Научная статья на тему 'К вопросу о миссионерской деятельности архимандрита Макария (1828- 1844 гг. )'

К вопросу о миссионерской деятельности архимандрита Макария (1828- 1844 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
561
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИМАНДРИТ МАКАРИЙ / АЛТАЙСКАЯ МИССИЯ / МИССИОНЕРСКИЙ СТАН / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ARCHIMANDRITE MACARIUS / ALTAI MISSION / MISSIONARY CAMP / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голубцов Сергей Владимирович

Рассматриваются биография архимандрита Макария (Глухарёва) - сибирского миссионера и просветителя жителей Алтая, его труды по созданию и работе Алтайской духовной миссии, миссионерских станов, деятельность миссии с новокрещеными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On question of missionary activity of Archimandrite Macarius (1828-1844

Archimandrite Macarius (Gluharev) biography is considered. His work on the establishment and operation of the Altai Spiritual Mission, the mission with new baptized.

Текст научной работы на тему «К вопросу о миссионерской деятельности архимандрита Макария (1828- 1844 гг. )»

УДК 262.12(092)

С. В. ГОЛУБЦОВ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

К ВОПРОСУ

О МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (1828-1844 гг.)_

Рассматриваются биография архимандрита Макария (Глухарёва) — сибирского миссионера и просветителя жителей Алтая, его труды по созданию и работе Алтайской духовной миссии, миссионерских станов, деятельность миссии с новокрещеными. Ключевые слова: архимандрит Макарий, Алтайская миссия, миссионерский стан, Русская православная церковь.

Хотя деятельность архимандрита Макария освещалась как в дореволюционный, так и в постсоветский периоды, отдельные эпизоды деятельности архимандрита Макария на современном этапе исследования миссионерской деятельности в Сибири практически не рассматривались. Автор рассматривает начальный период становления Алтайской духовной миссии и привлечение основных помощников к этому делу, обращается к деятельности основателя Алтайской духовной миссии, выдающегося миссионера и просветителя коренного населения Алтайского края в период становления миссии с 1830 по 1844 гг.

Основатель Алтайской миссии архимандрит Макарий, в мире Михаил Яковлевич Глухарёв, родился 8 ноября 1792 г. в городе Вязьме Смоленской губернии в день Архистратига Михаила. Отец его, священник Введенской соборной церкви Иаков и мать Агапия Глухарёвы вели скромную и благочестивую христианскую жизнь, за что пользовались любовью современников. В семье кроме Михаила был второй — младший — сын Алексей.

Отец Иаков окончил полный курс семинарии, что в то время было редкостью, зачастую в священство ставили не только недоучившихся семинаристов, но и малограмотных причетников [1]. Первоначально он сам занимался образованием своего сына и настолько подготовил его, что восьмилетнего Михаила принимают в 3-й класс Вяземского духовного училища, из которого переводят в Смоленскую духовную семинарию. В 1813 г. он оканчивает семинарию со званием студента и направляется учителем в Смоленское духовное училище. Через год после окончания курса посылается начальством в Петербургскую духовную академию. В 1817 г. Михаил Яковлевич блестяще оканчивает академию со степенью магистра богословия [2]. После окончания академии в 1817 г. со степенью магистра богословия он направлен в Екатеринославскую семинарию учителем истории и немецкого языка. 24 июня 1818 г. Екатиринослав-ский архиепископ Иов постриг его в монашество с наречением имени Макария. 25 июня он рукоположен в иеродиакона, а 28 июня — в иеромонаха [3].

Кроме преподавания в семинарии Макарий выполнял обязанности ректора уездного и приходского училищ [4]. Административные обязанности тяготили молодого монаха, весной 1820 г. он пишет прошение

об увольнении по состоянию здоровья и 9 марта 1821 г. покидает Екатеринослав. При содействии архиепископа Филарета (Дроздова), ректора Санкт-Петербургской духовной академии, расположенного к способному студенту ещё с обучения в ней, 20 февраля 1821 г. Макарий был назначен ректором Костромской семинарии. Вскоре он был возведён в сан архимандрита и назначен наместником Богоявленского монастыря. Напрягая все силы, четыре года трудился Макарий, восстанавливая монастырь, в итоге архимандрит сильно подорвал своё и так слабое здоровье. В 1825 г. Святейший Синод освободил Макария от занимаемых должностей, и он был уволен на покой.

Аскетически настроенный, 29 декабря 1825 г. он прибыл в Глинскую пустынь. Четыре года подвизался монах в Глинской пустыни под началом настоятеля старца Филарета (Данилевского) [5]. В 1828 г. [6], для просвещения светом Православия коренных жителей, Святейший Синод учредил в Тобольской епархии специальную миссию, поручив Тобольскому архиепископу преосвящённому Евгению (Казанцеву) найти из числа духовенства епархии наиболее подходящих для миссионерской деятельности людей. Эта миссия, основанная по Высочайшему повелению 15 декабря 1828 г., была открыта в 1830 г. архимандритом Макарием [7]. В 1829 г., откликнувшись на призыв Тобольского архиепископа Евгения, иеромонах Макарий назначен Тобольским миссионером [8].

Первый выезд в Горный Алтай был осуществлён в августе 1830 г., а уже 7 сентября совершено первое крещение в Улале: был крещён юный инородец Элеска с наречением имени Иоанн. День первого крещения принято считать днём рождения Алтайской духовной миссии [6, с. 39]. 23 мая 1831 г. арх. Мака-рий прибыл в селение Майма, где основал первый миссионерский стан. На праздник Вознесения, в походной церкви, была отслужена первая литургия. За 14 лет служения архимандрита Макария в должности начальника миссии было открыто три миссионерских стана: в Майме (1831 г.), Улале (1834 г.) и Мьюте (1839 г. ) [6, с. 42 — 43]. Селение Майма состояло из 10 домов давно крещёных инородцев и находилось в 90 верстах к югу от Бийска [2, с. 39].

Что же являл собой миссионерский стан архимандрита Макария? Он включал в себя помещение для походной церкви, где совершалось богослужение,

и несколько деревянных изб для проживания миссионера и причетников. Алтарная часть богослужебного дома отделялась от остального помещения походным иконостасом [6, с. 50]. При миссии был заведён огород, возделывал который бывший украинский крестьянин Пётр Терентьевич Лисицкий, знавший земледелие и огородничество, а также хозяйственную часть [2, с. 50]. Он был из государственных крестьян Старо-Оскольского уезда, попавший в Сибирь на поселение за то, что пропустил в ревизии своего племянника. Грамотный и благочестивый, он приютился при миссии и неутомимо служил миссии до конца своей жизни, выполняя различные послушания. Он читал в церкви, пёк хлебы, ходил за огородом, наблюдал за новокрещёными в роли благочинного, всегда пешком обходя их жилища, как бы далеко они ни находились. Одежду, как и пищу, старец Пётр использовал самую простую, его смерть в 1840 г. была серьёзной утратой для архимандрита, любившего его и находившего утешение в общении с ним [9].

Архимандрит Макарий большое значение придавал устроению осёдлого быта новокрещёных, с этой целью он сам с помощью книг, различных пособий по хлебопашеству и огородничеству и помощи опытного в этом деле старца Петра изучал оптимальные способы возделывания земли. Получив навыки, архимандрит Макарий сам лично учил новокрещёных высаживать овощи и ухаживать за огородом [2, с. 50]. Благодаря предпринятым усилиям селения Майма, Улала, Верхний и Нижний Карагужи, где селились новокрещёные, проявились как способные ученики русского сельского хозяйства [2, с. 50]

Деревянный дом, в котором жил архимандрит Макарий, состоял из двух комнат, разделённых сенями, в одной комнате жил он сам, в другой — сотрудники миссии. Дом этот в соответствии с потребностями миссии выполнял сразу несколько функций: он был приёмной, училищем, кухней, библиотекой и даже аптекой [2, с. 54]. Как располагался первый миссионерский стан, отчётливо прослеживается из плана землеотвода стана в 1830 г. и описания представленного в труде протоиерея Георгия Крейдуна [10]. Площадь стана около 1 га, он обнесён оградой, внутри которой расположен дом миссионера, а также дом, в котором жил толмач с семьёй, состоящий из двух изб под одной кровлей. Избы включали в себя две комнаты, разделённые сенями. Вне территории стана были ещё два дома, используемые для проживания новокрещёными без жилья. Благодаря старанию архимандрита Макария и благотворительности купца М. Е. Шебалина, в Майме в 1843 г. начато строительство храма, первого каменного здания Горного Алтая, в перестроенном виде здание сохранилось до наших дней [6, с. 49 — 50]. До 1835 г. в Майме находился главный стан Алтайской миссии, затем он был переведён в Улалу [11]. В этом селении только четыре семьи алтайцев были христианскими [2, с. 43], и жители встретили архимандрита Макария враждебно, но затем по прошествии времени полюбили его и в течение 1835— 1836 г. все крестились [2, с. 43]. Улалинский стан был основан Макарием при впадении реки Улалы в Майму. В 1835 г. был построен дом, где разместилась миссия с походной церковью [12].

В этом же году по Высочайшему повелению за ревностное служение и подвиги в деле проповедания слова Божия архимандрит Макарий был награждён золотым наперстным крестом, украшенным драгоценными камнями [13]. В 1834 г. в 130 верстах к югу от Улалы было основано селение Мьюта, заселённое одними новокрещёными алтайцами [2, с. 50]. В даль-

нейшем в 1847 году иеромонахом Акакием (в миру Артемий Григорьевич Левицкий) здесь устроен миссионерский стан [14]. В 1838 г. архимандрит завёл больницу, богадельню, куда принимал бездомных и принимал для лечения опасно больных. Язычники охотно шли к Макарию лечиться и многие из них крестились [2, с. 51]. За восемь с лишним лет служения в Сибири, странствуя по её просторам то верхом, то в санях, то в телеге, испытывая на себе все превратности местного климата, арх. Макарий расстроил своё и так слабое здоровье, особенно зрение. Остро ощущая потребность отдохнуть и заняться своим здоровьем, он обратился в Синод с просьбой предоставления отпуска и поездки в Петербург для консультаций с врачами. 13 июля 1838 г. указом Святейшего Синода отцу Макарию разрешалось отправиться в путь в сопровождении его брата священника Алексея Глухарёва (направленного в миссию с согласия Святейшего Синода в 1837 г.) для поправки здоровья [9, с. 447 — 453]. После лечения в обратный путь с архимандритом Макарием поехали его брат — отец Алексей, студент ветеринарного отделения медико-хирургической академии Артемий Ловицкий, изъявивший желание поступить в миссию, и постоянный спутник архимандрита А. А. Орлов.

Почти в одно с ними время отправилась служить в Алтайской миссии девица София Густавовна де Вальмон — первая подвижница женщина, сменившая столичное жительство на суровые будни Алтая. Сирота, дочь убитого в Бородинском сражении офицера Густава Филипповича де Вальмона, она воспитывалась в Смольном монастыре пансионеркой императрицы Марии Феодоровны и при выпуске была удостоена золотой медали. Оставив мысль о замужестве, она желала посвятить себя делам благотворения и поехала служить при миссии женщинам и детям из новообращенных, помогая им и просвещая их [9, с. 459].

Возвращаясь в Сибирь, архимандрит Макарий по состоянию здоровья и из-за весенней распутицы задержался в Казани, где он сам и его спутники, используя вынужденную остановку, занялись повышением уровня образования, посещая лекции в Казанском университете. Они изучали татарский язык, брали уроки по анатомии, астрономии, посещали публичные лекции по другим наукам, а София Густавовна де Вальмон обучалась повивальному делу и даже побывала на практике [9, с. 466]. В 1840 г., прибыв в миссию, София де Вальмон основала в Майме небольшую девичью школу [7, с. 337]. В школе София обучала девочек грамоте, арифметике и церковному пению, некоторые ученицы жили в её домике, расположенном за оградой стана и состоящем из двух комнат, разделенных сенями. Она устраивала в своём доме для женщин публичные чтения, читая им святое Евангелие, книги духовно-нравственного содержания, а новокрещёным и оглашаемым женщинам написанное на татарском языке краткое изложение христианской веры. Приучала женщин к молитве и труду, раздавала им лён и волну, уча их прясть, а затем собирала пряжу, платя за работу готовым холстом, многим помогала Христа ради [9, с. 473].

В 1838 г. православные христиане, живущие в селе Улала, построили деревянную церковь десять с половиной метров в длину и пять с половиной метров в ширину. Освящён был этот первый храм Горного Алтая в честь Всемилостивого Спаса, такой антиминс находился в миссии [2, с. 39]. Второй антиминс в честь Божией Матери Одигитрии был выдан миссии лишь в 1840 г. [15]. Найденный в государственном

При архимандрите Макарии В 1908 г.

Деятелей в Алтайской миссии 16— 18 около 100

Церквей и молитвенных домов 3 70

Миссионерских станов 3 20

Поселений 4 200

Инородческих домов — 2700

Количество крещёных 675 21000

Школ 1 — 2 47

архиве Алтайского края план Улалинского улуса в 1844 г. и исторические свидетельства позволили протоиерею Георгию Крейдуну воспроизвести планировку Улалинского миссионерского стана во времена деятельности архимандрита Макария [10, с. 197]. В стане находились небольшая церковь и три дома. Два из них служили жильём для миссионеров (один с баней, перенесён из Маймы в 1842 году, второй построен для сотрудников миссии в том же 1842 г.), в третьем, выстроенном в 1839 году, находилась миссионерская школа [10, с. 198]. Вот как описывает Улалинский миссионерский стан в своих воспоминаниях мьютинский миссионер: «Церковь маленькая, низенькая, с походным иконостасом, колокольни при ней не было, колокола размещались на боковом крыльце, самый большой колокол весил 5 пудов [16]. Миссионерских построек мало, да и те ветхие и тесные: дом начальника миссии, другой небольшой домик, жилище миссионера-священника и училищный корпус, где помещались училище, учитель и все другие служащие »[ 17].

Плоды деятельности на Алтае и всей Сибири носят двоякий характер: непосредственные возникшие при явном участии архимандрита Макария и труды, плоды которых выращены из начал, заложенных архимандритом. Некоторые данные, раскрывающие это утверждение, опубликованные в «Прибавлении к церковным ведомостям» за 1908 г., приведены в табл. 1.

За 14 лет своего служения он перевёл на алтайский язык Евангелие, избранные места из Ветхого и Нового Заветов, краткую Священную историю, катехизис, огласительные поучения с толкованием заповедей и молитв, чин исповеди и вопросы крещения, составил краткий словарь. Несмотря на несовершенство трудов, они в течение 30 лет были единственным пособием на алтайском языке и явились основой дальнейших переводов [8, с. 101]. Кроме указанного выше, из недр Алтайской миссии возникла Киргизская миссия, о необходимости создания которой размышлял архимандрит Макарий.

4 июля 1844 г. архимандрит Макарий по болезни, из-за вконец расстроенного здоровья вынужден был оставить Алтайскую миссию и остаток своих дней провёл в Болоховском Тихвинском монастыре [19]. Здесь начинается новый период деятельности архимандрита Макария как пастыря-просветителя [20].

1. Православное обозрение. — М., 1887. — Т. 2. — С. 286.

2. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной миссии. - СПб., 1892. - С. 9-14.

3. Широков, Сергий. Преподобный Макарий (Глухарёв) — апостол Алтая / Сергий Широков. — М., 2008. — С. 26 — 29.

4. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии // Прибавление к Церковным ведомостям. — СПб., 1888. — № 48. — С. 1264.

5. Нестеров, С. В. Словом и житием наставляя / С. В. Нестеров. — М., 2005. — С. 31.

6. Крейдун, Георгий. Алтайская духовная миссия в 1830 — 1919 годы: структура и деятельность / Георгий Крейдун. — М., 2008. — С. 36.

7. Православное обозрение. — М., 1864. — Т. 15. — С. 334.

8. Миссиология : учеб. пособие. — Белгород, 2009. — С. 99.

9. Православное обозрение. Июль // Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария. — М., 1888. — С. 470 — 471.

10. Крейдун, Ю. А. Миссионерское храмоздательство на Алтае / Ю. А. Крейдун. — Барнаул, 2013. — С. 194.

11. Ефимов, А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской православной церкви / А. Б. Ефимов. — М., 2007. — С. 161.

12. Прибавление к Церковным ведомостям. — СПб., 1893. — № 28. — С. 1028—1029.

13. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии // Прибавление к Церковным ведомостям. — СПб., 1888. — № 49. — С. 1383.

14. Обозрение станов Алтайской духовной миссии в 1889 году // Томские епархиальные ведомости. — 1889. — № 20. — С. 15.

15. Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария (М. Я. Глухарёва) // Православное обозрение. — М., 1887. — Т. 2. — С. 352.

16. Воспоминания Мыютинского миссионера // Томские епархиальные ведомости. — 1893. — № 5. — С. 7.

17. Широков, Сергий Преподобный Макарий (Глухарёв) Апостол Алтая / Сергий Широков. — М., 2008. — С. 298.

18. Архимандрит Макарий (Глухарёв) в отношении к основанной им Алтайской миссии // Прибавление к Церковным ведомостям. — СПб., 1908. — № 13. — С. 619.

19. Памяти архимандрита Макария, основателя Алтайской миссии // Прибавление к Церковным ведомостям. — СПб., 1892. — № 46. — С. 1614.

20. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии // Прибавление к Церковным ведомостям. — СПб., 1888. — № 50. — С. 1411.

ГОЛУБЦОВ Сергей Владимирович, кандидат богословия, соискатель по кафедре философии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского; иерей, настоятель прихода в честь св. пророка Илии города Омска, докторант докторантуры и аспирантуры им. Кирилла и Мефодия Русской православной церкви Московского патриархата. Адрес для переписки: г. Омск, ул. Интернациональная, 25.

Статья поступила в редакцию 09.02.2015 г. © С. В. Голубцов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.