Научная статья на тему 'Девиантное поведение военнослужащих как предмет педагогической профилактики'

Девиантное поведение военнослужащих как предмет педагогической профилактики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
663
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / TEACHER TRAINING / EDUCATIONAL ACTIVITY / PREVENTION / DEVIANT BEHAVIOR / MILITARY SERVICEMEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Емельянов О.А.

В статье раскрыт анализ позитивного и негативного опыта работы с военнослужащими подразделений внутренних войск МВД России, имевших различные отклонения в поведении, что позволило выявить важную специфику деятельности по углубленной подготовке должностных лиц к успешному решению задач предупреждения и преодоления девиантного поведения военнослужащих обеспечения надежности личного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIANT BEHAVIOR OF THE MILITARY SERVICEMEN AS SUBJECT OF PEDAGOGICAL PREVENTION

The article views the analysis of positive and negative experience of work with servicemen of the units of Interior Forces of the Ministry of Interior Affairs of Russia who have different behavior deviations. The analysis reveals a significant specificity of profound training of officers for successful solution of tasks that permit to as a means of ensuring staff reliability.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение военнослужащих как предмет педагогической профилактики»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 4 яФевраль

выбирает наиболее важные факторы (аспекты) в двух выбранных компонентах для конкретизации разработки мероприятий по совершенствованию имиджа образовательной организации.

2. Внешняя оценка. Проводится на основе анализа мнения потребителей (анкетирование, анализ публикаций в прессе и т.п.).

3. Оценка через определенный промежуток времени.

Таким образом, все сотрудники становятся вовлеченными в общее дело, их деятельность обретает смысл, нацеленную на реализации общей глобальной цели, а значит имидж данного учебного заведения совершенствуется, растет его репутация на рынке образовательных услуг, а следовательно, будет расти контингент обучаемых.

Литература

1. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. - Москва: Инфра-М, 1997. 144 с.

2. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие для вузов. / Е.Б. Перелыгина. Москва. Аспект Пресс, 2007. 223 с.

3. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования / М.С. Пискунов // Мониторинг и стандарты в образовании. 1999. № 5 С. 45

References

1. Krasovskij Ju.D. Upravlenie povedeniem v firme. - M.: Infra-M, 1997. 144 s.

2. Perelygina E.B. Psihologija imidzha: uchebnoe posobie dlja vuzov. / E.B. Perelygina. Moskva. Aspekt Press, 2007. 223 s.

3. Piskunov M.S. Imidzh obrazovatel'nogo uchrezhdenija: struktura i mehanizmy formirovanija / M.S. Piskunov // Monitoring i standarty v obrazovanii. 1999. № 5 S. 45

DOI: 10.18454/IRJ.2016.44.002

Емельянов О.А.

Старший преподаватель кафедры огневой подготовки,

Пермский военный институт внутренних войск МВД России ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация

В статье раскрыт анализ позитивного и негативного опыта работы с военнослужащими подразделений внутренних войск МВД России, имевших различные отклонения в поведении, что позволило выявить важную специфику деятельности по углубленной подготовке должностных лиц к успешному решению задач предупреждения и преодоления девиантного поведения военнослужащих обеспечения надежности личного состава.

Ключевые слова: педагогическая подготовка, воспитательная деятельность, профилактика, девиантное поведение, военнослужащие.

Emelyanov O.A.

Senior lecturer, Perm Military Institute of Internal Troops Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation DEVIANT BEHAVIOR OF THE MILITARY SERVICEMEN AS SUBJECT OF PEDAGOGICAL

PREVENTION

Abstract

The article views the analysis ofpositive and negative experience of work with servicemen of the units of Interior Forces of the Ministry of Interior Affairs of Russia who have different behavior deviations. The analysis reveals a significant specificity ofprofound training of officers for successful solution of tasks that permit to as a means of ensuring staff reliability.

Keywords: teacher training, educational activity, prevention, deviant behavior, military servicemen.

Причины отклоняющегося поведения военнослужащих кроются в прежних условиях жизни, воспитания, учебы до призыва на военную службу; как правило, предшествующее социально отклоняющееся поведение наиболее ярко проявляется на первых этапах военной службы в адаптационный период к ней.

Как отмечает А.М. Каминер 44 % призывников употребляли хотя бы раз наркотики и другие сильнодействующие вещества, более 50% призывников употребляли алкоголь, 8% состояли на учете в милиции [2]. Среди призывников, таким образом, больше половины являются носителя дестабилизирующих и дезорганизующих воинскую службу факторов. Эти факторы проявляются с большой силой, так как возраст призывников - юношеский - характеризуется сильной тягой к нарушению норм, дерзостью, рискованностью, многоплановыми мотивами и желаниями. Все вместе, складываясь, приводит к проявлению девиантного поведения и социальной дезадаптации в целом.

В современных исследованиях, посвященных отклоняющемуся поведению отмечается, что в период адаптации призывников к военной службе проявляются разные сложности, среди которых:

• трудности привыкания к условиям армейской службы (проявляются в поведении признаками театрального поведения, слезливости, желание вызвать сострадание, малоактивностью, инфантильностью и др.);

• возникновение неуставных отношений (внешними признаками в поведении являются подавленность, угнетенность, ночная бессонница, желание отлучаться из части на хозработы, учения и пр.);

• личностные проблемы, связанные с проблемами семьи, гендерных отношений (в поведении проявляется озабоченность, склонность часто применять телефон, компьютерную связь, несосредоточенность, отстраненность и пр.).

Склонность к девиациям у призывников часто бывает связана с желанием отстраниться от службы, неприятие уставной жизни, пониманием безысходности ситуации пребывания в части, невозможности конструктивно разобраться в своих проблемах что, может привести к суициду.

22

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 4 яФевраль

Отмечено, что для суицидального поведения существуют сопутствующие условия, которые помогают выделить среди призывников группу риска:

- подверженность депрессии;

- суицидальные попытки в прошлом или их наличие у родственников;

- алкоголизм, токсикомания, наркомания и другие зависимости;

- социальная изоляция.

Для службы в армии характерны семь существенных факторов: монотония, измененные пространственная и временная структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность и др.) и угроза для жизни. Все это испытывает морально-психологическую устойчивость военнослужащих и может привести к возникновению девиации.

В исследовании Я.Н. Г илинского, А.Ю. Оборского проводится изучение взаимосвязи девиаций с дезертирством. По мнению автора, дезертирство происходит по причине уклонения от службы, то есть уклонение от нормы жизни гражданина мужского пола, которому подвержены фактически все индивиды в той или иной степени: каждому хочется не служить, уйти в неблагоприятные периоды службы, прервать, закончить взаимоотношения с армейской группой. Дезертирство может быть «обеспечено», если создать условия:

• воздействие внешних обстоятельств (финансовые проблемы, общее неудовлетворение образом жизни);

• некоторое время быть вне подозрений (слабый контроль со стороны вышестоящих офицеров или их равнодушие, невозможность в некоторых случаях выявить недостатки или недостачу);

• возможность легитимно выйти из ситуации (психическое отношение к деянию, то есть возможность самооправдания или чувство невиновности).

Таким образом, поведение военнослужащего является сложным комплексом видов его социальной активности, посредством которого опредмечивается окружающая среда, общение, практическое взаимодействие с людьми.

В девиантном поведении военнослужащего как отклоняющемся от социальных норм поведения есть специфические признаки:

- во-первых, в таком поведении есть внутренний план действия с осознанной целью деятельности;

во-вторых, применение девиантных форм поведения намеренно направлено на ожидаемый результат;

в-третьих, оно устойчиво при любых ситуациях.

Таким образом, девиантное поведение военнослужащих является интегративным единством мотивов, потребностей, смыслов, личностных качеств, осознанное отклонение от норм деятельности. Исходя из этого, определяем девиантное поведение военнослужащих как отклоняющееся от социальных норм военной службы, характеризуется наличием в поведении одной или нескольких девиаций, связанных с правонарушениями, алкоголизмом, пьянством, наркоманией, токсикоманией, суицидом, бродяжничеством, попрошайничеством, дезорганизует уставные отношения, вносит негативное ненормативное взаимодействие военнослужащих, несет потенциальную социальную опасность, приводит к личностной деградации и проявляется в единстве мотивационно-потребностных, личностно-смысловых и нормативно-деятельностных характеристик.

Мотивационно -потребностный компонент девиантного поведения военнослужащих характеризуется проявлением девиантных устремлений, трудностей процесса адаптации к службе, степень убежденности военнослужащего в необходимости соблюдения дисциплины и стремление к самоисправлению.

Итак, содержательное наполнение мотивационно-потребностного компонента представлено удовлетворенностью военнослужащего принадлежностью к воинскому коллективу подразделения, воинской части; отношением к педагогическому взаимодействию и помощи; отношением к учебно-боевой деятельности, интересом к исполнению воинского долга. Удовлетворенность принадлежностью к воинскому коллективу подразделения, воинской части, по мнению ученых прямо связана с явлениями положительных эмоций службы в армии, отношениями с сослуживцами, командирами, удовлетворенностью собственными достижениями. Благоприятные для позитивного поведения военнослужащего, препятствующие развитию девиаций, показатели этого компонента включают в себя следующее: военнослужащий доволен своей службой, службой всей группы, взаимоотношениями, самоактуализацией, в коллективе чувствует себя комфортно (полная удовлетворенность); показатели с проявлениями риска развития девиаций характеризуются частичной удовлетворенностью военнослужащего, когда он в целом доволен, но не по всем аспектам своей деятельности в группе; показатели высокого риска возникновения девиаций и собственно характеризующие наличие девиаций в мотивационно-потребностном аспекте девиантного поведения выражаются в недовольстве военнослужащего по большинству перечисленных аспектов своей деятельности (нереализованная удовлетворенность).

Личностно-смысловой компонент характеризуется проявлениями личностных качеств, составляющих успешную адаптацию к военной службы, основополагающих для положительного развития личности, осознания смысла военной службы, самоутверждения себя в качестве солдата, бойца, товарища.

Содержание личностно-смыслового компонента образуют личностные качества, способствующие формированию девиантного поведения и связанные с агрессивностью и социально-психологической адаптацией. Так, агрессивность является свойством личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций в области отношений между людьми. Агрессивность как свойство личности имеет различную степень выраженности, а каждая личность обладает определенной мерой агрессивности. Низкая степень проявления агрессивности указывает на пассивность, конформность, ведомость. Умеренная степень выраженности указывает на возможность преодолевать барьеры в социализации, в достижении поставленных целей и задач. Повышенная агрессивность трактуется как «злонамеренная активность» и в сочетании с высокой степенью проявления мотивов и потребностей приводит к намеренному девиантному поведению. Социально-психологическая адаптация связывается проявлением шести личностных качеств, образующих смысловые тенденции в поведении личности: адаптация, принятие других, интернальность,

23

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 4 яФевраль

самовосприятие, эмоциональная комфортность, стремление к доминированию. Эти качества могут проявляться у личности как чрезвычайно низкие, умеренные и чрезвычайно высокие.

Нормативно-деятельностный компонент характеризуется наличием понимания нормативных требований к военнослужащему и к военной службе, соблюдения Устава ВС РФ, игнорирования неуставных отношений, их неприятие и противостояние им, выполнение всех поручений, указаний, команд, способность совершенствовать и развивать себя как бойца, товарища, друга.

Содержание нормативно-деятельностного компонента представлено реальными действиями военнослужащего в армейской жизни. Они оцениваются с точки зрения понимания правил и нормативно обусловленных способов выполнения поставленных задач. Солдат может проявлять готовность к выполнению нормативно обусловленных действий, безусловно, демонстрируя высокую степень зрелости, в то же время у ряда солдат может обнаруживаться ситуационная, а в некоторых случаях и фрагментарная или отсутствующая готовность подчиняться установленным нормативам.

Таким образом, девиантное поведение военнослужащего как трехкомпонентное явление проявляется в разной степени выраженности, то есть имеет уровень. Каждый уровень определяется степенью вклада всех характеристик в развитие девиантного поведения.

Высокая степень проявления всех характеристик означает их недопустимость для военнослужащего, поскольку в этом случае фиксируется наличие девиантного поведения, педагогические воздействия на военнослужащего должны быть связаны с преодолением девиаций и профилактикой их дальнейшего развития. Этот уровень называем недопустимым.

Выраженность в средней степени всех составляющих девиантного поведения означает наличие степени риска к устойчивости девиаций, критическое их состояние и возможность педагогического исправления в сочетании с самоизменениями поведения военнослужащим. Этот уровень называем критическим.

При незначительных, ситуативных, неустойчивых и фрагментарных проявлениях девиаций, не приносящих вред социальному окружению и позитивному развитию личности, при незначительных педагогических воздействиях для их исправления, означает неритмичность проявления девиантного поведения с позитивным прогнозом. Этот уровень называем некритичным.

Поскольку девиантное поведение имеет многофакторный, многокомпонентный характер, то его профилактика должна носить многоаспектный характер, так, чтобы уменьшить вероятность возникновения или развития каждого компонента.

Проблема профилактики девиантного поведения военнослужащих, входит в число необходимых направлений развития превентивной теории и практики. Анализ научной литературы показал, что данная проблема в последние годы приобрела самостоятельное теоретическое и практическое значение для целой группы научных дисциплин: философии, социологии, криминологии, психологии и педагогики. Анализ литературы показал что, как в общей и специальной психолого-педагогической литературе, так и в военной и социальной педагогике нет единого системного подхода к пониманию сущности и содержания процесса педагогической профилактики девиантного поведения. Сущность данного процесса исследовалась В.Г. Баженовым, О.В. Бакушиным, Ю.С. Васильевым, В.И. Вдовюком, В.Н. Герасимовым, А.Г. Гетманским, А.С. Мироновым, С.П. Поляковым и др.

Педагогическая профилактика девиантного поведения в ряде исследований характеризуется как перевоспитывающая деятельность, как социально-педагогический процесс изменения уровня воспитанности личности. Профилактика и перевоспитание являются понятиями, тесно связанными друг с другом. В научной литературе понятие «профилактика» соотносится с деятельностью предупреждения, а понятие «перевоспитание» с деятельностью преодоления. Оба понятия объединены общим смыслом двух деятельностей - превентивной педагогической деятельностью.

Обобщая ряд исследований мы выявили сходства и различия понятий предупреждения и перевоспитания:

1. Понятия «предупреждение» и «преодоление» близкие по своему содержанию понятия, в то же время они не являются тождественными по сущности; предупреждение направлено на выявление и предотвращение причин и условий девиантного поведения, а преодоление - на искоренение выявленных в процессе профилактики различных отклонений в поведении перевоспитываемых военнослужащих.

2. Предупреждение и преодоление девиантного поведения нельзя считать изолированными друг от друга процессами, они являются органической и неотъемлемой частью общей социально-педагогической системы работы с военнослужащими, в частности с призывниками и военнослужащими по контракту.

3. Предупреждение и преодоление являются двумя взаимосвязанными и взаимообусловленными сторонами общего процесса педагогической работы с зарождением, развитием и проявлением различных негативных явлений, рассматриваемых в превентивной педагогической деятельности.

4. Процессы предупреждения и преодоления являются основой педагогической системы, объединяющей совокупность всех ее составных частей, отображают единство профилактики и перевоспитания.

Данные научные позиции позволяют сделать вывод о том, что содержание предупреждения и преодоления девиантного поведения у военнослужащих ВВ МВД России, необходимо рассматривать как единый, целостный, системный, специфический социально-педагогический процесс, связанный с ее другими составными частями, в первую очередь, с воспитанием, самовоспитанием и перевоспитанием.

Проведенный анализ научной литературы, практической воспитательной деятельности должностных лиц воинских частей подразделений, результаты опросов и наблюдений позволяют утверждать, что если отклонения в сознании и поведении военнослужащих не носят устойчивого характера, то в результате педагогической деятельности лиц командного состава они устраняются посредством инициирования процессов воспитания и самовоспитания. В данном случае профилактика и перевоспитание выступают как основные функции процесса воспитания.

24

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 4 яФевраль

В воспитании и самовоспитании военнослужащих, с одной стороны, и в педагогической профилактике и перевоспитании, с другой - по-разному происходит смена сложившихся динамических стереотипов новыми. Если в первом случае новые стереотипы, формирующиеся в ходе прохождения воинской службы далеко не обязательно заменяют старые, сформировавшиеся до нее, образуются на их базе как прямое продолжение сложившихся привычек и норм поведения, то во-втором - старые негативные динамические стереотипы должны быть заменены на новые, имеющие положительную характеристику [1].

Таким образом, педагогическая профилактика девиантного поведения военнослужащих - это целостная педагогическая система предупреждения и преодоления причин и условий девиантного поведения, искоренение различных отклонений в поведении, перевоспитание личностных качеств, провоцирующих риск возникновения и укрепления девиаций у военнослужащих.

Литература

1. Герасимов, В. Н., Демин, В. Г. Педагогические аспекты перевоспитания военнослужащих срочной службы [Текст] / В.Н. Герасимов, В.Г. Демин. - М.: Б/и, 1991. - 280 с.

2. Каминер, А. М. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении допризывной молодежи [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.М. Каминер. - М., 2002. - С. 131.

Refereces

1. Gerasimov, V. N., Demin, V. G. Pedagogical aspects of rehabilitation of servicemen of urgent service [Text] / V. N. Gerasimov, V. G. Demin. - M.: B the/and 1991. - 280 p.

2. Kaminer, A. M. Prevention and overcoming of deviations in behavior of pre-conscription youth [Text]: dis. ... candidate. PED. Sciences / A. M. Kaminer. - M., 2002. - S. 131. * 1 2 3 4

DOI: 10.18454/IRJ.2016.44.130 Константинова М.В.

ORCID: 0000-0001-9414-1637, Доцент, кандидат культурологии,

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова РЕКЛАМА КАК ПРИМЕР ИНФОГРАФИКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Инфографика показала себя эффективным способом изложения материала. Эффективность реализуется через принцип наглядности и творческий подход. В данной статье рассматриваются возможности применения инфографики в обучении иностранному языку, в частности, в части самостоятельной работы. Автор предлагает использовать частные рекламные объявления как оптимальный вариант инфографики, содержательно и эмоционально богатый, адресный и не требующий специальных навыков от преподавателя.

Ключевые слова: инфографика, реклама, принцип наглядности, оптимизация, самостоятельная работа.

Konstantinova M.V.

ORCID: 0000-0001-9414-1637, PhD in Culture Studies, associate professor, Kostroma State University ADVERTISEMENT AS INFOGRAPHICS IN TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES

Abstract

Infographics is an effective way of presenting information. The effectiveness actualizes in its creative and visual aspects. The article analyses possibilities of using infographics in mastering a foreign language, namely as student’s individual work. The author proves that private ads are optimum infographics, rich in information, that don’t require any special IT skills from a teacher.

Keywords: Infographics, advertisement, class work optimization, individual work.

Понятие «инфографика» предполагает визуальное творческое изложение текста. Это эффективное современное решение преподнесения информации читателю или пользователю в более компактной и емкой форме. Принцип визуализации реализуется через создание художественных зарисовок, графиков, диаграмм, схем, других графических объектов и взаимоотношений между ними на бумаге или в электронном виде. Идеально выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который позволяет усваивать информацию эффективно и самостоятельно.

Создание инфографики проходит следующие этапы:

1) Определение целевой аудитории. В нашем случае - это студенты, изучающие иностранный язык.

2) Подбор материала по теме, например, лексическая, грамматическая или страноведческая тема.

3) Обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и привести к одному знаменателю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) Верстка. Выбирается формат передачи информации - презентация, одностраничная картинка, видеоролик. Существуют бесплатные сервисы для создания инфографики разного уровня сложности.

http://charts.hohli.com/,http://creately.com/, https://infogr.am/, http://piktochart.com/, http://visual.ly/,

https://developers.google.com/chart/, http://www.wordle.net/, www.draw.io.

Так как главная цель инфографики - наглядно и быстро донести до человека определенную информацию, нельзя переоценить ее роль в преподавании иностранных языков. Естественно инфографика не может даже отчасти заменить преподавателя, однако она достаточно эффективна в самостоятельной работе студентов. Можем выделить несколько причин для использования элементов инфографики в обучении языкам:

1) Они содержат большее количество информации, причем богаты именно ключевой лексикой, применяя минимум языка - идеально для групп на низком и среднем уровнях.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.