УДК 94:266(571.15)
ОБЛИК МИССИОНЕРОВ АЛТАЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ
Ю. А. Чупилко
Научный руководитель — В. Н. Асочакова, доктор исторических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье на основе опубликованных материалов рассматривается деятельность Алтайской духовной миссии, её основных руководителей, их роль в социально-экономическом, общественном и культурном развитии Горного ААлтая, роль христианизации коренного населения Алтая.
Ключевые слова: ААлтайская духовная миссия, миссионерство, миссионеры, миссионерские станы, миссионерские училища, Русская православная церковь, формы миссионерской деятельности.
В последнее время в епархиях Русской православной церкви (РПЦ) идёт процесс возрождения миссионерской работы. Современный миссионер расширяет фактические (неформальные) пределы церкви.
Деятельность РПЦ Российской империи на окраинах была сопряжена с самоотдачей и самопожертвованием служителей церкви. Миссионерское служение было уделом немногих, его представители были способны в ущерб своему здоровью, материальному благосостоянию трудиться ради просвещения населения далёких стран.
Среди многочисленных миссий, действовавших внутри страны, Алтайская духовная миссия (далее - АДМ) получила признание, была образцом для других миссий. Действительно, за несколько десятилетий на Алтае была создана система церковных учреждений, позволявшая как исполнять прямые функции миссионерских приходов (проповедь, крещение и пр.), так и повышать уровень грамотности коренного населения, готовить собственные кадры, проводить социальную работу.
В АДМ трудились многие выдающиеся служители РПЦ, чьи имена и масштабы деятельности выходят далеко за её пределы. Это в первую очередь основатель миссии - преподобный архимандрит Макарий (Глухарев, 1830-1844), не только известный миссионер, но и учёный-лингвист, сыгравший большую роль в создании русского перевода Библии. За время своей миссионерской службы архимандрит Макарий обучал новокрещёных грамоте, молитвам и Закону Божию на основании своих переводов священной истории на «телеутское наречие», а также славянской и русской грамоте, «...потому что они призваны участвовать в общественном богослужении нашей церкви, совершаемом на славянском языке, и потому, что вошедши в сообщение с народом русским в единой вере., они должны искать общения с ним, в самом языке русском, и изучать сей живой язык, на котором. имеет наша церковь уже Новый Завет и некоторые из священных книг Ветхого» [1, с. 40]. С этой целью архимандрит Макарий взялся за перевод книг Ветхого Завета на русский язык, «он убедился, что учить народ вере можно только на его родном языке, и потому особенно желал, чтобы высшее духовное начальство благословило его труд перевода Библии на русский язык» [2, с. 28-29].
Для борьбы с языческими суевериями Макарий сам обучал детей инородцев «христианским началам веры, молитвам и грамоте» [1, с. 37] в открытой при миссии школе. С этой же целью он составил свой букварь, по которому «можно было с удобностию учиться славянской и русской грамоте и в то же время утверждать в памяти. основания учения Христовой церкви» [1, с. 37]. Кроме того, Макарий ввёл в практику специальные поселения новокрещёных для более надёжного прикрепления «инородца» к церкви.
Методы устройства миссии Макарием Глухаревым позволили успешнее строить процесс привнесения православной веры «инородцам» и отчасти использовались другими миссиями. Дело его было успешно продолжено преемником, бывшим его сотрудником, протоиереем Стефаном Ландышевым (1844-1865). При нём удалось расширить деятельность миссии и открыть её новые отделения. Число новокрещёных увеличивалось постепенно, хотя не совершалось массовых крещений. Стефан положил традицию: воздвигать миссионерские кресты в особых местах. Такими, например, были места, где совершалась литургия.
Наиболее значимым делом протоиерея Стефана была организация миссионерских селений. Вместе с этим строились храмы, молитвенные дома, открывались новые миссионерские отделения - станы. Если при архимандрите Макарии был один постоянно действующий миссионерский стан, то к середине 1860-х гг. существовало уже восемь отделений: Улалинское, Мыютинское, Чемальское, Макарьевское, Черно-Ануйское, Кузнецкое, Кебезеньское, Урсульское. Первым миссионером Кузнецкого отделения (в него входил Матурский приход, населённый хакасами) был назначен Василий Иванович Вербицкий, двоюродный брат Стефана Ландышева. Он изучал местный язык и обычаи, был автором многочисленных работ по этнографии алтайцев, действительным членом Московского общества акклиматизации растений, членом-сотрудником Западно-Сибирского отделения Русского географического общества, действительным членом Томского статистического комитета. Большим авторитетом В. Вербицкий пользовался как специалист по лекарственным травам и лечению больных. Он всегда брал с собой походную аптечку с медикаментами. Большое внимание В. Вербицкий уделял обучению грамоте подростков. В 1859 году он открыл первую миссионерскую школу в Калтане, а через два года вторую - в улусе Кузедеевском. В этих школах преподавали грамоту (русский язык), Закон Божий, арифметику, Священную историю и церковное пение.
При третьем начальнике миссии - архимандрите Владимире (Петрове, 1866-1883 гг.) - процесс образования новых селений и станов продолжался.
В центре Улалы к 1875 году был образован своеобразный миссионерский комплекс, который объединил центральный миссионерский храм Всемилостивейшего Спаса, детский приют и лечебницу. В 1877 году здесь же было создано приходское попечительство для помощи бедным. Впоследствии такие попечительства создавались и в других отделениях миссии. В 1876 году было открыто миссионерское училище в Улале для подготовки учителей, переводчиков и церковнослужителей. Развитию Улалинского Николаевского женского монастыря уделялось особое внимание. Сам архимандрит Владимир писал о себе: «Сочувствие к миссионерскому делу заронилось в сердце моё, когда я сидел ещё на академической скамье и в одно время было до того сильным, что я совсем было решился, не докончив своего академического образования, устремиться в тот путь, куда звали меня душевные наклонности. Но промыслу Божию угодно было отложить исполнение юношеских порывов на 15 лет» [4, с. 83].
Следующий, четвёртый начальник Макарий Невский (Михаил Андреевич Парвицкий, 1884-1891) прибыл в АДМ в качестве рядового сотрудника в 1855 году. Подобно протоиерею Стефану Ландышеву, он стал воспитанником миссии. На первых порах он вникал во все проблемы организации педагогического процесса. По его инициативе было создано миссионерское катехизаторское училище в Бийском архиерейском доме. Училище было предназначено для подготовки кадров для проведения миссионерской работы среди алтайцев.
За период с 1883 по 1891 гг. при миссионерских станах было организовано более десяти школ грамоты. Помимо школьного образования, доступного только детям, епископ Макарий вменил в обязанности миссионеров «народные просветительские чтения».
Изучение условий жизни миссионеров по их запискам, отчётам и делопроизводственной документации позволяет утверждать, что миссионеры не всегда имели хорошее жильё. При поездках по своему стану миссионеру часто приходилось спать под открытым небом, преодолевать большие расстояния между населёнными пунктами и рисковать жизнью. В пути приходилось ночевать на острых камнях, так как в траве водилось много змей. Миссионер В. Вербицкий в своих записках писал о походном жилье следующее: «Толмач с проводником сдирали бересту и делали для себя навес на случай дождя, а палатку уступали мне одному... палатка спасала не только от дождя, но главным образом от комаров и мелкой, как песок, мошки» [5, с. 147]. Палатка представляла собой полотняный квадрат около 5,7 кв. м с верёвками на двух сторонах. Нередко приходилось спать в юртах местных жителей, когда под голову подкладывали седло, а под себя - потник от лошади, сверху накрывались одеждой, и всё это сопровождалось неприятным запахом и насекомыми.
О еде миссионеров можно узнать по их воспоминаниям. Владимир Синьковский (с 1891 по 1893 гг. был пятым руководителем АДМ), вспоминая о своём пребывании в Таште, особое внимание уделил еде, которой пришлось там питаться: «Голод так изнурил организм, не успевший ещё привыкнуть к недостаточному питанию, что такой незначительный труд, как чтение вслух, совсем лишил сил, приходилось нередко прерывать чтение...» [6, с. 97].
Больше всего воспоминаний, раскрывающих повседневную жизнь миссионеров, сохранилось об основателе АДМ архимандрите Макарии (Глухареве). Они объясняют, почему многие современники считали его воплощением идеала миссионера. Одежда архимандрита Макария состояла из простой монашеской рясы, сшитой из дешёвой шерстяной материи. Ряса возобновлялась ежегодно к Пасхе, причём прежняя отдавалась нуждающемуся. Зимой одеждой ему служил полукафтан на беличьем меху [7, с. 21].
Имущество миссионеров было немногочисленным. Архимандрит Макарий (Глухарев) настолько не стремился к богатству и накопительству, что, когда после смерти его тело требовалось положить на стол, в келье не оказалось даже другой простыни, кроме одной толстой, узенькой и коротенькой. Одели его в старое платье, потому что другого не было; епитрахиль положили тоже старую; гроб, по его завещанию, был не обитый и не окрашенный [8, с. 1416].
Материально-бытовые условия деятельности священников-миссионеров, как и их социальный статус, оказывали большое влияние на формирование облика миссионера. Происхождение из сословия духовенства, духовное воспитание и образование накладывали отпечаток на сознание, характер миссионера. Однообразная пища, простая одежда и сложные бытовые условия - таким был выбор человека, шедшего по пути миссионерского служения.
АДМ не была первой по времени учреждения миссией РПЦ в Сибири, не была она и самой большой по многочисленности паствы или по территории, на которой действовала. Но, как показала история, она была образцовой среди всех других миссий, действовавших в пределах Российской империи в XIX - начале XX вв., приблизившаяся к идеалу православного миссионерства.
Материалы из фондов миссии свидетельствуют о том, что алтайские миссионеры не только проповедовали основы православной веры. Кроме этого, они передавали педагогические, медицинские, сельскохозяйственные и другие знания, которые способствовали их сближению с местным населением и, как следствие, укоренению среди них православной веры. Священники-миссионеры, являясь образованной частью местного населения, вносили посильный вклад в развитие культуры региона. Следует сказать, что всё первое поколение алтайской и шорской интеллигенции: учителя, врачи, писатели, художники - были исключительно воспитанниками миссионерских школ, или детьми миссионеров-алтайцев, или бывшими сотрудниками Алтайской духовной миссии.
Библиографический список
1. Сборник исторических материалов о жизни и деятельности Настоятеля Волховского Троицкого Оптина монастыря, отца Архимандрита Макария Глухарёва. - Орёл: Издание Орловской Учёной Архивной комиссии, 1897. - 239 с.
2. Просветитель Алтая Архимандрит Макарий. - СПб., 1893.- 135 с.
3. Отчёт о миссиях Томской Епархии - Алтайской и Киргизской - за 1890 год // Томские епархиальные ведомости. - 1891. - № 9. - С. 50.
4. Ястребов, И. И. Миссионер, Высокопреосвященнейший Владимир, Епископ Казанский и Свияжский / И. И. Ястребов. - Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1898. - 416 с.
5. Вербицкий, В. Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской миссии за 1862 г. / В. Вербицкий // Православное обозрение. -1863. - Т. 10. - С. 143-161.
6. Кацюба, Д .В. Алтайская духовная миссия: вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности / Д. В. Кацюба. - Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1998. - 156 с.
7. Быстров, И. Как ездят священники по приходу в Камчатке / И. Быстров // Владивостокские епархиальные ведомости. Неоф. отд. 1910. -№ 1. - С. 20-25.
8. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии // Церковные ведомости. Прибавление. - 1888. - № 50. - С. 1411-1421.
© Чупилко Ю. А., 2016