Научная статья на тему 'Детство в художественном мире Л. А. Баевой'

Детство в художественном мире Л. А. Баевой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ КАРТИНА МИРА / S PICTURE OF THE WORLD / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / IMAGE / ДЕТСТВО / CHILDHOOD / СКАЗКА / FAIRY-TALE / AUTHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уметбаева Е.Ю.

Статья посвящена исследованию детства в художественном мире поэтессы и прозаика Л.А. Баевой. Проанализирована, система тем и образов, связанных с реализацией детства как важного элемента авторской картины мира. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке к урокам по литературному краеведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детство в художественном мире Л. А. Баевой»

ДЕТСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Л.А. БАЕВОЙ

Уметбаева Е.Ю.

Канд. филол. наук, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

г. Орск

Аннотация

Статья посвящена исследованию детства в художественном мире поэтессы и прозаика Л.А. Баевой. Проанализирована, система тем и образов, связанных с реализацией детства как важного элемента авторской картины мира. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке к урокам по литературному краеведению.

Ключевые слова: авторская картина мира, художественный образ, детство, сказка.

Keywords: authors picture of the world, image, childhood, fairy-tale.

Художественный мир поэтессы и прозаика, члена Союза писателей России Любови Алексеевны Баевой очень самобытен. Поражая множеством необычных образов, он ведет читателя к основной идее автора - чувству любви, трепетному отношению ко всему живому, ко всему, что нас окружает: «Все-все на свете живо: //Гора, ветла, река».

Особую роль при воплощении данной идеи в творчестве Л.А. Баевой занимает детство. В сборниках «Безумные экипажи» (1993) и «Избранные стихи» (1998) намечаются пути творческого воплощения темы детства и его функции в художественном мире автора:

- связь детства с природой, которая мыслится как живое (прием олицетворения) и открытое создание;

- детство как этап жизни лирической героини, в котором все очень чисто, искренне и счастливо: «Казалось, в детстве я опять, // Где можно так любить, сиять, // Не отводя счастливый взгляд» («Благословляю вьюжный день...») [4,23];

- детство, детская улыбка - это состояние искренности и чистоты перед Богом: «Спят, улыбаясь, маленькие дети // И те, кто покаяния не знает».

(«Час покаяния»); «Ах, как улыбаются дети! // Как будто в раю побывали // И знают туда дорогу... » («Ах, как улыбаются дети!..») [4,116];

- искренняя детская вера и чистое непосредственное восприятие мира свойственны Творцу-художнику в процессе творчества: «Творит художник с детской верой, - // Тут иль молись, или кричи» («Вызов») [3,17].

Появляясь в ранних сборниках, как правило, в виде отдельных метафор и сравнений детство постепенно занимает все большее место в художественном мире автора.

Автор не избегает создавать образы детей, не вписывающихся в рамки обычных и благополучных. В конце 1990-х начале 2000-х гг. в трамваях или на городских улицах нередко можно было встретить детей-беженцев, которые пели популярные в то время строчки песни «Ветер с моря дул...» или «Напилася я пьяна.». Эти реалии жизни отразились в образах детей, занимающихся попрошайничеством, в стихах и прозе, показывая равнодушие взрослых и отзывчивость детей на подобные ситуации. При этом ребенок способен поделиться тем, что у него есть, отдав последнее, а взрослые, как правило, нет. И это равнодушие, в том числе и свое, автор осуждает:

«Мороз.Мальчишка круглолицый

Поет, лицо вверх запрокинув.

Поет, не глядя на прохожих.

У них нет глаз - есть только спины»

(«Беженец») [4,98].

Этот образ мальчика-попрошайки впервые появляется в сборнике «Избранные стихи», а позднее более развернуто дан в книге «На убывающей луне» в очерке «Бабий крик»:

«Эта встреча произошла в Орске на католический сочельник». Образ исповедальный, Автор исповедует свой проступок, судит себя за равнодушие и спешку. «Никто не свернул к мальчишке, за исключением одного неблагополучного на вид мужчины, который что-то сунул в карман

певцу». «Прошло три недели. Мальчишка как живой стоит у меня перед глазами. Он поет ... и не смотрит на меня» [7,14];

Равнодушию прагматичных взрослых противопоставлен мальчик Никита с собакой Бенчем, который отдает весь свой нехитрый запас монеток девочке-«беженке», просящей милостыню в трамвае, нараспев выкрикивая «начало песенного шедевра» (Напилася я пьяна.» - прим. Е.У.), и защищает ее от замечания пассажирки, становясь на сторону не по-детски усталой и расстроенной малышки [7,20].

В творчестве Л. А. Баевой есть детство послевоенное. В стихотворениях оно автобиографично и показано отдельными штрихами. В прозе ярко рисует военное и послевоенное детство рассказ «Нинка» из сборника «Сайгаки» [8,11-20].

Детство героини - детство голодное. В центре жизни труд взрослых и детей по добыче съестного. Еде даже посвящена отдельная главка: «семья делилась на добытчиков и нахлебников», а еще хлеб - «это было что-то особенное». Больная Нинка Синенькая - пятая, самая младшая в многодетной семье солдатской вдовы Евдокии.

Забота друг о друге всех членов семьи и, особенно, о Нинке помогает девочке выздороветь и спасает от голода. Детство в этом рассказе - это крепкие семейные и дружеские узы (брат водит Нинку, которая не могла ходить в детский сад сама, ставя ее больные ножки на свои ступни), сестренка Аня нарушила запрет мамы и тайно накормила сестру сметаной, не съев сама даже капельки, мальчик Юрка защищает от обидчиков, которые смеются над больной Нинкой (больной она стала в результате отморожения ног во время бегства от немцев), это дерзкие и иногда совсем не безобидные проказы Нинки.

Дети чисты сердцем. Евангельский лейтмотив «Блаженни чистые сердце яко ти Бога узрят» в творчестве поэтессы звучит, начиная с первых

сборников и укрепляется, расширяется в более поздних, все ярче и крепче сближая детские образы с мотивом христианской чистоты души:

«Спят, улыбаясь, маленькие дети

И те, кто покаяния не знает».

(«Час покаяния») [3,53].

«Ах, как улыбаются дети!

Как будто в раю побывали

И знают туда дорогу...

(«Ах, как улыбаются дети!..») [4,116].

В сборнике «Сказки для Дашеньки» подруга березы и змеи малышка Гульнара видит во сне ангела, малышка Юля наяву встречается с ангелом, залюбовавшимся красотой бабочки. Маленькой Настеньке в сказке «Заповедное место» белая птица добра и справедливости Арука дарит один из колокольчиков со своего крыла. Колокольчики - подарок Божественного посланника - Ангела.

Нередко роль ангелов-хранителей выполняют сказочные персонажи, например, лягушка королева Магда в одноименном рассказе, да и сами дети выступают ангелами-хранителями обиженных животных, чутко реагируя на зло, жестокость и несправедливость.

В творчестве Любови Алексеевны Баевой встречаются и злые, невоспитанные и просто несчастные, и оттого жестокие дети. Им, как правило, оставляется шанс к исправлению. Они меняются под воздействием ситуации и сами выбирают сторону Добра. Так случилось с мальчиком Власом в рассказе «Магда», который хотел бросить в костер сестру Лелю за то, что она сожгла его рогатку, из которой брат убил кукушку. Своим изменением, слезами сожаления о дурных поступках, искренним обещанием волшебной лягушке Магде никогда больше никого не обижать он спасает

сестру, и та превращается из куколки ручейника в маленькую девочку (сборник «Дашенькины сказки») [4].

Вот Петр хочет совершить поджог моста, чтобы развеселить несчастную девочку Настю и доказать свою храбрость, но останавливается добрым и рассудительным юношей-охранником Арсланом. Полуголодный мальчик становится другом Арслана и Капли Росы (души речки Ольховки). Именно ребенок Петя позже помогает возвращению счастья и радости в душу хозяина кафе Ашота, расчищает с друзьями захламленные берега речки. «Мир духов в его уме и душе очень просто уживался с миром людей и вещей» и Петру открывается Капля Росы (городская сказка «Капля росы»)

[5].

Вот избалованная рыдающая внучка мэра города требует чудо-цветок, но Цветок не продается, и мэр с внучкой уходят ни с чем.

Дети занимают особое место в сказках Л.А. Баевой. Ее сказки - это особый мир, где нет войн, никто никого не взрывает, никто никому не мстит, мир, в котором бережно относятся ко всему живому: будь-то растения, животные, горы или реки.

Хозяйка в этом мире добрая колдунья Лота. Дети в сказках не просто наблюдатели. Они активно участвуют в защите от жестокости животных и природы вопреки опасностя. На острове Онок в городе Ра, куда детей отвозит друг Лоты капитан Алан, обучают детей тому, как стать спасателями родной Земли, научиться распознавать зло и противостоять ему. Отряды «РА» не остаются равнодушными к чужой беде и действуют во всех уголках Земного шара [6].

«И каждый друг другу друг!» - лейтмотив сборника «Сказки для Дашеньки», рассчитанного на самых маленьких читателей.

«Дружить можно с тучкой, медведем, сверчком, мышкой, лосем, березой - со всем, что тебя окружает», - убеждает автор читателя-ребенка,

стараясь воспитать в нем мудрого взрослого, оберегающего все живое вокруг.

Именно маленькие дети выступают хранителями тайной дружбы с животными, сближая взрослых и старших детей с чудесным миром природы, миром добра и любви. Дети буквально тайно сохраняют жизнь маленьким друзьям: сверчку Цирлику, мышке Марфе, которые чуть позже привносят в душу одумавшихся взрослых радость и покой.

В мире детства в сборнике «Сказки для Дашеньки» все более широкую роль по сравнению с другими работами поэтессы начинает играть образ бабушки. Бабушка мудра, добра и также остро чувствует все живое вокруг. Она поддерживает детей в их любви к животным: бабушка Пети помогает внуку готовить к выступлению мышку Марфу, бабушка Гульнары Фаина дарит носки лесовичкам и поддерживает дружбу внучки с березой Алесей.

Особая бабушка показана в рассказе «Магда». Она - часть волшебного мира природы, видит ее жизнь, разговаривает «с грибами, муравьями, птицами», поет песни цветам. Именно этим она вызывает неприязнь у своего «нормального» и жесткого по характеру зятя Максима.

Бабушка Кира Алексеевна, или просто Кира, - современная деловая дама, рассудительная и добрая. Именно ей помогает в работе кошка с разноцветными глазами Лиза, которая может чувствовать плохих и хороших людей и этим уберегает Киру от множества потерь и неприятностей в делах. А позже Кира становится помощницей семьи, в которой жила Лиза.

В «Сказках для Дашеньки» намного больше, чем в других сборниках Любови Алексеевны встречаются добрые и отзывчивые взрослые, которые в своем отношении к миру близки к детям, признают и видят волшебный мир, вместе с детьми противостоят жестокости и способны помочь пострадавшим животным. Таким как сторожевая собака-пастух Тарзан, который лишился ног из-за жестокого и незаслуженного удара ленивого пастуха или лебедь с поврежденным от удара камнем крылом («Суслик Соломон»).

Вот отец с пониманием относится к дружбе сына Святослава и суслика Соломона, папа в сказке «Анюта и муравей» подсказывает Анюте толкать неподдающееся бревно вместе с друзьями, чтобы то оказалось в реке, т.е. стать похожей на муравьев в их дружной совместной работе. Папа видит чудесное перевоплощение тритона Були в старика в золотистой шляпе, который помогает упавшей в воду непоседе-малышке Юли, чем утешает плачущего котенка Ваську, и, не удивляясь, говорит об этом с улыбкой своей жене.

Родители привозят угощение зайцу Хопу и его семье после рассказов детей.

Образ хозяина ручья появляется и в другой сказке этого сборника «Паучок Тимка среди людей», где добрый паучок Тимка, не желающий ловить мух в паутину как все пауки, получает в дар от хозяина ручья необыкновенные способности, позволяющие помочь девочке Тане и защитить ее от волка, а «мамин чемодан» от вора. Храброго паучка Тимофея принимают с радостью отец и брат Татьяны.

Образ умершей мамы помогает мальчику Власу отыскать заколдованную сестру.

Детство, дети в последних сборниках Л.А. Баевой становятся частью «заповедного места» [1], который находится на ручье Янгыз-Карагай, охраняемый невидимой силой доброй колдуньи Лоты. Здесь есть место для волшебства королевы летающих снежинок Аинворты, необыкновенных танцев девочки Кати, здесь девочка Настя становится феей лягушки королевы Магды, люди, животные и растения дружат и помогают друг другу. А над ручьем парит белая птица добра и справедливости Арука. Дети вырастают, но остаются в сказке Заповедного места. Даже став взрослыми, они продолжают летать. Созидательный труд умных, добрых и талантливых взрослых меняют жизнь к лучшему, позволяет вырастить поколение хороших людей.

Сказка - это место, где брошенных, обиженные люди и животные обретают Дом, который так стремилась создать Л.А. Баева.

Итак, в данной статье представлен обзор воплощения детства в художественном мире Л.А. Баевой. Детство - это не просто временной промежуток, это состояние чистоты души, умение любить окружающий мир, чувствовать сказку. Это более высокий, нежели взрослый мир. Детство в творчестве автора проходит длинный путь, занимая с течением времени все более значимое место в художественном мире автора.

Литература

1. Баева, Л. Заповедное место: сказки / Л. Баева. - Орск: Издательство ОГТИ (филиала) ОГУ, 2016. - 123 с.

2. Баева, Л. Перекати поле: сборник стихов. / Л. Баева. - Оренбург-Самара: ООО «Тандем», 2014. - 152 с.

3. Баева, Л.А. Безумные экипажи. Стихи / Л.А. Баева. - Новотроицк: Новотроицкая типография, 1993. - 111 с.

4. Баева, Л.А. Избранные стихи / Л.А. Баева. - М.: Московский писатель, 1998. - 121 с.

5. Баева, Л.А. Капля росы: городская сказка / Л.А. Баева. - Орск: Издательство ОГТИ (филиала) ОГУ, 2014. - 45 с.

6. Баева, Л.А. Кот и сосулька. Сказки. / Л.А. Баева. - Оренбург: Печатный дом «Димур», 2010. - 226 с.

7. Баева, Л.А. На убывающей луне / Л.А. Баева. - Оренбург: Печатный дом «Димур», 2005. - 176 с.

8. Баева, Л.А. Сайгаки. Рассказы. / Л.А. Баева. - Оренбург: Печатный дом «Димур», 2009. - 100 с.

9. Баева, Л.А. Сказки для Дашеньки / Л.А. Баева. - Оренбург: Чернореченка, 2013. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.