Научная статья на тему 'Девиантное поведение: социальный, психологический и педагогический аспекты'

Девиантное поведение: социальный, психологический и педагогический аспекты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4685
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларионова С. О.

В статье рассматриваются различные точки зрения на предмет трактования понятия «девиантное поведение». Анализируются следующие подходы к определению дефиниции данного понятия: философский, психологический, педагогический и социальный. Акцентируется внимание на соотношении терминов «девиантное поведение» и «отклоняющееся поведение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение: социальный, психологический и педагогический аспекты»

4. Чекунова Е.А., Колодяжная Т.П. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. - М., 2010.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ © Ларионова С.О.*

Институт социального образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются различные точки зрения на предмет трактования понятия «девиантное поведение». Анализируются следующие подходы к определению дефиниции данного понятия: философский, психологический, педагогический и социальный. Акцентируется внимание на соотношении терминов «девиантное поведение» и «отклоняющееся поведение».

Анализ теоретических и практических психолого-педагогических исследований нарушений поведения показал, что на сегодняшний день наиболее актуальным вопросом является определение содержания понятия «девиантное поведение», так как существуют различные точки зрения на его понимание.

Так, среди ученых наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Социально-психолого-педагогические аспекты девиантного поведения анализируются в научных работах А.С. Белкина, В.И. Добрень-кова, А.Ю. Егорова, А.И. Захарова, Е.В. Змановской, Е.С. Иванова, Ю.А. Клей-берга, А.И. Кравченко, И.А. Ларионовой, А.И. Ложкина, В.В. Лозового, Л.В. Мардахаева, В.Д. Менделевича, Е.С. Набойченко, В.А. Пятунина,

О.С. Тоистевой, Л.М. Шипицыной, Л.Б. Шнейдер и др.

Девиантное поведение как определенный конструкт изучалось разными научными направлениями и школами в аспекте таких понятий, как: «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «противоправное поведение», «деструктивное поведение», «аморальное поведение». Девиантное поведение как социально-психолого-педагогическая проблема имеет межпредметный и дискуссионный характер. Разнообразие теорий, принципов, подходов к толкованию данного понятия дает возможность более полно и обстоятельно рассматривать явление девиантного поведения, его истинные причины, своеобразие проявления и специфику формирования. Остановимся на вариативности трактования понятия «девиантное поведение».

* Старший преподаватель кафедры Социальной педагогики, психолог Центра сопровождения профессиональной самореализации студентов и выпускников.

По мнению Е.В. Змановской и А.Ю. Егорова, девиантное, или отклоняющееся, поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Фролов С. С. девиантное поведение определяет как поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются [16].

Согласно теории И. С. Кона, девиантное поведение - «это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали» [5, с. 237].

По утверждению Л.В. Мардахаева, девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, имеющие характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательно (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Как отмечает В.А. Пятунин, девиантное (отклоняющееся) поведение -это поведение, отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе. Такое поведение можно определить как отдельные поступки (или их совокупность), входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами [13].

Ларионова И.А. и Тоистева О.С., а также врач-психиатр Коняхин А.Г. рассматривают девиантное поведение как стереотип поведенческого реагирования, связанного с нарушением соответствующих определенному возрастному периоду социальных норм и привил поведения, характерных для мик-росоциальных отношений и малых половозрастных социальных групп. Следовательно, этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

Отклоняющееся поведение формируется в результате актуализации и длительного влияния негативных факторов и условий социальной среды, вследствие чего происходит возникновение конкретной ситуации, в которой и наблюдается нарушение (отклонение) поведения.

Подобный подход соотносится со взглядами К.Ш. Ахиярова, Л.М. Андрюхиной С.А. Бадмаева, М.А. Галагузовой, Л.А. Семенова, Н.М. Таланчу-ка, Е.Я. Тищенко, Г.Н. Штиновой и др.

Шнейдер Л.Б. характеризует девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной патологии - алкоголизме, наркомании, воровстве, проституции, преступности, суицидальных действиях, агрессивности, конфликтности и др.

Интерес представляет определение В.Д. Менделевича, который утверждает, что девиантное поведение - это система поступков, противоре-

чащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [9].

При этом следует учитывать, по мнению А.И. Ложкина, что отклоняющееся поведение - это не просто поведение, отличающееся своей необычностью от стандартного, усредненного, а поведение, которое является нежелательным с точки зрения сохранения здоровья или поддержания общественного порядка, так как формируется в силу неблагоприятного психо -социального развития и нарушений процесса социализации, проявляющихся в различных формах дезадаптации поведения.

Коэн А. считает, что отклоняющееся поведение «идет вразрез с институционализированными ожиданиями, т.е. с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [6, с. 520].

Авторы работы «Социология девиантного поведения» Ю.Ю. Комлев и

Н.Х. Сафиуллин поясняют, что девиантное поведение есть отступление, отказ постоянно следовать, совершая поступки, общепринятым социальным нормам.

В исследованиях Н.С. Солдатова, отклоняющееся поведение представлено как поступок, который может проявляться в виде действия или бездействия человека, может выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений [15].

Девиантное поведение, по определению Н.Р. Сидорова, - это поведение индивида, последовательно разрушающее сложившую систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит. Психологической основой девиантного поведения индивида являются некоторые характерные особенности динамической системы его смысловых отношений к окружающим людям и себе [14].

Как утверждают Н.В. Перешеина и М.Н. Заостровцева, девиантное поведение - это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм [12].

Сущность девиантного поведения заключается в том, что такое поведение всегда формируется на основе несоответствия поведения и деятельности личности правилам и эталонам, распространенным в обществе или конкретной социальной группе и, в большинстве случаев, имеет разрушительный характер, индивидуально-типологические, возрастные и гендерные особенности проявления, вызывает негативную оценку окружающих и сопровождается не только социальной и психологической дезадаптацией, но и личностной деструкцией.

Обобщим изложенные выше точки зрения. В большинстве научных трудов девиантное (отклоняющееся) поведение описывается как действия и

поступки людей, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам и типам либо паттернам поведения. Однако многие ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия личности, вступающей в конфронтацию с господствующими в обществе правилами и ожиданиями.

Так, в философской литературе девиантное поведение рассматривается как отдельные поступки или система поступков, противоречащие как писанным, так и неписанным правовым или нравственным нормам и законам данного общества. Чаще всего отклонения поведения дифференцируются на две категории: преступное и уголовно ненаказуемое поведение. В исследованиях девиантного (отклоняющегося) поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, провоцирующих его развитие, возможностей и способов предупреждения и преодоления.

С психологической точки зрения девиантное поведение преимущественно трактуется как совокупность поступков или отдельные поступки, действия, нарушающие принятые в обществе социально-психологические нормы и императивы; поведение (или деятельность), причиняющее вред (психологический, физический, социальный) самой личности или обществу в целом.

В педагогической литературе, как правило, под девиантным поведением понимается отклонение от заданных в обществе социально-нравственных норм и правил или признанных шаблонов и стандартов поведения и взаимодействия с окружающей средой, нарушение процесса интериориза-ции и экстраполяции моральных норм и культурных ценностей, а также самовыражения и самореализации личности в том обществе, к которому человек принадлежит.

В социологии традиционно выделяют понятие - отклоняющееся поведение. Как правило, данным термином обозначают поведение человека, не соответствующее регламентированным в социальной системе, социальной среде (социальной группе) нормам, социальным ролям и критериям поведения.

Известно, что термин «отклоняющееся поведение» нередко выступает в качестве синонима понятия «девиантное поведение». Выражение «девиантное поведение» в буквальном переводе с латинского языка - deviation означает «отклоняющийся от дороги». Данные понятия многими исследователями рассматриваются как рядоположенные, равнозначные и взаимозаменяемые.

Кроме того, отклоняющееся (девиантное) поведение может иметь как отрицательный, так и положительный характер. Положительные формы рассматриваемого поведения, как правило, выражаются в творческой, инновационной деятельности, которая напрямую связана с преодолением существующих стандартов и стереотипов; отрицательными формами отклоняющегося поведения традиционно принято считать: правонарушения, преступность, проституцию, пьянство, употребление наркотических и психотропных веществ, азартные игры, самоубийство, кражи, хищения, хулиганство, оскорбления, бродяжничество, уклонение от трудовой (профессио-

нальной) или учебной деятельности, т.е. формы поведения и деятельности, которые девальвируют и деморализуют установленный порядок в обществе.

В зависимости от социально-психологических доминант и личностных потребностей отклоняющееся поведение проявляется как в индивидуальной, так и в групповой формах взаимодействия с социумом.

Исходя из представленных философских, социологических, психологических и педагогических аспектов понятие «девиантное поведение» можно классифицировать как систему поступков или отдельные поступки психически здорового человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в социуме и государстве принципам, правилам, представлениям и ролевым предназначениям, а именно ценностно-нормативной системе, на определенном этапе функционирования и развития общества, как результат воздействия неблагоприятных факторов, обусловливающих нарушение процесса становления и социализации личности.

Следовательно, отклоняющееся поведение выражается в изменениях ценностно-смысловых ориентаций, нравственных установок и мотивацион-но-потребностной сферы личности, т.е. в деформации системы внутренней саморегуляции и саморефлексии.

Девиантное (отклоняющееся) поведение является одной из существенных проблем социума, соответственно, ее решение детерминирует успешное социальное, психологическое и духовно-нравственное развитие личности и общества в целом.

Список литературы:

1. Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения / А.Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2006. - 224 с.

2. Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -288 с.

3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клей-берг. - М.: Сфера: Юрайт, 2001. - 159 с.

4. Комлев Ю.Ю. Социология девиантного поведения / Ю.Ю. Комлев, Н.Х. Сафиуллин. - Казань: КЮИ МВД России, 2006. - 222 с.

5. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Аст-Пресс, 1989. - 256 с.

6. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения / А. Коэн // Социология сегодня: проблемы и перспективы. - М.: Прогресс, 1965. - С. 520-521.

7. Ларионова И. А. Формирование готовности социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях: монография / И.А. Ларионова, О.С. Тоистева; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 194 с.

8. Ложкин А.И. Психология поведения девиантной личности / А.И. Ложкин; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - 160 с.

9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менде-левич. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.

10. Новейшая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Степина, А.А. Гусейнова и др. - М.: Мысль, 2010. - 744 с.

11. Основы специальной и социальной педагогики / Под общей ред. Л.В. Мардахаева. - М.; Тула, 2009. - 480 с.

12. Перешеина Н.В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. - М.: ТЦ Сфера,

2006. - 192 с.

13. Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. - Магнитогорск: МГПИ, 1999. - 142 с.

14. Сидоров, Н.Р. Девиации поведения у школьников - определение и предупреждение / Н.Р. Сидоров // Психологическая наука и образование. -

2007. - № 4. - С.23-27.

15. Солдатов Н.С. О взглядах на проблему девиантного поведения в среде школьников / Н.С. Солдатов // Социология образования. - 2007. - № 1. -С. 58-62.

16. Фролов С. С. Социология / С. С. Фролов. - М.: Гардарики, 2000. -256 с.

17. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. - 336 с.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА © Редреева Т.Н.*

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

В данной статье рассматриваются основные образовательные фор-мывлияющие на процесс социализации младшего школьника средст-вами музыкального искусства. Определены основные задачи музыкального образования и предложены педагогические условия для их реализации.

В условиях современного общества возрастает значение эстетического воспитания средствами искусства, в частности музыкального, способст-

* Учитель музыки МОУ СОШ № 69 г. Уфы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.