Научная статья на тему 'ДЕТСТВО КАК ЗАКОНОСООБРАЗНЫЙ ФЕНОМЕН БЫТИЯ'

ДЕТСТВО КАК ЗАКОНОСООБРАЗНЫЙ ФЕНОМЕН БЫТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ДЕТСТВО / ФЕНОМЕН / ОБЩЕСТВО / СЕМЬЯ / РЕБЕНОК / ДЕТИ / ПОТРЕБНОСТИ / БРАК / ВОСПИТАНИЕ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / CHILDHOOD / PHENOMENON / SOCIETY / FAMILY / CHILD / CHILDREN / NEEDS / MARRIAGE / EDUCATION / REGULARITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Разинкова О. И.

Автором ставится цель рассмотреть феномен детства с точки зрения номотетического познания, ориентированного на поиск общих, устойчивых, воспроизводимых и повторяющихся связей между явлениями. В качестве методологии была использована статья К. Х. Момджяна, в которой доказывается целесообразность применения номотетического познания в социальных и гуманитарных науках. В результате исследования было доказано, что детство как социальное явление подчиняется главному закону бытия закону развития. Феномен детства представляет собой законосообразный процесс благодаря существованию в жизни социума необходимых объективных, универсально повторяющихся связей. Сегодня тема детства становится глобальной проблемой всего человечества, так как прирост населения происходит не за счет рождаемости, а за счет увеличения продолжительности жизни населения. По этой причине многие эксперты предвещают такое явление, как «банкротство рождаемости». Задача автора доказать, что существование феномена детства зависит не столько от воли и желания человека иметь или не иметь детей, сколько от объективной, предзаданной цели существования, потребности продолжения рода, коммуникативных, информационных, организационных интересов, традиционных установок в обществе относительно семьи и т.д. Детство развивается согласно принципам детерминизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDHOOD AS A LAWFUL PHENOMENON OF BEING

The author aims to consider the phenomenon of childhood from the point of view of nomothetic knowledge, focused on the search for the general, as well as stable, reproducible and repetitive links between phenomena. As a methodology, the article by K. Kh. Momdzhyan, which proves the feasibility of applying nomothetic knowledge in the social and human sciences is chosen. As a result of the research, it was proved that childhood as a social phenomenon obeys the main law of being the law of development. There are objective, necessary and universally repetitive connections of social life, which transform the phenomenon of childhood into a lawful process. Today, the topic of childhood becomes a global problem of all mankind, since population growth is not due to the birth rate, but due to an increase in the life expectancy of the population. For this reason, many experts foreshadow such a phenomenon as “bankruptcy of the birth rate”. The author’s task is to prove that the existence of the childhood phenomenon is not so much dependent on the will and desire of a person to have or not to have children, but on an objective, predetermined goal of existence, the need for procreation, communicative, informational, organizational interests, traditional attitudes in society, for example families, etc. Childhood develops according to the principles of determinism.

Текст научной работы на тему «ДЕТСТВО КАК ЗАКОНОСООБРАЗНЫЙ ФЕНОМЕН БЫТИЯ»

ТЕОРИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ

УДК 122 Б 01: 10.24411/2071-6427-2019-10090

Детство как законосообразный феномен бытия

Автором ставится цель рассмотреть феномен детства с точки зрения номотетического познания, ориентированного на поиск общих, устойчивых, воспроизводимых и повторяющихся связей между явлениями. В качестве методологии была использована статья К. Х. Момджяна, в которой доказывается целесообразность применения номотетического познания в социальных и гуманитарных науках. В результате исследования было доказано, что детство как социальное явление подчиняется главному закону бытия—закону развития. Феномен детства представляет собой законосообразный процесс благодаря существованию в жизни социума необходимых объективных, универсально повторяющихся связей. Сегодня тема детства становится глобальной проблемой всего человечества, так как прирост населения происходит не за счет рождаемости, а за счет увеличения продолжительности жизни населения. По этой причине многие эксперты предвещают такое явление, как «банкротство рождаемости». Задача автора — доказать, что существование феномена детства зависит не столько от воли и желания человека иметь или не иметь детей, сколько от объективной, предзаданной цели существования, потребности продолжения рода, коммуникативных, информационных, организационных интересов, традиционных установок в обществе относительно семьи и т.д. Детство развивается согласно принципам детерминизма.

Ключевые слова: детство, феномен, общество, семья, ребенок, дети, потребности, брак, воспитание, закономерность.

О. И. Разинкова

Ассистент кафедры философии и культурологии Российского университета транспорта, г. Москва

E-mail: Oksana-mk@bk.ru

Oxana I. Razinkova

Assistant at the Department of Philosophy and Cultural Studies, Russian University of Transport, Moscow

Как цитировать статью: Разинкова О. И. Детство как законосообразный феномен бытия // Ценности и смыслы. 2019. № 5 (63). С. 115-125.

Современный социум характеризуется как общество риска, где размыты ценности, идет постоянная смена потребностей и предпочтений, хаотически и нелинейно выстраиваются многие социокультурные процессы, происходит быстрая смена ориентиров. Неустойчивость, вероятностность, разнонаправленность — все чаще именно такими характеристиками наделяются многие общественные явления. Быстрые темпы изменений в социальных институтах непосредственным образом затрагивают феномен детства. Именно в эту эпоху нестабильности в социально-гуманитарном знании особое внимание стало уделяться феномену детства и ребенку как объекту научного анализа. В первую очередь в связи с происходящими в мире демографическими тенденциями, когда прирост населения обеспечивается не за счет рождаемости, а лишь потому, что повсеместно увеличивается продолжительность жизни населения. Детство становится проблемой глобального масштаба, если учесть, что число пожилых людей, которые переступили порог 60 лет, в период с 1994 по 2014 год увеличилось вдвое, при этом превысив в 2018 году численность детского населения, не достигшего пятилетнего возраста [4]. На сегодняшний день на планете около 705 миллионов людей старше 65 лет, а тех, кому меньше пяти лет,— 680 миллионов [8]. По информации экспертов ООН, к 2050 году эта разница станет еще более значительной, и на каждого пятилетнего ребенка будет приходиться два 65-летних человека.

Большинство экспертов высказывают серьезные опасения сложившейся в мире ситуацией. Помимо увеличения продолжительности жизни многие современные семьи либо отказываются от детей в пользу собственного развития и построения карьеры, либо не хотят иметь много детей, ограничиваясь одним или двумя (в том числе из-за бюджетной составляющей, так как воспитание детей требует больших инвестиций). За последние 60 лет коэффициент рождаемости снизился с 5 до 2,4 рожденного на каждую женщину ребенка. Предполагается, что многие развитые страны ожидает такое явление, как «банкротство рождаемости», что может привести к дисбалансу в экономической и социальных сферах.

Насколько опасна и катастрофична сложившаяся ситуация касаемо феномена детства? Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к проблеме выявления закономерностей детства, взяв за основу но-мотетический способ познания социальных явлений, предложенный К. Х. Момджяном [11, с. 33].

К. Х. Момджян отмечает, что в социальных науках, как и в естественных, единичные и неповторимые события истории можно объяснить, рассмотрев стоящие за ними структуры, а именно универсальные законы поведения людей [11, с. 34]. Что же это за факторы, унифицирующие человеческое поведение, и почему именно благодаря им детство носит законосообразный характер?

В первую очередь К. Х. Момджян выделяет свойственные каждому человеку предзаданные цели существования, потребности, благодаря которым он способен жить и выживать [11, с. 34]. Согласно пирамиде А. Маслоу, половое влечение относится к физиологическим потребностям, удовлетворение которых приводит к тому, что человечество пока «не вымерло». Потребность продолжения рода является физиологической потребностью, так называемый импульс сохранения путем воспроизводства себе подобных выступает объективной необходимостью. Потребность продолжения рода — это в том числе необходимость биологического бессмертия путем передачи генов. Дети являются наблюдаемой формой реально ощущаемого бессмертия.

Создание семьи представляет собой процесс естественного развития взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Несмотря на эволюцию человеческих отношений, удовлетворение первичных потребностей возможно в первую очередь в семье. Семья же всегда предполагает репродуктивное поведение родителей. На протяжении многих тысячелетий дети были своего рода «домашним самострахованием», обеспечивая родителей в старости. Наличие семьи и большого количество детей выступало средством экономической выгоды участников домашнего производства, а также гарантом стабильности.

Сегодня вновь возвращается тенденция многодетности. Так, в 2017 году в России насчитывался 1 миллион 566 тысяч многодетных семей, что оказалось на 25% больше, чем было в 2010 году, после всероссийской переписи населения. Из них 100 тысяч семей имеют от пяти до семи детей, порядка 929 семей воспитывают 11 и больше детей [2]. С одной стороны, на многодетность оказывает влияние социальная политика государства, с другой,— средства массовой информации и особенно социальные сети. Несмотря на то, что большое количество детей в семье требует ответственности, материального обеспечения, повышенного внимания со стороны родителей, многие многодетные мамочки и семьи демонстрируют со своих страниц в социальных се-

тях успешную и комфортную жизнь. Многодетность стала своего рода трендом, «модным веянием», позволяющим женщине максимально включить свою ресурсность и в какой-то степени подняться на новый уровень возможностей. Многодетность уже не связывается с риском, влияющим на благополучие семьи в целом. Тогда как еще несколько десятилетий назад многодетные родители воспринимались окружающими как люди, которые не могут сдержать свою сексуальность и потому разводят нищету. По словам одной из многодетных мам-блогеров, дети и их количество трансформировались в некий вызов не столько обществу, как это было в 1990-е и начало 2000-х, сколько самому себе [7]. Ведь с многодетностью у родителей появляется особое мировоззрение, особое качество жизни.

Таким образом, биологическая потребность сохранения рода является определяющей характеристикой, объективной предзаданной целью существования, поддерживающей феномен детства на постоянном уровне, при этом подчиняясь принципам детерминизма. Существование феномена детства зависит не столько от воли и желания человека иметь или не иметь детей, сколько от первичных потребностей.

Еще одной важнейшей детерминантой, которая снижает индивидуальную вариативность поведения, является, согласно К. Х. Момджяну, система особых, неизменных на протяжении истории человечества потребностей, без которых субъекту некомфортно и невозможно жить [11, с. 34].

Яркий пример — потребность человека в безопасности, общении, внимании, заботе, нужности, уважении, признании, которые в первую очередь могут быть удовлетворены в семье. Рассматривая причинную обусловленность в ракурсе взаимосвязи, взаимодействия, можно предположить, что дети могут быть хорошей компанией для общения, они дают заряд эмоций, надежду на отсутствие одиночества и заботу в старости. В семье, а тем более большой, всегда можно найти поддержку. Поговорка «Моя семья — моя крепость» говорит о том, что, имея семью и детей, человек чувствует себя защищенным. Благодаря детям можно ощутить свою значимость и нужность, так как они чаще всего признают авторитет родителей, а те, в свою очередь, понимают, что их чада нуждаются в поддержке как материально, так и морально.

Решение зачать или не зачать ребенка, родить или не родить чаще

всего испытывает множественность влияний. Однако существуют некие объективные статистические законы, нивелирующие индивидуальную вариативность. В книге «Бытие» сказано, чтобы род человеческий плодился и размножался и наполнял землю. Помимо собственного желания иметь или не иметь детей на приятие данного решения влияют тенденции в общественном поведении. Дети являются гетерогенным запасом человеческого капитала, в обществе всегда приветствовались традиционные установки на нормативность выбора в пользу рождения ребенка. Народная поговорка гласит: «Пуст тот дом, в котором нет детского смеха».

Ребенок является той потребностью, без которой многие не представляют своей жизни. Интересно, что в современной психологии вопрос детерминации принятия решения о рождении ребенка представляет собой статичный процесс, не зависящий от времени и места проживания субъекта [5]. Это своего рода бессознательные установки, имеющие место в обществе. В статье И. С. Якиманской отмечается, что на принятие решения о рождении детей не влияют ни текущие условия жизни будущих родителей, ни их изменение, эта величина потребности в детях стабильна на протяжении жизни человека [12].

Таким образом, потребность в детях выступает объективно-реальным фактором взаимодействия супругов в семье, существующим как внепсихическая составляющая человеческого поведения. Субъект может лишь определять, что для него первостепенно, а что стоит на втором и последующих местах в иерархии его потребностей. Кто-то предпочитает иметь одного ребенка, кто-то — много. Для кого-то на первом месте работа, карьера и лишь потом рождение детей, а для других наоборот. В России, по состоянию на декабрь 2018 года, 20% семей не имеют детей. Эта цифра действительно большая. Однако, если посмотреть на причины, по которым в семье отсутствуют дети, то на первом месте проблемы со здоровьем.

Еще одним фактором, оказывающим детерминирующее воздействие на поведение людей, являются интересы как необходимость человека иметь своего рода медиаторы, чтобы создавать и применять предметы и объекты своих потребностей [11, с. 35].

Можно выделить несколько видов таких интересов. Это могут быть вещи и объекты практического назначения, способные физически воздействовать как на природную среду, так и социальную сферу жизне-

деятельности человека [11, с. 35]. Очевидно, что ребенок является объектом, который кардинальным образом изменяет жизнь родителей. Сначала ребенок существует как возможность. Возможность представляет собой состояние (ситуацию), когда существует одна часть детерминирующих факторов, но нет другой их части, либо детерминирующие факторы могут быть недостаточно готовы, чтобы возникло новое явление [1]. По словам А. А. Лиханова, детству всегда предшествуют двое. Повзрослевшие мальчик и девочка становятся юношей и девушкой, каждый со своим опытом прошлых лет, судьбой, воспитанием, социокультурной средой и — самое главное — готовностью создать союз [10]. То есть интересом быть вместе и воплотить возможность в реальность. Под действительностью можно понимать союз мужчины и женщины — это актуальное бытие, тогда как потенциальным бытием (возможностью) будет ребенок — это будущее, которое уже содержится в настоящем. Таким образом, в наличном бытии заложены предпосылки возникновения новой действительности [1].

Ребенок — воплощение накопленной жизненной энергии двоих, из плоти и крови возникшее. Философская максима гласит, что ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто, оно существует вечно. Выдающийся педагог Я. Корчак отмечает, что ребенок не может быть чьим-то, он, из плоти и крови возникшее существо, является общим ребенком всех предшествующих поколений [9, с. 75]. Уже на этапе планирования у родителей появляется интерес. Они часто задают вопросы: мальчик это будет или девочка, каким он / она будет, кем станет? Но интерес еще и в том, что никогда не известен ответ на эти вопросы. Каждый ребенок—уникален, еще в утробе матери он — субъект, наделенный своими качественными характеристиками. По словам Я. Корчака, с рождения он индивидуальность, со своим темпераментом, интеллектом и даже внутриутробными жизненными впечатлениями [9, с. 95]. Более того, дети не являются простым арифметическим действием, где сумма одних и тех же родителей будет идентична самой себе. В одной семье могут быть абсолютно разные по характеру, темпераменту дети, и каждый по-своему приносит в судьбу родителей изменения, заставляет смотреть на эту жизнь с разных, необычных сторон и углов.

Предметом информационных интересов, согласно К. Х. Момджяну, являются знаковые объекты, благодаря которым человек может изменять свои представления о мире и способах поведения в нем [11, с. 34].

Дети как никто могут повлиять на мировоззрение родителей. В первую очередь это интерес и восхищение чудом новой жизни. Дети — это, прежде всего, наличие безусловной безграничной любви внутри себя, это сила и энергия, которой хочется делиться со всеми. Материнство для женщины — это возможность созреть духовно, подняться на новый уровень, в какой-то степени испытать себя.

Интерес заключается в возможности развиваться вместе с детьми, неистребимом желании менять свою жизнь. В диалектическом детерминизме развитие предполагает необратимые качественные изменения, происходящие последовательно, где на каждой стадии появляются новые специфические закономерности [1, с. 367]. Семья — это не просто общность мамы, папы и ребенка, которые проживают под одной крышей. Это духовный союз, где изменения, происходящие у одного члена семьи, вторично обусловливают изменения других членов.

Появление детей в семье часто служит стимулом к развитию родителей, что, в свою очередь, опосредованно сказывается на ребенке. Благодаря родительству расширяются жизненные границы, когда приходится быть сильнее, мудрее, менять видение всего происходящего вокруг. Ребенок способен активизировать такие качества и черты характера родителей, которые не были задействованы ранее. Порой с рождением малыша родители становятся более решительными, настойчивыми, терпеливыми, гибкими, изобретательными, мобильными, так как теперь нужно отвечать не только за себя, но и за свое чадо. Как говорится в пословице, «дети — наши лучшие учителя». И действительно, с рождением ребенка появляется некоторое философское отношение к жизни, когда приходит осознание, что сейчас по-настоящему важно, а к чему стоит относиться намного проще.

Под коммуникативными интересами, которые выделяет К. Момд-жян, подразумевается взаимодействие людей друг с другом в ходе определенной деятельности [11, с. 35].

Семейная среда—это естественная среда взаимодействия. Повседневные отношения в семье всегда подразумевают общение между родителями и детьми, спектр которого достаточно многообразен. Помимо обмена информацией, словесной, поверхностной коммуникации, это еще и духовный контакт родителей и детей. В психологии является неоспоримым, что общение необходимо всем людям, несмотря на возраст, пол, социальную принадлежность, материальное положение,

место проживания. Общение родителей с детьми — это возможность побыть рядом с любимыми и близкими людьми, возможность сопереживать и радоваться, смеяться и плакать. Коммуникация возникает там, где есть общие интересы, возможность быть услышанным и понятым. Это первостепенная необходимость как для родителей, так и для детей. Радость семейного общения — это проявление семейного счастья.

Организационные интересы, обозначенные К. Х. Момджяном, представляют собой связи и отношения, возникающие между людьми для упорядоченной и эффективной деятельности коллектива [11, с. 35]. Детство порождает большой спектр человеческих взаимоотношений в мире: ребенок — деятельность, ребенок — природа, ребенок — познание, ребенок—человек, где главное действующее лицо, безусловно, ребенок, который пребывает в системе «семья».

Семья — это общность, самое ближнее и значимое социальное окружение. Совместная деятельность — необходимое условие существования семьи. Семейное поведение предполагает обоюдную брачную, репродуктивную, социализирующую, хозяйственную и другие виды деятельности. Чтобы были достигнуты актуальные семейные цели, такого рода деятельность требует согласованного поведения внутри семьи. Необходимо отметить, что на эффективную совместную деятельность оказывают влияние не только индивидуальные психологические характеристики членов семьи, но надындивидуальная психологическая структура, имеющая отношение к семье в целом [6, с. 97]. В семье как согласованной общности каждый имеет свои роль, статус, определенные задачи. И это зависит не столько от собственной воли человека, сколько от установленных в обществе норм, обычаев. Традиционно считается, что муж — это глава семьи, «добытчик», а жена — хранительница «семейного очага», уюта. Это некие неосознанные шаблоны культуры, усвоенные в процессе социализации.

Словом, вышеперечисленные интересы, имеющие детерминирующее воздействие, уменьшают область непредсказуемого в социальном явлении детства, ограничиваясь лишь личностно-индивидуальными реакциями. Коллективное поведение людей в отношении детей и семьи подчиняется неким объективным законам, нивелирующим индивидуальную вариативность, унифицирующим некоторые мнения, предпочтения и порой психические реакции.

К. Х. Момджян отмечает, что в социальной реальности часто спон-

танно зарождаются и развиваются социальные процессы, не зависящие от человеческой воли, желания и ожидания [11, с. 35]. Подобным образом происходило становление социального института семьи. Подчиняясь закону борьбы и противоположностей, психологические отношения в семье являются осознанием бессознательных мотивов и влияний, где конфликт выступает главным предусловием осознава-ния и перерастает в счастье и единство семьи [3, с. 260].

Итак, рассмотрев основные способы применения номотетическо-го познания в социальных науках, удалось выяснить, что в семье воплощен главный закон мироздания, а именно закон развития. Детство как закономерное социальное явление зависит от развития семьи, где на каждом ключевом этапе зарождаются новые возможности (дети), определяемые к существованию возникновением новых закономерностей (союз женщины и мужчины). Старые возможности превращаются в новую действительность, так происходит смена поколений, жизненный цикл семьи, когда дети становятся родителями, родители — бабушками и дедушками, дедушки и бабушки — прадедушками и прабабушками и т.д.

Благодаря существующим в обществе универсальным повторяющимся связям в виде союза мужчины и женщины детство представляет собой законосообразный процесс и подчиняется развитию как универсальному закону бытия.

Литература

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби: Проспект, 2003. 608 с.

2. Астахов П. Опора государства: число многодетных семей в России за шесть лет выросло на 25% // RT на русском [Электронный ресурс]. URL: https:// russian.rt.com/russia/article/372844-chislo-mnogodetnyh-semei-rossiya (дата обращения: 24.06.2019).

3. ДроноваТ. А., Дронов А. А. Семья как среда сосуществование миров // Семья, брак и родительство в современной России / отв. ред Т. В. Пушкарева, М. Н. Швецова, К. Б. Зуев. М.: Когито-Центр, 2014. 280 с.

4. Каковы последствия старения населения в мире для общественного здравоохранения? // Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/features/qa/42/ru (дата обращения: 01.06.2019).

5. Кисельникова Н. В., Данина М. М, Карпинский К. В. и др. Исследование принятия решений о деторождении в психологии репродуктивного поведения // Семья, брак и родительство в современной России / отв. ред Т. В. Пушкарева, М. Н. Швецова, К. Б. Зуев. М.: Когито-Центр, 2014. 280 с.

6. Ковалева Ю. В. Семья как объект исследования психологических основ регуляции поведения // Семья, брак и родительство в современной России / отв. ред Т. В. Пушкарева, М. Н. Швецова, К. Б. Зуев. М.: Когито-Центр, 2014. 280 с.

7. Ковтун Б. Как многодетность стала трендом. Рассуждает Ксения Часовских // 7Sisters [Электронный ресурс]. URL: http://7sisters.ru/children/62780-kak-mnogodetnost-stala-trendom-rassuzhdaet-kseniya-chasovskih.html (дата обращения: 10.06.2019).

8. Колосова О. Стариков в мире больше, чем детей: в чем опасность // doc.by [Электронный ресурс]. URL: https://doc.by/novosti/starikov-v-mire-bolshe-chem-detej-v-chem-opasnost (дата обращения: 10.06.2019).

9. КорчакЯ. Воспитательные моменты. Как любить ребенка. Оставьте меня детям (педагогические записи) / пер. с пол. Л. Стоцкой. М.: АСТ, 2017. 448 с.

10. Лиханов А. Философия детства // Независимая газета [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/ideas/2000-04-21/8_philosophy.html (дата обращения: 15.06.2019).

11. Момджян К.Х. Номотетическое познание в обществознании и гумани-таристике // Социальная философия науки. Российская перспектива. К юбилею В. С. Степина: мат-лы конф. Т. 5. Секция 4. СТС — эпистемологическая специфика обществознания / под ред. И. Т. Касавина, А. Ю. Антоновского, К. Х. Момджяна. М.: Альфа-М, 2014. С. 33-36.

12. Якиманская И. С., Каримова И. С. Некоторые психологические особенности репродуктивной установки рожавших женщин и женщин, состоящих на учете по бесплодию // Вестник ОГУ. № 12. 2005. С. 185-190.

CHILDHOOD AS A LAWFUL PHENOMENON OF BEING

The author aims to consider the phenomenon of childhood from the point of view of nomothetic knowledge, focused on the search for the general, as well as stable, reproducible and repetitive links between phenomena. As a methodology, the article by K. Kh. Momdzhyan, which proves the feasibility of applying nomothetic knowledge in the social and human sciences is chosen. As a result of the research, it was proved that childhood as a social phenomenon obeys the main law of being — the law of development. There are objective, necessary and universally repetitive connections of social life, which transform the phenomenon of childhood into a lawful process. Today, the topic of childhood becomes a global problem of all mankind, since population growth is not due to the birth rate, but due to an increase in the life expectancy of the population. For this reason, many experts foreshadow such a phenomenon as "bankruptcy of the birth rate". The author's task is to prove that the existence of the childhood phenomenon is not so much dependent on the will and desire of a person to have or not to have children, but on an objective, predetermined goal of existence, the need for procreation, communicative, informational, organizational interests, traditional attitudes in

society, for example families, etc. Childhood develops according to the principles of determinism.

Keywords: childhood, phenomenon, society, family, child, children,

needs, marriage, education, regularity.

References

• Alekseev P. V., Panin A. V. Filosofiya: uchebnik. 3-e izd., pererab. i dop. M.: TK Velbi: Prospekt, 2003. 608 s. [In Rus].

• Astahov P. Opora gosudarstva: chislo mnogodetnyh semej v Rossii za shest' let vyro-slo na 25% // RT na russkom [Elektronnyj resurs]. URL: https://russian.rt.com/russia/ article/372844-chislo-mnogodetnyh-semei-rossiya (data obrashcheniya: 24.06.2019). [In Rus].

• Dronova T. A., Dronov A. A. Sem'ya kak sreda sosushchestvovanie mirov // Sem'ya, brak i roditel'stvo v sovremennoj Rossii / otv. red T. V. Pushkareva, M. N. Shvecova, K. B. Zuev. M.: Kogito-Centr, 2014. 280 s. [In Rus].

• Kakovy posledstviya stareniya naseleniya v mire dlya obshchestvennogo zdravoohraneni-ya? // Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.who.int/features/qa/42/ru (data obrashcheniya: 01.06.2019). [In Rus].

• Kiselnikova N. V., Danina M. M, Karpinskij K. V. i dr. Issledovanie prinyatiya reshenij o detorozhdenii v psihologii reproduktivnogo povedeniya // Sem'ya, brak i roditel'stvo v sovremennoj Rossii / otv. red T. V. Pushkareva, M. N. Shvecova, K. B. Zuev. M.: Kogito-Centr, 2014. 280 s. [In Rus].

• Kolosova O. Starikov v mire bol'she, chem detej: v chem opasnost' // doc.by [Elektronnyj resurs]. URL: https://doc.by/novosti/starikov-v-mire-bolshe-chem-detej-v-chem-opas-nost (data obrashcheniya: 10.06.2019). [In Rus].

• Korchak Ya. Vospitatel'nye momenty. Kak lyubit' rebenka. Ostav'te menya detyam (peda-gogicheskie zapisi) / per. s pol. L. Stockoj. M.: AST, 2017. 448 s. [In Rus].

• Kovaleva Yu. V. Sem'ya kak ob"ekt issledovaniya psihologicheskih osnov regulyacii povedeniya // Sem'ya, brak i roditel'stvo v sovremennoj Rossii / otv. red T. V. Pushkareva, M. N. Shvecova, K. B. Zuev. M.: Kogito-Centr, 2014. 280 s. [In Rus].

• Kovtun B. Kak mnogodetnost' stala trendom. Rassuzhdaet Kseniya Chasovskih // 7Sisters [Elektronnyj resurs]. URL: http://7sisters.ru/children/62780-kak-mnogodetnost-stala-trendom-rassuzhdaet-kseniya-chasovskih.html (data obrashcheniya: 10.06.2019). [In Rus].

• Lihanov A. Filosofiya detstva // Nezavisimaya gazeta [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.ng.ru/ideas/2000-04-21/8_philosophy.html(data obrashcheniya: 15.06.2019). [In Rus].

• Momdzhyan K. H. Nomoteticheskoe poznanie v obshchestvoznanii i gumanitaristike // Social'naya filosofiya nauki. Rossijskaya perspektiva. K yubileyu V. S. Stepina: mat-ly konf. T. 5. Sekciya 4. STS — epistemologicheskaya specifika obshchestvoznaniya / pod red. I. T. Kasavina, A. Yu. Antonovskogo, K. H. Momdzhyana. M.: Al'fa-M, 2014. S. 3336. [In Rus].

• Yakimanskaya I. S., Karymova I. S. Nekotorye psihologicheskie osobennosti reproduk-tivnoj ustanovki rozhavshih zhenshchin i zhenshchin, sostoyashchih na uchete po be-splodiyu // Vestnik OGU. № 12. 2005. S. 185-190. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.