Научная статья на тему 'ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / ТИПЫ И СТИЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ОБЩЕНИЕ / ТРЕНИНГ / YOUNG CHILDREN / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / PARENTAL ATTITUDES / TYPES AND STYLES OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / COMMUNICATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бахриева Н.А.

Рассмотрены основополагающие концепции детско-родительских отношений. Определено решающее влияние фактора взаимодействия родителей с детьми на психическое развитие детей раннего возраста. Проанализированы результаты исследования влияния детско-родительских отношений на коммуникативную деятельность детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN AND PARENTAL RELATIONS AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATION OF CHILDREN OF EARLY AGE

The fundamental concepts of parent-child relationships are considered. The decisive influence of the factor of interaction of parents with children on the mental development of young children is determined. The results of the study of the influence of parent-child relations on the communicative activity of children are analyzed.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

UDK 37.02

Бахриева Н.А. преподаватель кафедра психологии Узбекистан, г. Бухара

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Рассмотрены основополагающие концепции детско-родительских отношений. Определено решающее влияние фактора взаимодействия родителей с детьми на психическое развитие детей раннего возраста. Проанализированы результаты исследования влияния детско-родительских отношений на коммуникативную деятельность детей.

Ключевые слова: дети раннего возраста, детско-родительские отношения, родительские установки, типы и стили детско-родительских отношений, общение, тренинг.

Baxriyeva N.A.

Teacher of department psychology CHILDREN AND PARENTAL RELATIONS AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATION OF CHILDREN OF EARLY

AGE

Annotation. The fundamental concepts of parent-child relationships are considered. The decisive influence of the factor of interaction of parents with children on the mental development of young children is determined. The results of the study of the influence ofparent-child relations on the communicative activity of children are analyzed.

Key words: young children, parent-child relationships, parental attitudes, types and styles of parent-child relationships, communication, training.

Отношения родителей с детьми как культурно-исторический феномен в своем развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения, происходящие в обществе. В последнее время у специалистов, работающих с семьями, тревогу и озабоченность вызывают психологические проблемы отношения родителей и детей, а именно, сокращение времени и ухудшение качества общения родителей с детьми, снижение социального контроля и заботы о ребенке, увеличение количества разводов, возрастание числа неполных семей.

Детско-родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, а также особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Чрезвычайная значимость детско-родительских отношений в формировании личности ребенка привлекала внимание многих психологов самых различных школ и направлений.

Одним из определяющих направлений в концепции детского развития стала теория психоанализа, в которой ключевая роль отводится проблеме

отношений между детьми и родителями. Взаимосвязь между эмоциональным статусом индивида, его социальными взаимоотношениями, с одной стороны, и особенностями его взаимодействия с матерью (отцом) в детском возрасте -с другой, глубоко прослежена в концепции классического психоанализа З.Фрейда.

Изучение проблемы детско-родительских отношений в гуманистическом направлении психологии представлено в работах К.Хорни и Э.Эриксона. По мнению К.Хорни, в процессе развития человека «базовая тревога» определяется отношениями ребенка и родителей - агрессия взрослых по отношению к ребенку, отвержение ребенка, высмеивание его, очевидное предпочтение ему брата или сестры. Э.Эриксон подчеркивал принципиальную роль доброжелательного общения матери с ребенком для его нормального развития и формированию «чувства доверия к внешнему миру».

D.Baumrind предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль. E.S.Schaefer, R.A.Bell разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: «принятие-отвержение», а другой - стиль поведения родителей: «автономия-контроль». Каждая родительская позиция определяется выраженностью разных факторов и их взаимосвязанностью. Данные теоретические модели остаются практически единственными, дающими содержательное описание родительского отношения.

Подавляющее большинство современных западных исследований по этой тематике сводится к установлению зависимости между родительским стилем и поведением ребенка. D.Baumrind в цикле исследований попытался преодолеть описательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки. На основе своих наблюдений D.Baumrind выделяет 3 типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей: авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети; авторитарные родители -раздражительные, склонные к конфликтам дети; снисходительные родители -импульсивные, агрессивные дети. Автором выделено четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт: родительский контроль, родительские требования, способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий и эмоциональная поддержка.

Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и психического развития. Особая роль в развитии ребенка раннего возраста традиционно отводится фактору взаимодействия родителей с детьми. Как правило, поведенческие проблемы, трудности в обучении и нарушения социально-психологической адаптации, возникающие у детей,

служат проекцией отношений в семье. Корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.

В процессе постоянного контакта с ребенком родители должны формировать социально приемлемые способы поведения, помогать регулировать взаимоотношения с окружающим миром и осваивать разнообразные приемы организации поведения. Однако недостаточный уровень психологической грамотности родителей, их занятость и перенос собственного негативного опыта детско-родительских отношений на ребенка определяют важность активного привлечения семьи в образовательное пространство, включения родителей в психолого-педагогическую работу по оптимизации детско-родительских отношений. Психологи подчеркивают необходимость изучения и внедрения программ помощи семье и поддержки родителей именно в первые годы жизни ребенка.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Семейное воспитание содержит значительный психолого -педагогический потенциал, который может и должен быть использован в развитии эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка раннего возраста. Реализации потенциала ребенка может способствовать организация социально и личностно значимой, эмоционально привлекательной совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой складывается эффективное детско-родительское взаимодействие.

2. Тип детско-родительского взаимодействия тесно сопряжен с уровнем готовности родителей к организации совместной деятельности. Эффективное взаимодействие со своими детьми в состоянии организовать лишь родители с высоким уровнем готовности к такому взаимодействию, т.е. в достаточной мере владеющие знаниями о развитии ребенка и об особенностях их проявлений.

4. Психологическая помощь должна быть направлена на оказание содействия в формировании у родителей готовности к эффективному взаимодействию с детьми раннего возраста, которое структурно представляет собой единство эмоционально-мотивационного и практического компонентов.

Использованные источники:

1. Адлер, А. Воспитание детей, взаимодействие полов /А. Адлер. — Ростов н/Д, 1998. -256 с.

2. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста/М.Н. Аксарина. - М.: Медицина, 2007. - 304 с.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во «Союз», 2004. - 224 с.

4. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Изд-во «Питер», 2009. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.