Научная статья на тему 'ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ'

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
девиантное поведение / сопровождение / профилактика / поддержка / подростки / личность / deviant behavior / support / prevention / support / adolescents / personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губанова А. С.

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с предупреждением девиантного поведения среди подростков. Рассмотрены виды профилактической работы, в том числе диагностика психического развития с целью определения факторов риска девиантного поведения, просветительская работа с родителями. Описаны виды профилактики и подчеркнута важность комплексного и системного подхода к профилактике девиантного поведения, развитию личности подростков и формированию у них положительных жизненных перспектив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS: BASICS OF PREVENTION

This article discusses issues related to the prevention of deviant behavior among adolescents. The types of preventive work are considered, including the diagnosis of mental development in order to determine risk factors for deviant behavior, educational work with parents. The types of prevention are described and the importance of an integrated and systematic approach to the prevention of deviant behavior, the development of adolescents' personality and the formation of their positive life prospects is emphasized.

Текст научной работы на тему «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ»

УДК 159

Губанова А.С.

студент-магистрант направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Института искусств и социокультурного проектирования

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

(г. Калуга, Россия)

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы, связанные с предупреждением девиантного поведения среди подростков. Рассмотрены виды профилактической работы, в том числе диагностика психического развития с целью определения факторов риска девиантного поведения, просветительская работа с родителями. Описаны виды профилактики и подчеркнута важность комплексного и системного подхода к профилактике девиантного поведения, развитию личности подростков и формированию у них положительных жизненных перспектив.

Ключевые слова: девиантное поведение, сопровождение, профилактика, поддержка, подростки, личность.

Девиантное поведение представляет собой модели действий, которые не соответствуют установленным правовым, моральным, возрастным и другим нормам и стандартам общества. К таким типам поведения относятся аддиктивное, делинквентное, психопатическое, патохарактерологическое, а также поведение, основанное на гиперспособностях [1].

Количество видов девиантного поведения довольно обширно. Например, Н. А. Рождественская [5] определяет шестнадцать различных форм, включая виктимное поведение, химическую зависимость, буллинг, воровство, ложь, суицидальные тенденции, сексуальные нарушения, любовную зависимость и другие. Это множество форм отклоняющегося поведения подчеркивает

важность его профилактики. В МБОУ "СОШ с УИОП №10 города Калуги" проблема предотвращения девиантного поведения среди подростков стоит на одном из первых мест в списке приоритетов учебного заведения. В образовательных учреждениях распространены следующие формы девиантного поведения: буллинг, ложь и любовная зависимость.

Каждый второй подросток в России сталкивался с травлей в школе. О буллинге со стороны сверстников рассказали 52% опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет — в первую очередь они жалуются на психологическую агрессию (32%) и физическую, проявляющуюся в толчках и побоях (26,6%). По мнению подростков в возрасте от 16 до 18 лет, школьников чаще всего травят за их внешний вид (43,8%) или принадлежность по национальности (33,6%). Под понятием "буллинг" мы понимаем злонамеренные и агрессивные действия, совершаемые с целью нанесения психологического или физического вреда отдельному человеку, выполняемые лицом или группой людей. Эти действия характеризуются постоянством и могут затрагивать людей всех возрастов, но в большинстве случаев это касается подростков [2, с. 95].

Подростковый период - это время перехода от детства к зрелости, когда происходит важная анатомо-физиологическая перестройка организма. Этот этап характеризуется рядом психологических изменений, таких как расширение восприятия и памяти, развитие абстрактного мышления, воли и эмоционального роста. Физическое и сексуальное развитие подростка вызывают противоречия в психическом развитии, которые требуют учета при его воспитании. В этот период возникают потребности в самооценке и самосознании, начинается формирование самооценки. Однако, в возрасте 12-13 лет могут возникать проблемы самонеприятия и самоотвержения у подростков [3, с. 5].

Важно учитывать значение общения в формировании психики подростка. Особую роль играет взаимодействие со сверстниками, так как стремление к самоутверждению пронизывает межличностные отношения подростков в среде сверстников. Организация развития через коллектив и в

коллективе является важным аспектом воспитания подростков в социально значимом направлении. Профилактика девиантного поведения проводится как среди подростков без признаков отклонений, так и среди тех, у кого риск девиантного поведения уже возник. Согласно исследованиям, школьные психологические службы проводят ряд профилактических мероприятий, включая:

1. Диагностика психического развития с целью определения факторов риска девиантного поведения.

2. Психологическое сопровождение подростков группы риска.

3. Просветительская работа с родителями.

4. Консультативная работа с учителями и родителями по вопросам воспитания и обучения детей.

При определении факторов риска девиантного поведения, сигналом тревоги для родителей и учителей является обнаружение резких изменений в психическом состоянии и поведении подростка. Диагностика психического развития, направленная на выявление этих факторов риска, включает изучение динамики детско-родительских отношений, выявление характерных поведенческих моделей членов семьи, анализ определенных потребностей, мотивов и эмоций подростка (включая страхи, опасения, чувство вины и другие), а также выявление актуальных проблем, беспокоящих ребенка. Методы диагностики могут включать в себя наблюдение, эксперименты, анкетирование, тестирование, проективные методики и анализ документации. В рамках этого процесса могут применяться опросник агрессивности по Бассу-Дарки и различные проективные методики[4, с. 156].

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой использование результатов диагностики для построения коррекционной работы с подростками, находящимися в группе риска. Это включает разработку и применение специальных программ, игр, тренингов и учебных ситуаций. Работа с родителями как важным аспектом профилактической деятельности включает в себя информирование и обучение их психолого-педагогическим

знаниям, ознакомление с особенностями детей разного возраста и индивидуальными характеристиками, а также поощрение ненасильственных методов воспитания. Кроме того, обучение общению и развитие коммуникативных навыков родителей помогают выбрать правильный подход при взаимодействии с детьми. Для реализации этих целей могут использоваться различные методы, такие как проведение лекций, бесед, групповых и индивидуальных консультаций, а также тематических семинаров и ролевых игр [6, с. 43-44].

Профилактическая работа с подростками в группе риска также включает консультации с учителями и родителями по вопросам воспитания и обучения, способствуя разрешению конфликтных ситуаций и восстановлению взаимодействия между ними. Планы по профилактике девиантного поведения у подростков разрабатываются практическими и школьными психологами, а также реализуются в центрах помощи семье и детям.

Однако вопрос профилактики девиантного поведения до сих пор остается нерешенным из-за разобщённости психологов, педагогов, социологов, юристов и психиатров, работающих в этой области. Для решения этой проблемы необходим комплексный подход.

Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику[5, с. 146].

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Применительно к девиантному поведению первичную профилактику можно обозначить как массовую и универсальную превенцию действий, отклоняющихся от социальных норм. Первичная профилактика ориентирована, главным образом, на подростковый возраст.

Задача вторичной профилактики - раннее выявление и коррекция неблагоприятных индивидуальных и социальных факторов, с большой вероятностью вызывающих девиантное поведение. Это работа с группой риска - прежде всего детьми и подростками, проживающими в неблагоприятных или

«агрессивных» социальных условиях. В связи с этим вторичную профилактику можно назвать также селективным вмешательством. Она направлена на выявление групп высокого риска и определение методов работы с ними.

Третичная профилактика решает специальные задачи, например предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения для личности и общества. По сути, это модификационная интервенция, или активное воздействие на еще более узкий круг лиц с устойчивыми или высоковероятными поведенческими девиациями.

В заключении отметим, что для эффективной профилактики девиантного поведения необходимо сосредоточиться на развитии личности подростков, стимулировании у них позитивных личностных перспектив, образующих для подростков личностный смысл.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бакланов К.В., Потапов Д.А. Система психологического сопровождения развития креативности будущих педагогов // Bulletin of the International Centre of Art and Education. - 2016. - № 2. URL: http://w.art-in-school.ru/bul/2_2016_Potapov.pdf;

2. Бакланова Н.К., Бакланов К.В. Научная авторская школа «Профессиональное мастерство и успешность деятельности специалиста педагогического профиля» // Искусство и образование. - 2017. - № 4 (108). - С. 94-104;

3. Декина Е.В., Шалагинова К.С., Залыгаева С.А. Профилактика агрессивного поведения подростков с использованием интерактивных технологий // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021.- №4. - С.2-14;

4. Исаев Е.И. Педагогическая психология. - Москва: Издательство Юрайт, 2012. -347 с.;

5. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учеб. пособие. - М.: Генезис, 2015. - 216 с;

6. Степичев П.А. Игровые технологии в контексте концепции педагогики удивления // Искусство и образование. - 2017. - № 4 (108). - С. 35-43

Gubanova A.S.

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia)

DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS: BASICS OF PREVENTION

Abstract: this article discusses issues related to the prevention of deviant behavior among adolescents. The types of preventive work are considered, including the diagnosis of mental development in order to determine risk factors for deviant behavior, educational work with parents. The types ofprevention are described and the importance of an integrated and systematic approach to the prevention of deviant behavior, the development of adolescents' personality and the formation of their positive life prospects is emphasized.

Keywords: deviant behavior, support, prevention, support, adolescents, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.