Научная статья на тему 'Деятельность Алтайской духовной миссии на территории Южной Сибири в XIX - начале XX вв'

Деятельность Алтайской духовной миссии на территории Южной Сибири в XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ / ALTAI ECCLESIASTICAL MISSION / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MISSIONARY ACTIVITIES / ПРАВОСЛАВИЕ В ЮЖНОЙ СИБИРИ / ORTHODOXY IN SOUTHERN SIBERIA / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ В СИБИРИ / SOCIAL STRUCTURE DEVELOPMENT IN SIBERIA / РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЮЖНОЙ СИБИРИ / CHRISTIAN CULTURE DEVELOPMENT IN SOUTHERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маньковская Ольга Вячеславовна

В данной статье рассматриваются различные направления деятельности Алтайской духовной миссии в процессе христианизации аборигенного населения Сибири, а также результаты, которые в итоге были достигнуты. Раскрываются административный, социальный и культурный аспекты деятельности миссионеров. Делается вывод о значении комплексного подхода в проведении миссионерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Altai mission activities in South Siberia in XIX - beginning of XX centuries

This article describes various activities of the Altai Mission in the process of Christianization of the indigenous population of Siberia; it also shows the results to have been achieved. The article reveals administrative, social and cultural aspects of the Missionary activities. The article draws a conclusion about the importance of a complex approach in carrying out missionary activities.

Текст научной работы на тему «Деятельность Алтайской духовной миссии на территории Южной Сибири в XIX - начале XX вв»

УДК 266(57)(092)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛТАЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЮЖНОЙ СИБИРИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

О. В. Маньковская

Научный руководитель — В. Н. Асочакова, доктор исторических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В данной статье рассматриваются различные направления деятельности Алтайской духовной миссии в процессе христианизации аборигенного населения Сибири, а также результаты, которые в итоге были достигнуты. Раскрываются административный, социальный и культурный аспекты деятельности миссионеров. Делается вывод о значении комплексного подхода в проведении миссионерской деятельности.

Ключевые слова: ААлтайская духовная миссия, миссионерская деятельность, православие в Южной Сибири, развитие социальной структуры в Сибири, развитие христианской культуры в Южной Сибири

В XIX веке активизировался процесс территориального, административного, фискального включения Сибири в состав Российской империи. К концу первой четверти XIX века изменились административно-территориальные границы сибирских территорий. В соответствии с императорским указом 1822 года «О разделении Сибирских Губерний на Западное и Восточное Управления» была реформирована система управления. «Уставом об управлении инородцев» установлена товарно-денежная смешанная ясачная система. Однако культурная интеграция была всё ещё довольно слабой, что порождало потребность государства и Русской православной церкви в укреплении своих позиций на территории Сибири за счёт увеличения присутствия христианского населения и удержания аборигенного населения в христианской вере. В связи с этим была учреждена Алтайская духовная миссия (далее - АДМ) [1].

Алтайская духовная миссия была призвана обратить в христианство коренные народы Южной Сибири, которые отличались пёстрым этническим составом и различными религиозными воззрениями и культурой. Попутно миссия вынуждена была справляться с широким кругом второстепенных задач. От их решения напрямую зависел результат всей миссии, ведь пришлые миссионеры не вызвали у коренного населения доверия: они стремились избегать встреч, откочёвывали от постоянных населённых пунктов переселенцев.

27 мая 1829 года архимандрит Макарий Глухарев был назначен Святейшим Синодом главой новообразованной миссии. По пути на место несения священной службы он остановился в Тобольске, где на протяжении 10 месяцев занимался подготовкой служителей миссии, выбором наиболее удобного места первого стана и разработкой на основе инструкции Святейшего Синода от 1769 года основных принципов миссионерской деятельности Алтайской миссии, на которых она в дальнейшем базировалась. Они заключались в следующем:

- приобщение к мировоззрению, культуре и быту коренного населения;

- ведение проповедей и бесед, чтений Священного писания на местных наречиях;

- оказание безвозмездной помощи некрещёным инородцам, в том числе медицинской, хозяйственной, и предоставление возможности обучения некрещёных в миссионерских школах;

- повышенное внимание к соблюдению обетов, постов, ведению благочестивого образа жизни, проповедование личным примером;

- полное посвящение миссионера данной деятельности без отвлечения на судебные дела, вызовы чиновников и проч.;

- сохранение кадров в приходах миссии;

- стремление добиться глубокого и осознанного принятия веры новокрещёными, невзирая на их количество [2, с. 7-9].

Почти сразу по прибытии миссионеров в Горный Алтай, 7 сентября 1830 года, был крещён первый алтаец, и тем самым миссия была официально открыта. Первыми действиями миссии стали учреждение миссионерских станов, налаживание связей между ними и населёнными пунктами коренных жителей Сибири. Организация приходской системы заключалась в строительстве церквей, часовен и храмов, преимущественно деревянных, на территории станов. К 1910 года количество храмов и церквей превысило 75 [3].

Кроме того, миссия образовывала новые поселения, такие, как Ташта, Макарьевское, Кабыжак, Кылташ, Нижний и Верхний Карагуж. Поселения создавались с целью реализации земельных прав и налоговых льгот новокрещёных, обещанных Государственным Советом, и укоренения в их среде оседлого образа жизни, характерного для христианской культуры. В таких поселениях крещёное инородческое население селилось рядом с православными христианами, призванными стать не только образцом благочестивого верующего человека, но и транслировать сельскохозяйственный опыт [4]. Миссионеры организовывали огороды при приходах и в новых поселениях, давали алтайцам уроки по сельскохозяйственной работе, обучали выпечке хлеба, способствовали развитию пчеловодства [5, с. 102]. К 1910 году новообразованных АДМ селений насчитывалось уже 380 [4]. Деятельность АДМ также положила начало каменному церковному строительству в Горном Алтае.

Уже в самом начале работы миссии был взят курс на выполнение социальных функций. Первые миссионеры оказывали безвозмездную медицинскую помощь, занимались профилактическими беседами и обучали местное население базовым правилам гигиены. Архимандрит Макарий применял принцип личного примера и неоднократно сам убирался в юртах кочевников. На территории стана были организованы больница, богадельня. Эти заведения занимались не только лечением и принятием родов, но и медицинской профилактикой населения, например, проводили оспопрививание. На основе подсобного хозяйства стана были созданы аптекарские пункты [4, с. 102-103; 6, с. 53]. Миссия также взяла на себя заботу о немощных и сиротах: под присмотром насель-ниц Никольского женского монастыря находился Улалинский приют, основанный в 1863 году. Этим деятельность АДМ в сфере медицинской помощи населению не ограничивалась: катехизаторское училище, также учреждённое миссионерами, выпускало кадры, владеющие навыками неотложной помощи [3].

Следует отметить, что училище было не единственным учебным заведением, созданным миссией. Уже с 1831 года открывались первые миссионерские школы для мальчиков, затем и школы для девочек. К 1908 году в 318 селениях насчитывалось 59 школ [5, с. 103]. В школах шло активное формирование слоя национальной интеллигенции: подготавливались учителя, врачи, писатели, художники, новое поколение миссионеров [7]. В них происходило приобщение к христианской культуре, славянским языкам, обучение арифметике не только крещёных инородцев, но и детей, не принявших христианство [3].

На первом этапе обучения основы христианской веры преподавались на алтайском языке, выучивались наизусть переведённые молитвы, и только потом изучался русский язык и происходило более глубокое погружение в христианскую этику. Благодаря тому, что члены АДМ владели алтайскими языками, богослужения, исповеди и обучение происходили на родном алтайцам языке. Подобная языковая политика способствовала повышению качества образования в сравнении со школами, преподавание в которых велось на русском языке [8].

Расширение сети станов, приходских школ и рост внутренней структуры катехизаторского училища усугубили не только проблему недостаточного финансирования, но и кадровый голод. Основным финансовым источником служили ежегодные государственные выплаты, которые были более чем недостаточны. Миссия преимущественно существовала на пожертвования местных христиан и финансовую помощь Миссионерского общества содействия Алтайской и Забайкальской духовным миссиям.

Несмотря на материальные трудности, миссионеры активно учувствовали в организации благотворительности. Особую значимость в деле развития христианской благотворительности приобрели приходские попечительства. Первое из них было открыто в Улале в 1877 году. Позднее, в 1891 году, были открыты приходские попечительства в Кебезеньском, Чемальском, Урсульском и Черно-Ануйском миссионерских станах. К началу 1910-х гг. сеть приходских попечительств распространялась в большинстве станов [3]. В краткосрочной перспективе попечительства помогали неимущим и понёсшим сильные убытки, предоставляя кров, питание и одежду, а в долгосрочной - собирали для них денежные пожертвования [9].

Проблему кадров старались решать собственными силами, привлекая к работе учителей школ выпускников местного училища. На преподавание в училище приглашали священников со всех регионов империи.

Однако служители миссии не ограничивались одним лишь использованием национального языка в общении с паствой. По настоянию архимандрита Макария (Глухарева), основателя миссии, богослужения велись на местных, в первую очередь алтайском и шорском, языках [6, с. 53]. Он и его соратники по миссии С. Ландышев, А. Правдин, М. Чевалков, Л. Кумандин вплотную занялись изучением языков и переводом богословской литературы. Особенно преуспел на этом поприще начальник АДМ Макарий (Невский). Он отличился тем, что составил алтайско-русский букварь и продолжал собирать материал для грамматики алтайского языка, перевёл на алтайский язык Евангелие, избранные места из Ветхого и Нового Заветов, краткую Священную историю, катехизис, огласительные поучения с толкованием заповедей и молитв, чин исповеди и вопросы крещения. Большим его достижение также является и то, что переведённая литература была растиражирована в достаточной мере для снабжения ею всех школ миссии [7].

Подводя итог сказанному, стоит отметить, что, помимо непосредственно религиозной деятельности - крещения, оправления служб, поддержания и укрепления авторитета Русской Православной церкви посредством наглядного примера в лице миссионеров и монахов, - АДМ взяла на себя ряд административных, социальных и культурных функций. Так, на территории Южной Сибири была создана широкая, чётко структурированная приходская сеть, которая стала очагом распространения среди местного населения оседлого земледельческого хозяйства. Вокруг приходов концентрировались организованные миссией учебные заведения, больницы и дома призрения, поднимавшие уровень жизни коренного населения.

Также необходимо учитывать вклад АДМ в развитие местной национальной культуры, которому способствовало создание национальных алфавитов, перевод христианской литературы на языки народов Южной Сибири и фиксация с помощью новых алфавитов памятников национальной устной творческой традиции. Наиболее вероятно, что подобная многоплановая политика, охватившая практически все сферы жизни человека, а также многолетний живой пример миссионеров способствовали тому, что Алтайская духовная миссия добилась высоких результатов не только на поприще христианизации Сибири, но и социально-культурного развития региона.

Библиографический список

1. Черлояков, И. Г. Аборигены Северного Алтая и алтайская Духовная миссиия в системе правительственной политики в XIX в / И. Г. Черлояков // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4-2. - URL: http://cyberieninka.m/artide/n/aborigeny-sevemogo-altaya-i-altayskaya-duhovnaya-missiiya-v-sisteme-pravitelstvennoy-politiki-v-xix-v (дата обращения: 10.05.2016).

2. Щеголев, М., священник. Памяти миссионера, протоиерея Стефана Васильевича Ландышева / М. Щеголев // Томские епархиальные ведомости. - 1884. - № 14, отд. неофиц. - С. 3-15. - URL: http://duhovenstvo.solovki-monastyr.ru/media/priestdb/ materialattachmen1/attachmen1/24/01/2401f41a-e38f-450f-b73f-5c5a29d3e8f9.PDF (дата обращения: 10.05.2016).

3. Крейдун, Г. Алтайская духовная миссия в 1830-1919 годы: структура и деятельность / Г. Крейдун. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. - 200 с. - URL: http://lithub.me/book/504654/ (дата обращения: 10.05.2016).

4. Назаров, И. И. Деятельность Алтайской духовной Миссии по организации поселений у кумандинцев / И. И. Назаров // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб. научных трудов; под ред. А. Г. Селезнёва, С. С. Тихонова, Н. А. Томилова. -Нальчик; Омск, 2001. - С. 147-150.

5. Голубцов, С. В. Отделения и миссионерские станы Алтайской духовной миссии в XIX в. / С. В. Голубцов // Вестник ОмГУ. - 2014. - N° 3 (73). - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/otdeleniya-i-missionerskie-stany-altayskoy-duhovnoy-missii-v-xix-v (дата обращения: 10.05.2016).

6. Голубцов, С. В. К вопросу о миссионерской деятельности архимандрита Макария (1828-1844 гг. ) / С. В. Голубцов // Омский научный вестник. - 2015. - № 2 (136). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-missionerskoy-deyatelnosti-arhimandrita-makariya-1828-1844-gg (дата обращения: 10.05.2016).

7. Кацюба, Д. В. Алтайская духовная миссия: вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности / Д. В. Кацюба. - Кемерово, 1998. - С. 31-33.

8. Ключникова, Е. В. Отражение православных педагогических традиций в миссионерской системе образования в Горном Алтае (XIX в.) / Е. В. Кацюба // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - № 2. - URL: http://cyberleninka.m/article/n/otrazhenie-pravoslavnyh-pedagogicheskih-traditsiy-v-missionerskoy-sisteme-obrazovaniya-v-gornom-altae-xix-v (дата обращения: 12.05.2016).

9. Воронцов, Ф., священник. Рапорт священника села Индерского, Феодора Воронцова / Ф. Воронцов // Томские епархиальные ведомости. - 1901. - № 16, отд. офиц. - С. 3-5. - URL: http://duhovenstvo.solovki-monastyr.ru/media/priestdb/materialattachment/ attachment/e4/3 8/e43 8efe6-fc7f-41 d5-887f-dc790605b1b1 .pdf (дата обращения: 12.05.2016).

© Маньковская О. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.