Научная статья на тему 'ДЕВИАНТНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ КАК ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ДЕВИАНТНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ КАК ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕВИАНТНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ КАК ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

где 1п(/-л) — оценка плотности распределения возраста умерших от всех причин в возрасте я,; /У^ — общее число умерших от всех причин за период наблюдений.

Дальнейшая последовательность выбора оптимальной функции на основе априорной информации о дисперсии оценок 1п(5,) полностью повторяет рассмотренную выше. Следует заметить, что непосредственная аппроксимация относительной летальности дает более точный результат, чем вычисление отношения функций, аппроксимирующих раздельно интенсивность смертности от определенной причины и интенсивность смертности от всех причин.

Владимирский областной и Владимирский городской центры сапэпиднадзора совместно с Владимирским государственным университетом провели предварительные исследования повозрастной смертности населения г. Владимира по основным группам причин смерти. В них использовались данные из регистра смертности Владимирского городского центра сапэпиднадзора. В связи с обобщенным характером анализа из всех данных о смертности были выбраны основные группы причин, охватывающие большую часть летальных исходов, причем для этих групп представляется наиболее вероятным наличие зависимости от факторов среды обитания, включая социальные факторы: болезни системы кровообращения; болезни органов дыхания; новообразования; травмы и несчастные случаи.

В исследованиях использованы данные об умерших в г. Владимире за 8 лет с 1989 по 1996 г. Возрастной состав населения определялся по переписи 1989 г. с пересчетом для последующих лет по данным об умерших и родившихся (миграция населения не учитывалась). Анализ проводился раздельно для мужского и женского населения.

Аппроксимация функции интенсивности смертности от всех причин показывает заметные отклонения от общей тенденции в сторону завышения в среднем возрасте, особенно у мужчин, что обусловлено в первую очередь высокой смертностью от травм и несчастных случаев. Также выявляются резкие подъемы интенсивности смертности к 20-летнему возрасту от болезней системы кровообращения у мужчин и к 30-летнему возрасту от новообразований у женщин.

Сравнение аппроксимации интенсивности смертности от всех причин показывает значитель-

ное превышение интенсивности смертности у мужчин в среднем возрасте над соответствующим показателем у женщин (приблизительно в 4 раза в 30-летнем возрасте) и уменьшение этого различия в старшем зозрасте (примерно в 1,7 раза в 80 лет), когда условия жизни мужчин к женщин сближаются. Это свидетельствует о наличии факторов, изменение которых могло бы снизить смертность мужчин в деятельном возрасте.

Максимум кривой относительной летальности от болезней органов дыхания фиксируется в раннем детском (младенческом) возрасте, затем относительная летальность снижается, некоторое повышение отмечается для мужчин в возрасте около 70—75 лет. Доля умерших от травм и несчастных случаев является высокой в возрасте 15—20 лет, что объясняется в значительной мере подвижностью людей этого возраста, склонностью к риску, нарушениями правил безопасности. Здесь она превалирует над другими причинами смерти при низкой общей интенсивности смертности.

Относительная летальность от новообразований наиболее проявляется в 35—60 лет у женщин и около 60 лет у мужчин. Затем эта величина снижается, уступая другим причинам смерти, хотя из-за общей высокой смертности интенсивность смертности от новообразований еще растет некоторое время.

Относительная летальность от болезней системы кровообращения сохраняет монотонный рост с увеличением возраста. Это связано с тем, что, продолжая "изнашиваться", умирают наиболее жизнеспособные люди, те, кто оказался устойчивым против других болезней, в том числе новообразований.

В дальнейшем предполагается использование-разработанной методики для проведения целенаправленных детальных исследований по более узким группам причин смерти. При этом ожидается, что выявление возрастных групп риска позволит локализовать факторы среды обитания, оказывающие наиболее неблагоприятное воздействие на здоровье населения.

Литература

]. Бурачков В. И., Дубов И. Р., Дубов Р. И. // Вестн. нов. мед.

технол. - 1996. - Т. 3, № 3. - С. 72-76. 2. Гаврилов Н. А., Гаврплова Н. С. Биология продолжительности жизни. 2-е изд. — М., 1991.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1997 УДК 613.955:616.81-07

В. Р. Кучма, Л. В. Боль, А. Г. Платонова ДЕВИАНТНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ КАК ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ММА им. И. М. Сеченова

Одним из наиболее распространенных в настоящее время психоневрологических расстройств у детей является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Во многих странах он регистрируется у 20—40% школьников [1—3].

Целыо нашего исследования явилось установление распространенности и факторов риска раз-

вития СДВГ у младших школьников и научное обоснование системы комплексной медико-про-филактической и педагогической помощи детям с этим синдромом.

Для диагностики синдрома были использованы опросники Американской психиатрической ассоциации для родителей и учителей. Опросники бы-

ли переведены на русский язык, адаптированы и апробированы в пилотажных исследованиях.

Анкета родителей предусматривает оценку ими своего ребенка по серии стандартных 14 вопросов, которые относятся к характеристике нарушений внимания, импульсивности и гиперактивности. При 8 положительных ответах на вопросы анкеты выставляется диагноз: СДВГ.

Близкой к анкете родителей является и анкета для учителей. Анкета учителей оценивается по 30-балльной шкале. Синдром дефицита внимания у мальчиков диагностируется, если ими набрано 15 баллов и более, а у девочек 11 баллов и более. В совокупности эти две анкеты позволяют достаточно надежно диагностировать легкую дисфункцию мозга с гиперактивностыо.

Эти анкеты были дополнены разработанной нами оригинальной анкетой для родителей, которая позволяет получить детальную информацию о раннем анамнезе детей и выявить факторы риска развития синдрома.

При статистическом анализе использовался метод изучения сопряженности этих признаков с наличием или отсутствием синдрома. Это позволило выявить факторы, наиболее существенные для разделения детей на группы — с синдромом и без него.

Сопоставление результатов, полученных путем анкетирования родителей и учителей 846 учащихся начальных классов, впервые позволило установить распространенность синдрома среди 6—8-летних школьников в городах центрального региона России (см. таблицу). СДВГ в 1,5 раза чаще выявляется у мальчиков по сравнению с девочками. Различий в зависимости от возраста и места жительства (в пределах средней полосы России) не выявлено.

Риск развития СДВГ достоверно выше у детей из неполных семей или семей с очень неспокойной психологической обстановкой, родители которых имели отягощенный акушерский анамнез (предшествующие аборты), "гипергликемию беременных", психотравму в период беременности, при том, что беременность данным ребенком была нежелательной для матери или была попытка ее прервать, а также у детей, матери которых старше 30 лет и отцы старше 39 лет.

Предикторами синдрома являются тики, подергивания и навязчивые движения, энурез, позднее прорезывание зубов, позднее начало самостоятельной ходьбы, аллергические реакции неясной этиологии, травмы и сотрясение головного мозга. Наличие синдрома достоверно связано с трудностями родителей в общении с ребенком, а также воздействием на организм родителей таких профессиональных факторов, как вредные химические вещества, производственные шум и вибрация.

Оценка уровня биологического развития и гармоничности морфофункционального состояния организма показала: дети, имеющие СДВГ, в большинстве своем (68,4%) имеют биологический возраст, соответствующий календарному. Среди школьников с синдромом почти у четверти (24,9%) было достоверно установлено отставание в уровне биологического развития как минимум на 1 год, тогда как среди детей без синдрома такое отставание было у 8,8%.

В морфофункциональном статусе детей с синдромом и без него достоверных различий не отме-

Распространенность СДВГ среди школьников в городах средней полосы РФ

Город Мальчики Левочки

абс. % абс. %

Москва 103 34,56 56 19.93

Шатура 20 31,0S 13 23.58

Ноноворонеж 26 37,59 20 21,62

Всего... 149 34,41 89 21,71

Итого... 238 28,13%

чалось: от 61 до 64% детей имеют гармоничное развитие, 35% — дисгармоничное и около 4% — резкодисгармоничное развитие. Дисгармоничность морфофункционального состояния у детей с гиперактивностыо наблюдалась на фоне дефицита массы тела, тогда как у детей без гиперактивности — на фоне ее избытка.

Наибольшая патологическая пораженность детей с СДВГ отмечена у мальчиков (46,9 на 100 обследованных). В структуре их заболеваемости преобладают болезни нервной системы, ЛОР-орга-нов, костно-мышечной системы, кожи и подкожной клетчатки.

Распределение учащихся по группам здоровья (без учета синдрома дефицита внимания как функциональной патологии) свидетельствует, что от 11 до 18% детей с СДВГ могут быть отнесены к I группе здоровья, от 79 до 87% детей с синдромом относятся ко II и III группам здоровья. Девочек с синдромом, относящихся к I группе здоровья, достоверно меньше по сравнению со сверстницами без него.

Дети с дефицитом внимания на фоне нормального интеллекта имели специфические трудности в обучении (дислексия, дисграфия, дисортогра-фия). Учащиеся с синдромом имели расстройства произвольного и непроизвольного внимания, кратковременной и долговременной памяти. Их поведение отличалось агрессивностью и эмоциональностью, заниженной самооценкой, высокой утомляемостью и истощаемостыо нервных процессов.

Оценка организации педагогического процесса в школах показала, что он, как правило, не удовлетворяет гигиеническим требованиям (завышена недельная учебная нагрузка, не предусмотрены большие перемены для снятия утомления и восстановления работоспособности учащихся, трудные и утомительные предметы изучались в дни с более низкой трудоспособностью, тогда как дни с высокой работоспособностью были загружены недостаточно, имеются сдвоенные уроки по одному предмету, превышена наполняемость класса и др.).

Впервые установлено, что у школьников с СДВГ в начале учебного года умственная работоспособность, функциональное состояние ЦНС и зрительного анализатора находятся на более низких уровнях по сравнению с одноклассниками без синдрома. У них отмечены худшие показатели качества умственной работоспособности на фоне высокого двигательного беспокойства.

Глубина сдвигов психофизиологических функций более выражена у детей с СДВГ, что свидетельствует о меньшей их адаптированное™ к обучению в общеобразовательной школе. У детей с синдромом на 1—2 мес раньше отмечалась отрицательная динамика хронорефлексометрических

показателей, срывов дифференцировочной реакции, возбудимости зрительного анализатора, пропусков и попаданий при исследовании реакции детей на движущийся объект. Неуклонному ухудшению функционального состояния детей с дефицитом внимания способствовали невысокая оздоровительная эффективность каникул и неудовлетворительная организация педагогического процесса в школе.

Отсутствие до настоящего времени конкретных рекомендаций по физиолого-гигиенической, ме-дико-психологической и педагогической коррекции синдрома и увеличение числа детей с деви-антными формами поведения потребовали научного, обоснования системы комплексной медико-профилактической и педагогической помощи детям с дефицитом внимания.

На первом этапе следует организовать выявление детей с СДВГ и оценку их состояния здоровья путем анкетирования родителей перед поступлением ребенка в школу. На этом этапе необходимо пользоваться апробированной в нашем исследовании анкетой.

На втором этапе в системе профилактики осуществляются формирование классов коррекции для детей с синдромом на базе обычных общеобразовательных школ и организация гигиенически рационального педагогического процесса в них.

Важным этапом профилактики являются система организации быта и занятий ребенка дома, рекомендации для родителей. Обязательными являются динамические упражнения, занятия ритмикой, подвижные немассовые игры. Для высвобождения энергии ребенка необходимо использовать равномерный тренинг легкой и средней интенсивности с обязательным ограничением эмоционального акцента. Наиболее подходящими являются летний и зимний туризм, бег "трусцой", плавание, лыжные и велосипедные прогулки. Участие в соревнованиях и показательных выступлениях не рекомендуется.

Профилактика факторов риска включает мероприятия по обеспечению информированности и обучению женщин принципам здорового образа жизни, в том числе и методам контрацепции для предотвращения нежелательной беременности. Мероприятия по улучшению качества медицинского обслуживания беременных, рожениц и новорожденных в родовспомогательных учреждениях, охрана труда беременной женщины также являются важными направлениями в системе комплексной профилактики СДВГ.

Необходимым этапом профилактики является система подготовки педагогов, врачей и родителей к организации медико-профилактической помощи, обучения, быта и отдыха ребенка дома. Для обеспечения эффективности системы медико-профилактической помощи детям с синдромом необходимы лечебно-диагностические мероприятия и проведение инструментальных исследований.

Для проверки эффективности гигиенических рекомендаций по организации педагогического процесса для школьников с синдромом был сформирован экспериментальный класс. В него были зачислены дети, имеющие СДВГ по итогам анкетирования и посещающие первые классы общеобразовательных школ Москвы. Специализирован-

ный класс был открыт на базе одного из детских психоневрологических санаториев Москвы, в котором для детей с нормальным интеллектом осуществлялась лечебная, учебная и коррекционно-воспитательная работа методом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку. В комплексе мероприятий большое значение придавалось правильной организации психологического климата в детском коллективе: организация добрых взаимоотношений в сочетании с разумной требовательностью. Охранительный режим имел ряд особенностей: отсутствие школьных звонков и других раздражителей, организация прогулок на воздухе после 3-го урока, индивидуальный подход к детям на фоне малой наполняемости классов. Педагогическая работа проводилась по программе общеобразовательной школы. В классе постоянно работали врач, воспитатель, педагог, логопед. Занятия начинались в 8 ч 45 мин утра, проводились они только в первую смену. Между уроками длительностью 30 мин были предусмотрены 10-минутные перемены и часовая прогулка после 3-го урока. Недельная нагрузка равномерно распределена по 4 урокам ежедневно.

Оценка эффективности экспериментального режима обучения свидетельствует, что функциональное состояние ЦНС и зрительного анализатора у школьников поддерживалось на высоком уровне до конца 111 учебной четверти включительно, тогда как у школьников при традиционной форме обучения отмечалось существенное угнетение функций ЦНС в середине четверти, а именно: увеличение количества ошибок, снижение критической частоты слияния световых мельканий, стойкое снижение реакции запаздывания с выраженным снижением всех функций в конце четверти. Динамика показателей умственной работоспособности в III четверти также свидетельствует о развитии умственного утомления у школьников с дефицитом внимания в условиях традиционной школы. В то же время, у школьников с синдромом в условиях эксперимента этого не наблюдалось.

Физиолого-гигиеническая оценка показала, что данный режим обучения целесообразен и эффективен для учащихся младших классов, имеющих СДВГ. Система предложенной мегодико-профилактической помощи детям с этим состоянием может быть успешно применена в условиях как обычной общеобразовательной школы, так и в классах коррекции и специальных учебных заведениях для детей, а также может явиться основой профилактики детских правонарушений и преступности.

Результаты исследований использованы в Методических рекомендациях "Оценка физического развития и состояния здоровья детей, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье", утвержденных Госкомсан-эпиднадзором России (№ 01-19/31-17 от 17.03.96).

Л итература

1. Трежесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986.

2. Thrley G. // Brit. J. Psychiatr. - 1984. — Vol. 44. - P. 16-24.

3. Whales С. K., Henker В. // Psychol. Bull. — 1976. - Vol. 83. - P. 1113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.