Научная статья на тему 'Тема детства в новой деревенской прозе'

Тема детства в новой деревенской прозе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
247
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Якушева О. А.

Данная статья посвящена рассмотрению темы детства на примере произведений новой деревенской прозы (В. Киреев «Про белого бычка, Б. Екимов «Теленок», О. Белова «Егорка», В. Чугунов «Деревенька» и др.). Автором выявлены и показаны взаимосвязи душевного мира ребенка с жестокой реальностью современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема детства в новой деревенской прозе»

щей ролью изображения, вербальная часть лишь поясняет и конкретизирует визуальное). В качестве примера оппозитивных креолизованных текстов можно привести статью Mark H. Teeter "One octopus at a time, please" [8]. Статья посвящена проблемам изучения множественного числа существительных в английском языке. В качестве иллюстрации сложности данного языкового феномена автор статьи предлагает обратиться к образу всемирно известного Люка Браци, героя романа Марио Пьюзо «Крестный отец» и «Омерта», который тоже порой испытывает затруднение при выборе правильной формы множественного числа. Использование данной карикатуры привносит в текст газетной статьи известную долю иронии и юмора, которая значительно облегчает понимание данного языкового феномена.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что креолизованный текст предстает сложным текстовым образованием, в котором вербальные и иконические элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, которое имеет своей целью комплексное воздействие на получателя сообщения.

Список литературы:

1. Анисимова Е.Е. О целостности и связности креолизованного текста: К постановке проблемы // Филологические науки. - 1996. - № 5. - С. 67-75.

2. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) - М., 2003. - 128 с.

3. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В. Березин. - М., 2003. - 253 с.

4. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфе-ра - история / Ю.М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 447 с.

5. Олигви Д. О рекламе / Д.Олигви. - М.: Эксмо, 2007.

6. Хомский Н. Синтаксические структуры / Н. Хомский // Новое в лингвистике. - М., 1962. - В. II. - С. 412-527.

7. Шехтман Н.А. Понимание речевого произведения и гипертекст: учебное пособие / Н.А. Шехтман. - М.:Высшая школа, 2009. - 159 с.

8. The Moscow News. - 2010. - № 28.

ТЕМА ДЕТСТВА В НОВОЙ ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЕ

© Якушева О.А.*

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского,

г. Брянск

Данная статья посвящена рассмотрению темы детства на примере произведений новой деревенской прозы (В. Киреев «Про белого бычка,

* Аспирант кафедры Русской и зарубежной литературы.

Б. Екимов «Теленок», О. Белова «Егорка», В. Чугунов «Деревенька» и др.). Автором выявлены и показаны взаимосвязи душевного мира ребенка с жестокой реальностью современности.

В современной литературе тема детства оказалась вытесненной на периферию: реальность меняется настолько стремительно, что искусство просто не успевает за ней. «Современная литература для детей и юношества активно эксплуатирует и копирует штампы взрослых детективов и женских любовных романов»[1, с. 30], - замечает М.А. Черняк. Детские детективные истории и романы для девочек, изобилующие маркерами розового романа, рассказывая о влюбленностях, дружбе, предательствах одноклассниц, романтических путешествиях, часто издаются целыми сериями. В новой деревенской прозе 1990-2000-х гг. тема детства тесно связана с темой войны. Писатели показывают трудности военной и послевоенной жизни деревенских ребят, постоянно возвращаясь к прошлому нашей страны. Тема детства в новой деревенской прозе рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах: ребенок и природа, ребенок и власть, ребенок и утрата детства. Кроме того, в новой деревенской прозе есть ряд рассказов, где детство воспринимается как поэтическая картина, дополняющая психологическое восприятие ребенком как светлых, так и темных моментов прошлого.

Образы животных в литературе являются отражением гуманистического самосознания. В поэзии XIX века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. В пушкинский период бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Всё живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора. В художественных произведениях начала XX века широкое распространение получили образы диких животных (Маяковский, Бунин, Гумилев), исчезло преклонение перед зверем. Но «новокрестьянские поэты» вновь вводят мотив «братства человека и животного». Особое место в лирике С.А. Есенина занимают образы домашних животных, наделенных человеческими чувствами и мыслями. В его стихотворениях показано языческое одушевление природы и чувство слитности с нею человека. Она живет очеловеченной жизнью, одухотворена. Не природа сопоставима с человеком, а человек - часть природы. В новой деревенской прозе человек проверяется на гуманизм своим отношением к животному.

Рассказ В. Киреева «Про белого бычка» (2004) раскрывает перед читателями тему тяжелого послевоенного детства, не вызывая у них никакой аналогии со сказкой «Про белого бычка» (докучливой сказкой), в которой повторяется один и тот же фрагмент текста. В центре повествования находится многодетная семья, оставшаяся без отца-кормильца. Голод и нищета еще больше усугубляются весной 1948 года из-за потери коровы. Единственное, что осталось у них - теленок, которого мать хочет продать, чтобы отправить рассказчика в первый класс школы. Мальчику было поручено

ухаживать и беречь его: «Я же выхаживал бычка. Искал ему травку погуще и посочнее. Ближе к полудню он обычно наедался, ложился и долго хрумкал жвачкой, а потом дремал, то дергая ухом, то отмахиваясь хвостом от мух. Пока он дремал, я хватал мешок и бежал на колхозное поле за огородом, рвал там щирицу и вьюнок, а вечером, когда бычок заходил во стойлице во дворе, я клал ему траву»[2, с. 147]. Но безжалостный финансовый агент Енин забирает белого бычка, оставив семью без средств на существование. Настали другие времена, рассказчик стал взрослым человеком, но всю жизнь ему снится этот маленький бычок, постоянно напоминая о детстве.

Страшный, жестокий, выродившийся, деградированный мир деревни с пьянством, безработицей, воровством изображает Б.Екимов в рассказе «Те-лёнок»(2004). Мечта десятилетней девочки, желающей увидеть теленка и козлят, разбивается, столкнувшись с реальностью.

Она ловила с отцом рыбу на берегу реки, когда туда привели и искупали двух преступников. Братья Репины (любители выпить) украли и зарезали корову, а потроха оставили во дворе. Вскоре милицейская собака нашла их. Их вели по деревне: одного - со шкурой и ещё не родившимся телёнком, а другого - с головой коровы: «Девочка вышла из машины и, обомлев, глядела. На белом заснеженном льду лежала большая голова старухиной коровы Мани, приметная белым пятном на лбу. Рогатая, с прикушенным языком. Это было неестественно и страшно: белый снег и голова словно живая, глаза глядят. Рядом валялась коровья шкура и ни на что не похожий, но все же теленок в коричневой шерсти. Плоский, словно спущенный шарик, а значит, совсем неживой»[3, с. 8]. Увидев всё это, девочка начала плакать, едва успокоившись, она сказала отцу, что больше никогда сюда не приедет. Смерть животного воспринимается ребенком как трагедия мира, нарушающая родство душ человека и природы.

Тяжелая жизнь рано осиротевшего мальчика из брянской деревушки описывается в рассказе О. Беловой «Егорка» (2003). Образ Егорки можно сопоставить с образом Ваньки Жукова из рассказа А.П. Чехова «Ванька», который также как и главный герой данного рассказа оказался лишенным детства. С самого рождения он был очень слабым, часто болел, но, несмотря на это, стал рано трудиться, пытаясь помочь маме и бабушке по хозяйству: «Прежде всего носил воду из колодца небольшими ведрами, вдвое меньше обычных. Колодец находился далеко, почти на другом конце деревни, в низине. Егорка быстро сбегал туда, и ведра на коромысле со звоном раскачивались и подпрыгивали» [4, с. 110]. Мать его работала на ферме дояркой, не щадя себя, стараясь дать ребенку все самое лучшее. Нелепая случайность (удар коровы) стала причиной её смерти, крушением надежд и мечтаний мальчика.

В финале рассказа мы видим Егорку и бабушку, живущих в закутке на кухне у тети Маруси, стараясь никому не мешать. На протяжении всего повествования автор постоянно подчеркивает, что, несмотря на тяжелую жизнь,

трудное детство, душа мальчика не искалечена: он добрый и надежный друг, способный прийти на помощь, рискуя собственной жизнью.

Теме тяжелого детства посвящена и повесть В. Чугунова «Деревенька» (1991). Автор вспоминает свои детские годы, пришедшиеся на время правления Хрущева, незабываемое лето, проведенное у дедушки и бабушки вместе с двоюродным братом Сашкой. Страшные бабушкины сказки по вечерам, знакомство со старинными обычаями, их неудавшийся побег в город - все это оставило неизгладимый след в душе мальчика, наложило отпечаток на формирование детской души.

Произведение насыщено наивными, искренними и неподкупными чувствами, способными завораживать любого читателя. В финале повести звучит мотив гибели деревни: «Теперь нет ни деда, ни бабушки. Деревенька захирела, развалилась. На месте, где стояли дома уныло качается крапива да полынь» [5, с. 87].

Рассказ «Красное, желтое, зеленое» (1992) Е.И. Носова автобиографичен, повествует о трудных временах, когда коллективизация привела к голоду не только в деревне, но и в городе, где пытаются устроиться и жить бывшие односельчане. Произведения отличаются несколько необычной для Е. Носова остротой ситуации. Мать вынуждена «не узнавать» собственного сына и даже относится к нему более строго, чем к иным людям в очереди, чтобы сохранить право на ровное и беспристрастное отношение ко всем. А это для должности распределителя хлеба по карточкам совершенно необходимо. Психологическое потрясение ребенка стало одним из проявлений жестокой правды трудных лет.

Рассказ «Картошка с малосольными огурцами» (2001) Е.И. Носова может оказаться весьма интересными для человека, далекого от быта старой российской деревни. Приехавший на каникулы в деревню к бабушке внук воспринимает приметы прежних быта и жизни уже как экзотику. А его поход в подвал, подземелье, где хранятся не только огурцы, но и многочисленные открываемые в полутьме на ощупь неведомые предметы деревенского обихода, становится прикосновением к абсолютно ушедшей в прошлое жизни.

Повествовательница в рассказе Т. Текутьевой «Прилепы» (2007) вспоминает детство, деревню Прилепы, где живёт её бабушка в маленьком доме на краю деревни, летние каникулы, проведённые здесь: «Я сижу на широкой деревянной лавке и смотрю в окно. Там идёт дождь. Гроза. Потоки льются с небес широкими ручьями, укладывая в причудливый узор уличную пыль. Когда жарко, пыль мягкая и пушистая, толстым покрывалом лежит на дороге, готовая взлететь при каждом движении ветерка. Но сейчас пыль покорна ошеломляющим потокам воды. Вода и ветер властвуют и торжествуют. Они ищут берёзу у дома, заплетают и расплетают ей зелёные косы, ударяя их с размаху о забор» [9, с. 90]. Всё произведение пронизано светлыми и добрыми чувствами памяти о бабушке и детстве, в которое так хочется вернуться автору.

В рассказе В. Килякова «Письмо Сталину» (2009) тесно взаимосвязаны между собой темы деревни, детства и войны. Главный герой данного произ-

ведения - школьник Коля, отец которого попал в плен раненым, поэтому теперь участника войны постоянно вызывали для выяснения обстоятельств случившегося, не возмещая при этом никаких затрат на дорогу.

Мальчик, веря в силу и всемогущество Сталина, отправляет ему письмо, хотя автор показывает следующую ужасающую картину деревенского быта, обычную для того времени: «Избы покосились, соломенные крыши поросли мхом и лебедой. Шёл голодный сорок седьмой год. Картошку доедали, налоги выколачивали с прокурором из райцентра» [8, с. 75]. Но, несмотря на это, Сталин в понимании народа является воплощением лучших черт образа доброго правителя. Ребёнок ни за что не хочет отказываться от своих грёз, искренне веря в то, чего никогда не может быть.

Тяжёлое послевоенное детство одиннадцатилетнего Саньки Разина изображает В.Щепоткин в рассказе «Казнь С. Разина» (2010). В данном рассказе взаимосвязано рассматриваются темы утраты детства, ребенка и природы, при этом особо преломляется тема ребенка и власти. Постоянное чувство голода, безотцовщина - всё это оставило свой отпечаток на судьбе главного героя. Мальчика и его младшего брата Володю воспитывала бабушка, пока мама работала наливным диспетчером на железной дороге.

Санька любил наблюдать за звёздами, ходить на рыбалку. Он был неусидчив, легко менял привязанности, не мог долго заниматься одним и тем же делом. Однажды ему удалось поймать крупную рыбу, но для этого ему нужно было выдержать её сопротивление. Таким образом, в рассказе возникает тема противопоставления природы и человека. После этого мальчик умело расправился с группой подростков, которые пытались отобрать у него улов. Для того чтобы отомстить им, Санька Разин пишет листовки, приклеивает их на хлебные мякиши, пытаясь объединить своих ровесников для борьбы со старшими ребятами.

Вскоре, по просьбе бабушки, главный герой идёт к тёте, чтобы отнести ей рыбу. На обратном пути, проходящем через овраг, играющие недружелюбные подростки (среди которых были и его друзья, бросившие Саньку в самый опасный момент) напали на него. От злости он стал таким сильным, что расправился со всеми неприятелями и прыгнул в глубокий овраг, поранив до крови спину и ноги. Этот поступок помог мальчику утвердить своё положение в детском обществе. Жизнь Саньки - постоянная борьба за выживание и самоутверждение в непростом мире с его жестокими законами. Ребенку постоянно приходится доказывать свою значимость, отстаивая чувство свободы в сложных взаимоотношениях со сверстниками.

Произведения новой деревенской прозы тонко и психологически точно воссоздают душевный мир юного человека, познающего окружающий мир во всей его сложности и разнообразии, помогают школьникам найти ассоциации со своей реальной жизнью, выход за пределы собственной личности, приобрести важный психологический и нравственный опыт. Мир детства показан в тесной взаимосвязи с жестокой реальностью современности.

Список литературы:

1. Черняк М.А. Отечественная проза XXI века: предварительные итоги первого десятилетия. - СПб.; М.: Сага: Форум, 2009. - С. 30.

2. Киреев В. Про белого бычка // Наш современник. - 2004. - № 1. -С. 147.

3. Екимов Б. Теленок // Новый мир. - 2004. - № 8. - С. 8.

4. Белова О. Егорка // Октябрь. - 2003. - № 10. - С. 110.

5. Чугунов В. Деревенька // Наш современник. - 1991. - № 11. - С. 87.

6. Носов Е.И. Красное, желтое, зеленое // Знамя. - 1992. - №10. - С. 32-38.

7. Носов Е.И. Картошка с малосольными огурцами // Роман-журнал XXI век. - 2001. - № 1. - С. 6-9.

8. Киляков В. Письмо Сталину // Наш современник. - 2009. - № 5. - С. 75.

9. Текутьева Т. Прилепы // Наш современник. - 2007. - № 10. - С. 90.

10. Щепоткин В. Казнь С. Разина // Наш современник. - 2010. - № 3. -С. 120-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.