Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ КОМИССИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ КОМИССИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
664
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИНАРКОТИЧЕСКИЕ КОМИССИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Двойменный И. А.

П р е д м е т. Контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации. Т е м а . Проблемные аспекты контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в субъектах Российской Федерации.Ц е л и . Анализ системы управления и контроля в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации. М е т о д о л о г и я . В качестве методологической основы выступают комплексный, системный, деятельностный, ситуативный, структурно - функциональный методы.Р е з у л ь т а т ы . Обозначены проблемные аспекты контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в субъектах Российской Федерации и предложены варианты его дальнейшего совершенствования. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Совершенствование системы контроля за оборотом наркотиков в субъектах Российской Федерации.В ы в о д ы . Необходимо создать постоянно действующую научно - методическую площадку, генерирующую комплексные предложения по совершенствованию антинаркотического законодательства в масштабах страны, с эффективным механизмом обратной связи с партнерами и прямыми контактами с законодательными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Двойменный И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE ANTI-DRUG COMMISSIONS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS AN ELEMENT OF THE SYSTEM OF CONTROL OVER THE TURNOVER OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES IN THE RUSSIAN FEDERATION

S u b j e c t . Control over the turnover of narcotic drugs and psychotropic substances in the Russian Federation.T o p i c . Problematic aspects of control over the turnover of narcotic drugs and psychotropic substances in the subjects of the Russian Federation. G o a l s . Analysis of the management and control system in the sphere of trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances in the Russian Federation. M e t h o d o l o g y. The methodological basis is a complex, systematic, activity - based, situational, structural and functional methods. R e s u l t s . The problematic aspects of control over the turnover of narcotic drugs and psychotropic substances in the subjects of the Russian Federation are identified and options for its further improvement are proposed. S c o p e o f a p p l i c a t i o n . Improving the drug control system in the constituent entities of the Russian Federation.C o n c l u s i o n s . It is necessary to create a permanent scientific and methodological platform that generates comprehensive proposals for improving anti - drug legislation across the country, with an effective feedback mechanism with partners and direct contacts with the legislative bodies.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ КОМИССИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

УДК 342.55

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ КОМИССИЙ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Двойменный И. А., кандидат юридических наук, доцент, .заведующий кафедрой уголовного и гражданского права и процесса, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: kafupk@vrn.ranepa.ru

SPIN-код: 3265-9965

Поступила в редакцию 1.06.2021. Принята к публикации 8.06.2021

Аннотация

Предмет. Контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации.

Тема. Проблемные аспекты контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в субъектах Российской Федерации.

Цели. Анализ системы управления и контроля в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации.

Методология. В качестве методологической основы выступают комплексный, системный, деятельностный, ситуативный, структурно-функциональный методы.

Результаты. Обозначены проблемные аспекты контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в субъектах Российской Федерации и предложены варианты его дальнейшего совершенствования.

Область применения. Совершенствование системы контроля за оборотом наркотиков в субъектах Российской Федерации.

Выводы. Необходимо создать постоянно действующую научно-методическую площадку, генерирующую комплексные предложения по совершенствованию антинаркотического законодательства в масштабах страны, с эффективным механизмом обратной связи с партнерами и прямыми контактами с законодательными органами.

Ключевые слова: антинаркотические комиссии субъектов Российской Федерации, контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, антинаркотическая политика.

UDC 342.55

ACTIVITIES OF THE ANTI-DRUG COMMISSIONS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS AN ELEMENT OF THE SYSTEM OF CONTROL OVER THE TURNOVER OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Dvoymenny I. A., Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal and Civil Law and Procedure, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA Branch), Voronezh, Russia

E-mail: kafupk@vrn.ranepa.ru

PIN code: 3265-9965

Annotation

Subject. Control over the turnover of narcotic drugs and psychotropic substances in the Russian Federation.

Topic. Problematic aspects of control over the turnover of narcotic drugs and psychotropic substances in the subjects of the Russian Federation.

Goals. Analysis of the management and control system in the sphere of trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances in the Russian Federation.

Methodology. The methodological basis is a complex, systematic, activity-based, situational, structural and functional methods.

Results. The problematic aspects of control over the turnover of narcotic drugs and psychotropic substances in the subjects of the Russian Federation are identified and options for its further improvement are proposed.

Scope of application. Improving the drug control system in the constituent entities of the Russian Federation.

Conclusions. It is necessary to create a permanent scientific and methodological platform that generates comprehensive proposals for improving anti-drug legislation across the country, with an effective feedback mechanism with partners and direct contacts with the legislative bodies.

Keywords: anti-drug commissions of the subjects of the Russian Federation, control over the turnover of narcotic drugs and psychotropic substances, anti-drug policy.

Введение

Непрерывные преобразования в социально-экономической сфере российского общества, происходящие на протяжении нескольких последних десятилетий, сопровождаются таким отрицательным явлением, как рост преступности, в том числе и в сфере незаконного оборота наркотиков. Данное явление характерно не только для России, но и для многих стран мира. Безо всякого преувеличения можно сказать, что эта проблема носит общемировой характер [1].

Как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин, «проблема незаконного производства и распространения наркотиков сегодня приобрела без преувеличения небывалый масштаб. Наркобизнес, превратившийся в одну из наиболее агрессивных форм транснациональной преступности, представляет реальную опасность для государства и общества, уносит жизни и разрушает здоровье миллионов людей. Доходы наркокартелей также служат источником финансирования террористических и экстремистских группировок» [2]. В связи с этим вполне закономерно, что проблема противодействия незаконному обороту наркотиков определена Президентом Российской Федерации в качестве одной из важнейших задач деятельности правоохранительных органов [3].

DOI: 10.22394/1997-4469-2021-53-2-145-152

Вместе с тем анализ существующего положения дел в данной сфере позволят констатировать явную недостаточность предпринимаемых усилий. По данным мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, «...количество лиц, регулярно и эпизодически потребляющих наркотики, оценивается в 7,3 млн человек (порядка 5,5 % населения), в том числе около 3 млн — активные наркопотребители (2 % населения)» [4]. Приведенные данные со всей очевидностью свидетельствуют о том, что распространение наркомании по-прежнему остается одной из актуальнейших угроз национальной безопасности Российской Федерации, требующих принятия адекватных усилий со стороны государства.

Управление и контроль в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ в субъектах Российской Федерации

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с неза-

конным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

В целях осуществления государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.

Правовое регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

Субъекты Российской Федерации имеют право создавать органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации [5], антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию государственной антинаркотической политики, отнесены к субъектам антинаркотической деятельности.

Антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации образованы в целях совершенствования государствен-

ного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Их деятельность регламентирована Положением об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» [6].

В процессе своей деятельности комиссии осуществляют взаимодействие с Государственным антинаркотическим комитетом, аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также для осуществления мониторинга и оценки развития наркоситуации в субъектах Российской Федерации образованы антинаркотические комиссии (АНК).

Руководителями антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Организационное обеспечение деятельности комиссии, в том числе по осуществлению мониторинга наркоситуации в субъекте Российской Федерации, осуществляется высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской

Федерации (председателем комиссии), который в пределах своей компетенции определяет структурное подразделение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (аппарат комиссии) для организационного обеспечения деятельности комиссии, в том числе по осуществлению мониторинга наркоситуации в субъекте Российской Федерации, а также назначает должностное лицо (руководителя аппарата комиссии), ответственное за организацию этой работы.

В соответствии с регламентом, утвержденным Государственным антинаркотическим комитетом, организационное обеспечение деятельности антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации обеспечивают соответствующие аппараты антинаркотических комиссий [7]. Основными направлениями работы аппаратов антинаркотических комиссий являются подготовка и организация работы АНК, проработка вопросов, выносимых на ее заседание, контроль исполнения принятых решений, мониторинг наркоситуации в субъекте Российской Федерации, взаимодействие с субъектами антинаркотической деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, т. е. организационно-методическая функция.

Реальная работа аппарата антинаркотических комиссий может быть организована только при условии прямого взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации с подразделением по контролю за оборотом наркотиков территориального органа МВД России.

На характер работы аппаратов антинаркотических комиссий оказывают влияние сложившиеся традиции, объем административных и финансовых ресурсов региона, состояние криминогенной обстановки, уровень авторитета членов антинаркотических комиссий, статус ответственных лиц и кадровая обеспеченность аппарата АНК. При этом каждый регион имеет свою специфику, и механический перенос способов и методов противодействия наркоугрозе, считающихся эффективными в одном субъекте Российской Федерации, не гарантирует успешную работу в другом.

Антинаркотические комиссии субъекта Российской Федерации — это коллегиаль-

ный орган, призванный координировать антинаркотическую работу на территории региона. Особенностью действующих положений, регламентирующих деятельность АНК субъекта Российской Федерации, является их рекомендательный характер.

Поэтому нормативно закрепленный рекомендательный характер решений, принимаемых Государственным антинаркотическим комитетом, антинаркотическими комиссиями, муниципальными антинаркотическими комиссиями (МАНК), формально сужает ресурс коллегиальных органов, осложняет организацию процесса подготовки проектов решений, а также последующий контроль их реализации, неизбежно связанный с оценкой качества исполнения решений и ответственностью за допущенные недостатки.

Вместе с тем организационный принцип, заложенный при образовании антинаркотических комиссий субъекта, когда высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации является председателем АНК, а руководитель территориального органа МВД России — заместителем председателя АНК, на практике снимает рекомендательность принимаемых решений. Решения, принимаемые антинаркотическими комиссиями, объективно находятся в пределах исполнения нормативно закрепленных функциональных обязанностей субъектов антинаркотической деятельности, а высокий авторитет председателя и заместителя председателя АНК придает работе антинаркотической комиссии необходимую оперативность и межведомственную результативность.

Антинаркотическая комиссия не является субъектом законодательной инициативы, при этом аппараты АНК ежегодно готовят предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и направляют их в Государственный антинаркотический комитет. Представляется, что именно экспертная оценка аппаратом государственного антинаркотического комитета поступающих из субъектов Российской Федерации предложений, формирование на данной основе системных корректировок федерального антинаркотического законодательства и последующее принятие комплекса изменений единым пакетом позволят снизить риски коррупциогенности

в правотворческом процессе и минимизировать возможность влияния на законодателя со стороны наркопреступников.

Последний аргумент является актуальным, поскольку наркопреступность гибко подстраивается под малейшие внешние изменения и создает удобные для себя условия посредством влияния на политиков, в том числе законодателей.

С учетом того, что преступность носит транснациональный и трансграничный характер, противодействие ей должно обладать не меньшей разносторонностью, а также опираться на поддержку населения. Поэтому принципиально важно наращивать интенсивность взаимодействия аппаратов антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации не только с муниципальными антинаркотическими комиссиями и аппаратом государственного антинаркотического комитета, но и с аппаратами АНК других регионов. В создании условий для выработки единых принципов и стандартов межведомственного взаимодействия, развития сетевой структуры взаимодействия разноуровневых субъектов антинаркотической деятельности трудно переоценить координирующую роль аппарата Государственного антинаркотического комитета.

В ходе межведомственного взаимодействия следует обратить внимание, что взаимодействие между антинаркотическими комиссиями не может подменяться взаимодействием между аппаратами АНК. Этот же принцип следует учитывать и в совместной работе коллегиальных органов различного уровня. Во всех взаимоотношениях между тремя уровнями комиссий (Государственный антинаркотический комитет, антинаркотическая комиссия, муниципальная антинаркотическая комиссия) важно сразу определить, какой именно орган участвует во взаимодействии: собственно АНК субъекта Российской Федерации (коллегиальный орган, принимающий решения), состоящая из высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, председателя законодательного органа субъекта Российской Федерации, главного федерального инспектора субъекта Российской Федерации, руководителей территориальных органов федеральных органов власти (МВД, ФСБ, Росгвардии, прокуратуры, ру-

ководителей исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации), или аппарат АНК субъекта Российской Федерации, фактически состоящий из одного или нескольких специалистов, обеспечивающих деятельность комиссии и находящихся в структуре органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Только при равном подходе к правилам и этике взаимодействия на всех трех уровнях (ГАК, АНК, МАНК и их аппаратов) будет достигнуто единое понимание целей и задач, а значит, и содержания работы всех субъектов антинаркотической деятельности на всей территории страны. Несоблюдение этого условия влечет угрозу снижения партнерского сотрудничества, деградации системы взаимодействия и роста декларативности в работе.

Эффективное межведомственное взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и правоохранительных органов является необходимым фактором успешной работы антинаркотической комиссии, так как в условиях растущего внешнего (политического, экономического, информационного и др.) давления, а также имеющихся тенденций социальной нестабильности внутренней обстановки международная наркопреступность заинтересована в подрыве доверия российского общества к власти, и в частности подрыве доверия населения к правоохранительным органам.

Недостаточный уровень доверия к правоохранительным органам и отсутствие системной активной поддержки населением деятельности полиции снижает общий уровень безопасности (антинаркотической, антитеррористической и любой другой). Подобные негативные проявления необходимо последовательно преодолевать, а значит, деятельность аппаратов антинаркотических комиссий в обеспечении условий конструктивного сотрудничества всех субъектов антинаркотической деятельности и укреплении доверия граждан системе власти через организацию эффективного противодействия незаконному обороту наркотиков не может носить исключительно технический характер.

Деятельность по сокращению предложения наркотических средств и психотропных

веществ осуществляется преимущественно в правоохранительной сфере.

Однако спектр усилий субъектов антинаркотической деятельности по сокращению спроса существенно шире, поскольку нацелен на формирование и достижение высокого уровня правосознания и правовой культуры граждан страны. Несмотря на то, что научные исследования этого направления и прикладные разработки достаточно распространены, они пока имеют разрозненный характер, осложняются ведомственной разобщенностью и, к сожалению, еще не стали органичной частью системной антинаркотической деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Известный российский криминолог Я. И. Гилинский утверждает, что «ни одну социальную проблему невозможно решить путем запретов и репрессий, а лишь изменением социальных условий, порождающих ее» [8]. К сожалению, практический опыт свидетельствует, что упрощенное представление о наркотизации как правоохранительной, а не социальной проблеме проявляется и на разных уровнях взаимодействия между аппаратами Государственного антинаркотического комитета, антинаркотических комиссий и муниципальных антинаркотических комиссий. Недооценка этой стороны знания в организации управления антинаркотической деятельности приводит к существенным упущениям в совместной работе и к однобокости в представлении содержания организации антинаркотической деятельности в масштабах страны. К сожалению, на федеральном уровне пока не выработана ясная стратегия по национальной политике в сфере реализации мер по снижению спроса на наркотики, которая в свою очередь должна являться органичной частью системы ценностных и идеологических приоритетов развития государства и российского общества.

Поэтому считаем чрезвычайно своевременным включение в Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года» [9] понятия «идеология антинаркотического поведения» как совокупности российских традиционных духовно-нравственных ценностей, философских, религиозных, науч-

ных, эстетических, политических и других взглядов, выражающих негативное отношение общества к незаконному обороту и немедицинскому потреблению наркотиков.

Заключение

С учетом вышеизложенного особое значение приобретает инициатива в деятельности аппаратов антинаркотических комиссий по совершенствованию антинаркотического законодательства. С этой целью необходимо организовывать встречи экспертов с выработкой комплекса практических предложений по совершенствованию антинаркотического законодательства в какой-то определенной, узкоспециализированной сфере. Например, «О целесообразности снижения возраста привлечения к уголовной ответственности за преступления, связанные со сбытом наркотиков несовершеннолетними», «О выработке практических предложений по противодействию незаконному обороту наркотиков с использованием цифровых технологий». Полезно будет распространить подобную форму работы на всю территорию страны, что позволит вовлечь в совершенствование антинаркотического законодательства наиболее сильные в методическом плане субъекты Российской Федерации. Развивая это предложение, представляется целесообразным вместе с Перечнем проблемных вопросов, отражаемым в ежегодном Докладе о наркоситуации в России, направлять обобщенные предложения субъектов Российской Федерации по совершенствованию антинаркотического законодательства в профильные вузы системы МВД России, Минздрава России, Минпросвещения России, Министерство науки и высшего образования России для научной проработки.

Кроме того, необходимо создавать условия для формирования научных школ антинаркотического направления в ведущих региональных вузах, последующей консолидации их в научно-методические объединения, что сократит часто встречающийся разрыв между теорией и практикой.

Вместе с тем реализация этих предложений затруднительна без запуска постоянно действующей научно-методической площадки, генерирующей комплексные предложения по совершенствованию антинаркотического законодательства в мас-

штабах страны, с эффективным механизмом обратной связи с партнерами и прямыми контактами с законодательными органами.

В связи с этим ключевое значение приобретает необходимость определения координирующего органа, ответственного за внесение изменений в антинаркотическое федеральное законодательство. До его определения аппарату Государственного антинаркотического комитета в сотрудничестве с аппаратами антинаркотических комиссий можно активнее использовать возможности представителей субъектов Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, что позволит существенно ускорить рассмотрение и принятие законопроектов антинаркотического характера.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьев А. Н. Незаконный оборот наркотиков как одна из угроз национальной безопасности России / А. Н. Григорьев // VIII Балтийский юридический форум «Закон и правопорядок в третьем тысячелетии» : материалы международной научно-практической конференции. — Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России. — Калининград, 2020. — С. 27.

2. Президент России. Участникам Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ letters/51767.

3. Президент России. Расширенное заседание коллегии Министерства внутренних дел [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.kremlin.ru/events/president/ news/59913.

4. Гордеев А. Ю. Современное состояние, тенденции наркотизма в России и си-

стема мер по его противодействию // Вопросы российского и международного права. — 2018. — Т. 8. № 7А. — С. 118.

5. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : [указ Президента РФ от 23 нояб. 2020 г. № 733] // Собрание законодательства РФ. 30.11.2020. — № 48. — Ст. 7710.

6. О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (вместе с Положением о Государственном антинаркотическом комитете, Положением об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации): [указ Президента РФ от 18 окт. 2007 г. № 1374: по состоянию на 17 февр. 2021 г.] // Собрание законодательства РФ. 22.10.2007. — № 43. — Ст. 5167.

7. Регламент антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации: [утв. ГАК 9 дек. 2016 г. № 8/6-5863] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Консуль-тантПлюс. Законодательство.

8. Гилинский Я. И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль : Авторский курс / Я. И. Гилинский. — Санкт-Петербург : ООО Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2018. — С. 367.

9. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : [указ Президента РФ от 23 нояб. 2020 г. № 733] // Собрание законодательства РФ. 30.11.2020. — № 48. — Ст. 7710.

LIST OF LITERATURE

1. Grigoriev A. N. Illicit drug trafficking as one of the threats to the national security of Russia // VIII Baltic Legal Forum «Law and Order in the third Millennium» : materials of the international scientific and practical conference. Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — Kaliningrad, 2020. — P. 27.

2. President of Russia. Participants of the Special Session of the UN General Assembly on the World Drug Problem [Electronic resource]. — Access mode: http://www.kremlin. ru/events/president/letters/51767.

3. The President of Russia. Extended meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs [Electronic resource]. — Access mode: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/59913

4. Gordeev A. Yu. The current state, trends of drug addiction in Russia and the system of measures to counteract it / A. Yu. Gordeev // Questions of Russian and international law. — 2018. — Volume 8. — No. 7A. — P. 118.

5. On the approval of the Strategy of the State anti-drug policy of the Russian Federation for the period up to 2030 : [decree of the President of the Russian Federation No. 733 of November 23, 2020] // Collection of Legislation of the Russian Federation. 30.11.2020. — No. 48. — St. 7710.

6. On additional measures to counteract the illicit trafficking of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors (together with the Regulations on the State Anti-Drug Committee, the Regulations on the

УДК 347.9

Anti-Drug Commission in the subject of the Russian Federation) : [decree of the President of the Russian Federation of October 18, 2007 No. 1374: as of February 17, 2021] // Collection of Legislation of the Russian Federation. 22.10.2007. — No. 43. — St. 5167.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Regulations of the Anti-drug Commission in the subject of the Russian Federation: [approved. GAK 9 Dec. 2016 No. 8/6-5863] [Electronic resource]. — Access mode: ConsultantPlus. Legislation.

8. Gilinsky Ya. I. Criminology: theory, history, empirical base, social control : Author's course / Ya. I. Gilinsky. — St. Petersburg : Alef-Press Publishing House, LLC, 2018. — P. 367.

9. On the approval of the Strategy of the State Anti-drug Policy of the Russian Federation for the period up to 2030 : [Decree of the President of the Russian Federation No. 733 of November 23, 2020] // Sobranie zakonodatelstva RF. 30.11.2020. — No. 48. — St. 7710.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ) ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

Максимова О. А., руководитель блока по работе с проблемной задолженностью ПАО МИНбанк, г. Москва, Россия; аспирант, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

E-mail: olga.pro.msk@gmail.сom

SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 31.05.2021. Принята к публикации 14.06.2021

Аннотация

Предмет. Проблемы гражданско-правового регулирования банкротства юридического лица в условиях рыночного ведения хозяйствования в Российской Федерации.

Тема. Гражданско-правовое регулирование банкротства (несостоятельности юридического лица: современный контекст исследований.

Цели. Идентификация состояния исследований проблемы правового регулирования процедуры банкротства юридического лица в современной российской гражданско-правовой науке.

Ме тодология. В ходе исследования использованы общенаучные методы анализа и синтеза информации, а также гражданско-правовой метод.

Результаты. Определены основные тематические направления гражданско-правовых исследований по проблеме правового регулирования банкротства юридических лиц и дана оценка результатов компаративных исследований в контексте регулирования их несостоятельности.

Область применения. Сфера гражданско-правового регулирования банкротства (несостоятельности) юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.