Научная статья на тему 'ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
922
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / причины девиантности / деликвентное поведение / аддиктивное поведение / психопатологический тип. / deviant behavior / causes of deviance / delinquent behavior / addictive behavior / psychopathological type.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рахмонов, Махмуд Ибодович

В данной статье раскрывается одна из важнейших проблем современности девиантное поведение младших школьников. Рассматривается особенности поведения младших школьников и причины появления у них агрессии. Разбираются основные теории и коррекция девиантного поведения, не только педагогические психологические, также и социологические, и биологические объяснения этого социального феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIANT BEHAVIOR OF YOUNG SCHOOL CHILDREN

This article reveals one of the most important problems of our time deviant behavior of younger schoolchildren. The features of the behavior of younger schoolchildren and the causes of their aggression are considered. The basic theories and correction of deviant behavior are analyzed, not only pedagogical psychological, but also sociological and biological explanations of this social phenomenon.

Текст научной работы на тему «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Рахмонов Махмуд Ибодович

студент Бухарского государственного университета

АННОТАЦИЯ

В данной статье раскрывается одна из важнейших проблем современности - девиантное поведение младших школьников. Рассматривается особенности поведения младших школьников и причины появления у них агрессии. Разбираются основные теории и коррекция девиантного поведения, не только педагогические - психологические, также и социологические, и биологические объяснения этого социального феномена.

Ключевые слова: девиантное поведение, причины девиантности, деликвентное поведение, аддиктивное поведение, психопатологический тип.

ABSTRACT

This article reveals one of the most important problems of our time - deviant behavior of younger schoolchildren. The features of the behavior of younger schoolchildren and the causes of their aggression are considered. The basic theories and correction of deviant behavior are analyzed, not only pedagogical -psychological, but also sociological and biological explanations of this social phenomenon.

Keywords: deviant behavior, causes of deviance, delinquent behavior, addictive behavior, psychopathological type.

Понятие девиантного поведения детей младшего школьного возраста Понятие о девиантном поведении младших школьников является недостаточно хорошо изученным, несмотря на то, что эта проблема изучается многие годы, как с точки зрения педагогики, так и со стороны психологии. Девиантное поведение представляет собой определенные действия или поступки, идущие в разрез с социальными, культурными и нравственными нормами. Девиантное поведение можно считать как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне нестабильности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. Большинство школьников, которые выделяются как учащиеся с девиантным поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющего поведения. По мнению одних исследователей,

речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Другие исследователи настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. По мнению третьих, это различные виды социальных патологий. Девиантное поведение младшего школьника - одна из основных причин обращения за педагогической поддержкой и психологической помощью к специалистам. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Основными причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть не только психофизические отклонения, которыми занимаются врачи, но и неблагоприятная атмосфера в семье, определенные виды семейных взаимоотношений, которые ведут к возникновению отклоняющегося поведения учеников. Разностороннее изучение проблемы девиантного поведения детей младшего школьного возраста и исследование механизма социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм, являются, прежде всего, уровень нравственности, развитие общественных систем, поведения человека и сформированное отношение общества к ценностям и нормам морали.Как правило, трудности в поведении детей объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. Среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ученые называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость ребенка оттребований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у детей зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых. Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь асоциально. в неблагополучной среде, школьник усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат в обществе, для ребенка они - наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде. Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения своего уровня

жизни .Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда.При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах с взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам. Девиантное поведение бывает нескольких типов и выражается в разных формах. Типы девиантного поведения:

1) Делинквентное поведение - представляет собой ряд поступков, которые могут привести к уголовной ответственности. Разница с криминальной деянием состоит в том, что дети совершают неблагоприятное поступки чаще всего для собственных выгод и из желаний просто развлечься. В этит период жизни дети не состоянии понять степень опасности, которую влечет собой подобные развлечение.

2) Аддиктивное поведение - представляет собой избегание реальности, посредством изменения психического состояния с помощью психоактивных веществ. При данном типе девиантного поведения дети считают, что их жизнь скучна и неинтересна. Здесь не последнюю роль играет комплекс неполноценности, заниженная самооценка, повышенная тревожность, тенденция к позиции «жертвы».

3) Под патохарактерологическим - типом девиантного поведения понимается поведение, проявляющееся под влиянием специфики характера ребенка. Этот фактор во многом зависит от процесса и стиля воспитания в семье. Здесь можно выделить такие понятия, как обидчивость, упрямство, непризнание авторитетов, нежелание им подчиняться, или наоборот, стремление к доминированию.

4) Психопатологический тип - во многом зависит от наличия и проявления психических расстройств или заболеваний. Сюда же относится аутоагрессия и стремление к самоповреждению и суицидальные наклонности. Яркий пример такого поведения - ставшая печально известной игра «Синий кит», в которой дети и подростки наносят себе физические увечья.

5) Девиантное поведение на основе гиперспособностей -гиперспособностях тип девиантного поведения. Как правило, он выходит за общепринятые рамки и способности человека. Например, это может быть так называемый «вундеркинд», проявляющий свой талант в какой-то одной области, но при этом имеющий девиации в повседневной жизни. При этом типе девиантного поведения, ребенок (а впоследствии и взрослый) не умеет

правильно оценивать поступки и поведение, как себя, так и окружающих, совершенно не готов к реалиям современной жизни и при этом склонен проявлять наивность и некоторую инфантильность. Как следствие, для данного типа поведения характерно «игнорирование реальности». Можно предположить, что для него это является своего рода защитным механизмом.

Причины и факторы девиантного поведения Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от семи до семнадцати лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеютсвоими мыслями, чувствами и поступками. Возрастные кризисы характеризуются переходом к новому типу взаимоотношений с взрослыми, рассматриваются как условные обозначения более или менее выраженных состояний конфликтности при переходе от одного периода возрастного развития в другой, они часто сопровождаются депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера. В связи с вышесказанным период подросткового кризиса наиболее сенситивен для возникновения различного рода девиаций. Проблемы в семье ребёнка формируют девиантность у младшего школьника.

Заключение.

Итак, в процессе исследовательской деятельности мы изучили понятия «девиантное поведение», «социальная норма» и выяснили, что данное поведение возникает вследствие окружающего влияния на младшего школьника, а также ошибками, которые допускают родители и педагоги при работе с младшими школьниками. Мы также изучили факторы и формы девиантного поведения и выяснили, что они многообразны. Девиантное поведение учащихся начальных классов переходят в девиантное поведение подростков, которое обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным.

REFERENCES

1. Turdieva N.S. (2021). Didactic conditions for the formation of attitudes toward education as a value among primary school pupils. Middle European Scientific Bulletin, 10. Retrieved from https://ceisr.academiciournal.io/index.php/iournal/article/view/368

2. Турдиева Н. С., Акрамова У. И. Роль Развития Экологического Образования И Экологической Культуры Младших Школьников В Современном Обществе //Баркарорлик ва Етакчи Тадкикотлар онлайн илмий журнали. - 2021. - Т. 1. - №. 5. - С. 477-483. http://www.sciencebox.uz/index.php/iars/article/view/383

3. RM Ibodovich, TN Saidova - European Journal of Life Safety and Stability.Problems of teacher mastery in school practice and the history of pedagogical thought. indexedresearch.org file:///C:/Users/user/Downloads/98-Article%20Text-341-1-10-20211104%20(7).pdf

4. Saidovna, T. N. (2020). Raising the attitude of primary school students to education as a value. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(10), 506-510. https://scholar.google.com/scholar?cluster=13501754779403365215&hl=en&o i=scholarr

5. Saidovna, Turdieva Nigora. "Raising the attitude of primary school students to education as a value." ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal 10.10 (2020): 506-510.

https://scholar.google.com/scholar?cluster=13501754779403365215&hl=en&o i=scholarr

6. Turdieva Nigora Saidovna. Collection of scientific articles XV International correspondence scientific specialized conference. 2019 INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW OF THE PROBLEMS OF PHILISOPHY,

PSYCHOLOGY_AND_PEDAGOGY

https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=41486849

7. ИЗ ОПЫТА УЗБЕКИСТАНА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПЕДАГОГОВ Турдиева Н.С. Boston. U.S.A. December 10-12, 2019 https://scientific-conference.com/images/PDF/2019/15/International-scientific-review-7- 15-III-ISBN-.pdf

8. Gulzoda Kurbanova. The problem of ecological education in the 20th century of children's literature. 31 May 2021, Published 5 May 2021

https://ceisr.academiciournal.io/index.php/iournal/article/view/580 cejsr.academicj ournal .io

9. Features of Speech Development in Children of Middle Preschool Age Jumayev Umedjon To'raqulovich, Ashurova Zarina Muxitdinovna http://ceisr.academiciournal.io/index.php/iournal/article/download/334/285

10."Representation and Interpretation in Children's Poetry." Middle European Scientific Bulletin Nuritdinova Shahnoz Sadridinovna https://ceisr.academiciournal.io/index.php/iournal/article/view/361

11.X.N O'ktamovna, Баркарорлик ва Етакчи Тадкикотлар онлайн илмий журнали, 2021. O'zbek Romanlarida Tarixiy Inversiyani Berish Usullari Va Vositalari.https://scholar.google.com/citations?view op=view citation&hl=ru &user=mKvKqqIAAAAJ&citation_for_view=mKvKqqIAAAAJ:u-x6o8ySG0sC https://conferencepublication.com/index.php/aoc/issue/view/41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.