Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ / КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баблоян Наталия Валериевна, Лилюхин Андрей Михайлович, Корф Диана Семеновна

В данной статье рассматривается формирование аддиктивного поведения молодежи на фоне влияния потребительской культуры; показаны причины и отражена ретроспектива появления и развития феномена потребительских практик; проведены различия между терминами «культура потребления» и «потребительская культура». На основе анализа ценностей российской молодежи сделаны выводы о воздействии потребительской культуры на ее поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Баблоян Наталия Валериевна, Лилюхин Андрей Михайлович, Корф Диана Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF ADDICTIVE BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE: THE INFLUENCE OF CONSUMER CULTURE

This article examines the formation of addictive behavior of young people against the background of the influence of consumer culture; shows the causes and reflects the retrospective of the emergence and development of the phenomenon of consumer practices; distinguishes between the terms «consumer culture» and «consumer culture». Based on the analysis of the values of Russian youth, conclusions are drawn about the impact of consumer culture on its behavior.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 316

DOI 10.23672/h4253-4252-9436-a

Баблоян Наталия Валериевна

доцент кафедры экономической и социальной теории, Ростовский государственный университет Минздрава России econandsociologyrostgmu@yandex.ru

Лилюхин Андрей Михайлович

доцент кафедры экономической и социальной теории, Ростовский государственный университет Минздрава России dalai-lama2006@yandex.ru

Корф Диана Семеновна

заведующая методическим кабинетом кафедры экономической и социальной теории, Ростовский государственный университет Минздрава России korf.diana@yandex.ru

К вопросу о формировании аддиктивного поведения молодежи: влияние потребительской культуры

Natalia V. Babloyan

Associate Professor

of the Department of Economic

and Social Theory,

Rostov State Medical University

of the Ministry of Health

of the Russian Federation

econandsociologyrostgmu@yandex.ru

Andrey M. Lilyukhin

Associate Professor

of the Department of Economic

and Social Theory,

Rostov State Medical University

of the Ministry of Health

of the Russian Federation

dalai-lama2006@yandex.ru

Diana S. Korf

Head of the Methodological Office of the Department of Economic and Social Theory,

Rostov State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation korf.diana@yandex.ru

On the formation

of addictive behavior of young people: the influence of consumer culture

Аннотация. В данной статье рассматривается формирование аддиктивного поведения молодежи на фоне влияния потребительской культуры; показаны причины и отражена ретроспектива появления и развития феномена потребительских практик; проведены различия между терминами «культура потребления» и «потребительская культура». На основе анализа ценностей российской молодежи сделаны выводы о воздействии потребительской культуры на ее поведение.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, потребительские практики, культура потребления, девиант-ное поведение, культура потребления.

Annotation. This article examines the formation of addictive behavior of young people against the background of the influence of consumer culture; shows the causes and reflects the retrospective of the emergence and development of the phenomenon of consumer practices; distinguishes between the terms «consumer culture» and «consumer culture». Based on the analysis of the values of Russian youth, conclusions are drawn about the impact of consumer culture on its behavior.

Keywords: addictive behavior, consumer practices, consumer culture, deviant behavior, consumer culture.

Если обратиться к исторической ретроспективе, можно вылить тот факт, что феномен потребительской культуры возник с 70-х годов прошлого века в Западной Европе и США. Причины возникновения данной культуры и, связанного с ней поведения, кроются не только и не столько в экономической плоскости (высокий уровень жизни, появление целого ряда новых потребностей и поощрение роста их удовлет-

ворения за счет выпуска новых линеек товаров и услуг), сколько, с появлением и распространением практик потребительского поведения в разных сферах социума. Данная форма культуры и, основанное на этом поведение, во многом носила идеологическую подоплеку, обусловленную реалиями идущей Холодной войны и стремлением показать преимущества западной модели построения общества.

Изначально, возникновение теории и практики потребительства основывалось на тенденциях со-циостратификационного принципа, то есть, «приобретение товаров способствует восхождению человека в социальной иерархии, оно фактически маркирует социальные страты с помощью предметов» [1]. То есть, ценность приобретаемой статусной вещи носит не только экономический характер, но и определенный ценностный, который зачастую служит неким маркером социальной дифференциации. То есть, в сознании фиксируется тот факт, что обладание определенными статусными вещами дает гарантию на успех, может помочь в сохранении существующего социального статуса или осуществлении восходящей социальной мобильности. То есть социокультурное развитие человека зависит от количества имеющихся экономических ресурсов, и соответствия им тем культурным притязаниям практик потребления, которые характерны для принимающей либо референтной социальной группы.

В дальнейшем, практика потребительства, в частности, практика массовых рыночных продаж проникла и в культуру. Можно отметить появление особой потребительской культуры, которую можно определить следующим образом: «... Область обмена, которая наполнена структурами повседневности, идеологическими надстройками товаров, «культурными технологиями», и где экономика начинает доминировать над обществом и культурой» [2]. То есть, отмечаются формирования коллективных представлений о значимости вещей, их определенном статусе и роли каждой из них для определения социальной позиции их обладателя. Наблюдаются тенденции к эстетизации приобретаемых индивидом материальных благ. При этом ключевым здесь является принцип временного существования ценностей, благодаря которому, происходит перманентный процесс поиска и открытия новых форм культуры. Как правило, во главу угла ставится не столько их практическая функциональность, а статусная направленность. Поиск новых решений и открытий данного культурного опыта главным образом сконцентрирован не на развитии и познании нового, а на возможности удивить и произвести невероятное впечатление. Это приводит к тому, что зачастую факт общения как коммуникационного канала, служащего для развития и инновационной деятельности, подменяется потребительскими практиками, когда основной вехой социального поведения индивида в группе становится обучение практикам потребления.

Исходя из вышеизложенного, необходимо дифференцировать определения «культура потребления» и «потребительская культура». Первое, в целом, дает определенный перечень необходимых качеств, которыми должен обладать товар, потенциально могущий послужить источником удовлетворения существующей потребности. В свою очередь, потребительская культура - это совокупность ситстемообразующих практик потребления и сохранения, воспроизводства и трансляции потребительских ценностей и знаний (консьюмеризм). На наш взгляд, здесь уместна следующая цитата:

«Во-первых, массово-информационную культуру, возникшую на Западе в результате бурного развития масс-медиа.

Во-вторых, потребительский стиль жизни, сводящий многомерное социальное бытие человека Запада к узкому набору действий, направленных на обладание материальными благами.

В-третьих, глобальный консьюмеризм, задающий противоречивую механику взаимодействия стандартов потребления и культур разных стран мира» [2].

Можно сделать вывод о том, что глобальный консьюмеризм является неотъемлимой частью и центром феномена потребительской культуры. Полученные результаты могут использоваться различными акторами в различных сферах жизни общества. К примеру, некоторые ценности используются политической элитой для создания и обоснования идеологии потребительского общества. В этой ситуации ресурсы СМИ с помощью своих инструментов навязывают социуму данные ценности в качестве образов и смыслов, необходимых для удовлетворения здесь и сейчас и отражающих конъюктуру современного этапа развития общества. На основании этого механизма, возникают особые потребительские практики, характерные для времяпровождения и функционирования отдельных индивидов и социальных групп в целом.

Феномен потребительской культуры в молодежной среде носит свои уникальные черты. Во многом это обусловлено тем фактом, что молодежь, априори, является наиболее активной частью общества, и ее представители, как правило, ориентированы на ценности модернистской направленности. Относительно нашей страны, уместно будет привести результаты социологического исследования, согласно которому:

«1) модернисты, представленные жителями мегаполисов и городского среднего класса (28 %);

2) традиционалистская периферия, сосредоточенная в средних и малых поселениях и среди пожилой части общества (26 %);

3) промежуточный, наиболее массовый слой россиян, с одной стороны, сохранивший ориентацию на традиционалистские ценности, а с другой — утративший механизмы социальных связей, характерные для традиционного общества, и ориентированный на ценности общества массового потребления (41 %)» [3, с. 55].

Российская молодежь от 18 до 29 лет относится к активной группе россиян, где составляет долю

57 %.

Молодежь определяется как особая социально-демографическая группа, определяемая на основе возрастных характеристик, которые варьируются от 14-16 до 29 лет, занимает специфическое социальное положение в структуре общества, вызванное особенностями ее социально-

экономического и культурного развития, и. как следствие, социально-психологическими свойствами. Для представителей данной группы характерно ограничение исполнение своих желаний и осуществления своих решений. В роли ограничительных механизмов служат как господствующие в обществе нормы культуры, морали и права, так и позицией родителей, которые зачастую не разделяют и не понимают устремлений своих детей, которые уже набрались социального опыта и зачастую не считают себя детьми. Исходя из этого, критерий выбора определенных действий в фактической жизни молодежи представлен крайне скудно, что зачастую приводит к появлению девиаций социального и психологического уровня.

Наш научный интерес основан на социальных аспектах, самыми значимыми из которых являются склонность к инфантилизму, а также, к осуществлению девиантного и аддиктивного поведения. Кроме этого, стоит отметить, что далеко не все представители молодежи хотят и могут нести ответственность за принятые самостоятельно решения, что, во многом, сковывает и так незначительную инициативу. Подтверждением данных строк служат и ценностные ориентации российской молодежи.

Существующие социально-экономические рамки ограничения самовыражения молодежи приводят к необходимости появления приоритета уже социокультурной идентификации. В частности, существующая субкультурная идентификация российской молодежи как геймеров, неформалов и др., с одной стороны, является, с точки зрения мирового опыта, универсальной, а с другой - во многом, не характерной для молодежи восточноевропейских стран, что дает право говорить о пресловутом особом пути даже в молодежной среде. Причиной этого, по данным социологических опросов, является достаточно высокий уровень межличностного доверия российской молодежи, которым сублимируется недостаток доверия институционального. «Если расположить виды доверия по степени возрастания их уровня, - пишут российские социологи О.В. Китайцева и А.В.Ку-ченкова, - то для молодежи восточноевропейских

Литература:

1. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы / В.В. Радаев // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5-18.

2. Кузнецов Д. Потребительская культура в последней трети XX века: проблема потребительского стиля жизни. ШЬ : http://www.isoa.ru/art-view.php?bc_tovar_id=1000 (дата обращения 01.09.2022).

3. Мареева С.В. Ценностная палитра современного российского общества / С.В. Мареева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 4. С. 50-65.

стран выстроится следующая последовательность: институциональное - общественное - локальное - межличностное доверие» [4, с. 101]. То есть, наша отечественная молодежь, как правило, испытывает большее доверие к тем индивидам, которые непосредственно находятся в зоне их вербального общения.

Кроме этого, огромное значение имеет наличие либо отсутствие информационной среды, в частности доступного Интернета, в жизни молодежи. В современном мире именно этот фактор является основным и даже во многом более важным, чем влияние господствующих в обществе традиционных ценностей и авторитетов. В качестве альтернативы могут рассматриваться попытки совместить тенденции, встроить общекультурные идеалы и использовать актуальные современные технологии общения. К примеру, это может быть развитие хорошо нам известных из-за пандемии COVID-19 дистанционных форм обучения и общения в формате открытых лекций с известными в молодежной среде учеными, имеющими компетенцию разговаривать с молодежью «на одном языке», а также, различными виртуальными симпозиумами, выставками и консультациями. Однако, с другой стороны, нельзя не признать, что ограничение межличностного общения нельзя компенсировать взаимодействием в виртуальной среде, так как функции различны - развития и информирования. На сегодняшний момент мы как сотрудники высшей школы можем констатировать наличие этой проблемы и в рамках высшего образования - очные занятия оказывают гораздо больший эффект на аудиторию, дистанционные формы обучения могут дополнять, но не заменять непосредственное общение учитель-ученик.

Отрицание молодежью ценностей и норм традиционной культуры ведет к формированию практик аддиктивного поведения и наделения их новым ценностным смыслом в условиях потребительского общества. Это общество вместо самосовершенствования и саморазвития посредством овладения различными формами деятельности предлагает молодежи наслаждаться и получать удовольствие не от высших благ, а от материальных вещей.

Literature:

1. Radaev V.V. Sociology of consumption: basic approaches / V.V. Radaev // Sociological research. 2005. № 1. P. 5-18.

2. Kuznetsov D. Consumer culture in the last third of the XX century: the problem of consumer lifestyle. URL : http://www.isoa.ru/art-view.php?bc_tovar_id= 1000 (date of the application 01.09.2022).

3. Mareeva S.V. The value palette of modern Russian society / S.V. Mareeva // Monitoring public opinion: economic and social changes. 2015. № 4. P. 5065.

4. Китайцева О.В. Доверие и индивидуализм в мировоззрении современной молодежи восточноевропейских стран / О.В. Китайцева, А.В. Ку-ченкова // Социологические исследования. 2014. № 12. С. 101.

4. Kitaytseva O.V. Trust and individualism in the worldview of modern youth of Eastern European countries / O.V. Kitaytseva, A.V. Kuchenkova // Sociological research. 2014. № 12. P. 101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.