6. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1418. Оп. 1. Д. 2928.

7. Петин Д. И. Александр Ильич Погребецкий. Неизвестные факты жизни и деятельности // Альманах «Российского общества историков». Кн. II. М., 2014. С. 435 — 454.

8. Дневники Я. Д. Фризера // Личный архив: Т. Александр-Фризер, Д. Фризер (ЛА).

9. РГИА. Ф. 588. Оп. 3. Д. 579.

10. Войтинский В. С., Горнштейн А. Я. Евреи в Иркутске. Иркутск, 1915. 390 с.

11. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5975. Оп. 1. Д. 806.

12. Фризер Я. Нерчинск и Харбин (личные воспоминания). 1919 — 1922 г. // Известия Общества изучения Маньчжурского края (Харбин). 1922. № 1. Ноябрь. С. 20 — 21.

13. Фризер Я. Д. Золотопромышленность в Баргузинском округе и ее нужды. М., 1901. 151 с.

14. Шкерин В. А. Директор-распорядитель «Lena Goldfields» Александр Малоземов: от большевика до бизнесмена // Уральский исторический вестник. 2012. № 3 (36). С. 85-95.

15. Прошлое Я. Д. Фризера // Заря (Харбин). 1933. 6 января. С. 3.

16. Иванов А. А. Иркутская ссылка Льва Троцкого // Сибирская заимка. URL: http://zaimka.ru/ivanov-trotsky/ (дата обращения: 10.12.2019).

17. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 102. Д. 3425.

18. Фризер Я. Д. Номенклатура счетов золотопромышленного счетоводства и хозяйственно-технической отчетности. СПб.: Правда, 1909. 189 с.

ВААдимирСки ирена, доктор исторических наук, профессор (Израиль), заведующая кафедрой истории общественной мысли Академического колледжа Ахва, Израиль. ОЯСГО: 0000-0002-4766-5312 Яе8еагсЬегГО: А-2717-2011 Адрес для переписки: [email protected] КРОТОВА Мария Владимировна, доктор исторических наук, доцент (Россия), профессор кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург. БРНЧ-код: 3221-2527 АиШогГО (РИНЦ): 717684 Адрес для переписки: [email protected]

Для цитирования

Владимирски И., Кротова М. В. К вопросу изучения сибирского купечества: круг социальных контактов золотопромышленника Якова Фризера // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2020. Т. 5, № 2. С. 9-15. БОН 10.25206/2542-0488-2020-5-2-9-15.

Статья поступила в редакцию 25.02.2020 г. © и. Владимирски, М. В. Кротова

Т О

■D 5

UDC 94(571)

DOI: 10.25206/2542-0488-2020-5-2-9-15

I. VLADIMIRSKY1 M. V. KROTOVA2

1Achva Academic College, Israel

2Saint Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia

on the issue of studying siberian merchant class: the circle of social contacts of gold producer yakov frizer

The research is dedicated to Siberian merchant Yakov Frizer, a range of his communication and social contacts. Present research targets to illustrate through Frizer example particularities of everyday life and activity of the Siberian merchants on the threshold of the 19th—20th centuries, interrelations between various ethnic-confessional and social groups, between regional entrepreneurs and capital administrators as well as great potentialities of self-implementation for Jewish merchant within the Russian Empire. The article is based on the personal archive of Yakov Frizer, his books and articles, materials of the Siberian press and archival documents from the Russian Historical Archive (RGIA) and the State Archive of the Russian Federation (GARF). The authors have concluded particular features of Siberian society as a multi-layer society with intersections of various social, ethical and confessional worlds, national and religious tolerance and active social position. Keywords: Ya. D. Frizer, Siberia, merchants, Jews, gold industry, social contacts, Russian Empire.

Acknowledgments

The research is done with the support of the International grant of the SEFER Center for University Teaching of Jewish Civilization. The research grant is provided within the framework of philanthropical program «Academic Judaica in post-Soviet space» (Genesis Philanthropy Group).

References

1. Kalmina L. V. Sibirskiy zolotopromyshlennik i metsenat Yakov Frizer [Siberian gold producer and philanthropist Yakov Frizer] // Voprosy istorii. Voprosy Istorii. 2003. No. 3. P. 142—144. (In Russ.).

2. Akishin M. O., Bashkatova Z. V., Boyko V. P. Kratkaya entsiklopediya po istorii kupechestva i kommertsii Sibiri [A brief encyclopedia on the history of merchants and commerce in Siberia]. In 4 vols. / Eds.: V. P. Zinoviev, D. Ya. Rezun. Novosibirsk, 1998. Vol. 4. Bk. 2. 160 p. ISBN 5-8406-0260-4. (In Russ.).

3. Russkiy torgovo-promyshlennyy mir [The Russian commercial and industrial world]. Issue III. Moscow, 1914. 64 p. (In Russ.).

4. Vladimirsky I., Krotova M. V. Knigi i vstrechi: formirovaniye dukhovnogo mira evreyskogo kuptsa v Sibiri na rubezhe XIX i XX vv. [Books and Meetings: the Formation of the Spiritual World of the Jewish Merchant in Siberia at the Turn of the 19th-20th Centuries] // Ural'skiy istoricheskiy vestnik. Ural Historical Journal. 2019. No. 1 (62). P. 79-86. DOI: 10.30759/1728-9718-2019-1(62)-79-86. (In Russ.).

5. Goncharov Yu. M. Osobennosti formirovaniya evreyskoy obshchiny Sibiri XIX-nachala XX veka [Features of Formation of Jewish Community in Siberia in the XIXth-the Beginning of the XXth Centuries] // Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo

universiteta. Istoriya. Politologiya. Izvestiya of Altai State University Journal. 2012. No. 4-1 (76). P. 68-72. (In Russ.).

6. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv (RGIA) [The Russian State Historical Archive (RSHA)]. File: 1418/1/2928. (In Russ.).

7. Petin D. I. Aleksandr Il'ich Pogrebetskiy. Neizvestnyye fakty zhizni i deyatel'nosti [Alexander Ilyich Pogrebetskiy. Unknown facts of life and activity] // Al'manakh «Rossiyskogo obshchestva istorikov». Al'manakh «Rossiyskogo obshchestva istorikov». Bk. II. Moscow, 2014. P. 435-454. (In Russ.).

8. Dnevniki Ya. D. Frizera [Ya. D. Frizer's Diaries] // Lichnyy arkhiv: T. Aleksandr-Frizer, D. Frizer (LA) [Personal Archive: T. Alexander-Frizer, D. Frizer (LA)]. (In Russ.).

9. RGIA [RSHA]. File: 588/3/579. (In Russ.).

10. Voytinskiy V. S., Gornshteyn A. Ya. Evrei v Irkutske [Jews in Irkutsk]. Irkutsk, 1915. 390 p. (In Russ.).

11. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF) [The State Archive of Russian Federation (SARF)]. File: P-5975/1/806. (In Russ.).

12. Frizer Ya. Nerchinsk i Kharbin (lichnyye vospominaniya). 1919-1922 g. [Nerchinsk and Harbin (personal memories). 19191922] // Izvestiya Obshchestva izucheniya Man'chzhurskogo kraya (Kharbin). Izvestiya Obshchestva Izucheniya Man'chzhurskogo kraya (Kharbin). 1922. No. 1. November. P. 20-21. (In Russ.).

13. Frizer Ya. D. Zolotopromyshlennost' v Barguzinskom okruge i eye nuzhdy [Gold mining in Barguzin region and its needs]. Moscow, 1901. 151 p. (In Russ.).

14. Shkerin V. A. Direktor-rasporyaditel' «Lena Goldfields» Aleksandr Malozemov: ot bol'shevika do biznesmena [Managing Director of «Lena Goldfields» Alexander P. Malozemoff: From a Bolshevik to a Businessman] // Ural'skiy istoricheskiy vestnik. Ural Historical Journal. 2012. No. 3 (36). P. 85-95. (In Russ.).

15. Proshloye Ya. D. Frizera [Ya. D. Frizer's history] // Zarya (Kharbin). Zarya (Kharbin). 1933. January 6. P. 3. (In Russ.).

16. Ivanov A. A. Irkutckaya ssylka L'va Trotskogo [Irkutsk exile of Leon Trotsky] // Sibirskaya zaimka. Sibirskaya Zaimka. URL: http://zaimka.ru/ivanov-trotsky/ (accessed: 10.12.2019). (In Russ.).

17. GARF [SARF]. File: 102/102/3425. (In Russ.).

18. Frizer Ya. D. Nomenklatura schetov zolotopromyshlennogo schetovodstva i khozyaystvenno-tekhnicheskoy otchetnosti [Accounts' nomenclature of gold industrial accounting and economic reporting]. St. Petersburg, 1909. 189 p. (In Russ.).

VLADIMIRSKY Irena, Doctor of Historical Sciences, Professor (Israel), Head of History Department, Achva Academic College, Israel. ORCID: 0000-0002-4766-5312 ResearcherID: A-2717-2011

Address for correspondence: [email protected]

KROTOVA Maria Vladimirovna, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor (Russia) Professor of International Relations, Medialogy, Political Science and History Department, Saitnt Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia. SPIN-code: 3221-2527 AuthorID (RSCI): 717684

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Address for correspondence: [email protected] For citations

Vladimirsky I., Krotova M. V. On the issue of studying the Siberian merchant class: the circle of social contacts of gold producer Yakov Frizer // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2020. Vol. 5, no. 2. P. 9-15. DOI: 10.25206/2542-0488-2020-5-2-9-15.

Received February 25, 2020. © I. Vladimirsky, M. V. Krotova

n o

■D 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.