ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 109-111.
УДК 1(=161.1)(091)
С.В. Голубцов
АРХИМАНДРИТ МАКАРИЙ -НОСИТЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ПАРАДИГМЫ
Исследуются труды архимандрита Макария (Глухарёва) как представителя православной парадигмы по созданию Алтайской духовной миссии, распространению ключевых универсалий православной религии, а также деятельность миссии с новокрещёнными.
Ключевые слова: православная парадигма, универсалии православной религии, архимандрит Макарий, Алтайская миссия.
До XIX в. миссионерство в Сибири носило бессистемный, эпизодический характер, а указы 1789 и 1799 гг. упразднили должности миссионеров, инородцы были вверены руководству приходских священников, что привело к возврату в язычество крещеных инородцев, это, в свою очередь, побудило гражданские и духовные власти к возрождению там миссионерского дела.
В 1828 г. решением Святейшего Синода в Тобольской епархии была создана специальная структура для просветительской работы среди алтайцев [1]. Подбор кадров в создаваемую миссию поручили тобольскому архиепископу преосвящённому Евгению (Казанцеву), который в 1828 г. назначил миссионером молодого монаха Макария миссионером [2]. Учреждённая Высочайшим повелением от 15 декабря 1828 г. миссия открылась своим основателем архимандритом Макарием (Глухаревым) только в 1830 г. [3]. Он родился 8 ноября 1792 г. в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Введенской соборной церкви Иакова. День рождения будущего миссионера выпал на праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, поэтому, по давнему обычаю, его крестили с именем Михаил. Получив блестящее образование, Макарий успешно вёл преподавательскую и административную деятельность.
Эти обязанности тяготили Макария, принявшего монашество. Весной 1820 г. он пишет прошение об увольнении по состоянию здоровья. 20 февраля 1821 г. Макарий был назначен ректором Костромской семинарии. Вскоре он был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Богоявленского монастыря. Напрягая все силы, он четыре года трудился, восстанавливая монастырь, чем подорвал свое и так слабое здоровье. В 1825 г. Святейший Синод освободил Макария от занимаемых должностей и уволил на покой. Аскетически настроенный, 29 декабря 1825 г. он прибыл в Глинскую пустынь, где четыре года подвизался под началом настоятеля старца Филарета (Данилевского) [4], получив бесценный опыт практического православия.
Алтай того времени являл собой для русского человека печальную картину. Население жило племенами, ведущими кочевой, полудикий образ жизни. Разделены они были на волости во главе с родовыми старши-нами-зайсанами, которых контролировали русские исправники. В XVIII в. несколько тысяч алтайцев было крещено, но отсутствие миссионеров, способствующих укреплению веры, и постоянное общение с язычниками привели их к скатыванию в идолопоклонство.
Религия алтайцев - это дуалистический шаманизм со слабо развитым культом камлания (жертвоприношения животных). Их религиозная идентичность характеризовалась постоянным ожиданием гибели от злобы бесов - желая их задобрить, аборигены приносили в жертву скот, ухудшая тем самым свое нелегкое существование. Все веры и все языки, по их мировоззрению, были распределены навсегда всем народам.
© С.В. Голубцов, 2014
110
С. В. Голубцов
Начало своей деятельности архимандрит Макарий положил в августе 1830 г., впервые выехав в горы Алтая. 7 сентября 1831 г. принято за день рождения Алтайской миссии, в этот день в Улале был крещён юный инородец Элеска с наречением имени Иоанн. Первый миссионерский стан архимандрит Макарий основал в селе Майма. На праздник Вознесения 31 мая 1831 г. в походной церкви была отслужена первая литургия. За 14 лет служения архимандрита Макария в должности начальника миссии были открыты три миссионерских стана: в Майме (1831), Улале (1834) и Мьюте (1839)
[5]. Вначале станы были небольшими, например, село Майма состояло из 10 домов крещёных алтайцев [6, с. 39].
Понимая, что принятие христианства не только внешне, но и внутренне возможно только через изменение идентичности алтайцев, образа жизни, формы хозяйствования, миссионер важную роль отводил изменению их быта, оставлению ими кочевого образа жизни и устроению осёдлого быта новокрещённых. Он самостоятельно с помощью различных учебных пособий по хлебопашеству и огородничеству, а также советов сведующего в этом деле старца Петра Терентьевича Лисицкого выбирал наилучшие формы хозяйствования и ухода за землёй [7]. Освоив аграрное исскуство, архимандрит Макарий обучал огородничеству новокрещённых [6, с. 50]. Эти уроки в селениях Майма, Улала, Верхний и Нижний Ка-рагужи, где селились новокрещённые, пригодились алтайцам для успешного ведения сельского хозяйства [6, с. 50], они стали замечательными крестьянами и восприняли менталитет православного земледельца.
Жилище архимандрита Макария, являло собой деревянный дом из двух комнат, разделённых сенями, в одной комнате жил он сам, в другой - сотрудники миссии. По мере необходимости он был приёмной, училищем, кухней, библиотекой и даже аптекой [6, с. 54]. Все эти функции дома несли вместе с очевидной выгодой, облегчавшей жизнь алтайцев, элементы христианской культуры, изменяющие менталитет и религиозное чувство коренного населения Алтая в пользу православия.
Рассматривая деятельность миссии как апостольское служение, первым делом Макарий взялся изучать алтайские наречия, с помощью переводчика он переводил книги религиозного содержания. Он проповедовал аборигенам о Христе, помогал новокрещённым устроить новую жизнь, любил и защищал свою паству. Главный стан Алтайской миссии сначала находился в Майме, а затем, в 1835 г., был переведён в Улалу [8]. В этом селении христианских семей было мало - только четыре [6, с. 43], и жители встретили архимандрита Макария враждебно, но затем, по прошествии времени полюбили
его. Под воздействием проповедей Макария, приняв православную парадигму, в течение 1835-1836 гг. жители Улалы все крестились [6, с. 43]. Улалинский стан был основан отцом Макарием при впадении реки Улалы в Майму. В 1835 г. был построен дом, где разместилась миссия с походной церковью [9].
В том же году по Высочайшему повелению за ревностное служение и подвиги в деле проповеди слова Божия архимандрит Макарий был награждён золотым наперст-ным крестом, украшенным драгоценными камнями [10]. В 1838 г. архимандрит завёл больницу, богадельню, куда принимал бездомных и больных. Алтайцы активно шли к Макарию лечится, многие из них, приняв христианские универсалии, крестились [6, с. 51]. Основные заботы начинались после крещения, необходимо было изменить внешние условия жизни неофитов, их привычный кочевой уклад жизни вел к нравственно-духовной деградации, опасно было воздействие на неокрепшие духовно души соплеменников - зайсанов и камов. Приучая алтайцев к земледелию и оседлому образу жизни, архимандрит ставил их под опеку восприемников (крёстных родителей), русских или крещеных обрусевших инородцев, имевших опыт православной жизни. С целью укрепления веры Макарий часто селил неофита в дом восприемника в качестве работника, где он учился земледелию и осваивал универсалии православной веры, заботы шли, пока неофит учился самостоятельно вести хозяйство.
За 14 лет своего служения архимандрит Макарий перевёл Евангелие, части Ветхого и Нового Завета, катехизис, огласительные поучения, толкования заповедей и молитв, краткую Священную историю, исповедь, вопросы крещения, составил краткий словарь, т. е. изложил на местном языке догматическую специфику православной парадигмы, сделал тем самым возможным изменение религиозного менталитета алтайцев от языческого к православному путем трансформации языческих универсалий в православные. Несмотря на несовершенство трудов, в течение 30 лет они были единственным пособием катехизаторам на алтайском языке и явились основой дальнейших переводов. Кроме указаного выше, из недр Алтайской миссии возникла Киргизская миссия, о необходимости создания которой размышлял Макарий.
4 июля 1844 г. архимандрит Макарий по болезни, из-за окончательно расстроенного здоровья, вынужден был оставить Алтайскую миссию и остаток своих дней провёл в Болоховском Тихвинском монастыре
[11]. Здесь начинается новый период деятельности архимандрита Макария как пас-тыря-просветителя [12].
Архимандрит Макарий - носитель православной парадигмы
111
ЛИТЕРАТУРА
[1] Крейдун Г., свящ. Алтайская духовная миссия в 1830-1919 годы: структура и деятельность. М., 2008. С. 36.
[2] Миссиология : учеб. пособие. Белгород, 2009. С. 99.
[3] Православное обозрение. 1864. Т. 15. С. 334.
[4] Нестеров С. В. Словом и житием наставляя. М., 2005. С. 31.
[5] Барсов Н. Миссионерские общества // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 82 т. Т. 38. СПб., 1896. С. 441-449.
[6] Архимандрит Макарий - основатель Алтайской духовной миссии. СПб., 1892.
[7] Материалы для биографии основателя Аптай-ской миссии архимандрита Макария // Православное обозрение. 1888. Июль. С. 470-471.
[8] Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М., 2007. С. 161.
[9] Прибавление к Церковным ведомостям. 1893. № 28. С. 1028-1029.
[10] Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии // Прибавление к Церковным ведомостям. 1888. № 49. С. 1383.
[11] Памяти Архимандрита Макария, основателя Алтайской миссии // Прибавление к Церковным ведомостям. 1892. № 46. С. 1614.
[12] Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии // Прибавление к Церковным ведомостям. 1888. № 50. С. 1411.