УДК 339.92(571.61+510)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА С РЕГИОНАМИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
OPERATION OF THE AMUR REGION ADMINISTRATION IN THE DEVELOPMENT OF COOPERATION WITH THE REGIONS OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
Б. А. Чуваев
B. A. Chuvaev
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Исследована деятельность администрации Амурской области по развитию приграничного сотрудничества с регионами Китайской Народной Республики (КНР) в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях.
Abstract. The operation of the Amur Region administration in the development of frontier cooperation with the regions of the People's Republic of China in political, trade and economic, scientific and technical, cultural areas is investigated.
Ключевые слова: приграничное сотрудничество, соглашение, внешнеэкономические связи.
Keywords: frontier cooperation, agreement, external economic relations.
Актуальность исследуемой проблемы. Развитие отношений с крупнейшим соседом - Китаем - остается одним из главных стратегических направлений внешней политики России. Эти отношения во многом определяют состояние стратегической стабильности и безопасности России, плодотворность подходов к решению глобальных проблем, перспективы подключения России к «Тихоокеанской цивилизации» и ситуацию в таких жизненно важных российских регионах, как Сибирь и Дальний Восток. Отношения между Россией и Китаем постепенно вышли на уровень партнерских, что было зафиксировано в Совместной российско-китайской декларации, подписанной на высшем уровне в сентябре 1994 г. Было достигнуто единое понимание того, что национально-государственные интересы двух стран не противоречат друг другу, а в главном совпадают или параллельны, поэтому для исследователей изучение их приграничных взаимоотношений представляет наибольший интерес.
Материал и методика исследований. Статья написана с использованием материалов, взятых из официальных документов, которые хранятся в текущем архиве администрации Амурской области, а также в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Результаты исследований и их обсуждение. Наиболее существенным фактором проблемы определения принципов приграничных взаимоотношений с Китаем является прямая взаимосвязь между обеспечением национальной безопасности и регионального приграничного сотрудничества. Прилегающие к государственной границе регионы являются передним краем по обеспечению комплексной безопасности суверенной территории России. Приграничное сотрудничество с сопредельным государством наряду с охраной границы является необходимым делом в интересах государства, общества и личности.
Определение понятия «приграничное сотрудничество» закреплено в Концепции приграничного сотрудничества Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. Под ним понимаются «согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами» [1, 764].
Приграничное сотрудничество - это, прежде всего, особая форма международных отношений, где основными субъектами, помимо государств, являются и органы власти регионов, непосредственно прилегающих к государственной границе.
Амурская область - приграничный регион. С 1948 г. стала самостоятельным субъектом России. В ней 9 городов, 24 поселка городского типа, административный центр - г. Благовещенск. Население - свыше 900 тыс. человек.
В настоящее время в Амурской области горнодобывающая отрасль (в основном добывают золото и уголь) является ведущим направлением хозяйства. Развиты лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, электротехническая, пищевая, машиностроительная и другие промышленности, животноводство мясо-молочного направления, птицеводство, на севере - оленеводство. Сельское хозяйство специализируется на выращивании картофеля, пшеницы, овса, ячменя, а также кормовых культур, сои, овощей.
Амурская область имеет по сравнению с другими субъектами России наиболее протяженную границу с КНР - 1246 км. Приграничное положение области, ее интересы и потребности определили тесное сотрудничество с Китаем. В настоящее время приграничный регион поддерживает деловые контакты с провинцией Хэйлунцзян, городами и округами, входящими в ее состав: г. Хэйхэ, округом Большой Хинган и др.
Несомненно, существует система межгосударственных договоров, межтерритори-альных соглашений. Так, было принято Соглашение между Правительством Амурской области Российской Федерации и Народным Правительством провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 14 апреля 2009 г. [8, 1]. В нем говорится о том, что «обе стороны активно способствуют досрочному развитию и укреплению торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества» [8, 2]. В Соглашении перечислены направления сотрудничества между регионами:
- обустройство пунктов пропуска, строительство и реконструкция приграничной инфраструктуры;
- сотрудничество в сфере транспорта, туризма, трудовой деятельности;
- развитие зон сотрудничества (российско-китайский центр трансфера аграрных технологий в Амурской области, парк российско-китайского сотрудничества в Чанчуне, Ляонине, Даляне);
- сотрудничество в гуманитарной сфере (проведение международных фестивалей культуры, художественных конкурсов, кинонедель, укрепление сотрудничества в области высшего образования и др.);
- межрегиональное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Заключены также Соглашения между администрацией Благовещенска и Народного Правительства Айгунь от 1 апреля 2005 г. [7, 1], между Благовещенском и Хэйхэ об установлении побратимских отношений между городами от 27 октября 2009 г. [9, 1]; составлен протокол намерений об установлении отношений дружбы и сотрудничества между Благовещенском и Жичжао от 18 июня 2009 г., где написано, что эти города «будут прилагать усилия к стимулированию развития дружественных отношений между Россией и Китаем на основе принципов взаимопонимания и доверия, поддерживать постоянные контакты между руководителями городов, способствовать развитию связей и проведению консультаций» [4, 1].
Таким образом, Хэйлунцзян и другие вышеназванные округа и города КНР являются важнейшими партнерами не только Амурской области, но и всей России.
Амурская область первая среди российских регионов открыла в 2007 г. «Год Китая в России».
В марте того же года состоялась очередная встреча «на высшем уровне» между руководителями двух государств. Итогом встречи стало подписание «Совместной российско-китайской декларации». Стороны согласились, что «завершение пограничного урегулирования между двумя государствами будет способствовать укреплению двухсторонних отношений, развитию приграничного сотрудничества в духе прочного мира, взаимопонимания и взаимной выгоды», что «надлежит активизировать совместные усилия по углублению координации в процессе осуществления стратегий развития районов Дальнего Востока и Восточной Сибири и возрождения старых промышленных баз северо-востока Китая, приступить к подготовке плана сотрудничества в данной области» [6].
На современном этапе российско-китайское приграничное сотрудничество приобрело еще большую государственную важность, став передовым звеном торговоэкономических и политических отношений двух стран, которые приобрели форму стратегического партнерства. Сотрудничество Амурской области с провинциями Китая к настоящему моменту охватывает целый комплекс взаимоотношений, среди них: торговля (преимущественно деловой древесиной, металлорежущими станками, ломом и отходами черных и цветных металлов, а также деятельность «челноков»); «инвестиции» в виде кредитов (прежде всего в сферу добычи полезных ископаемых и лесозаготовку); транспорт (включая функционирование пограничных переходов); строительство; сельское хозяйство; охрана окружающей среды (в том числе охрана трансграничных водных объектов); привлечение иностранной рабочей силы; борьба с международной преступностью; культурное взаимодействие; образование; туризм; научно-техническое сотрудничество [5].
Торгово-экономическое сотрудничество Амурской области с провинциями КНР стало активно развиваться после подписания в 1984 г. Соглашения о развитии прямых связей между республиками, краями, областями СССР и провинциями и автономными районами КНР. Впервые на Дальнем Востоке был введен упрощенный порядок пересечения китайско-советской границы. В 1989 г. было подписано Соглашение о привлечении и использовании китайских граждан на предприятиях и в организациях СССР, что послужило началом легальной трудовой миграции в Приамурье [3, 31].
С участием капитала из КНР на территории области действуют предприятия в сферах торговли и общепита, лесного и сельского хозяйства, строительства. Построены гостиницы, рестораны, торговые дома и рынки. Ведется жилищное строительство в г. Благовещенске и других районах области.
В последние 20 лет российско-китайского приграничного сотрудничества формируется система политико-административных связей на региональном уровне. Она во многом не оформлена, но позволяет решать проблемы, которые в 1990-е гг. казались неразрешимыми. Так, установлены связи между краями, областями, городами России и соответствующими административными структурами Китая, причем не только приграничными, но и достаточно далеко расположенными от линии границы. Сформировались связи между различными федеральными и местными структурами: пограничниками, таможенниками, пожарными, миграционными и санитарно-эпидемиологическими службами. Нонсенс, пожалуй, в том, что координация между российскими и китайскими органами власти порой бывает более тесной и эффективной, чем между органами власти российских территорий.
Основную деятельность по оказанию содействия субъектам Российской Федерации в подготовке и осуществлении мероприятий международного характера, обеспечении контроля за соблюдением норм международного права и международных обязательств выполняет Правительство, МИД Амурской области, образованное в 2002 г.
Между Приамурьем и Китаем довольно интенсивно развиваются туристические отношения на безвизовой основе. Деятельность 30 амурских туристических организаций более чем на 90 % связана с Китаем. Практически каждый житель Амурской области хотя бы раз посетил Китай. Много поездок совершается для лечения на китайских курортах, что дешевле, чем на российских.
В рамках торгово-экономической ярмарки в Хэйхэ [12, 3] Министерство внешних экономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области презентовало туристический потенциал региона. Вниманию туроператоров России и Китая представили как существующие маршруты, так и те, которые еще разрабатываются. В числе наиболее перспективных с точки зрения развития туризма - маршруты для любителей экстремального отдыха, сплавы по рекам.
Китай, как уже было сказано, является одним из основных инвесторов в экономику Приморского края. Объем инвестиций от всех поступлений в край составил 68 % [11].
Итак, соседство России с государствами Европы и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) делают Россию естественным звеном в построении нового мирового порядка. АТР - один из быстрорастущих экономических и стратегических районов мира, с которым, как считает М. Л. Титаренко, «неразрывно связаны долгосрочные интересы России как евразийской державы» [10, 152].
Резюме. Администрация Амурской области проводит большую работу по развитию приграничного сотрудничества с регионами КНР. Ее интенсивность предполагает глубокое и серьезное изучение национальных интересов КНР, способов и умений правильно использовать их в своей внешней политике. Расширяются торговоэкономические, научно-технические связи, происходит культурный взаимообмен.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации : Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 8. - 764 с.
2. Кошеленко, П. Приамурье стало первым в Харбине / П. Кошеленко // Амурская правда. - 2011. -29 июня.
3. О приграничном сотрудничестве Амурской области с Китаем. - Благовещенск, 2008. - 36 с.
4. Протокол намерений об установлении отношений дружбы и сотрудничества между Благовещенском и Жичжао от 18 июня 2009 г.
5. Сборник российско-китайских договоров. 1949-1999 гг. - М. : Терра-спорт, 1999. - 492 с.
6. Совместная российско-китайская декларация. - М., 2007 [Электронный ресурс] : информационный портал по Китаю проекта АБИРУС : www.abirus.ru7o/agr14.htm (дата обращения: 16.04.2009).
7. Соглашение между администрацией Благовещенска и Народного Правительства Айгунь от 1 апреля 2005 г.
8. Соглашение между Правительством Амурской области Российской Федерации и Народным Правительством провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики об экономическом, научнотехническом и культурном сотрудничестве от 14 апреля 2009 г.
9. Соглашение об установлении побратимских отношений между городами Благовещенск и Хэйхэ от 27 октября 2009 г.
10. Титаренко, М. Л. Россия: безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор / М. Л. Титаренко. - М. : Памятники исторической мысли, 2003. - 401 с.
11. http.7/primamedia.ru/news/asia/22.07.2011/164288/kitayskaya-provmtsiya-heyluntszyan-vse-aktivnee-torguet-s-rossiey.html.