Научная статья на тему 'ДЕВИАНТНОЕ И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ'

ДЕВИАНТНОЕ И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
556
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Е. Г.

В статье даётся характеристика девиантного поведения подростков. Рассматриваются различные его формы, делается акцент на агрессивном поведении как наиболее опасной форме девиации. Приводятся гендерные различия в проявлениях различных форм девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕВИАНТНОЕ И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ»

УДК 159.9

Е.Г. Белова

ДЕВИАНТНОЕ И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

В статье даётся характеристика девиантного поведения подростков. Рассматриваются различные его формы, делается акцент на агрессивном поведении как наиболее опасной форме девиации. Приводятся гендерные различия в проявлениях различных форм девиантного поведения.

Ключевые слова: девиантное и агрессивное поведение, формы деви-антного поведения, агрессия, агрессивность, подростки.

Важность исследования данной проблемы обусловлена существенным ростом числа подростков с различными формами девиантного поведения, наибольшую опасность из которых представляет агрессивная форма. Сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, способствует росту социально-неблагоприятных факторов, которые зафиксированы в современной статистике. Согласно данным ООН, Россия занимает первое место по числу разводов, по числу детей, рождённых вне брака или брошенных родителями, по количеству самоубийств среди детей и подростков, по количеству абортов и материнской смертности, по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции, по числу курящих детей.

Все эти и другие факторы негативно сказываются на развитии подростков и их морально-нравственных характеристиках, что также нашло отражение в данных статистики, в которой зафиксирован рост преступности среди несовершеннолетних. Согласно представленным в отчете МВД РФ данным за 2014 год, каждое четырнадцатое преступление совершено подростками или при их участии (МВД РФ, Статистика состояния преступности на декабрь 2014 года) [1, 2, 3, 6].

Ещё одной пугающей тенденцией современной ситуации является рост удельного числа девочек-подростков демонстрирующих различные формы девиантного, в том числе и агрессивного поведения. По многим аспектам современные девушки-подростки ничем не отличаются в поведении от подростков-мальчиков и проявляют не меньшую жестокость, по сравнению с их сверстниками (Ю.М. Антонян, А.И. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, В.Ф. Пирожков) [7]. Таким образом, исследование гендерной составляющей данной проблемы является неотъемлемой частью изучения социальной действительности.

Гендерные аспекты социализации молодого поколения с одной стороны, теоретически мало ис-следованны, а с другой стороны приобретают все большую значимость в познании поведения современной молодежи.

Поэтому гендерный подход открывает новые возможности для исследования девиантного и агрессивного поведения несовершеннолетних. Он предполагает такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на психические явления, и в то же время нет поляризации и иерархии «мужского» и «женского». Методологические основы тендерного анализа в психологии разрабатываются как зарубежными (Ш. Берн, К. Бьерквист, X. Джин, А. Игли, Д. Кандиоти, К. Лагерспетц, Д. Фаррингтон, К. Уэст и Д. Зиммерман и др.), так и отечественными исследователями (Н.И. Абубакирова, О.А. Воронина, Т.А. Гурко, И.С. Клецина, Л.П. Репина, Н.А. Челышева и др.).

В отличие от половозрастного анализа, отталкивающегося от биологической разницы мужчин и женщин, гендерный анализ позволяет, не ограничиваясь традиционными представлениями о гормональных отличиях и разном физиологическом предназначении, увидеть истоки различий в проявлении различных форм девиантного и в том числе агрессивного поведения между мальчиками и девочками подростками в специфике их социализации и принятии на себя определенных гендерных ролей.

К многочисленным трудностям подросткового периода, обусловленным кризисностью фазы перехода от детства к взрослости, сегодня добавляется нечеткость требований к исполняемым гендерным ролям [10].

«Уравнение» гендерных ролей и сближение стереотипов мужественности и женственности заставляет подростка почувствовать себя бесполым и одиноким существом во враждебном и угрожающем ему мире. В этой ситуации различные формы девиации, в том числе и агрессия являются, прежде всего, за-

© Белова Е.Г., 2015.

щитным механизмом в ответ на напряжение, связанное с затрудненностью тендерной идентификации в современном мире [11].

Учет тендерного фактора при анализе девиантного поведения подростка представляется важнейшим принципом для дальнейшего совершенствования профилактической и коррекционной работы с данной группой подростков. Для дальнейшего анализа тендерной специфики в девиантном поведении вообще и агрессивном в частности, раскроем значение данных понятий.

Под понятием «девиантное поведение» принято понимать - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию [6, с.76].

Критериями девиатного поведения являются (Г.В. Апятин, Ю.М. Антонян, С.А. Беличева, Г.В. Бочкарева, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, Т.А. Митина, В.Ф. Пирожков и др.): нарушение личностью общепринятых норм, нанесение ущерба себе самой и окружающим людям, систематичность и регулярность отклоняющегося от норм поведения, наличие проявлений дезадаптации, соответствие специфики поведения личностной направленности. Кроме того, девиантное поведение отличается тем, что ему присущи индивидуальные и поло-возрастные особенности (Я.И. Гилинский, А.Е. Личко, А.В. Прялухи-на, И.Ю. Тарханова) [1].

Согласно В.Д. Менделевичу девиантное поведение можно разделить на типы и формы. Так, автор выделяет делинквентный тип, аддиктивный, патохарактерологический, психопатологический и тип, основанный на гиперспособностях [6, с.76]. Каждому типу соответствуют определённые клинические формы. Следует отметить, что агрессивное поведение по В.Д. Менделевичу является клинической формой проявления любого типа девиантного поведения. А в системе теоретических построений Е.В. Зманов-ской агрессивное поведение является отдельной самостоятельной формой девиантного поведения, наряду с другими, такими как делинквентное, зависимое и суицидальное поведение. [2. с. 287].

Интересная на наш взгляд классификация форм девиантного поведения представлена в работе Ф. Патаки, который выделил два основных типа и соответствующие им формы проявления: «ядро девиант-ного поведения» (формы: преступность, самоубийства, наркомания, алкоголизм), «преддевиантный синдром» (формы: аффективное поведение, агрессия, антисоциальное поведение) [3].

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских к девиантным формам относили внешнедеструктивное поведение (аддиктивное, антисоциальное) и внутридеструктивное поведение (суицидальное, конформистское, нар-циссическое, фанатическое, аутичное) [3].

В.В. Ковалёв выделял такие формы девиантного поведения как антидисциплинарное, асоциальное, аутоагрессивное и противоправное поведение.

В современном словаре психологических терминов в описании форм девиантного поведения приводятся следующие категории: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации [8].

Краткий обзор классификаций девиантного поведения позволяет сделать вывод о том, что само понятие является собирательным, охватывающим различные формы индивидуального и группового поведения, связанного с нарушением социальных норм. При этом агрессивное поведение рассматривается либо в качестве самостоятельной формы девиантного поведения, либо её проявления рассматривают как обязательные и сопутствующие другим формам девиантного поведения.

В нашем исследовании мы придерживаемся общепринятой точки зрения на проблему содержания девиантного поведения, зафиксированной в большинстве словарей и учебниках, согласно которой девиация как отклоняющееся от норм поведение, включает в себя такие проявления как преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. При этом агрессия рассматривается нами как сопутствующая форма данных проявлений. Как и понятие «девиантное поведение» «агрессия» является описательным, «характеризующим деструктивные, наступательные действия, приносящие вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), физический ущерб и психологический дискомфорт» [8].

Теперь обратимся к современным исследованиям, раскрывающим специфику гендерных различий в девиантном и агрессивном поведении подростков.

Согласно аналитическому обзору 10 эпидемиологических исследований распространённости девиантного поведения в пяти разных странах, в 40% этих исследований не обнаружено гендерных различий в распространённости девиантного поведения в период отрочества - юности (Zoccolillo, 1993). Однако тоже исследование показало, что для большинства девушек раннее проявление различных форм девиантного поведения обеспечивало неблагоприятный прогноз в будущем [4].

В исследованиях Buttsa и его коллег, проведённом в США в 1992 году показано растущее сходство мужской и женской подростковой преступности. Тем не менее, в исследованиях Simon,

Crosby&Dahlberg обнаружено, что принадлежность к женскому полу оказалась значимо связанной с ношением оружия на территории школы [4].

В исследованиях отечественных психологов тендерные различия выражены более четко и проявляются в специфике девиантного поведения. Так, согласно исследованию С.В. Ублиева, девиантность подростков мужского пола проявляется в хулиганстве, кражах, нанесении телесных повреждений, экстремизме, а подростков женского пола - в причастности к употреблению наркотических веществ, мелком хулиганстве, хищениях имущества и проституции [9].

В исследованиях, посвященных проблеме гендерных различий в аутодеструктивном поведении было обнаружено, что для девушек-подростков риск сознательного аутодеструктивного поведения особенно велик. Английские ученые Hawton, Fagg&Simkin, основываясь на результатах 17-летнего исследования, оценили половое соотношение рапространённости суицидальной формы девиантного поведения в генеральной совокупности и получили соотношение девочки/мальчики, равное 9:1. Большинство актов данной формы поведения составляли самоотравления, меньшинство - нанесение себе травматических повреждений [4].

Согласно исследованиям Д.В. Семёнова подростки-аддикты не различаются по гендерной принадлежности, но имеют психологические особенности, свойственные представителям «девиантного образа жизни». Похожие выводы мы обнаруживаем и в работе Ж.В. Емяшевой, которая отметила, что на формирование наркозависимого поведения половая принадлежность существенного значения не имеет.

Проблема изучения агрессивного поведения подростков и её гендерной составляющей отражено в исследованиях: А. Бандуры, Р. Бэрона, Ю.Б. Можгинского, А.А. Реана, Т.Г. Румянцевой, Д. Ричардсона, Ф.С. Сафуанова, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманова, и др. Ежегодно увеличивается количество исследований, посященных данной теме (Л.М. Андрюшина, Н.М. Евлашкина, М.А. Исаева, О.В. Мавлянова, Ю.В. Старшиков, Е.В. Тарасова, А.А. Ушанова, О.М. Шабалин, С.А. Щербаха).

Во многих исследованиях делается вывод о том, что уровень агрессивности у девиантных подростков-мальчиков сравнительно выше, чем у подростков-девочек. Каждой группе девиантных подростков (мальчиков и девочек) свойственен свой рисунок агрессивных проявлений. В результате анализа, проведённого М.Л. Мельниковой, было установлено, что девочкам-подросткам, в силу наличия у них наибольшей по сравнению с мальчиками-подростками эмоциональной чувствительности и неуравновешенности, свойственна импульсивность агрессивных действий, а мальчиков-подростков, для которых агрессивное поведение является способом самоутверждения, отличает большая продуманность агрессивных действий и большая их интенсивность [5]. В исследовании Н.А. Саблиной представлена следующая ген-дерная особенность в проявлениях агрессивного поведения у подростков: у девочек наиболее выраженными являются такие формы агрессии как вербальная и чувство вины, тогда как у мальчиков - физическая агрессия и негативизм.

Подводя итог, отметим основные положения, приведённые в статье:

Анализ научной литературы показывает, что как девиантное, так и агрессивное поведение являются описательными понятиями.

Под девиантным поведение понимаются действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе моральным и правовым нормам. Агрессивное поведение характеризуется как деструктивные, наступательные действия, приносящие вред, физический ущерб и психологический дискомфорт объектам нападения.

Девиантное поведение проявляется в таких формах как преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. При этом агрессия рассматривается как сопутствующая форма данных проявлений.

Учет гендерного фактора при анализе девиантного поведения подростка является необходимым, как с точки зрения познания социальной действительности, так и с целью совершенствования профилактической и коррекционной с подростками.

Библиографический список:

1.Антонян Ю.М. Психология преступления и наказания. - М.: "Пенатес-Пенаты", 2000. - С. 19-66.

2.Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) - 3-е изд.испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.

3.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - Тверь: ЧуДо, 1998. - 152 с.

4.Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. -

288 с.

5.Мельникова М.Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков: детерминанты и условия коррекции: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Мельникова Маргарита леонидовна. - Екатеринбург, 2007. - 24 с.

6.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь. - 2005. - 445 с.

7.Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности: в 2 т. - Т. 1. - М.: Изд-во «ОСЬ-89», 1998. - 304 с.

8.Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат. - 1990. - 494 с.

9.Ублиев С.В. Социально-психологические предпосылки гендерной делинквентности в молодёжной среде: дис. ...канд. психол.наук: ВАК 19.00.05. Кострома, 2006.

10.Якиманская И.С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации. - Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». - 2013. -№1 - http://psyedu.ru/authors/a3228.phtml

11. Якиманская И.С. Оценка безопасности образовательной среды, асоциального поведения, системы помощи и поддержки во мнениях, школьников городских и сельских школ Оренбургской области// Известия Саратовского университета. - 2012. - Т.1 - Серия Акмеология образования. С 23-33.

БЕЛОВА Елена Геннадьевна - магистрант факультета гуманитарных и социальных наук, Оренбургский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.