Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСТРАХАНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ХРИСТИАНСТВА СРЕДИ КАЛМЫКОВ С 1869-1918 Г.'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСТРАХАНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ХРИСТИАНСТВА СРЕДИ КАЛМЫКОВ С 1869-1918 Г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕЩЕНИЕ / КАЛМЫЦКИЙ НАРОД / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маметьев И. В.

В статье анализируется миссионерская деятельность епархиального комитета православной церкви в полиэтничеком регионе Астраханской губернии среди калмыков. Несмотря на предлагаемые Российским государством экономические и социальные льготы деятельность православных миссионеров была малоэффективной.The article analyzes the missionary activities of the diocesan Committee Orthodox Church in the region of Astrakhan province among the Kalmyks. Although proposed by the Russian state economic and social benefits the activity of Orthodox missionaries was ineffective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Маметьев И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСТРАХАНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ХРИСТИАНСТВА СРЕДИ КАЛМЫКОВ С 1869-1918 Г.»

серийных убийц // Вопросы психологии. 1998. - № 4. С. 61-64. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http: //www.serial-killers.ru/materials/dermatoglifika-serijnyx-ubijcz.htm (дата обращения: 23.09.2015).

4. Богуславская О. Все - на пальцах // Московский комсомолец. - 2014, 25 июля.- № 158. - С. 6.

5. Яровенко В.В., Бадиков К.Н. К вопросу о психологической дерматоглифики // Юридические исследования. Антропология права. - 2013 -№ 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://e-notabene.ru/lr/article_757.html (дата обращения: 23.09.2015).

Маметьев И.В. студент 3 курса Астраханский государственный университет

Россия, г. Астрахань ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСТРАХАНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ХРИСТИАНСТВА СРЕДИ

КАЛМЫКОВ С 1869-1918 Г.

Аннотация. В статье анализируется миссионерская деятельность епархиального комитета православной церкви в полиэтничеком регионе Астраханской губернии среди калмыков. Несмотря на предлагаемые Российским государством экономические и социальные льготы деятельность православных миссионеров была малоэффективной.

Ключевые слова: миссионерская деятельность, крещение, калмыцкий народ, православная церковь.

Annotation. The article analyzes the missionary activities of the diocesan Committee Orthodox Church in the region of Astrakhan province among the Kalmyks. Although proposed by the Russian state economic and social benefits the activity of Orthodox missionaries was ineffective.

Keywords: missionary work, baptism, the Kalmyk people, the Orthodox Church.

Правительство российской империи стремилось интегрировать калмыцкий народ в российское государство посредством приобщения их к православной религии, что давало возможность более эффективно управлять народами относительно недавно включенными в состав империи.

В связи с этим в 1869 году был утвержден Астраханский епархиальный комитет по распространению христианства среди калмыков и киргизов утвержден в 1869 году.

В ведение Комитета передана походно-улусная церковь. Комитетом решено организовать станы вблизи калмыцких кочевий для проведения миссионерской деятельности. Комитет открыл миссионерские станы не только для того, чтобы организовать деятельность по распространению христианской веры и наблюдением за правильностью ее исповедания, но также для изучения быта калмыков

Первый стан появился в русском селенье Улан-Эрге и считался центральным по отношению к калмыцким кочевьям.

В 1876 году Астраханскому губернатору пришло донесении о том, что калмыки, кочуя по степям со своим скотом, часто наносят ущерб «потравой; что они воруют и грабят и не исполняют христианской веры» [2, с. 255]. Бытовало даже такое мнение, что «если хочешь отыскать дурного калмыка, надо отыскать крещеного калмыка» [2, с.255].

В одном из миссионерских отчетов за 1876 год отражена необычайная бедность как крещеных, так и не крещеных калмыков в зимнее время, особенно живущих недалеко от русских селений по берегу реки Волги. Один из членов Комитета, видя их крайнюю бедность стал из сострадания раздавать выделенные на проезд по улусам деньги «всем подряд калмыкам, вследствие чего вынужден возвратиться в Астрахань, не совершив многих поездок» [1, с. 10]. Хотя пособие должно выплачиваться только крещеным калмыкам. При такой бедности некрещеные калмыки подумывали принять крещение и получить хоть какую-то помощь. После этого случая Комитет стал выделять материальные средства всем калмыкам в зимнее время, не зависимо от того, приняли они крещение, или нет.

В качестве помощи давались денежное пособие, мука, чай и холст. В тоже время Комитет запланировал по окончании зимы отправить своих представителей для крещения калмыков, которые, доведенные до полного отчаяния, согласны были принять христианство. На обещанную награду в Царстве Небесном от Бога, они просили материальную помощь. Миссионеры ездили по калмыцким кочевьям и раздавали страдающим от голода и холода милостыню. «Калмыки принимали милостыню со вздохами и слезами, и молили Бога за тех, кто принес им неожиданную радость» [1, с. 7]. Угнетенные голодным существованием, они протягивали руки для милостыни, завидев миссионера. Миссионеры уговаривали калмыков перейти к оседлому образу жизни и переселиться в уютные дома. На это многие калмыки отвечали отказом, мотивируя это тем, что так жили их предки.

В некоторых станах на средства Комитета и правительства из калмыцкого капитала строились храмы. При храмах функционировали училища для калмыцких детей. В 1877 году Синодом разрешено обучать калмыцких детей как крещеных, так и не крещеных в духовных училищах Астраханской епархии с условием, что некрещеные будут жить отдельно. Комитет брал на себя полное содержание на обучение и проживание калмыцких детей. Создавались походно-улусные церкви, церкви-школы.

Главным религиозно-просветительским средством служили храмы и школы. Храмы строились в основном в местных зимних стоянках, где организовывались приюты с большим количеством калмыков, где образовались поселки с русским населением для торговли и хозяйственных целей. В русских поселках и селах, недалеко от кочевий калмыков, при школах открывались приюты для калмыцких детей.

По расчету Комитета способных детей после обучения в приюте планировалось переводить для дальнейшего образования в духовные или гражданские училища и потом использовать в своих миссионерских целях. По причине того, что калмыки болезненно переживали отрыв от привычного для них образа жизни и быта, комитет ходатайствовал у правительства о выделении для новокрещенных земли в степи и выделении средств для оседлого образа жизни.

Устроение при школе приюта, снабжение одеждой и обувью от «Управления калмыцким народом» играли немаловажную роль для привлечения детей в школу. В миссионерские школы без приютов и материального пособия невозможно было набрать калмыцких детей

За период своего существования Комитет осуществил просвещение около 2000 калмыков обоего пола. Комитет заботился об улучшении быта крещеных калмыков, наделяя по возможности их землей хорошего качества. Благосостояние бедных калмыков должно было увеличиться настолько, чтобы зажиточность их бросалась в глаза степняку. Но на практике это осуществить было очень трудно. Смешенные браки калмыков с русскими приветствовались епархией, так как «посещая крещеных калмыков, миссионеры мало обнаруживали в их жилищах христианского, кроме тех, кто был женат на русских женщинах» [3, с. 18].

Из доставляемых в Комитет миссионерами сведений видно, что крещение принимают исключительно калмыки-простолюдины по причине сильной бедности. Особые трудности они испытывали в годы суровых зим, неурожаев и эпидемий, которые часто посещали степь. Толпы голодных калмыков скитались по степи и около русских селений. Миссионеры легко привлекали калмыков оказавшихся в бедственном положении, предлагая им благотворительную помощь в случае принятия православной веры. Им предоставлялись новые права и льготы, которыми они пользовались через Калмыцкое управление. Важнейший из законов, относящийся к крещеным калмыкам предполагал возможность «перейти со всем своим имуществом от частного владельца в государственные крестьяне» [2, с. 243]. Для этого отводились специальные поселения с предоставлением десятилетней льготы в податях.

Крещеные калмыки, перешедшие на оседлый образ жизни и начавшие заниматься земледелием в течение трех лет после крещения, получали льготу на 20 лет от налогов и податей от всех повинностей. Всем бедным калмыкам, принявшим православную веру, оказывали денежную помощь.

Если целый улус принимал крещение, то в случае желания обзавестись хозяйством, им предоставлялась земля и возможность по желанию вступить либо в сословие государственных крестьян, либо мещан.

Калмыкам-христианам не разрешалось жить в улусах и вести прежний образ жизни. Чаще всего их переселяли в русские станицы или деревни. Но приспособляемость к новому быту и разрыв со старым переносился ими и нравственно и материально очень тяжело. В русских селениях калмыки не

находили нравственной поддержки и чувствовали себя чужими. Поэтому Комитет стал отводить для крещеных калмыков особую местность среди степи, где они должны были жить лучше, чем в покинутых улусах. Для этого Комитет выделял денежные средства достаточные для обзаведения оседлого хозяйства.

Изменение быта калмыков, по мнению Комитета, делало их материально независимыми от зайсангов, а также давал возможность «развитию христианских понятий», потому что, оставаясь в прежних улусах, после принятия христианства, калмыки продолжают вести привычный образ жизни и исповедовать свою традиционную веру. Поэтому было необходимо, чтобы крещеные селились отдельно от некрещеных и крещенные должны находиться в лучшем положении в отличие от некрещеных.

Комитет столкнулся с трудностью, связанной с притеснением крещеных калмыков, как со стороны некрещеных калмыков, так и со стороны русских чиновников. Последние преследуют их, «осыпают грубой бранью, взыскивают незаконно подати и становятся на сторону некрещеных калмыков, от которых они пользуются крупными подачками» [2, с. 254]. Некрещеные угоняли у крещеных скот, портили им урожай, не давали им спокойно существовать ни днем, ни ночью. Зайсанги и гелюнги уговаривали крещенных отказаться от христианства, обещали им «привольное житье в степи и запугивали выселением в Сибирь, если они останутся христианами» [2, с. 254].

В 1905 году издано положение о свободе верований. Это сказалось на миссионерской деятельности. Религиозная свобода отразилась и на крещеных калмыках, которые открыли свою калмыцкую школу и «открыто заявили: «Царь дал нам свободу - как хотим, так и поступаем» [2, с. 157]. Некоторые миссионерские школы вынуждены закрыться в связи с уменьшением денежных средств в Комитете. В 1908 году упразднено преподавание калмыцкого языка в духовной семинарии и училищах за ненадобностью.

Комитет, осуществляющий православную миссионерскую деятельность, просуществовал до 1918. После свершения Социалистической Революции, политика проводимая большевиками, запрещала обращаться к религиозным традициям народов России.

Таким образом, миссионерская деятельность Комитета, направленная на принятие калмыками православной веры имплицитно содержала идею трансформации ментальных установок кочевого народа. Для достижения этой цели Комитет выделял значительные суммы денег, но несмотря на затраченные средства Комитету не удалось навязать калмыкам русскую культуру.

Использованные источники:

1. Астраханские епархиальные ведомости 1876 год. Астрахань: Губернская Типография, 1876. 101 с.

2. Миссионерский сборник статей и заметок о калмыках и киргизах

кочующих в Астраханской губернии в двух частях. Астрахань: Паровая Губернская Типография, 1910. 296 с.

3. Наблюдения и впечатления поездки по миссионерским пунктам Калмыцкой степи. - Астрахань: Типография Н.Л. Рослякова, 1898. 98 с.

Маркова Г.И. ст. преподаватель Тувинский государственный университет

Россия, г. Кызыл

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА

В связи с кризисными ситуациями управленческую деятельность приходится осуществлять в условиях неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Вследствие чего, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого результата, и как следствие, возникает опасность неудачи и непредвиденных потерь.

Рынок - это, прежде всего, экономическая свобода. Однако за экономическую свободу приходится платить, организуя хозяйственную деятельность и принимая решения в условиях риска.

Поэтому для одних руководителей хозяйственные отношения в современных условиях могут дать максимальную выгоду, а для других -принести значительный ущерб. Задача современного хозяйственного руководителя состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо известным результатом, дела без риска, но этот подход ведет в тупик. Надо не избегать неизбежного риска, а уметь чувствовать риск, оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы.

Риск - это шансы на нанесение ущерба или убытков вследствие занятия каким-либо делом.

Как следует из приведенного определения риска, риск связан с понятием потерь.

Потерями считаются, снижение прибыли, дохода, в сравнении с ожидаемыми величинами. Именно величина таких потерь и характеризует степень риска. Поэтому анализ риска связан, прежде всего, с изучения потерь, которые можно подразделить на следующие виды:

• Материальные потери;

• Трудовые потери;

• Финансовые потери;

• Потери времени;

• Специальные виды потерь.

Полностью избежать риска практически невозможно, но , зная, что порождает потери, можно снизить их угрозу, уменьшая деятельность неблагоприятного фактора.

Под классификацией рисков следует понимать распределение риска на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.