Научная статья на тему 'ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ПРОБЛЕМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ'

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ПРОБЛЕМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ / ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лилюхин Андрей Михайлович, Баблоян Наталия Валериевна, Корф Диана Семеновна

В данной статье рассматривается проблема формирование девиантного поведения в молодежной среде через призму образовательного процесса в вузах; выявлены триггеры и маркеры, влияющие на поведение молодежи. Показано соотнесение формы адаптации современных студентов с принятыми в социологии типами поведения, а также рассмотрено влияние особенностей социокультурной среды молодежи, которые обусловлены процессами образования и типами взаимодействия студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лилюхин Андрей Михайлович, Баблоян Наталия Валериевна, Корф Диана Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIANT BEHAVIOR AMONG YOUNG PEOPLE AS A PROBLEM OF THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY

This article discusses the problem of the formation of deviant behavior in the youth environment through the prism of the educational process in universities; triggers and markers affecting the behavior of young people are shown. The correlation of the form of adaptation of modern students with the types of behavior accepted in sociology is shown, and the influence of the peculiarities of the socio-cultural environment of youth, which are conditioned by the processes of education and the types of interaction of students, is also considered.

Текст научной работы на тему «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ПРОБЛЕМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2023.92.61.027

Лилюхин Андрей Михайлович

доцент кафедры экономической и социальной теории, Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России dalai-lama2006@yandex.ru

Баблоян Наталия Валериевна

доцент кафедры экономической и социальной теории, Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России econandsociologyrostgmu@yandex.ru

Корф Диана Семеновна

заведующая методическим кабинетом кафедры экономической и социальной теории, Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России korf.diana@yandex.ru

Andrey M. Lilyukhin

Associate Professor of the Department of Economic and Social Theory, Rostov State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation dalai-lama2006@yandex.ru

Natalia V. Babloyan

Associate Professor of the Department of Economic and Social Theory, Rostov State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation econandsociologyrostgmu@yandex.ru

Diana S. Korf

Head of the Methodological Office

of the Department

of Economic and Social Theory,

Rostov State Medical University of the Ministry

of Health of the Russian Federation

korf.diana@yandex.ru

Девиантное поведение

в молодежной среде как проблема осуществления образовательного процесса в вузе

Deviant behavior among

young people as a problem of the implementation of the educational process at the university

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирование девиантного поведения в молодежной среде через призму образовательного процесса в вузах; выявлены триггеры и маркеры, влияющие на поведение молодежи. Показано соотнесение формы адаптации современных студентов с принятыми в социологии типами поведения, а также рассмотрено влияние особенностей социокультурной среды молодежи, которые обусловлены процессами образования и типами взаимодействия студентов.

Ключевые слова: девиантное поведение, образовательный процесс, студенчество, взаимодействие, типы поведения, делинквентность.

Annotation. This article discusses the problem of the formation of deviant behavior in the youth environment through the prism of the educational process in universities; triggers and markers affecting the behavior of young people are shown. The correlation of the form of adaptation of modern students with the types of behavior accepted in sociology is shown, and the influence of the peculiarities of the socio-cultural environment of youth, which are conditioned by the processes of education and the types of interaction of students, is also considered.

Keywords: deviant behavior, educational process, students, interaction, types of behavior, delinquency.

Понятие «девиантное поведение» весьма обширно. В рамках педагогики, в контексте девиации и девиантного поведения, обычно, понимается «устойчиво повторяющееся поведение от заданных или сложившихся традиционно в обществе социально-нравственных, правовых норм, а также, нарушение процесса интериоризации и экстраполяции моральных норм и культурных ценностей» [1]. В большинстве случаев, данный процесс носит ярко выраженный деструктивный характер и является помехой к осуществлению

образовательного процесса в целом. Поэтому мы как практикующие преподаватели и выбрали данную проблему темой нашей статьи, но будем изучать ее с точки зрения социологии.

Данная проблема имеет не только педагогический, но и социологический оттенок и отчетливо представлена в рамках социологической науки.

В социологическом дискурсе, с помощью данного понятия, как правило, обозначается особое

поведение человека, выделяющееся из общего критерия доминирующей в обществе системы социальных норм, бросающее вызов существующим социальным принципам, ценностям, ожиданиям. Как следует из вышесказанного, девиант-ное поведение, в большинстве случаев, характеризуется несоответствием социального поведения социальному статусу и роли индивида в обществе, что приводит к необходимости регулирования данного рода поведения со стороны окружающих (социальной группы) или общества в целом (например, конфликтные ситуации) [2]. Данного рода регулирование осуществляется с помощью инструментов формального либо неформального социального контроля, а также принципов внутреннего самоконтроля, характерного для определенного индивидуума. Но иногда данные инструменты по различного рода причинам могут давать сбой.

С точки зрения формирования девиантного поведения, общепринятым в науке является факт его возникновения и проявления уже в подростковом возрасте. Это обусловлено тем, что в период первичной социализации, который характерен для данного жизненного периода, когда в жизни индивида происходит становление собственного «Я» и формирование совокупности отношений с социумом, то есть, встраивание индивида в систему социальных норм и ценностей. Естественно, данный процесс пронизывает все стороны развития подростка: интеллектуальное, нравственное развитие, а также - разнообразные виды его деятельности. С другой стороны, в социальном, экономическом и культурном плане молодежь является одним из самых уязвимых слоев населения. Это обусловлено ее низкой ресурсной базой, небольшим социальным опытом, стремлением к потребительским практикам («все и сразу») и психологическими особенностями развития (например, юношеский максимализм или нигилизм). Если не обращать внимания на проявления девиантного поведения в данном возрасте, это может привести к усугублению проблемы. Именно поэтому работники сферы образования в целом должны уделять данной проблематике самое пристальное внимание.

Поведение людей в социуме, с одной стороны, носит, во многом, предписанный, аскриптивный характер и регламентируется различными формальными и неформальными принципами нормами, но, с другой стороны, разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному; и это зависит от их личностных характеристик и социальных установок. Человек, хоть и является существом биологическим, социален по своей сути -он живет в обществе, и, как правило, его деятельность регламентирована социальными установками. То есть, мы можем сделать вывод о том, что любой акт девиации среди молодежи возникает из-за влияния различных триггеров и маркеров социальной направленности. Среди них могут быть огрехи воспитания внутри семьи, неуспешность в обучении и внутри неформального коллектива сверстников, индивидуальные особенности психического восприятия окружающей среды.

Очевидно, что в этом процессе важная роль принадлежит преподавателю, деятельность которого должна быть направлена, в первую очередь, на создание условий для социализации личности обучаемого. Как справедливо полагает Е.А. Носа-чева, в соответствии с современными реалиями, «преподаватель должен находиться в состоянии постоянного развития, иметь активную профессионально-жизненную позицию, гибко и мобильно реагировать на внешние вызовы, четко ориентируясь в социальном макропространстве и пространстве образовательного процесса» [3, с. 7]. Очевидно, что от того, насколько преподаватель вариативен в своем поведении, ориентирован на личность конкретного обучаемого, во многом зависят особенности поведения данного обучаемого. То есть, личностный контроль наряду с контролем социальным также является эффективным оружием в борьбе с девиантным поведением.

На сегодняшний день в рамках мультидисципли-нарного подхода не существует единой классификации девиантного поведения, но к ведущим типологиям поведенческих девиаций относится правовая, медицинская, социологическая, педагогическая, психологическая классификации [4].

В рамках изучения девиации в молодежной среде, выделяют и, так называемые, социально одобряемые отклонения («позитивные девиации»), как правило, относящиеся к области творчества, художественной и научной деятельности. И в этом плане, творческие девиации являются, без преувеличения, источником общественного прогресса. Именно девиации данного рода и являются проводником инновационных решений в обществе, заставляя остальных акторов социума «тянуться» до их уровня. Но, с другой стороны, в общественном мнении из-за врожденной консервативности большинства его членов традиционно наблюдается крайне настороженное отношение к позитивным девиантам, поскольку внедрение чего-то нового чревато смещением и трансформацией привычных социальных норм и ценностей. Однако традиционно сложилась историческая практика, в рамках которой, ученые более пристальное внимание уделяют все же негативным проявлениям отклоняющегося поведения молодежи. Среди негативных девиаций дезорганизующего характера выделяются преступность, наркотизм, коррупция, экстремизм и т.д. Безусловно, все это отрицательным образом отражается на функционировании социума в целом.

Часть девиаций приобретает характер правонарушений и становится преступным - делинквент-ным.

В отсутствие общепринятого определения делин-квентного поведения различаются два подхода:

1) делинквентность как поведение молодого человека или группы, не соответствующее принятым в обществе правовым нормам и ожиданиям правового и социального характера;

2) делинквенция как социальное явление, выражающееся в относительно массовом проявлении фактов делинквентного поведения молодежи.

В процессе социализации молодые люди, усваивая нормы и образцы поведения, приспосабливаются к окружающей действительности. В период молодости это играет крайне важную роль для всей последующей жизни индивида. Это приспособление может принимать различные формы у разных индивидов. Одни будут слепо придерживаться навязываемых со стороны правил, другие -полностью их игнорировать. Естественно, идеальным типом будет осознанное следование текущим социальным нормам и постепенное культивирование новых посредством социально-эволюционных процессов. Но, к сожалению, такое бывает весьма нечасто.

В этой связи, мы попытаемся соотнести формы адаптации современных студентов с типами поведения, предложенными Р. Мертоном.

Р. Мертон выделяет пять способов приспособления к действительности в зависимости от принятия или отрицания общественных целей и способов их достижения: конформизм, инновация (реформизм), ритуализм, ретретизм и мятеж [5]. По сути, последние четыре типа представляют собой отклонение и выражаются в различного рода девиациях. Так, «инновация» и «ретретизм» лежат в основе преступности. Как правило, инновационная установка, то есть, принятие целей общества, но использование незаконных средств их достижения, порождает в большинстве случаев отдельные преступления против собственности (кража, грабеж), а также, организованную преступность. «Ретретизм» предполагает отрицание как целей, так и средств их достижения.

Литература:

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.

2. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.

3. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М. : АСАОБМА, 2004. 288 с.

4. Носачева Е.А. Профессиональная компетентность преподавателя / Е.А. Носачева; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, каф. педагогики. Ро-стов-н/Д. : Изд-во РостГМУ, 2022. 120 с.

5. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М. : ACT: ACT Москва: Хранитель, 2006. 873 с.

Индивиды с такой установкой как правило «бегут» от действительности, уходят в алкоголь, наркотики или кончают жизнь самоубийством. Но эта же установка может реализовываться в мятеже. Бунт особенно характерен для молодежи в силу её психолого-возрастных особенностей и наличия своей субкультуры.

Однако кроме описанных нами выше возрастных, эконмических и социальных характеристик, на поведение студенчества (в том числе, и девиант-ное) могут влиять особенности социокультурной среды его существования, что, во многом, детерминируется процессами образования, в том числе, и высшего образования и зависит от типа взаимодействия студентов с другими социальными группами (профессорско-преподавательского состава, деканата и т.д.) в системе образования.

Поведение студенчества тесно связано с особенностями его структуры, с точки зрения которой, его можно условно разделить на гуманитарное и техническое, бюджетное и контрактное. Мы полагаем, что у всех этих групп будут разные установки, жизненные приоритеты, поведение. Соответственно, степень распространенности социокультурных девиаций, а также, их виды будут различными для этих групп. Следовательно, для комплексного решения озвученной нами проблемы необходимо выработать универсальный подход к профилактике и работе с девиациями в студенческой среде. Безусловно, данный подход должен иметь ввиду индивидуальные особенности личности и каждой ситуации в целом.

Literature:

1. Pedagogical encyclopedic dictionary / Editor-inchief B.M. Bim-Bad. M. : Great Russian Encyclopedia, 2002. 528 p.

2. Dictionary of Social pedagogy: textbook. manual for students. higher. studies. institutions / Author-comp. L.V. Mardakhaev. M. : Publishing center «Academy», 2002. 368 p.

3. Zmanovskaya E.V. Deviantology. Psychology of deviant behavior. M. : ACADEMA, 2004. 288 p.

4. Nosacheva E.A. Professional competence of a teacher / E.A. Nosacheva; Federal State Budgetary Educational Institution of the Ministry of Health of Russia, Department of Pedagogy. Rostov-on/D. : Publishing house of RostSMU, 2022. 120 p.

5. Merton R. Social theory and social structure. M. : ACT: ACT Moscow: Guardian, 2006. 873 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.