Общая педагогика^ история педагогики и
General pedagogy? history of pedagogy and education
УДК 159.922.6
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: АНАЛИЗ РОЛИ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Клубников И.Ю.
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-
строительный институт (МИТУ-МАСИ)
Москва, Российская Федерация
ORCID: 0009-0001-9265-9843
E-mail: [email protected]
Аннотация. Наша статья исследует проблему девиантного поведения детей и подростков в цифровом пространстве, основываясь на анализе актуальных данных и литературы. Мы обращаем внимание на различные формы цифровой агрессии, такие как кибербул-линг, кибермоббинг и троллинг, а также на зависимость от интернета, включая игровую зависимость и зависимость от виртуального общения. Результаты исследования показывают, что подростки сталкиваются с различными причинами девиантного поведения, включая социально-педагогическую запущенность, психологический дискомфорт, отклонения в состоянии здоровья и развитии, отсутствие условий для самовыражения, безнадзорность и негативное влияние цифровой среды. Заключение статьи подчеркивает важность разработки и внедрения профилактических мер, направленных на формирование норм и правил поведения в цифровой среде, а также обеспечение безопасности для детей и других пользователей интернета.
Актуальность. Актуальность данного исследования обусловлена растущей значимостью проблемы девиантного поведения подростков в контексте использования современных медиа и цифровых технологий. С развитием информационного общества и все более широким доступом подростков к различным формам медиа контента, включая социальные сети, онлайн-игры и видео-платформы, возникают новые вызовы и риски для их психологического и социального развития.
Проблема, цель, задачи. Статья обращается к проблеме девиантного поведения детей и подростков в цифровом пространстве. Главной целью исследования является выявление основных форм цифровой девиации, а также разработка профилактических мер, направленных на формирование норм и правил поведения в цифровой среде. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи: исследовать основные типы девиантного поведения, выявить факторы, способствующие развитию девиантного поведения в цифровом пространстве, и предложить рекомендации по профилактике и решению данной проблемы. Результаты и их обсуждение. В результате проведенного исследования выявлено, что дети и подростки сталкиваются с различными формами девиантного поведения в цифровом пространстве, такими как кибераддикция, киберделикты и киберагрессия. Социальные и психологические факторы, такие как неблагополучные семейные отношения и неудачи в учебе, могут способствовать развитию такого поведения. Отмечается низкий уровень осведомленности родителей о возможных опасностях онлайн-среды, что подчеркивает необходимость
разработки норм и правил поведения в цифровом пространстве, а также обеспечения безопасности для себя и других. Профилактика девиантного поведения в цифровом пространстве требует сотрудничества между организациями, школами и родителями, проведения обучающих мероприятий и доступности ресурсов поддержки. Целью такой профилактики является формирование ответственных и этичных цифровых граждан, способных безопасно и эффективно взаимодействовать в онлайн-среде.
Вывод и заключение. Выводы из проведенного исследования подтверждают, что девиант-ное поведение детей и подростков в цифровом пространстве является актуальной проблемой, которая требует немедленного вмешательства и профилактических мер.
Ключевые слова. Девиантное поведение, подростки, современные медиа, цифровые технологии.
Щь Актуальность. В рамках долгосроч--г' ной программы исследований в Российской Федерации, которая стремится изучить последствия интернета и цифровых технологий на формирование криминологического статуса различных социальных групп и личности, особое внимание уделяется подросткам и молодежи. Эта возрастная группа считается особенно подверженной негативному воздействию информационно-телекоммуникационных сетей [2. С. 127].
Дети в России в возрасте до 10 лет проводят приблизительно 40 % своего времени в интернете, а этот процент увеличивается до 60 % у подростков в возрасте от 14 до 18 лет [5]. Эти цифры говорят о том, что цифровая среда становится неотъемлемой частью их повседневной жизни.
Увеличение времени, проводимого подростками в интернете, вызывает опасения относительно их психологического и социального развития. Онлайн-среда предлагает подросткам широкий спектр возможностей, но также сопряжена с определенными рисками. Неконтролируемое потребление медиа контента и воздействие неподходящих или насилий содержания может негативно сказываться на эмоциональном состоянии и формировании ценностей подростков. Возможность анонимности и удаленности виртуальной среды может способствовать проявлению нежелательного поведения.
Исследование
Девиантное поведение подростков в он-лайн-среде может проявляться в различных формах. Интернет-зависимость, связанная с негативными эмоциональными состояниями и дисгармонией, может при-
вести к возникновению девиантного поведения. Неконтролируемое потребление контента, проведение большого количества времени в социальных сетях и играх онлайн, поиск адреналина через участие в рискованных активностях в виртуальной среде — все это может способствовать формированию негативных поведенческих паттернов.
Особенность поколения «цифровой молодежи» заключается в уменьшении критического мышления, особенно у несовершеннолетних. Они часто не в полной мере способны распознавать манипуля-тивные приемы при передаче информации, не проводят анализ достоверности информации и не умеют критически оценивать предлагаемые информационные продукты. Они не осознают многих опасностей, которые могут подстерегать их в медиапро-странстве. Такая некритичность может привести к опасности распространения преступлений, которые могут быть совершены в отношении несовершеннолетних или самих несовершеннолетними в интернет-пространстве [7. С. 25].
Интернет и социальные сети предоставляют возможность частичной анонимности, что побуждает как детей, так и взрослых совершать действия, которые они не сделали бы в реальном мире. Одним из распространенных примеров таких действий является кибербуллинг - направленные на конкретное лицо угрозы, оскорбления, унижения и травля, осуществляемые при помощи цифровых средств коммуникации. Другим примером является трол-линг - провокации и споры, целью которых является вызывание негативных реакций у других участников обсуждений в интер-
нет-сообществах и социальных сетях. Эти формы агрессивного поведения в цифровой среде могут иметь серьезные последствия для жертв, включая психологическую травму и социальную изоляцию [4].
У некоторых подростков анонимная ненависть к сверстникам со временем может перерасти в открытые формы ксенофобии и физическую жестокость в отношении жертв. Если говорить о безнаказанных физических расправах, то стоит упомянуть опНпе-игры. Многие из таких игр являются путеводителями к насилию против себе подобных.
Исследования показывают, что большинство несовершеннолетних пользователей социальных сетей (91 %) сталкиваются с проявлениями сетевой агрессии. Это может включать оскорбления, угрозы, навязчивые сообщения и другие формы цифрового насилия. Более того, 26 % из них также сами проявляли ответную агрессию в ответ на эти негативные проявления.
Однако, наиболее озабоченными этой проблемой являются лишь около 20 % родителей. Это указывает на то, что осведомленность и понимание родителями опасностей, с которыми сталкиваются их дети в киберпространстве, остаются недостаточными [6].
Среди основных форм цифрового де-виантного поведения можно выделить следующие типы [3. С. 69]:
1. Кибераддикция, которая включает в себя интернет-зависимость, игровую зависимость, зависимость от виртуального общения и другие подобные формы.
2. Киберделикт, которым являются правонарушения и преступления, совершаемые в цифровой среде. К таким действиям относятся секстинг (распространение интимных материалов), груминг (онлайн-нападения педофилов), фишинг (мошенничество с использованием ложной информации) и другие.
3. Киберагрессия, включающая кибер-буллинг [1] (оскорбления и унижения в сети), кибермоббинг (систематическое издевательство и преследование в интернете) и троллинг (создание споров и провокаций в онлайн-сообществах).
Одной из значимых и перспективных
целей в профилактике развития девиантно-го поведения подростков в цифровом пространстве является поощрение формирования у них норм и правил поведения, а также обеспечение безопасности как для себя, так и для других людей.
Мы разработали профилактические меры, которые могут быть применены для борьбы с кибераддикцией, киберделиктом и киберагрессией. В таблице 1 указаны типы проблем и соответствующие профилактические меры, которые могут помочь в предотвращении и снижении рисков.
Профилактические меры также должны включать информирование подростков о важности защиты личной информации, конфиденциальности и безопасности он-лайн-активности. Это включает использование надежных паролей, ограничение доступа к личным данным и установку конфиденциальных настроек в социальных сетях.
Организации, школы и родители должны активно сотрудничать, чтобы создать общую платформу для обсуждения и обучения подростков правилам безопасного и этичного поведения в цифровой среде. Это может включать проведение тренингов, семинаров и кампаний, направленных на осознание и пропаганду цифровой грамотности и ответственного поведения в сети.
Следует уделить внимание и обеспечить доступность подросткам ресурсов и услуг, предназначенных для помощи и поддержки при столкновении с цифровыми проблемами, включая каналы обратной связи, консультации и линии помощи.
Заключение. Профилактика развития девиантного поведения подростков в цифровом пространстве представляет собой важную и актуальную задачу. Одной из значимых и перспективных целей в профилактике развития девиантного поведения подростков в цифровом пространстве является поощрение формирования у них норм и правил поведения, а также обеспечение безопасности как для себя, так и для других людей.
Важно активно работать над созданием осознания подростками о необходимости соблюдения этических и моральных норм в онлайн-среде. Это может быть достигну-
то через обучение подростков правилам взаимодействия в цифровом пространстве, разъяснение последствий негативного по-
ведения и обучение навыкам эмоционального контроля при использовании интернета и социальных сетей.
Таблица 1
Профилактические меры для борьбы кибераддикцией, киберделиктом и киберагрессией_
Тип проблемы Профилактическая мера
Кибераддикция 1. Организация информационных кампаний о здоровом использовании интернета и цифровых технологий. 2. Проведение тренингов и семинаров для детей и родителей по управлению временем, развитию навыков саморегуляции и умеренному использованию онлайн-игр и социальных сетей. 3. Создание сетевых ресурсов и поддержка сообществ для обмена опытом и поддержки людей, испытывающих проблемы с кибераддикцией.
Киберделикт 1. Проведение образовательных программ о цифровой безопасности, осознанном поведении в сети и защите личной информации. 2. Сотрудничество с правоохранительными органами для обнаружения и пресечения киберпреступлений. 3. Создание ресурсов для жертв киберделикта, предоставление информации о правах и возможностях получения помощи.
Киберагрессия 1. Внедрение программ антибуллинга и тренингов по развитию эмоционального интеллекта и конфликтологии. 2. Повышение осведомленности родителей и педагогов о признаках ки-берагрессии и эффективных способах реагирования на нее. 3. Обучение детей этическому поведению в сети, развитие навыков эм-патии и уважительного общения в онлайн-среде.
Профилактические меры также должны включать информирование подростков о важности защиты личной информации, конфиденциальности и безопасности он-лайн-активности. Это включает использование надежных паролей, ограничение доступа к личным данным и установку конфиденциальных настроек в социальных сетях.
Организации, школы и родители должны активно сотрудничать, чтобы создать общую платформу для обсуждения и обучения подростков правилам безопасного и этичного поведения в цифровой среде. Это может включать проведение тренингов, семинаров и кампаний, направленных на осознание и пропаганду цифровой грамотности и ответственного поведения в сети.
Следует уделить внимание и обеспечить доступность подросткам ресурсов и услуг, предназначенных для помощи и поддержки при столкновении с цифровыми проблемами, включая каналы обратной связи, консультации и линии помощи.
Профилактика девиантного поведения в цифровом пространстве не только содействует созданию безопасной и здоровой онлайн-среды, но и помогает подросткам развивать социальные и эмоциональные компетенции, а также осознавать последствия своих действий. Это важный шаг на пути к формированию ответственных и этичных цифровых граждан, способных полноценно и безопасно функционировать в современном информационном обществе.
Литература
1. Yue Ding, Dongping Li, Xian Li, Jiale Xiao, Haiyan Zhang, Yanhui Wang. Profiles of adolescent traditional and cyber bullying and victimization: The role of demographic, individual, family, school, and peer factors // Computers in Human Behavior, Volume 111, 2020. URL:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0747563220301928
2. Дыдышко Л.В. Социально-педагогическая профилактика цифровых девиаций подростков в учреждениях общего среднего образования / Л.В. Дыдышко // Социальная и психолого-педагогическая помощь семье: опыт, проблемы, перспективы : Материалы 2 Международной научно практической конференции, Минск, 08 декабря 2021 года. Минск, 2022. С. 67-70.
3. Клочкова А.В. Влияние цифровой среды на формирование девиантного поведения подростков и молодежи / А.В. Клочкова // Цифровые технологии в борьбе с преступностью: проблемы, состояние, тенденции : Сборник материалов 1 Всероссийской научно практической конференции, Москва, 27 января 2021 года. М, 2021. - С. 127-131.
4. Курпатов А. Идет эпидемия цифрового аутизма / А. Курпатов // Провославие.фм. URL: https://pravoslavie.fm/discussion/psihiatr-andrej-kurpatov-idyot-epidemiya-czifrovogo-autizma/ (дата обращения: 19.02.2021).
5. Сашенков С.А. Криминогенное влияние социальных сетей на несовершеннолетних / С.А. Сашенков // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 3. С. 215-219.
6. Смирнова А.А. Киберугрозы безопасности подростков / А.А. Смирнова, Т.Ю. Захарова, Е.С. Синогина // Научно педагогическое обозрение. 2017. № 3(17). С. 99-107.
7. Тарханова И.Ю. Трансформация девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях / И.Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 6(129). - С. 25-35.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Клубников И.Ю. Девиантное поведение подростков: анализ роли современных медиа и цифровых технологий / И.Ю. Клубников // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 7. С. 5-12.
Информация об авторе Клубников Иван Юрьевич
Аспирант 1 курса, Московский информационно-технологический университет - Московский
архитектурно-строительный институт" (МИТУ-МАСИ)
Москва, Российская
ORCID: 0009-0001-9265-9843
E-mail: [email protected]
Научный руководитель Поповская Наталья Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт" (МИТУ-МАСИ) Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 7, pp. 5-12.
DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS: ANALYSIS OF THE ROLE OF MODERN MEDIA AND DIGITAL TECHNOLOGIES
Klubnikov I.Yu.
Moscow Information Technology University - Moscow Institute of Architecture and Civil Engineering" (MITU-MASI) Moscow, Russian Federation ORCID: 0009-0001-9265-9843
E-mail: [email protected]
Abstract. Our article explores the problem of deviant behavior of children and adolescents in the digital space, based on the analysis of current data and literature. We draw attention to various forms of digital aggression, such as cyberbullying, cybermobbing and trolling, as well as dependence on the Internet, including gaming addiction and dependence on virtual communication. The results of the study show that adolescents face various causes of deviant behavior, including socio-pedagogical neglect, psychological discomfort, deviations in health and development, lack of conditions for self-expression, lack of awareness and the negative impact of the digital environment. The conclusion of the article highlights the importance of developing and implementing preventive measures aimed at forming norms and rules of behavior in the digital environment, as well as ensuring safety for children and other Internet users.
Relevance. The relevance of this study is due to the growing importance of the problem of deviant behavior of adolescents in the context of the use of modern media and digital technologies. With the development of the information society and the increasing access of adolescents to various forms of media content, including social networks, online games and video platforms, new challenges and risks arise for their psychological and social development. Problem, goal, tasks. The article addresses the problem of deviant behavior of children and adolescents in the digital space. The main purpose of the study is to identify the main forms of digital deviation, as well as the development of preventive measures aimed at the formation of norms and rules of behavior in the digital environment. To achieve this goal, the following tasks are set: to investigate the main types of deviant behavior, to identify factors contributing to the development of deviant behavior in the digital space, and to provide recommendations for the prevention and solution of this problem.
Results and their discussion. As a result of the conducted research, it was revealed that children and adolescents face various forms of deviant behavior in the digital space, such as cyberaddiction, cyberdelicts and cyber aggression. Social and psychological factors, such as unfavorable family relationships and academic failures, can contribute to the development of such behavior. There is a low level of awareness of parents about the possible dangers of the online environment, which emphasizes the need to develop norms and rules of behavior in the digital space, as well as to ensure safety for themselves and others. Prevention of deviant behavior in the digital space requires cooperation between organizations, schools and parents, conducting training events and the availability of support resources. The purpose of such prevention is to form responsible and ethical digital citizens who are able to interact safely and effectively in an online environment.
Conclusions and conclusion. Conclusions from the study confirm that the deviant behavior of children and adolescents in the digital space is an urgent problem that requires immediate intervention and preventive measures.
Keywords. Deviant behavior, teenagers, modern media, digital technologies.
References
f 1. Yue Ding, Dongping Li, Xian Li, Jiale Xiao, Haiyan Zhang, Yanhui Wang. Profiles of adolescent traditional and cyber bullying and victimization: The role of demographic, individual, family, school, and peer factors // Computers in Human Behavior, Volume 111, 2020. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0747563220301928
2. Dydyshko, L. V. Socio-pedagogical prevention of digital deviations of adolescents in institutions of general secondary education // Social and psychological and pedagogical assistance to the family: experience, problems, prospects : Materials of the II International Scientific and Practical Conference, Minsk, December 08, 2021. M: Educational Institution «Maxim Tank Belarusian State Pedagogical University», 2022. - pp. 67-70.
3. Klochkova A.V. The influence of the digital environment on the formation of deviant behavior of adolescents and youth / A.V. Klochkova // Digital technologies in the fight against crime: problems, state, trends : Collection of materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, January 27, 2021. Moscow: Federal State State Educational Institution of Higher Education «University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation», 2021. - pp. 127-131.
4. Kostolomova, M. V. Digital deviation as a phenomenon of a new social reality: methodological foundations and conceptualization of the concept / M. V. Kostolomova // Sociological science and social practice. 2020. Vol. 8. No. 2. - pp. 41-53.
5. Kurpatov A. There is an epidemic of digital autism. URL: https://pravoslavie.fm/discussion/psihiatr-andrej-kurpatov-idyot-epidemiya-czifrovogo-autizma / (date of address: 02/19/2021).
6. Sashenkov S. A. Criminogenic influence of social networks on imperfect-year-olds // Vestn. Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 3. - pp. 215-219.
7. Smirnova, A. A. Cyber threats to the safety of adolescents / A. A. Smirnova, T. Y. Zakharova, E. S. Sinogina // Scientific and pedagogical review. 2017. No. 3(17). - pp. 99-107.
8. Tarkhanova, I. Yu. Transformation of deviant behavior of imperfect children in modern conditions / I. Yu. Tarkhanova // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2022. No. 6(129). - pp. 25-35.
Information about the author Klubnikov Ivan Yurievich
Moscow Information Technology University - Moscow Institute of Architecture and Civil Engineering" (MITU-MASI) Moscow, Russian Federation ORCID: 0009-0001-9265-9843 E-mail: [email protected]
Scientific adviser
Popovskaya Natalia Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Moscow University of Information Technology - Moscow Institute of Architecture and Civil Engineering" (MITU-MASI) Moscow, Russian Federation E- mail: [email protected])
Поступила в редакцию 20.06.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.07.2023.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/