Научная статья на тему 'Детско-взрослое производство малочисленной школы. Экономический и воспитательный эффект'

Детско-взрослое производство малочисленной школы. Экономический и воспитательный эффект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немирич Татьяна Николаевна

В малочисленной школе села Кулиш Иркутской области, где всего около 50 учеников, несколько лет назад создано и успешно действует школьное детско-взрослое многопрофильное производство. Школа перестала обращаться к начальству и спонсорам с протянутой рукой о финансовой помощи. Она обзавелась сельхозтехникой, укрепила материальную базу образовательного процесса, даёт своим питомцам надёжную предпрофильную подготовку. Главное педагоги воспитывают в детях трудолюбие, ответственность за качество своей работы на производстве. И хотя в районе у кулишских учителей нет последователей, директор школы Т.Н. Немирич и её коллеги убеждены: возрождению села будут способствовать люди умеющие и любящие трудиться, а не бездельники. Об опыте этой школы рассказ её директора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детско-взрослое производство малочисленной школы. Экономический и воспитательный эффект»

ДЕТ СКО-ВЗРОСЛОЕ ПРОИЗВОДСТВО малочисленной школы

Экономический и воспитательный эффект

Татьяна Николаевна Немирич,

директор общеобразовательной школы № 16 д. Кулиш Чунского района Иркутской области

С

вою трудовую деятельность я начала после окончания Иркутского педагогического института. По распределению была направлена в Чун-ский район, где мне предложили два места: в посёлке Чунском городского типа и учителя математики в школе деревни Кулиш, находящейся от районного центра в 45 километрах, а дальше — вековая тайга... Выбор сделала в пользу сельской школы. Родом я из деревни, окончила сельскую школу и не понаслышке знакома с её проблемами, с особенностями.

Так в 1987 году приступила к работе учителем в 16-й Кулишской восьмилетней школе, где преобладающее население — потомки прибывших в начале прошлого века переселенцев-татар. Народ это крепкий, трудолюбивый, прибывший в таёжную глухомань по Столыпинской реформе.

Школа — печаль моя и радость

Школа того времени — это коллектив, в основном, временщиков, приехавших заработать, и выпускников средней школы, не поступивших по разным причинам в институты. Учителей местных — всего трое... Жители настороженно ожидали: когда же молодая приезжая учительница «катапультируется» отсюда. Но я осталась. С тех пор и работаю в школе. Она — моя жизнь, моя печаль и радость.

Печали начались очень скоро — политический, экономический и социальный кризис, поразивший российское село, не обошёл стороной и нашу деревню. Не избежал исчезновения крепкий Ку-лишский колхоз — главный союзник и помощник школы.

И в это самое нестабильное время — в 1995 году, я была назначена директором школы. Новое здание школы сдано в эксплуатацию год назад с массой

недоделок (строили его, как и везде на селе, шабашники).

Впоследствии винила себя в том, что вместе с коллективом молчаливо соглашалась с таким «строительством», где делалось всё как попало, спустя рукава... За это и поплатилась: через полгода рухнула крыша здания школы — не выдержали стропила из-за «экономии» горе-строителей. Благо, беда произошла вечером, никто не пострадал. В ту пору помогать нам никто и не собирался, даже начальство образовательное не приехало на место происшествия. Восстанавливали школу своими силами — всем коллективом: учителя, кочегары, подсобные рабочие. Это была своего рода репетиция: этим же составом несколько позже строили теплицу с подземным обогревом, помещения для скотного двора, мастерские для детей, просторный гараж для ещё отсутствующей техники. Всё это стоили от нужды: безработные родители, полуголодные дети, без желания работающие учителя, месяцами не получающие заработную плату. Мысль «как выжить?» в столь трудное время не давала покоя ни днём ни ночью. Мы мучительно искали выход из этой ситуации. И нашли. А подтолкнула к решению грустная бытовая ситуация.

.Накануне Нового года председатель сельсовета предупредил: «Денег на утренник выделить не можем, ищите спонсоров, просите. И мне дал адрес конторы ОРС (Отдела рабочего снабжения), не имеющей никакого отношения к нашей школе. Мне учинили допрос в ОРСе: почему к ним пришла, что нужно. Унизительно это было, тем более что вся спонсорская помощь — 2,5 килограмма конфет детям.

Это был мне урок на всю оставшуюся жизнь... А утром всё было решено: станем зарабатывать сами! Конечно, встретила сопротивление своих коллег. Много, очень много было вопросов, сомнений, проблем. Убедило одно: иначе, не выживем.

Будет у нас производство!

Провели, как теперь принято выражаться, «модернизацию» школьного образовательного процесса: в вариативную часть учебного плана ввели курсы: «Огородничество», «Машиноведение с основами сельскохозяйственной техники», «Хозяйка сельского дома», «Основы животноводства», «Традиции татарского народа». Программы согласовали с Главным управлением общего и профессионального образования Иркутской области, с областным Институтом повышения квалификации работников образования.

Параллельно с этим для организации производственного обучения, профессиональной ориентации школьников, производства сельскохозяйственной продукции для улучшения питания учащихся создавали подсобное хозяйство школы: завели кроликов, несколько овец, а вот завести корову не хватило средств. Обратилась к главе района Николаю Григорьевичу Иванову с просьбой предоставить ссуду на три года в размере 10 000 рублей. Спасибо ему — в нашем подсобном хозяйстве появилась бурёнка.

Замечу в скобках: как это ни грустно, найти поддержку, союзников со стороны коллег — директоров школ района не удалось. Хотя и семинары проводили, и в гости на праздники приглашали.

Одновременно на летний период мы покупали цыплят, для экономии средств выезжали на птицефабрику, что за 800 км на старенькой «Ниве». В очередной поездке, в конце апреля, чуть не погибли при переезде разбушевавшейся реки. Но цыплята сослужили добрую службу. В областной газете сообщили о конкурсе социальных проектов «Губернское собрание». Наш проект «Юный птицевод» был признан значимым. Губернатор Иркутской области вручил грант в размере 30 000 рублей. На эти деньги купили инкубатор на 550 яиц. И уже с 2004 года в учебный план школы ввели курс

«Птицеводство» — по 1 часу в неделю в 5—6-х классах. В осенне-зимний период ребята изучают теоретический материал и выполняют практические работы: делают кормушки и поилки для птиц, ухаживают за ними по графику. С середины февраля изучают теоретические вопросы инкубации, а в конце марта начинается первая закладка в инкубатор. Школьники сортируют яйца, укладывают в специальные решётки, что с первого раз очень сложно, потому что в отличие от гусинаго куриное яйцо необходимо укладывать вертикально. Через 6—7 дней овоскопируют, заносят все данные в электронные таблицы, высчитывают процент оплодотворённых яиц. Ученики также следят за влажностью в инкубаторе, ближе к сроку вывода устанавливают клетки, обрабатывают их и с нетерпением ждут начала наклёва.

Это не единственный производственный курс. В учебном плане школы их несколько:

• Птицеводство (5—6-й классы, 1 час в неделю);

• Зоогигиена с основами ветеринарии (7-й класс, 1 час в неделю);

• Выращивание растений (8—9-й классы, 0,5 часа в неделю);

• Защита растений (6-й класс, 1 час в неделю);

• Земледелие с почвоведением (8-й класс, 0,5 часа в неделю);

• Ведение молочного хозяйства (8-й класс, 0,5 часа в неделю);

• Машиноведение (сельхозтехника) (8—9-й класс, 0,5 часа в неделю);

• Огородничество (7-й класс, 2 часа в неделю);

• Агротехника растениеводства с основами агробизнеса (8—9-й классы, 2 часа в неделю).

Теоретические знания, полученные на факультативах, наши ученики закрепляют на практике

в летнем профильном лагере дневного пребывания, где труд, отдых и оздоровление не отделимы друг от друга. Место расположения лагеря — протока реки Уды в 13 км от деревни Кулиш. Школа организует также детские оздоровительные площадки кратковременного пребывания: каждый год две смены по 30 учащихся в каждой, и 17 учащихся принимает профильный лагерь.

Пребывание детей как на детских оздоровительных площадках кратковременного пребывания, так и в круглосуточном загородном лагере, на протяжении всех лет работы бесплатное. На необходимые статьи — транспортные расходы, медикаменты, культурно-массовые мероприятия — школа выделяет со своего счёта, оплату питания мы софинансируем бесплатными продуктами из своего подсобного хозяйства. Конечно, большая доля в финансовом плане ложится на школу. Поскольку мы участвуем в конкурсах социально-образовательных программ, то в случае победы получаем финансирование, которое нам очень помогает. Так, за образовательную программу «Пусть будут на речке чистые воды, и плавают в ней гусей хороводы» нам выделили как победителям 39 000 руб., а за программу «Я в хозяева пойду, пусть меня научат» — 29 000 руб. В профильном лагере мы реализуем свои образовательные программы.

Благодаря подсобному хозяйству школы, все курсы имеют практическую направленность. Так, факультатив «Птицеводство» помог учащимся овладеть навыками птицеводства от закладки инкубатора до выращивания взрослых кур и гусей. На факультативе «Животноводство» ребята учатся ухаживать за животными, заготавливать им корма.

Трудятся школьники с удовольствием, ведь труд — норма сельской жизни и, наверное, единственное средство благополучия.

С апреля по июнь делаем три закладки яиц в инкубатор, выводим по 350 цыплят за одну закладку. 270 цыплят оставляем и растим до взрослого состояния, а остальных реализуем в возрасте до 5 суток. Ведётся строгий учёт, дети знают, сколько они заложили яиц, какой процент яиц оказались после первого овоскопи-рования неоплодотворёнными, сами подсчитывают количество цыплят, процент вывода и экономический эффект. По ранее полученным заявкам принимают участие в реализации цыплят, выручку заносят в таблицу доходов.

Участвовали мы и в других проектах: «Я в хозяева пойду, пусть меня научат», «Пусть будут на речке чистые воды, и плавают в ней гусей хороводы», «Как нам сохранить село» и др. Все они получили на конкурсах материальную поддержку. Это позволило нам пополнить учебно-материальную базу, ввести в 2006 году предпрофильную подготовку, предопределившую введение профильного обучения в старшем звене школы. А в 2007 году в рамках национальной программы «Образование» школе был подарен столь долгожданный трактор «Беларусь МТЗ-82» с навесным оборудованием. Это обогатило предпрофильную подготовку школьников. Ребята используют трактор и для помощи сельчанам — он и огороды пашет, и дороги зимой чистит, и сено косит, и свозит его на школьную ферму.

Мы поставили целью — вырастить из нынешних сельских детей будущих специалистов — хлеборобов, животноводов, овощеводов. Им через несколько лет возрождать село, остановить отток из него трудоспособного населения.

Содержание образовательного процесса в школе максимально приближено к повседневной жизни детей, к реальной практике сельскохозяйственного производства и к соци-

" ТУ" «

альной жизни села. Коллективный труд на общую пользу стал стержнем школьной гуманистической воспитательной системы. Технологию воспитания мы взяли у Антона Семёновича Макаренко....

Сегодня в школьной жизни главенствует труд, порождающий гармоничные отношения детей и взрослых.

В нашей малочисленной школе — 47 учеников, 98% выпускников поступают на бюджетной основе в высшие и средние учебные заведения — в сельскохозяйственную академию, педагогические университеты и колледжи.

Производственный труд помог нам не только выжить, но и благополучно жить. Достаточно сказать, что в школе стопроцентный охват го-

рячим бесплатным питанием ребят. Правонарушений и преступлений среди учащихся нет, занятость учащихся во внеурочное время — 100%. Растёт качество обучения, отсутствует отсев, растёт мотивация детей к учёбе и производственному труду.

Экономика школьного производства

Это понятие — многофакторное. Пополняется учебно-материальная база школы. За последние три года приобретены компьютерная техника, инкубатор, холодильное оборудование для столовой, мебель, спортивное оборудование, спутниковая антенна. Проведён ремонт (вполне современный) классных комнат, установили пожарную сигнализацию, подключили Интернет.

В условиях, когда сельским школам ждать помощи неоткуда, мы выгодно отличаемся от других школ района. Благодаря вырученным с подсобного хозяйства средствам приобрели оргтехнику, спортивный инвентарь, морозильные камеры, пополнили библиотечный фонд. В школе каждый год за счёт заработанных школьных средств осуществляем косметический ремонт, проводим детские праздники.

Финансовые итоги школьного производства таковы. Школа заработала на продаже:

• рассады — 3 400 руб.;

• цыплят — 16 990 руб.;

• птицы — 12 070 руб.;

• мяса крупного рогатого скота, кроликов, баранины, кур — 23 469 руб.;

• молочной продукции — 15 669 руб.;

• вспашке огородов — 8 394 руб.;

• продаже яиц — 7 927 руб.;

• овощей — 39 720 руб.

Качество продукции — лучший показатель спроса. Всё делаем своими руками: выращиваем рассаду, собираем урожай, готовим корм для скота, закладываем яйцо в инкубатор, выводим птицу. В хозяйстве трудятся все — учителя, учащиеся, вспомогательный персонал. Привлекаем родителей — только на добровольной основе.

В экономике очень важный показатель — прибыль. Но этот показатель — не единственный. Наша задача — воспитать у детей жизнестойкость, уважение к себе, создать для них ситуацию успеха.

Практика убеждает: эффективная производственная деятельность оправдана и с экономической, и, что не менее важно, с образовательной и воспитательной точек зрения. Это дополнительная возможность углублять знания, получать профессиональные навыки. Это и существенный «оградительный фактор»: дополнительная занятость трудом бережёт от негативного влияния на детей безделья. И, конечно, это и фактор нравственный: школьники продолжают традиции предков, впитывают культуру своего народа, его бытия.

Всякие попытки построить будущее без того, чтобы дети работали руками — бессмысленны.

Огромную роль в производственном воспитании играет в нашем деле наследие великого педагога-реформатора Антона Семёновича Макаренко. И творческие конкурсы трудовых школ им. А.С. Макаренко, которые проводит журнал «Народное образование». В 2010 году в этом конкурсе участвовала и наша школа, заняла в нём 3-е место.

Все эти годы мы ведём наблюдения над сельскими школьниками, занятыми трудом, начиная с 1-го класса, до окончания школы и вступления в трудовую жизнь. Уже на начальном этапе исследования нам удалось проследить, что подростки 14—16 лет, принимавшие участие в производственном сельскохозяйственном труде и получавшие заработную плату за свой труд, добросовестно относились и к учебному труду. После окончания школы они органично включались в трудовую деятельность, отличались дисциплинированностью и высокой производительностью труда. Они бережнее относятся к машинам, орудиям труда, животным, природе. Ясно, что труд играет важную роль в формировании социальной компетентности выпускников сельской школы, способствует формированию их жизненного призвания.

При проведении исследования мы придавали большое значение организационным мероприя-

тиям. Необходимо было обеспечить единство воспитательных усилий школы и семьи, поддерживать постоянную связь с учителями трудового обучения, заведующим подсобного хозяйства школы, бригадирами — для правильного выбора видов труда, для его учёта и оплаты.

Требовалось также определить место классных руководителей, директора, его заместителей по учебной работе в руководстве производственным сельскохозяйственным трудом подростков сельской школы.

Разумеется, мы отдавали себе отчёт в том, что вовлечение всех подростков сельской школы в производственный сельскохозяйственный труд — дело нелёгкое, требующее активной помощи со стороны семьи. Педагогам школы удалось убедить родителей в правильности намеченного школой пути, и вот уже на протяжении нескольких лет родительская общественность оказывает нам большую помощь.

Классные руководители старших классов проанализировали все основные трудовые процессы школьного производства, ознакомились с ними практически. Зная теоретическую подготовку школьников, объём их практических умений и навыков, их индивидуальные интересы и наклонности, классные руководители подбирали для каждого ученика посильную работу.

Несколько лет назад с согласия родителей мы трудоустроили учащихся восьмого и девятого классов на работу в птичник, причём по бригадам: одна бригада работала в инкубатории, вторая ухаживала за молодняком птицы в течение месяца. Это был первый продолжительный труд 13 — 14-летних школьников. Большинство из них было уже приучено к физическому труду, но отдельные подростки относились к нему пренебрежительно. Классные руководители не только проверяли ход работы, но и сами принимали в ней активное участие, воспитывая своим примером, помогая в деталях осваивать профессию.

Мы увидели ещё один ценнейший аспект коллективного производственного труда: он помогает обнаруживать ленивых и нерадивых, подсказывает пути индивидуальной работы с ними. С другой стороны, с первого же дня работы стали выделяться учащиеся, которые и работали добросовестно, и стремились постигать все тонкости порученного дела.

Сущностным наблюдением стало то, что подростки осознают социальную ценность своей деятельности в обществе. А это уже гражданская позиция молодого человека.

Но вот что огорчает. Все эти годы работы по возвращению в школу производственного труда мы испытываем крайне противоречивые влияния на коллектив. С одной стороны, родители, утратившие веру в первостепенное значение труда в жизни человека, увидели, как меняются их дети. Они стали более активны в жизни, охотно включались в домашние дела, по-взрослому участвуют в семейном совете. За это они благодарны школе, охотно откликаются на наши просьбы, обращаются ко мне со своими социальными проблемами (с 2005 года меня избрали депутатом Чун-ской районой Думы первого созыва). В прошлом году зарегистрирована общественная организация — Попечительский совет школы. Родители одобряют овладение основами агробизнеса. Больше того: теперь дети несут в семьи передовые агротехнологии.

Мысль о том, что школьное производство должно быть передовым и высокоприбыльным, нам настойчиво внушали на курсах повышения квалификации, которые входят в программу Международного конкурса им. А.С. Макаренко. Среди технологий, которые нам рекомендовали — производство биогумуса с помощью дождевых червей.

В 2012 году я прошла обучение (в г. Коврове Владимирской области в корпорации Грин-ПИК) по теме «Дождевые черви и плодородие почвы». Теперь при школе есть вермиферма по выращиванию элитных дождевых червей и производству плодородного

биогумуса. Этот опыт переняли семьи наших учеников. Ребята участвуют в реализации социального проекта «Дождевые черви и плодородная земля». Выпускники успешно трудоустраиваются и готовы сами оплачивать своё дальнейшее образование, если не удастся поступить на бюджетные места. Всё это радует.

Но, с другой стороны, все эти 17 лет работы мы находимся в атмосфере внешней недоброжелательности и со стороны коллег — директоров школ, о чём я уже упомянула, и со стороны администрации. Несмотря на успешное участие в различных конкурсах, на полученные гранты и премии, мы не находим понимания и союзников в социальном окружении. В этом году школа стала призёром конкурса моделей агробизнес-школ на образовательном фору-ме-2015, который проводился в Прибайкалье. Нас не только никто из местной администрации не поздравил, но запретили публиковать на страницах районной газеты информацию об этом событии. Пишу об этом не из чувства обиды, а по причине полного недоумения: как при таком отношении к производственному труду мы будем поднимать село, увеличивать рабочие места, улучшать качество жизни сельчан?

Это ведь проблема не только нашей школы, а всей страны: труд перестал быть приоритетной категорией общественной жизни, перестал быть значимым и для подрастающего поколения. Последствия этого очевидны: выпускники сельских школ готовы идти куда угодно, заниматься чем угодно, либо совсем не работать и жить на пособия, — только бы не заниматься малопрестижным для них сельскохозяйственным трудом. Но мы не унываем, не опускаем руки. Напротив, энергично продолжаем совершенствовать начатое дело. — повседневный производственный труд старшеклассников, в основу которого легло педагогическое наследие великого учителя Антона Семёновича Макаренко. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.